Электрическая схема кондиционера vw

Обновлено: 04.05.2024

В современных помещениях уже длительное время с помощью кондиционеров создаются наиболее комфортные климатические условия. В жаркую погоду температура понижается до нужного значения, а в холодное время в помещении создается теплый микроклимат. Электрическая схема кондиционера применяется в различных типах и моделях. Они устанавливаются на стенах, на полу и под потолком. Благодаря современному дизайну, кондиционеры органично вписываются в интерьер любого помещения.

Основные типы кондиционеров

Разнообразие конструкций устройств кондиционирования воздуха позволяет применять их в самых разных местах. Например, модели мобильных кондиционеров не требуют монтажных работ. Из помещения на улицу выводится специальный блок или шланг для отвода теплого воздуха.

Очень простой монтаж и дальнейшее обслуживание у моноблочных устройств. В магистралях фреона нет никаких разъемов, поэтому его утечка полностью исключается. Такие кондиционеры отличаются низким шумом, обладают высоким КПД, однако, имеют довольно высокую стоимость.


Монтаж оконных кондиционеров осуществляется в проемах стен или окнах. При работе они производят много шума, но, благодаря низкой цене, удобству монтажа и обслуживания, пользуются широкой популярностью у потребителей.

Одной из разновидностей кондиционеров являются сплит-системы. Их конструкция включает в себя наружный и внутренний блок. Соединение обеих частей производится с помощью медных труб. По этим трубам происходит циркуляция хладона. Наружный блок состоит из компрессора, конденсатора, вентилятора и дросселя. Во внутреннем блоке установлен испаритель и вентилятор. Выпускается множество модификаций сплит-систем, что позволяет их устанавливать во многих местах.

Общая схема кондиционера

Электрическая схема кондиционера

В каждом конденсаторе присутствуют основные элементы, выполняющие определенные функции. Внутри внешнего блока расположен конденсатор, превращающий газообразный хладагент в жидкую форму. Другим важным элементом является дроссель или терморегулирующий вентиль. С его помощью происходит снижение давления хладагента при подходе к испарителю. Сам испаритель изготовлен в виде радиатора, установленного во внутреннем блоке.

Во время снижения давления именно здесь осуществляется переход хладагента из жидкой в газообразную форму. С помощью компрессора хладагент сжимается и циркулирует по кругу. Вентиляторы создают потоки воздуха, необходимые для обдува испарителя и конденсатора. Соединение всех основных элементов выполняется с помощью медных трубок. В результате, образуется замкнутый контур, по которому происходит циркуляция хладагента.

Электрооборудование кондиционера

Электрическая схема кондиционера

Все основные элементы систем кондиционирования не могут работать сами по себе. Всю работу обеспечивает электрическая схема кондиционера. Общая схема включает в себя несколько основных частей. Подключение межблочного кабеля к внутреннему блоку осуществляется при помощи клеммной колодки Terminal. В самой колодке имеется несколько клемм. N является электрической нейтралью, №2 подает питание с платы управления на компрессор, №3 обеспечивает работу вентилятора на первой скорости, а №4 – на второй скорости. Пятая клемма подает питание к приводу 4-х ходового клапана при переходе в режим обогрева.

В самом компрессоре существует три вывода: C, R и S, обозначающие соответственно, общий вывод обмоток, рабочую обмотку и стартовую обмотку двигателя компрессора для сдвига фаз. Кроме того,в схему включена защита от перегрузок и перегрева, а также клеммы для подключения вентилятора, конденсатора, электромагнитного клапана и других элементов.

Как работает кондиционер

Схема кондиционера

Как и любое другое техническое устройство, кондиционер имеет принципиальную схему, на которой указаны все его составляющие, а также коммуникации - то есть соединения между ними.

Условно кондиционер можно разделить на две функциональные части:

  • холодильный контур
  • электрическая часть

Основную функцию - охлаждение, осуществляет холодильный контур, а вот всеми его компонентами управляет электрическая схема (электронная).

В данной статье мы рассмотрим схемы неинверторных кондиционеров.

Схема холодильного контура

Ниже размещена схема холодильного контура кондиционера.

Схема взята не из учебника, а из сервисной документации производителя, поэтому и обозначения приведены на английском языке.

Схема неинверторного single кондиционера

Compressor - компрессор, "сердце кондиционера". Компрессор сжимает хладагент и прокачивает его по контуру.

Heat exchanger - теплообменник,

  • outdoor unit - внешнего блока, то есть конденсатор, охлаждает сжатый фреон ниже температуры конденсации
  • indoor unit - внутреннего блока - испаритель, в нём рабочее вещество испаряется, опуская температуру

Expansion valve - расширительный вентиль

По-другому ТРВ - терморегулирующий вентиль. Обеспечивает подачу необходимого количества хладагента.

В простых кондиционерах его роль выполняет капиллярная трубка, без всякой регулировки, в инверторных системах - электронный расширительный вентиль.

2-Way valve - двухходовой вентиль, то есть обычная задвижка, с двумя положениями - открыто и закрыто

3-Way valve - трёхходовой клапан, в кондиционере это сервисный порт, к которому подключается шланг манометрического манометра для измерения давления или заправки.

4-Way valve - четырёхходовой клапан, обеспечивает реверс хладагента для работы кондиционера в режиме обогрева

Strainer - фильтр, на данной схеме это фильтр-осушитель, так как установлен перед ТРВ (и после, так как система может работать в режиме реверса и хладагент меняет направление движения).

Его задача не допустить попадание влаги в тонкий канал ТРВ - так как влага его закупорит, не давая пройти хладагенту.

Muffler - глушитель

Стрелками указано направление движения фреона по контуру:

  • сплошной стрелкой - в режиме охлаждения
  • пунктирной стрелкой - в режиме нагрева

Также в более сложных и совершенных кондиционерах устанавливают:

  • датчики давления
  • отделители жидкого хладагента
  • линии перепуска
  • системы инжекции (впрыска) в компрессор
  • маслоотделители

Схема мульти сплит системы

Мульти сплит система - это кондиционер имеющий один внешний блок и несколько внутренних

Схема неинверторного мульти сплит кондиционера

В этом случае добавляются ещё несколько внутренних блоков, а также:

Distributor - распределитель, который расщепляет поток хладагента и направляет его в несколько внутренних блоков.

В схеме также присутствуют элементы, которые используются не только в мульти системах:

Receiver tank - ресивер.

Ресивер имеет несколько предназначений - защита от гидроудара компрессора, слив фреона при ремонте и т.д.

В данном случае это линейный ресивер, который не допускает попадание газообразного фреона в ТРВ

Электрическая схема кондиционера

Схема электрических соединений внешнего блока сплит системы:

Электрическая схема внешнего блока неинверторного кондиционера

Terminal - клеммная колодка для подключения межблочного кабеля для соединения с внутренним блоком.

N - электрическая нейтраль

2 - подача питания на компрессор с платы управления внутреннего блока

3 - подача питания на двигатель вентилятора для работы на 1-ой скорости

4 - подача питания на двигатель вентилятора для работы на 2-ой скорости

5 - подача питания на привод четырёхходового клапана для переключения в режим обогрева

Компрессор

C - common - общий вывод обмоток компрессора

R - running - рабочая обмотка компрессора

S - starting - фазосдвигающая обмотка двигателя компрессора, стартовая

Internal overload protector - внутренняя защита от перегрузки

Compressor Capacitior - электрический конденсатор, в данном случае рабочий (бывают ещё и пусковые, в настоящее время в кондиционерах не используются)

Fan motor - двигатель, мотор вентилятора

Thermal protector - защита от перегрева, обычно ставится непосредственно на обмотки двигателя и при превышении температуры разрывает цепь.

Fan motor Capacitior - рабочий конденсатор двигателя вентилятора

SV - solenoid valve - электромагнитный клапан, приводящий в действие механизм четырёхходового клапана.

Схема внутреннего блока кондиционера:

Электрическая схема внутреннего блока неинверторного кондиционера

Клеммная колодка

На клеммной колодке кроме межблочных соединений находятся и зажимы для подключения питания (питание может подводиться и наоборот - к внешнему блоку)

L, N - электрическая линия и нейтраль однофазного питания

Filter Board - плата фильтра, уменьшает уровень помех в сети питания

Control Board - плата управления - управляет всеми устройствами, получает данные со всех датчиков, выполняет терморегуляцию, выводит информацию для пользователя на дисплей, выполняет самодиагностику.

Main relay - главное реле - силовое реле, подающее напряжение на компрессор.

Display board - модуль индикации, может представлять из себя линейку светодиодов, которые показывают наличие питания, выбранный режим, код ошибки или дисплей, на котором выводится ещё и температура.

Thermistor - термистор, терморезистор, датчик температуры

Room temp. - датчик температуры воздуха в комнате

Pipe temp. - датчик температуры трубки теплообменника, испарителя

Датчики температуры ещё могут находиться в:

    • пульте управления - для поддержания температуры в точке нахождения пульта (например ,режим "I Feel").
    • на входе, выходе и в средней точки испарителя

    Step motor - шаговый двигатель,

    Применяется для открывания жалюзийной решётки, шторки, закрывающей вентилятор

    За один шаг его вал отклоняется на небольшой угол, таким образом получается очень точно контролировать положение вала.

    Drain pump motor - дренажный насос, встроенный только у кассетных кондиционеров

    Float switch - поплавковый датчик уровня конденсата, только для кассетных кондиционеров

    Где взять схему моего кондиционера?

    Схемы кондиционера могут отличаться для каждой конкретной модели - где-то могут быть детали, которых нет в приведённых схемах (например датчики или защитные приборы), или наоборот, некоторых деталей не будет.

    Для каждой модели кондиционера производитель выпускает сервисную документацию (Service Manual) для ремонтников, обслуживающего и инженерного персонала. В ней находятся не только схемы, но и коды ошибок, способы устранения поломок.

    Итак, для нахождения схемы кондиционера необходимо:

    • выписать точную модель оборудования
    • найти сервис мануал в разделе "Техническая документация"
    • можно воспользоваться поиском по сайту или в интернете
    • получить информацию у производителя, дистрибьютора

    Но даже если вы не нашли информацию по необходимому оборудованию, можно воспользоваться другой из этой серии, либо вообще от другого производителя, т ак как схемные решения очень схожи.

    Также можно создать тему на профессиональном форуме, коллеги обязательно помогут Вам!

    Электросхема кондиционера ⇐ Vito W638. Электрика

    Модераторы: бетман, ARKus

    Всем привет. Ребята у кого есть электросжема кондиционера?Уменя кондея с завода небыло ставили с б\у машины,холодит он нормально меня устраивает только вентилятор работает постоянно на всю мощность(гудит как самолёт),я где-то читал что вентилятор долже включатся на пол мощности а когда нагревается хладоген на всю.

    Электросхема кондиционера - konder1.PNG
    Электросхема кондиционера - konder2.PNG

    У меня кандёра с завода небыло,мне устанавливали и умные электрики подсоединили вентилятор на прямую к кнопке включиния кондиционера(вентилятор гудел постоянно) но мне это не понравилось,я сделал что б вентилятор включался от датчика нагрева хладогена.Теперь у меня так,включаю кандёр ,холодит вентилятор молчит,секунд через 30-40 включается вентилятор поработает немного и отключается и т. д. Холодит харошо доволе хватает на ввесь салон.

    Должно быть две скорости вентилятора. И первой включиться должна -малая скорость, а через какое-то время-максимальная.

    необходимо менять вентилятор! это информация 100% В комплекте б/у кондиционера должен быть вентилятор на 2 скорости. Там где покупали поменяйте свой на 2-х скоростной!

    У меня тоже нет кондишина. Загляните в блок реле на радиаторе. Если два реле и датчик на радиаторе с тремя контактами- то скорости две. Если соотв.- одно реле и датчик на два контакта,-одна.

    У меня датчика на радиаторе нет(СДИ),а реле два одно на основной радиатор а второе на вентилятор интеркуллера,скость у меня одна зимой вытаскивал вентилятор полностью смотрел.

    Хрен,положенный на мнение окружающих, обеспечивает спокойную и счастливую жизнь..
    Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни.

    Чорний: Должно быть две скорости вентилятора. И первой включиться должна -малая скорость, а через какое-то время-максимальная.

    Немного не так. Совсем не так. Сегодня запустил свой кондюк. Свакуумировали, заправили,завели, вкл. конд.,- подуло. На заправочном аппарате, по манометру- -- при дохождении стрелки до 16, включается вентилятор на малые обороты, сажает стрелку до 10, и выкл. Через сек. 30-40 опять,- и по-кругу. На вопрос: а когда включится бОльшая скорость- ответили: Второй датчик вкл. при 20 или 22, вкл. вент. на бОльшую скорость (сказали: это у тебя будет когда конденсатор (радиатор) кониционера забьется, тогда давление будет расти очень стремительно, и малая скорость не поможет.)
    Так-что в Вашем случае, Владимир- думаю все-ОК. Следите за чистотой сот конденсатора, а большая скорость быстрее погасит фреон при 16, и в "своем режиме" погасит и 20-22.

    Значит он у меня включается при 16 на большую скорость,он в пролом году он работал на всё мощность включался вмести с кнопкой кондёра вот так мне подсоединили наши умные электрики за 2500грн .Зимой было свободное время я сделал что б вентилятор включался сам от датчика как положено,и ещё дополнительною кнопку через релле чтоб вентилятор включался отдельно думал в жару в пробках будет плохо охлаждаться .сейчас жара за 30 холодит отлично кнопкой так и не пользуюсь.Теперь как видите всё сделал сам а электрикам деньги подарил,но ничего на ошибках учатся.

    Плюс в диагностике системы автомобильных кондиционеров в том, что есть стандартные точки подключения к магистралям низкого и высокого давления. По двум манометрам мы сразу видим всю картину работы гидравлической части системы.

    Работа с автомобильным кондиционером

    Как правило на заправку кондиционера приезжает автомобиль у которого была утечка хладагента или неисправна сама система кондиционера.
    Поэтому почти с каждой машиной приходится работать, проверяя электроцепи и трубопроводы. Сам кондиционер в авто имеет некоторые особенности:
    1.Компрессор на автомобиле вращается с разной скоростью, в зависимости от оборотов двигателя
    2. температура в моторном отсеке где расположены основные агрегаты кондиционера достигает 90-100 градусов.
    3. Управляет кондиционером тот же электронный блок, который управляет двигателем.
    Но на самом деле не всё так страшно как кажется на первый взгляд.
    Все автомобильные кондиционеры схожи по своей работе, так как выпускают их одни и те же фирмы. То есть обычно автомобильные концерны заказывают кондиционеры для своих авто у сторонних фирм.
    Далее приведу наиболее популярные неисправности системы кондиционера:
    1. Разгерметизация системы в результате ДТП , поломки трубопроводов, а так же старения уплотнительных колец в соединениях.
    2. Выход из строя силового реле включения муфты компрессора.
    3. Обрыв питающего провода муфты компрессора.
    4. Слабое натяжение ремня привода компрессора.
    5. Неисправность вентилятора радиатора.
    6. Слабая герметичность заправочных клапанов.
    7. Неисправность заслонки, перекрывающей тепловой поток с радиатора печки.

    Для контроля давления хладагента в системе стоят датчики низкого и высокого давления, чаще эти два датчика выполнены в одном корпусе.

    Работа с автомобильным кондиционером

    Датчик низкого давления не даст компрессору работать при разгерметизации и отключит компрессор при падении давления в системе ниже 1.5-2 атм. Это убережёт компрессор от механического повреждения. Датчик высокого давления отключает компрессор при достижении верхнего давления в подающей магистрали 18 - 22 атм.
    Внутренняя схема двухпроводного датчика давления приведена ниже.


    Работа с автомобильным кондиционером


    При Заполнении системы хладагентом замыкаются контакты 3 и 4, а при превышении порога давления контакты 1 и 2 разрывают цепь.
    Датчики давления могут быть трёх и четырёхпроводные. Так же встречаются датчики выполненные в отдельных корпусах и располагающиеся один на высокой, другой на низкой магистрали.
    Фильтр-осушитель системы, классически выполнен отдельным блоком дополненным смотровым окном. На современных авто чаще выполняют фильтр интегрированным в радиатор.

    Работа с автомобильным кондиционером

    Для выявления слабых мест утечки используют флуоресцентный краситель или электронный течеискатель. При сильной утечке, поможет обычная мыльная пена.
    Проблемное место в системе это гибкие трубопроводы. Постоянная вибрация двигателя постепенно разрушает герметичность соединений в таких местах. По этому если есть в системе утечка, то проверять нужно начиная с гибких трубопроводов.

    Работа с автомобильным кондиционером

    По своему строению компрессоры бывают разные, чаще встречаются поршневые, лопастные и спиральные. Иногда сталкиваешься с особенностью лопастных компрессоров, они не могут поднять давление при проверке системы на герметичность воздухом.
    Упрощённая электросхема работы автомобильного кондиционера представлена на следующем рисунке.

    Работа с автомобильным кондиционером

    На схеме показано начальное состояние системы.
    Включаем ключ зажигания и стартуем двигатель автомобиля.
    Контакты ключа зажигания подают через предохранитель F2 плюсовой потенциал к обмотке реле компрессора.
    Далее нам необходимо включить вентилятор системы отопления и кнопку включения кондиционера.

    Работа с автомобильным кондиционером

    Этим мы замыкаем минусовую цепь обмотки реле, через контакты термодатчика T , датчика высокого давления H и датчика низкого давления L. Контакты реле компрессора замыкаются, включая электромагнит муфты компрессора через предохранитель F1.
    Компрессор начинает работать. Через несколько минут температура испарителя опустится до +2 градусов, термодатчик разорвёт минусовую цепь реле и отключит муфту компрессора. Компрессор остановится и кондиционер перейдёт в пассивный режим, продолжая стравливать в испаритель давление с высокой магистрали. Как только давление в высокой магистрали сравняется с низкой магистралью, испаритель начнёт набирать температуру. При достижении + 6 градусов на испарителе термодатчик снова замкнёт свои контакты, возобновляя цикл работы компрессора.

    Работа с автомобильным кондиционером

    Само реле компрессора располагается в том же блоке что и предохранители. Если реле срабатывает что слышно по характерному щелчку при включении кнопки кондиционера, проверяем целостность самого реле заменой на заведомо исправное.
    Продолжая поиск причины, проверяем наличие плюсового потенциала на одном из силовых контактов колодки реле.
    Через второй контакт относительно массы звоним цепь катушки электромагнитной муфты компрессора которая лежит в пределах 5 -10 Ом . Если цепь муфты не звонится проверяем состояние питающего провода и штекера возле компрессора
    На корпусе некоторых компрессоров установлен термопредохранитель,
    Который не даёт перегреваться компрессору выше 130 градусов, разрывая цепь электромагнитной муфты. Прозвонить термопредохранитель, который в исправном состоянии должен показать замкнутое состояние своих контактов.
    Если муфта компрессора работает на холодном двигателе и не работает на горячем то возможно есть межвитковое замыкание в обмотке электромагнита муфты. На это укажет повышенный ток потребляемый муфтой на прогретом двигателе.
    При неисправности вентилятора радиатора кондиционера система теряет свою эффективность в результате перегрева хладагента.
    Проверяются целостность предохранителя вентилятора и реле включения вентилятора в монтажном отсеке предохранителей подкапотного пространства. В большинстве авто схему расположения реле и предохранителей легко найти на обратной стороне крышки монтажного отсека.

    20160711215147.jpg

    Так же проверяется сам электродвигатель вентилятора.
    В некоторых моделях авто как например Mitsubishi Pajero Sport упразднили электровентилятор кондиционера, его роль переложена на основной приводной вентилятор с вискомуфтой, который по отзывам владельцев явно не справляется с такой задачей.
    Грязные соты радиатора так же могут быть причиной плохой эффективности охлаждения хладагента.
    Данные по количеству и марке хладагента находятся на информационных табличках расположенных с обратной стороны капота или в районе верхней планки радиатора двигателя.

    20160711215210.jpg

    Там же обычно находятся данные о марке и количестве компрессорного масла в системе.
    Современные автомобили используют показания с наружных датчиков температуры для защиты компрессора от запуска при отрицательной температуре наружного воздуха.
    При необходимости электронную часть системы кондиционера проверяют программой автомобильной диагностики, которая даст полную картину состояния основных датчиков системы.

    Читайте также: