Какой хладагент лучше r410a или r32 для кондиционера

Обновлено: 17.05.2024

Хладагент представляет собой вещество, используемое в кондиционерах (а также в холодильниках). Благодаря его наличию техника выполняет функцию охлаждения. Производится в нескольких видах. Каждый тип хладона отличается от других своими физическими свойствами, производительностью, сроком эксплуатации, ценой и влиянием на окружающую среду. Поэтому, если кондиционер работает на определенном типе фреона, заправка и дозаправка возможна только им (или его аналогом). У нас вы можете купить фреон, подходящий к вашей модели кондиционера, для этого внимательно изучайте характеристики устройства, чтобы не ошибиться.

На сегодняшний день сплит-системы заправляют такими типами хладагентов: R-410, R-407, R-22. На счет последнего вида существуют международные ограничения (оформленные в виде протоколов и договоров), так как этот фреон наносит существенный вред озоновому слою земли. Несмотря на это, некоторые производители все же используют его в своей технике.

Свойства хладагента R-22:

свойства хладагента R-22

  • Бесцветный газ, находящийся под давлением, с запахом хлороформа (т.е. в составе присутствует хлор).
  • Нетоксичен для людей и животных.
  • Пожаро- и взрывобезопасен.
  • Температура кипения составляет -40.9°C (при атмосферном давлении 100-105 кПа).
  • Растворяется в любом минеральном масле (которое стоит недорого).
  • Имеет достаточную производительность.
  • При температурах более 43°C и -5°C данный тип фреона начинает некорректно работать из-за изменения своих химических свойств.
  • Разрушает озоновый слой земли.

Фреон R-410 (характеристики):

фреон R-410

  • Более устойчив к низким температурам. Это значит, что сплит-системы, заправленные этим типом хладона работают в режиме обогрева при минусовой температуре на улице до -15°C.
  • Бесцветный состав, не имеющий запаха. Плотность выше, чем у R-22.
  • Имеет высокую холодопроизводительность.
  • Температура кипения фреона R-410 составляет -51,5 °C (при атмосферном давлении 100-105 кПа). Но в системе этот показатель изменяется от 50°C до -70°C (так как давление в системе может быть разным).
  • Требует использования полиэфирных масел (стоят дороже, чем минеральные).
  • Экологически безвредный.
  • Состоит из двух хладагентов 125 и 32.
  • 410 фреон рабочее давление имеет примерно 26 атм.

Если планируется использование сплит-системы в режиме обогрева, следует выбирать устройство с хладагентом R-410.

Разница между фреоном 22 и 410 и как она влияет на выбор покупателя

разница между фреоном 22 и 410

Многие покупатели задаются подобным вопросом: с каким типом хладагента выбрать кондиционер. Чтобы сделать покупку и остаться довольным, следует учесть такие критерии:

Почему кондиционер с фреоном R-410 стоит дороже? Во-первых, данный тип хладагента несовместим с минеральными маслами. Подходящее полиэфирное масло имеет высокую стоимость и требует точности выполнения заправки (и спецоборудования). Во-вторых, из-за более высокого давления в контуре, требования к прочности его элементов (медных трубок конденсатора и испарителя) строгие. Это все несомненно оказывает влияние на конечную стоимость продукта. Но, прочность и долговечность такого климатического агрегата будет также выше.

Тип фреона : R-410A | Мощность обогрева, кВт : 2.30 | Мощность охлаждения, кВт : 2.20 | Мин. температура на обогрев, °C : -15 | Тип внутреннего блока : настенный | Тип компрессора : инверторный | Площадь, м² : до 20 |

Несмотря на то, что хладагент R-22 является более привычным и знакомым, да и в обслуживании пока обходится немного дешевле, R-410 становится более популярным. Это обусловлено, прежде всего, законодательством. Также, производители, стараются изготавливать экологически безопасные продукты, что тоже влечет за собой использование хладона R-410 в кондиционерах чаще.

Есть различные отзывы и исследования по данной теме, однако одно можно сказать с уверенностью — при использовании хладагента R-410, качество и надежность климатического устройства будет в разы выше. При этом не будет нанесен вред окружающей среде.

Многие дотошные клиенты начинают диалог с менеджерами: "Мне кондиционер только на R22". Или на R410. Кто куда. А зачем?

Облазив интернет, начитавшись форумов и вобрав все возможные мнения формируется нечто. в чём тяжело потом разубедить!

Немного о фреоне в кондиционере

Фреон - это смесь газов, подобранных таким образом, чтобы отвечать главной функции кондиционера: способности "перемещать" тепло. Если на пальцах, то при испарении газа происходит охлаждение (окуните палец в стакан с водой, выньте и подуйте на кисть руки: пальцу будет холоднее, чем всей руке т.к. с него ещё дополнительно испаряется жидкость, также и фреон, испаряясь внутри трубок теплообменника, охлаждает их).

Фреон (газовая смесь) отличается характеристиками, базовая - это температура кипения, т.е. испарения и безопасностью для озона. На производительность он мало влияет! Даже сверх-современный R32 (новинка в кондиционировании 2017 года) показывает +5% в сравнении с R410. И то из-за настроек работы компрессоров, а не из-за того, что "этот фреон ЛУЧШЕ"!

Т.е. для кондиционера фреон - это рабочий газ. Фреоны бывают нескольких видов. Основные "игроки" - это фреоны R22, R410 и R407. И уже вышедший на рынок - новейший фреон R32. Газовыми фреоносодержащими смесями "фреонами" называются вещества, которые образованы из двух газов: этана и метана. Разница лишь в том, что атомы водорода заменены на атомы хлора и фтора, отсюда и название: хлорфторуглероды (по-научному фтор R22 имеет запись: С Н F2 Cl). Несмотря на столь суровое название - не пугайтесь, страшные названия не повод отказаться от кондиционера или холодильника: для здоровья человека данные газы практически безвредны: они не горючи и не ядовиты. Тем не менее существует мнение, что определённые фреоны способны повлиять на озоновый слой Земли. Хоть это и не доказано (и скорее было ходом определённых лобби производителей), в 1987 году был принять монреальский протокол, который ограничивал использование озоноразрушающих веществ. Подавляющее большинство стран отказалось от использования озононебезопасных фреонов и до 2003г. приняли обязательства отказаться от производства техники, использующей данные хладагенты.

Россия также приняла обязательство, но запрет на ввоз вступил лишь недавно: с 2011г.

Степень опасности хладогентов или сила разрушения озонового слоя оценивается величиной озоноразрушающего потенциала. Озоноразрушающий потенциал может принимать значения от 0 (озонобезопасный хладагент) до 1 (озоноразрушающий хладагент).

Озоноразрушающий потенциал R12 равен 1,0; R22 - 0,05; R134а - 0; R407C - 0.

Несмотря на показатели, идеального хладагента пока не существует. Те хладогенты, которые не разрушают озоновый слой, по термодинамическим свойствам далеки от совершенства. Фреон - это рабочее тело кондиционера. Разработчики систем кондиционирования тщательно подбирают фреон с учетом большого числа факторов: высокой эффективности работы оборудования, низкой стоимости, долговечности использования, пожаробезопасности и токсичности. И всё же при выборе того или иного фреона ключевым фактором является его термодинамическая характеристика (температура кипения) и теплофизическая характеристика (способность переносить определённый объём тепла). Эти характеристики влияют на эффективность, эксплуатационные показатели и конструктивные характеристики кондиционеров. Широкое применение в холодильной технике нашли фторхлоруглеродные хладагенты (фреоны), обладающие требуемыми термодинамическими и теплофизическими качествами. Свойства хладагентов зависят от структуры молекулы вещества, присутствия соотношения молекул фтора, хлора и водорода в его составе. Если во фреоне будет большая доля водорода он станет пожароопасным, увеличим массовую долю фтора - получим токсичный хладагент, а если снизим количество молекул водорода - получим слабо разлагающийся (в атмосфере) газ, который негативно сказывается на окружающей среде.

Идеальный фреон - это целая смесь газов. Во фреонах кондиционеров используют примерно такой коктейль: R32 (23%) - оказывает влияние на производительность (повышает показатели теплоносителя), фреон R125 (25%) пожаробезопасен, R134а (52%) отвечает за давление во фреоновом контуре кондиционера. Это R407C фреон. Подобно хладагенту R22, R407C обладает малой токсичностью, химически стабилен и не горюч. В случае утечки на работу кондиционера окажет влияние и изменение долей каждого фреона в составе фреоновой смеси! Резко снизится эффективность охлаждения кондиционера! Состав R-410A - это два фреона R-32 (50%) и R-125 (50%). Также не изотропен (т.е. имеет в своём составе различные по свойствам газы).

Помимо смеси газов во фреоновом контуре кондиционера циркулирует. масло. Да-да, оно используется для смазки трущихся деталей компрессора. Почти как в машине: при существенных оборотах и наличии большого количества трущихся деталей происходит быстрый износ агрегатов. Для этого их смазывают. В каждом фреоне своя смазка. Из-за этого не всегда можно на старую трассу кондиционера "посадить" новый кондиционер. при смешении масел могут измениться свойства газов.

С хладагентом R22 используется минеральное масло, которое не пригодно в сочетании с R407C. Новый хладагент плохо смешивается с минеральным маслом, особенно это наблюдается при низких температурах и образует с ним расслаивающуюся двухфазную смесь. Это приводит к недостаточной смазке компрессора из-за периодического попадания в зону смазки жидкого хладагента вместо масла и приводит к быстрому износу трущихся частей компрессора. Кроме того, плохо растворимое в хладагенте масло, имеющее при низких температурах высокую вязкость, забивает капиллярные трубки и нарушает циркуляцию хладагента. Перед установкой нового кондиционера трассу кондиционера требуется промыть.

Как правило на 22-м фреона работают неинверторные кондиционеры предыдущих поколений. Один из ведущих производителей систем кондиционирования и вентиляции компания Mitsubishi Electric реализовала принцип (встроенные фильтра), который позволяет осуществлять монтаж кондиционера на фреоне 410 на старую трассу.

В хладагенте R407C применяется эфирное масло. Оно растворено в нём и имеет пониженную вязкость, что расширяет температурный диапазон использования оборудования. Вот откуда Вы видите в инструкциях по эксплуатации кондиционера температурные ограничения. они задаются используемыми фреонами. Существенным недостатком этого фреона, имеющего в своём составе полиэфирные масла, является высокая гигроскопичность, т.е. поглощение влаги с последующим окислением. Требуются особые условия работы при использовании данного фреона.

Помимо всего новые фреоны в сравнении с R22 имеют повышенное рабочее давление, а также они более дороги в производстве. Вроде бы пустяк, но повышенное давление приводит к тому, что основные агрегаты сплит-системы должны иметь повышенный ресурс (компрессор, теплообменник из более толстых МЕДНЫХ труб и т.д.).

Алена Усманова

В большинстве современных холодильников в заводских условиях на данный момент особенно активно используется всего два хладагента – R600a и R134а. Но помимо них существуют и другие фреоны, которые могут оказаться лучшими в плане энергоэффективности, простоты заправки, холодопроизводительности. Ко всем подобным веществам предъявляются повышенные требования в плане озонобезопасности и потенциала глобального потепления, именно поэтому некоторые варианты старого поколения постепенно выходят из оборота. В этом рейтинге вы найдете хладагенты, которые в данный момент более или менее активно применяются для заправки холодильников.

Топ-9. R22







Этот фреон может использоваться во всех холодильных установках старого типа, совместим с большинством видов масел.

  • Средняя цена: 8750 руб.
  • Страна: Россия
  • Объем: 13.6 кг
  • Температурный диапазон: низкотемпературный
  • Критическая температура: 96.13°C
  • Критическое давление: 4.98 МПа
  • Воспламеняемость: нет
  • Токсичность: нет

Универсальный, но уже устаревший хладагент, область применения которого сейчас ограничена из-за повышенных требований к безопасности для озонового слоя и потенциала парникового эффекта. Используется только для систем старого образца, для современных холодильников не пригоден. Но для устаревших систем он универсален, подходит для любых типов компрессоров, терморегуляторов и совместим почти со всеми видами масел, но все же предпочтительно выбирать минеральное. Если бы не наличие в продаже более современных хладагентов нового поколения, фреон R22 можно было бы считать одним из самых эффективных вариантов в виду отличных теплодинамических и теплофизических свойств.

  • Подходит для бытовых и промышленных холодильников
  • Не воспламеняется на воздухе, не токсичен
  • Универсален, подходит для всех типов компрессоров
  • Отличные теплофизические и теплодинамические свойства
  • Низкая температура нагнетания
  • Хладагент старого поколения, влияет на озоновый слой
  • Не подходит для новых современных холодильников

Топ-8. R32







  • Средняя цена: 3500 руб.
  • Страна: Китай
  • Объем: 10 кг
  • Температурный диапазон: среднетемпературный
  • Критическая температура: 78.1°C
  • Критическое давление: 5.78 МПа
  • Воспламеняемость: да
  • Токсичность: нет

R32 чаще применяется в системах кондиционирования, нежели в холодильниках. Но он часто используется в качестве добавки к другим фреонам для лучшей энергоэффективности и холодопроизводительности. В чистом виде заливается в системы редко из-за повышенной взрывоопасности. С другой стороны, однокомпонентный состав дает возможность проводить дозаправку, несмотря на остаточное количество хладагента. Поэтому в климатическом оборудовании некоторых известных компаний (например, Daikin) этот фреон встречается нередко. Для сравнения – по техническим характеристикам R32 схож с R410, но является менее вязким, что уменьшает скорость расходования.

  • Низкая скорость расходования
  • Экологичность, отсутствие токсичности
  • Высокая холодопроизводительность и энергоэффективность
  • Взрывоопасен, не используется в чистом виде
  • Чаще применяется в кондиционерах, чем в холодильниках

Топ-7. R290







  • Средняя цена: 1900 руб.
  • Страна: Россия
  • Объем: 5 кг
  • Температурный диапазон: среднетемпературный
  • Критическая температура: 96.7°C
  • Критическое давление: 4.25 МПа
  • Воспламеняемость: да
  • Токсичность: нет

Использование R290 для заправки бытовых, промышленных холодильников, тепловых насосов и другого подобного оборудования целесообразно с точки зрения его невысокой стоимости и отсутствия токсичности. Важную роль играет и совместимость с любыми конструкционными материалами, недорогими минеральными маслами. К плюсам можно отнести и низкую температуру на выходе из компрессора. При всех своих достоинствах хладагент этого типа обеспечивает довольно высокую холодопроизводительность. Но есть и причины, из-за которых не все готовы работать с фреоном R290. Это требования к конструктивным особенностям оборудования (увеличенный размер компрессора) и взрывоопасность.

  • Высокая холодопроизводительность
  • Низкая температура на выходе из компрессора
  • Продлевает ресурс работы компрессора
  • Хорошо совместим с недорогими минеральными маслами
  • Взрывоопасен, требует осторожности при работе
  • Нужен увеличенный размер компрессора

Топ-6. R410A







Этот фреон не воспламеняется, не токсичен для человека, не оказывает разрушительного действия на озоновый слой.

  • Средняя цена: 3300 руб.
  • Страна: Китай
  • Объем: 11.3 кг
  • Температурный диапазон: среднетемпературный
  • Критическая температура: 72.13°C
  • Критическое давление: 4.926 МПа
  • Воспламеняемость: нет
  • Токсичность: нет

Фреон нового поколения имеет достаточно высокую удельную холодопроизводительность, не оказывает негативного влияния на озоновый слой, не воспламеняется, не токсичен для человека. Применяется он в системах кондиционирования высокого давления, промышленных и бытовых холодильниках. Подходит не для всех моделей, при заправке нужно учитывать особенности конструкции, характеристики компрессора, запас прочности холодильного контура. Но зато в случае утечки оставшийся фреон сохраняет все свои свойства, поэтому процесс дозаправки предельно простой. Хладагент вполне пригоден для использования в обычных бытовых холодильниках, но только при условии соответствия характеристик установленного в нем оборудования.

Сегодня кондиционер установлен практически в каждом доме, поэтому многие знают, что любой кондиционер или любое холодильное оборудование чаще всего работает на холодильном агенте, которым выступает фреон или смеси других газов, обладающих специальными свойствами. Хладагент в кондиционере предназначен для охлаждения воздушных потоков, именно благодаря ему и происходит создание и поддержание оптимального температурного режима в помещении, так как если произойдет протечка хладагента, то вся система перестанет функционировать. Для чего необходимо знать, на каком хладагенте работает кондиционер? Это связано с безопасностью не только пользователей, но и всей экосистемы в целом, так как многие виды хладагентов уже не используются в развитых странах и запрещены по условиям Монреальского протокола, так они разрушают озоновый слой и способствуют глобальному потеплению.

В этой статье мы рассмотрим, какие существуют хладоны для кондиционеров, какие из них уже вышли из употребления и какие являются относительно безопасными.

Что такое фреон

В данном случае под фреоном подразумевается любой хладагент или хладон. Фреон относится к инертным невзрывоопасным химическим соединениям. Он может быть как в жидком, так и в газообразном состоянии. В кондиционере фреон постоянно меняет свое состояние и переходит из жидкого в газообразное.

Согласно Монреальскому протоколу, к фреонам, используемым в кондиционерах, должны применяться три следующих требования:

  • Хладагент должен быть экологичным и не разрушать озоновый слой.
  • Он должен быть низкой плотности и высокой теплопроводности.
  • Хладагент должен быть невзрывоопасным и быть совместимым с материалами и веществами, используемыми при производстве и эксплуатации кондиционера.

Виды фреона, используемые в кондиционерах

Холодильный агент R12 или дифтордихлорметан. Этот хладагент активно использовался в климатическом оборудовании в 30-х годах, однако после подписания Монреальского протокола он был запрещен к использованию из-за его разрушающих свойств озонового слоя. Сегодня он иногда продолжает встречаться в некоторых кондиционерах, но чаще всего это происходит в странах с развитой контрабандной сетью и связано с нелегальными поставками хладагентов.

фреон 22, 410, 404, 407, 600, 32

На фото: Виды фреона

Фреон R-22 или дифторхлорметан. Данный хладон использовался наряду с R-12, но R22 более экологичен чем R12 однако, для того чтобы перейти на него со старого хладагента, потребуется вносить существенные изменения в саму систему. Это хладагент был популярен очень долгое время благодаря невысокой стоимости и высоким охлаждающим свойствам, но стоит отметить, что он все же пагубно влияет на озоновый слой. Поэтому, согласно монреальскому протоколу, многие страны либо совсем отказались от его использования, либо снизили процент оборудования, которое работает на данном виде хладагента. Россия прекратит использовать фреон R-22 к 2030 году, сейчас еще можно встретить относительно небольшой процент кондиционеров, работающих на 22 фреоне, чаще его все же используют для холодильных машин, холодильников бытового и профессионального назначения. R22 активно применяется в автомобильных холодильниках.

Фреон R422d разработан в качестве замены R22, для того чтобы заменить старый фреон на новый, нужно только заменить осушающий фильтр. Данный фреон не запрещен на сегодняшний день, так как не разрушает озоновый слой, но все же может быть выведен из обращения из-за его сильного влияния на процесс глобального потепления.

Хладон R290 используется в промышленных холодильных машинах, в промышленных кондиционерах и в холодильниках, используемых в быту. Он не оказывает негативного воздействия на озоновый слой и потепление, но относится к группе веществ, отличающихся повышенной пожароопасностью. Но благодаря своим характеристикам – инертность, химическая стабильность и оптимальная стоимость - очень востребован на рынке.

Хладагент R-404a также используется в качестве альтернативы R22, но он не стал популярным из-за его состава, в который входят три хладагента – R125,134a и 143a. Именно поэтому при утечке данный вид хладагента не подлежит дозаправке, так как необходимо будет слить весь оставшийся фреон и только потом заправлять кондиционер снова. Это влечет за собой дополнительные расходы. 404 хладон не применяется широко в бытовых сериях климатического оборудования также из-за его негативного влияния на глобальное потепление.

Хладагент R407 также выступает в качестве аналога 22 фреона, чаще всего используется для замены старого фреона. При замене фреона также потребуется замена масла. 407 фреон широко применялся во всех типах климатического оборудования – в бытовых линейках, в полупромышленных и промышленных кондиционерах. Его разрушительный коэффициент озонового слоя равен нулю, но все же он влияет на глобальное потепление. Так как данный вид фреона не является однокомпонентным, то при его утечке необходимо полностью сливать остатки фреона и заправлять кондиционер снова полностью.

R134 или тетрафторэтан является однокомпонентным веществом, благодаря чему при утечке он подлежит частичной дозаправке. Этот вид хладагента также является заменой 22 и 12 хладонам. Хотя он не является горючим и токсичным, следует помнить, что при высокой температуре R134 может образовывать фторводород, который является опасным для человека. Тем не менее, он широко используется в автомобилях, бытовых климатических системах, а также в тепловых насосах и промышленных климатических системах. Согласно монреальскому протоколу R134 запрещен во многих странах.

Хладагент R1234 yf является более безопасным аналогом 134 фреону, но стоит значительно дороже. По своим характеристикам он значительно превосходит 134 фреон – имеет меньший коэффициент влияния на окружающую среду. Сегодня он чаще используется в автомобильном производстве, однако ожидается увеличение доли продаж и снижение его стоимости в ближайшее время, а также его активное применение в климатическом оборудовании бытового, промышленного и полупромышленного назначения.

Хладагент R410a один из наиболее широко используемых хладонов в системах кондиционирования на сегодняшний день. В его состав не входит хлор, поэтому он не разрушает озоновый слой. Он подходит как для дозаправки, так и для полной заправки нового оборудования. Однако с учетом его многокомпонентности при утечке более 50% фреона необходима его полная замена. Стоит отметить, что при всех высоких характеристиках 410 хладона, он все же негативно влияет на глобальное потепление.

Фреон 32 – более безопасный аналог 410 фреона. Его индекс потенциала глобального потепления значительно ниже, поэтому использование данного вида хладагента предпочтительнее. Помимо этого 32 фреон отличается меньшей вязкостью, что позволяет значительно увеличить эффективность, также это значительно снижает расход фреона.

R600А или изобутан активно используется в холодильном оборудовании, но во многих странах запрещен к использованию в бытовой линейке кондиционеров из-за своей высокой воспламеняемости. Однако благодаря низкой стоимости и высокой энергоэффективности он становится очень популярным.

Фреон 507a является альтернативой 404 фреону. При необходимости возможно дозаправки любым из этих фреонов.

На данный момент изобретено более 65 видов холодильных агентов и все они, в той или иной мере, применяются.

Сколько необходимо хладагента для кондиционера

Для того чтобы узнать точное количество фреона, необходимо знать модель кондиционера, вид фреона, а также длину трассы. Производитель всегда указывает примерное количество фреона на любом кондиционере, в этот расчет заложена заправка кондиционера с учетом трассы от 4 до 10 м. Если длина трассы будет превышать данный показатель, то рекомендуется, в среднем, добавить до 30 гр. на каждый дополнительный метр.

Как часто нужно дополнительно заправлять кондиционер

Как самостоятельно можно понять, что происходит утечка фреона? Это можно увидеть по определенным неполадкам в кондиционере:

  • Снижается эффективность работы кондиционера. Вместо холодного воздуха кондиционер начинает выдувать теплый, даже если пользователем установлена низкая температура.
  • Если внутренний блок имеет дисплей, то на нем появится соответствующий код ошибки.
  • Происходит обмерзание испарителя.

Процесс заправки кондиционера хладагентом

Инструменты для заправки кондиционера

На фото: вакуумный насос, весы, набор ключей, манометрический коллектор, шланги

Самое главное - доверить этот процесс профессионалам, иначе это может привести к выходу кондиционера из строя.

Читайте также: