Блок управления вентилятора кондиционера

Обновлено: 02.05.2024

При покупке комнатного кондиционера очень важно правильно подойти к выбору технических характеристик и ответственно отнестись к установке. По статистике наибольшая часть поломок кондиционеров происходит из-за их неправильной и неквалифицированной установки. Правильная последовательность подключения электрической схемы кондиционера - это залог его качественной и долговременной работоспособности. Если кондиционер все же установлен неправильно, то впоследствии могут проявиться следующие отрицательные характеристики: протекание конденсата внутрь помещения, утечка фреона и др.

Электрическая схема кондиционера

Существует два вида установки кондиционеров в помещениях: стандартная и нестандартная. Стандартная установка - самая распространенная, установка кондиционера недалеко от окна, так как компрессор располагается на улице. Возможно, выполнение установки в комнатах с выполненным ремонтом. Такая установка не является дорогостоящей и не занимает много времени.
Нестандартная установка кондиционера достаточно дорогостоящая и кропотливая работа, которую рекомендуется производить только в процессе ремонта помещения, так как она предполагает штробление стен.

Несмотря на то, какой вариант установки Вы выберите, во избежание всех негативных последствий, перед началом монтажа кондиционера и креплений, стоит выяснить важные моменты. Например, такие как схема внешнего соединения и электрическая схема, система электрообеспечения устройства, расположение вводных приспособлений, поперечное сечение проводов и будущие трассы кабелей, выяснить характеристику стены, задействованные для трассы электропроводки. Электрическая схема кондиционера должна соответствовать правилам устройства электроустановок и нормативным документам. Немаловажно участие профессиональной команды специалистов с необходимым оборудованием.

Схема подключения кондиционера

Электрическая схема подключения кондиционера включает прокладку наружных проводок, закрепляющиеся через каждые 50 см специальными хомутами. Электропроводка, укладывающаяся в коробы, крепится к стене с использованием клея и шурупов, а скрытая электропроводка располагается в углублениях в стене в гофрированных трубах, прикрепляющиеся хомутами.

При выборе места для установки кондиционера в первую очередь нужно позаботиться об эстетических характеристиках: дизайн и интерьер. Рекомендуется устанавливать кондиционер в подпотолочной области в месте, где не проводится много времени, так как прямые потоки холодного воздуха могут привести к простудным заболеваниям.

Схема холодильного контура

Ниже размещена схема холодильного контура кондиционера.

Схема взята не из учебника, а из сервисной документации производителя, поэтому и обозначения приведены на английском языке.

Схема неинверторного single кондиционера

Compressor - компрессор, "сердце кондиционера". Компрессор сжимает хладагент и прокачивает его по контуру.

Heat exchanger - теплообменник,

  • outdoor unit - внешнего блока, то есть конденсатор, охлаждает сжатый фреон ниже температуры конденсации
  • indoor unit - внутреннего блока - испаритель, в нём рабочее вещество испаряется, опуская температуру

Expansion valve - расширительный вентиль

По-другому ТРВ - терморегулирующий вентиль. Обеспечивает подачу необходимого количества хладагента.

В простых кондиционерах его роль выполняет капиллярная трубка, без всякой регулировки, в инверторных системах - электронный расширительный вентиль.

2-Way valve - двухходовой вентиль, то есть обычная задвижка, с двумя положениями - открыто и закрыто

3-Way valve - трёхходовой клапан, в кондиционере это сервисный порт, к которому подключается шланг манометрического манометра для измерения давления или заправки.

4-Way valve - четырёхходовой клапан, обеспечивает реверс хладагента для работы кондиционера в режиме обогрева

Strainer - фильтр, на данной схеме это фильтр-осушитель, так как установлен перед ТРВ (и после, так как система может работать в режиме реверса и хладагент меняет направление движения).

Его задача не допустить попадание влаги в тонкий канал ТРВ - так как влага его закупорит, не давая пройти хладагенту.

Muffler - глушитель

Стрелками указано направление движения фреона по контуру:

  • сплошной стрелкой - в режиме охлаждения
  • пунктирной стрелкой - в режиме нагрева

Также в более сложных и совершенных кондиционерах устанавливают:

  • датчики давления
  • отделители жидкого хладагента
  • линии перепуска
  • системы инжекции (впрыска) в компрессор
  • маслоотделители

Схема мульти сплит системы

Мульти сплит система - это кондиционер имеющий один внешний блок и несколько внутренних

Схема неинверторного мульти сплит кондиционера

В этом случае добавляются ещё несколько внутренних блоков, а также:

Distributor - распределитель, который расщепляет поток хладагента и направляет его в несколько внутренних блоков.

В схеме также присутствуют элементы, которые используются не только в мульти системах:

Receiver tank - ресивер.

Ресивер имеет несколько предназначений - защита от гидроудара компрессора, слив фреона при ремонте и т.д.

В данном случае это линейный ресивер, который не допускает попадание газообразного фреона в ТРВ

Электрическая схема кондиционера

Схема электрических соединений внешнего блока сплит системы:

Электрическая схема внешнего блока неинверторного кондиционера

Terminal - клеммная колодка для подключения межблочного кабеля для соединения с внутренним блоком.

N - электрическая нейтраль

2 - подача питания на компрессор с платы управления внутреннего блока

3 - подача питания на двигатель вентилятора для работы на 1-ой скорости

4 - подача питания на двигатель вентилятора для работы на 2-ой скорости

5 - подача питания на привод четырёхходового клапана для переключения в режим обогрева

Компрессор

C - common - общий вывод обмоток компрессора

R - running - рабочая обмотка компрессора

S - starting - фазосдвигающая обмотка двигателя компрессора, стартовая

Internal overload protector - внутренняя защита от перегрузки

Compressor Capacitior - электрический конденсатор, в данном случае рабочий (бывают ещё и пусковые, в настоящее время в кондиционерах не используются)

Fan motor - двигатель, мотор вентилятора

Thermal protector - защита от перегрева, обычно ставится непосредственно на обмотки двигателя и при превышении температуры разрывает цепь.

Fan motor Capacitior - рабочий конденсатор двигателя вентилятора

SV - solenoid valve - электромагнитный клапан, приводящий в действие механизм четырёхходового клапана.

Схема внутреннего блока кондиционера

Клеммная колодка

На клеммной колодке кроме межблочных соединений находятся и зажимы для подключения питания (питание может подводиться и наоборот - к внешнему блоку)

L, N - электрическая линия и нейтраль однофазного питания

Filter Board - плата фильтра, уменьшает уровень помех в сети питания

Control Board - плата управления - управляет всеми устройствами, получает данные со всех датчиков, выполняет терморегуляцию, выводит информацию для пользователя на дисплей, выполняет самодиагностику.

Электрическая схема внутреннего блока неинверторного кондиционера

Main relay - главное реле - силовое реле, подающее напряжение на компрессор.

Display board - модуль индикации, может представлять из себя линейку светодиодов, которые показывают наличие питания, выбранный режим, код ошибки или дисплей, на котором выводится ещё и температура.

Thermistor - термистор, терморезистор, датчик температуры

Room temp. - датчик температуры воздуха в комнате

Pipe temp. - датчик температуры трубки теплообменника, испарителя

Датчики температуры ещё могут находиться в:

    • пульте управления - для поддержания температуры в точке нахождения пульта (например ,режим "I Feel").
    • на входе, выходе и в средней точки испарителя

    Step motor - шаговый двигатель,

    Применяется для открывания жалюзийной решётки, шторки, закрывающей вентилятор

    За один шаг его вал отклоняется на небольшой угол, таким образом получается очень точно контролировать положение вала.

    Drain pump motor - дренажный насос, встроенный только у кассетных кондиционеров

    Float switch - поплавковый датчик уровня конденсата, только для кассетных кондиционеров

    Электрическая схема кондиционера видео

    Современные бытовые сплит-системы – достаточно сложные устройства, функционирование которых зависит от нескольких узлов. Выход из строя любого из них приводит если не к полному отказу климатической техники, то к невозможности исполнения части основных функций.

    Некоторые неисправности кондиционеров, способы устранения которых не требуют специальной подготовки, можно ликвидировать самостоятельно, более сложный ремонт проведут в сервисном центре.

    Типовые признаки неисправностей кондиционера

    Основных признаков отказа какого-либо из узлов кондиционера немного. При появлении любого из них следует немедленно отключить оборудование от питающей сети и попытаться выяснить причину сбоя (или же вызывать специалистов сервисного центра):

    Вариантов, которые можно включить в список еще множество, и каждый из них имеет собственные причины такой реакции (точнее, ее отсутствия) со стороны оборудования:

    К этому варианту неполадок основная масса пользователей относит отсутствие:

    • реакции на нажатие кнопок дистанционного или проводного пульта;
    • индикации на лицевой панели внутреннего блока;
    • забора воздуха из помещения и его возврата после охлаждения/нагрева;
    • характерного шума вентиляторов и компрессора;
    • перемещения жалюзи;
    • вращения лопастей вентиляторов, которое можно наблюдать через решетку на корпусе наружного и (при желании) на внутреннем блоке.
    • Кондиционер не охлаждает/не нагревает воздух

    Такая ситуация, как правило, описывается однозначно. При включении кондиционера работа узлов не отличается от обычной – запускаются вентиляторы и компрессор, устанавливаются в заданное положение или совершают качания жалюзи, нагнетается поток воздуха. Однако температура воздуха на выходе остается такой же, как и в помещении или отличается от нее крайне незначительно. Именно с таким проявлением неисправностей пользователи бытовых сплит-систем сталкиваются наиболее часто.

    • Нарушен временной цикл работы сплит-системы

    В этом случае кондиционер либо включается с задержкой от нескольких секунд до минут, либо после перехода в активную фазу охлаждения/обогрева отключает компрессор и вентиляторы через несколько секунд/десятков секунд. При этом времени в этой фазе недостаточно, чтобы набрать нужные параметры температуры в помещении.

    • Течь конденсата из внутреннего блока.
    • Обмерзание элементов конструкций и др.

    Без детальной диагностики определить неисправность, которая стала причиной такого поведения оборудования практически невозможно. Частично ее можно провести самостоятельно, но лучше поручить эту задачу специалистам сервисных компаний. В их распоряжении есть соответствующее оборудование и контрольно-измерительная аппаратура, более детальная документация на каждую модель климатической техники.

    Разобраться пользователю в проблеме самостоятельно поможет система диагностики кондиционера. Сегодня она работает практически на всех, даже самых бюджетных, моделях. Электронный блок проводит опрос установленных в системе датчиков и по их показателям, в случае возникновения неполадок, выдает коды ошибок на сервисном дисплее или в виде комбинации светодиодных индикаторов.

    Как правило, их можно найти в документации на сплит-систему, как и возможные причины их появления, и методы устранения неполадок. Следует отметить, что в большинстве случаев для ремонта потребуется вмешательство квалифицированного специалиста.

    Диагностика и устранение неисправностей кондиционеров

    Диагностировать сбои в работе кондиционера, если они не выдаются при самодиагностике – задача непростая, требующая представления о деталях и узлах в составе оборудования.

    Диагностика и устранение неисправностей кондиционеров

    Устройство сплит-системы, при всей его кажущейся сложности, легко понять даже без специальной подготовки. В него входят:

    • Испаритель с теплообменником (радиатором) во внутреннем блоке, предназначенный для отбора тепла из внутреннего воздуха обслуживаемого помещения.
    • Конденсатор с радиатором в наружном блоке, отводящий тепло в окружающее пространство.
    • Вентиляторы, создающие воздушный поток через радиаторы.
    • Компрессор, обеспечивающий необходимое для циркуляции фреона давление.
    • Электронный блок управления, принимающий сигналы задания и датчиков, выдающий команды управления на все узлы сплит-системы.

    Конденсатор, испаритель и компрессор объединены трубопроводами в охлаждающий контур, в котором происходит циркуляция хладагента, переносящего тепло. В каждом из этих устройств возможны неисправности, приводящие к остановке работы или неверному функционированию кондиционера.

    Охлаждающий контур

    Пожалуй, единственной аварийной ситуацией в охлаждающем контуре следует считать разгерметизацию, вызывающую утечку хладагента.

    Охлаждающий контур

    При некачественном монтаже, разрушении герметизирующих и монтажных деталей (например, при появлении трещины в фиксирующей патрубок гайке), коррозии магистралей появляются дополнительные места утечек. Расход фреона превышает штатные показатели, кондиционер теряет производительность и скорость набора температуры, проявляется обмерзание деталей и т.д.

    Однозначно диагностировать течь хладагента конечному пользователю сложно:

    • Он не располагает необходимой аппаратурой для оценки количества оставшегося в системе фреона. Показатели, по которым он может судить о состоянии контура – температура трубопроводов и радиаторов, давление в системе. Однако и эти измерения требуют специальных приборов — как минимум, крепящихся к поверхности термометров и манометрического узла (коллектора) и навыков обращения с ними.
    • В некоторых случаях судить о месте утечки можно по потекам масла и налипанию пыли, однако такой метод нельзя считать достоверным и работающим во всех случаях.
    • Даже если потеря герметичности не вызывает сомнений, возникает проблема с поиском конкретного места утечки.

    Для этого применяются различные методы:

    • Погружение в воду;
    • Использование мыльного раствора;
    • Применение ультрафиолетовых красителей и ламп;
    • Работа с течеискателями различных конструкций.

    Устраняют протечку хладагента в следующем порядке:

      Отключают сплит систему от сети.
    1. Проводят визуальный осмотр магистралей, уделяя особое внимание местам соединения, качеству завальцовки и целостности арматуры.
    2. При необходимости производят поиск мест разгерметизации (может потребоваться удаление фреона из системы, ее закачка азотом).
    3. Протечки ликвидируют заменой деталей, пайкой проблемных мест, обрезкой патрубков в местах соединений с повторной завальцовкой. Работы ведут на системе без хладагента.
    4. Проводят опрессовку контура.
    5. Выполняют вакуумирование.
    6. Заправляют систему фреоном.

    При наличии необходимого оборудования выполнить все работы можно самостоятельно. Однако в сервисном центре ремонт будет выполнен качественнее и быстрее.

    Все необходимые материалы можно приобрести в том же сервисном центре. Там также предоставляют оборудование (вакуумные станции, манометрические коллекторы и пр.) напрокат.

    Вентиляторы

    К основным неисправностям вентиляторов наружных и внутренних блоков сплит-систем относят:

    • Поломку лопастей (чаще встречается на внешних блоках, где наблюдается обмерзание, возможно попадание крупного мусора).
    • Обрыв проводников обмоток двигателей (межвитковое короткое замыкание или на корпус устройства) или их обрыв.
    • Деформация вала и заклинивание.

    Поломка лопастей чаще встречается на внешних блоках

    Неисправность внутреннего блока

    • В трехфазных системах – неправильное чередование фаз или подключение меньшего их количества.
    • В вентиляторах с двигателями переменного тока – выход из строя конденсатора на обмотках.

    Провести качественную диагностику пользователь сможет, пожалуй, только для первого пункта списка – поломки лопастей. Она определяется визуальным осмотром. Что касается замены крыльчатки, провести ее без проблем получится только на осевых вентиляторах наружного блока.

    Во внутреннем, как правило, применяются центробежные конструкции, во многих из которых крыльчатка объединена с ротором двигателя. В этом случае единственным вариантом ремонта станет замена.

    Для диагностики остальных проблем следует:

    1. Обесточить систему.
    2. Отсоединить проводники, идущие к электронному блоку.
    3. Провести замеры сопротивлений обмоток (рабочие величины производитель указывает в технической документации).
    4. Проверить конденсатор обмоток.
    5. Если проблем не выявлено – подключить проводники, включить систему, провести замеры напряжений и токов (требуется соблюдение правил электробезопасности, необходим соответствующий допуск).

    По результатам измерений делают вывод о работоспособности вентилятора и необходимости его замены (восстанавливать оборудование в кустарных условиях не следует).

    Заменой всего узла устраняют и другие проблемы – заклинивший вал, износившиеся подшипники и пр.

    Компрессор

    Компрессор кондиционера

    Признаками неисправности компрессора могут служить:

    • задержки включения кондиционера;
    • нарушения цикла работы;
    • наличие характерного гудения (при этом кондиционер не включается).

    Причинами могут быть пробой и обрыв проводников, в устройствах переменного тока выход из строя конденсаторов, отказ клапанов (ТРВ или четырехходового), заполнение картера фреоном и пр.

    Диагностику проблем и ремонт проводить собственными силами не рекомендуется, даже когда есть полная уверенность в необходимости замены деталей и узлов. После их замены, скорее всего, потребуется регулировка датчиков, которую без полного доступа к возможностям, прежде всего электронного блока, выполнить затруднительно.

    Электронный блок управления

    В современных системах именно сложная управляющая электроника становится наиболее частой причиной отказов климатической техники. Подобные ситуации возможны вследствие перенапряжений и просадок напряжения в питающей сети, воздействия грозовых разрядов, грубого нарушения требований технической документации (например, подключение электрооборудования без заземляющего провода) и пр.

    Схема внутреннего блока кондиционера

    Электронный блок управления

    Точно установить наличие проблем в работе электронного блока, их характер и провести ремонт могут только специалисты, обладающие соответствующим уровнем подготовки и допусками. Решает проблему обращение в сервисный центр.

    Даже простая замена электронного блока должна выполняться специалистами сервисной компании. В противном случае возможны проблемы с настройкой сплит-системы и полный отказ. Кроме того, неквалифицированные действия могут привести к выходу из строя других узлов системы, что существенно усложнит дальнейший ремонт и поднимет его стоимость.

    Важнейшее правило, которое нужно знать владельцам сплит-систем – нельзя пренебрегать регулярным обслуживанием и чисткой кондиционера! Большинство проблем в работе системы является не следствием неисправностей, а результатом загрязнений и устраняется простой очисткой. Кроме того, периодическое обслуживание является лучшим средством профилактики аварий.

    Вопросы и ответы

    Можно ли проверить работоспособность компрессора без доступа к наружному блоку (он установлен достаточно высоко)?

    Сделать это проблематично, кроме того, если будет выявлена неисправность, замена все равно потребует доступ к блоку. Лучше сразу обратиться к специалистам, в распоряжении которых есть соответствующее оборудование, в том числе, подъемное.

    В инверторных системах такого типа устанавливаются вентиляторы с двигателями постоянного тока, которым для пуска и работы не требуется конденсатор. Соответственно, его не требуется проверять и менять.

    Нередко советуют использовать для картера дополнительный нагреватель, если в системе нет такого штатного. Однако это лишь частичное решение проблемы, чаще потребуется проверка герметичности контура и дозаправка хладагентом.

    При включении сплит-системы хаотически мигают все индикаторы, блоки не стартуют, перезагрузка не помогает. Говорит ли это о полном выходе из строя блока управления и необходимости его замены?

    Печатная плата управления и индикации, датчики температуры, пульт дистанционного управления, фильтры, электродвигатели и крыльчатки вентиляторов, сервисные и 4-х-ходовые клапаны, контакторы и реле, термостаты, конденсаторы — это безусловно основные компоненты кондиционера, узлы и детали, из которых состоит любой кондиционер.

    Типы кондиционеров

    Устройство кондиционеров различных типов (например, кассетного, канального, потолочного и колонного) приведены в таблице. Как видно, функциональная схема одинакова для всех, отличие вызвано лишь конструктивными особенностями внутренних блоков.

    Внутренний блок кондиционера

    Устройство кондиционера внутренний блок сплит-системы

    Схема настенного блока Mitsubishi Electric MSZ-LN25/35/50/60VG(W/V/B/R) серии PREMIUM.

    Передняя панель — пластиковая решетка, через которую внутрь блока поступает воздух. Панель легко снимается для обслуживания кондиционера (например, для чистки фильтров и т.п.)

    Фильтр грубой очистки — представляет собой пластиковую электростатическую сетку и предназначен для задержки крупной пыли, шерсти животных и т.п. Для нормальной работы кондиционера фильтр необходимо чистить, как правило, не реже двух раз в месяц.

    Испаритель — в результате продувки через радиатор воздух охлаждается, в нем происходит нагрев холодного фреона и его испарение.

    Горизонтальные жалюзи — регулируют направление воздушного потока по вертикали с помощью электродвигателей, управляемых лишь с пульта.

    Индикаторная панель (дисплей) — на передней панели кондиционера установлены светодиоды, показывающие не только режим работы кондиционера, но и сигнализирующие о возможных неисправностях.

    Фильтр тонкой очистки — бывает различных типов. Как правило, используется угольный (удаляет неприятные запахи), электростатический (задерживает мелкую пыль) и т.п. Наличие дополнительных фильтров не оказывает влияния на работу кондиционера, однако, меняет качество воздуха.

    Вентилятор — электродвигатель с турбиной, обеспечивает обдув испарителя и имеет, как правило, несколько скоростей вращения.

    Вертикальные жалюзи — для регулировки направления воздушного потока по горизонтали. В бытовых кондиционерах положение этих жалюзи можно регулировать только вручную. Возможность регулировки с пульта ДУ есть только в некоторых моделях элитных кондиционеров.

    Поддон — расположен под испарителем и служит не только для сбора, но и отвода наружу через дренажный шланг конденсата, образующегося на поверхности холодного испарителя.

    Штуцерные соединения — расположены в нижней задней части внутреннего блока. К ним подключаются медные трубы, соединяющие блоки.

    Внутренний блок комплектуется пультом управления для включения кондиционера, а также выбора режима работы и установки пользовательских настроек. Пульт управления может быть не только дистанционным, но и проводным.

    Наружный блок кондиционера

    Устройство внешнего блока кондиционера сплит-система

    Компрессор — бесспорно, сердце кондиционера: он сжимает фреон и поддерживает его движение по холодильному контуру. Подробнее с компрессорами к кондиционерам можно ознакомиться, например, в разделе компрессоры.

    Четырехходовой клапан — устанавливается в кондиционерах с тепловым насосом для того, чтобы менять направление движения фреона в режиме обогрева. При этом внутренний и наружный блок как бы меняются местами: внутренний блок работает на обогрев, а наружный — на охлаждение.

    Плата управления — устанавливается не только в инверторных и мульти-сплит-системах, но и в кондиционерах кассетного или канального типа. В обычных сплит-системах, как правило, всю электронику размещают только во внутреннем блоке.

    Вентилятор — создает поток воздуха, обдувающего конденсатор. В моделях небольшой производительности электродвигатель вентилятора имеет только одну скорость вращения. Такой кондиционер может стабильно работать лишь в небольшом диапазоне температур наружного воздуха. В моделях более высокого класса и мощности, рассчитанных на широкий температурный диапазон, а также, во всех полупромышленных кондиционерах электродвигатель вентилятора имеет 2 — 3 фиксированных скорости вращения или же плавную регулировку. Электродвигатели используются вместе с пусковыми и рабочими конденсаторами.

    Датчики температуры и давления, реле и контакторы — все это бесспорно важные электронные компоненты кондиционера, на показаниях которых постоен весь алгоритм работы системы.

    Конденсатор — радиатор, в котором происходит охлаждение и конденсация фреона: продуваемый через конденсатор воздух в результате нагревается.

    Фильтр фреоновой системы — устанавливается, как правило, перед входом компрессора и защищает его от медной крошки и других мелких частиц, которые могут попасть в систему при монтаже кондиционера. Разумеется, если монтаж выполнен с нарушением технологии и в систему попало большое количество мусора, то фильтр не поможет.

    Штуцерные соединения — сервисные клапаны — к ним подключаются медные трубы, соединяющие наружный и внутренний блоки, а также манометры.

    Защитная быстросъемная крышка — закрывает штуцерные соединения и клеммный разъем, используемый для подключения электрических кабелей. В некоторых моделях защитная крышка закрывает только клеммный разъем, а штуцерные соединения остаются снаружи.

    Схема кондиционера

    Так называемая взрыв-схема с обозначением абсолютно всех деталей и узлов, которые подлежат заказу у производителя, как правило, приводятся в сервис-мануалах на каждую конкретную модель. Знание партномера запчасти, безусловно, облегчает ее поиск при заказе у поставщика.

    К примеру, можно посмотреть и скачать вырезки из сервисной инструкции SAMSUNG:
    — внутренний блок кондиционера схема
    — внешний блок кондиционера схема

    Схема циркуляции хладагента

    Принцип работы кондиционера схема циркуляции хладагента

    Stop ValveЗапорный клапан
    Ambient temperature sensorДатчик температуры окружающей среды
    Discharge temperature sensorДатчик температуры нагнетания
    C-oil temperature sensorДатчик температуры теплообменника
    Indoor heat exchangerТеплообменник внутреннего блока
    Indoor unit Внутренний блок
    Stop ValveЗапорный клапан
    StrainerСетчатый фильтр
    Electronic expansion valveЭлектронный расширительный клапан
    Outdoor unit Наружный блок
    Discharge pressure switchДатчик давления на выходе
    4-Way ValveЧетырехходовой клапан
    CompressorКомпрессор
    AccumulatorСборник жидкости
    Suction temperature sensorДатчик температуры на стороне всасывания
    C-oil temperature sensorДатчик температуры теплообменника
    Ambient temperature sensorДатчик температуры окружающей среды
    Outdoor heat exchangerТеплообменник наружного блока
    Defrost temperature sensorДатчик температуры размораживания
    Электрическая схема сплит-системы

    Для поиска и устранения неисправностей инженер безусловно должен уметь читать и понимать электрические функциональные и принципиальные схемы. Однако, не все производители приводят электрические принципиальные схемы в сервис-мануалах. Это может быть вызвано не только требованиями политики конфиденциальности, но и уходом от ремонта на компонентном уровне к замене неисправной платы или узла целиком. Поэтому иногда достаточно определить неисправность на функциональном уровне. К примеру, ниже представлены электрические схемы внутреннего и внешнего блоков сплит-системы DAEWOO DSB-187LH.

    Принцип работы кондиционера

    Компрессор, конденсатор, дроссель (капиллярная трубка, терморегулирующий аппарат) и испаритель соединены тонкостенными медными трубками и в результате образуют холодильный контур. Внутри контура циркулирует хладагент (скорее всего смесь фреона с небольшим количеством компрессорного масла). В современных кондиционерах прежде всего используются фреоны R22 и R410A.

    Принцип работы кондиционера схема

    1 — конденсатор, 2 — терморегулирующий вентиль, 3 — испаритель, 4 — компрессор.

    Благодаря интенсивному обдуву конденсатора, хладагент остывает и вследствие чего переходит из газообразной фазы в жидкую с выделением дополнительного тепла: воздух, проходящий через конденсатор, нагревается. В результате на выходе конденсатора хладагент находится в жидком состоянии, под высоким давлением и с температурой на 10—20 °C выше температуры атмосферного (наружного) воздуха. Из конденсатора тёплый хладагент попадает в терморегулирующий вентиль, который в простейшем случае представляет собой капилляр (как правило, длинную тонкую медную трубку, свитую в спираль). На выходе терморегулирующего вентиля давление и температура хладагента существенно понижаются, часть хладагента при этом может испариться.

    После дросселирующего устройства (капиллярной трубки или ТРВ) смесь жидкого и газообразного хладагента с низким давлением поступает в испаритель. В испарителе жидкий хладагент переходит в газообразную фазу с поглощением тепла. То есть, воздух, проходящий через испаритель, остывает и далее газообразный хладагент с низким давлением поступает на вход компрессора и весь цикл повторяется.

    Подробное описание принципа работы системы кондиционирования на примере оконного кондиционера. На видео показано не только устройство кондиционера, но и описаны основные процессы протекающие в холодильном контуре, а также принцип фазового перехода хладагента.

    Этот процесс лежит в основе работы любого кондиционера, причем, он не зависит от его типа, модели или производителя.

    В последнее время в продаже появились универсальные платы для управления кондиционерами. Меня они заинтересовали, так как не всегда получается отремонтировать плату, например из-за механических повреждений, или когда не удаётся найти какую-то деталь для её ремонта.

    В продаже я обнаружил целую линейку этих изделий, от самых простых, до более-менее сложных. Естественно,производят их там же где и большинство всей техники - в КНР (Китай). Для эксперимента я приобрёл самую дешёвую модель QD-U02B и самую дорогую в линейке QD-U11A.

    Вот фотоотчёт о данных изделиях:

    Упаковочная коробка QD-U11A

    Упаковочные коробки красочно оформлены, на них указаны основные функции, что входит в комплект схема самой платы. Также присутствует логотип, но я так и не смог понять какой компании.

    Плата QD -U02B

    Плата QD -U11A

    Питание осуществляется с помощью выносного трансформатора и в том и в другом варианте, питающие реле установлены фабрики TAI NUO, номиналом 30 А для управления компрессором и 5 А для четырёхходового клапана и вентиляторов наружного и внутреннего блоков . Для соединения с реле используются стандартные клеммные разъёмы 0.8*6.4 мм. Драйверная микросхема для включения реле стандартная -ULN2004A, и сердце всей платы - простенький китайский микроконтроллер, которого вполне хватает для приёма сигналов управления с фотодатчика и нескольких температурных датчиков, а также управления несколькими нагрузками.

    Приёмная плата QD-U02B

    Приёмный модуль платы

    Приёмная плата первой платы выполнена без корпуса и содержит несколько индикаторных светодиодов, фото модуль и кнопку ручного управления, имеет размеры примерно такие же которые используются в обычных настенных кондиционерах, так что её можно вставить на место прежнего. Если это не удаётся, каждый элемент платы можно отсоединить друг от друга и установить отдельно, так как они имеют отдельное соединение с платой и не связаны друг с другом.

    Во втором случае в комплекте идёт отдельный модуль в корпусе, в котором есть индикация комнатной температуры и заданной с пульта температуры воздуха. Управлять вручную можно не только включением и выключением кондиционера, но и задавать температуру. Также есть индикатор работы, таймера и окошко фотоприёмника. С основной платой он соединён многожильным гибким кабелем приличной длинны, с разъёмом на конце. Также имеется незаметный кронштейн, который крепится двумя винтами, например, к стене или потолку, а уже на него легко одевается сам блок.

    Пульт управления QD-U02B
    Пульт управления QD-U11A

    Пульт из комплекта QD-U02B довольно аскетичен, имеет небольшой экран и минимум кнопок, но его вполне достаточно для выполнения своих функций.

    Пульт QD-U11A имеет более привлекательный дизайн, более информативный дисплей и выполнен из более качественного пластика.

    Подключение универсальной платы к кондиционеру

    В комплекте прилагается инструкция на английском языке где показано как соединить плату с кондиционером. Также есть схема на которой видно куда что подсоединять.

    Схема подключения кондиционера к плате

    Датчик температуры, приёмная плата и трансформатор соединяются стандартными разъёмами, так что их не перепутаешь.

    Для соединения с компрессором, 4х-ходовым клапаном и вентилятором наружного блока на плате расположены штыревые разъёмы, а в комплекте с платой идёт с десяток клемм типа "мама" (розетка) и прозрачной виниловой изоляцией для них. Нужно заметить, что в режиме "холод" на четырёхходовой клапан не подаётся напряжение, как и в большинстве кондиционеров, так что будьте внимательны.

    Для соединение с двигателем вентилятора на плате предусмотрены три реле, соответственно на три скорости. Соединяются также с помощью клемм на 6.2 мм., поэтому стандартный разъём придётся откусить и к проводам двигателя вентилятора присоединить эти клеммы, после чего одну из них пустить на общий провод, нейтраль, а остальные к выводам реле.

    Отрезаем разьём с двигателя вентилятора
    Вместо разьёма подсоединяем клеммы

    Хочу пояснить, что такая плата рассчитана на электродвигатели с дополнительными выводами обмоток, один провод общий, а другие идут с других обмоток, выяснить какой вывод относится к максимальной скорости,а какой к минимальной можно по сопротивлению - между общим выводом и выводом обмотки с наибольшей скоростью вентилятора будет меньшее сопротивление, и соответственно наоборот.

    Выводы на плате, которые соответствуют скоростям подписаны Hi - высокая, Med - средняя и Low - низкая.

    Разьёмы на плате для подключения двигателя вентилятора

    Отличие более дорогой платы от самой дешёвой такие:

    • наличие функции restart, то есть после отключения питания и последующего включения кондиционер будет продолжать работать в том же режиме, что и до выключения.
    • наличие датчика температуры испарителя,что исключает обмерзание внутреннего теплообменника
    • предусмотрен корпус в котором крепится плата, и уже в нём отверстия для крепления.

    Более подробно обсудить вопросы подключения можно на фору ме в этой теме .

    Качество изготовления плат.

    Пайка довольно приятная, дорожки покрыты лаком, на силовых дорожках дополнительное усиление припоем. А вот сама плата изготовлена из некачественного гетинакса, у меня при установке отломился угол, хорошо что на нём был только вывод для подключения компрессора,так что всё обошлось пайкой провода непосредственно к печатной дороже.

    Также неизвестно качество самих элементов,например долговечность реле, но первая из плат была установлена более года назад,пока нареканий нет.

    Стоит-ли использовать универсальные платы

    Платы вполне пригодны для установки в кондиционеры, но сфера применения ограничена:

    • только в кондиционерах "on-off" типа, то есть неинверторных
    • только в кондиционерах с двигателями вентилятора с дополнительными обмотками, если двигатель управляется с помощью ШИМ, твердотельным реле , то с этой платой кондиционер будет работать только на одной, максимальной скоростью (хотя можно, конечно, поставить гасящие резисторы).

    Если двигатели внутреннего блока питаются постоянным током BLDC, то совместная работа невозможна.

    QD-U11A можно использовать для управления канальными кондиционерами, а для применения в настенных лучше использовать с двумя датчиками температуры, например, QD-U03A.

    Универсальные платы для кондиционера используются, когда сложно найти деталь для ремонта климатического оборудования. В продаже имеется большая линейка моделей, отличающихся устройством и функционалом. Платы китайского производства реализуются в широком ценовом диапазоне.

    Описание дешевой модели QD-U02B и дорогой QD-U11A

    QD-U02B


    Устройства питаются с помощью выносного трансформатора. Реле для управления компрессором имеет номинал 30 А, для четырехходового клапана и вентиляторов – 5 А. Реле соединяется с рабочими элементами клеммными разъемами 0,8*6,4 мм. Простого микроконтроллера хватает, чтобы принимать сигналы управления с температурных и фотодатчиков.

    Приемная плата дешевой модели QD-U02B не имеет корпуса и оснащена индикаторными светодиодами, кнопкой контроля и фотомодулем. Размеры устройства позволяют устанавливать ее в обычные настенные модели. Если не получится вставить плату на место прежней, каждый элемент детали можно отсоединить и провести последовательный монтаж.

    Пульт управления оснащен небольшим черным экраном и небольшим количеством кнопок. Однако для выполнения всех функций платы его достаточно.

    QD-U11A

    Дорогая модель QD-U11A обладает отдельным модулем в корпусе. Она оснащена индикатором комнатной температуры. Вручную можно задать необходимую температуру воздуха. В элементе контроля имеется индикатор таймера и работы. С основной платой его соединяет гибкий кабель.

    Пульт отличается привлекательным внешним видом, имеет информативный дисплей и выполнен из качественного пластика.

    Пайка представленных плат отличается высоким качеством, дорожки лакированы, силовые дорожки дополнительно усилены припоем. Однако непосредственно элемент выполнен из некачественного гетинакса, поэтому при монтаже следует соблюдать осторожность.

    Как проявляется неисправность платы кондиционера

    При мигании светодиодов на внутреннем блоке и невозможности включить сплит-систему можно предположить, что произошел сбой в программных настройках. Их устраняют перепрограммированием элемента управления в сервисном центре по кодам.

    Схемы кондиционеров часто перегорают при скачках напряжения. Особенно чувствительны к перепадам инверторные аппараты. В таких случаях требуется ремонт платы или ее полная замена.

    Основные неисправности элемента управления и их причины:

    • Производители оборудуют схемы управления твердотельными коммутаторами, отвечающими за работу вентилятора. При сбоях в его работе можно заподозрить неисправность коммутаторов. Перед ремонтом обязательно проверяют сопротивление элемента. При значении близком к нулю микросхему необходимо выпаять.
    • Сбои в работе температурных датчиков и компрессора тоже указывают на неисправность схемы.
    • Если сгоревшая микросхема видна невооруженным глазом, замерять сопротивление не придется. Элемент управления сразу ремонтируют или заменяют.
    • В некоторых случаях монтажники допускают ошибку в межблочных подключениях, что тоже становится причиной выгорания платы. Часто сгорает стабилизатор напряжения, трансформатор и диодные мосты.

    При полном выгорании элемента управления требуется его замена.

    Стоит ли использовать универсальные платы


    Платы универсального назначения пригодны для монтажа в большинство кондиционеров, однако сфера их использования не выходит за определенные границы:

    При питании двигателей внутреннего модуля постоянным током BLDC, совместная работа универсальной схемы и кондиционера невозможна. Для настенных систем лучше выбрать модель QD-U03A.

    Отличия дорогих элементов управления от дешевых:

    • Встроенная функция restart. После выключения питания и его последующем возобновлении устройство продолжит работу в прежнем режиме.
    • Оснащение датчиком температуры испарителя. Этот элемент предотвращает обмерзание внутреннего теплообменника.
    • Наличие корпуса, на котором крепится элемент.

    Стоит разобраться и с особенностями установки универсальной платы в кондиционер.

    Замена элемента

    В комплекте с универсальной платой поставляется инструкция. В ней указано, как соединить элемент с кондиционером. В инструкции имеется подробная схема. Приемная плата, температурный датчик и трансформатор соединяются стандартными разъемами, поэтому при такой операции риск ошибки минимален.

    Для соединения платы с четырехходовым клапаном, компрессором и вентилятором на элементе имеются разъемы штыревого типа. В комплекте с деталью поставляется десяток клемм, а также прозрачная изоляция для них. В режиме охлаждения на четырехходовой клапан не подается напряжение, поэтому стоит соблюдать внимательность при подключении.

    Мотор вентилятора со схемой соединяют при помощи трех реле (для трех скоростей). Также они соединяются клеммами 6,2 мм, поэтому стандартный разъем откусывают и к проводам мотора вентилятора подсоединяют эти клеммы. Одну из них пускают на общий провод, нейтраль. Остальные соединяют с выводами реле.

    Универсальная плата управления кондиционером предназначена для эксплуатации с двигателями, имеющими дополнительные выводы обмоток. Один из проводов является общим, а другие идут с остальных обмоток. Провода с меньшим сопротивлением предназначены для питания вентилятора при работе на максимальных скоростях.

    На плате имеются выводы, подписанные в зависимости от скорости вращения вентилятора – Hi (высокая), Low (низкая) и Med (средняя).


    Порядок замены платы управления бытового кондиционера:

    • Отключить питание прибора.
    • Разобрать корпус или убрать крышку блока.
    • Вытащить элемент с пазов. Для этого придется открутить винты, отсоединить разъемы и провода.
    • Заменить деталь на новую и собрать модуль кондиционера.

    Все процедуры выполняются аккуратно, поскольку при незначительном повреждении платы устройство не будет работать.

    Проверка установленной платы

    Приемный модуль платы включает микросхему, в которой имеется датчик, система авторегулирования усиления и фильтры для подавления помех. На выходе имеются следующие выводы:

    Схема соединения простая – через несколько опциональных резисторов и конденсатор фильтра питания.

    Первый этап оценки работоспособности элемента – проверка соединения деталей между собой и с основной платой. Приемная микросхема проверяется по потребляемому току – от 0,5 до 1,5 мА. При завышенных показателях микросхему можно считать неисправной.

    Важно измерить напряжение на выходе:

    • при отсутствии сигнала оно равняется напряжению сигнала;
    • когда сигнал проходит, напряжение незначительно проседает.

    При повышенном показателе последовательного сопротивления (ESR) возможна неисправность конденсатора.

    Универсальная плата применяется для ремонта многих моделей сплит-систем, однако не каждой из них. Дешевые модели обладают минимальным набором функций, а дорогие обеспечивают полноценную эксплуатацию современных кондиционеров.

    Читайте также: