Как должен вращаться компрессор кондиционера

Обновлено: 17.04.2024

Вопрос к знатокам. Кто сталкивался и с диагностикой компрессоров постоянного привода? (не принципиально какая марка и модель автомобиля). Для управления их производительностью установлен электромагнитный клапан, который управляется непосредственно с блока климатической установки ШИМ сигналом. Кто нибудь заморачивался измерением параметров этого сигнала, напряжение, ток, скважность. То есть как проверить компрессор кондиционера на работоспособность, откинув всю бортовую сеть автомобиля. Получится ли использовать для этих целей ШИМ регулятор для коллекторного двигателя (не причиняя вред клапану).

Vanchetto

Вложения:

Безмуфтовые компрессоры.pdf

VIK 26

Vanchetto

То есть как проверить компрессор кондиционера на работоспособность, откинув всю бортовую сеть автомобиля

Тупо подать 12в на клапан на непродолжительное время, наблюдая за изменениями давления в обеих
ветках.. Ну или

MAX ток клапана порядка 0.8А

Добавлено через 3 минуты

Хотите проверить исправность проводки до клапана и наличие сигнала - подключите к разъёму (фишке) лампу 12 В 10 Вт.

VIK 26

нет, скорее хочу крутить компрессор на столе до установки. либо, когда не понятно в чем проблема, управлять им на автомобиле.

Vanchetto

Так блок управления сам диагностирует целостность линии до клапана, никуда лезть извращаться не нужно.
У VAGа по крайней мере все очень просто: ошибок нет, ток через клапан есть (и процент открытия клапана), давление на низкой/высокой стороне одинаково, хладагент есть - все компрессор (или клапан) под замену.

Добавлено через 4 минуты

Это изначально лотерея при покупке б/у компрессора: неоднократно встречались такие компрессоры, которые то работают, то не работают периодически. Может поработав перестать работать, а может вести себя непредсказуемо.
Купить такой на разборке очень легко и убедится в его исправности можно лишь установив на авто и поездив какое-то время.

Добавлено через 7 минут

А один раз был VW Golf достаточно свежий, с Германии пригнанный.
Осенью хозяйка замерзала в салоне, думала что проблема с печкой. Оказалось, что компрессор был всегда включен, даже при снятом разъеме с клапана. Снятие и чистка клапана не помогли.

IMG__5046а

На разных моделях авто компрессор кондиционера может иметь разную конструкцию. Но чаще всего производители используют классическую аксиально-поршневую схему с электромагнитным прижимом. Компрессор такого типа состоит из нескольких узлов:

  • электромагнитная прижимная муфта;
  • шатунно-поршневая группа;
  • вращающийся вал с наклонным диском;
  • клапанная доска;
  • аварийный клапан сброса давления.

Все детали (кроме прижимной муфты) находятся внутри герметичного корпуса. Он собран из нескольких частей, между которыми установлены резиновые уплотнители.

Признаки неисправности компрессора

Внезапная поломка компрессора – очень редкое явление. Обычно такое бывает только после длительного простоя. Например, зимой вы не включали кондиционер, а летом заправили его фреоном, включили, а вал не вращается, ремень просто проскальзывает по шкиву. Гораздо чаще компрессор предупреждает о проблемах заранее.

Нужно лишь обращать внимание на звуки, которые он издает. Характерные признаки неисправности: постоянный гул, который слышен даже при выключенном кондиционере гул, рокот или громыхающий звук, появляющийся при включении отсутствие щелчка при включении (не срабатывает электромагнит).

Если Вы услышали что-то подобное, не стоит затягивать. Чем раньше Вы обратитесь в сервисный центр, тем дешевле будет ремонт.

Основные причины поломки и износа

Основные причины износа шатунно-поршневой группы:

  • недостаток хладагента (утечка или несвоевременная заправка);
  • недостаточно масла или масло не подходящего типа;
  • слишком высокое давление (перегрев или избыток фреона);
  • грязь и вода в системе;
  • разбитые подшипники или внутренний люфт деталей.

Стоит отметить, что давление в системе может быть повышенным из-за плохого теплообмена, если между ребрами радиатора скопилась грязь. Регулярная чистка и промывка радиатора может значительно продлить ресурс компрессора.

Возможные причины неисправности электромагнитной муфты (проскальзывание шкива):

Диагностика неисправности компрессора

zapravka-2

Легче всего диагностировать поломку электромагнитной муфты, поскольку она находится снаружи корпуса. Достаточно включить кондиционер и посмотреть, прижалась ли пластина к вращающемуся шкиву. При этом вал компрессора должен тоже начать вращаться. Если диски сгорели, это тоже можно легко увидеть.

Проблемы с обмотками диагностируются с помощью омметра – нулевое или бесконечно большое сопротивление говорит соответственно о замыкании или обрыве.

ВАЖНО! Перед тем, как приступать к ремонту, необходимо определить истинную причину неисправности. Например, электромагнитное сцепление могло сгореть из-за заклинивания поршня.

Но истинной причиной поломки является некачественное масло, износ подшипников или грязь в трубках испарителя. Если не устранить первопричину, то ремонт не даст результата – через месяц или два проблема повторится. Именно поэтому диагностику и ремонт должен проводить специалист автосервиса, который дает гарантию на свою работу.

Регулировка ременной передачи и прижимной муфты

avtokompressor_02

Регулировка зазоров и натяжения ремня – довольно простые операции, которые выполняются без разборки компрессора. Часто этого вполне достаточно, чтобы вернуть работоспособность кондиционера. Конечно, это имеет смысл делать только в том случае, если сам компрессор не требует ремонта.

В зависимости от конструкции компрессора могут использовать разные способы регулировки зазора на прижимной муфте. Иногда это делается с помощью шайб нужной толщины, иногда – перемещением ступицы пластины по оси вала. Для регулировки или замены ремня достаточно ослабить или затянуть регулировочный винт натяжного ролика.

Разборка и ремонт компрессора автокондиционера

Как проходит ремонт компрессора автокондиционера? Полная разборка компрессора – довольно трудоемкая операция. Она состоит из нескольких шагов:

  • отсоединяют все трубки и провода от компрессора;
  • извлекают сам компрессор;
  • снимают прижимную муфту;
  • разбирают корпус и отделяют блок цилиндров;
  • вынимают клапанную доску;
  • извлекают поршневую группу.

После разборки все детали промывают и обезжиривают. Изношенные элементы заменяют. Также меняют резиновые прокладки, даже если они внешне выглядят целыми. После сборки в компрессор заливается смазка, и он отправляется на диагностический стенд.

После проверки на стенде отремонтированный узел можно устанавливать обратно на автомобиль. Перед заправкой нужно провести вакуумирование для полной очистки системы.

Советы автолюбителей

avtokompressor_01

Компрессор – это надежный узел, который может исправно работать годами при условии правильного обслуживания. Чтобы избежать проблем, мы можем дать несколько простых советов: Периодически проверяйте количество хладагента в кондиционере и вовремя доливайте его. Не заправляете кондиционер на случайных СТО.

Обращайтесь к специалистам, которым доверяете. Время от времени промывайте радиатор кондиционера (конденсор) и очищайте его от пыли и тополиного пуха. Перед началом летнего сезона не поленитесь поехать в сервисный центр и провести профилактику и диагностику кондиционера.

Надеемся, что наши советы помогут Вам продлить ресурс компрессора вашего кондиционера. Но даже если поломка произошла, помните, что ее почти всегда можно устранить. Конечно, иногда проще купить весь узел в сборе. Но стоит ли отдавать несколько сотен долларов, если нужно всего-то поменять подшипник или заменить копеечную прокладку? Решать Вам.

Для создания комфорта на максимальном уровне некоторые легковые транспортные средства оснащаются не только системой обогрева, но и функцией охлаждения салона. Такая опция является стандартной, то есть машина уже в базовой комплектации имеет кондиционер. Исходя из принципа действия, он функционирует как бытовой холодильник, работающий от своего силового агрегата. Но как можно проверить компрессор кондиционера автомобиля на работоспособность, поскольку именно он и является движущей силой всего охлаждающего комплекса?

Кондиционер автомобиля

Любому потенциальному покупателю желательно убедиться в исправности холодильного оборудования. Причем проверить его нужно до того момента, как будет заключено соглашение.

Устройство системы охлаждения

Для начала разберем, из чего состоит весь этот охлаждающий комплекс. Под звучным термином следует понимать совокупность определенных составляющих, которые все вместе обеспечивают нужный уровень охлаждения. При этом стоит учитывать, что вся система полностью герметична, заполненная хладагентом (фреоном) и компрессорным маслом. Смазка снижает трение между трущимися деталями, как и моторный расходный материал. В результате внутренние элементы изнашиваются в меньшей степени, что продлевает их срок службы.

Вдобавок масло отводит часть тепла, которое возникает в результате трения, а также удаляет мелкие частицы. Таким образом, по магистрали постоянно циркулирует газ в сочетании с маслом, в результате чего в салоне создается оптимальный микроклимат. В комплекс кондиционирования входят следующие детали:

  • компрессор;
  • конденсор (радиатор);
  • испаритель;
  • вентилятор;
  • предохранительный клапан;
  • ресивер-осушитель;
  • расширительный клапан;
  • испаряющий вентилятор;
  • трубопроводы.

устройство автомобильного кондиционера

За счет слаженной работы и технического взаимодействия обеспечивается комфорт в салоне на высоком уровне. А зная, из чего конкретно состоит весь охладительный комплекс в собственном автомобиле и его принцип функционирования, можно самостоятельно выполнить диагностику. А это уже экономия. Правда в случае сложных ситуаций, включая и ремонт, не обойтись без помощи профессионала.

Важная составляющая

Стоит заострить внимание на том, как устроен компрессор. Из всех остальных деталей именно от этого устройства зависит стабильность и работоспособность всей системы охлаждения. Компрессор кондиционера автомобиля, без преувеличений, можно считать сердцем всего комплекса кондиционирования! Это самый сложный узел, который обеспечивает прокачку хладагента по всей протяженности магистрали. Для этого он создает необходимый уровень давления.

компрессор автомобильного кондиционера в разрезе

Сегодня чаще всего используются две разновидности:

  • аксиально-поршневой;
  • роторно-лопастной.

Всего же существует до 40 типов, но большое распространение получили именно эти два механизма. Некоторые современные агрегаты способны разделять всю магистраль на два контура — высокого и низкого давления. На языке профессионалов они имеют свои обозначения:

  • Нагнетательный — контур с высоким давлением или все что находится до испарителя.
  • Всасывающий — магистраль низкого давления, которая соединяет испаритель с компрессором.

Силовое устройство приводится в действие вращением коленчатого вала, а когда кондиционер включается, то подключаются главные участники всего звена:

  • шкив;
  • приводной ремень;
  • электромагнитная муфта;
  • приводной диск.

кнопка включения автомобильного кондиционера

Нажатием кнопки на электромагнитную муфту подается питание, после чего с ее помощью вал компресса сцепляется со шкивом. Стоит заметить, что этот подвижный элемент вращается постоянно, поскольку через него проходит общий приводной ремень двигателя. При выключении происходит все наоборот — муфта уходит из зацепления, шкив продолжает вращение, как ни в чем не бывало, только охлаждение уже не функционирует. То есть оборудование работает вхолостую.

Принцип действия силового агрегата

Какова особенность работы компрессора? Она как раз заключается в сжатии газообразного хладагента. Кроме того, таким образом обеспечивается его циркуляция по системе охлаждения. До того, как попасть в сжимающий механизм, хладагент находится под давлением практически сродни атмосферному.

Но впоследствии усилиями насоса он сжимается и направляется прямиком к конденсатору. Пока хладагент проходит процедуру сжатия, он нагревается. При этом компрессор не взаимодействует с фреоном в его жидком состоянии, поскольку попадание в полость жидкости заканчивается скорым его выходом из строя.

Как работает вся система кондиционирования?

Этот вопрос тоже интересно изучить. Вреда от этого не будет, только польза. Как уже выше было замечено, функционирование кондиционера напоминает работу обычного холодильника, который есть в каждом дома или квартире. Принцип работы основывается на закономерном физическом явлении, о котором знает каждый, кто с отличием закончил учебное заведение. В ходе испарения вещества происходит поглощение тепловой энергии, а вот при конденсации она как раз наоборот выделяется.

После сжатия горячий хладагент поступает в конденсор, где он охлаждается потоками холодного воздуха (встречным движению машины и от вентилятора системы охлаждения двигателя). Охлажденный хладагент конденсируется, после чего направляется к осушителю для фильтрации. Очищенный фреон минует терморегулирующий вентиль (ТРВ), который контролирует и регулирует степень нагрева пара.

принцып работы компрессора автомобильного кондиционера

Далее по трубопроводу охлаждающий газ поступает в сторону испарителя. Там уже выделяется пар с температурой близкой к точке кипения воды. Именно здесь и заключен весь смысл работы аппарата. Теплый воздух салона контактирует с трубками, которые уже холодные и в охлажденном состоянии направляет снова в салон — тоже происходит циркуляция.

От испарителя фреон направляется снова к компрессору — цикл на этом замыкается. Далее процедура повторяется бесчисленное множество раз.

Важность проверки

Проверкой столь важного устройства ни в коем случае не стоит пренебрегать, поскольку халатность может привести к дорогостоящему ремонту. Да, заправка оборудования фреоном стоит не так дорого — порядка 1000 рублей. Хотя для кого-то и эта сумма покажется немалой.

А вот замена неисправного агрегата может обойтись около 1000 условных единиц — уже значительная сумма! Неопытные владельцы рискуют попасть на такой ремонт в следующих ситуациях:

  1. Продолжение эксплуатации с барахлящим агрегатом. Как итог — выход из строя важных деталей, включая ТРВ.
  2. Приобретение поддержанной машины, у которой климатическая установка работает неправильно, что сулит неоправданно завышенными расходами в будущем.

Некоторые продавцы просто отключают неисправный охладитель с целью обмана потенциальных покупателей. Для этого снимается приводной ремень, выпускается фреон из контура либо используются другие приемы.

По этой причине проверку этого столь важной составляющей нужно выполнять в любом случае, причем, не только будучи уже владельцем транспортного средства, но и перед его покупкой.

Самостоятельная диагностика

Проверить силовое устройство автомобиля на работоспособность можно и его владельцу. Для этого стоит включить охлаждающее оборудование и дождаться того момента, когда агрегат начинает работать. Теперь дотронуться рукой до обратной магистрали (это толстые трубки). Если устройство рабочее, то спустя 10-15 секунд можно почувствовать холод.

Также потрогать трубку, которая ведет от компрессора к радиатору. Только стоит быть осторожным — она будет либо теплой, либо горячей, в зависимости от температуры окружающего воздуха. Если она составляет 20 °С, то уже можно обжечься. В то же время, если она слишком горячая, это указывает на загрязненность системы, неисправность вентилятора или перенасыщение фреоном.

отверстие в трубке автомобильного кондиционера

Следы запотевания, масляные потеки, загрязнений на трубках и местах их крепления могут быть свидетельством утечки фреона. Иными словами так можно выполнить диагностику всего комплекса, а не только проверить лишь кондиционер на предмет работоспособности.

Профессиональная проверка

Несмотря на то, что диагностику агрегата нетрудно выполнить самостоятельно, лучший вариант — это воспользоваться услугами специализированного автосервиса. Для такой работы необходим не только квалифицированный мастер, но и специальное оборудование. Вряд ли такое завалялось у кого-нибудь в гараже.

Последовательность будет таковой:

  1. Для начала подключить климатическое оборудование к установке.
  2. Запускается двигатель.
  3. Включается кондиционер.
  4. Нужно следить за показаниями манометра. При исправном компрессоре они должны расти.

Если диагностика показала, что устройство в работоспособном состоянии, но охлаждение салона осуществляется неправильное или вовсе отсутствует, значит, причину следует искать в другом месте.

диагностика компрессора автомобильного кондиционера

А как проверить компрессор кондиционера автомобиля без фреона? Есть один способ, только он уже относится к диагностике муфты. Для этого нужно снять штекер агрегата, то есть отсоединить его от источника питания. Отрезком провода теперь стоит соединить между собой плюсовую клемму АКБ и контакт в разъеме. В момент касания провода к штекеру будет слышен щелчок — подтверждение работоспособности муфты. Иначе поломка налицо.

Проверка давления

В ходе диагностики выполняется проверка давления системы кондиционирования. Это тоже можно сделать самостоятельно, только не обойтись без специального оборудования — манометрической станции. Любому автолюбителю не помешает такое приобретение и будет полезным. Только важно убедиться, что в комплект поставки входят шланги и переходник для трубок.

Теперь перейдем к тому, как определить какое давление в устройстве. Для исследования нужна магистраль низкого давления — толстые трубки. Следует снять заглушки, наживить переходник. Далее протереть ветошью место соединения. Потом один кран отвинчивается, а другой остается закрытым во избежание утечки хладагента.

Теперь остается запустить двигатель и смотреть за показаниями давления. Нормальные значения — это 250-270 кПа.

Типичные поломки

Большинство автолюбителей не осознают важность этого агрегата, считая его самым надежным узлом, который не требует обслуживания. К сожалению, к такому выводу склоняются и опытные водители. Однако впоследствии из-за таких рассуждения появляются признаки какой-либо неисправности, которых ранее не наблюдалось.

Самый распространенный из них — гул, когда климатическое оборудование включается. Но шум двигателя мешает вовремя распознать этот симптом. В результате водитель в неведении бездействует, что грозит выходом устройства из строя и соответственно дорогостоящим ремонтом либо заменой.

Другая не менее частая неисправность — поломка муфты. При включении кондиционера всегда слышится характерный щелчок — так проявляется вхождение муфты в зацепление со шкивом. Если же его нет, стоит серьезно задуматься.

Электромагнитная муфта может выйти из строя по причине перегрева механизма. Такое может случиться, когда агрегат вынужден работать долгое время пока машина стоит на улице в условиях невыносимой жары. Как итог — оплавление проводки катушки. Также нельзя исключать и вероятность заводского брака самой муфты, что проявляется образованием недопустимого зазора промеж шкива и прижимной пластиной.

К неисправности компрессора может привести ряд факторов:

  • естественный износ;
  • засоренность;
  • разгерметизация.

Для чистки его следует для начала демонтировать. После этого снятый механизм разбирается, а все его детали хорошо промываются. Скорее всего, придется сменить ремкомплект. При отсутствии опыта в подобном деле, операцию следует поручить профессионалам.

Что касается разгерметизации, то проблема устраняется затяжкой соединений. Однако в случае повреждения самих трубок то без участия специалиста также не обойтись.

Вопросы обслуживания

В чем собственно заключается обслуживание? Прежде всего, необходимо регулярно чистить конденсор, расположенный впереди традиционного радиатора. Как правило, после каждого летнего сезона обнаруживается тополиный пух, прилипшие насекомые и остальные загрязнения. Это приводит к засорению сот, и кондиционер уже не будет работать правильно.

Выполнить очистку можно напором воды, но действовать следует аккуратно, чтобы не погнуть соты, иначе придется брать новый конденсор. Допустимо также использовать специальные моющие средства для радиатора. Потом все хорошо промыть водой и продуть вентилятором.

Еще один неприятный момент — наличие грибка либо грязи на испарителе, что и приводит к появлению неприятного запаха. Выходов здесь несколько:

  1. Попробовать добраться до испарителя и хорошо его промыть. Откручивать его элемент строго противопоказано!
  2. Воспользоваться специальными моющими средствами для внутренних деталей автомобильного кондиционера. Разбирать переднюю панель не обязательно, достаточно использовать удлинитель, которым они наносятся на испаритель. Спустя какое-то время средство смывается, когда кондиционер начинает работать. Тем самым процесс чистки упрощается.

Только специалисты смогут провести диагностику на высоком уровне и при необходимости проведут все необходимые операции.

Правила правильной эксплуатации

Важность климатического оборудования в автомобиле никто не будет оспаривать. Это устройство незаменимо в жаркую погоду. Но чтобы установка исправно работала как можно дольше, следует знать некоторые правила. Следование им позволит продлить ресурс всех деталей охлаждающего комплекса, включая компрессор. Вот небольшой перечень полезных рекомендаций.

Когда на улице палящий зной, то перед включением климатической установки желательно открыть все двери в целях проветривания. Достаточно выждать от 3 до 5 минут, а после можно отправляться в путешествие, включив спасительную охлаждающую установку.

При включенном оборудовании не опускать стекла, включая люк на крыше (если он имеется) и не открывать двери (когда машина стоит на месте). Поток встречного воздуха, проникнув в салон, снижает эффективность всей системы, заставляя компрессор работать на полную мощность. Тем самым увеличивая износ деталей, и сокращается их ресурс. К тому же при открытых окнах растет расход топлива.

Smiley face

Немного истории

Smiley face

Необходимость охлаждать салон автомобиля первыми осознали американцы: на длинных дорогах жарких штатов поездка превращалась в настоящее испытание. Поскольку первые кондиционеры появились в начале ХХ века (уже в 1903 году они были установлены в здании Нью-Йоркской фондовой биржи), а спустя 30 лет стали привычной деталью интерьера, установка системы кондиционирования в автомобиле стала только вопросом времени.

Smiley face

Охлаждение салона автомобиля холодным воздухом,
г. Хьюстон, 1957 год

С 1933 года кондиционеры начали монтировать в автомобили по заказу владельцев, а 1939 год ознаменовал начало нового этапа: установки систем кондиционирования в заводской комплектации. Как и все новинки, это стоило немалых денег и было целесообразно только для самых дорогих автомобилей. Но, как и всё новое, эти первые системы, несмотря на высокую стоимость, были малоэффективными и неудобными. Только в 1954 году кондиционирование объединили с обогревом салона, повысив эффективность и сделав пользование на порядок удобней. В таком варианте система и развивалась вплоть до сегодняшнего дня, постепенно улучшаясь в деталях, но не меняясь принципиально.

Функция компрессора

Smiley face

Виды компрессоров

Большинство компрессоров имеют механический привод от коленвала двигателя.

  • Компрессоры постоянного вращения соединены с коленвалом напрямую через шкив и начинают работать одновременно с ним. Пока кондиционер не нужен, компрессор кондиционера работает вхолостую и только при включении кондиционера он начинает перекачивать хладагент.
  • Компрессоры непостоянного вращения соединяются с коленвалом через шкив посредством соленоида (электромагнитной муфты), который срабатывает при включении кондиционера и только тогда запускает компрессор.

Привод от коленвала забирает у двигателя примерно от 1,5 до 15 л.с. в зависимости от модели компрессора и мощности самого двигателя.

Компрессоры различаются по типу конструкции: поршневые, роторно-пластинчатые и спиральные.

Smiley face

В основе конструкции несколько поршней (реже один) с разным вариантом расположения: по кругу, V-образно, оппозитно или в ряд. Чаще всего можно встретить круговое расположение, при котором устанавливается от 2 до 10 поршней, поочередно приводимых в движение наклонным вращающимся диском.

Smiley face

В поршневых компрессорах есть возможность регулировки рабочего объема, от 2-3 до 100%. Управление осуществляется за счет перемещения подвижного диска (и соответственно поршней двигателя) вдоль оси, в результате чего уменьшается или увеличивается длина хода поршня.

Smiley face

Схема поршневого компрессора

Smiley face

Состоят из ротора с выдвигающимися лопастями (двумя или больше), вращающегося в корпусе прецизионной формы. Через впускное отверстие в корпус попадает фреон, проходит через серповидную полость и входит в выпускное отверстие на участке сужения. Сжатие фреона происходит за счет изменения объема секторов в процессе вращения ротора.

Smiley face

Схема работы роторного компрессора

Smiley face

Такая конструкция достаточно редко встречается, в основном в компрессорах с электроприводом. Состоит из двух спиралей, вставленных друг в друга со сдвигом 180о. Одна из спиралей неподвижна, вторая вращается, в результате чего от краев к центру образуются полости с постепенно уменьшающимся объемом. Разреженный фреон входит с краев спиралей, сжатый выходит из центра.

Smiley face

Принцип работы спирального компрессора.
1. Расположение спиралей относительно друг друга.
2. Захват разреженного фреона.
3. Перемещение к центру с одновременным сжатием.
4. Схема непрерывного процесса.

Основным достоинством спиральных компрессоров является небольшой вес и габариты, что важно для компоновки подкапотного пространства. А недостаток конструкции – сравнительно высокая цена.

Технические характеристики

Все компрессоры классифицируются не только по конструкции и приводу, но и по техническим параметрам.

Одна из самых важных характеристик – производительность (см 3 /мин). Производители указывают, есть ли функция изменения рабочего объема (постоянный или переменный объем) и в каких пределах.

В поршневых моделях указывается диаметр и ход поршня, в роторных – тип лопастей (фиксированные или нефиксированные).

В описании компрессора также указывается диаметр и расположение патрубков (горизонтальное или вертикальное), а также тип хладагента, для которого он предназначен, и вязкость компрессорного масла.

Smiley face

Маркировка компрессора:
тип хладагента 134а, масло класса SP-10 (ISO 100)

Большинство производителей комплектуют компрессор необходимым количеством рефрижераторного масла, необходимого для смазки.

Немного о компрессорном масле

При работе кондиционера часть масла вытекает из компрессора и распределяется по всей системе. Это предохраняет внутренние поверхности от коррозии, а резиновые прокладки и уплотнители – от затвердевания. При снятии компрессора (для замены или ремонта) масло затем необходимо долить до нужного уровня.

Smiley face

Схема распределения масла из нового компрессора по системе

Особенность данного масла в том, что оно работает без замены в течение длительного времени, причем в условиях как высоких, так и низких температур, оставаясь при этом по-прежнему жидким и однородным. Но для этого необходимо соблюдение нескольких условий: герметизировать систему для удаления воздуха (эта работа делается при заправке кондиционера фреоном), подбирать масло, соответствующее типу хладагента и не смешивать масла разных типов между собой.

Соответственно выбирается один из трех видов масла:

  • Полиалкиленгликолевое (PAG). Синтетическое масло, подходящее для фреона R134a и R-1234yf, то есть используемое в новых автомобилях. Его особенностью является высокая гигроскопичность: масло связывает влагу из окружающей среды, в результате чего теряет свои свойства и превращается в мощный окислитель. Поэтому такие масла часто выпускают в небольшой таре, достаточной только на одну заправку. Также PAG-масло негативно влияет на резиновые прокладки и уплотнители, вызывает их коробление и усыхание.
  • Минеральное. Продукт переработки нефти, используемый для систем на фреоне R-12. В отличие от PAG, не вступает в реакцию с влагой из воздуха и не портит резиновые детали. Этим маслом смазывают о-ринги (уплотнительные кольца), чтобы защитить от воздействия хладагента, влаги и перепадов температур.
  • Полиэстеровое (эстеровое, полиальфаолефиновое или POE). Используется для компрессоров с электроприводом, установленных в гибридных системах. Эстеровое масло обладает высокими изоляционными свойствами, благодаря чему рекомендуется к применению в современных системах кондиционирования. Также оно используется в системах, переделанных с R-12 на R134a. Одна из особенностей этого масла – низкая термическая стойкость. При перегреве оно разлагается, после чего перегревается и выходит из строя компрессор.

Smiley face

Компрессорное масло вязкостью ISO 46 и ISO 150
для разных климатических условий

Специалисты категорически не рекомендуют смешивать разные типы масел: образующиеся при этом хлопья засоряют радиаторы и вызывают преждевременный износ деталей компрессора.

Чинить или менять?

При должном техобслуживании компрессор может проработать достаточно долгое время, не требуя полной замены. Но есть детали, которые изнашиваются в первую очередь, и именно их можно заменить отдельно от всей остальной конструкции. В первую очередь это подшипник муфты, который изнашивается и в результате может заклинить. Также замене подлежит шкив и сальник, при износе которого появляется утечка фреона. Своевременный ремонт – лучший способ продлить эксплуатацию недешевого компрессора.

Smiley face

Перегретое вязкое масло, вызвавшее отказ компрессора

Есть несколько причин поломки компрессора:

  • Естественный износ деталей;
  • Масляное голодание;
  • Перегрев;
  • Влага (которая попадает в систему при разгерметизации);
  • Недостаток или избыток хладагента (при недостаточном давлении система автоматически отключается, а вот избыток фреона может вызвать перегрузку компрессора);
  • Недостаточное охлаждение фреона в конденсаторе (неисправный вентилятор, засорены трубки радиатора).

Как видно, в большинстве случаев поломки компрессора можно избежать, если вовремя проводить ТО системы кондиционирования, обращаясь к квалифицированным мастерам.

Работа автомобильного кондиционера зависит не только от компрессора, но и от четкого и слаженного функционирования всех элементов системы, в том числе многочисленных датчиков, установленных на различных участках. И, конечно, одним из факторов комфорта будет качественный фильтр салона, благодаря которому даже на самой загруженной трассе в летнюю жару пассажиры автомобиля будут наслаждаться свежим и прохладным воздухом.

Smiley face

О том, как выбирать компрессор кондиционера и на что обращать внимание, читайте наш "Гид покупателя".

Читайте также: