Как разобрать электродвигатель кондиционера

Обновлено: 20.05.2024

Очистка кондиционера не должна сводиться только к уходу за наружными элементами. Пыль проникает повсюду, накапливается и мешает нормальной работе механизмов. Можно пригласить мастера из сервисного центра для технического обслуживания, но многие умельцы справляются с этой задачей самостоятельно.

Для того чтобы все работы по обслуживанию выполнить самостоятельно, нужно знать устройство внутреннего блока сплит системы. Мы расскажем все о конструкции климатической техники. Дадим рекомендации, согласно которым можно было без опасений разобрать агрегат, почистить и собрать снова.

Основные элементы внутреннего блока

Хотя устройство конкретных моделей от разных производителей различается, принципиальная схема, по которой собирают такую климатическую технику, имеет общие основные элементы.

Внутренний блок современной сплит-системы состоит из:

  • передней панели;
  • фильтрующих элементов;
  • вентилятора и испарителя;
  • двигателя;
  • жалюзи;
  • системы дренажа;
  • индикаторной панели и т.п.

Чтобы правильно разобрать устройство, нужно аккуратно отсоединять отдельные элементы в правильной последовательности. Сначала следует внимательно изучить все сопровождающие документы, полученные при покупке устройства.

Устройство внутреннего блока

Принципиальное устройство внутреннего блока: 1- лицевая панель; 2,3 — фильтры;4 — вентилятор; 5 — испаритель; 6 — жалюзи; 7 — панель с индикаторами; 8 — вертикальные жалюзи

В них можно найти немало полезной информации о том, как разобрать внутренний блок этой сплит системы для выполнения мероприятий по обслуживанию. Если по какой-то причине документация отсутствует, имеет смысл поискать необходимые сведения в интернете.

Фильтр грубой очистки сплит-системы

Сетчатый фильтр, предназначенный для первичной очистки воздуха, поступающего во внутренний блок, нужно регулярно очищать от загрязнений с помощью моющего средства

Общий порядок работ

Сначала нужно подготовиться к разборке внутреннего блока: отключить устройство от сети, подготовить необходимые инструменты и материалы. Понадобятся разные отвертки, шестигранники, пригодится ветошь, емкость, чтобы слить конденсат, стремянка и т.п.

Внутренний блок сплит-системы

Через внутренний блок кондиционера постоянно проходят большие потоки воздуха, частички пыли остаются внутри. Нужно периодически убирать этот мусор, чтобы прибор работал корректно

Разные производители сплит систем используют различные типы креплений: болты, защелки, клипсы и т.п. Особую осторожность следует проявлять при работе с пластиковым крепежом. Чрезмерное усилие приведет к поломке элемента. Вместо очистки прибора понадобится его ремонт.

Сначала снимают переднюю панель внутреннего блока. Придется отвинтить болты или отсоединить клипсы, их можно осторожно поддеть прямой отверткой.

После этого из корпуса вынимают сетчатый фильтр и жалюзи. Обычно эти элементы, которые нужно очищать достаточно часто, просто вставлены в корпус. Производители предусматривают возможность их легкого демонтажа.

Подключение внутреннего блока сплит-системы

Важно учесть, с какой стороны подключена трубка для отведения конденсата. При левом подключении у некоторых кондиционеров Панасоник для демонтажа конденсатосборника эту трубку придется отключать

Теперь нужно найти и отсоединить дренажный лоток, если это возможно. Иногда он встроен в корпус. На этом этапе понадобится емкость для скопившейся жидкости, а также ветошь, на случай, если вода разольется. В кондиционерах LG такой элемент обычно закреплен на одном болте, снизу расположены клипсы, их необходимо отщелкнуть.

Затем следует вынуть вал крыльчатки. В ее пазах обычно накапливается очень много пыли. Вынимают этот элемент обычно снизу или сбоку. Если позволяет конструкция, предпочтительнее использовать первый вариант, он проще.

  1. Отсоединяют крепления радиатора, расположенного в левой части корпуса.
  2. Ослабляют крепежный винт крыльчатки справа.
  3. Аккуратно опускают вал вниз, придерживая отверткой ослабленный болт, чтобы не задеть лопасти.

Все операции нужно выполнять медленно и осторожно. Винт, который удерживает крыльчатку, затянут очень сильно. Его нужно открутить так, чтобы не повредить резьбу. Не стоит выкручивать его до конца, поскольку поставить его обратно в точно таком же положении может быть непросто.

Если нет возможности вынуть вал снизу, нужно использовать более сложный вариант:

  1. Отсоединить проводку от блока управления.
  2. Снять крепеж и отсоединить блок от сплит-системы.
  3. Убрать крепления мотора, снять кожух с вала.
  4. Разъединить вал и двигатель, отогнув радиаторные трубки.
  5. Снять крыльчатку и провести очистку всех элементов.

При обратной сборке прибора после чистки оборудования очень важно правильно соединить все элементы. Лопасти вращающихся деталей не должны задевать стенки корпуса или другие компоненты устройства.

Внимание понадобится и во время присоединения проводки. Неопытным мастерам лучше предварительно нарисовать схему или сфотографировать провода, чтобы ничего не перепутать во время их подключения.

Разборка на примере кондиционера Panasonic

Даже такой качественный прибор с хорошими фильтрами не защищен от попадания пыли внутрь корпуса. Пространство между ламелями турбины здесь оказалось очень маленьким. В этих узких зазорах накапливается пыль, которую стандартным пылесосом не возьмешь.

Сплит-система Панасоник

Чтобы разобрать сплит-систему, не нужно полностью демонтировать внешний блок, можно снять только часть его элементов, стоя на стремянке

У Панасоников предусмотрена возможность вынуть турбину для очистки без особых проблем. Хотя это и не такая простая процедура, как при обработке фильтров. Снимать со стены корпус не придется, все операции можно выполнить, стоя на стремянке.

Электронный блок управления с индикацией и прочие элементы этого типа находятся справа с точки зрения мастера, который стоит прямо перед прибором. Начинать нужно с отсоединения корпуса. Снизу по бокам у него имеются винты, а сверху он удерживается защелками.

Сначала нужно открутить винты. Они находятся по бокам и скрыты аккуратными декоративными заглушками. Чтобы их найти, подвижную часть корпуса придется приподнять. Заглушки поддевают прямой отверткой, затем с помощью крестовой выкручивают крепеж.

Разборка модели кондиционера

Для того чтобы разобрать кондиционер нужно вывинтить шуруп, отсоединить конденсатосборник, затем открутить винт, удерживающий теплообменник, после ослабить, но не снимать скрытый винт турбины. В завершении нужно приподнять теплообменник и вытащить турбину

Теперь корпус нужно поднять аккуратным движением снизу вверх, чтобы отсоединить его. Возможен щелчок, поскольку его удерживают три пластиковые крючкообразные защелки. Теперь можно снять еще одну часть корпуса, которая состоит из крышки, двигателя и конденсатосборника.

Этот блок крепится в пазах, расположенных достаточно глубоко в корпусе, но снимается легко. Нужно осторожно потянуть его вниз с умеренным усилием. Если сразу весь блок не отделяется, можно сначала освободить крепление слева, а потом — справа.

На этом этапе нужно обратить внимание на положение шланга, по которому отводится конденсат. Если он мешает (это бывает при подключении с левой стороны), то его нужно сначала отсоединить от конденсатосборника.

Емкость для влаги полностью от корпуса не отделяется, поскольку она дополнительно соединена с ним парой тонких проводов. Нужно заранее позаботиться о подставке для этой части кондиционера или подвесить ее на шнурке, веревке и т.п.

Под весом конденсатосборника проводки могут оборваться. Как уже раньше упоминалось, на этом этапе может вылиться скопившийся конденсат. Влагу лучше сразу перелить в подходящую емкость. Очень вероятно, что часть воды разольется, поэтому тряпку лучше держать под рукой.

О том, что следует делать, если климатическое оборудование постоянно течет в обрабатываемое им помещение, вы узнаете из следующей статьи, прочитать которую мы крайне настойчиво советуем.

Снятый конденсатосборник обеспечит доступ к технической начинке агрегата: слева станет видна головка винта, фиксирующего теплообменник, и резиновый подшипник турбины. Винт нужно открутить, но вот подшипник трогать не стоит, он должен оставаться в пазах, которые его удерживают.

Элементы внутреннего блока сплит-системы

Если сплит-систему длительное время не чистили, на ее внутренних элементах скапливается пыль, а также появляется плесень, опасная для здоровья жильцов

Теперь нужно руками вращать турбину, чтобы найти на ее правой стороне место, где она закреплена винтом на валу двигателя. Здесь пропущена одна ламель. Винт утоплен глубоко. Его нужно открутить, но вынимать не стоит, чтобы облегчить обратную сборку. После этого следует с умеренным усилием приподнять теплообменник.

Он закреплен на защелках, должен прозвучать щелчок. Здесь нужно действовать осторожно, чтобы не порезаться, края некоторых деталей довольно острые. Когда теплообменник выйдет из защелок и будет приподнят, появится вертикальный просвет, через который можно будет аккуратно вынуть турбину, предварительно сняв подшипник.

Несколько слов об очистке

Завершив разборку внутреннего блока, рекомендуется провести сухую очистку. Для этого нужен бытовой пылесос и кисть.

Действуют ими одновременно: кистью обрабатывают доступное пространство, а край шланга включенного пылесоса держат рядом, чтобы сразу убрать мусор. Некоторые обрабатывают внутренности блока сухим паром, если имеется доступ к парогенератору.

Очистка сплит-системы пылесосом

После того, как все элементы, которые можно и нужно помыть, вынуты из внутреннего блока, его следует очистить с помощью бытового пылесоса

Затем можно использовать чистящее средство, например, в виде аэрозоля. Его держат некоторое время, действовать нужно по инструкции. Потом поверхность обрабатывают чистой водой с помощью кисти или пульверизатора, чтобы удалить чистящее вещество, растворившее загрязнения. Понадобится емкость для сбора стекающей воды.

Теперь нужно вымыть турбину, фильтры и прочие элементы, высушить их. Это можно сделать с помощью обычных домашних средств, но в продаже есть удобные комплекты, предназначенные для этих целей. Затем проводится обратная сборка прибора. Все крепежные элементы должны быть установлены на место и тщательно затянуты или защелкнуты.

Специальные средства, предназначенные для очистки климатической техники, способны эффективно растворить скопившиеся загрязнения. Через положенное время состав следует аккуратно смыть

Снятые с устройства детали можно вымыть горячей водой, обработать щеткой. Существует бытовая химия, специально предназначенная для такой техники. Но и обычное хозяйственное мыло даст неплохой результат. Конечно, нужно при этом беречь детали от повреждений.

Например, жесткая щетина может серьезно повредить сетчатый фильтр. Много пыли скапливается на крыльчатке, нужно обработать каждый паз. Все фильтрующие элементы тщательно промываются. Перед установкой их следует высушить.

Особенно тщательно обрабатывают поверхность испарителя и ротора, а также емкость для конденсата. Не помешает проверить состояние трубки, по которой влага уходит наружу. Если прочистить ее отрезком жесткого кабеля, можно обнаружить там серьезные загрязнения. Их просто выталкивают наружу, а трубку промывают.

Комплект для очистки кондиционеров

Специальный комплект для очистки кондиционеров состоит из большого полиэтиленового пакета удобного размера и набора устройств, придающих ему нужное положение

Некоторые умельцы решили отказаться от разборки внутреннего блока. Они снимают только переднюю крышку, фильтр, а затем застилают стену полиэтиленом и промывают внутренний блок тонкой струей воды под большим напором. Это не лучшее решение, поскольку можно и кондиционер так сломать, и повредить декоративную отделку.

Если мероприятия по чистке не дали ожидаемого результата, полноценная работоспособность сплит системы не восстановлена, придется ремонтировать климатический агрегат. Руководство по проведению ремонта вы найдете в рекомендуемой нами статье.

Выводы и полезное видео по теме

Как разобрать внутренний блок:

Чтобы выполнить такую разборку, нужно внимание, время и терпение. Процедура не требует сложного инструмента или особых навыков. Но невнимательное отношение во время работы неприемлемо, поскольку так можно полностью испортить сплит-систему.

Хотите рассказать о том, как чистили внутреннюю составляющую климатического агрегата собственными руками? Располагаете полезной информацией, которая пригодится посетителям сайта? Оставляйте, пожалуйста, комментарии в находящемся ниже блоке, задавайте вопросы, публикуйте фото по теме статьи.

Как разобрать настенный кондиционер

Сегодня поговорим о том, как разобрать кондиционер, а точнее внутренний блок настенной сплит-системы. Любой кондиционер требует регулярного обслуживания, которое включает разборку и чистку блоков устройства. Чистка внешнего блока, как правило, не доставляет труда, а вот разобрать внутренний блок уже сложнее.

Разборка внутреннего блока кондиционера

1. Выключаем кондиционер из электросети.

2. Открываем крышку корпуса внутреннего блока и извлекаем сетчатые фильтры. Крышку не закрываем.

Передняя панель открыта

Вытаскиваем сетки


3. Снимаем корпус внутреннего устройства:

  • у любого блока снизу под жалюзи имеются саморезы (они чаще всего находятся под декоративными заглушками). Выкручиваем данные саморезы;

Находим заглушки
Отверткой выкручиваем крепление

  • под крышкой внутреннего блока (где фильтры) тоже могут быть саморезы (или клипсы) – откручиваем (или отщелкиваем) их. Аккуратно приоткрываем нижнюю часть корпуса;

Откручиваем саморезы под панелью
Находим крепление корпуса

Поднимаем корпус на себя
Корпус тянем на себя

  • отсоединяем от корпуса все фишки, если они есть;
  • приоткрываем жалюзи и снимаем корпус (снизу на себя или сверху на себя в зависимости от модели).
  • обычно слева лотка необходимо открутить один саморез, затем освободить клипсы снизу;

Находим крепление дренажного лотка
Ищем дополнительные клипсы


5. Следующая задача это снятие вала (вентилятора). Это самая трудная и ответственная операция. Здесь может быть два варианта в зависимости от устройства конкретной модели:

Находим саморезы испарителя
Отсоединяем радиатор

Смотрим наличие самореза
Отверткой ослабляем винт

  • извлекаем вал вниз, не повредив никакие детали (и свои руки). Обычно он очень плотно установлен и для его снятия нужен опыт. Можем отверткой держать винт и таким образом подталкивать и направлять вал.

Разборка кондиционера, у которого вал вытаскивается справа

  • самая сложная ситуация, когда приходится снимать блок управления и мотор вала (предупреждаем, что в этом случае крайне желательно обратиться к специалистам):
  • извлекаем блок управления из корпуса кондиционера. Для этого отсоединяем все датчики и провода, которые к нему подходят. Затем освобождаем клипсы и откручиваем саморезы, которые его крепят;
  • откручиваем кожух крепления мотора (обычно 4 самореза). Откручиваем все саморезы, которые помогут освободить кожух и вал;
  • внимательно изучаем, каким образом отсоединить вал от мотора и извлечь его из корпуса. Скорее всего, придется аккуратно гнуть медные трубки, которые подходят к радиатору.

Подробнее этот случай смотрите в статье про чистку кондиционера.

Для сборки кондиционера выполняем рассмотренные операции в обратном порядке.

Таким образом, у нас получилась довольно длинная, но достаточно подробная инструкция о том, как разобрать кондиционер.

Неисправность теплообменника наружного блока кондиционера

Как запустить двигатель вентилятора от старого кондиционера

поиск утечки

У сплит-систем есть еще одна проблема – утечка фреона через теплообменник наружного блока. У машин, заправленных фреоном R-22, ее ищут с помощью течеискателя; агрегаты, работающие на современном R-410a, обмыливают и смотрят, где произойдет вспенивание.

Есть два пути устранения течи через теплообменник внешнего блока:

  1. Пайка. Горелкой нагревают место утечки на радиаторной трубке и припоем запаивают ее. Делают это предельно аккуратно, так как трубки очень тонкие и легко плавятся.
  2. Замена. Отключают внешний блок и разбирают его корпус. Вырезают труборезом или выпаивают старый теплообменник и заменяют его на новый, припаяв азотом. Собирают модуль обратно, подключают электрические соединения, трубки и вакуумируют систему. Заново заправляют и запускают для проверки работоспособности.

При замене конденсаторного теплообменника ремонт систем кондиционирования может проходить на месте и без дополнительных демонтажных работ.

5 Крепление кабеля к электрощиту

Схема подключения сплит-системы к электросети предусматривает использование трехжильного медного кабеля. Если кондиционер обладает мощностью менее 3 кВт, то допускается его сечение 1,5 мм². При мощности агрегата от 3 до 5 кВт сечение провода должно быть 2,5 мм².

Более надежным считается кабель с маркировкой ВВГ, который защищен поливинилхлоридной изоляцией. Срок его службы составляет около 30 лет. Если планируется укладывать провод в штробу, тогда лучше подойдет плоский кабель ВВГ-П. Для установки в кабель-канале или в гофрированной трубе используется негорючий провод ВВГ-НГ.

Как запустить двигатель вентилятора от старого кондиционера


провод можно фиксировать алебастром

Как должен работать вентилятор бытового кондиционера

В упрощенном виде конструкция вентилятора представляет собой крыльчатку, закрепленную на валу электродвигателя, который приводит ее во вращение. В зависимости от места установки и выполняемой функции форма лопастей и особенности работы могут отличаться. Учитывая, что подавляющее большинство бытовых кондиционеров для жилых помещений представляют собой сплит систему, состоящую из внутреннего и наружного блока, схема ее работы предусматривает наличие вентилятора в каждом из блоков.

Устройство и функции вентилятора внутреннего блока

Принцип действия всех систем кондиционирования основывается на физических свойствах жидкости забирать тепло при испарении и отдавать тепло при конденсации. В сплит системах в качестве охлаждающей жидкости используется хладагент – фреон, который кипит и испаряется при комнатной температуре. Внутренний блок содержит специальное устройство – испаритель. Проходя через него, теплый воздух из комнаты остывает и возвращается обратно в виде холодного воздуха. Другим важным элементом внутреннего блока кондиционера является вентилятор, который обеспечивает принудительную циркуляцию через теплообменник.

Вентилятор внутреннего блока

Диагональный вентилятор внутреннего блока имеет форму полого цилиндра, на стенках которого расположены элементы крыльчатки. Испаритель как бы огибает его, обеспечивая забор теплого воздуха с передней и верхней стороны блока. Охлажденный воздух, проходящий сквозь вентилятор и диффузор, подается обратно в помещение. Элементы управления внутри блока обеспечивают включение и отключение электромотора, а также изменение скорости его вращения. Диагональные вентиляторы представляют собой достаточно надежные устройства с компактными размерами и низким уровнем шума, но их основной недостаток – неспособность преодолевать значительные препятствия для потока воздуха, например при засорении фильтра.

Устройство и функции вентилятора наружного блока

Если внутренний блок служит для испарения хладагента, то в наружном блоке происходит обратный процесс – фреон конденсируется, а образующееся при этом тепло отводится в атмосферу. Для этого кондиционер оснащается специальным устройством – компрессором, который создает высокое давление, необходимое для быстрого перехода газа в жидкое состояние. Процесс конденсации осуществляется в теплообменнике, имеющем форму радиатора, и сопровождается выделением тепла. Вентилятор внешнего блока имеет стандартную форму с крупными лопастями, благодаря которым удается быстро отводить тепло наружу и защитить все элементы блока, включая компрессор, от перегрева.

Вентилятор внешнего блока

Что собой представляет процедура подключения кондиционера к электросети

Как запустить двигатель вентилятора от старого кондиционера

Следует учитывать, что если рядом установлено несколько выключателей, то их работоспособность ухудшается из-за плохого охлаждения.

Как запустить двигатель вентилятора от старого кондиционера
Как запустить двигатель вентилятора от старого кондиционера
Как запустить двигатель вентилятора от старого кондиционера

Схема холодильного контура

Как запустить двигатель вентилятора от старого кондиционера


Практически применяют два базовых метода для подключения системы кондиционирования. Концы незадействованных проводников необходимо тщательно заизолировать изоляционной лентой.

Чтобы подсоединить внутренний блок, нужно использовать усиленные розетки и установить рядом автомат защиты. Лучше от действующей розетки проштробить канавку в стене и проложить по ней кабель питания в гофротрубе до блока сплит-системы, а потом вмонтировать в стену специальную розетку с декоративной накладкой. Незначительная мощность системы.

Установка кронштейнов Кронштейны устанавливают по разметке, выравнивают и надежно закручивают болты. Для эффективной работы климатических систем используют медные провода: для однофазного подключения — 3 жилы, для трехфазного варианта — 5 жил. Могут подключаться как к стационарно проложенной электрической сети, так и иметь отдельно проложенную кабельную линию. Провода не прокладывают рядом с трубами отопительной системы и газоснабжения, стандартное расстояние между коммуникациями не ближе, чем метр. Сначала прокладывается электропроводка.
Ошибки при установке кондиционера

1 Способы подключения

У бытовых кондиционеров электрическая схема подключения отличается от более мощных промышленных агрегатов. Последние обычно подключаются к трехфазной сети, а домашние — только к однофазной. Применяются два основных метода электрического подключения кондиционера:

  • прямое подключение вилки прибора в розетку;
  • монтаж отдельного кабеля к электрическому щиту.

В первом случае подключение осуществляется, как и в ситуации с любым другим электрическим оборудованием. Недостатком этого способа считается излишняя нагрузка на розетку, если прибор имеет большую мощность. Кроме того, торчащие провода выглядят не очень привлекательно и портят интерьер. Такой способ подойдет мобильным и маломощным агрегатам. Второй метод более трудоемкий, но позволяет скрыть лишние провода в штробе стены и подключить более мощные приборы.

2 Установка оборудования

Конструктивно кондиционеры выпускаются в виде моноблоков и сплит-систем. Второй вид состоит из внешнего (компрессорно-конденсаторного) устройства и внутреннего (испарительного) прибора. Перед установкой внутреннего устройства сначала следует выбрать подходящее место для монтажа. Необходимо учитывать следующие правила:

  • расстояние между корпусом прибора и потолком — не менее 15—30 см;
  • между боковой поверхностью и стеной — около 30 см;
  • пространство для выходящего воздуха — более 150 см.

Как запустить двигатель вентилятора от старого кондиционера

Для установки наружной конструкции выбирают место рядом с окном или балконом. Допускается её установка на стену внутри лоджии, если есть свободное место. На первом этаже высотного здания прибор можно закрепить над окном, расположив его в зоне недосягаемости для прохожих.

Коллекторный тип двигателя

Как запустить двигатель вентилятора от старого кондиционера

Коллекторный электродвигатель кондиционера обладает большим пусковым крутящим элементом без специальных модификаций. Его просто настраивать, за что в прошлом он был популярен у производителей бытовой техники.

С развитием технологий коллекторный двигатель стал менее востребованным по нескольким причинам:

    Максимальная производительность составляет 40 тыс. оборотов в минуту. Для кондиционера этого мало. К примеру, такое количество оборотов сопоставимо с работой центробежной соковыжималки.

Коллекторные двигатели не терпят агрессивную среду, что в городских условиях эксплуатации быстро приводит устройство к поломке.

Принцип работы вентилятора автокондиционера

Развитие технологий привело к появлению устройств кондиционирования воздуха, обеспечивающих комфортную температуру в помещении и даже в салоне автомобиля. Автокондиционер способен охлаждать или нагревать воздушные потоки и обладает рядом других полезных функций:

  • Поддерживает заданную температуру воздуха в замкнутом пространстве автомобиля;
  • Защищает внутреннее пространство салона от грязи и пыли снаружи;
  • Предотвращает образование конденсата на стеклах в сырую погоду.

Принцип работы автомобильного кондиционера аналогичен бытовому, но отличается более компактными габаритами. Компрессор высоким давлением сжимает фреон и направляет его в конденсатор, где его температура снижается. Обратную функцию выполняет испаритель, где фреон из жидкого состояния переходит в газообразное. В автокондиционере используется всего один вентилятор, который мощным потоком воздуха охлаждает испаритель одновременно с конденсатором. Он приводится во вращение за счет работы двигателя, а его скорость может быть установлена вручную или автоматически с помощью датчиков. Благодаря этому в салоне автомобиля не будет жарко, даже если машина стоит на месте.

Схема мульти сплит системы

Мульти сплит система — это кондиционер имеющий один внешний блок и несколько внутренних

В этом случае добавляются ещё несколько внутренних блоков, а также:

Distributor — распределитель, который расщепляет поток хладагента и направляет его в несколько внутренних блоков.

В схеме также присутствуют элементы, которые используются не только в мульти системах:

Receiver tank — ресивер.

Ресивер имеет несколько предназначений — защита от гидроудара компрессора, слив фреона при ремонте и т.д.

В данном случае это линейный ресивер, который не допускает попадание газообразного фреона в ТРВ

Принцип работы

Использование блока силовой электроники позволяет инверторному двигателю выполнять два последовательных действия.

Сначала образуется постоянный ток за счёт сетевого переменного напряжения. Затем переменный ток необходимой частоты формируется из получившегося постоянного напряжения.

Силовой инверторный блок, как и любой другой преобразователь, имеет менее 100% КПД. При долгой беспрерывной работе на максимальной скорости кондиционер с инверторным типом двигателя потеряет около 10-15% эффективности по сравнению с устройствами другого типа.

Инверторный кондиционер после достижения указанной температуры работает в режиме сниженной мощности компрессора, а другие типы двигателей используют цикличный режим.

Неинверторный кондиционер во время начала работы испытывает максимальную нагрузку во время переходных процессов: как электромеханических, так и термодинамических.

Ротор требует полной отдачи от всех механизмов, при этом им требуется перекачать до 50% фреона в зону высокого давления из зоны низкого давления. Во время всех этих процессов холод ещё не начинает вырабатываться.

Достигнув нужных показателей, система через дросселирующее устройство выравнивает давление в верхней и нижней зонах.

Холод некоторое время используется не по назначению: идёт охлаждение компрессионного отсека, внешнего блока и т.п. В результате производительность снижается.

3 Соединение блоков между собой

Электрическая схема сплит-системы включает в себя монтаж электропроводки между двумя блоками кондиционера. После монтажа сразу приступают к их соединению между собой. Для этого используется медный провод с тремя жилами и сечением 2,5 мм². Желательно применять кабель с разноцветными жилами, чтобы не ошибиться. В противном случае определять нужную жилу придется с помощью тестера. Алгоритм действий следующий:

  • просверливается перфоратором монтажное отверстие в стене;
  • снимаются передняя панель и защитная крышка блока;
  • кусок кабеля протягивается сквозь отверстие в стене;
  • концы каждой жилы зачищаются, вставляются в соответствующие клеммы, винты затягиваются отверткой;
  • панель и крышка устанавливаются на место.

Второй способ

Используя отдельный кабель для кондиционера, несложно добиться стабильной и надежной работы оборудования. Такой способ подключения климатического оборудования рекомендуют специалисты. Он имеет ряд существенных преимуществ.

При прокладке индивидуальной линии для кондиционера отпадает необходимости в привязке к имеющейся электросети. Это позволяет размещать модули системы в любом удобном месте, а также отказаться высчитывания общей нагрузки на провод. Пользователь может установить более мощное оборудование.

Для защиты от перегрузки сети и перепадов напряжения всегда используют отдельную защиту. В случае короткого замыкания либо выходу кондиционера из строя остальная бытовая техника в квартире или в частном доме будет работать в штатном режиме.

К прокладываемой отдельной электрической линии установлен ряд требований:

  • Наличие АЗО или УЗО;
  • Использование только медных жил с подходящим размером поперечного сечения;
  • Выбор кабеля длямонтируемой линии с учетом требований производителя;
  • Наличие обязательного заземления.

Для обеспечения должного уровня защиты и сохранения целостности стен, провода помещают в защитную гофру, а затем фиксируют хомутами. Допустимо использование специального пластикового короба, закрепляемого на поверхности стены с помощью шурупов либо клея.

Любая электрическая схема кондиционера предполагает использование кабеля с подходящими характеристиками. Наиболее востребованы изделия, маркируемые ВВГ. Для их защиты используется поливинилхлоридная изоляция. Сформированная с использования подобного кабеля проводка способна прослужить не менее 30 лет.

Если планируется скрытый монтаж, выбирают ВВГ-П. Плоский кабель лучше размещается внутри подготовленной штробы. Для кабель-каналь либо гофры предпочтительно использовать негорючий ВВГ-НГ, разработанный специально для подобных условий эксплуатации.

Российский рынок систем кондиционирования насыщен продукцией различного типа, мощности и эффективности. Но далеко не всегда по этикетке и тексту в рекламном каталоге можно определить качество исполнения оборудования. Именно поэтому УКЦ АПИК регулярно проверяет климатическое оборудование, которое попадает на рынок, изучая качество сборки и технические характеристики изделий. Кроме того, распаковка позволяет наглядно показать тонкости устройства и компоновки современных кондиционеров.

На этот раз в руках специалистов УКЦ АПИК оказалась инверторная сплит-система мощностью 3,5 киловатта от Mitsubishi Electric. Модель наружного блока MUZ-LN35VG, модель внутреннего блока MSZ-LN35VGW.

Описание

Фото

Наружный блок обёрнут в защитную плёнку и упакован в картонную коробку, где надёжно зафиксирован пенопластом.

В комплект входит патрубок отвода конденсата и монтажная инструкция.


На информационной табличке указаны модель, серийный номер и основные технические характеристики. Модель и серийный номер зашифрованы в QR-коде.


Маркировка нового хладагента R32 указана в четырёх местах, в том числе и крупно на корпусе блока с рекомендациями по использованию монтажного инструмента. Кроме того, тип хладагента указан и на заглушке сервисного порта. Сам сервисный порт такой же, как и на кондиционерах, работающих на хладагенте R410, 5/16ʺ.



Спереди и сзади блока установлены решетки, защищающие теплообменник и вентилятор от проникновений и повреждений.


Сбоку кондиционера — единая панель для защиты сервисных портов и клемм межблочного соединения.


Отличительная черта электрической схемы — наличие таблицы с кодами ошибок, что очень удобно в ходе диагностики кондиционера.



На перегородке со стороны компрессора наклеена сырая резина. Это сделано для того, чтобы погасить шумы и вибрации при работе кондиционера.


Заводская пайка трубопроводов выполнена качественно. Все соединения очищены и протравлены.


Конденсатор разделен на четыре части. Это сделано для того, чтобы обеспечить более эффективную и равномерную конденсацию (в режиме охлаждения) и кипение (в режиме обогрева) хладагента.

Сердце кондиционера — Mitsubishi Electric SVB092FBAMT — двухроторный компрессор номинальной холодопроизводительностью 3,5 киловатта по холоду при потребляемой мощности 660Вт. Характеристики компрессора проверены на соответствие данным из другого независимого источника.


Электродвигатель вентилятора наружного блока RC0J50-RB производства Mitsubishi Electric. Импульсный инверторный двигатель постоянного тока с диапазоном регулирования от 460 до 940 оборотов в минуту.


Снижение уровня шума наружного блока и пульсаций хладагента в нем обеспечивается за счет шумоглушителей. В данной модели их три.


Помимо электронного расширительного вентиля установлены капиллярные трубки в количестве 4 штук. Такое решение говорит об универсальности внешнего блока и обеспечивает работу кондиционера в режиме обогрева при более низких температурах окружающей среды.


Подытоживая внешний осмотр наружного блока и его холодильной части стоит отметить, что производитель качественно подошёл к компоновке кондиционера, позаботился о монтажниках и пользователях оборудования. Об этом говорят многочисленные информационные таблички с типом хладагента и рекомендуемым инструментом, качественная пайка трубопроводов, беспрепятственный доступ к внутренним элементам, работа инженеров над снижением уровня шума.

Описание

Фото

Клеммы межблочного подключения информативны и читабельны. Это очень важно при монтаже кондиционеров, особенно в стесненных условиях или на высоте.

В дешёвых моделях кондиционеров часто приходится видеть мелкие нечитабельные маркировки, на которые жалуются даже специалисты с отличным зрением.


На входных силовых проводах электрического питания присутствует ферритовое кольцо. Оно защищает от электромагнитных излучений (помех), столь распространённых в российских электросетях.


Недостаток платы заключается в том, что предохранители не так просто заменить. Они впаяны. Скорее всего, завод не предусматривал ремонта плат на объекте, как это привыкли делать многие сервисные службы.


Все разъёмы (под термисторы, двигатель вентилятора, электронный расширительный вентиль и другие элементы) помечены разными цветами. Это позволяет избежать путаницы при подключении кабелей.


На инверторной плате предусмотрено несколько варисторов — для защиты силовых цепей от скачков напряжения и для стабилизации и регулирования низкочастотных токов и напряжений в слаботочных цепях управления.


Электрическая часть наружного блока выполнена качественно и удобно, применена однозначная цветовая маркировка, упрощающая сервис и ремонт кондиционера. Как и любое импортное изделие, кондиционер не застрахован от возможных неполадок ввиду низкого качества отечественной системы электроснабжения. С целью качественного выполнения ремонтных работ некоторые виды ремонта инверторных плат, которые ранее выполнялись на объекте, теперь должны производиться в стационарных сервисных условиях.

Описание

Фото

Упаковка: плотный картон, качественное литьё пенопласта, вся комплектация закреплена.


Внутренний блок универсальный. На информационной табличке указано, что он может работать с двумя хладагентами — R410 и R32. При ремонте холодильного контура необходимо обращать внимание на тип применяемого хладагента.


Комплектация внутреннего блока: инструкция пользователя на русском языке, пульт дистанционного управления с батарейками, боковые и нижние корпусные заглушки, обмотка фреонопровода, дезодорирующий фильтр.

Достойная комплектация, к которой можно добавить разве что настенный подвес для дистанционного пульта управления.

Обратим внимание на комплект заглушек, устанавливаемых в корпусе в отверстие для подвода коммуникаций.

Обычно монтажники вручную в пластиковом корпусе вырезают отверстие нужного размера для кабелей и трубопроводов. В данном случае производителем предусмотрено несколько заглушек разных форм и сечений. Учтен и вариант скрытых коммуникаций.


Монтажная панель информативна. На ней присутствуют все необходимые размеры для разметки отверстий при установке внутреннего блока, а также перфорация для монтажа при скрытых коммуникациях.


На фитинговых соединениях установлены заглушки, однако они не затянуты. При монтаже кондиционера следует избегать попадания грязи и пыли в трубопроводы.


В основной дренажной ванне есть два выхода для отвода конденсата. Данная опция позволяет разводить коммуникации в разные стороны. Присоединительные отверстия доступны и удобны для подключения дренажного шланга.


Ионизатор воздуха имеет относительно большие габариты и высокую площадь контакта с потоком воздуха. Это улучшает эффективность его работы.


Блок управления кондиционером по Wi-Fi уже встроен во внутренний блок, для чего предусмотрен специальный слот. Возможно управление кондиционером с пульта дистанционного управления, с мобильного телефона и удалённо через интернет.




При монтаже, а так же проведении технического обслуживании кондиционера многие сталкивались с тем, что лицевую панель необходимо приподнять, но она не фиксируется в этом положении — её приходилось держать головой или просить помощи напарника. В Mitsubishi Electric предусмотрели специальные фиксаторы.


Электродвигатель вентилятора Mitsubishi Electric RC0J30-ME — импульсный инверторный двигатель постоянного тока, от 500 до 1150 оборотов в минуту.

В ходе детальной разборки кондиционера нам показалось, что электродвигатель достаточно трудно демонтировать.


Внутренний блок имеет удобную компоновку. Ко всем элементам, включая крыльчатку вентилятора, обеспечен свободный доступ. Также отметим, что подшипник крыльчатки смазан техническим вазелином, что повышает длительность работы системы.


В холодильном контуре внутреннего блока установлено два термистра. Они позволяют более точно отслеживать движение хладагента в системе.


У кондиционера три дренажные ванны, соединенные между собой каналами. Не стоит забывать о том, что при чистке дренажа в рамках работ по сервисному обслуживанию кондиционеров, необходимо прочищать все три ванны.



Итак, внутренний блок прекрасно скомпонован. Видно, производитель позаботился не только о будущих пользователях, но и о монтажниках и специалистах сервисной службы. Об этом говорят, например, фиксаторы на лицевой панели, смазанные внутренние элементы, комплект заглушек под разные типоразмеры кабель-каналов с подводящими коммуникациями.

Внутренний блок предназначен для работы на хладагентах R410a и R32, о чем следует помнить при выполнении работ. Внутри блока под испарителем установлены три соединенные между собой дренажные ванны. При чистке блока необходимо прочищать все три ванны.

Описание

Фото

Клеммы межблочного подключения информативны и читабельны.


Ниже клемм — кнопка E.O. SW. Это кнопка сервисного включения кондиционера и его проверки во всех режимах работы.


Плата внутреннего блока защищена варистором от скачков напряжения.

В отличие от предохранителей наружного блока, во внутреннем блоке его замена не составляет труда.

На электрической схеме внутреннего блока также приведены коды ошибок.


Управление внутренним блоком осуществляется от двух плат. Первая плата отвечает за электропитание и за работу двигателя крыльчатки. Вторая плата отвечает за приём сигналов от дистанционного пульта управления, работу шторок жалюзи, датчика «3D (тепловизора) и Wi-Fi.


Семь приводов шторок жалюзи обеспечивают равномерное распределение воздушного потока


Датчик «3D (тепловизор) заметно выпирает из корпуса блока. При монтаже следует соблюдать аккуратность, чтобы не повредить его.



В целом, инверторная сплит-система Mitsubishi Electric MUZ-LN35VG/ MSZ-LN35VGW произвела очень хорошее впечатление. Перед инженерами стояла задача не просто собрать кондиционер, чтобы работал, а сделать это грамотно, надёжно и удобно для будущего монтажа, использования и обслуживания.

Помимо распаковки, разбора и внешнего осмотра для данного кондиционера были произведены проверки заводской заправки хладагентов путем измерения перегрева и переохлаждения, а также замеры тока и потребляемой мощности.

По данным производителя, заводская заправка кондиционера рассчитана на трассу длиной 7 метров. В учебном классе УКЦ АПИК был проведен монтаж кондиционера с указанной длиной трассы. Определение объёма заправки хладагентом определялось путем измерения перегрева. Перегрев составил всего 0,5 градуса, что говорит об избыточной заправке хладагентом.

Измерение электрических характеристик кондиционера дало следующие результаты: потребляемый ток при полной нагрузке составил 4,1А, а потребляемая мощность 864Вт. Разница по сравнению с заводскими данными (4А и 800Вт) объясняется в первую очередь тем, что номинальные технические характеристики измеряются при номинальных температурах наружного и внутреннего воздуха, а в нашем случае блоки располагались в одном и том же помещении. Кроме того, данные производителя указаны для номинального напряжения (230В), а фактическое напряжение в сети на момент выполнения проверок составляло 209В.

Кстати, при неполной тепловой нагрузке потребляемая мощность кондиционера составила 482 Вт, что наглядно демонстрирует преимущества инверторных кондиционеров — при неполной нагрузке их энергопотребление существенно снижается в отличие от неинверторных моделей.

Видеозаписи соответствующих испытаний представлены на YouTube-канале АПИК.

Юрий Якуба, начальник технического отдела АПИК,

Читайте также: