Как обжать трубку кондиционера своими руками

Обновлено: 28.03.2024

В процессе эксплуатации кондиционера случаются разные неприятности. Самой частой проблемой является ремонт трубок.

При использовании кондиционера в режиме охлаждения, когда за окном минусовая температура воздуха, в дренажной трубке может образоваться ледяная пробка, закупоривающая отверстие для слива конденсата. Главным последствием этого обстоятельства будет являться течь из внутреннего блока. В таком случае ремонт не потребуется. Нужно всего лишь дождаться пока на улице потеплеет, и пробка растает сама.

Более серьезные затруднения вызывают повреждения трубок для хладагента кондиционера, возникающие по следующим причинам:

  • нарушение целостности поверхности трубок из-за механического повреждения;
  • перетирание внутренних трубок из-за сильной вибрации при усиленной работе компрессора или вентилятора;
  • деформация или разрушение стенок трубок под воздействием окружающей среды (UV-излучение, ветер, осадки и другие факторы).

Сплит-система устроена так, что наиболее уязвимым участком является магистраль, соединяющая ее основные модули. Как только появилось подозрение об утечке хладагента, первым делом рекомендуется визуально осмотреть фреоновую трассу. Обычно она состоит из трубок, которые не должны вступать в реакцию с фреоном и маслом. При этом необходимо, чтобы они были защищены от коррозии.

Медь как нельзя лучше подходит для таких целей. При взаимодействии с хлором, содержащимся во фреоне, медь окисляется и покрывается защитным слоем, препятствующим появлению ржавчины.

Как гнуть медную трубку для сплит системы?

При монтаже кондиционера в некоторых случаях необходимо согнуть трубку, чтобы изменить ее угол. Это возможно сделать вручную или с использованием специального инструмента – трубогиба.

трубогиб

Он работает за счет применения мускульной силы человека, имеет несколько видов насадок полукруглой формы.

Не всегда под рукой имеется специнструмент, поэтому для того чтобы согнуть трубку, можно использовать другой способ. Например, с помощью пружины.

Как это происходит (пошаговая инструкция)?

  1. Для начала нужно выбрать пружину. Если диаметр трубки большой, то используется пружина меньшего диаметра, которая проталкивается вовнутрь трубы. Для тонкой трубки можно взять большую пружину и надеть ее сверху.

нагретая труба

2. Затем трубку нагреть с помощью газовой горелки или паяльной лампы.

3. Когда металл потемнеет – можно начинать сгибание.

сгибание трубы

4. Оставить заготовку до полного остывания.

5. Извлечь пружину.

Алюминиевая трубка также широко используется при монтаже кондиционеров и для подачи хладагента, так как обладает рядом преимуществ перед медной:

  • низкая цена;
  • лучшая гибкость;
  • быстрота и легкость при запаивании, экономия усилий и времени, а также расхода припаев и газа;
  • низкая тепловодность;
  • более высокая коррозийная устойчивость;
  • мягкость позволяет тратить меньше усилий на развальцовку.

Совет: следите за тем, чтобы влага с медных элементов не стекала на алюминиевые части. Их взаимодействие неизбежно приведет к возникновению коррозии.

Свойства алюминия таковы, что его поверхность быстро окисляется под воздействием кислорода и на нем появляется защитная оксидная пленка. Эта пленка мешает при запаивании алюминиевых трубок.

Поэтому часто возникает вопрос: чем запаять алюминиевую трубку кондиционера? Если возникла такая необходимость, то рекомендуется использовать флюсы и припои. С ними швы получаются гладкие и прочные.

Для спайки алюминиевых деталей понадобятся:

  1. газобаллон;
  2. припой для пайки алюминия (например, Castolin 192 FBK);
  3. горелка газовая или паяльная лампа.

Этапы пайки алюминиевой трубки (пошаговая инструкция)

  • Очищение поверхности от оксидной пленки и загрязнений. Это делается двумя способами: механическим (с помощью шлифовальной машинки, наждачки, металлической сетки или щетки) или химическим (с применением химических веществ – флюсов).

очищение поверхности

  • Выставление деталей в нужном положении относительно друг друга.
  • Нанесение флюса на место соединения.
  • Нагревание трубки с припоем паяльной лампой или газовой горелкой.

Совет: обращайте внимание на цвет пламени. Голубой свидетельствует о том, что в нагреваемой смеси слишком много кислорода, который вызывает активное окисление металла. Ярко-синий наиболее рекомендован, так как означает, что горючая смесь оптимально сбалансирована.

  • Нанесение припоя. При этом следует избегать перегрева, в результате которого соединяемые детали могут расплавиться. Контролировать процесс нагревания до рабочей температуры нужно постоянно прикладывая припой. Когда его кончик начнет плавиться, значит температура оптимальна.

Если флюс не используется, то кончиком припоя нужно делать чиркающие движения. Эта мера поможет избавиться от оксидной пленки и сделать шов более прочным.

Пайка помогает решить проблемы ремонта изношенных деталей, нарушения герметичности трубок, не прибегая к дорогостоящей помощи квалифицированных специалистов.

пайка трубок кондиционера

Соединение медных труб методом пайки требует наличия специальных инструментов и материалов

Преимущества и монтаж сплит-системы с медными трубами

Трубы из меди отлично подходят для создания систем кондиционирования воздуха. Из их достоинств можно выделить:

  • стойкость к коррозии;
  • герметичность;
  • устойчивость к истиранию;
  • гладкость наружной и внутренней поверхности;
  • хорошая теплопроводность;
  • устойчивость к температурным перепадам;
  • доступная стоимость.

В процессе монтажа кондиционеров применяются медные бесшовные трубы. Обычно в комплект поставки сплит-системы входят внутренний и внешний блоки, а всё остальное приобретается отдельно. Трубки размещаются с целью транспортировки хладагента по системе именно между вышеуказанными блоками. Размеры медных изделий напрямую влияют на производительность кондиционера. Чем диаметр трубок больше, тем значение данной характеристики устройства выше.

Устанавливаются кондиционеры в современных зданиях следующим образом:

  • выбираются места расположения внутреннего и внешнего блоков;
  • для прокладки трубок и электрокабелей в стене бурится отверстие диаметром 40 мм;
  • монтируются крепления внешнего и внутреннего блоков;
  • трубки прокладываются, обрезаются, а их сводные концы развальцовываются. Результат последней операции
  • имеет вид трубок с надетыми гайками;
  • трубки соединяются с внутренним и внешним блоками;
  • прокладывается трубка для слива конденсата;
  • система вакуумируется;
  • кондиционер подключается к сети.

пайка трубок кондиционера

Медные трубы экологичны и не подвержены коррозии, поэтому считаются лучшим вариантом для систем кондиционирования воздуха

Низкотемпературная пайка. Особенности

При потере вальцовочным соединением герметичности для её восстановления многие профессионалы отдают предпочтение не сварке, а именно пайке медных трубок. В пользу такого выбора они приводят следующие аргументы:

  • оперативность выполнения работ;
  • аппарат для пайки медных труб более дешёвый по сравнению со сварочным оборудованием.

Полученное соединение характеризуется:

  • надёжностью;
  • прочностью;
  • стойкостью к высоким механическим и температурным нагрузкам.

Осуществляется низкотемпературная пайка обычно с помощью пропановой горелки. Труба нагревается до температуры 200-250˚С. Если используется мягкий припой, для равномерного нагрева пламя горелки необходимо постоянно перемещать.

Полезно знать! В качестве припоев такого типа могут применяться следующие вещества: L-SnCu3 (S-Sn97Cu3) и L-SnAg5 (S-Sn97Ag5). С помощью этих материалов отлично выполняется пайка медных труб для кондиционера, поскольку данные химические соединения обеспечивают стойкость к механическим нагрузкам и коррозии.

Методика выполнения этой операции имеет свои особенности. Так, если при касании прутком припой не плавится, нагрев следует продолжить, постоянно перемещая при этом пламя. Когда припой начнёт плавиться, пламя следует убрать и дождаться, пока припой не проникнет в монтажный зазор. Зазор заполняется полностью, поэтому не вводите дополнительные объёмы припоя, поскольку появившиеся излишки затекут внутрь трубы и сократят, таким образом, полезный просвет.

Пайка трубок кондиционера

Для низкотемпературной пайки применяется мягкий припой, выпускаемый в катушках

Из других особенностей низкотемпературной пайки следует отметить следующее. В случае использования стандартных кусков мягкого припоя, необходимо контролировать, чтобы их размер был равен диаметру соединяемого изделия. Придание требуемым участкам припоя Г-образной конфигурации обеспечит удобство выполнения паек медных труб.

Одно из существенных преимуществ данного способа заключается в том, что прочность сырья – меди – сохраняется на высоком уровне. Самый главный недостаток – худшие механические характеристики соединения.

Особенности высокотемпературной пайки

Эта технология применяется, если во время эксплуатации трубопровод будет подвергаться высоким температурным нагрузкам. Выполняется высокотемпературная пайка исключительно газопламенным методом.
Когда применяется медно-фосфорный припой, обойтись можно и без флюса. Требуемая температура пламени горелки. Само пламя должно быть средним. Нагревать медные трубки следует равномерно. Такой подход обеспечит хорошее заполнение припоем монтажного зазора. При этом детали могут фиксироваться в любом положении. Для проверки степени готовности соединения можно использовать пруток твёрдого припоя: когда пайка медных трубок кондиционера завершится, при касании к созданному стыку он должен плавиться. Это явление будет свидетельствовать о том, приобретя жидкообразное состояние, данное вещество заполнило зазор полностью.

Чтобы успешно реализовать такой способ в домашних условиях, можно применить строительный фен. Более того, с помощью этого устройства профессионалы как раз и рекомендуют паять трубки систем кондиционирования из-за их небольших размеров. Работать с феном просто, алгоритм выполнения пайки аналогичен манипуляциям с горелкой.

Пайка трубок кондиционера

Для качественной пайки важен достаточный прогрев заготовки, чтобы припой равномерно заполнил соединение

Преимущества высокотемпературной пайки следующие:

  • по сравнению с использованием мягкого припоя, можно уменьшить ширину соединения;
  • допускается эксплуатация в системах с высокой температурой;
  • повышенная прочность шва.

К недостаткам эксперты относят:

  • без наличия квалификации и опыта реализовать данный способ весьма затруднительно;
  • происходит отжиг меди.

Материалы и оборудование

Для выполнения пайки медных трубок ничего необычного и дорогостоящего приобретать не придётся. Вам понадобятся следующие приспособления и материалы:

1. Фаскосниматель. С помощью этого важного приспособления удаляются заусенцы с внутренних и внешних краев обрезанных под требуемые размеры труб.

Важно! Если заусенцы останутся, процедура соединения трубы и фитинга значительно осложнится.

Современная промышленность выпускает фаскосниматели двух типов: в виде карандаша и в круглом корпусе. Более дорогим является инструмент второго типа. Но его применение повышает удобство в работе. Следует также знать, что круглый фаскосниматель рассчитан на работу с трубами диаметром не более 36 миллиметров.

2. Паяльник. Обычно в качестве такового используется специальная работающая на пропане компактная горелка. В комплект её поставки входит простой сварочный прибор, оснащённый устройством переключения.

Пайка трубок кондиционера

Медные трубы нужно резать только специальным инструментом, чтобы не деформировать срез

4. Стальной ёршик и специальная щётка. С помощью этих аксессуаров осуществляется качественная очистка поверхностей и полостей подвергаемых пайке труб от образующихся во время этой операции окислов и загрязнений.

5. Паста для пайки и флюс. Эти жидкие или твёрдые составы не позволяют пузырькам воздуха проникнуть в стыковочный шов. Кроме того, благодаря ним степень адгезии припоя к поверхности элемента трубопровода значительно увеличивается.

Кроме того, в комплекте для пайки медных труб должен присутствовать набор приспособлений общестроительной группы. В их числе такие инструменты, как:

  • молоток;
  • уровень;
  • маркер;
  • кисточка;
  • рулетка.

Как паяются трубки из меди

Выше были рассмотрены лишь некоторые особенности процедуры пайки. Сам же процесс предусматривает выполнение определенных действий.

Пайка трубок кондиционера

Эти действия производятся в строгой последовательности, подготовительные манипуляции обязательны:

  • удаление с мест предполагаемой пайки оксидной плёнки. Образовавшуюся в ходе обработки пыль тоже необходимо убрать;
  • нанесение на подготовленную поверхность флюса;
  • соединение фитинга с трубой. Размер зазора – не более чем пол-миллиметра;
  • разогрев места соединения в течение 15-20 сек.

Совет! Вести припой при разогреве по всему диаметру не нужно, проводить его необходимо лишь по краю соединения, поскольку он сам проникнет в зазор.

По завершении пайки в обязательном порядке выполняется промывка системы. Необходимость в этом мероприятии вызвана тем, что флюсовые остаточные загрязнения могут спровоцировать прохождение процесса коррозии металла, что приведёт, в свою очередь, к выходу кондиционера из строя.

Не стоит забывать ещё об одном нюансе. Для предотвращения потерь тепла во время работы кондиционера медные трубки необходимо изолировать. Наиболее эффективно работает каучуковая изоляция. Её низкая теплопроводность способствует надёжной эксплуатации агрегата. Помимо этого, снижается нагрузка на компрессор.

Кримпер. Ремонт трубок и шлангов.

Если интересно могу поделиться недорогой и эффективной технологией ремонта при минимальной себестоимости трубок и шлангов.

- В автокондеях шланги применяются (в этом нет ничего плохого, кроме цены), но не те которые можно купить в строительных магазинах.

в кондиционерах, как правильно было замечено шланги не применяются. применяются рукава для фреона. далее рукав. столкнулся с порваным рукавом на форд фокус. повреждение было видно не вооружённым глазом- наружный слой резины отслоился. далее технология ремонта на примере этого рукава.
вся деталь состоит из пяти основных деталей- это сам рукав, две обжимные муфты из аллюминия, две трубки с фланцами для крепления (с одной стороны к компрессору, с другой к конденсатору)
1. фотографируем деталь в нескольких плоскостях, для того что бы мы смогли в дальнейшем при сборке правильно расположить фланцы.
2. разрезаем рукав поперёк для определения внутреннего диаметра рукава. в нашем случае имеем рукав с внутренним диаметром 10 мм.
3. фреоновый рукав найти довольно трудно, да ещё и нужного диаметра. поэтому идём в ближайший магазин, который торгует рвд для строительной, коммунальной, автотракторной техникой или магазин продающий рти. нам нужен рукав с внутренним диаметром 10 мм по гост 6286-73 тип рукава № 1(хотя пойдёт и № 2) или в соответствии с европейской классификацией din en 853 1 sn. это очень распространённые рукава, пусть они даже будут с металлическими фиттингами. такой рукав стоит 200 рублей, из него делается два форда.
4. распиливаем на старом рукаве обжимную муфту вдоль, только аккуратно чтоб не повредить трубку.
5. несём к токарю старый рукав и новый, купленный в магазине. токарь снимает размеры и за 100-200 рублей изготавливает две обжимные муфты.
6. собираем конструкцию, предварительно отрезав в размер новый рукав, внимательно следим за взаимным расположением крепёжных фланцев(сверяемся с фотографией).
7. идём в мастерскую по изготовлению рвд (сейчас почти в каждом городе есть такие мастерские), где вам если не бесплатно, то рублей за 50 всё обожмут с большой гарантией.
8. если всё таки нет такой мастерской, то можно изготовить устройство для обжима самостоятельно, на базе губок для слесарных тисков. их может сделать любой фрезеровшик. это губки с выфрезерованной призмой.
рукав готов. в процессе изготовления столкнулся с тем что аллюминиевая трубка имела конструкцию, исключающую её зажим в обжимном прессе p20? поэтому пришлось распилить аллюминиевую трубку, а потом заварить аргоном неплавящимся электродом (tig сварка). это обошлось в 300 рублей.

подводя итог можно сказать, что ремонт обходится в символическую по сравнению с новой деталью суммой. что касается самого рукава то рабочее давление составляет 180 атм, температура среды от -40 до +100 градусов, материал - маслобензостойкая резина.

Ремонт трубок кондиционера авто – неизбежная проблема, с которой рано или поздно сталкивается каждый автомобилист. При трещине или дефекте трубки из системы будет уходить фреон, что приведет к выходу кондиционера автомобиля из строя. Вооружившись необходимыми инструментами, материалами, терпением и временем, ремонтные работы можно произвести самостоятельно.

Почему трубки выходят из строя?

Многие модели легковых автомобилей устроены так, что трубопровод, подводящийся к компрессору кондиционера, проходит рядом с выпускным коллектором. Из-за постоянно высокой температуры происходит постепенное выгорание, растрескивание и высыхание этих элементов.

Фото трубопровода компрессора кондиционера автомобиля, jap4drive.ru

Зимний период характерен засорами трубок и шлангов, в результате чего пространство между радиатором, охлаждающим двигатель, и автомобильной системой кондиционирования заполняется грязью. Помимо этого, значительное влияние на алюминиевые трубки оказывают такие факторы, как воздействие дорожных реагентов, перепады температур, повышение и понижение влажности.

На фото - засор трубок радиатора автомобиля, io.ua

Чиним кондиционер автомобиля – латаем дыры

Фото ремонта автомобильного кондиционера, mc36.ru

После нанесения средств необходимо надеть трубку из резины большего диаметра, которая бы полностью охватывала отремонтированную деталь.

Во многих случаях изготовление новых деталей для кондиционера автомобиля обойдется значительно дешевле их покупки. Если вы решились на такой шаг, очень важно правильно снять размеры необходимых деталей и иметь нужные инструменты. Чтобы изготовление прошло без проблем, у вас в арсенале должен быть качественный труборез, трубогиб и несколько других инструментов. Труборез позволит добиться качественной обрезки краев трубки, а трубогиб даст возможность гнуть ее под разными углами без риска поломки.

На фото - изготовление трубок для кондиционера автомобиля, avtoclimatika.ru

Не менее важным моментом является выбор непосредственно трубок. Будьте внимательны – изготовление деталей следует проводить в той измерительной системе, которая указана в техпаспорте авто. Очень часто водители путают дюймы с метрами. Для выбора подходящих элементов необходимо померить деталь на фитингах системы, подрезать и, при необходимости, согнуть в нужных местах, а также соединить при помощи сварки.

Самостоятельный ремонт шлангов для кондиционеров

Некоторые автомобили оснащены системами кондиционирования, ремонт которых вышеописанным способом невозможен. Выручат шланги для автокондиционеров из резины. Этот материал, как известно, имеет свойство трескаться и высыхать, кроме этого, резина в сравнении с металлом намного сильнее подвержена механическим повреждениям.

Фото шлангов для автокондиционеров из резины, royalpk.ru

В случае небольшого повреждения резинового шланга с помощью специальных инструментов и составов на нем также можно сделать заплатку. Однако при больших дефектах шланги для кондиционеров автомобиля необходимо менять на новые, благо, их изготовление обойдется вам в небольшую сумму.

На фото - повреждение резинового шланга автокондиционера, avtoclimatika.ru

Очень важно проводить ремонт, связанный с климатической системой автомобиля, вовремя, так как в противном случае неисправности могут привести к разгерметизации компрессора кондиционера. А это в свою очередь послужит причиной засорения климатической системы автомобиля частицами компрессионных колец, что может привести к более серьезным поломкам и финансовым затратам на ремонт.

Читайте также: