Кондиционер с функцией климат контроля

Обновлено: 17.05.2024

Без климатического оборудования - увлажнителей, систем вентиляции, отопления и охлаждения - сложно представить, чтобы в жилище было комфортно находиться круглый год, даже если его интерьер самый роскошный. Поэтому первое, что приходит на ум после приобретения собственного жилья, это купить кондиционер. После приходит знание, что существуют также некие системы климат-контроля, и в душе человека зарождаются терзания по поводу того, что лучше выбрать.

Достоинства современных кондиционеров

Изначально кондиционер был придуман, чтобы просто понижать влажность воздуха внутри производственного помещения. Позже его "научили" также работать на понижение температуры в закрытом пространстве и принцип его действия во многом был схож с работой бытового холодильника. Позже у этой техники одна за другой появились функции подогрева воздуха, его фильтрации, увлажнения, подмешивания очищенного и ионизированного воздуха, взятого извне, т. е. частичного приточного вентилирования и так далее.

Современные сплит-системы состоят из двух основных блоков:

  • шумного компрессора (и нескольких связанных с ним устройств), размещенного снаружи кондиционируемого пространства;
  • блока испарителя с вентилятором, расположенного в самом помещении.

Если речь идет о мульти-сплит системе, то имеется в виду подключение к одному наружному блоку до 9 внутренних, что очень удобно для зданий с большим количеством отдельных помещений.

Управление сплит-системой происходит с помощью пульта и / или дисплея.

Чем климат-контроль лучше кондиционера?

Климат-контроль соотносится с кондиционером как общее с частным. То есть, последний входит в состав первого и в этом принципиальное отличие этих двух понятий. Климат-контроль - это "мозг", который управляет работой систем:

  • отопления (в том числе, системой теплого пола);
  • приточной и вытяжной вентиляции;
  • фильтрации воздуха;
  • кондиционирования;
  • насыщения воздуха кислородом, аэроионами и пр.

Имея интегрированную в "Умный дом" систему климатического контроля в своем жилище, можно настроить ее на поддержание любого микроклимата в каждой отдельной комнате на протяжении всего года с его сезонными переменами погоды.

Даже самый совершенный кондиционер имеет весьма ограниченные возможности и по подогреву воздуха, и по его фильтрации или вентилированию помещения. Климат-контроль - это всегда система полноценных инженерных узлов, выполняющих возложенные на них функции в полной мере и работающих благодаря электронному блоку управления в экономном режиме.

Более популярным кондиционер делает только его цена. Именно по этой причине он еще долгое время будет пользоваться спросом на рынке. Система климатического контроля в разы дороже самого современного и многофункционального кондиционера. Ведь в ее стоимость входит:

  • цена датчиков температуры, влажности, метеоусловий за окном;
  • цена самого оборудования;
  • создание проекта;
  • монтажные работы.

Зато и эффект от ее функционирования намного ощутимее и приятнее. Выбор в пользу сплит-системы или более сложной системы климатического контроля остается всегда за покупателем.

Хорошо настроенная климатическая система ― инженерный шедевр. Учитываются даже такие нюансы, как используемая в то или иное время года одежда.

Парадокс заключается в том, что мощности отопителей и кондиционеров достигают 8–10 кВт, тогда как для поддержания комфортной температуры человеческого тела необходимо в 50–100 раз меньше. Дело в том, что основную энергию приходится тратить на нагрев или охлаждение самого автомобиля, в частности элементов интерьера. Около трети поверхности тела пассажира соприкасается с сиденьем ― именно поэтому подогрев или вентиляция (охлаждение) сидений при малых затратах энергии дают большой эффект. Но климатическая система в любом случае должна подавать в салон не менее пяти-десяти кубометров воздуха в минуту, в зависимости от размера машины.

Считается, что в салоне наиболее комфортна температура от 18 до 22 С°. Это среднее значение, потому что ближе к полу должно быть на пять-восемь градусов теплее, чем в области головы. Такова физиология. Не зря бабушка надевала вам в детстве тёплые носки: греть надо прежде всего ноги. А охлаждать летом эффективнее всего грудь, спину и руки. Поэтому при отоплении основной поток горячего воздуха должен быть направлен вниз, а холодный напор летом ― в центральные дефлекторы. Кстати, с их помощью наиболее эффективно остывает и задняя часть салона.

Компьютерные методы проектирования позволили сделать климатические системы эффективнее и тише в работе. Обратите внимание, как важен поток из передних дефлекторов в салоне кроссовера Skoda Kodiaq для задних пассажиров.

Раздельный климат-контроль ― безусловный плюс. Однако под одним и тем же названием скрываются системы разной степени совершенства. В бюджетных машинах можно индивидуально менять лишь температуру. Водитель, которому нужно разморозить боковые стёкла, неизбежно заберёт тепло от ног пассажиров. Продвинутые системы позволяют позонно управлять также направлением и интенсивностью обдува. И даже тонко настраивать разницу температур по слоям.

Даже простейшие автоматические системы имеют датчик солнечной радиации, потому что когда солнечный свет попадает на кожу, наше восприятие температуры меняется. В более дорогих автомобилях таких датчиков может быть несколько. А ещё инфракрасные сенсоры запотевания стёкол (лобового и передних боковых), качества воздуха, содержания углекислого газа в салоне, информация от навигационной системы, например, о тоннелях… Продвинутые системы оценивают температуру в разных местах внутри блока HVAC. В общем, температура в салоне на самом деле постоянно меняется ― но если климат-контроль настроен классно, мы этого не замечаем.

Существенную роль играет вытяжная вентиляция через клапаны, обычно расположенные в заднем бампере. Чем она эффективнее ― тем свежее воздух в салоне.

В большинстве автомобилей климат-контроли работают адекватнее, чем среднестатистический водитель, управляющий микроклиматом вручную. Я регулярно езжу в такси, и, по моим наблюдениям, лишь единицы шофёров понимают, что и как нужно делать. Самые распространённые ошибки ― подача горячего воздуха не в ноги, а вверх и полное отключение вентилятора. Недостаток воздухообмена и неправильное распределение температуры в салоне ― прямой путь к утомлению и той самой потере адекватного времени реакции. Смысла в выключении вентилятора ― ноль: климатическая система фактически перестаёт функционировать вовсе.

Климатические системы автопроизводители традиционно заказывают у специализированных поставщиков. Таких в мире с десяток. Справа ― испаритель кондиционера со встроенными в соты теплоаккумуляторами, для машин со старт-стопом.

В автомобиле светлого цвета температура после стоянки всегда на 8–15% ниже, чем в чёрном. Значит, энергозатрат на кондиционирование соответственно меньше.

Вообще, отапливать автомобиль проще не становится. Чем эффективнее и экологичнее оказываются современные двигатели, тем меньше тепла они отдают. Чтобы скорее протопить салон, приходится идти на хитрости ― играть опережением зажигания, использовать частичную рециркуляцию воздуха и более дорогие паяные радиаторы. Эффективны электрические догреватели, некогда применявшиеся только с холодными дизелями, а сейчас необходимые и для экономичных малообъёмных турбомоторов.

Опосредованное управление дефлекторами через дисплей ― скорее дизайнерская фишка, чем инженерная. Но до чего ж модная!

Дефлекторы электрокара Porsche Taycan не имеют подвижных выходных элементов, а меняют направление и фокусировку потока воздуха благодаря заслонкам, спрятанным в глубине.


Наличие кондиционера в автотранспортном средстве, особенно в жаркую погоду – это большой плюс. Минус — нужно настраивать данную функцию непосредственно перед включением. А вот климат-контроль работает по другому принципу. Наличие сенсорного управления значительно облегчает работу, достаточно установить желаемую температуру и, пожалуйста, прохлада держится на всем протяжении передвижения.

Принцип работы кондиционера

По принципу работы кондиционер напоминает обычный холодильник, представляя собой замкнутую систему из трубок с перегоняющимся по ним фреоном. После активации системы кондиционирования приходит в движение компрессор, отвечающий за сжатие хладагента.

В процессе работы двигателя воздушные пары поступают на конденсор, который их охлаждает. Обычно этот узел совпадает с первой трансмиссионной передачей, поэтому по мере возрастания скорости увеличивается и охлаждающий эффект.

В пробках система фиксирует снижение интенсивности эксплуатации транспорта, результатом чего становится переход на вторую скорость.

Однако поступление в салон охлажденного фреона происходит только после его прохождения через специальный испаритель, превращающий жидкость в пар с помощью вентилятора.

Далее этот пар вновь попадает в систему кондиционирования, продолжая циркулировать по кругу.

Преимущества кондиционера

Основным преимуществом кондиционера является спасение от перегрева в летнее время. Для этого достаточно включить его на требуемую мощность и поток горячего воздуха, пройдя через систему вентилирования, охладится и в салоне станет прохладно.

Недостатки кондиционера

Недостатков, у кондиционера как оказалось, значительно больше чем достоинств:

1. За кондиционером требуется тщательный уход, постоянный осмотр трубных соединений и контроль над уровнем хладагента.

2. Длительное использование кондиционера значительно увеличивает расход топлива.

3. Так как воздух в салоне охлаждается при помощи вентилирующей системы, может образоваться сквозняк. От таких сквозняков недолго и простудиться.

4. Дорогостоящий ремонт кондиционера и его составляющих.

Это и есть основные различия кондиционера от системы климат-контроль. Выбирая автомобиль с тем или иным управлением нужно руководствоваться, опираясь на особенности каждого из них и личные предпочтения.

Принцип работы климат-контроля

В отличие от кондиционера, где микроклимат регулируется вручную самим водителем по мере необходимости, климат-контроль совершает принцип работы за него.

Так, достаточно просто выставить оптимальный температурный режим, а система с помощью одиночного или нескольких датчиков обеспечит этот показатель, поддерживая его на протяжении определенного промежутка времени.

Еще одной важной особенностью климатического контроля является возможность максимального сглаживания температурных перепадов.

Это особенно важно для здоровья людей, поскольку резкие изменения температуры зачастую провоцируют различные заболевания.

Стоит отметить, что у кондиционера такой опции нет, поэтому и простужаются автомобилисты с таким оборудованием гораздо чаще. Но у климат-контроля есть существенный недостаток.

Он заключается в быстром загрязнении воздушного фильтра, несвоевременная замена которого чревата развитием аллергических реакций у людей, которые находятся внутри салона авто.

Преимущества системы климат-контроль

Управление – главное преимущество в системе климат-контроль. Автоматизированная система климата освобождает водителя от постоянной ручной регулировки микроклимата. Особенно это удобно в такие моменты, как, например, резкая смена положения автомобиля из тени на открытое солнце, во время движения, когда на улице переменная облачность и т.п.

Недостатки системы климат-контроль

У системы климат-контроля есть как свои положительные характеристики, так и недостатки:

1. Высокая стоимость, как ремонта, так и последующее обслуживание системы.

2. Сбои в управлении при любой некорректной работе одного из узлов или датчиков.

Отличия климат-контроля и кондиционера

Климат-контроль отличается от кондиционера по следующим признакам:

Кондиционер и климат-контроль: зачем платить больше?

Если говорить о том, зачем платить больше, то стоит разобраться, что механический или электрический кондиционер намного дешевле климат-контроля, при условии, что такое оборудование было предусмотрено в автомобиле по умолчанию.

Кроме того, работает такое охлаждение только в движении, выключаясь вместе с мотором, что не всегда приемлемо, особенно если приходится ждать кого-то в машине.

А если добавить сюда увеличивающийся в среднем на 30% расход топлива, сложность замены фреона и потенциальный риск получить простудное заболевание, то даже такой плюс, как полная экологическая безопасность не добавляет обычным кондиционерам очков.

Конечно же, у климатического контроля нет всех перечисленных недочетов, поскольку он очень быстро нагревает или охлаждает воздух до оптимальной температуры и сохраняет эти показатели довольно длительное время.

Такая установка способна самостоятельно отключаться на строго определенные промежутки времени, продолжая поддерживать заданный температурный режим, что позволяет экономить топливо.

Чем легче управлять: кондиционером или климат-контролем?

Если рассматривать климат-контроль, то здесь вся работа выполняется умной электроникой. То есть система собирает данные с датчиков, проводит их анализ, и в дальнейшем поддерживает температуру. Все что требуется от владельца автомобиля, это только выставить требуемую температуру. Все остальное осуществляется в автоматическом режиме, поэтому вас не надо об этом думать.

Что экономичнее — кондиционер или климат-контроль?

Сразу выбрать лидера среди кондиционера и климат-контроля по экономичности не получится, так как это довольно трудный и неоднозначный вопрос. Вот допустим, если вы возьмете новый автомобиль, то версия с климат-контролем обойдется дороже.

Но в то же время если вы возьмете авто с обычным кондиционером, то с одной стороны вы сэкономите, но с другой этот кондиционер придется долго настраивать. Если судить по расходу топлива, то климат-контроль съедает чуть больше, но в противовес ложится тот факт, что это умная система и за ней не нужно будет постоянно следить.

Поэтому делать выбор необходимо самостоятельно, перед этим нужно хорошо взвесить все аспекты. Еще вы можете ориентироваться на финансовое положение, либо на вкусы и потребности.

Сравнительная таблица климат-контроля и кондиционера

Традиционно подводим итоги в виде таблицы, детально оценивая климат-контроль и кондиционер в сравнении друг с другом. Что лучше? Смотрим.

Климат контроль и кондиционер отличия в характеристике, какую систему выбрать и если разница? Для того, чтобы понять разницу, нужно оценить функциональность каждого по отдельности. Ведь в современных автомобилях тяжело представить передвижение без системы охлаждения салона. Без необходимого удобства водитель и пассажиры будут чувствовать себя дискомфортно. А иногда это может влиять на безопасность поездки. Поэтому такое дополнительное устройства в автомобиле становиться полезным и нужным.

Основная разница между кондиционером и климат-контролем

Основная задача кондиционера – это охлаждение воздуха в салоне и отведение влаги из воздушных масс. Таким образом, практически с самого начала работы автомобильного кондиционера, нахождение в машине становится комфортным для водителя и пассажиров, а сам воздух перестаёт быть тёплым или горячим. Особенно данная проблема актуальна в жаркое время года.

климат контроль и кондиционер отличия

Автомобильный кондиционер

Что касается климат-контроля, эта система поможет вам установить в автомобиле именно тот температурный режим, который для вас является наиболее комфортным. То есть управление климат-контролем позволяет задать определённую температуру воздуха, которую данный функционал постоянно будет поддерживать, что невозможно обеспечить при работе кондиционера.

Устройство кондиционера

Кондиционер, который подаёт воздух и охлаждает воздушное пространство, стандартно состоит из следующих компонентов:

  • конденсатор;
  • испаритель;
  • компрессор;
  • осушающий фильтр.

В дополнение к кондиционеру работает фильтр салона, который выполняет функцию очистки поступающего воздуха от частичек пыли, грязи и инородных элементов. Для закачивания воздушных масс внутрь салона используется вентилятор.

Кондиционер начинает своё функционирование при включении зажигания, компрессор качает специальный хладагент в данную конструкцию. Хладагент меняет своё состояние от газообразного до жидкостного, затем в обратном порядке. При этой смене протекает выделение тепловых масс, а затем их впитывание. Таким образом воздух, забранный с улицы, поступает в салон уже охлаждённым.

Кондиционер или климат-контроль что лучше

При работе кондиционера нельзя установить конкретную температуру воздуха, можно лишь только активировать либо выключить его. Новейшие модели кондиционера содержат датчики, позволяющие кондиционеру активироваться самостоятельно и содержат датчик, показывающий температуру внутри машины. Так водитель может сам подобрать себе автоматический или ручной режим.

Функции климат-контроля

Чем отличается от кондиционера климат-контроль? Он воплощён в глобальной системе, которая не только может предоставить определённую температуру воздуха, но и постоянно поддерживать внутри авто именно заданную температуру. Такой климат устанавливается на специальном электронном узле. Именно благодаря электронике происходит мониторинг эффективности функционирования систем кондиционирования, вентиляции и отопительной системы.

Из чего состоит климат-контроль

Система климат-контроля является более сложной и произведена из нескольких узлов. Основной узел анализирует с помощью специальных индикаторов не только температуру воздушных масс, но и их влажность. В более сложных вариантах системы климат-контроля существуют анализаторы других данных: температура воздуха на улице, параметры радиации, если в этом есть необходимость. Основное отличие с кондиционером заключается в этом центре координации.

климат контроль или кондиционер что лучше

Климат-контроль

Именно этот узел создаёт комфортные параметры для езды, так как вам не нужно вручную постоянно менять необходимые данные. Он самостоятельно регулирует наклон воздушных заслонок, чтобы на водителя и пассажиров не дул воздух напрямую, чего нет в кондиционере. Именно поэтому многие водители отдают предпочтение только климат-контролю.

Компрессор

Если детально рассматривать компоненты, из которых строится охлаждающий узел, то основным здесь является компрессор. Именно он прокачивает фреон по сети, в середине компрессора формируется давление, которое переводит его из состояния газа в жидкость. Компрессор начинает функционировать благодаря усилиям коленчатого вала. Поэтому, когда у машины в движении есть нехватка мощности, подключение кондиционера ухудшает положение дел.

Конденсатор

Задача данного узла – охладить ставший горячим фреон. Обычно он располагается как можно ближе к радиаторной решётке для обеспечения лучшего охлаждения. Так воздух, который при движении подходит к конденсатору, обеспечивает дополнительный охладительный эффект. Конденсатор оснащен одним или парой вентиляторов. Можно значительно увеличить срок жизни данной детали, применяя ручной способ очистки конденсатора от грязи и мусора.

Фильтр-осушитель

Перемена различных состояний фреона приводит к образованию лишней влаги, которая может отрицательно сказываться на работе функционала и влиять на процесс коррозии на металлических частях системы. Поэтому наличие данного фильтра высушивает хладагент, а также фильтрует мелкие частицы пыли и грязи.

Терморегулирующий клапан

Фреон, поступивший из осушительного фильтра, проходит из терморегулирующего клапана в испаритель. На этом отрезке пути фреон уже подаётся в газовом виде, но с мелкими жидкостными частицами. Задача этого вентиля – убрать напряжение фреона перед попаданием в испаритель, что способствует его захолаживанию.

Испаритель

Этот узел стандартно производится небольшого размера. Охлаждённый фреон, который заходит в испаритель, находится в наполовину газообразном состоянии с частицами жидкости. Вентилятор, работающий в паре с испарителем, прогоняет воздушные массы из салона через испаритель, тем самым остужая их. Каждые 2-3 года эта запчасть также требует очистки для корректной работы.

Конструкция индикаторов и трубопроводов

Каждый климатический узел имеет свою разводку, она выполнена сетью медных труб, по которым перетекает фреон. От компрессора они уходят в более тонком виде и работают горячими, а обратный поток от испарителя уже идёт охлаждённым. Влага оседает на гладь испарителя. А образовавшаяся жидкость сливается прямо под дно машины. Это объясняет наличие луж под машиной, в которой при длительной остановке функционировал кондиционер. Также в климатическом узле присутствуют датчики, которые оценивают температуру.

кондиционер или климат контроль

Устройство климат-контроля

Алгоритм действий

При включении климатического узла, первым стартует компрессор, который активизирует прохождение фреона по системе. Хладагент заходит в конденсатор, где меняет состояние на жидкостное, а затем идёт через осушающий фильтр, где уходит лишняя влага. Расширительный вентиль помогает ему стать аэрозолем, и, при смене состояния на газ, хладагент охлаждается. Затем, дойдя до испарителя, фреон снижает его температуру. Воздушные массы идут в салон через испаритель и тем самым охлаждаются.

Отопитель

Такое удобное устройство, как печка, появилось задолго до кондиционера. При активизации отопителя салона вентилятор регулирует воздушные массы на нагретый испаритель. А тёплый воздух выходит непосредственно в салон, чем вытесняет холодные воздушные массы извне. Новейшие отопительные узлы имеют подключение к воздуховодам.

Зачем нужен электронный блок управления

Электронная система принимает данные с индикаторов, установленных внутри и снаружи автомобиля. После анализирования этой информации электронный блок вычисляет лучшие параметры, подходящие заданным водителем. Такой тщательный анализ способствует также уменьшению количества топлива, так как температура поднимается или опускается на оптимальный уровень и не требует лишних затрат. Поэтому климат-контроль не только привнесёт комфорт в поездку, но и поможет сэкономить.

Управление кондиционером и климат-контролем

Далее аналитический узел климат-контроля берёт данные внешних и внутренних индикаторов и решает: нагревать или понижать температуру воздушных масс внутри авто. Есть небольшие различия в зависимости от моделей автомобилей, но в большинстве случаев узел работает именно так.

кондиционер и климат контроль в чем разница

Различия в климатических системах

Есть упрощённая модель климат-контроля и более продвинутые её подвиды. Всё зависит от количества климатических зон внутри машины, которые может создать данный функционал. В самом простом случае во всём салоне автомобиля будет поддерживаться одна заданная температура, в более сложном варианте дело иногда доходит до 4-х климатических зон. Выглядит система зонирования так: возле водителя температура поддерживается на одном уровне, а в пассажирской зоне она может отличаться в ту или иную сторону.

Видео 5:00 минут.

Как климат-контроль работает зимой

Варианты работы климатических систем часто обусловлены разными видами транспортных средств. Такие различия в последовательности действий функционала хорошо заметны в холодное время года. Например, система может вначале заняться обогревом запотевших стёкол, затем дефлекторы самостоятельно опустятся вниз, чтобы прогреть воздух внизу салона. Затем тёплая воздушная масса будет идти на уровне корпуса водителя. Такая последовательность делает поездки в автомобиле намного комфортнее.

Преимущества и недостатки разных климатических систем

Климат-контроль заслуженно завоевал расположение многих водителей тем, что не нужно часто изменять параметры работы охлаждающего устройства. Достаточно один раз настроить нужную вам температуру и далее получать удовольствие от комфортной атмосферы в салоне.

Также кондиционер делает охлаждение салона одинаковым для всех, а климат-контроль предлагает возможность зонирования, где у водителя будет одна температура, а у остальных пассажиров она будет совершенно другой.

Есть и недостаток в пользу кондиционера, поскольку ремонтное обслуживание системы климат-контроля существенно превышает сервисный уход за кондиционером. За такое удобство придётся платить на порядок дороже.

Иногда не совсем удачное расположение индикаторов в климат-контроле может выдавать не ту температуру, которая требуется: переохлаждать или перегревать салон. Поэтому важно приобретать качественную систему.

Читайте также: