Как пользоваться увлажнителем для скрипки

Обновлено: 17.05.2024

1.1. Прежде всего я хотел бы обратить внимание на свободу – мышечную свободу – при игре на скрипке. Только свободный аппарат позволяет управлять игровым процессом, затрачивая минимум сил и времени для достижения технических целей и высвобождая и то и другое для решения проблем музыкальных.

Это одна из немногих аксиом в нашем деле.

Свобода делает исполнителя хозяином, а не рабом инструмента.

Любой элемент постановки, любой приём, штрих – включая стаккато – должен проходить тест на зажатие!

Нудные упражнения могут стать источником просто-таки физиологического удовольствия, как при массаже или занятиях спортом.

Рассмотрим некоторые составляющие этой свободы, а также наиболее частые случаи скованности.

1.3. Одним из базовых условий свободной незажатой игры является свободный шейно-плечевой комплекс.

Встаньте прямо; плечи вперёд — вверх – назад и – распустили, расслабили. Скрипка кладётся на ключицу, голова слегка поворачивается влево и скула (не подбородок!) накрывает подбородник. Минимум давления, веса головы в принципе достаточно для удержания инструмента. Правильно подобранный и отрегулированный мостик (или подушка) поддерживает скрипку снизу, но не является ОСНОВНЫМ фиксирующим фактором. Избегайте поднятия плеча. Свободный, но уверенный захват скрипки позволяет раскрепостить ЛР, что особенно важно при переходах и при игре в высоких позициях.

Итак, свобода без разболтанности, собранность без зажатости.

Большой интерес представляет концепция извлечения сильного звука за счёт оптимального контакта между смычком и струной, а не за счёт примитивного усиления давления на смычок.

Вес руки, ощущаемый в достаточно низко находящемся локте, контролируется на уровне запястья, которое вместе с собранными кистью и пальцами играет роль рессоры – с вытекающими отсюда свойствами – гибкостью, но гибкостью весьма пружинистой. Не рекомендуется (кроме самого конца смычка) провал запястья, так как при этом хуже контролируется дозировка веса, а также высокая позиция локтя (потеря опоры).

Кончиками-подушечками пальцев прикоснитесь к древку смычка и медленно поведите вниз, акцентируясь на ощущении сцепления, внимательного преодоления силы трения.

У всякого звука (за исключением колористических эффектов, но на то они и исключения, чтобы подтверждать правило) – даже самого лёгкого пиано — должна быть сердцевина. Это как тоненькая ниточка, вокруг которой образуется аура разного цвета-характера. Поэтому поначалу я рекомендую добиваться звука определённого, ровного и довольно резкого, пронзительного, точного. Для этих целей – а также для целей культивирования навыка контроля сцепления смычка со струной — наилучшим местом является зона чуть ближе от середины к подставке.

Небольшой смычок вверх, вниз;

При движении вверх как бы подтягивайте немного смычок к себе безымянным пальцем, смычок пойдёт чуть-чуть к подставке, интенсифицируя сцепление со струной. Кисть-пальцы немного подсобираются.

То же самое, но несколько нот в одну сторону – несколько в другую: типа крупного стаккато.

Атаки – разные по характеру, со струны и с воздуха, вниз и вверх.

Cкрадывание атаки — самый сглаженный тип соединения. Новый смычёк начинается как бы вскользь, из воздуха, не сразу, постепенно раскручивая струну. Такое своеобразное наслоение одного смычка на другой.

Следите за тем, чтобы при игре не возникало воздушных пузырей, пустого звука, проброса смычка. Обратная сторона – смычёк должен двигаться, находить звук НА движении, чрезмерная внимание к игре “в струну” может привести к перегруженности звука, некоей его натужности, отсутствии свободного дыхания в нём.

Чем вокальнее музыка, тем важнее “дыхание” смычка.

Обращайте внимание на завершения смычков. От них так же, как и от атаки, зависит выразительность исполнения. Попробуйте передать различные состояния, настроения, варьируя завершения смычка.

Если мотив заканчивается на diminuendo, попробуйте выполнить нюанс не облегчением, а торможением, замедлением смычка – приём, владение которым необходимо каждому скрипачу.

Особую роль концы смычков приобретают в музыке, прерываемой паузами.

Последние ноты лиги, особенно в кантилене, хорошо слегка перетянуть – по времени. Но не переусердствуйте с плотностью: это может привести к эффекту несколько задавленной, безвоздушной игры, создаётся ощущение некоторой узости.

Иногда полезно представить, что смычок играет сам, а рука только находится на нём. Наши руки зачастую умнее нас, мы только мешаем им естественно двигатьсяJ

3. Левая рука

Допуская постановку, при которой шейка скрипки ложится на подушку большого пальца, я отдаю предпочтение более глубокой хватке.

Пальцы ЛР должны всегда точно знать — уже в воздухе – куда они приземлятся, д.б. собраны в аппликатурные группы, нацелены на определённую интонацию и падать, подобно литерам пишущей машинки, на совершенно определённое место. Именно правильное положение пальцев в воздухе гарантирует стабильность интонации.

Особое внимание следует уделять моментам перемены угла падения пальца. Например, Д7 от 1 пальца: в этом случае 3-й сменит свой угол с высокого на низкое. Произойти это должно при поднятии пальца после терцового звука.

Вообще, на поднятие пальцев нужно обращать внимания не меньше, чем на падение.

Фиксируйте момент расслабления пальца при поднятии.

При переходах из позиции в позицию сохранение квартового положения является общим правилом. Из наиболее часто встречающихся исключений – заключение арпеджио, когда последний переход должен доставить руку в положение, позволяющее оптимально (с наименьшими вытяжениями) брать все 3 или 4 ноты аппликатурной группы. Исходить в первую очередь из удобства 4 пальца как слабейшего. Следует стремиться к сохранению им по возможности округлого положения, в любом случае он не должен быть провален.

уплощённое положение пальцев – против обыкновенного вертикального. Этот приём порой имеет расслабляющий эффект, однако не следует им злоупотреблять.

мягкая постановка ПЦ на струну в кантилене, с целью добиться большей слитности. Особое внимание на отсутствие давления!

Переходы осуществляются всегда пиано и легато, невзирая на характер исполняемого. Это не значит, что нужно возить пальцем по грифу, просто никогда не дёргайте руку из позиции в позицию, самое ловкое и быстрое движение может (и должно) быть плавным.

Стандартный переход делается на предыдущем пальце и заканчивается отсечением струны следующим.

Рука тянется к новой позиции, в то время как предыдущий палец ещё остаётся в прежней. Затем нажатие его предельно ослабляется и ставится следующий палец, уже в новой позиции.

В случае длинного перехода рука готовится к нему от локтя, как бы предвосхищая движение кисти-пальцев. То же в случае нескольких переходов подряд – не фиксироваться в промежуточной (1-й новой) позиции, а быть готовой к новому перемещению.

При нисходящем движении из высоких позиций большой палец также часто играет роль своеобразного позиционного якоря, перемещаясь из позиции в позицию не вместе с остальными пальцами, а попеременно с ними.

Но, с другой стороны, квартовое положение не должно быть жёстким. Существуя в качестве основы, оно должно быть легко изменяемо. Если встречается пассаж с изменением угла падения пальцев, вытяжениями, сужениями, кисть может слегка подстраиваться под эти изменения.

При растянутом положении руки (фингерзация, децимы) не выпячивайте запястье, наоборот, попробуйте забрать его под гриф.

В фингерированных октавах отчётливо поднимайте 4 палец в округлое положение.

Длительности в двойных: восьмые (по 4 на смычок), шестнадцатые и пассаж (вся гамма в одну сторону на один смычок).

Любой музыкальный инструмент в процессе эксплуатации подвергается негативному воздействию различных факторов. Регулярные занятия, частая транспортировка, ненадлежащее хранение и просто неаккуратное использование существенно снижают срок его службы. Если вы хотите, чтобы любимая скрипка радовала вас своим прекрасным звучанием долгие годы, вам обязательно стоит ознакомиться с основными правилами ухода за ней.

Ежедневный уход

Уход за скрипкой | Блог MusicMarket

Для игры на скрипке используется канифоль — специальная смола, которая обеспечивает сцепление смычка со струной. В процессе игры канифоль осыпается со смычка и оседает на струнах, грифе, верхней деке и подставке. Липкая на ощупь пыль въедается в поверхность инструмента, и если не удалить ее вовремя, могут возникнуть серьезные проблемы вплоть до искажения звучания и появления трещин на корпусе.

Итак, первое, что надо сделать после занятия — стереть со скрипки осыпавшуюся канифоль. Для этого вам понадобится чистая тряпочка без ворса. Она обязательно должна быть из мягкой ткани, в противном случае вы рискуете повредить тонкий слой покрытия корпуса.

Начать стоит со струн. Аккуратно протрите каждую струну, двигаясь вдоль, до ее полной очистки. Если канифоль сильно въелась, вы можете использовать специальное средство или капельку спирта. Обратите внимание, чистящие средства ни в коем случае не должны попасть на гриф. Во избежание этого поместите между грифом и струнами кусочек ткани. Специальное средство стоит использовать для очистки струн по всей длине. Ведь помимо канифоли на них скапливается пот и грязь от рук. Регулярная чистка струн продлевает срок их службы.

Очистив струны, протрите гриф. Как правило, с его поверхности канифоль удаляется достаточно просто, поэтому данная процедура не займет много времени.

Ежедневный уход за скрипкой | Блог MusicMarket

Как только струны и гриф будут очищены, переходите к подставке. Эта деталь скрипки не прикреплена к корпусу, поэтому ни в коем случае нельзя прилагать физических усилий. Если вы случайно сдвинете подставку, это может привести к потере интонации. Убирайте канифоль аккуратными движениями. Если она скопилась в завитках — воспользуйтесь ватной палочкой.

После удалений канифоли с подставки возьмитесь за верхнюю деку. Используйте чистую сторону тряпочки или возьмите новую, чтобы убрать канифоль, а не размазать ее по поверхности. С особой аккуратностью очищайте деку в области эф. Они имеют очень тонкую обработку, которую легко повредить. Дополнительно вы можете протереть весь корпус скрипки, чтобы убрать случайно попавшую грязь и следы от пальцев.

Теперь скрипка приобрела первоначальный вид. Но это еще не все. Канифоль осталась на трости и колодке смычка, откуда ее также необходимо удалить чистой тряпочкой. Перед очисткой смычка рекомендуется ослабить винт.

Комплексный уход и полировка корпуса

Уход за колками | Блог MusicMArket

Даже если вы ежедневно чистите скрипку, со временем ей может понадобиться более серьезный уход. Полный комплекс всех процедур проще всего проводить во время замены струн. Помните, что струны меняются по одной, а не все сразу. Так подставка останется в правильном положении и чистота интонации сохранится.

Во время смены струн можно как следует очистить гриф от пота и грязи, а также обработать его лимонным маслом, которое поддерживает древесину в оптимальном состоянии и не позволяет ей рассыхаться со временем. После того, как вы нанесете масло и дадите ему впитаться, удалите излишки мягкой тряпочкой.

Еще одна деталь скрипки, которая требует внимания — это колки. В процессе эксплуатации они, как и колковая коробка, подвергаются износу. Для того, чтобы настройка инструмента оставалась удобной, а колки не застревали, вы можете использовать специальную смазку.

Правила хранения и транспортировки инструмента

Футляр для скрипки | Блог MusicMarket

Хранить и перевозить скрипку следует только в специальном футляре (чехле или кейсе), который должен быть прочным и надежным.

Модели с жестким каркасом обеспечивают наилучшую защиту, однако они могут быть достаточно тяжелыми, что не подойдет для детей. Не менее важно наличие утеплителя и водоотталкивающего покрытия. Влага и резкие перепады температуры самым негативным образом сказываются на древесине. Поэтому если вы хотите, чтобы скрипка прослужила вам действительно долго, не экономьте на футляре. Ведь зимы в нашей стране могут быть очень холодными.

Стоит отметить, что холодные зимы негативно влияют на инструмент не только на улице. Центральное отопление существенно снижает уровень влажности в помещении, в результате чего древесина рассыхается. Для поддержания оптимальных условий используйте специальный увлажнитель.

Подводим итог

Мы подробно познакомили вас с основными правилами ухода за скрипкой. Как оказалось, все достаточно просто:

  • протирайте скрипку и смычок после каждого занятия, тщательно удаляя канифоль, грязь и пот;
  • периодически проводите комплексный уход;
  • храните и переносите скрипку исключительно в футляре;
  • следите за уровнем влажности.

Выполняя все советы, вы существенно продлите срок службы любимой скрипки и сэкономите на дорогостоящем ремонте или незапланированной покупке нового инструмента.

Сложно встретить человека, который никогда не слышал скрипки или хотя бы о скрипке. И это неудивительно, ведь ее история насчитывает вот уже более пяти веков, на протяжении которых этот инструмент считается, пожалуй, самым изысканным и утонченным, при этом требующим точной настройки и бережного отношения. Инструмент-аристократ, королева оркестра, инструмент ангелов или дьявола – вот лишь немногие прозвища, которые получила скрипка.

6355b154ced13264c1978c829faa98fd.jpg

Скрипка отлично звучит с духовыми инструментами, клавишными и другими струнными. В симфоническом оркестре скрипки образуют почти треть состава, при этом первые скрипки играют верхний голос или мелодию, вторые - нижний или аккомпанируют.

История

В качестве далеких предков скрипки можно рассматривать индийскую лиру, польскую скрипицу (ребеку), русскую скрипель, арабский ребаб, британскую кроту, казахский кобыз, испанскую фидель. Благодаря этим инструментам струнные получили свое развитие, в том числе и скрипка. Это сейчас скрипка считается благородным инструментом, а ведь первоначально это был инструмент бедняков - на ней играли крестьяне и бродячие артисты.

По-настоящему аристократичным этот инструмент стал в конце XVI века, когда Карл IX заказал скрипки для своих дворцовых музыкантов. С тех пор началось триумфальное шествие скрипки. Концерты для скрипки можно встретить среди произведений почти всех гениальных композиторов, среди которых Моцарт, Вивальди, Чайковский, Брамс, Дворжак, Хачатурян, Мендельсон и многие другие.

В настоящее время скрипку можно услышать не только в классическом оркестре, но и в таких музыкальный жанрах, как джаз, кантри, рок- и поп-музыка.

Особенности строения скрипки

Скрипка – это достаточно сложный инструмент в плане его изготовления, требующий скрупулезности и мастерства. Инструмент состоит более чем из 70-ти деталей, многие из которых деревянные, а дерево, как известно, требует серьезного подхода к выбору, обработке и последующему уходу. За многолетнюю историю существования скрипки, мастера применяли для ее изготовления различные виды древесины: ель, клен, ольха, липа, тополь, груша, акация, орех, экспериментируя и пытаясь найти лучшее звучание. Лучшим материалом для скрипки считаются деревья, выросшие в горах. Обусловлено это тем, что они имеют повышенную устойчивость к перепадам температуры и влажности.

aae9de4d3129d3f372aa4c6a7f863640.jpg

Для скрипки большое значение имеет лак. Он не только определяет внешний вид инструмента, но и обеспечивает ему долговечность и сохранность звучания.

237d5748693fa9fd4ea3e6d932ef9480.jpg

Элементы скрипки и аксессуары.

Корпус. Состоит из верхней и нижней дек, соединенных обечайками. На верхней деке расположены звуковые отверстия длиной 76-78 мм.

Шейка, на которую крепится гриф. Именно за шейку держат скрипку во время игры.

Гриф, изготавливаемый обычно из черного дерева.

гриф.jpg

Верхний и нижний порожки. Верхний предназначен для прохождения струн над грифом и колками, нижний - для крепления подгрифника, который плавного перегибается через него.

порожек верхний.jpg

Подгрифник, который отвечает за звучание струн, изготавливается из твердой древесины и крепится посредством жильной или синтетической петли за специальную пуговицу. Если подгрифник тяжелый, а длина петли подобрана неверно, то струны будут дребезжать. Поэтому петлю необходимо выбирать синтетическую и обязательно с возможностью регулировки, а подгрифник - углепластиковый со встроенными машинками. Для настройки скрипки используют подгрифники с квинтовыми машинками для любого типа струн, но такие подгрифники являются тяжелыми. Для металлических струн подойдет металлический подгрифник, для жильных - деревянный. Оптимальный вариант: подгрифник из черного дерева, на котором установлены две квинтовые машинки.

podgrif-violin-wittner-915131.jpg

Струны. Для скрипки струны изготавливают из различных материалов, самым популярным из которых является сталь. Именно стальные струны дают чистый звук. Хотя они и являются довольно жесткими, но играть на них проще.

Канифоль, которая индивидуально подбирается для струн. Например, для стальных струн подходит твердая жесткая канифоль. Непосредственно перед использованием новой канифоли волос смычка необходимо протереть спиртом.

Канифоль-2.jpg

Обечайки, представляющие собой шесть деревянных пластинок, выгнутых по форме дек.

Violin.jpg

Колки, предназначенные для натяжения струн. Колки и их отверстия должны иметь одинаковую конусность, легко вращаться и не выходить за пределы колковой коробки.

maxresdefault.jpg

Подбородник - специальное приспособление для расположения скрипки между подбородком и плечом и располагается непосредственно под подбородком, что и следует из названия. Бывает глубоким, плоским, высоким и низким – выбор зависит от высоты расположения над декой, кривизны поверхности инструмента, расположения поверхности для крепления. Подбородники могут располагаться слева от подгрифника или по центру инструмента.

wittner-augsburg-violin-chinrest-44-img2.jpg

Мостик, который также используется для фиксации скрипки между подбородком и плечом музыканта и опирается о плечо. Качественным мостиком считается тот, который можно выгибать, подстраивая его форму под свое плечо.

мостик.jpg

Подставка. Она должна быть идеально ровной и тонкой, от этого зависят полнота и тональность звука. Чем тверже дерево, из которого она изготовлена, тем тоньше может быть подставка.

221461501210443.jpg

Смычок – неотъемлемый элемент игры на скрипке. Как и скрипка, смычки могут быть разных размеров. Смычок состоит из деревянной трости и волоса. Волос смычка должен быть натуральным, то есть, конским, лучше белым. В качестве бюджетного варианта можно использовать синтетические материалы, но лишь на начальном этапе обучения.

DSC09090.jpg

Многообразие скрипок

По методу изготовления скрипки делятся на следующие категории:

Мастеровые - это скрипки ручной работы, изготовленные на заказ под конкретного музыканта. Такие скрипки очень индивидуальны и стоят они дорого.

Фабричные (мануфактурные) - это старинные скрипки, изготовленные вручную в XIX-ХХ веках мастерами небольших фабрик. Многие из таких скрипок уже утратили свою внешнюю привлекательность, были неоднократно отремонтированы, но ценятся как риритет.

Заводские – наиболее распространенная категория скрипок. Их выбор довольно богат, причем стоимость и качество могут разниться весьма существенно.

По размеру скрипки можно разделить на несколько видов.

4/4 – четыре четверти (или целая) – наиболее распространенная и самая крупная скрипка. Обычно на ней играют взрослые музыканты.

1/2 – одна вторая – используется для игры учениками средних классов музыкальных школ возрастом 9 –10 лет, а также для более младших, но крупных, высоких детей.

3/4 – три четверти – является переходным вариантом между 1/2 и целой 4/4 скрипками, в основном для учеников 12–15 лет.

1/4 – одна четверть – скрипка для младших детей возрастом 4-9 лет.

1/8 и 1/16 – скрипки самых маленьких размеров для музыкантов-малышей;

7/8 - редкий размер скрипки. Такие инструменты можно встретить среди шедевров знаменитых итальянских мастеров, великих Амати и Страдивари.

325.jpg

Кстати, мастеровые скрипки обычно являются полноразмерными.

Особенности ухода за скрипкой и смычком

Сохранить инструмент в надлежащем виде несложно, достаточно придерживаться следующих рекомендаций.

Храните скрипку вдали от нагревательных приборов и прямых солнечных лучей.

Соблюдайте режим влажности, это позволит предотвратить растрескивание и образование грибка и плесени. Идеальная влажность 40-60 %.

2b36b4a7382bd8b195b7a4d8f4cf0840.jpg

Храните и переносите инструмент в плотном футляре. Желательно приобрести специальный мешочек из шелковой ткани для хранения в нем скрипки и смычка.

Оберегайте скрипку от перепада температур: не доставайте ее сразу из футляра, когда принесли из холода в теплое помещение, подождите минут 15-30.

dcc8356db40eb57958565c04ddbac12a.jpg

Регулярно чистите инструмент: после каждой игры протирайте струны, шейку и деки мягкой сухой тканью. Чтобы удалить жир и грязь, можно использовать специальные средства для очистки и полировки.

Приобретите несколько мягких салфеток: одна - для очистки деки, грифа и струн от канифольной пыли, другая - для удаления грязи и пота с шейки и обечайки, третья - для протирания поверхности корпуса скрипки и придания ему блеска.

Ежедневно проверяйте положение подставки, которая может сместиться или наклониться (особенно с новыми струнами).

канифоль.jpg

Ухаживайте за смычком: перед каждой игрой необходимо наносить канифоль на внешнюю сторону конского волоса смычка, после игры обязательно нужно расслабить смычок, чтобы конский волос слегка провисал, колодочку и трость протирайте сухой мягкой салфеткой, при загрязнении можно использовать специальные средства.

Чтобы сухая канифоль не сыпалась на инструмент, помещайте смычок в специальный шелковый мешочек.

Как выбрать скрипку?

Для ответа на вопрос выбора скрипки сначала задайте себе ряд других вопросов. Какова цель приобретения инструмента? Кто на нем будет играть? Где он будет использоваться? Если ответы получены, то перейдем к практическим советам.

Если вы собираетесь обучаться игре на скрипке, то электроскрипка вам не подойдет, так как из нее трудно извлечь чистый ровный звук.

Для обучения целесообразно приобрести обычную заводскую скрипку, если вы не новичок, обратите внимание на профессиональный инструмент именитых производителей.

violin-size.jpg

Правильно выбирайте размер скрипки, исходя из размера и возраста музыканта, который будет играть на ней. Чтобы определиться с размером скрипку ставят на левое плечо и вытягивают левую руку вперед без напряжения. Головка скрипки должна свободно располагаться в ладони и доходить до ее середины, а левая рука – без напряжения обхватывать завиток скрипки.

Оцените вес скрипки, чтобы игра на ней не вызывала дискомфорта и зажима мышц.

84561515_f33b8c7753fb1.jpg


Вы используете устаревший браузер. Этот и другие сайты могут отображаться в нём некорректно.
Вам необходимо обновить браузер или попробовать использовать другой.

91bacbf6c05b39ebe4aba5e131f00aed.jpg

Скрипка является очень требовательным к уходу инструментом. Помимо жестких требований по уходу, хранение также должно производиться в соответствии с определенными правилами, в противном случае не исключены проблемы с инструменты вплоть до полной негодности. Соблюдая изложенные ниже правила, вы обеспечите максимальную долговечность и прекрасный звук вашей скрипки.

Влажность, свет, температура

Низкая влажность до 30% обязательно приведет к рассыханию корпуса, грифа и растрескиванию лака. И, наоборот, влажность свыше 70% будет провоцировать развитие плесневых грибов на внутренних стенках дек и обечаек. Режим влажности в помещении, где храниться скрипка должен поддерживаться в диапазоне 50-60%. Особенно важно поддерживать оптимальную влажность во время отопительного сезона, что делается при помощи специальных увлажнителей.

Прямые солнечные лучи света не должны попадать на инструмент, желательно избегать даже их попадания на кейс или чехол, так как это способствует повышению температуры внутри. Идеальным помещением для хранения станет кладовая или верхняя полка в шкафу.

Хранить инструмент возле батареи, плиты, на холодильнике или окне категорически запрещается. Ни один лак, даже самый дорогой, не любит резких перепадов температуры. После того, как вы зашли в теплое помещение с улицы в зимнее время года, не доставайте скрипку сразу, пусть постоит в закрытом кейса в течение 15-30 минут и постепенно "привыкнет" к температуре в помещении.

Чистка инструмента

Если вы играете каждый день, возьмите за правило чистить скрипку один раз в неделю, если редко - после каждой игры. Процесс должен обязательно включать в себя:

  • Тщательную очистку шейки и дек от пота, канифоли и грязи мягкой тканью из микрофибры.
  • Протирание струн спиртом по всей длине. Также для очистки струн от канифоли можно также использовать жидкость для снятия лака.
  • Очистка труднодоступных мест при помощи ватных палочек, смоченных в теплой воде.

Не допускайте образования видимого налета канифоли между подставкой и грифом, так как это в значительно степени влияет на чистоту извлечения звука. Во время замены струн обязательно протирайте всю поверхность грифа 70%-раствором спирта.

Как чистить смычок:

  • Хорошо натяните волос смычка.
  • Спиртовой салфеткой натираем волос смычка около колодки, чтобы убрать грязное потемнение в этой области, образовывающееся из-за частого контакта с большим пальцем руки во время игры.
  • После полного высыхания волос следует аккуратно расчесать мелкой расческой.
  • Поканифолить место, обработанное спиртом.

Самостоятельно производить полировку корпуса скрипки не рекомендуется, для этого инструмент следует сдавать на профилактику опытному мастеру не чаще одного раза в год.


Периодически можно проводить очистку внутренней части скрипки, куда проникает большое количество пыли и портит звучание инструмента:

Производители гитар утверждают, что они должны содержаться в климате, влажность которого составляет 45-55%. На своих заводах они устанавливают особый климат-контроль, который позволяет поддерживать влажность воздуха в районе 47%. Этот показатель считается оптимальным для хранения гитар. Поддерживать же такой уровень в домашних условиях весьма затруднительно, поэтому производители разработали специальный увлажнитель для гитары, который препятствует ее растрескиванию и позволяет сохранить качество звучания.

Что будет, если не соблюдать предписанную влажность

Что и говорить, последствия могут быть весьма плачевными, вплоть до появления трещин и порчи инструмента.

Как решить проблему

Чтобы не издеваться над инструментом и не оставлять его без влаги, придумали специальный увлажнитель для гитар. Что же необходимо знать об этих приспособлениях? Это то, что они делятся на два типа:

Увлажнители магазинного типа:

Баночный увлажнитель для гитары

Если вы живете в месте, где влажность воздуха всегда низкая, рекомендуется применять баночные увлажнители, но не забывать о поддерживающем устройстве.

Увлажнители самодельного типа:

  1. Один из вариантов – это взять небольшую губку, поместить ее в полиэтилен, в котором сделать несколько отверстий и поместить эту конструкцию в корпус гитары.
  2. В емкость от крема или зубной пасты можно поместить влажный поролон. Конструкцию также закрепить в корпус инструмента, не забыв при этом проделать дыры в тюбике.

Самодельный увлажнитель для гитары

Не важно, какой вариант вы выберете, главное не забывать, что увлажнители необходимо периодически менять.

Что еще необходимо знать

В процессе обучения игре на гитаре могут возникать различные вопросы, связанные с обращением с инструментом. Особенно часто эти вопросы касаются ухода:

  1. Если влажность воздуха колеблется в пределах 20-35%, то менять воду в увлажнителе необходимо раз в неделю.
  2. Если же вы живете в климате, влажность которого приближена к нормальному, 35-45%, то менять воду рекомендуется 2-3 раза в месяц.
  3. Если вы используете электрогитару, то увлажнитель необходимо помещать в защитный кейс. Вторым вариантом может быть поддержание влажности в помещении, но это не совсем разумно, так как в этом случае вы не сможете взять инструмент с собой.
  4. Если же влажность в помещении напротив, повышена, стоит включать кондиционеры, которые при работе поглощают влагу. Можно также использовать специальные осушители для воздуха.
  5. Чтобы знать, какая влажность в помещении, купите специальный прибор – гигрометр.
  6. Не храните инструмент рядом с дверьми.
  7. Следите, чтобы на него не попадали прямые солнечные лучи.
  8. В сухом помещении храните гитару на самой нижней полке или под кроватью, там влажность всегда выше, чем вверху.

Не следует покупать гигрометр в музыкальных магазинах. Вы приобретете прибор по завышенной цене, лучше прогуляться по магазинам электротехники.

Увлажнитель для гитары своими руками

Такие приборы не самые дешевые, но если вам нравится мастерить все самостоятельно, то сделать устройство не составит труда. Для этого вам понадобится:

  1. Силиконовый шланг или из ПВХ материала диаметром примерно 10-13 миллиметров.
  2. Губка для мытья посуды, и лучше, если она изготовлена из целлюлозы. Использовать поролоновые варианты тоже возможно, но они хуже впитывают воду.
  3. Инструмент, которым можно проделать отверстия диаметром 2-3 миллиметра.
  4. Клеящий пистолет с сопутствующими материалами.

Как только вы раздобудете все необходимые детали, можно приступать к сборке будущего увлажнителя для вашей гитары:

  1. Вырезаем из губки полоску, равную по длине нашей трубке.
  2. Отмечаем отверстия, соблюдая важное правило: когда увлажнитель находится в гитаре, дыры должны располагаться по бокам, а не смотреть вверх и вниз. Расстояние между ними вы выбираете по своему вкусу, в среднем, около 60 миллиметров.
  3. После того как вы нанесли разметку, начинаем просверливать отверстия. Если делать дыры сквозными, то вы потратите меньше времени.
  4. Если вы взяли губку для посуды, то не забудьте отрезать от нее жесткий слой.
  5. Вырезаем из губки полосы, которые соответствуют по диаметру нашей трубе. Удобнее всего это делать ножницами, но подойдет и хороший нож.
  6. Чтобы вся влага поступала равномерно, полосы необходимо соединить между собой при помощи иголки с ниткой.
  7. Помещаем готовую губчатую полосу в трубку, предварительно смочив водой.
  8. После этого необходимо соорудить закрывашки при помощи пистолета и клея.

Достоинства и недостатки самодельного увлажнителя

Тем, кто любит свой инструмент, крайне важно содержать его в порядке. Выбирая для этого самодельный увлажнитель, необходимо понимать, в чем он лучше или хуже магазинного.

  1. Самодельный шланг совсем не гибкий из-за толстых стен, что делает процесс его помещения в гитару несколько затруднительным.
  2. Внешний вид устройства не очень привлекателен, но кто его видит в корпусе гитары?

Если говорить о достоинствах получившегося устройства, то в основном, это его стоимость, которая приятно отличается от магазинных в выгодную для вас сторону.

Популярные модели

Если же вы решили купить увлажнитель в магазине, то стоит знать, какие существуют производители, и чем они отличаются друг от друга:

Если вы решили приобрести увлажнитель в магазине, то берите модели с датчиками, они необходимы для того, чтобы следить за уровнем воды в окружающей среде.

Конечно, любители могут не заметить первых признаков пересушки гитары, но профессионалы почувствуют малейшие изменения в ее звучании. Чтобы не приходилось постоянно подстраивать инструмент, рекомендуется использовать увлажнитель. Вы можете приобрести его в магазине, а можете сделать самостоятельно. Гитаре все равно, главное для нее – качественный климат.

Читайте также: