Драйв 2 чистка кондиционера

Обновлено: 07.05.2024

Для тех у кого нет внешки.Текст без фото.Запах из кондиционера автомобиля – откуда он?! или как почистить кондиционер
05.10.2012 11:11


Некоторые автолюбители, которые особенно часто пользуются кондиционером сталкивались с проблемой неприятного запаха воздуха идущего из системы вентиляции салона. Запах особенно сильный во время включения кондиционера и при повышенной влажности. В этой статье мы разберемся в причинах этого запаха и в альтернативах избавиться от него.
По сути запах является результатом гнилостных процессов, размножением микроорганизмов на поверхностях в системе вентиляции автомобиля. Наиболее благоприятным местом для роста бактерий и для скопления мусора является испаритель кондиционера. Фактически испаритель это радиатор, который охлаждает воздух. Воздух затягивается через салонный фильтр или через воздухозаборники в салоне (если включена рециркуляция), затем проходит через испаритель и направляется в салон. Испаритель при этом, как все радиаторы имеет очень развитую и сложную форму, именно эта особенность способствует тому, что на его поверхности скапливается большое количестве грязи и пыли. В то время когда кондиционер включен, испаритель имеет температуру ниже окружающего воздуха, соответственно на нем будет образовываться конденсат. В итоге мы имеем все факторы для размножения бактерий, возникновения гниения на испарителе – это вода и грязь. В итоге получаем запах который как только не называют: мокрой тряпки, холодильника и в шутку запахом старого японца.

Конечно и на других элементах системы вентиляции скапливаются бактерии, размножается грибок, но это носит менее массовый характер.
И так, с источником запаха идущего при включении кондиционера мы разобрались, теперь рассмотрим варианты избавления от него.
Как избавиться от запаха из кондиционера автомобиля своими руками?

Ответ на этот вопрос прост, но решение его многогранно. Конечно из вентиляции салона автомобиля необходимо удалить весь мусор, или как минимум нейтрализовать бактерий живущих в укромных ее уголках. Для того чтобы почистить как следует вентиляцию и добраться до испарителя кондиционера, в некоторых случаях необходимо разобрать панель приборов, а это ой как не охота делать, а порой еще и не легко. Альтернатива тому чтобы не разбирать панель приборов и не лезть в поисках злостных бактерий в дебри вашего автомобиля применение газовых, пенных и жидкостных антибактериальных препаратов. Конечно эффективность такой обработки хворает, а рецидив с неприятным запахом выше, но трудоемкость значительно ниже.

Избавление от запаха кондиционера с помощью газового антисептика

Один из самых простых способов избавления от запаха, это газовый антисептик.

Последовательность его применения такова. Прежде всего включаем в салоне режим рециркуляции воздуха, включаем вентилятор в среднее положение. Находим отверстия через которые происходит забор салонного воздуха. Как правило они расположены у ног водителя и пассажира. Для обнаружения потока воздуха можно применить пламя зажигалки. Базируем баллон таким образом, чтобы выходящий поток направлялся в воздуховод. Далее открываем баллон.

Закрываем машину и оставляем минут на 10. Обработка проведена.
Если говорить о плюсах, то это раз минимум усилий. Если говорить о минусах, то минимальная эффективность.

Избавление от запаха кондиционера с помощью пенного антисептика

Такое исполнение антисептика для чистки кондиционера напоминает баллон с монтажной пеной и трубкой удлинителем.

Используется следующим образом. Снимаем салонный фильтр и выпускаем максимальный объем пены в систему вентиляции и кондиционирования.

Далее заводим двигатель и прогреваем систему охлаждения. Пена еще несколько расширится и пройдет дальше. Ждем пока пена осядет, примерно через 10 – 15 минут. После включаем отопитель поработать на разных режимах, для того чтобы просушить пену и втянуть пары антисептика в систему. Эффективность данного метода несколько выше, чем предыдущего. Здесь пена применяется местно и концентрация вещества выше, даже есть шанс, что она дойдет до испарителя (если он под панелью).

Избавление от запаха кондиционера с помощью жидкостного антисептика изготовленного своими руками

Обработка жидким антисептиком потребует от вас максимального проникновения к месту дислокации бактерий, как в прочем и в предыдущих случаях.
Для того чтобы приготовить антисептик своими собственными силами необходимо иметь:
- хлоргексидин – 500 мл 0,05 %. (медицинский препарат применяется для обработки медицинского инструмента, рук хирурга, для профилактики венерических болезней)
- к данному раствору можно добавить спирт (1 часть спирта к 5 частям хлоргексидина)
- по вашему желанию может быть добавлена ароматическая отдушка.

Без качественного образования пара антисептика, эффективность его применения будет минимальна. Для распыления в систему лучше всего использовать пульверизатор для опрыскивания растений. Смесь применяем для промывки воздуховодов и испарителя.

Пары всасываются через воздухозаборники рециркуляции при включенном вентиляторе. Далее обработка проводится через отверстие для установки салонного фильтра, в сторону испарителя, также с работающим вентилятором
Конечно существуют и специализированные растворы в жидком виде для промывки кондиционеров. (пример на фото ниже)

Их главная особенность это лояльное влияние на материалы испарителя, они не реагируют, не окисляют металл. Если же вы примените Comet, Domestos или их аналоги, то в будущем вполне можете опасаться за исправность, герметичность вашего испарителя. Бытовая химия может навредить целостности алюминиевых деталей. То есть если вы решили сделать промывку жидким раствором, купленным в магазине, то берите именно специализированный состав.
Промывка испарителя кондиционера с разборкой для избавления от неприятного запаха

Грибок на стенках деталей системы вентиляции.

Грибок порой и при непосредственном контакте очень трудно уничтожить, а дистанционно это сделать еще сложнее. Разобрать и все почистить самый эффективный, но самый трудоемкий способ для тех, кто хочет избавиться от неприятного запаха.
Рекомендации предотвращения не приятного запаха при включении кондиционера в автомобиле

Прежде всего следите за салонными фильтрами. Фильтры должны эффективно справляться со своей задачей. По возможности, даже в интервале между заменой салонного фильтра вытаскиваете его и удаляйте из него грязь и пыль. С эффективностью фильтра также связано и применение качественных фильтров. Так иногда сэкономив , мы покупаем не оригинальный фильтр. В этом нет ничего страшного, если фильтр выполнен в соответствии с размерами оригинала. Бывают случаи, когда фильтр имеет явные зазоры, через которые и попадет альтернативный, не очищенный поток воздуха, такой фильтр – зло, а экономия сомнительна.
Второе это простое правило. Сушить испаритель до того, как вы поставите автомобиль на длительную стоянку. Для этого предусмотрительно необходимо отключать кондиционер заранее, за 3-5 минут до прибытия на место вашего следования. Вентилятор не отключайте до конца поездки. Теплый воздух высушит испаритель, избавит его от влаги, соответственно и бактерии лишит возможности комфортно плодится в утробе автомобиля.

Машина – роскошь или необходимость? Этот вопрос в развитых странах не стоит достаточно давно. А вот что касается его оснащения, здесь мнения автомобилистов могут сильно различаться – и во многом по причинам финансового характера. Но в вопросах комфортных условий нахождения в салоне в жаркое время года большинство водителей единодушно – без кондиционера не обойтись. Именно поэтому многие автопроизводители начали оснащать этим устройством даже модели начального уровня. Климатический контроль или система кондиционирования действительно здорово выручает, когда на улице шкала термометра переваливает за отметку +30 градусов, а таких дней с каждым годом становится всё больше. Единственный недостаток автокондиционеров – со временем становятся причиной появления в салоне транспортного средства неприятного запаха, который пропадает после выключения устройства.

Как снять и почистить испаритель кондиционера автомобиля

Инструкция очистки испарителя в автомобильном кондиционере.

Функция испарителя

Этот узел является одним из главных в устройстве автомобильного кондиционера. Именно здесь хладагент, поступающий в камеру в газообразном состоянии, смешивается с поступающим из салона нагретым воздухом. Испаритель обычно устанавливается в салоне непосредственно за лицевой панелью, поэтому имеет относительно небольшие габариты и достаточно высокий показатель теплоотдачи. При включении автокондиционера тёплый воздух из салона проходит сквозь трубки испарителя, заполненные фреоном, охлаждаясь и поступая обратно в салон.

На вход испарителя хладагент подаётся под низким давлением и при столь же низкой температуре. Происходит теплообмен – фреон получает тепло от воздуха и нагревается, а последний заметно охлаждается. Если температура воздуха достаточно высока, фреон испаряется, и часть его переходит из жидкого в газообразное состояние. Процесс контролируется терморегулирующим вентилем, который дозирует объём фреона, поступающего в испаритель для получения оптимальных характеристик теплообмена. Слишком большое количество хладагента ухудшит теплоотдачу, поскольку его давление повысится вместе с температурой, что автоматически уменьшит объём испарившегося фреона.

Содержащийся в салоне воздух всегда имеет в своём составе некоторое количество влаги. Проходя через испаритель, эта влага конденсируется и отводится через дренажную трубку наружу. Если вы заметите на месте уехавшего автомобиля лужицу воды – это и есть тот самый конденсат. Осушение воздуха преследует две цели: делает его более комфортным для людей и способствует более быстрому осушению запотевших стёкол.

Работа кондиционера в авто

Причины возникновения неприятного запаха

Зловоние, появляющееся при включении системы кондиционирования, является результатом попадания в испаритель кондиционера автомобиля вместе с воздухом пыли, бактерий и плесени. После его выключения (как правило, при остановке автомобиля) температура находящегося внутри испарителя воздуха и фреона, находящегося в трубках, выравнивается, пыль и грязь налипают на поверхность радиатора, и в условиях повышенной влажности и комфортного температурного режима создаются идеальные условия для быстрого разложения органических остатков, содержащихся в пыли. А они, в свою очередь, являются питательной средой для микробов.

Продукты гниения органики вместе с продуктами жизнедеятельности микрофлоры и приводят к появлению неприятных запахов. При выключенном кондиционере зловоние не распространяется за пределы испарителя, но как только вы заводите мотор, застойный воздух устремляется в салон через систему воздуховодов. Появление запахов как раз и свидетельствует о том, что пришла пора заняться чисткой испарителя кондиционера автомобиля.

Неприятный запах в машине

Как часто производить чистку испарителя

Хотя сама по себе дренажная трубка очищается без особых проблем, добраться до неё в большинстве случаев достаточно сложно. Так что подобная операция, как правило, производится одновременно с общей очисткой системы кондиционирования. Большинство производителей рекомендует выполнять это мероприятие через 2 – 3 года, если автомобиль новый, и ежегодно – если возрастной. Свои коррективы в эти цифры могут внести внешние факторы: климатические условия, в которых эксплуатируется автомобиль, а также состояние дорог. Понятно, что если состояние дорожного полотна далеко от идеального, а местный климат большую часть времени тёплый или жаркий, рекомендованные сроки необходимо уменьшать. Напротив, в регионах с преобладанием холодного климата загрязнения испарителя минимальны, поэтому и чистку следует выполнять значительно реже.

Способы очистки автомобильного кондиционера

Различают два распространённых метода избавления от неприятных запахов:

  • химический, с использованием специальных средств для дезинфекции и чистки загрязнённых деталей системы кондиционирования (аэрозольные составы предназначены только для дезинфекции, пенные средства могут и уничтожать микроорганизмы, и очищать радиаторные трубки от грязи и пыли);
  • механический, заключающийся в разборке испарителя с целью его качественной промывки, этот способ применяется, когда химическая обработка не принесла желаемых результатов.

Химическая чистка

В продаже можно встретить немало составов, предназначенных для антисептической обработки климатических систем, которые позволяют избавиться от грибков, плесени и бактерий, наибольшая концентрация которых наблюдается в испарителе. Выбор дезинфицирующего аэрозоля или пены для чистки кондиционера в баллончиках с трубкой необходимой длины не является задачей данной статьи. Тем более что ежегодно появляются десятки новых наименований, особенности действия которых можно проверить только на практике.

При походе в автомагазин или торговое заведение, имеющее раздел автомобильных аксессуаров, можно положиться на советы продавцов – достаточно спросить, что чаще всего покупают для этих целей. Обладая средством чистки/дезинфекции, можно приступать непосредственно к антибактериальной обработке кондиционера. Алгоритм действий будет следующим:

  • заводим силовую установку автомобиля;
  • включаем климатическую систему, устанавливаем режим рециркуляции воздуха на максимальную мощность;
  • направляем баллончик в район расположения печки (возле патрубка, осуществляющего забор воздуха из салона) со стороны водителя или пассажира, нажимаем на клапан и осуществляем распыление аэрозоли;
  • после израсходования необходимого объёма средства (обычно указываемого на этикетке) закрываем двери, поднимаем окна до упора и выжидаем определённое количество времени (указывается в руководстве);
  • выключаем кондиционер и производим качественное проветривание салона.

Антибактериальная очистка кондиционера

Если антибактериальная обработка не привела к исчезновению зловония, это свидетельствует о сильном загрязнении испарителя. В этом случае может помочь пенное средство, которое используется по следующей схеме:

  • снимаем фильтр салона, обычно располагающийся в районе бардачка выше печки;
  • одеваем на баллончик с пенным составом прилагаемую длинную трубку, чтобы достать до испарителя;
  • нажимаем на клапан и заполняем пеной все воздуховоды для их качественной очистки;
  • имеет смысл продуть пеной и дренажное отверстие (о возможности такой операции можно прочитать в руководстве);
  • опять выжидаем указанное в инструкции количество времени, после чего заводим мотор, включаем систему кондиционирования и даём ей проработать порядка пяти – десяти минут во всех возможных режимах поочерёдно;
  • завершающий этап – проветривание салона автомобиля.

Залить содержимое баллона

Существует немало рецептов использования собственноручно приготовленных средств, что позволит не прибегать к покупке дорогостоящих химических препаратов. Можно, например, воспользоваться дешёвыми средствами, используемыми в детских, школьных и медицинских учреждениях для проведения дезинфекции: хлоргексидином, лизоформином 3000, хлорамином Б. Способ обработки хлоргексидином заключается в использовании 0,05% раствора (стандартный метод), или разбавлении препарата техническим спиртом в пропорции 1:1.

Самостоятельное приготовление дезинфицирующего средства из порошкообразных субстанций (лизоформин, хлорамин) для обработки испарителя производится посредством разведения столовой ложки препарата в литре воды. Полученный раствор заливают в любую ёмкость, оснащённую распылителем с длинным наконечником.

При обработке всеми указанными веществами необходимо открыть все двери. После снятия салонного фильтра и включения автомобильного кондиционера производят опрыскивание всего объёма химического средства в открывшееся воздухозаборное отверстие. Затем выключаем кондиционер и качественно проветриваем салон. Некоторые модели автомобилей предоставляют доступ к фильтру салона и испарителя из моторного отсека. Обычно химические средства для чистки испарителя кондиционера автомобиля помогают, если подобные чистки проводились регулярно или на относительно новом транспортном средстве. Если же химическая обработка не принесла желаемых результатов и не избавила от неприятных запахов, необходимо произвести механическую чистку, предполагающую снятие испарителя.

Механический способ чистки испарителя

Для выполнения этой процедуры своими руками необходимо тщательно подготовиться. Перед тем как снять испаритель кондиционера, нужно закупить все необходимые расходные материалы и приготовить нужный инструмент. Обычно в процессе чистки испарителя выполняют замену как фреона, так и уплотнительных шайб вместе с патрубками. Алгоритм чистки испарителя:

  • первый этап – снятие приборной панели, иначе получить доступ к печке, за которой расположен испаритель, на большинстве моделей авто не получится;
  • далее приступаем к откачиванию фреона, возможно, для удобного доступа к патрубкам испарителя потребуется снять печку;
  • следующий этап – отсоединение патрубков вместе с датчиками, которые идут к радиатору испарителя, после чего можно аккуратно извлечь теплообменник;
  • наружную часть радиатора отмываем с использованием обычного мыльного раствора;
  • трубки радиатора чистить нет необходимости, поскольку патогенные микроорганизмы размножаются исключительно снаружи, на поверхности радиатора;
  • после ручной чистки и просушки испарителя осуществляем сборку всех узлов и деталей в обратном порядке.

Чистка с разборкой испарителя намного сложнее химической обработки, но её эффективность на порядок выше.

Способы профилактики появления неприятных запахов

Чтобы минимизировать дорогостоящую и трудоёмкую чистку системы кондиционирования, достаточно придерживаться несложных рекомендаций. Во-первых, почаще менять салонный фильтр – именно он является преградой на пути пыли и грязи, находящихся в воздухе во взвешенном состоянии.

Во-вторых, старайтесь чаще просушивать салон и систему охлаждения не посредством включения печки, а естественным способом. Добиться этого можно, отключая кондиционер за 5 – 7 минут до выключения вентилятора – за это время он успеет качественно просушить систему кондиционирования до момента остановки автомобиля. Если приспособиться выполнять подобную операцию после каждой поездки – накопление конденсата в испарителе можно свести к минимуму и тем самым значительно отсрочить появление стойких неприятных запахов.

Чистка кондиционера – не столь сложное дело

Чистка кондиционера – не столь сложное дело

Когда нужна чистка

До такой степени мы не дойдем, но почистим кондиционер капитально

До такой степени мы не дойдем, но почистим кондиционер капитально

Пыль, которая скапливается в вашем ере, может стать не только причиной ухудшения качества его работы, но и причиной поломки. О том, что сплит-системе нужна очистка, говорит следующее:

  • Микроклимат в помещении значительно ухудшился – особенно остро это заметят люди, страдающие аллергией на пыль. Происходит это из-за того, что система раздувает по помещению скопившиеся в ней частички грязи.
  • Устройство стало гораздо медленнее охлаждать воздух в комнате – от того, что пыль обволокла теплообменник.
  • Чувствуется, как кондиционеру тяжело работать – он может гудеть, скрипеть, с большим шумом прогонять воздух.

Несвоевременная чистка или ее отсутствие приведет и к серьезным проблемам в работе устройства:

  • загрязнению внутреннего модуля;
  • снижению обдува радиатора;
  • затруднительной очистке шибко загрязненных фильтров;
  • загрязнению дренажной системы, неизбежным следствием чего становится утечка фреона.

Совет! Фильтр можно промывать не более 8 раз, после чего необходима его замена! Воздействие воды ухудшает пропускную способность элемента, что может привести к порче показателей работы всего кондиционера в целом.

Так выглядит вентилятор…

Так выглядит вентилятор…

А теперь представим признаки, по которым можно судить, что кондиционер нуждается в незамедлительной очистке:

  • Неприятный запах, похожий на запах плесени. В принципе, это плесень и есть! На скопищах пыли внутри устройства начинают размножаться различные микроорганизмы. Самое страшное последствие этого – кондиционер раздувает их самих и их споры в воздухе помещения. При попадании определенного количества этих организмов в дыхательную систему человека у него со временем может развиться аллергия, бронхиальная астма и многочисленные дерматиты.
  • Устройство стало потреблять для работы гораздо больше энергии, чем прежде.
  • Мощность работы сплит-системы при предыдущем факторе не только не повысилась, а осталась прежней или даже уменьшилась.
  • На соединительной арматуре и магистралях видны следы оледенения.

Совет! Если вы заметили на теплообменнике-испарителе следы ржавчины, то это повод обратиться в сервисный центр – в скором времени возможна утечка фреона.

Важные элементы

Важные элементы

Периодичность

Различные элементы сплит-системы нуждаются в чистке с различной периодичностью:

  • Фильтры: минимум один раз в неделю при интенсивном использовании. Если ваше жилье на нижних этажах, или внешний блок выходит на оживленную автомагистраль, то чистить элемент при ежедневной работе устройства следует не реже 3 раз за неделю.
  • Остальные элементы внутреннего модуля – дважды в год. Желательно делать это весной, перед началом жаркого сезона, и осенью, когда вы перестаете пользоваться сплит-системой.
  • Внешний блок предпочтительнее всего чистить не реже одного раза в год. В идеале – все же дважды, также весной и осенью.

Чистка

Первым делом мы разберем этапы чистки сплит-системы.

Поэтапное очищение

Рассмотрим в таблице пошаговую чистку устройства – как помыть кондиционер.

2. Если устройство долго не чистилось, обязательно устелите пространство возле него газетами, большим полиэтиленом или старой материей, так как пыль может в прямом смысле слова вываливаться из системы.

Снимаем крышку… Извлечение на свет фильтра

2. Выньте специальную защитную решетку, которая защищает фильтр от повреждений и надежно фиксирует его. Возьмитесь за нижнюю ее часть и слегка потяните наверх. Почувствовав податливость детали, опустите ее вниз и затем на себя.

3. Теперь вам нужно осторожно снять решетку с фильтром.

4. Хорошенько прочистите его пылесосом или сухой щеткой.

5. Следующим этапом промойте фильтр в холодной проточной воде. Если он очень загрязнен, то стоит замочить его на некоторое время в мыльном растворе, а уж потом промыть под напором воды. Агрессивные чистящие средства не желательны!

6. Высушите элемент естественным образом, без каких-либо воздействий тепла. В ином случае он запросто может деформироваться.

7. Очистке подлежат только сетчатого вида фильтры. Карманные придется только заменять на новые.

Чистка радиатора

Чистка радиатора

1. Отключите кондиционер от системы питания.

2. Откройте его крышку и снимите защитную решетку – именно так, как советует инструкция производителя устройства.

3. Теплообменник, пространство между трубками вы можете продуть от пыли с помощью пылесоса, а также почистить узкой щеточкой. Откажитесь от металлических и жестких щеток – они могут повредить элемент, что станет причиной утечки фреона.

4. Если пыль соединилась с конденсатом и превратилась в некую грязевую пленку, то убрать ее сможет только пароочиститель.

В иных случаях чистку можно производить по следующему алгоритму:

1. Отключите устройство от розетки.

2. Влажной тряпкой и щеткой уберите всю накопившуюся на поверхности корпуса грязь.

3. Подсоедините длинный шланг к водопроводному крану или используйте специальное устройство для мойки автомобиля, выпускающее струю воды под давлением – вам нужно, не открывая корпуса внешнего блока, тщательно промыть его содержимое. Хорош в такой промывке и пароочиститель.

4. Уберите излишки воды тряпкой и дайте время устройству основательно просохнуть.

Очистить ее – процесс не сложнее, чем как промыть испаритель кондиционера:

1. Разведите мыльный раствор или же жидкость для мытья посуды.

2. Маленькой щеткой, кистью тщательно прочистите трубочку изнутри.

Если пыль начисто забьет его перепонки, он просто не сможет выполнять свою работу, и ваш кондиционер станет бесполезным. Процедура его чистки весьма специфична для непрофессионала, и при отсутствии должных навыков вы запросто можете сломать элемент.

Подумайте о собственной защите от пыли

Подумайте о собственной защите от пыли

Но если вы уверены в своих силах, то предлагаем вам самый простой и эффективный метод промывки вентилятора сплит-системы:

Наглядно процесс чистки кондиционера вам продемонстрируют видео в этой статье.

Альтернативная чистка

Время не стоит на месте, поэтому мы познакомим вас и с революционно новыми способами, подсказывающими, как промыть домашний кондиционер:

Советы и эксплуатация

Познакомим вас с рядом рекомендаций, которые помогут как можно дольше поддерживать кондиционер в идеальном состоянии:

Вот и все, что мы хотели вам рассказать про мытье кондиционеров. При формировании определенного навыка это довольно несложная процедура. Однако, чтобы к ней приступить, надо иметь наглядный пример правильных действий перед глазами.

Многие из автолюбителей со временем задают один и тот же вопрос: откуда в машине, где не пьется, не курится, не проливается и не умирается… В общем, откуда у меня, аккуратного и чистоплотного водителя в машине неприятный запах? Почему при включении кондиционера оттуда вместе с прохладным воздухом веет далеко не лавандами?

  • 1,5 часа на приемку заказа и последующую сдачу работы
  • около 1 часа — ожидание свободного бокса
  • около 0,5 часа — подготовка к работе
  • 1 час непосредственно на работу (в зависимости от модели автомобиля и легкости доступа к нужным узлам)

Как видим, не так много времени нужно, чтобы попробовать самостоятельно почистить кондиционер автомобиля у себя в гараже. Но всё же — откуда запах?

Откуда берется неприятный запах из кондиционера?

Схема работы автомобильного кондиционера

Сразу стоит отметить, что процесс загрязнения неизбежен и не очень зависит от качества автомобиля. Всё упирается скорее во время появления неприятного запаха — колониям бактерий и грибка требуется некий период роста, когда количество переходит в качество.

Как избавиться от неприятного запаха из автокондиционера?

Самый логичный ответ — не включать кондиционер, однако какой тогда смысл от этой удобной и приятной летом опции? Если этот вариант Вам не подходит, то можно проблему обойти — не дать влажности конденсироваться. Сделать это достаточно просто — если кондиционер выключить за несколько минут до приезда на стоянку, то конденсироваться будет просто не на чем. Впрочем, если запах в кондиционере автомобиля уже поселился, проблему способ не решит.

Итак, Вы решили самостоятельно почистить кондиционер Вашего автомобиля. Начать стоит с поиска ЛИЗОЛ-концентрата либо использовать ЛИЗОЛ-содержащие готовые растворы (также можно воспользоваться хлоргексидином). Очередность действий для очистки:

На этом Вы с большой долей вероятности избавитесь от неприятного запаха из кондиционера автомобиля своими руками — быстро и качественно.

buks

Автомобиль с АКПП встал и нужна буксировка? Как это сделать и не убить коробку — в статье

Промывка автомобильного кондиционеры своими руками

  1. Снять конденсатор со своих креплений
  2. Радиатор обработать любым средством борьбы с насекомыми
  3. Подождать 10-15 минут
  4. Промыть конденсатор несильной струей воды под углом 90 град. с расстояния около полуметра
  5. При необходимости — повторить

Альтернативный способ — с использованием специальной чистящей пены для автомобильных кондиционеров:

Как и многие виды бытовой техники, домашние сплит-системы после установки нуждаются в регулярном уходе. Редакция ZOOM.CNews выяснила, можно ли самостоятельно почистить кондиционер или все-таки лучше вызвать специалиста.

Как почистить кондиционер своими руками и стоит ли это делать: советы ZOOM

Для домашних нужд чаще всего используют два варианта охлаждения — мобильные (напольные) кондиционеры и сплит-системы. Первые обслуживать на дому несложно — главное, вовремя промывать фильтры. А вот настенные нуждаются в более тщательном уходе.

Как понять, что кондиционер пора чистить

На работу кондиционера влияют разные факторы — качество воздуха на улице, его влажность, частота использования устройства и даже расположение (как внешнего блока, так и внутреннего). Чтобы система работала хорошо, производители рекомендуют проводить профилактику два раза в год — перед началом и после окончания жаркого периода.

Но это в идеале, а в реальной жизни обычно достаточно и одного раза. Увы, в большинстве случаев пользователи забывают об этом и бьют тревогу, когда агрегат уже сломался.

На самом деле, вы можете сами обнаружить признаки, по которым будет понятно, что пришла пора почистить кондиционер:

  • изменения в работе устройства — неравномерное, нестабильное или слабое охлаждение (либо нагрев, если вы используете эту функцию),
  • появление воды или льда на стенках либо на полу (стене) комнаты,
  • треск, шум, вибрация, булькающие звуки,
  • неприятный запах при работе,
  • повышение расхода электроэнергии.



Обледенение внутри блока — один из признаков неисправности

Как устроен кондиционер

Перед тем, как приступить к чистке кондиционера, более подробно остановимся на его конструкции. Начнем с внутреннего блока.



Устройство внутреннего блока кондиционера

  1. Крышка и топкейс (передняя панель).
  2. Фильтр грубой очистки.
  3. Фильтр тонкой очистки (иногда они совмещены с пунктом 2).
  4. Вентилятор (создает поток воздуха).
  5. Испаритель/радиатор (обеспечивает перемещение хладагента, создавая охлаждение или нагрев).
  6. Горизонтальные жалюзи (отвечают за обдув по вертикали).
  7. Индикаторная панель.
  8. Вертикальные жалюзи (обдув по горизонтали).

Внешний блок расположен на уличной стене дома (над/под окном или на балконе) и представляет собой металлическую или пластиковую коробку. Если очень упрощенно, то эта часть сплит-системы состоит из вентилятора, конденсатора, компрессора и фильтра (есть и другие элементы, но при нашей задаче это не столь важно). И да, внешний блок тоже требует ухода.

Как разобрать внутренний блок

Начнем с блока, который находится в помещении. Имейте в виду: перед тем, как разобрать прибор, нужно его обесточить. Также желательно надеть средства индивидуальной защиты — респиратор (маску) и перчатки для защиты органов дыхания от пыли и рук от моющих средств.

Сначала нужно поднять вверх крышку. На обратной стороне вы увидите небольшую коробку, прикрученную саморезами — это индикаторная панель, ее нужно открутить.

Индикатор проводом соединен с элементом управления, который находится справа. Не стоит отсоединять провода, лучше просто приклеить эту плашку к блоку скотчем. Затем крышку нужно полностью снять, отщелкнув держатели сверху.



Внутренняя часть со снятой крышкой

Теперь можно извлечь фильтры грубой очистки — для этого приподнимите нижний край сетки и вытащите ее из ограничителя.

Следующий шаг — снять горизонтальные и вертикальные жалюзи. Как это сделать, написано в инструкции к вашему кондиционеру. Крепления жалюзи могут быть разными, поэтому изучите мануал. Если инструкция давно утеряна – скачайте ее копию с сайта производителя.

Далее откручиваем панель электроники и снимаем топкейс. Блок (не забываем и про индикатор) не нужно снимать полностью, его достаточно просто вынуть из гнезда и убрать в сторону. Устройство остается висеть на проводе, а для удобства можно приклеить коробочку к стене скотчем. Но предварительно тщательно оберните ее пленкой, чтобы внутрь не попала вода.

Если в устройстве есть фильтры тонкой очистки, то вытаскиваем их. Если они многоразовые, их будет достаточно помыть. Если одноразовые – заранее купите новые на замену.



Радиатор внутреннего блока

После этого вытаскиваем радиатор, вентилятор и дренажную ванночку. Не все модели позволяют это сделать, поэтому опять загляните в инструкцию — возможно, разборка вашего аппарата завершена и все эти элементы вы будете мыть прямо на стене.

Как почистить фильтры

Нужно сказать несколько слов о фильтрах. Чистить их быстро и просто — достаточно приподнять крышку и извлечь наружу сетчатые пластины. Их рекомендуется очищать раз в неделю, именно они первые стоят на пути к свежему прохладному воздуху.

Чтобы очистить фильтры, нужно замочить их в мыльном растворе (или использовать специальное средство), вымыть и просушить.



Загрязненные фильтры грубой очистки

Также желательно пропылесосить сам блок во время ухода за фильтрами. В кондиционере скапливается много пыли и не будет лишним регулярно ее оттуда удалять. На трубу пылесоса при этом наденьте маленькую насадку со щетиной, чтобы не поцарапать элементы кондиционера.

Чистим внутренний блок

Итак, приступаем к генеральной уборке сплит-системы:

  1. Пылесосим все, что осталось висеть на стене, при помощи резинового наконечника для труднодоступных мест или щетинистой насадки для мебели.
  2. Моем все снятые детали. Лучше всего купить специальный спрей для очистки кондиционеров (продается в хозяйственных или строительных магазинах), но можно просто использовать мыльный раствор. Агрессивные хлорные или кислотные составы использовать нельзя — они могут разъесть пластик, а также вызвать коррозию, если на этапе разбора вы сняли и теперь очищаете металлические пластины радиатора. Хорошенько промываем и оставляем сушиться все снятые детали.



Очистка снятых деталей

  1. При желании фильтры, жалюзи и другие элементы можно продезинфицировать антисептиком (если у вас есть спирт и хлоргексидин, смешайте их пополам и получится антисептический раствор).
  2. Приступаем к промывке настенной части. Перед этим нужно обязательно закрыть стены и потолок вокруг – например, можно соорудить своеобразный мешок для жидкости, которая будет стекать вниз при мойке кондиционера. Для этого надо загнать полиэтилен под стенки кондиционера и приклеить края пленки к стенам малярным скотчем. К нижнему краю прибора стоит приспособить нечто вроде фартука-воронки из той же пленки, чтобы грязная вода стекала не на пол, а в подставленное заранее ведро. Также можно купить специальный комплект для чистки сплит-систем.



Чехол промышленного производства для защиты от брызг и луж при промывке кондиционера

  1. Наносим специальное средство или мыльный раствор на оставшиеся в настенном блоке детали, затем промываем все большим количеством воды. Если дома имеется минимойка — замечательно, если нет — можно обойтись распылителем. Только не бытовым (для цветов), так как ему не хватит напора струи. Лучше возьмите строительный помповый. Если вы не снимали вентилятор, то прокрутите его несколько раз вручную для удаления остатков грязной воды.
  2. Оставляем сушиться, периодически прокручиваем вентилятор. Проветривать прибор необходимо как минимум сутки.

Как почистить внешний блок

Если у вас есть доступ ко внешнему блоку, например, он закреплен на балконе, то нужно снять крышку, убрать крупный мусор, почистить или заменить фильтр, пропылесосить и далее струей воды промыть вентилятор и конденсатор.



Очистка внешнего блока

Если возможности дотянуться до уличной части кондиционера нет, то это практически невыполнимая задача, поэтому как раз для обслуживания уличной части предпочтительнее вызвать специальную службу.

Существует несколько рекомендаций по частоте профилактики наружных блоков кондиционеров:

  • если вы живете не выше 4 этажа, то мыть прибор нужно перед каждым сезоном — загрязнения на такой высоте значительные;
  • чем выше этаж, тем реже можно чистить агрегат (с 4 по 8 этаж — каждые 2-3 года, выше — уже раз в 3-4 года), но все зависит от чистоты окружающей среды;
  • важно помнить про снег и сосульки на блоках в зимнее время — их нужно по возможности убирать.

Итоги

На первый взгляд, ничего сложного в самостоятельной чистке кондиционера нет (кроме внешнего элемента для жителей многоэтажек). Разобрать, промыть детали и собрать внутренний блок или хотя бы просто почистить фильтры сможет даже очень далекий от техники человек. Но это не самое быстрое занятие — кроме мойки, нужно время на сушку и уборку всей окружающей кондиционер территории. Поэтому многим пользователям удобнее вызвать специалиста, а не тратить на очистку кондиционера время и силы. В крупных городах России такая услуга стоит от 2000 до 4000 рублей.

Но если вы спохватились в разгар жаркого сезона, то время ожидания мастера может вас неприятно удивить. Тогда можно попробовать решить проблему самостоятельно. Самое главное — помнить про электронику (заворачивать приборные панели в пленку), использовать мыльный раствор или специальные средства и не слишком усердствовать с пылесосом и струей воды при чистке кондиционера.

Читайте также: