Манометр для кондиционера как пользоваться

Обновлено: 14.05.2024

Количество заправленного в кондиционер хладагента (фреона) не остается постоянным. Во время работы часть жидкости испаряется, например, через неплотные соединения в блоках и магистралях. Это, соответственно, приводит к возрастанию нагрузки на основные агрегаты климатической системы и потере производительности при охлаждении/обогреве.

Как узнать, что нужна заправка?

Данные сервисных предприятий показывают, что даже качественное оборудование премиум класса теряет фреон в процессе эксплуатации. В среднем объем таких потерь за сезон составляет до 8% объема первоначальной заправки. Вывод понятен – как минимум, 1 раз в 2 года придется озаботиться восполнением хладагента в климат-системе.

Судить о том, что пришла пора заправлять кондиционер можно по увеличению времени выхода температуры на заданный уровень. При этом, чем медленнее кондиционер охлаждает/прогревает помещение, тем сильнее он нуждается в заправке.

Однако этот основной признак нельзя считать однозначным. Аналогичная потеря производительности техники может возникнуть и по другим причинам. Наиболее часто среди них встречаются проблемы с вентилятором внешнего блока или загрязнение основных компонентов системы – радиаторов, конденсатора, испарителя.

Решение о заправке/дозаправке хладагента будет оправданным только если:

  • кондиционер эксплуатируется в точном соответствии с документацией производителя;
  • профилактическое обслуживание проводится с правильной периодичностью;
  • чистка не привела к восстановлению производительности оборудования.

Периодичность профилактической чистки
сплит-системы определяется расположением наружного блока (высотой установки):

  • При установке на высоте 1-4 этажа (пространство с максимальной
    запыленностью) чистить блоки следует перед началом очередного сезона.
  • Системы, установленные на 5 – 8 этажах нуждаются в чистке реже – в среднем 1 раз
    каждые 2 сезона.
  • Место установки 9 этаж и выше определяет еще меньшую частоту обязательной
    профилактики — 1 раз в 3 и больше сезонов.

Говорить о таких интервалах обслуживания можно, если сплит-система работает только в летнее время. При интенсивной эксплуатации зимой кондиционер используется и в зимнее время, частота обязательных чисток существенно возрастает — до ежемесячных, а в некоторых случаях – еженедельных.

Что требуется – дозаправка или полная заправка

Восстановление первоначального объема хладагента в системе должно восстановить производительность или работоспособность кондиционера. Однако для некоторых моделей климатической техники дозаправка оказывается недопустимой, они требуют освобождения системы от фреона и полной заправки.

Определяется выбор варианта заправка/дозаправка используемым в системе хладагентом:

  • Техника, использующая многокомпонентные фреоны (смеси веществ) требует полной заправки. Это обусловлено различиями в свойствах компонентов, прежде всего, различными утечками. Соответственно, дозаправка не может устранить возникающий дисбаланс в концентрации составляющих. Это, в свою очередь, чревато ухудшением эксплуатационных показателей, а иногда – полным выходом техники из строя. В настоящий момент именно многокомпонентные смеси используются в большинстве моделей домашних кондиционеров. Самый известный из таких хладагентов – R410.
  • Однокомпонентные фреоны (состоящие из одного вещества) допускают дозаправку. Примерами распространенных хладагентов такого типа могут служить R22 и R32.

Далеко не на все многокомпонентные фреоны распространяются требования о полной заправке. Среди таких хладагентов есть т.н. санизотропные смеси. В них используются составляющие, имеющие максимально близкие характеристики. В результате, даже при утечках состав смеси остается неизменным, становится возможной дозаправка системы. Узнать тип используемого хладагента можно в документации на кондиционер, а свойства фреона – в справочниках.

Подготовка

Прежде чем приступить к заправке/дозаправке кондиционера следует провести подготовительные работы.

Чистка

Чистка кондиционера – обязательный этап подготовки перед заправкой. Причем выполняется она прежде любых других работ. Ее выполняют, чтобы гарантированно получить оптимальные режимы работы всех узлов и агрегатов системы. Это позволит убрать погрешности измерений и упростит поиск проблемных участков.

Обязательно чистят фильтры, вентилятор и радиаторы внутреннего блока. Однако основное внимание необходимо уделить наружному блоку сплит-системы.

Последовательность работ по его обслуживанию включает:

    Отключение оборудования от питающей электрической сети.
  1. Механическую очистку (удаление загрязнений), а именно:
    • чистку кожуха с внешней стороны;
    • его демонтаж;
    • удаление мусора во внутреннем пространстве блока.
  2. Промывку узлов, которую выполняют в следующем порядке:
    • Защищают от попадания влаги электронный блок (этап обязательный, поскольку вода в электронной схеме может вызвать ее полный выход из строя и необходимость дорогостоящего ремонта). Для защиты достаточно тщательно закрыть поверхность узла полиэтиленом.
    • Очищают лопасти и другие внешние элементы конструкций вентилятора от пыли и налипшей грязи. Промывку ведут влажной губкой.
    • Влажной губкой очищают поверхность конденсатора.
  3. Накопившуюся в труднодоступных местах пыль убирают пылесосом.
  4. Очищают поверхность радиатора. Пыль и грязь счищают щеткой, затем производят промывку поверхности напором воды или пароочистителем.
  5. Производят установку кожуха, дальнейшие работы выполняют только после полного высыхания.

Самостоятельные чистка и обслуживание электронного блока не допускаются! Эту работу могут выполнить только специалисты сервисной компании с соответствующим уровнем подготовки. Выход электроники из строя из-за вмешательства пользователя считается негарантийным случаем!

Проверка герметичности

Наиболее частые проблемные места – стыка трубопроводов и блоков, где имеет место нарушение герметичности. В большинстве случаев для их обнаружения достаточно визуального осмотра.

В случае, если существующая проблема не выявлена в процессе осмотра, прибегают к более точным (и, естественно, сложным) методам.

Для поиска можно использовать:

  • Мыльный раствор. Его применение позволяет точно локализовать место разгерметизации, если известна область ее возникновения.
  • Галоидный искатель. Применение основано на свойстве изменения цвета пламени в присутствии паров хлора. Метод работает только
    с оборудованием, заправленным хлорсодержащими фреонами.
  • Воду. Хорошо известный метод поиска мест разгерметизации по появлению пузырьков газа после погружения. Один из наиболее сложных,
    поскольку требует предварительного удаления фреона и закачки системы азотом.
  • Ультрафиолетовый краситель и УФ-подсветку. После подмешивания в систему красителя, место утечки светится в лучах УФ-лампы.

Вообще, специалисты рекомендуют при проявлении подозрений на разгерметизацию системы:

  • удалить весь хладагент;
  • произвести закачку системы азотом;
  • выполнить поиск негерметичностей;
  • устранить проблемы;
  • произвести опрессовку и вакуумирование.

Опрессовка и вакуумирование

Этот этап не обязателен при отсутствии проблем с герметичностью системы. В то же время, если производился поиск мест утечки, без его проведения не обойтись.

Опрессовка

Под этим термином подразумевают заполнение системы азотом под давлением, соответствующим максимально допустимому для системы. Используют для этих целей манометрический коллектор, который позволяет контролировать давление в системе. Предельное значение можно посмотреть в технической документации или на шильдике на блоке сплит-системы.

Азот подают до достижения давлением максимальной величины, после чего закачку системы газом останавливают и контролируют показания манометра. В исправном (герметичном) контуре они должны оставаться неизменными. Падение давления свидетельствует о наличии проблемных участков и требует повторения их поиска.

Вакуумирование

Этот этап подготовки проводят после восстановления герметичности и опрессовки системы. Его суть – в полной откачке газа (жидкости) из контура.

  1. Присоединяют вакуумный насос к подключенному в систему манометрическому коллектору.
  2. Включают насос, открывают на коллекторе газовый вентиль.
  3. Оставляют насос в работе до достижения минимума давления в системе. Контроль за давлением ведут по шкале манометра.
  4. Отключают насос, газовый вентиль перекрывают.
  5. Коллектор оставляют подключенным, вентили закрытыми, чтобы предотвратить попадание воздуха в контур перед заправкой.

Вакуумный насос должен быть оборудован обратным клапаном. Выполнение этого условия защитит систему от попадания масла.

Заправка/дозаправка

По массе

Этот метод состоит в закачке в контур хладагента, масса которого соответствует указанной в техдокументации производителя. Подходит только для полной заправки, поскольку измерить массу оставшегося в контуре фреона в домашних условиях невозможно.

Последовательность действий:

    Удаляют из системы остатки хладагента, для чего открывают замки сервисных штуцеров в контуре и оставляют до полного истечения фреона. Замки закрывают. Если на подготовительном этапе проводились опрессовка и вакуумирование, шаг нужно пропустить.
  1. Подключают баллон с фреоном в систему через коллектор.
  2. Размещают баллон на весах, фиксируют показания (лучше использовать электронные весы, на которых проще контролировать изменение массы).
  3. Открывают газовый вентиль для заполнения контура, постоянно контролируют показания весов.
  4. Когда изменение веса баллона достигнет заданной (указанной в техдокументации) величины, вентиль закрывают, отсоединяют баллон, закрывают штуцер в контуре и снимают коллектор.

Фреон расходуется на заполнение всех частей контура, в том числе, трубопроводов. Соответственно, если длина магистралей превышает указанную в инструкциях производителя, массу фреона нужно увеличить из расчета 15-30 г (определяется типом хладагента) на 1 метр трубопровода.

По давлению

Метод заправки по давлению подходит как для полной заливки системы, так и для дозаправки. Суть метода в том, что хладагент подают в контур до тех пор, пока не установится оптимальное (указанное производителем оборудования) давление.

Последовательность действий повторяет приведенную для заправки по массе. Отличие состоит только в методике контроля количества поступившего в систему хладагента. Измерения проводят не по массе баллона, а по показателям манометра на коллекторе.

Чтобы обеспечить необходимую точность подачу ведут порциями, дожидаясь после каждого установления показаний прибора.

Оптимальную величину давления производитель указывает для определенной температуры (диапазона температур). Данные приводятся на шильдике агрегата, в инструкции по эксплуатации или справочной литературе. Если для конкретного случая уровень давления не указан, его можно рассчитать по соседним значениям в таблице и поправочным коэффициентам.

По стеклу (смотровому окну)

Этот метод также подходит для заправки и дозаправки фреона. После подключения баллона в контур через коллектор, подачу хладагента ведут до тех пор, пока он не вытеснит из всех магистралей системы воздух (газ).

О завершении процесса судят по прекращению выделения газовых пузырьков при наблюдении через мерное стекло. После этого отсоединяют баллон и через газовый вентиль стравливают излишек хладагента, контролируя давление в системе по манометру.

Излишек фреона – ситуация еще более опасная, чем недостаток, поскольку однозначно приводит к выходу агрегатов из строя. По этой причине использовать самостоятельно данный метод не рекомендуется.

По перегреву

Способ основан на использовании свойств охлаждающего замкнутого контура. Разница между температурой в нем и температурой кипения фреона при достаточном количестве последнего составляет фиксированную величину. Соответственно, необходимо только получить показания двух термометров.

Принцип заправки:

Вопросы и ответы

Во-первых, это повышает точность измерений, во-вторых, позволяет избежать заливки в систему лишнего хладагента и, как следствие, серьезных последствий.

Основная причина – недостаточное количество хладагента. Соответственно, дозаправку нужно повторить, или, если это не решит проблему – искать место разгерметизации контура.

Такую задачу не решают даже большинство сервисных компаний. Соответственно, решить проблему с заправкой можно двумя способами – отказаться от заправки по массе в пользу другого метода или полностью удалить из контура хладагент и провести полную заправку.

Нужно исходить из того, что количество хладагента в баллоне должно с запасом перекрывать потребности системы. Последние зависят от конкретной модели и мощности оборудования, длины магистралей. Так, для сплит-системы 7-8 кВт нужна масса фреона 700-800 г, а на каждый метр трубопроводов – дополнительно 15-30г.

Видео-советы

Вакуумирование и проверка кондиционера

В итоге, после всех этапов установки сплит-системы нам остаётся запустить фреон в кондиционер и проверить его работу.

Вакуумирование холодильного контура

Внешний блок кондиционера идёт с завода заправленным, то есть в нём находится фреон в необходимом количестве. Не дают ему выйти наружу закрытые трёхходовые клапаны.

После монтажа у нас получается система состоящая из внутреннего блока и соединительных трубок, заполненных атмосферным воздухом с содержащимися в нём примесями и влагой.

Для нормальной работы нам необходимо удалить воздух и влагу из системы, после чего открыть вентили, запустив фреон.

Процесс вакуумирования

  • Подсоединяем манометрический коллектор к вентилю на кондиционере (шланг низкого давления-синий)


  • Подсоединяем заправочный шланг к вакуумному насосу (жёлтый)


  • Открываем вентиль низкого давления
  • Включаем вакуумный насос
  • После окончания процесса закрываем вентиль на манометрическом коллекторе
  • Только после этого выключаем насос
  • Запускаем фреон в контур открывая вентили на кондиционере шестигранником (оба)


Время вакуумирования

Для контроля степени разрежённости в системе существует прибор - вакууметр, шкала которого проградуирована в мБар - хорошие вакуумники изначально комплектуются вакууметрами, но можно использовать и отдельные, например электронные.

Некоторые монтажники ориентируются по давлению манометра - как только давление падает ниже нуля, они прекращают вакуумирование, считая что воздух удалился и можно прекращать процесс.

Но это не правильно. В любом воздухе содержится влага - при вакуумировании она испаряется, поэтому для кондиционеров 7 Btu/h время вакуумации не должно быть меньше 15 минут (зависит от производительности самого насоса), для более мощных систем, соответственно больше.

Выбор вакуумного насоса

Для разных целей необходимо выбирать разное оборудовафние, к примеру для монтажа бытовых кондиционеров понадобится насос с небольшой производительностью, которого вполне хватит для небольшой трассы. А при установке промышленных, VRV систем уже необходимы насосы с высокой производительностью и мощностью.

Характеристики на которые необходимо обратить внимание при подборе и покупке вакууматора:

  • Производительность, л/ч
  • Остаточное давление, Па
  • Мощность двигателя, Вт

От производительности зависит скорость откачки из холодильной системы, указывается в литрах в час.

Остаточное давление характеризует "качество вакуумации", чем меньше это значение, тем лучше, измеряется в Паскалях или мили Барах.

От мощности электродвигателя зависит время непрерывной работы насоса, при длинных трассах в ВРВ системах этот параметр имеет большое значение.

Это самые основные параметры, существует ещё ряд параметров, такие как, количество ступеней, тип насоса - масляный, безмасляный, количество оборотов двигателя и прочие.

"Продувка фреоном"

Многие монтажники практикуют такую процедуру - выгоняют воздух открыв вентиль и открутив одну из гаек, из под неё выходит воздух,после чего её закручивают.

После такого монтажа влага остаётся в системе,последствия этого - окисление медных трубок, повреждение компрессора, забивание ТРВ влагой. А самое главное - значительное сокращение срока службы, таким образом можно загубить любой кондиционер, даже самый дорогой.

Дозаправка фреоном

Кондиционер заправлен на заводе хладагентом в расчёте на длину трассы приблизительно до 5 метров, при большей длине его придётся дозаправлять.

Точное количество указано в инструкции по монтажу и составляет около 5-20 грамм на метр дополнительной трассы, в зависимости от мощности кондиционера.

В противном случае будет потеря холодильной мощности.

Проверка кондиционера

После запуска фреона в контур включаем кондиционер на охлаждение и измеряем температуру на выходе - она должна быть не ниже 0 0 С.

Если температура ниже нуля, это говорит о недостаче фреона, который необходимо добавить (естественно, это при соблюдении рабочего температурного диапазона на улице конкретно для данного кондиционера).

После можно включить кондиционер в режим обогрева и проверить его работоспособность в этом режиме.

Проверка дренажа

  • Открываем крышку внутреннего блока
  • Снимаем фильтры
  • Аккуратно наливаем воду из бутылки в поддон кондиционера (можно лить прям на испаритель)
  • Убеждаемся что вода свободно выливается из дренажного шланга на улицу

Вот и всё, мы завершили установку кондиционера!

Осталось только рассмотреть некоторые нюансы - вальцевание и пайку трубок, удаление конденсата дренажной помпой, установку защитных электрических устройств.

Дозаправка фреона по манометру

Подскажите правильно я все понял?

Гладко было на бумаге.
Для прикола заправлял одно изделие подобным методом. Пока давление стало стало в плюсе залезло две с лишним нормы (6.3кг вместо трёх).
Так что, лучше не выдумывай и заправь по весам.

Заправка заводской нормы при чистых блоках показывает практически все неисправности холодильной машины для грамотного мастера.

если очень хочетсо то можешь включить на тепло и подключив баллон к порту загнать туда фреон только аккуратней и охлаждай баллон , порт "жидкости" потихоньку прикрываем.

заправляли по давлению - "коллега" трубопроводчик говорил.(основной вид занятий -водопровод и отопление,кондеры-так,попутно). А хозяин кондеров пришел и говорит - 2года мучаюсь,не работает кондер,минут 20 и фсе. Вызвал мастеров- почистили,заправили - и пипец. Так вот с двух кондеров ( в дух разных комнатах) скачал лишний 1кг 22го. Вот что значит по давлению

Ну вы крутышки. у всех весы с отсечкой дозы, у всех примочки для промывки системы и еще куча крутого хлама. ПИ. ДОБОЛЫ. Раньше всегда заправляли по давлению и ничего, работало и продолжает работать. Почитал соседние темы и просто хренею. диагнозы "спецов" - перезаправь и меняй компрессор . А на остальное мозгов не хватает.

foxx33, забей на все посты, иди и делай. Правильной дорогой идешь, теорию ты понял, а дальше дело техники. С первого раза если не получится, получится со второго, третьего. Надо руками это пощупать. А по нету тебе "спецы" голову всякой хренью забьют. и заметь, 80% сами не знают, что лапочат. Удачи.

Коллеги подскажите все результаты у меня в норме, не чего не напутал?

Что касается перегрева или переохлождения, я не спорю мне почему то от всей теории отложилось, что внутренней охлаждает значит переохлаждение. "Анн-нет " во внутреннем унас фреон вскипает действительно перегрев. Думаю урок усвоен спасибо за замечания.

+100 И сейчас весами пользуюсь лишь на кондиционерах,автокондеях и на новых гарантия которых закончилась "вчера" быт холодильниках. На советских,тем более с переделками только по протягу,благо,что временем не ограничен.

Добавил бы - и нужно время. Потому что не имея опыта заканчивать проверку заправки в "ручном режиме" нужно на самой нижней температуре в помещении, при этом температура окружающей среды не выходит за пределы разрешенных. И вот это самое главное, потому что может (например) наружный блок висеть на солнышке, либо блок запихнули в "стоячем" закутке, и разглядеть это не всегда удается.

Коллеги подскажите все результаты у меня в норме, не чего не напутал?

Что касается перегрева или переохлождения, я не спорю мне почему то от всей теории отложилось, что внутренней охлаждает значит переохлаждение. "Анн-нет " во внутреннем унас фреон вскипает действительно перегрев. Думаю урок усвоен спасибо за замечания.

Имхо .
Заправку по давлению делаю при максимальных оборотах вентилятора внутрянки и желательно в жаркие дни . При сомнениях , замеры провожу после часа работы конддея .
Весами пользуюсь , чтобы знать примерно какое количество зашло хладоагента ( скоко грошей ) , а так смотрю по давлению и окружающей температуре , при некоторых сомнениях , по току компрессора и по термометру на выходе из внутрянки , меньше шансов попасть на передоз .
зы. На будущее , при включенном аппарате , газ не сливай в балон , больше в балон масла загонишь чем газа .

Руководство по самостоятельной заправке бытового кондиционера

Необходимый инструмент для самостоятельной заправки

Весть необходимый инструмент продается в специализированных магазинах холодильной техники. Вам нет необходимости брать изделия известных брендов – они необходимы для частой работы, возьмите китайские аналоги, этого будет вполне достаточно.

Стоимость всего инструмента, включая небольшой баллон фреона вместимостью 1 килограмм, будет равна стоимости заправки специалистом. Остальные заправки будут выходить дешевле, так как вам нужно будет приобретать только баллон с хладагентом. Учтите, что качество самостоятельной заправки будет намного хуже заправки квалифицированным мастером.

фреон для заправки кондиционера

Список необходимого инструмента для заправки кондиционера

  1. Заправочный шланг – 2 штуки;
  2. Манометр низкого давления – 1 штука;
  3. Баллон объемом 1 литр с фреоном R410 или R22 в зависимости от того, на какой рассчитана ваша сплит-система.

Схема подключения

К горловине баллона подсоединяется конец шланга №5, конец №7 к штуцеру №1 манометра низкого давления. К штуцеру №2 манометра конец шланга №6, второй конец шланга под номером 4 к штуцеру низкого давления внешнего блока кондиционера. Золотники закручивать только от руки, до плотной посадки.

манометр для заправки кондиционера

Процесс самостоятельной заправки кондиционера

До подключения к штуцеру низкого давления внешнего блока кондиционера следует спустить остатки фреона. Для этого на этом штуцере необходимо нажать на ниппель сброса давления. Необходимо выпустить весь оставшийся газ. Далее подключаем шланг.

Открывая вентиль на манометре мы начинаем перекачку хладагента из баллона в магистраль системы охлаждения. Наша задача довести давление, показываемое на циферблате манометра, до значения 100 PSI для фреона R410A, и до 50 PSI для фреона R22. Давление указано для атмосферной температуры равной 25 градусов по Цельсию.

Более подробно о давлении фреонов в этой статье

Открывайте вентиль на 5 секунд. Поcле, несколько минут следите за давлением в системе кондиционера. Попадающий в трассу фреон должен пройти несколько кругов, чтобы вы увидели реальную картину давления на манометре. Когда стрелка остановится, снова откройте вентиль на 5 секунд.

шланг для заправки кондиционера

Резкое открытие вентиля и длительная сильная подача фреона может привести к гидроудару компрессора. Подавайте фреон небольшими порциями короткое время.

В малом баллоне находится 1 килограмм фреона. Этого вполне хватит для заправки блоков мощностью до 12 000 Btu. На 18 000 и 24 000 Btu газа может не хватить. Необходимая масса фреона указана на наклейке внешнего блока над заправочными кранами.

Если вы, после прочтения данной статьи, решили что вы не справитесь с поставленной задачей можете обращаться в нашу компанию. Цены на заправку кондиционеров.

Комментарии

Вот добавить бы видео к этойстатье было бы круто! так все понятно, видео очень бы помагло. Вопрос можно ли зимой заправлять таким способом?

Читайте также: