Манометрический коллектор для заправки кондиционеров

Обновлено: 06.05.2024

Как использовать манометрический коллектор для заправки кондиционера

Основное назначение манометров при работе с кондиционерами – это индикация давления, которое создается при заправке. Кроме этого, необходимость в подобных измерениях возникает также и во время создания вакуума в контуре, что позволяет удалить остатки водяного пара и конденсата. Любой профессионал, занимающийся ремонтом кондиционеров, обязательно имеет в своем арсенале оборудования манометрические коллекторы. Данное оборудование отличается простотой, но требует хорошего понимания принципов работы. Обратите внимание, для разных типов хладагента потребуется оборудование разной конструкции из-за отличий в потенциальном давлении.

Что из себя представляет манометрический коллектор?

Давление, которое создается в соответствующем контуре хладагентом – это один из самых важных параметров работоспособности всей сплит-системы. При отклонении значения давления в верхний предел возникают неполадки в работе компрессора, что способствует усиленному износу. Если же давление, наоборот, снижено, то сплит-система не будет справляться с охлаждением воздуха до заданной температуры. Чтобы проконтролировать давление во фреоновом контуре, необходимо использовать манометрический коллектор (станцию). Основное его назначение – это проведение заправки кондиционера фреоном или маслом.

Манометрические коллекторы со шлангами в основном используются в автосервисах, для обслуживания кондиционеров воздуха в автомобилях. Это объясняется удобством использования – конструкция представляет собой стационарную установку с длинными гибкими шлангами. Для целей сервисного обслуживания бытовых климатических установок применяются переносные манометрические коллекторы, отличающиеся компактными размерами.

Разновидности манометрических станций:

  • Оборудованные одним краном, двумя шлангами и манометр синего цвета – такие модели называются одновентильными. Этого устройства будет достаточно для ремонта бытовой техники, например, холодильника. Основной функционал – измерение уровня давления фреона в контуре;
  • Оборудованные парными кранами и манометрами (2 пары) и тремя шлангами – такие модели называются двухвентильные. Их основное отличие от предыдущего типа в том, что они производят измерение давления в двух направлениях. Манометр красного цвета определяет давление нагнетания, а такой же прибор синего цвета – давление всасывания. Функционал – стандартная заправка контура бытовой техники хладагентом, вакуумирование перед заправкой. При работе в последнем режиме ограничивается подача воздуха в систему;
  • Оборудование четырехвентильного и шестивентильного типа – оно относится к профессиональным моделям, их производительности для обслуживания бытовой техники слишком много.

У манометрических коллекторов распространена классификация по классу точности – в диапазоне 0,2-0,4. Чем последняя цифра меньше, тем точнее работает прибор. Если планируется работа в условиях вибрации, то дополнительно предусматривается виброзащита.

В зависимости от конструктивных особенностей, манометрические коллекторы делятся на разновидности. Для бытовых приборов используется пружинный принцип измерения давления – газ в контуре сжимает пружину внутри, а по степени сжатия производится сопоставление с точным значением давления. Результат отображается в аналоговом (стрелка) или цифровом (ЖК-дисплей) формате.

Для конкретной марки фреона необходимо использовать строго определенную модель манометрического коллектора. Более старые хладагенты для эффективной работы требуют более высокого давления, поэтому можно легко вывести манометр из строя.

Производители манометрических коллекторов

Компании-лидеры в области производства манометрических коллекторов – это Япония и США. Эталон качества – продукция компании MASTERCOOL, кроме того специализирующейся на производстве запчастей для приборов КИПиА. Аппаратура этой марки отличается надежностью и долговечностью, неприхотлива и не склонна к поломкам. Имеются, как бюджетные, так и дорогие модели.

Отличаются популярностью и манометрические коллекторы, выпущенные в Китае. Их предпочитают за счет сравнительно невысокой стоимости. К сожалению, распространена ситуация, когда дешевый прибор не рассчитан на ежедневную интенсивную работу и он просто не выдерживает гарантийного срока. Другая проблема с некачественным оборудованием – это неточность показаний, что приведет к поломкам бытовой техники, которая ремонтировалась с его использованием. Несмотря на все это, есть действительно качественные китайские поставщики.

Кроме того, есть и отечественные манометрические коллекторы, изготовленные компанией ЭКВ. Такие устройства подойдут для обслуживания кондиционеров российского производства, но для зарубежных сплит-систем лучше будет выбрать более известного производителя.

На что необходимо обратить внимание при дозаправке фреонового контура в сплит-системе:

  • При остаточном уровне фреона 30-50% можно не вакуумировать трубопроводы, но если остаток хладагента ниже, то необходимо сначала осушить систему, затем создать в ней вакуум и только после этого переходить к заправке;
  • Когда работы по дозаправке произведены, необходимо проверить герметичность и опрессовать магистраль давлением азота;
  • При необходимости добавления масла, его количество рассчитывается по массе – это важный момент, иначе изменятся физико-химические свойства хладагента;
  • Желательно иметь специализированную измерительную аппаратуру для контроля полноты заправки по температуре;
  • Если у Вас одновентильный манометрический коллектор, то он должен работать только в паре с компрессором кондиционера.

Как происходит заправка фреонового контура:

  • Подключается баллон со сжиженным азотом и производится осушение системы;
  • При помощи вакуумного насоса производится удаление остатков азота и влаги из контура;
  • В специализированные весы при помощи манометрической станции заправляют хладагент (его количество берется из инструкции производителя на обслуживаемый прибор);
  • Манометрический коллектор включается и заправляет отмеренное количество фреона в магистраль.

Если Вы планируете произвести дозаправку самостоятельно без специального оборудования, то это может привести в негодность обслуживаемый агрегат. Настоятельно рекомендуем обращаться за помощью к специалистам.

Как устроен манометрический коллектор?

Манометрический коллектор присоединяется к насосу, к баллону с хладагентом и к оборудованию при помощи шлангов. Вентили (краны) служат для того, чтобы в нужный момент поток газа можно было перекрыть. Уровень давления отображают два манометра – синий и красный. Синий показывает, с каким давлением газ нагнетается (его предел 35 Атмосфер), красный – с каким давлением всасывается (предел 7 Атмосфер).

Кроме шкал давления манометры имеют, как правило, три дополнительных шкалы, на которых соотнесены температуры закипания хладагентов и давление, которое им соответствует. Для каждой марки фреона предназначена своя шкала.

Манометрические коллекторы бывают двух видов:

  1. Одновентильный.
    У него только синий манометр, два шланга и один вентиль. Изменяется только уровень всасывания.
  2. Двухвентильный.
    Имеет два манометра, два шланга и три вентиля. Для наглядности шланги окрашены в цвета манометров, к которым должны быть присоединены. Данный прибор измеряет и уровень нагнетания, и уровень всасывания.

Алгоритм использования

  • Перед тем, как начать работу, закройте оба вентиля (поверните ручки по часовой стрелке).
  • Присоедините соответствующие шланги. Штуцер с высокой стороны предназначен для красного, с низкой – для синего.
  • Наденьте защитные перчатки и очки перед началом работы с хладагентами и помните, что выпускать подобные газы в атмосферу запрещено.

Чтобы правильно диагностировать проблему, для начала проверьте общие характеристики – давление системы и возможные утечки. Прибор покажет точные данные.

Что понадобится для заправки кондиционера?

Коллектор манометрический – необходимый, но недостаточный элемент для самостоятельной заправки кондиционера.

У вас должны быть в наличии:

  • Специальный вакуумный насос.
  • Баллон с хладагентом (обязательно убедитесь, что его марка подходит именно к вашей системе).
  • Набор отверток, ключей и шлангов с резьбой.
  • Баллон с азотом.
  • Электронные весы.

Заправка производится в три шага:

  1. Опрессовка (проверка системы на утечки).
    К системе через один шланг подключается манометрический коллектор, а другим – баллон с азотом. Заполнять систему необходимо, пока показания давления не достигнут нормы, указанной в технической документации данного конкретного кондиционера. Затем нужно наблюдать за стрелками. Если давление падает – проверить все вальцевые стыки и повторить процедуру.
  2. Вакуумирование (удаление остаточного воздуха).
    Если этого не сделать, кондиционер вскоре выйдет из строя. Следует присоединить вакуумный насос через коллектор, и ждать, пока стрелка не опустится ниже нуля. Затем закрывается вентиль, и только после этого выключается насос.
  3. Окончательная заправка.
    Шланг отключается от насоса и подключается к баллону. Нужно знать, сколько хладагента должно находиться в системе. Для контроля баллон с фреоном ставится на весы, дисплей обнуляется, и далее вы следите за уровнем заполнения системы. Когда нужное значение достигнуто, закройте сначала кран коллектора, а потом отсоединяйте баллон.

Процесс завершен. Кондиционер можно включать и использовать по назначению.

Заправка и создание вакуума в холодильнике - главная характеристика в устройстве и принципе работы манометрического коллектора. Именно этот прибор отвечает за поддержание давления в норме. Манометр соединяется с оборудованием и баллонами, наполненными фреоном, при помощи специальных трубок.

Итак, постараемся Вам ответить на вопрос: как пользоваться манометрическим коллектором?

Устройство манометрического коллектора

На манометрических приборах можно увидеть состояние давления системы. В каждом из них имеются вспомогательные деления шкалы (их три), которые отображают температуру кипения фреона, а он в свою очередь может быть разных марок и каждая из них имеет свой показатель температуры.

Манометрический прибор. Разновидность

  • Первый манометр, он синий, имеет две шланги и оснащён вентилем. Данный прибор предназначен для производства замера способности всасывания. Для специалиста он - незаменимы инструмент, который использует мастер, чтобы восстановить работу бытовой холодильной техники. Показателей давления для холодильника в квартире вполне достаточно. Кран, который имеется в коллекторе, отвечает за разделение и изоляцию желтого и синего цвета шланг.
  • Оснащенный 2 манометрическими коллекторами. В его устройстве предусмотрены 2 вентиля и три шланга. Мы уже ранее обозначали, что манометры с синим либо красным корпусом предназначены для определения направлений давления. Чтобы установить показатель нагнетания давления - понадобится прибор красного цвета, всасывание демонстрирует синий манометр. Чтобы убедиться в точности показателей, специалисты подключают к обоим устройствам аналогичного цвета трубки (шланги), которые точно повторяют характеристики имеющихся шланг.

Устройство двухвентильного манометрического коллектора делает его незаменимым во время ремонта бытовых холодильных приборов. Так, с его помощью подсоединеняется заправочный патрубок с хладагентом и насосом, который создает вакуум, одновременно. Во время этой процедуры воздушный поток в систему не поступает.

Работа манометра

Устройство и принцип работы манометрического коллектора заключается в том, что использовать его нельзя, не зная правил применения. Концепция работы с манометром следующая:

  • Прежде чем начать проверку, необходимо перекрыть все краны, закрыв их до конца, повернув ручку с двух сторон устройства. 
  • Случается, что приборы требуют дополнительной калибровки. Для этого с внешней стороны устройства при помощи отвёртки снимается прозрачная крышка. 
  • В завершении красный шланг соединить со штуцером, аналогичное действие произвести и с синего цвета трубкой.

Заправка системы и её проверка

Чтобы выявить неполадки в охладительной системе, необходимо соблюдать правила, которые предполагают измерение давления, предшествующее диагностике системы в целом. Каждый вентиль должен быть закрыт. Если работаете с холодильным оборудованием, не забывайте, что он оснащен хладагентом, работа с которым также требует соблюдения мер предосторожности.

  1. Снять протекционнные колпачки со всех портов;
  2. Соединить приборы в таком порядке: подключить синюю трубку с низшей стороны прибора, далее подключить шланг с нагнетающим контуром с высшей стороны;
  3. Полностью затянуть адаптеры, чтобы не открылся клапан подачи хладагента.

Окончив ремонт в системе охлаждения, обязательно следует произвести проверку на предмет протечки, вакуумируя показатели не меньше 29 Hg. И уже после этого можно начинать заправку.

В завершении заправки нужно запустить компрессор, но клапаны коллектора необходимо закрыть. После проверки шланги манометрического прибора отсоединяются, чтобы убедиться, что остатков фреона нет. Если же обнаружен оставшийся хладагент, его удаляют специальной утилизационной машиной.

Чего нельзя делать с манометрическим прибором

Устройство манометрического коллектора предполагает применение его только в тех системах, где используется фреон. Категорически запрещено измерять давление в системах с показателем, превышающим допустимый максимум. Узнать это значение можно в документах прибора.

Для измерения значения давления используется исключительно регулятор. Нельзя приступать к работе без специальных средств защиты. Выпускать фреон в атмосферу запрещено.

Теперь вы знаете все об устройстве и принципе работы манометрического коллектора, но если вы никогда не работали с этим прибором, рекомендуем обратиться за помощью к специалистам.

Value

Станция Value проста в эксплуатации,
обладает защитой по низкому и высокому давлению,
все операции управляются одной кнопкой.
Компрессор со сдвоенным клапаном.

МодельПитающее напряжение/двигательКомпрессорСкорость рекуперации кг/мин. газ/жидкостьЦена, руб.
VRR-12L+OS 530 В/50 Гц/550 Вт Безмаслянный, возд. охлаждения с 1 клапаном 0,23-0,26/1,57-1,85 55 000
VRR-24L+OS 530 В/50 Гц/550 Вт Безмаслянный, возд. охлаждения с 1 клапаном 0,23-0,26/1,57-1,85 72 800

Универсальные наборы инструментов Value
подходят для использования как в холодильной промышленности,
так и монтажникам по установке кондиционерного оборудования.
В одном кейсе находятся:
вальцовка, манометрический коллектор
с заправочными шлангами, два трубореза и пальчиковый риммер.

МодельЦена, руб.
Набор инструментов VTB-5B-II (для работы с фреонами R22, R134A, R404A, R407C) 10 500
Набор инструментов VTB-5B-I (для работы с фреоном R-22, R-134A, R410A, R-407C) 10 900
Набор инструментов VTB-5B-III (для работы с фреоном R-22, R-134A, R410A, R-407C) 11 000
Набор инструментов VTB-5А (для работы с фреоном R-22, R-134A, R410A, R-407C) 20 900
Набор инструментов VTB-5А-II (для работы с фреоном R-22, R-134A, R410A, R-407C) 20 900

Новая линейка манометрических коллекторов VMG
зарекомендовала себя высокой надежностью и
качеством используемых материалов и комплектующих.
Корпус манометра выполнен из алюминиевого сплава и покрыт резиновым
кожухом для защиты от повреждений и ударов.
Металлические вставки в вентилях
позволяют увеличить срок их службы.

МодельЦена, руб.
Цифровой манометрические коллектор VDG-1 27 000
Манометрический коллектор VMG-2-R410A-03 под R410A. (Манометры диаметром 80 мм) 3 600
Манометрический коллектор VMG-2-R410A-04 под R410A. (Манометры диаметром 80 мм) 4 500
Манометрический коллектор VMG-2-R410A-B под R410A. (Манометры диаметром 68 мм) 5 500
Манометрический коллектор VMG-2-R410A-B-03 под R410A. (Манометры диаметром 68 мм) 3 700
Манометрический коллектор VMG-2-R22-B под R22, R134A, R404A, R407C. (Манометры диаметром 68 мм) 5 000
Манометрический коллектор VMG-2-R22-B with VHF-A под R22, R134A, R404A, R407C. (Маном. диам. 68 мм) с двумя быстросъемными муфтами 6 000
Манометрический коллектор VMG-2-R22-B-03 под R22, R134A, R404A, R407C. (Манометры диаметром 68 мм) 3 300

Новая линейка манометрических станций Becool Premium имеет следующие преимущества:

- Прочный и удобный пластиковый кейс;
- Высококачественный анодированный корпус коллектора со смотровым стеклом;
- Манометры и мановакуумметры с читаемыми шкалами диаметром 80 мм;
- Высокотехнологичные шаровые вентили корпуса коллектора с отличными вакуумными характеристиками;

-Три шланга без вентилей длиной по 1,5 метра;
- 6 запасных манжет и 6 запасных депрессоров для шлангов;
- Запасное стекло для манометра;
- Золотниковая отвёртка;

- Крестовая/шлицевая отвёртка;
- В станции BC-PREMIUM M2 имеются два переходника с R22 (M) на R410A (F).

МодельЦена, руб.
Электронная манометрическая станция с 2-мя температурными датчиками BC-EL-1 23 920.00
Манометрическая станция в кейсе BC-PREMIUM M1 5 500.00
Манометрическая станция в кейсе BC-PREMIUM M2 5 500.00
Корпус 1-но вентильного манометрического коллектора BC-1N 1000.00
Корпус 2-х вентильного манометрического коллектора BC-2N 2320,00
Корпус 4-х вентильного манометрического коллектора Becool BC4 2400,00
Манометрическая станция Becool BCHS5 4000.00
Манометрическая станция Becool BCHS5-410 4000.00

МодельЦена, руб.
Электронные весы VES-50A 8 500
Электронные весы VES-50B 12 500
Электронные весы VES-100B 13 500

Для более точной заправки холодильной системы хладагентом (фреоном) применяют электронные весы becool . Заправка при помощи электронных весов becool является альтернативной заправке по измерению значения перегрева (переохлаждения) производимой электронным коллектором (манифолдом) BC-EL1. Мы предлагаем электронные весы becool нескольких модификаций различающихся пределом измеряемой массы и точностью измерения.

МодельЦена, руб.
Электронные весы BC-SC-05(5кг) 2 999
Электронные весы BC-SC-50 9 000

Весы RSC-7010 1

Фреоновые весы Favor Cool с электронным дозированием предназначены для точного взвешивания хладона, исполняющего функции рабочего тела холодильного контура климатической техники. Необходимость мастеров холодильного дела использовать весы для фреона в дозоправке или заправке холодильной машины, на сегодняшний день очень актуальна. Многие современные хладагенты, такие как R-410, R-407, R-134A требуют точного объема и массы для конкретных контуров холодильных агрегатов. От соблюдения необходимой точности зависит четкость работы всех узлов и деталей и их износостойкость. В этом случае разговор идет о 10-20 граммах хлодона, недостаток или переизбыток которых может существенно повлиять на слаженную работу всего климатического оборудования.

МодельЦена, руб.
Электронные весы Favor Cool RCS-7010(70кг) 5 900

Заправочные шланги для работы с фреоном

Заправочные шланги служат для работы с фреонами R410A, R-12, R22, R134A, R404A, R407C, R507.
Комплект состоит из трех шлангов. Длина шлангов варьируется от 0,9 до 1,5 метра.

Набор с манометрическим коллектором, 3 шлангами, 2 клапанами, для заправки автомобильных кондиционеров фреоном R134a.

Под 50 хладагентов, с 2мя зондами температуры К-типа, шлангами типа "СА" с запорными вентилями и длиной 150см, в пластиковом кейсе.

Под 50 хладагентов, с 2мя зондами температуры К-типа, с шлангами длиной 150см и зажимом DIGIMON-CLAMP, в пластиковом кейсе.

Под 50 хладагентов, с 2мя зондами температуры К-типа, с шлангами длиной 150см, зажимом DIGIMON-CLAMP и сенсором вакуума DIGIMON-VAC, в пластиковом кейсе.

Четырехвентильный манометрический коллектор под 50 хладагентов, с 2мя зондами температуры К-типа, с 5 заправочными шлангами длиной 150см, в пластиковом кейсе.

Состоит из коллектора с вентилями и крюком, манометров с трубкой Бурдона для высокого и низкого давления, 8 быстросъемных температурных шкал, 3 заправочных шланга длиной 90 см (красный, синий, желтый) и с гайкой ¼″ SAE. Упакован в прочный пластмассовый чемодан.

Под манометры диаметром 80мм. Для хладагентов R12, R14, R22, R23, R134a, R290, R401A, R402A, R404A, R407A,B,C,F, R408A, R409A, R410A ,R413A, R417A, R422A,D, R427A, R437A, R502, R503, R507, R600, R600a.

Двухвентильный манометрический коллектор с пружинными манометрами, крюком, без аксессуаров, в блистерной упаковке.

Двухвентильный манометрический коллектор с пружинными манометрами, крюком, 3 заправочными шлангами 90см.

В комплекте 3 заправочных шланга с соединением ¼“ SAE (голубой, красный, желтый), а также 2 дополнительных шланга (голубой и красный) с соединение на одном конце ½”-20 UNF. Длина всех шлангов 90 см. Поставляется в пластиковом кейсе.

Двухвентильный манометрический коллектор с пружинными манометрами, крюком, 3 заправочными шлангами 90см. В блистере.

Двухвентильный манометрический коллектор с пружинными манометрами, крюком, без аксессуаров, в блистерной упаковке.

Манометрические коллектора, укомплектованны манометрами с трубкой Бурдона. Есть крюк, без аксессуаров. Поставляются в блистере. Для хладагентов R134a, R407C, R22.

Манометрический коллектор, укомплектованный манометрами с трубкой Бурдона и 3 заправочными шлангами (красный, синий, желтый) длиной 90 см и размером гайки 1⁄4" SAE. Есть крюк. Поставляется в блистере.

Манометрический коллектор, укомплектованный манометрами с трубкой Бурдон и 3 заправочными шлангами (красный, синий, желтый) длиной 90 см и размером гайки 1⁄4′′ SAE. Есть крюк. Поставляется в прочном пластмассовом чемодане.

Четырёхвентильный манометрический коллектор, укомплектованный 3 заправочными шлангами - синим, красным и желтым, размер резьбы 1/4"SAE, длина 150 см, упакованный в прочный пластиковый чемодан.

Двухвентильный манометрический коллектор для газов R290, R600, R600a, с пружинными манометрами, крюком, без аксессуаров, в блистерной упаковке.

Двухвентильный коллектор с манометрами с маслом, с крюком, в пластиковом кейсе с 3 шлангами по 90см. Для хладагентов R290-R600-R600a.

Читайте также: