Как проверить фреон в кондиционере дома самому

Обновлено: 18.05.2024

Кондиционеры в квартирах — давно не редкость. Не удивительно, что их продажи только растут. Это удобные и практичные устройства, существенно повышающие комфорт.

Но чтобы использовать кондиционер эффективно, недостаточно приобрести его и установить. Нужно также проводить регулярное техническое обслуживание и следит, заправлен ли аппарат фреоном.

В этой статье мы подробно расскажем, как часто нужно заправлять кондиционеры и надо ли заправлять кондиционеры в принципе. Развеем несколько мифов и дадим полезные рекомендации.

Обратите внимание

Как часто надо заправлять кондиционеры? По-хорошему, не часто. Если быть точнее, никогда. Да, это не опечатка! Мастера из сервисных служб будет уверять вас, что сплит-систему нужно регулярно дозаправлять, но ни один производитель не давал рекомендацию проводить такого рода работы.

Однако, существуют исключения. Иногда все же приходится менять фреон в кондиционерах, но лишь по одной причине: аппарат используется уже много лет и без свежего хладагента не способен работать эффективно. В таком случае заправку кондиционера можно осуществить.

Также дозаправка может понадобиться после некачественного монтажа без соблюдения ключевых требований к установке.

Если вы используете свой кондиционер более 5-ти лет, проверьте, насколько хорошо он работает. По косвенным признакам можно определить, стоит ли дозаправлять его фреоном или можно обойтись без сторонних вмешательств.

3 признака, что ваш кондиционер нуждается в дозаправке

Включите режим охлаждения, настройте на минимальную температуру и поставьте максимальную скорость. Подождите 20-30 минут и наблюдайте, есть ли один из этих признаков:

  1. Холодный воздух не поступает через внутренний блок. Проще говоря, комната не охлаждается, кондиционер не выполняет своих функций;
  2. Кондиционер охлаждает воздух, но не так эффективно, как раньше. При обычной эксплуатации приходится выставлять настройки помощнее;
  3. На радиаторе внутреннего блока образовывается наледь, которая впоследствии тает и вода стекает на пол или по стенам. При этом аппарат издает треск и иной нехарактерный шум.

Конечно, порой эти проблемы сигнализируют не о недостатке фреона, а о наличии других проблем. Но на них в любом случае стоит обратить внимание и своевременно вызвать специалиста из сервисной службы.

И помните: правильно установленный новый кондиционер не нуждается в дозаправке! Не верьте мастерам, которые пытаются навязать вам эту услугу за дополнительные деньги.

Итоги

Теперь вы знаете, как проверить заправку кондиционеров и когда нужно заправлять кондиционеры, чтобы эта процедура была по-настоящему эффективна. Приходилось ли вам когда-нибудь дозаправлять систему кондиционирования? Поделитесь своим опытом в комментариях ниже. Желаем удачи!

Когда требуется заправка фреоном

По статистике даже самый качественный кондиционер теряет в течение сезона до 8% закачанного хладагента. Значит, по меньшей мере, 1 раз в 2 года домашняя климат-система нуждается в дозаправке фреоном.

Явным признаком необходимости такого обслуживания становится увеличение времени набора заданных климатических параметров. Однако однозначно судить о том, что пришла пора заправлять кондиционер, достаточно сложно.

Причиной потери холодопроизводительности может стать не только утечка хладагента. Не меньшее влияние оказывает на нее загрязнение испарителя и конденсатора, радиаторов, проблемы с работой вентиляторов внешнего блока сплит-системы.

С высокой долей достоверности можно судить о необходимости заправки хладагентом только в случае, если система с правильной периодичностью проходит профилактику, а после чистки компонентов производительность по холоду так и не вышла на оптимальный уровень.

В процессе эксплуатации требуется периодическая заправка

В процессе эксплуатации требуется периодическая заправка

Частота очистки оборудования во многом зависит от места расположения блока:

  • Сплит системы на 1-4 этажах нужно чистить перед началом каждого сезона.
  • При установке блоков на высоте 5 — 8 чистку можно производить 1 раз в 2 года;
  • Блоки на 9 этаже и выше нуждаются в чистке не чаще, чем 1 раз в 3 года.

Если кондиционер используется и в зимнее время, чистка потребуется намного чаще – не менее 1 раза в месяц, а в некоторых случаях – 1 раза в неделю.

При этом некоторые ошибки (например, избыточное количество хладагента в системе) могут привести к совершенно противоположному результату – вместо восстановления рабочих параметров климатическая установка полностью выйдет из строя. Чтобы исключить такой неприятный исход душе доверить работу по заправке специалистам сервисного центра.

Еще одним веским аргументом в пользу такого решения является весьма незначительная экономия при самостоятельном выполнении работ (в лучшем случае она составит 2-3 тыс. руб.).

Дозаправка или заправка

Логичный вариант восстановления работоспособности кондиционера при утечке хладагента из контура – восстановление его количества в системе или дозаправка.

Однако в случае с климатической техникой такая логика работает не всегда:

    Дозаправка возможна только в случае, когда сплит-система работает с однокомпонентным фреоном (содержит в составе только 1 вещество). К таким относятся, например, R22 и R32.
  • Для многокомпонентных фреонов дозаправка недопустима. Связано это с тем, что разные компоненты в составе хладагента имеют различные свойства, поэтому при утечках расходуются также неодинаково.
    Дозаправка вызывает дополнительный перекос в соотношении составляющих смеси, что моет значительно повлиять на характеристики и даже работоспособность оборудования. Большинство используемых- сегодня фреонов, в том числе, наиболее популярный R410A относится к многокомпонентным. Для них вместо дозаправки должна проводится полная заправка системы.

Некоторые многокомпонентные фреоны представляют собой санизотропные смеси – составы, в которых компоненты близки по свойствам. Это позволяет им сохранять стабильность состава, что означает допустимость дозаправки. Тип хладагента указывается в технической документации на кондиционер, его свойства можно найти в справочниках.

Подготовка к заправке

Начинать подготовку к заправке кондиционера необходимо с его чистки. Это позволит добиться оптимальной производительности все компонентов системы и, соответственно, исключить погрешности измерений, связанные с отклонением режимов работы от оптимальных.

В чистке нуждаются фильтры внутреннего блока сплит-системы и ее наружный блок.

Обслуживание последнего ведут в следующей последовательности:

Желательно провести механическую очистку

Желательно провести механическую очистку

Выполнить промывку

  1. Обесточить оборудование.
  2. Провести механическую очистку:
    • убрать грязь и пыль с наружной стороны кожуха;
    • демонтировать его;
    • удалить изнутри корпуса скопившийся мусор.
  3. Выполнить промывку. Для этого:
    • закрыть полиэтиленом электронный блок, чтобы исключить попадание воды;
    • влажной губкой удалить пыль и загрязнения с лопастей и элементов конструкции вентилятора;
    • аналогичным образом очистить конденсатор;
    • ручным пылесосом удалить пыль в труднодоступных местах.
  4. Произвести чистку радиатора. Для этого воспользоваться специальными щетками, промыть ячейки водой под напором или использовать пароочиститель.
  5. Установить кожух, оставит до полного высыхания влаги.

Чтобы не вывести из строя электронный блок, самостоятельно выполнять его очистку пользователю не следует. Эту работу должны выполнять только специалисты с соответствующим уровнем квалификации!

Следующим этапом подготовки является проверка системы на герметичность. Если скорость утечки хладагента превышает допустимую (те же 8% в течение сезона), скорее всего, есть проблемы с герметизацией соединений. Найти место серьезной утечки можно в процессе визуального осмотра магистралей и мест соединений.

Если найти проблемное место простым осмотром не удалось, помогут другие методы с использованием:

Ультрафиолетовый краситель

Если есть подозрение на утечку из-за негерметичности соединений или компонентов системы, следует удалить из системы хладагент, закачать ее азотом, провести поиск проблемных мест, устранить неполадки, выполнить опрессовку и вакуумирование системы.

Опрессовка системы представляет собой закачку контура азотом через манометрический коллектор. Закачку осуществляют по допустимому давлению в контуре (указано в технической документации и на шильдике устройства).

После достижения давления подача азота в систему прекращается. В герметичной системе давление будет оставаться константой, если утечки сохранились – продолжится стравливание азота. В этом случае процедуру поиска проблемных мест и опрессовки следует повторить.

Вакуумирование

После того как восстановлена герметичность (система опрессована) выполняют вакуумирование:

  1. Подключают к манометрическому коллектору вакуумный насос.
  2. Запускают насос, открывают газовый вентиль.
  3. Давление в системе контролирую по показаниям манометра.
  4. При достижении минимума, насос отключают.
  5. Закрывают газовый вентиль.

При работе используют вакуумный насос с обратным клапаном, что позволит предотвратить попадание масла в контур циркуляции фреона. После опрессовки и вакуумирования коллектор не отключают, чтобы не допустить проникновения воздуха в систему.

Заправка кондиционера

Заправка кондиционера осуществляется только после удаления всего старого хладагента из контура. Если подготовка проводилась с опрессовкой и вакуумированием, этот этап уже пройден. В противном случае необходимо открыть замки сервисных штуцеров и дождаться полного удаления старого фреона из контура. После завершения замки закрыть.

Заправка кондиционера

Для заправки кондиционера необходимо знать, какое количество хладагента нужно закачать в контур.

Два лучших варианта такого контроля:

  1. Заправка по массе.
  2. Заправка по давлению.

В первом случае в систему закачивают указанную в технической документации массу фреона. Для этого:

    Баллон с хладагентом подключают к коллектору.
  1. Устанавливают баллон на электронные или механические весы.
  2. Выставляют ноль.
  3. Открывают газовый вентиль и заполняют систему фреоном.
  4. Ведут контроль показаний весов.
  5. При достижении заданного изменения веса баллона (перекачке заданной массы фреона в контур) закрывают вентиль.
  6. Отсоединяют баллон от коллектора.
  7. Снимают коллектор, закрывают сервисный штуцер на магистрали.

При заправке по массе при определении веса фреона необходимо учитывать длину магистралей. Производители указывают необходимую массу хладагента с учетом допустимой или минимальной длины контура. Во втором случае на каждый метр магистрали добавляют 15-30 г фреона (в зависимости от типа).

Заправка по давлению

В этом случае последовательность действий остается той же, но фреон баллон на весы не устанавливают, а подачу ведут не непрерывным потоком, а порциями. Давление в системе контролируют манометром коллектора. Подачу продолжают до достижения номинальной величины давления.

Давление в системе зависит от температуры. Оптимальные величины указывают в технической документации или в таблице на шильдике агрегата. При необходимости для конкретной величины температуры легко рассчитать поправки по табличным данным.

По давлению можно произвести и дозаправку системы. После подключения манометрического коллектора, прибор показывает текущее давление хладагента. Закачку из баллона производят до достижения номинальной величины.

Заправка по мерному стеклу

Используется, как правило, специалистами сервисного центра. В систему добавляется хладагент до тех пор, пока фреон не вытеснит воздух из трубопроводов системы. Об этом свидетельствует отсутствие пузырьков газа (за их наличием как раз и наблюдает через смотровое окно). После стравливают излишек давления до номинальной величины.

Заправка по перегреву

Заправка по перегреву

Заправка по перегреву

Способ основан на поредении разницы температуры в контуре и температуры кипения хладагента. Для работы:

  1. Включают агрегат.
  2. На газовую трубу устанавливают электронный термометр. Он показывает температуру фреона в контуре.
  3. По показаниям манометра на коллекторе определяют температуру кипения хладагента.
  4. Вычисляют разницу. Превышение предела 5-8 о С говорит о недостаточном количестве фреона и необходимости дозаправки. Открывают вентиль на баллоне, приоткрывают жидкостный вентиль коллектора для стравливания воздуха (время – не более 1с).
  5. Открывают газовый вентиль коллектора.
  6. Проводят замеры температуры и давления в системе, рассчитывают разницу температур.
  7. Процесс продолжают, пока разница не окажется в допустимых пределах 5-8 о С.
  8. Закрывают газовый вентиль коллектора.
  9. Закрывают вентиль на баллоне.
  10. Отсоединяют коллектор.
  11. Закрывают сервисный штуцер.

Вопросы и ответы

Рекомендуется делать это небольшими порциями, дожидаясь установления показателей на приборах. Это повышает точность расчетов.

Обмерзание кранов, чаще всего, говорит о недостаточном количестве фреона в системе. Следует произвести повторную дозаправку. Если ситуация не изменится, необходимо искать место утечки хладагента.

Количество фреона зависит от модели кондиционера (прежде всего, его мощности) и длины трасс. Так в устройстве мощностью порядка 7кВт при минимальной длине магистралей содержится 750-800 г фреона. В мощных системах этот показатель может превышать 1.5 кг.

Рассчитать массу оставшегося в системе хладагента – задача очень сложная, ее не решат даже в большинстве сервисных центров. Следует выбрать другой метод дозаправки или выпустить весь фреон и провести полную заправку.

Недостаточное количество хладагента скажется только на производительности агрегата – он будет медленнее набирать температуру или не достигать предельных показателей. Избыток же фреона приводит к выходу оборудования из строя.


Системы кондиционирования продолжают наращивать свою популярность. Сейчас такая техника встречается в каждом офисе и едва ли не в каждой квартире. Причина тому удобство эксплуатации и потрясающая функциональность. За время использования кондиционера человек может столкнуться с целым рядом проблем, сбоев и неисправностей. Специалисты сервисных центров с уверенностью утверждают, что чаще всего потребители обращаются с утечкой хладагента из сплит-системы. Таким образом, каждый владелец такой техники должен знать, как проверить герметичность кондиционера, поскольку раннее устранение этого дефекта позволит избежать более серьезных поломок.

Значение хладагента и утечка

Фреон или хладагент – рабочее вещество кондиционера, благодаря которому техника функционирует полноценно и без перебоев. Ввиду определенных причин может произойти утечка этого вещества и, как следствие, эффективность кондиционера стремительно сойдет на нет. Всему виной нарушение герметичности трубопровода в сплит-системе.

Проверка кондиционера

Многие люди несерьезно относятся к утечке фреона, поскольку наивно предполагают, что эта неполадка ничем не чревата. Это заблуждение, зачастую, приводит к серьезным для техники последствиям. Конечно, далеко не во всех случаях утечка грозит сбоем в эксплуатации сплит системы. Важными моментами в этом можно назвать прошедшее время с момента утечки, непосредственное место утечки и частота, режим работы прибора.

Не утекает ли фреон можно обнаружить самостоятельно, причем без особого труда, но, чаще всего, владельцы дотягивают до поломки. Главные неисправности, которые могут возникнуть из-за утечки:

  • Повышение температуры в центральной части кондиционера.
  • Специальный вентиль повреждается ввиду воздействия слишком горячего воздуха.
  • Попадание воды в систему через пробоину в трубопроводе.
  • Попадание масла в конденсатор.

Если вовремя обнаружить утечку, когда не весь фреон вытек, то ремонт прибора не потребуется. Быстро вытечь хладагент может только в случае полного разрыва трубопровода, но вероятность такой поломки практически отсутствует.

Главные аспекты проверки

Каждый, кто решил самостоятельно проверить герметичность, должен знать несколько важных аспектов:

  • Холодильный контур в этот момент должен быть под давлением. Лишь в этом случае будет возможно определить наличие протечки.
  • Крепеж должен быть подтянут, а датчики – находиться под контролем. Это важно, поскольку лишь правильная и бесперебойная работа сплит-системы может указать на повреждение трубопровода.
  • Если в момент проверки в системе отсутствует хладагент, то его можно заменить азотом. С помощью азота можно без труда найти повреждения в системе. Молекулярная структура у этого вещества совершенно идентичная хладагенту.
  • Не стоит приступать к тесту без регулятора давления. Он необходим для того, чтобы система не вышла из строя ввиду резкого и сильного повышения давления.

Герметичность кондиционера

Эти аспекты чрезвычайно важны для того, чтобы проверить герметичность кондиционера своими руками. Конечно, могут присутствовать некоторые нюансы проверки, в зависимости от вида кондиционера. К слову, тест автомобильного и домашнего кондиционера ничем не отличается, поэтому можно использовать данную инструкцию и для автомобильной системы кондиционирования воздуха, причем любого типа.

Проверка системы азотом

Проверить кондиционер не сложно, главное выполнять все в четком соответствии с алгоритмом. Стоит сказать, что к современным сплит-системам прилагаются подробные инструкции. Производители в них описывают все детали кондиционера и возможные неисправности. Так вот утечка хладагента – самая распространенная неисправность.

  1. Взять контейнер с азотом и присоединить его с помощью редуктора. Отметим, что для этих целей используется специальный редуктор. Так же потребуется адаптер и кабель. Подключение должно быть полным, чтобы азот исправно поступал в систему, а не мимо ее.
  2. После правильного и полноценного присоединения можно смело открывать клапан, дабы газ начал поступать в систему. Давление должно подняться максимум до 15 бар. В системе не должно быть слишком много газа, поскольку это может отразиться на ее целостности.
  3. После того, как система будет полностью заполнена газом, можно приступить к осмотру уязвимых мест кондиционера. Для того, чтобы заметить протечку газа можно использовать жидкое мыло. Им необходимо смазать поверхность уязвимых мест и визуально пронаблюдать. Если имеется протечка – в ее месте появятся пузырьки от мыла. Этот метод активно применяется не только для обнаружения утечки в кондиционере, но и для любых приборов, в которых может просачиваться газ.

Инструменты для проверки герметичности

Этот способ самый простой и понятный, но в некоторых случаях использование азота неприемлемо, поскольку в системе имеется хладагент. Проверить герметичность самому в этом случае так же можно, но прибегнув к другому алгоритму действий.

В случае, если хоть немного хладагента все-таки имеется в системе, то вариант с азотом следует исключить. Необходимо будет проверить систему с помощью флуоресцирующих красителей. Эти контрастные вещества позволят найти утечку, если она имеет место быть. Приобрести краситель можно в специализированных магазинах. Стоят они не дорого. Так вот этот краситель необходимо добавить в хладагент перед заправкой. Так же можно просто впрыснуть красящее вещество в саму систему, но лишь в том месте, где давление максимально низкое.

Не обязательно ждать необходимости в перезарядке, чтобы добавить фреон. Можно добавить краситель в любой момент, но для этого потребуется определенный инструмент, который имеется далеко не в каждом доме. Стоит отметить, что многие производители хладагента уже включают в его состав красящее вещество. Для того чтобы обнаружить утечку, потребуется определенное время. Краситель должен пройти через всю систему кондиционирования. Как обнаружить утечку можно узнать из инструкции к хладагенту.

После того, как краситель пройдет через всю систему, будет необходимо воспользоваться ультрафиолетовой лампой. Место утечки будет выделяться характерным свечением. Смотреть на свет лампы крайне не рекомендуется. Следует использовать специальные очки с фильтром.

Современные приборы

Прежде всего, необходимо выяснить имеется ли в кондиционере фреон, или же он вытек весь. В зависимости от этого и надо будет выбрать определенный способ проверки. Выше представлены два простейших метода, которые позволяют самостоятельно проверить герметичность кондиционера.

Чтобы определить непосредственное место утечки, необходимо водить этим прибором по всей системе трубопровода. По мере приближения к месту утечки – сигнал будет усиливаться. Если в помещении присутствует сквозняк, то прибор может вводить в заблуждение своим сигналом, поскольку будет реагировать на любые газы, поступающие из вне. Особенно ярко и быстро реагирует на выхлопные газы.

Как найти утечку фреона

Утечка хладагента в холодильном контуре может привести к достаточно серьезным неприятностям:

  • Попаданию влаги в контур и образованию кислоты
  • П опаданию воздуха в холодильный контур
  • Утечке масла вместе с фреоном из места утечки
  • К перегреву компрессора и его заклиниванию из-за отсутствия масла
  • К сгоранию обмоток компрессора из-за кислоты в контуре

Естественно, что все эти следствия утечки хладагента напрямую влияют на окончательный срок службы оборудования, эффективность возложенных на него функций, сопутствующие расходы на эксплуатацию.

Поиск утечки – не самое простое мероприятие, так как подобная неприятность может возникнуть в самых разных местах: в трубопроводе, в важных компонентах оборудования, доступ к которым затруднен конструкционными особенностями. Следует понимать, что замена хладагента – не самая дешевая процедура, поэтому очень важно вовремя выявить утечку и предотвратить ее.

Сегодня существует несколько эффективных методик поиска утечек в холодильном контуре

Методы обнаружения в холодильном контуре системы охлаждения

Существует несколько вариантов обнаружения протечки в этом месте оборудования:

    Визуальный - по масляным пятнам на вентилях или трубе.

Применение мыльного раствора.

Использование погружения в обычную воду.

Применение галоидного, электронного, ультразвукового течеискателей.

Добавление внутрь системы ультрафиолетового красителя.

Обнаружение утечки высоким давлением

Обнаружение утечки с помощью мыльного раствора

Обычно подобный вариант эффективен в той ситуации, когда теоретически известно предполагаемое место протечки – осталось обнаружить его на практике.

Например, при проводимых ремонтных работах, во время замены какого-то компонента системы – когда специалист заведомо подозревает наличие утечки или видит следы масляного загрязнения. Преимущества такого варианта заключаются в простоте метода и его дешевизне.

Сам мыльный раствор можно легко приготовить самостоятельно - с помощью обычной губки для мытья посуды и моющего средства или обычного мыла.

Но и в магазинах продают немало средств для этого:

Мыльные растворы в аэрозольной упаковке .

С добавлением различных вспомогательных присадок.

В комплекте с помазками.

Самые известные из них - Rotenberger Rotest и Advanced EasyFind.

Спрей для обнаружения утечек

В любом случае это очень доступный и простой способ обнаружения места утечки хладагента и его можно использовать совместно с опрессовкой азотом.

Существует несколько правил, которые следует учитывать при использовании подобного метода:

Если мыльный раствор наносится с помощью фирменного спрея, то после применения надо его удалить, так в нём находятся активные добавк

При недостаточном давлении в системе можно заменить хладагент сухим азотом. Это вещество, кроме всего прочего, может создавать некоторый шум при выходе из системы в месте протечки, что позволит облегчить процедуру поиска.

Масляные пятна косвенно указывают на места протечек, поэтому именно в этих случаях мыльный раствор будет очень эффективным.

Мыльная пена на теплообменнке

Обнаружение проблемного места с помощью погружения в воду

Вариант подходит в том случае, если есть возможность легко снять проверяемую часть системы и погрузить ее в воду. Предварительно необходимо заполнить ее сухим азотом и герметизировать. Обнаружить место утечки можно будет визуально – по появившимся пузырькам воздуха.

В этом случае будет полезным добавить в воду немного моющего средства, которое, благодаря изменению поверхностного натяжения, не позволит пузырькам скапливаться на поверхности проверяемой системы, тем самым, усложняя определение точного места протечки.

При использовании сухого азота не стоит подогревать предварительно воду, так как от этого давление заметно не увеличится.


Применение галоидного течеискателя

Подобное оборудование применяется только в тех случаях, когда в системе находится хлоросодержащий хладагент.

Любой мастер видел, как при пайке медной трубы, если из системы выходит фреон, то пламя окрашивается в зелёный цвет.

Преимущества этого варианта:

Устройство стоит относительно недорого.

Позволяет обнаруживать очень средний уровень утечки – до 150-ти граммов за год.

Менее эффективен, по сравнению с электронным аналогом.

При работе могут выделяться опасные для здоровья человека газы, поэтому необходимо, как минимум вентилирование помещения.

Наличие источника открытого пламени повышает уровень опасности при работе с этим оборудованием.

Сам принцип работы галоидного течеискателя таков:

Воздух пропускается через специальный элемент из меди, который в этот момент подвергается нагреванию.

При обнаружении паров хладагента пламя изменяет свой цвет.



Метод ультрафиолетового красителя

В основном эта методика используется для автомобильных кондиционеров.

Общая суть этой методики достаточно проста:

Специальный краситель закачивается внутрь системы, которая подвергается проверке.

Через какое-то время краска появляется на месте протечки, где ее и обнаруживают с помощью ультрафиолетовой лампы

Главный минус этого варианта – необходимость ожидания результата.

Обычно такой вариант применяется тогда, когда другие не эффективны.

Второй недостаток - краситель не дешёвый и требует приобретения и другого дополнительного оборудования - ультрафиолетовой лампы и специальных очков.

Проверка системы под давлением

Суть метода заключается в следующем:

В системе повышается давление. Но не более тех значений, которые указаны на оборудовании или в техпаспорте к нему.

Через некоторое время проверяется уровень давления – если он снижен, то утечка присутствует в оборудовании.

Этот вариант применяется как для больших систем с протяжёнными трассами, например ВРФ-систем, так и для любых других.

Обычно для медных магистралей и внешних блоков давление опресовки составляет 41,5 Атм., для внутренних блоков из алюминия 21,5 Атм., если в паспорте не указано другое значение.

При больших утечках их слышно на слух -шипение.

При маленьких можно использовать совместно другие методы - мыльную пену или добавить вместе с азотом фреон (или не стравливать остатки изначально) и использовать электронный течеискатель.

Эффективность при этом возрастёт в разы, так как количество входящего газа при высоком давлении будет гораздо больше.

Оборудование для опрессовки азотом

Для крупных промышленных систем используют 40 литровые баллоны с осушенным азотом.

Сервисные мастера и монтажники используют 10 литровые баллоны, которые легко транспортировать в легковых автомобилях, для бытовых и полупромышленных систем хватает 1-2 таких баллона.


Для регулирования уровня давления нужен редуктор с предельным давлением более 50 Атмосфер.

Он имеет два манометра - для измерения давления в баллоне и на выходе после редуктора.

При выборе редуктора, необходимо быть внимательным, так как даже если шкала манометра имеет на шкале предельное значение 50 Атм. это не значит, что редуктор предназначен для этого давления.

У каждого редуктора имеется аварийный спускной клапан, который не даст давлению на выходе подняться выше паспортного уровня.

Самый доступный редуктор для этих целей - кислородный РК-70 с предельным давлением 70 Атм.


Использование электронного течеискателя

Подобное оборудование считается наиболее эффективным вариантом обнаружения утечки хладагента. Обычно его результат проверяют дополнительно другим методом – нанесением мыльного раствора, чтобы точно определить место утечки.

Важно помнить, что использование электронного течеискателя возможно только с оборудованием, которое работает на том виде фреона, для которого предназначен течеискатель..

При эксплуатации этого изделия следует исключить нахождение в окружающем воздухе оксида углерода и паров спирта, так как они заметно снижают уровень чувствительности применяемого оборудования.

Возможности подобного варианта позволяют определять очень малые утечки 3-5 гр/год.


В электронных течеискателях есть регулировка для снижения или повышения чувствительности - для самых маленьких утечек её нужно выставить на максимум.

Также очень удобная функция "Сброс чувствительности до фонового уровня", то есть если в окружающем воздухе находится определённая концентрация фреона, и течеискатель на неё реагирует даже при самой маленькой чувствительности, то можно сделать сброс.

После этого данная концентрация будет считаться для него нулевой и прибор не будет на неё реагировать.

Для повышения эффективности поиска утечки, также можно повысить в системе давление сухим азотом.

Недостатки электронных течеискателей

  • Невозможно найти утечку на улице в ветреную погоду
  • Необходимо периодически менять датчики
  • Высокая стоимость прибора

В последнее время появились китайские течеискатели, которые стоят не так уж и дорого, но не менее эффективны, чем их брендовые собратья от CPS или Inficon.

Использование ультразвукового течеискателя

Это, пожалуй, наиболее свежий способ обнаружения утечек, так как подобное оборудование начали применять в этой сфере относительно недавно. Принцип действия таких течеискателей связан с обнаружением и фиксацией звуков, которые человеческое ухо даже не может воспринимать. Собственно, они их обнаруживают и усиливают до такого состояния, которое уже может распознать специалист, занимающийся поиском утечки. Естественно, что в этом варианте желательно исключить воздействие на прибор других, посторонних звуков.

Ультразвуковые течеискатели

Наиболее точный результат работы ультразвуковые течеискатели показывают тогда, когда система находится под хорошим давлением, особенно если закачать предварительно в нее сухой азот, который будет покидать компоненты оборудования через поврежденное место значительно быстрее, чем обычный хладагент.

Читайте также: