Что такое картер в кондиционере

Обновлено: 22.04.2024

Как устроена система кондиционирования в автомобиле?

Компрессор приводится ремнем от коленвала. Компрессор сжимает поступающий в него в газообразном состоянии хладагент. При сжатии хладагента выделяется много тепла.

Сжатый и нагретый приблизительно до 100° хладагент поступает в радиатор-конденсатор. Проходя через конденсатор хладагент охлаждается примерно до 45° и переходит из газообразного состояния в жидкое. Т.е. конденсируется. Находящийся на конденсаторе ресивер-осушитель накапливает жидкий хладагент. В его же колбе находится вещество-осушитель, который впитывает влагу после сборки и вакуумирования всей системы. В этой же колбе может присутствовать и фильтр, удерживающий продукты износа компрессора.

На нашем YouTube-канале вы можете посмотреть видеообзор про автомобильные кондиционеры.

Выбрать и купить компрессор кондиционера для вашего автомобиля вы можете в нашем каталоге б/у запчастей.

Из конденсатора жидкий хладагент под достаточно высоким давлением порядка 17 бар направляется в испаритель. На пути в испаритель он проходит через расширительный клапан или терморегулирующий вентиль. У этого клапана 2 функции: снизить давление хладагента и регулировать его подачу в испаритель. Проходя через расширительный клапан давление хладагента снижается до 4 бар. При этом хладагент испаряется и поглощает тепло из окружающей среды, охлаждаясь до 10°. При такой температуре он поступает в испаритель.


Вместо термовентиля может использоваться расширительная дросселирующая вставка, которая непрерывно дозирует подачу фреона в испаритель. В этом случае в испарителе собирается жидкий хладагент. В таком состоянии он не должен попасть в компрессор, что вызовет его гидроудар. Поэтому по пути к компрессору фреон попадает в отдельный аккумулятор, в котором он просто доиспараятся.

Испаритель относится к системе вентиляции салона. К нему вентилятор направляет воздух, попадающий в салон. В испарителе хладагент испаряется, отбирая тепло из окружающей среды. Т.е. он охлаждает и осушает проходящий сквозь испаритель воздух. Испарившийся в испарителе хладагент вновь направляется к компрессору.


Выбрать и купить испаритель кондиционера для вашего автомобиля вы можете в нашем каталоге б/у запчастей.

Аккумулятор-осушитель используется в системе кондиционирования с дросселирующей вставкой вместо термовентиля.

Вообще во время работы всей системы кондиционирования температура испарителя поддерживается на определенном уровне, порядка 10°. Регулирование производится всё в том же расширительном клапане, но в другом его контуре с термостатом. Это происходит следующим образом. Чем сильнее хладагент нагреется в испарителе, тем выше будет его давление. Это давление давит на мембрану термостата. Таким образом, чем теплее выходящий из испарителя хладагент, тем сильнее он давит на мембрану, а та через шток сильнее открывает шаровой клапан, который выпускает больше хладагента к испарителю.

Виды компрессора кондиционера в автомобилях

На автомобилях используются 3 вида компрессоров кондиционера. Самый распространенный тип: поршневые. Существуют варианты с переменным и фиксированным рабочим объемом. Соответственно в конструкции компрессора может быть от 5 до 7 поршней или 10 поршней. Поршневые компрессоры могут иметь как непостоянный, так и постоянный привод.

Менее распространены компрессоры роторного типа. Ротор может иметь лопасти либо представлять собой подвижную спираль, погруженную в такую же неподвижную спираль. Роторные компрессоры обоих типов распространены на японских автомобилях.


C 2012 года всё шире применяются компрессоры кондиционера с электрическим приводом и спиральным ротором.

Как работает компрессор кондиционера

Управляющий клапан компрессора кондиционера

Управляющий клапан присутствует у компрессоров переменного рабочего объёма. Клапан может иметь механическое или электронное управление. Данный клапан управляет перетеканием газообразного хладагента между картером компрессора и линией всасывания. Картер в данном случае – это полость позади поршней, в которой расположен качающийся приводной диск.

Как происходит изменение рабочего объема компрессора?

Когда необходима высокая производительность компрессора, на его вход поступает газообразный хладагент под большим давлением. Как мы знаем, его давление повышается, т.к. слишком много хладагента испарилось в испарителе.

Когда в испарителе испаряется меньше хладагента, то и давление на линии всасывания будет ниже. Для уменьшения рабочего объема цилиндров часть сжатого поршнями газа (хладагента) направляется в картер. Это давление давит на поршни сзади, заставляя их уменьшить рабочий ход.

Таким образом, изменение рабочего объема компрессора происходит за счет баланса сил на поршнях и под ними – в картере.


Качающийся диск

При изменении рабочего объёма компрессора происходит изменение угла качающегося диска. Тут надо понимать, что качающийся диск служит только для приведения в возвратно-поступательное движение поршней от вала компрессора. При этом диск обеспечивает гибкую связь поршней с собой. Диск не прикладывает никакой силы, которая способна заставить поршни изменить свой ход. Изменение хода поршней происходит только за счёт баланса давления газов.

Компрессорное масло

Помимо хладагента в системе кондиционирования присутствует специальное масло. Оно смазывает все пары трения. Масло циркулирует как по всему контуру, так и присутствует в картере компрессора. В зависимости от типа компрессора и применяемого хладагента используются разные типы масел, которые категорически нельзя смешивать друг с другом, т.к. может образоваться парафин, способный закупорить систему.

Компрессорное масло полностью прозрачное и почти бесцветное. Может иметь ярко зеленый цвет при наличии в нём красителя.

Неисправности и поломки компрессора и системы кондиционирования

Самая распространенная поломка системы кондиционирования – это утечка хладагента через негерметичные уплотнения или трещинки. При недостатке фреона снижается производительность системы кондиционирования. При совсем низком уровне фреона система может полностью отключить компрессор во избежание его поломки. Низкий уровень фреона определяется при его заправке по количеству и перепадам давления в системе. На крупную пробоину указывают потеки компрессорного масла. Хотя в большинстве случаев приходится добавлять в систему специальный краситель, видимый в ультрафиолете.

Врагами цилиндропоршневой группы или ротора компрессора являются повышенное трение из-за недостатка масла или повышенное давление хладагента. Также повышенное давление приводит к перегреву компрессора и масла, которое становится чересчур жидким. Эти факторы приводят к тому, что пары трения задирают друг друга, вся система засоряется алюминиевой пудрой.

Почему возникает избыточное давление хладагента? Первой причиной являются факторы, препятствующие нормальной конденсации. Это загрязнение конденсатора или неработающий вентилятор на нём. Также избыток давления может быть вызван лишним заправленным объемом хладагента.

Если в систему кондиционирования попала металлическая стружка, то ее нужно обязательно промыть и даже заменить испаритель и конденсатор. Иначе стружка очень быстро прикончит новый установленный компрессор.

Поломки других механических и электронных компонентов, таких как расширительный клапан, управляющий клапан довольно редки. Они проявляются в том, что кондиционер не холодит так, как надо, но при этом фреона в системе достаточно и утечек нет.

Муфта постоянного привода

Поршневые компрессоры кондиционера часто имеют постоянный привод. Т.е. их вал постоянно вращается при работе двигателя, никакого электромагнита в шкиве нет, провода к муфте не подведены.

Это значит, что в случае заклинивания вала компрессора или избыточного давления в его корпусе приводная пластина буквально разрушается: происходит обрыв в специальном предохранительном элементе или участке пластины. При этом разрывается связь между валом и шкивом компрессора. Также обрыв предохранительной пластины происходит из-за биения приводного ремня, неисправности натяжного ролика, заклинивании обгонной муфты генератора.

Возможны и другие поломки приводной пластины. Муфта постоянного привода, отслужившая большой срок, может начать стучать во время работы двигателя. Стук возникает из-за разрушения резиновых демпферов и появления люфта. Т.е. соединительные штыри приводной пластины будут стучать по пазам в шкиве. Через некоторое время игнорирование стука приводит к тому, что все штыри срезает, т.е. опять же разрушается связь шкива с валом компрессора.

На некоторых автомобилях используются компрессоры постоянного привода, в муфте которых нет эластичного демпфера, а используется амортизирующий грузик. Такие муфты разрушаются из-за проблем с натяжением приводного ремня.

Муфта постоянного привода вращается на подшипнике, посаженном на шейку передней крышки кондиционера. Если появляется люфт подшипника, то в большинстве случаев его можно заменить на новый. Но при этом посадочная плоскость на шейке не должна быть изношена.

При установке новой приводной пластины на многие компрессоры для автомобилей группы VAG крайне важно не забыть установить на вал компрессора регулировочную шайбу. Без нее при завинчивании пластина просто сломается так, как это задумано производителем в случае заклинивания вала компрессора.

Электромагнитная муфта

Второй вариант привода компрессора кондиционера – с помощью электромагнитной муфты. В этом случае шкив и вал компрессора не находятся в постоянном соединении. Шкив посажен на подшипник, установленный на шейке передней крышки корпуса компрессора, и свободно вращается от ремня навесного оборудования. С валом компрессора соединена приводная пластина с резиновым или пружинным демпфером. Внутри шкива находится электромагнитная катушка. Когда на нее подается напряжение, возникает магнитное поле, которое притягивает и прижимает к шкиву приводную пластину. В этом случае шкив и вал компрессора вращаются вместе как единое целое. Когда напряжение с катушки снимается, приводная пластина выходит из зацепления со шкивом: между ними создается зазор.


Чаще всего электромагнитная муфта начинает проскальзывать. А именно проскальзывает приводная пластина относительно шкива. Далеко не во всех случаях проскальзывание начинается из-за износа привалочных поверхностей муфты. Обычно в самом компрессоре появляется излишние давление хладагента, что сильно нагружает муфту и вызывает ее проскальзывание.

Ну а дальше процесс разрушения идёт очень быстро: трущиеся приводная пластина и шкив разрушают привалочные поверхности, при этом выделяется очень много тепла, которое запекает резиновые компоненты и может сжечь электромагнитную катушку.

От перегрева в результате пробуксовки муфту защищает термопредохранитель, который размыкает цепь питания электромагнита.

В некоторых видах муфт предусмотрен резиновый демпфер приводной пластины, который разрушается в том случае, если вал компрессора вращается с повышенным усилием или заклинил.

Люфт всей муфты возникает из-за износа подшипника и шейки передней крышки корпуса компрессора. Если шейка изношена, то и после установки нового подшипника шкив будет вращаться с люфтом и биением.


Подшипник муфты

Если разваливается подшипник муфты, то муфта гремит и люфтит во время работы двигателя. Если пренебрегать этими симптомами и не торопиться в сервис, то подшипник может провернуться и задрать шейку передней крышки компрессора. В этом случае даже после установки нового подшипника или муфты люфт шкива никуда не денется. Для полноценного ремонта придется покупать или новую переднюю крышку, или б/у компрессор. Также есть варианты с восстановлением шейки.

Также люфтящая муфта быстро изнашивает приводной ремень и его натяжной ролик.

Как выбрать б/у компрессор кондиционера на авторазборке?

Если компрессор непостоянного привода, необходимо проверить вращение шкива. Шкив должен вращаться легко, без люфта, биения и постороннего шума. Другими словами, он должен вращаться легко, ровно и бесшумно.

Далее проверяем вращение вала. При этом не должно быть посторонних звуков и шорохов. При вращении вала туда-сюда не должно быть слышно стуков.

Если из портов компрессора сочится масло, можно проверить его чистоту: масло должно быть прозрачным.

Обычную сплит-систему используют при температуре наружного воздуха в пределах от -5° до +43°C. Для охлаждения помещения в морозное время года при отметках градусника на улице до -30°C в ее внешний блок устанавливают низкотемпературный комплект или зимний пакет, в состав которого входят несколько отдельных компонентов. Он решает ряд важных технических задач, о которых далее пойдет речь.

Без такого оборудования производить зимний пуск кондиционера нельзя, так как это провоцирует поломку прибора в очень короткие сроки.

В этой статье будут рассмотрены наиболее часто задаваемые вопросы, касающиеся данного оборудования: в чем его предназначение, как оно устроено, каким образом производить его установку, возможна ли эксплуатация кондиционера в зимнее время не только на холод, но и на обогрев при такой защите.

Эксплуатация кондиционера в зимнее время

полная комплектация зимнего пакета

Прежде чем приступить к изучению основной темы, следует сразу оговорить, что использование защитного комплекса дает возможность только охлаждать помещение в морозы, обогрев же при этом исключен. Не стоит верить отзывам пользователей, которые установили зимний комплект для кондиционера и утверждают, что успешно им греются не первую зиму. Даже если оборудование при этом выходит из строя не сразу, то частый ремонт обеспечен в любом случае.

Прибора, обеспечивающего работу системы кондиционирования на тепло при низких температурах, просто не существует, так как это невозможно организовать чисто технически.

Дело в том, что рабочее вещество в кондиционере – фреон – при циркуляции по контуру поглощает тепло и отдает холод, за счет чего воздух охлаждается. Если данный процесс происходит в морозы, то теплообменник внешнего блока становится слишком большим или переразмеренным. Для устранения проблемы найдено рациональное решение – уменьшение его размеров с помощью замедления вращения вентилятора, которое обеспечивает замедлитель вращения или так называемый вариатор. Он входит в состав зимнего пакета на кондиционер и поддерживает необходимый обдув теплообменника вентилятором.

При работе кондиционера на обогрев теплообменник, наоборот, становится слишком маленьким или недоразмеренным. Решение данной проблемы пока не найдено, так как увеличить этот узел нельзя чисто физически. Из этого можно сделать вывод, что низкотемпературный пакет никак не влияет на качество обогрева и не способен его обеспечить.

Что вообще происходит при запуске кондиционера зимой на холод/тепло, когда градусник показывает ниже 0°C? Для нормального переноса тепла температура фазового перехода должна быть ниже температуры окружающего воздуха на 10-15°С. Если на улице градусник показывает меньше 0°C, то температура испарения будет минусовой. Это является причиной обмерзания теплообменника и падения производительности, так как здесь имеется прямая зависимость от давления испарения.

Попросту идет недостаток мощности для нормального испарения, и фреон начинает поступать на всасывание компрессора.

Те, кто допускают эксплуатацию кондиционера в зимнее время без дополнительного оснащения, рискуют испортить оборудование, так как чаще всего при нарушении установленных производителем температурных границ происходит гидравлический удар, перегрев компрессора из-за попадания туда фреона и его окончательная поломка.

Так как повысить производительность кондиционера при работе на обогрев в морозы невозможно ни с одним зимним комплектом, для получения тепла рекомендуется использовать тепловые насосы с увеличенным теплообменником.

Устройство и предназначение зимнего пакета

плата вариатора вращения с нанесенной принципиальной схемой установки

Что входит в состав стандартного зимнего пакета, устанавливаемого на кондиционер? Это:

  • замедлитель вращения вентилятора;
  • обогрев картера компрессора;
  • обогрев дренажа.

Первый компонент имеет еще несколько названий, которые можно встретить в инструкциях по установке зимнего комплекта на кондиционер или в профессиональной литературе: вариатор скорости вращения вентилятора, регулятор температуры конденсации и замедлитель скорости вращения вентилятора.

Его назначение – изменять производительность вентилятора наружного блока по давлению фреона и оптимизировать работу кондиционера в широком диапазоне температур наружного воздуха. Вентилятор при этом может замедляться или ускоряться в зависимости от электрической мощности, идущей на его электродвигатель. Состоит вариатор из:

  • платы;
  • соединительного кабеля;
  • температурного датчика.

Плата компактна и крепится на саморезы в отсек с электроникой, где доступ грязи, пыли и влаги исключен. Для установки предусмотрены специальные монтажные отверстия. Она имеет защиту из силиконового слоя и интеллектуальное управление. Температурный датчик необходим для контроля над температурой конденсации. Относительно его измерений происходит либо отключение, либо включение устройства. Чем холоднее, тем интенсивнее работа. При потеплении, как правило, у большинства современных зимних комплектов предусмотрено автоматическое отключение.

Обогрев картера компрессора обеспечивает теплый пуск кондиционера. Он подогревает масло в картере для нормализации его физических свойств, тем самым обеспечивая корректную работу компрессора. Если происходит холодный пуск, то масло вспенивается и заполняет полость компрессора, после чего происходит его поломка.

В сплит-системах отвод влаги из внутреннего блока производится через дренажный шланг, который чаще всего тянут на улицу. Зимой конденсат очень быстро замерзает. Обогрев дренажа устраняет эту проблему за счет подогрева выходящей трубки. На отводе не образуется наледь, а конденсат не заливает помещение.

Чаще всего этот элемент не может саморегулировать свою работу, поэтому на объекте при монтаже зимнего комплекта на кондиционер предусматривают отдельный выключатель, чтобы пользователь мог его отключить при повышении температуры.

Монтаж и подключение зимнего комплекта

устройство замедления вращения вентилятора

Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса о монтаже и подключении зимнего комплекта на кондиционер, следует отметить, что изначально он предусмотрен для on/off моделей. В инверторных системах надобность в плате управления отпадает, так как вариативность изменения скорости вентилятора уже заложена в модуле управления внешним блоком. В них требуется лишь обогрев дренажа и картера компрессора, то есть установка предполагается в усеченном варианте. Любые монтажные и пуско-наладочные работы начинают с изучения принципиальной схемы подключения зимнего комплекта на кондиционер, которую можно найти в нескольких местах. У большинства устройств она нанесена на плату вариатора или размещена в инструкции установки зимнего пакета, которая прилагается в комплекте к самому устройству.

Особенности

Принципиальная схема не может быть единой для всех, поэтому в каждом отдельном случае используют вариант, рекомендуемый для конкретной модели.

Почему так? Здесь есть много нюансов. Дело в том, что сплит-системы, работающие только на холод не имеют четырехходового клапана, поэтому процесс упрощается. В приборах, работающих в режиме теплового насоса, этот элемент присутствует, что несколько усложняет монтаж и подключение комплекта на кондиционер. В зависимости от количества скоростных режимов вентилятора установка может происходить либо в разрыв фазы, либо в разрыв нейтрали. У некоторых вентиляторов минимальный скоростной режим соответствует минимально возможным оборотам, поэтому установка регулятора вращения вентилятора может быть нецелесообразной.

Обогрев картера компрессора и регулятор вращения

температурный датчик

Итак, установка зимнего комплекта на кондиционер начинается с разбора корпуса наружного блока. Сначала модуль демонтируют, потом снимают с сервисных портов защитные и верхнюю крышки и убирают лицевую панель.

В первую очередь крепят обогрев картера компрессора. Его надевают на нижнюю часть картера, чтобы подогрев масла шел более эффективно. Необходимо обеспечить наличие постоянного напряжения. Это исключит возможность холодного запуска и вспенивания масла. После производят подключение регулятора вращения в разрыв цепи вентилятора. У старт-стопных моделей обычно для этого требуется индивидуальное питание. Оно берется с отдельно проложенного провода.

Также при подключении зимнего комплекта предусматривают одновременное включение вариатора с пуском компрессора кондиционера, при этом должна оставаться возможность восстановить прежнюю схему сплит-системы в случае ликвидации модификационного оборудования.

подключение регулятора

У замедлителя вращения вентилятора есть температурный датчик. Его устанавливают на калач конденсатора, расположенный посредине 1/3 верхней части теплообменника по ходу движения фреона. Здесь происходит их оптимальный контакт, обеспечивающий точное определение температуры конденсации. Сам вариатор устанавливают и запитывают, ориентируясь на принципиальную схему подключения низкотемпературного комплекта на кондиционер, при этом его провода лучше скрепить хомутами из пластика – так будет меньше идти нагрузка на клеммы.

После подключения питания собирают внешний блок, обеспечивая надежное закрепление всех элементов на свои прежние места. Хомутами соединяют провода в один узел, стараясь закрепить их так, чтобы они не соприкасались с корпусом прибора и связуюими магистралями двух блоков. Обязательно проверяют работоспособность регулятора, сначала запустив кондиционер в режиме охлаждения, а потом в режиме обогрева. Показания снимают манометром или термометром.

Обогрев дренажа

Затем устанавливают обогрев дренажа, закрепив его пластиковыми хомутами к дренажному шлангу, и запитывают его. Как правило, если у внешнего блока кондиционера нет питающей клеммы, то вместе с межблочным кабелем прокладывают дополнительный питающий кабель. При наличии питающей клеммы обогрев дренажа, так же, как и обогрев картера компрессора, запитывают с него.

В конце статьи будет дана примерная схема подключения зимнего комплекта, которая подходит для on/off моделей. Для инверторных сплит-систем сначала проводится диагностика оборудования и только потом осуществляется монтаж по подходящей схеме. Некоторые производители выпускают кондиционеры, совмещаемые с зимними комплектами только этой же марки.

После того, как все этапы монтажа окончены, можно запускать кондиционер в эксплуатацию, но для надежной работы в зимнее время обязательно предусматривают еще внешнюю защиту наружного блока. В частном доме его можно поставить в подбалконное пространство, а в условиях многоквартирного дома прибор прячут под специальный навес, перекрывающий прямой доступ осадкам.

Перед проведением монтажа необходимо изучить паспорт изделия с принципиальной схемой.

Отзывы и стоимость

Купить зимний пакет можно как отдельно, так и вместе с установкой. Возможно приобретение каждого элемента поштучно. Преимуществом покупки оборудования с пакетом услуг в том, что фирма дает гарантии на проводимые работы и монтируемую технику.

В зависимости от комплектации дополнительного оборудования и мощности сплит-системы стоимость зимнего комплекта для кондиционера и его монтажа варьируется в среднем от 6000 до 10000 рублей.

Наиболее популярными производителями таких опциональных устройств являются следующие торговые марки:

Судя по отзывам покупателей и профессиональных монтажников, наибольшим спросом пользуются зимние комплекты для кондиционера марок BALLU и GENERAL CLIMATE, так как соотношение их стоимости и качества вполне устраивает большинство пользователей.

Отдельные компоненты для усеченной установки, такие как обогрев дренажа и картера компрессора, температурные датчики, производят в основном русские и итальянские компании:

  • СЕВЕР-5;
  • РДК-8.4;
  • GPC-25X;
  • FASEC-33.

Конечная стоимость пакета на кондиционер для зимнего пуска зависит еще от модификации регулятора, диапазона поддерживаемых им температур и максимальной величины тока нагрузки. Но для получения точной цифры необходимо проводить осмотр прибора мастером.

Выводы

Для бытовой сплит-системы нет необходимости в монтаже низкотемпературного пакета, так как в квартире вряд ли понадобится производить зимой пуск кондиционера на охлаждение, а продуктивный и энергоэффективный обогрев обеспечивают электрические нагреватели.

Зимний комплект для кондиционера

Кондиционер — незаменимый прибор в летнюю жару. Чаще всего его используют именно в режиме охлаждения, хотя он способен и нагревать воздух. Чтобы понять, почему эта функция не столь востребована, нужно разобраться в принципе работы устройства и предназначении зимнего комплекта для кондиционера. Ведь если бы всё было так просто, многие люди использовали бы этот аппарат зимой для обогрева, но это не всегда возможно.

Если вчитаться в инструкцию практически любого бытового кондиционера, то можно обнаружить, что она прямым текстом запрещает использовать его при температуре на улице ниже 5 С. При отметках в ноль градусов и ниже специалисты рекомендуют его даже не включать. Получается, что обогрев или охлаждение помещения зимой с его помощью невозможны? Реклама зимних пакетов для кондиционера иногда утверждает, что успешно решает обе эти задачи, но не всё так просто.

Принцип работы этого устройства заключается в переносе в воздух тепла при холоде и, соответственно, охлаждения при духоте и жаре. Главная его часть — это компрессор, который сжимает хладагент (чаще всего — фреон), повышая в нём давление и заставляя его перейти в другое агрегатное состояние — превратиться из газа в жидкость. Этот процесс называется конденсацией, и при нём высвобождается большое количество тепла, выходящего наружу.

Принцип работы кондиционера

После этого фреон попадает в испаритель, где осуществляется обратный фазовый переход — из жидкости в газ. При этом хладагент забирает тепло из окружающей среды, после чего снова перемещается в компрессор, сжимающий его и выбрасывающий нагретый воздух наружу.

Чтобы обогреть помещение, нужно как бы поменять полярность компрессора и испарителя. Специальный реверсивный клапан разворачивает движение фреона, и тепло переносится с улицы в помещение, а холод уходит из квартиры. Это очень выгодный способ, ведь энергия не расходуется на обогрев воздуха, а идёт лишь на питание компрессора. Такое устройство имеет куда большую мощность, чем любой обогреватель. Тем не менее эта функция часто остаётся незадействованной, и тому есть несколько причин.

Дренажный сифон с гидрозатвором для кондиционера

В зимний период возникает множество проблем при использовании кондиционера. Вот основные из них:

Использование прибора в холодное время

  1. 1. Наружная дренажная система, через которую отводится конденсат, замерзает. При этом вода, не находя выхода, может проникать во внутренние детали устройства, вызывая поломки.
  2. 2. Компрессор во время работы аппарата сильно нагревается, и для его охлаждения в корпус отправляется воздух. При этом тоже образуется конденсат, который на морозе превращается в наледь, отрицательно влияющую на работоспособность.
  3. 3. Низкие температуры приводят к замерзанию масла в картере компрессора. При штатной работе оно смешивается с фреоном и, перемещаясь по устройству, смазывает детали изнутри. Без масла они куда быстрее изнашиваются.

Но главная проблема, связанная с использованием кондиционера зимой, касается именно обогрева, который в холодный период наиболее актуален. Из схемы функционирования аппарата следует, что он не генерирует тепло сам по себе, а переносит его из воздуха снаружи в помещение. Соответственно, атмосфера на улице должна хоть немного прогреться. Если же внешняя температура не превышает внутреннюю или опускается ниже, тепла из такого воздуха практически не выделяется, а кондиционер работает вхолостую.

Использование кондиционера зимой,

Более того, при недостатке тепла все функции работают не в полную силу, из-за чего фреон, не успевший нагреться и перейти в газообразное состояние, может попасть в компрессор ещё жидким. При этом происходит гидродинамический удар, способный если не сломать прибор сразу же, то значительно укоротить его срок службы.

Поэтому использование зимних комплектов для сплит-системы возможно лишь в тех случаях, где нужно охлаждение воздуха зимой. Таких мест немало: это различные серверные, вычислительные центры, аппаратные залы и прочие помещения, где происходит перегрев, но нельзя проветривать из-за риска попадания конденсированной воды на дорогостоящую технику. Кроме того, кондиционеры в любое время года используются в кузнечных цехах, пекарнях, кухнях кафе и ресторанов, где поддерживается высокая температура, а сквозняки могут быть опасны для здоровья обслуживающего персонала.

Дезинфицирующие средства для чистки кондиционеров

Стандартный низкотемпературный комплект для кондиционера состоит из трёх основных элементов. Он включает в себя:

  • замедлитель скорости вращения вентилятора;
  • систему обогрева картера конденсатора;
  • обогрев дренажа.

Устройство зимнего пакета

Замедлитель (вариатор) скорости вращения состоит из температурного датчика, платы и соединительного кабеля. Он измеряет температуру фреона и соответственно ей регулирует производительность вентилятора, вмонтированного во внешний блок. Вентилятор может вращаться быстрее или медленнее в зависимости от мощности, поданной на него от электродвигателя.

Компактная плата прикрепляется в отсек электроники при помощи саморезов. Там она защищена от пыли, грязи и влаги. Установить её можно в специально предусмотренные монтажные отверстия. Плата покрыта слоем силикона и оснащена интеллектуальным управлением. Температуру конденсации контролирует температурный датчик, заставляющий устройство работать на полную мощность при похолодании и постепенно отключающий его при потеплении. После достижения определённой отметки вентилятор может быть полностью выключен.

Система обогрева картера не допускает замерзания масла, постоянно подогревая его. Это позволяет сохранить нормальные физические свойства вещества, необходимые для штатной работы кондиционера. Переохлаждение масла чревато поломкой устройства.

Обогрев дренажа решает ещё одну основную проблему использования аппарата в зимний период — замерзание дренажного шланга. При этом конденсат не замерзает, вода отводится наружу, не заливая помещения и внутреннего устройства кондиционера. Эта часть зимнего пакета редко снабжена автоматической регуляцией, поэтому для неё предусматривается специальный выключатель, при помощи которого можно её отключить при перегреве.

Система охлаждения: кондиционер чиллер-фанкойл

Перед тем как начинать подключение, нужно внимательно изучить инструкцию зимнего комплекта для кондиционера. Стоит помнить, что для разных моделей установка будет различаться:

Бытовой кондиционер

Нет смысла ставить регулятор скорости и в том случае, если минимальный скоростной режим соответствует минимально возможному количеству оборотов вентилятора.

Установка зимнего комплекта на кондиционер может иметь свои особенности. Например, в сплит-системах, способных только охлаждать и лишённых функции нагрева, нет 4-ходового клапана, который несколько осложняет монтаж. Он обычно присутствует в кондиционерах, нагревающих помещение, и в этом случае придётся применить больше усилий. Кроме того, в зависимости от количества скоростных режимов у кондиционера устанавливать комплект можно во время разрыва фазы или разрыва нейтрали.

Для установки этих двух частей комплекта нужно сначала разобрать корпус наружного блока. Для этого необходимо демонтировать модуль, снять с сервисных портов крышки и убрать лицевую панель.

Монтаж зимнего комплекта для кондиционера

Затем нужно закрепить обогрев картера конденсатора. Чтобы механизм работал более эффективно, его устанавливают на нижней части картера. Для полного исключения холодного пуска и успешного подогрева масла нужно провести к нему постоянное напряжение.

После этого можно перейти к установке регулятора вращения. Его подключают в разрыв цепи вентилятора и питают от отдельно проложенных проводов, которые желательно скрепить хомутами из пластика.

Подключая зимний комплект, нужно предусмотреть вариант одновременного включения регулятора скорости и запуска компрессора. Кроме того, система должна сохранить первоначальный вид после возможного отключения зимнего пакета оборудования.

Температурный датчик вариатора вращения нужно установить на калач конденсатора. Он находится в центре первой трети верхней половины теплообменника по направлению движения фреона. Именно в этом месте можно наиболее точно определить температуру хладагента.

После окончания установки можно снова собрать внешний блок, закрепляя все элементы на тех же местах, где они и были. При этом нужно хомутами закрепить провода так, чтобы они не прикасались к связующим магистралям двух блоков или корпусу аппарата. Потом надо проверить, насколько хорошо работает зимний комплект, запустив кондиционер попеременно в двух режимах (охлаждения и обогрева). Для снятия показаний можно использовать термометр или манометр.

Чтобы установить последнюю часть системы (обогрев дренажа), нужно примотать её хомутами к дренажному шлангу и подать питание. Если на внешнем блоке отсутствует питающая клемма, то придётся проложить отдельный кабель. Если же она есть, то запитать обогрев дренажа, как и обогрев картера, можно с неё.

Установка кондиционера под навес

После окончания работ можно начинать эксплуатировать кондиционер, но для идеального функционирования в зимнее время пригодится ещё и наружная защита внешнего блока. Его нужно поставить в место, защищённое от попадания осадков, например, под балконом или навесом.

Стоит помнить, что не каждый зимний пакет подходит для всех моделей кондиционеров. Существуют и такие устройства, которые совместимы только с пакетом той же фирмы. Особенно часто это встречается у инверторных аппаратов, поэтому перед установкой нужно тщательно изучить инструкцию и найти лучший вариант.

Но и при использовании зимнего пакета обогрев при помощи кондиционера зимой невозможен. Даже если какое-то время аппарат работает в таком режиме, в перспективе это приведёт к его поломке.

Перед любым приобретением важно знать, что о нём думают другие покупатели. Если есть сомнения, нужен ли в конкретном случае зимний пакет и удастся ли его установить самостоятельно, можно почитать отзывы о нём.

Выбирал инвертор в серверную, остановился на аппарате от Ballu. Рекомендую заказывать монтаж в той же фирме, в которой был куплен кондиционер. Система вместе с зимним комплектом была установлена в марте, хотя пытались посоветовать сдвинуть сроки на более тёплое время. Договорились отложить последний элемент монтажа до лета. В июне выехали, провакуумировали и запустили — заняло не более часа.

Поставили зимний комплект на кондиционер Mitsubishi. Обледеневать перестал, зимой хорошо охлаждает помещение. Установка была быстрой. Хотя и нечасто используем его, но работой довольны.

Самостоятельно установил комплект для зимы на кондиционер. С подключением питания помучиться пришлось, но в целом всё доступно для новичка. Работает лучше, подтекать перестал. Если есть желание разобраться, то дерзайте — всё получится.

Зимний комплект для кондиционера: выбор, монтаж, особенности

Если вы хотите использовать ваш кондиционер не только летом или в теплое межсезонье, но и при низких температурах, то вам потребуется зимний комплект для кондиционера. С его помощью можно превратить обычный кондиционер в универсальное устройство. О том, каким образом это возможно, расскажем в этой статье.

Для чего нужен зимний комплект для кондиционера

Прежде чем объяснить, зачем нужен зимний комплект для кондиционера, нужно рассказать о том, как кондиционер работает. В кондиционере компрессор подает фреон на конденсатор-теплообменник, где он достигает нужной температуры. После этого, компрессор сжимает фреон до жидкого состояния и подает его на испаритель, где из воздуха захватывается тепло. После этого фреон в газообразном виде поступает в конденсатор, где отдает тепло окружающей среде, остывая и снова становясь жидким. Отдавая тепло воздуху снаружи, фреон охлаждается сам и приносит этот холод внутрь помещения, отдавая его на испарителе.

Если нужно, чтобы кондиционер работал на обогрев, то с помощью четырех переходного клапана испаритель и конденсатор меняются местами. Так почему нельзя использовать кондиционер зимой?

Как вы видите в описании работы кондиционера, принцип его работы заключается в испарении и конденсации, при которых происходит охлаждение и нагревание. Таким образом, конденсат образуется при соприкосновении холодного металла и теплого воздуха. Если этот процесс происходит при отрицательной температуре, то образовавшийся конденсат, который представляет собой влагу, просто замерзнет. В обычном режиме работы кондиционера, без зимнего комплекта, образовавшаяся влага стекает через дренажную трубу наружу. Замерзшая влага стечь, очевидно, никуда не сможет, но она сможет через соединения труб попасть внутрь корпуса кондиционера, что рано или поздно приведет к его поломке. Есть еще несколько проблем, при работе кондиционера зимой.

  • Масло в компрессоре замерзнет, что значительно увеличит его износ или приведет к поломке.
  • Хладагент может не успеть стать газообразным и попадет в жидком состоянии в компрессор, что неизбежно приведет к гидроудару и разрушению компрессора и фреоновой магистрали.

Как бы удивительно это не звучало, но и зимой большое количество помещений нуждается в отводе избыточного тепла. И многие из таких помещений не могут быть охлаждены простым проветриванием. Например, серверные комнаты, вычислительные центры или аппаратные залы требуют регулярного охлаждения, но аппаратура в этих помещениях не должна подвергаться повышенной влажности. В этих условиях без кондиционера с зимним комплектом не обойтись.

Также пригодится зимний комплект и в пекарнях, кухнях ресторанов и кафе. Проветривать эти помещения также нежелательно, ведь при резких перепадах температур высока вероятность заболеть.

Таким образом, зимний комплект для кондиционера позволяет избежать проблем, характерных для использования кондиционеров в зимнее время:

  • снижение эффективности;
  • появление фреона в компрессоре;
  • забивание дренажа льдом;
  • работа при отрицательных температурах;
  • долгий переходный режим.

Зимний комплект на кондиционер можно купить:

  • вместе с кондиционером;
  • отдельно от него;
  • по частям.

Из чего состоит зимний комплект на кондиционер

Зимний комплект для кондиционера включает в себя:

  • обогрев дренажной системы;
  • обогрев компрессора (картера);
  • регулятор скорости вращения вентилятора.

Последнее устройство может называться по-разному: вариатор или замедлитель скорости вращения вентилятора, регулятор температуры конденсации. Эти названия встречаются в инструкциях или профессиональной литературе по зимним комплектам кондиционеров.

Как бы это устройство не называлось, его цель – регулировать производительность вентилятора в наружном блоке, исходя из давления фреона. В свою очередь это помогает оптимизировать работу кондиционера в разных температурах. Также набор скорости или замедление вентилятора может выполняться в зависимости от мощности электричества, поступающего на двигатель. Состоит замедлитель из:

  • датчика температуры;
  • кабеля;
  • платы.

Плата находится в модуле с электроникой, куда не попадает грязь, влага и пыль. Крепится плата на саморезы, а для монтажа есть специальные отверстия. Защищена плата силиконовым слоем. Датчик температуры нужен для наблюдения за температурой конденсации. На основе его данных происходит включение либо отключение оборудования. Соответственно, чем ниже температура, тем интенсивнее работа. Если температура поднимается до значений, при которых кондиционер может работать без зимнего комплекта, то последний отключается автоматически.

Обогрев картера кондиционера нужен для нормального запуска кондиционера. Масло в картере постоянно находится в оптимальной температуре и не теряет своих свойств, что не приводит к повышенной нагрузке или поломке компрессора. А вот если включить кондиционер без зимнего комплекта, то масло в картере компрессора вспенится и заполнит его полость, что приведет к выходу детали из строя.

Влага из внутреннего блока сплит-системы выводится через дренажную трубку, которую выводят наружу. Без зимнего комплекта на кондиционер дренажный шланг быстро обмерзнет. Чтобы этого не произошло, в зимних комплектах используется подогрев дренажа, который препятствует обледенению трубки.

Зимний комплект на кондиционер: схема подключения

Зимний-комплект_схема.jpg

Как производится установка зимнего комплекта на кондиционер

Прежде чем приступать к установке зимнего комплекта, нужно демонтировать внешний блок кондиционера, сняв с него лицевую панель, внешнюю и боковую крышку. После этого подключение производят в следующей последовательности:

  • подключают обогрева картера компрессора;
  • подсоединяют температурный датчик к вентилятору;
  • устанавливают подогрев дренажной системы.

После этих процедур внешний блок собирается и монтируется на свое место.

Подогреватель картера устанавливают в нижней части компрессора, в месте сбора масла. Это необходимо для того, чтобы температура масла была выше температуры хладагента и чтобы последний не смешивался с маслом. Если фреон не попадает на компрессор и не уносит с собой масло, то это положительно сказывается на сроке службы системы.

Как мы уже говорили, регулятор скорости вентилятора отвечает за интенсивность подачи воздуха на компрессорно-конденсаторную часть. Его работа предотвращает обмерзание радиатора, его обледенения и переохлаждения. Замедлитель состоит из:

  • вариатора скорости;
  • датчика температуры.

Монтаж замедлителя начинают с установки датчика температуры, для чего нужно:

  • между входным и выходным патрубком выбрать средний виток теплообменника;
  • установить на него датчик;
  • нанести термопасту;
  • теплоизолировать флексом.

Эти операции сохранят датчик от влияния внешних факторов и улучшат контакт с теплообменником.

Регулятор монтируется согласно схеме внешнего блока и схеме подключения замедлителя.

Обратите внимание на то, что электросхемы подключения могут быть составлены для односкоростного и многоскоростного вентиляторов.

Подключение односкоростного вентилятора будет выглядеть так:

  • входной кабель желтого цвета регулятора подключается к соответствующей клемме вентилятора;
  • черный выходной провод регулятора подключается к оранжевому штатному проводу.

Многоскоростной вентилятор подключается так:

  • к желтому кабелю подключаются все скорости;
  • к черному – максимальная скорость.

Если есть режим обогрева, то он подключается по электросхеме, если такового нет, то его провод нужно изолировать и прикрепить к корпусу. Оставшиеся провода (коричневый и синий), а также провода обогрева крепятся на зажимах и подводится к ним питание.

Этот кабель нужен в том случае, когда дренаж имеет вывод на улицу. Провод обогрева дренажа будет держать нужную температуру, чтобы трубка не обмерзала и конденсат не пошел внутрь кондиционера. Обогревающие провода могут быть смонтированы двумя способами:

  • внутренним, проходя в полости шланга для дренажа;
  • внешним, находясь на поверхности дренажной трубы.

Монтаж провода осуществляется следующим образом:

  • концы провода герметизируются, чтобы исключить попадания влаги внутрь;
  • провод крепится хомутами на шланге для дренажа;
  • подключается к соответствующей клемме на наружном блоке.

Если такой клеммы нет, то нужно проложить провод питания от внутреннего блока с межблочным жгутом.

После того, как все монтажные работы проведены, необходимо собрать все снятые элементы и проверить работоспособность систем зимнего комплекта:

  • работоспособность обогрева;
  • давление в конденсаторе;
  • скорости вентилятора.

Если все нормально, то кондиционер может работать в своем обычном режиме.

Какова стоимость зимнего комплекта для кондиционера

Зимней комплект можно приобрести отдельно или вместе с кондиционером. Можно купить отдельно каждый модуль зимнего комплекта. Однако купив оборудование сразу, вы получаете гарантию как на проведенные работы, так и на установленные устройства.

Цена с монтажом зимнего комплекта кондиционера будет примерно в диапазоне от 6 до 10 тысяч рублей, в зависимости мощности кондиционера и комплектации зимнего пакета. Самыми популярными зимними комплектами являются:

  • кондиционер зимний комплект MITSUBISHI;
  • зимний комплект для кондиционера DAIKIN;
  • комплект GENERAL CLIMATE;
  • зимний комплект для кондиционера BALLU;
  • зимний комплект MIDEA.

Из этого списка чаще всего покупатели отдают предпочтение маркам BALLU и GENERAL CLIMATE, так как их зимние комплекты для кондиционеров имеют хорошее соотношение цены и качества. Положительно об этих фирмах отзываются и профессиональные монтажники.

Если вам интересны отдельные элементы зимнего комплекта, например обогрев дренажного шланга или температурный датчик, вы можете обратить внимание на продукцию российских и итальянских фирм:

  • FASEC-33;
  • CEBEP-5;
  • GPC-25X;
  • РДК-8.4.

Также стоимость зимнего комплекта зависит и от типа регулятора, диапазона температур, который он поддерживает и от максимального тока нагрузки. Таким образом, чтобы подобрать оптимальную систему, нужно провести осмотр кондиционера специалистом.

Рассмотри еще самый популярный зимний комплект для кондиционера Снегирь от компании Ballu.

Зимний комплект Снегирь (ballu) для кондиционера

Зимний комплект ballu (снегирь) применяется при эксплуатации охлаждающего оборудования в более широком температурном диапазоне – от плюс 18 до минус 40 градусов Цельсия. Применяют зимний комплект для круглогодичного охлаждения специальных помещений: серверных, спортивных залов, боксов для хранения лекарств и медицинских препаратов. Также зимний комплект применяют при обогреве помещений, когда температура воздуха на улице менее +18 градусов Цельсия.

Типовой зимний комплект состоит из следующих компонентов:

  • регулятор давления конденсации, регулятор скорости вращения вентилятора охлаждения;
  • дренажный нагреватель;
  • нагреватель картера компрессора.

Зимний комплект фирмы BALLU подходит для любых кондиционеров с производимой мощностью менее 36 тысяч BTU.

Принцип действия

Благодаря датчику регулятор давления конденсации BALLU автоматически замеряет температуру конденсации и по этому параметру выставляет необходимую частоту вращения кулера. Благодаря увеличению либо уменьшению скорости вращения, вентилятор начинает либо сильнее нагнетать воздух в радиатор, либо наоборот, сокращает струю воздуха, подаваемую в теплообменник. Для удобства установки и контроля термодатчик оснащен функцией самодиагностики и отображения режима работы. Регулятор полностью автоматизирован и не нуждается в настройке.

Саморегулирующийся нагреватель дренажа BALLU не дает застыть конденсату, проходящему по дренажной системе. Нагревательный элемент подстраивается под окружающую температуру, благодаря чему мощность нагрева саморегулируется. Нагреватель дренажа BALLU полностью изолирован от влаги, находящейся в дренажной системе, что защищает нагревательный элемент от повреждений. Благодаря автоматической регулировке мощности, отключение нагревателя при плюсовых температурах не требуется.

Саморегулирующийся нагреватель BALLU поддерживает стабильную температуру масла в картере двигателя компрессора, благодаря чему увеличивается ресурс самого компрессора. Нагревание масла уменьшает или останавливает элюирование смазки из подшипников, что увеличивает срок их службы, предохраняя компрессор от поломок.

Испытания.

По результатам испытаний технические специалисты лаборатории и пришли к заключению: сплит-системы BALLU, MIDEA, ELECTROLUX с установленным в них Зимним комплектом Ballu для кондиционера устойчиво работают при температуре до −40°С.

На этом всё. Надеемся, что материал оказался для вас полезным!

Если вам понравился материал, поделитесь им, пожалуйста, в социальных сетях;)

Зимний комплект для бытового кондиционера позволяет климатическому оборудованию функционировать при низких температурах, превращая его таким образом в универсальное устройство. Теперь я расскажу подробнее, как осуществляется этот процесс.

Как правило, мы используем функцию охлаждения, но функцию обогрева практически не включаем. Это обусловлено жесткими ограничениями эксплуатации климатического оборудования в холодную пору. Если за окном температура воздуха опустилась ниже нуля (примерно до -3°С), то использовать оборудование уже не рекомендуется. Лишь немногие производители делают свою продукцию таким образом, что они могут функционировать при температуре до -7°С. Чем мы можем навредить сплит-системе, если не будем придерживаться этих рекомендаций?

Почему нельзя включать кондиционер зимой

Чтобы разобраться в данном вопросе, нужно понять принцип работы системы кондиционирования: компрессор (это сердце прибора) закачивает хладагент – фреон – в конденсатор-теплообменник, в котором он охлаждается. Там же газ переходит в жидкое состояние и далее подается в испаритель, где происходит захват тепловой энергии из воздуха в процессе его испарения. Затем производится перенос энергии газообразным хладагентом в конденсатор, где он выпускает ее в окружающий воздух и одновременно охлаждается в процессе перехода в жидкую форму. При передаче тепла уличному воздуху, газообразный фреон становится холодным. Этот холод он и переносит внутрь помещения.

Почему нельзя включать кондиционер зимой

Нужно понимать, что принцип функционирования любой климатической установки основан на испарении и конденсации, на охлаждении и нагревании. Что происходит, когда холодный металл контактирует с теплым влажным воздухом? Верно, образуется конденсат, то есть влага, имеющая свойство замерзать в условиях холода. В кондиционере предусмотрен дренажный трубопровод, предназначенный для вывода этой влаги за пределы комнаты. Если влага замерзнет, а при минусовой температуре она, конечно же, замерзнет, образуется ледяная пробка, и когда ей деваться уже будет некуда – начнет просачиваться в корпус кондиционера. Это гарантированно выведет его из строя и потребуется сервисное обслуживание сплит системы .

Вот некоторые последствия, которые могут произойти при использовании кондиционера зимой:

  • При низких температурах может замерзнуть масло в компрессоре. Это может привести к его остановке либо к существенному износу.
  • В холодных условиях хладагенту негде взять тепло для переноса его в помещение, поэтому его работа на обогрев становится неэффективной.
  • Существует большая вероятность того, что охлажденный фреон просто не успеет перейти в газообразную форму, и попадет в компрессор. Это может вывести из строя фреоновую магистраль и компрессор – самый дорогостоящий агрегат в системе.

Чем может помочь зимний комплект

Такие комплекты для бытового кондиционера предусматривают следующие приборы:

  • Датчик. При низких температурах он передает на контроллер сигнал, чтобы он замедлил работу вентилятора наружного модуля. Таким образом, это позволяет уменьшить вероятность обледенения приборов.
  • Обогреватель масла компрессора, который работает в то время, когда кондиционер выключен. Это позволяет поддерживать масло в жидком состоянии, что, в свою очередь, значительно облегчает старт системы.
  • Прибор для обогрева дренажного трубопровода. Его наличие исключает замерзание конденсата и появления ледяной пробки.

Чем может помочь зимний комплект

Сегодня некоторые производители выпускают низкотемпературные модели кондиционеров, которые уже оснащены аналогичными зимнему комплекту устройствами. Они без проблем работают на охлаждение помещения, даже если за окном температура воздуха -25°С. Но работают только на охлаждение, а не на обогрев. Ведь невозможно из холода получить тепло.

Многие могут возразить, зачем тогда нужен зимний комплект, и зачем вообще зимой охлаждать помещение. Дело в том, что охлаждение осуществляется не для людей, а для некоторых помещений, в которых работает большое количество оборудования. К примеру, это могут быть серверные. Ведь известно, что во время функционирования оборудование воспроизводит большое количество тепла. Также, в таких кондиционерах могут нуждаться некоторые лаборатории, где необходимо поддерживать низкую температуру. Именно для них были разработаны зимние сплит-системы, способные работать при минусовых температурах. Когда Вы купите кондиционер, то мы с радостью проведем монтаж кондиционера в Москве в самые быстрые сроки.

Можно ли выполнить монтаж зимнего комплекта самостоятельно?

Подключение приборов зимнего комплекта может без труда выполнить человек, который хоть немного разбирается в технике. Производители для этих случаев размещают на каждом приборе схему подключения, поэтому перепутать что-либо достаточно трудно.

После подключения приборов, особенно это касается регулятора вращения вентилятора, следует проверять их работу. Если сначала вентилятор заработал на полную силу, а потом по команде температурного датчика сбавил обороты, значит, регулятор подключен верно.

Конечно же, если вы сомневаетесь в собственных силах, лучше обратиться в сервисную службу. Также, я бы рекомендовал приобрести и установить специальный козырек для наружной секции сплит-системы, который будет оберегать его от атмосферных осадков в холодное время.

Читайте также: