Монтаж медных труб для кондиционеров

Обновлено: 14.05.2024

Статья будет полезна новосёлам, запланировавшим закладку трасс под сплит систему в новостройке, а также тем, кто в процессе ремонта затеял пыльные работы, связанные в том числе и со штроблением* стен.

* Штроба (также распространены варианты: штраба или штроб) — канавка в бетоне, кирпиче или штукатурном слое для прокладки коммуникаций (трубопроводы, электропроводка).

В данном материале мы не рассказываем о стоимости установки сплит системы в два этапа: расценки на работы и материалы приведены в разделе Монтаж

Нижеизложенное будет полезно в том числе и для начинающих климатехников, стремящихся к повышению квалификации.. Как говорится - поделимся опытом.

Внутренний блок после двухэтапного монтажа сплит системы. Установлен на стене, противоположной от окна. Длина трассы 14 метров. г. Раменское, ул. Приборостроителей.

Сразу укажем на плюсы и минусы монтажа кондиционера в 2 этапа, а ниже всё распишем и покажем на фото более подробно:

1. Первый, и самый главный плюс – к внутреннему блоку кондиционера визуально не подходят никакие коммуникации, то есть нет коробов и проводов. Внутренний блок висит на стене подобно картине.

3. Дренаж можно завести в канализацию или в специально отведённый застройщиком стояк, тем самым предотвратив капание воды на головы прохожих.

4. Внутренний блок можно разместить практически где угодно, даже над входной дверью, лишь бы была возможность уложиться в максимально допустимую длину межблочной трассы.

5. Перед закладкой межблочных трасс совершенно не обязательно сразу покупать сплит систему - это можно сделать непосредственно перед вторым этапом работ. Вложения в ремонт и так предстоят немалые, а тут ещё покупка совершенно ненужного на данный момент кондиционера, да и гарантия на него отсчитывается с момента покупки. Поэтому если вам говорят что "сначала купите сплит систему, а уж потом мы заложим под неё трассы" - лучше поискать более квалифицированных специалистов. На данном этапе важно знать только необходимую хладопроизводительность кондиционера для вашего помещения, не более того.

Финишная отделка стен завершена - можно приглашать мастеров на второй этап работ. Белый участок трассы на входе в стену - защитная тефлоновая лента.
После окончания работ: фото
г. Раменское, ул. Красноармейская

На этом плюсы закончены, переходим к минусам

Минусы следующие:

1. Двухэтапный монтаж дороже, так как он сложнее и требует высокой квалификации исполнителей. Климатехник должен предусмотреть все строительные нюансы , но об этом ниже.

Наружный блок после правильного двухэтапного монтажа сплит системы
г. Бронницы

5. Если всё же без паяных соединений не обошлось (что является нормой для промышленных кондиционеров, но иногда встречается и среди бытовых), для проверки на герметичность и для просушки трассу необходимо заполнить газом (как правило используется азот) и оставить под высоким (30-40 атмосфер) давлением до второго этапа монтажа.

Внешний вид трассы с улицы после 1 этапа монтажа. Коммуникации - в защитной тефлоновой ленте.
г. Жуковский, ул. Солнечная

Всё это приводит к увеличению стоимости материалов и работ.

- для исключения проникновения влаги/пыли и т. п. во фреоновый контур до второго этапа монтажа сплит системы.

- для защиты от возможного повреждения трассы вашими строителями. Если в трассу, находящуюся под давлением, случайно попасть буром или саморезом - раздаётся сильный свист с фонтаном пыли из стены (рабочий с перфоратором получает незабываемые ощущения). А вот не заполненная газом трасса, естественно, не свистит и момент её повреждения можно запросто проворонить. На втором этапе монтажа трасса проверяется на герметичность, и в случае негерметичности поиск утечки занимает довольно много времени, т. к. даже современные течеискатели очень плохо определяют утечку за слоем штукатурки. Заполнением газом под давлением не следует пренебрегать и в случае длинных межблочных трасс, даже если паяных соединений медной трубы нет.


Далее переходим к последовательности выполнения работ при двухэтапной установке сплит системы.

ПЕРВЫЙ ЭТАП МОНТАЖА - ЗАКЛАДКА ТРАСС

Расположение внутреннего блока выбрано верно. "Местом постоянного нахождения людей" в данном случае является диван

Далее необходимо обсудить технические моменты, а именно:

1. Куда отводим конденсат с внутреннего блока? Конденсат можно отводить в баночку, установленную неподалёку от внутреннего блока (встречается и такое), на улицу (самое распространённое решение), в канализацию, или в специально подготовленный застройщиком общедомовой вертикальный стояк для отвода дренажа, напоминающий трубу центрального отопления (в нашем г. Раменское такие стояки встречаются в высотках на ул. Мира а также на ул. Молодёжная и Семейная). При врезке дренажа в сантехнические коммуникации для исключения проникновения запахов канализации в помещение обязательна установка шарикового сифона! Дренажный шланг должен быть проложен с постоянным уклоном: горизонтальные участки, контруклоны и провисы дренажного шланга недопустимы - это приведёт к тому, что вода польётся из внутреннего блока сплит системы прямо на ваш новый диван. В ряде случаев лучше использовать не дренажный шланг, а металлопластиковую трубку соответствующего диаметра. Если с отводом дренажа самотёком ну никак не получается используется помпа (миниатюрный дренажный насос). Установка помпы - далеко не самое лучшее решение (её стоимость, шум и необходимость периодической чистки), однако бывают случаи, когда без помпы не обойтись. Априори, финишную врезку дренажа в канализацию должен выполнять сантехник.

2. Какие стены являются несущими? Застройщики и управляющие компании категорически возражают против любого воздействия на несущие стены или пилоны. Но, как правило, на месте можно всегда что-нибудь придумать.

3. Кто будет штробить: кондиционерщики или рабочие заказчика по разметке кондиционерщиков (штробы и точки подвода электропитания рисуются на стенах)? Эту работу лучше поручить рабочим, и вот почему:

- у рабочих штробление получится дешевле, да и люди обрадуются возможности дополнительного заработка,

- работы с медной трубой в пыльных помещениях исключены. В будущий фреоновый контур не должна попасть строительная пыль или грязь! Поэтому штробление стен желательно разносить по времени с работами по медной трубе.

4. Если рядом оказался электрик он обязательно спросит у климатехника "куда мне вести питание"? Электропитание нужно вести от электрощита и ставить линию кондиционера на отдельный защитный автомат. Можно использовать любой подходящий провод в двойной изоляции. Электрики предпочитают жёсткие одножильные провода ВВГ или NYM (что верно), а вот мягкие многожильные типа ПВС (хотя они тоже подойдут) не жалуют. Вести электропитание к внешнему или внутреннему блоку сплит системы решает климатехник (вот тут то и проявляется его квалификация).

Далее специалист ходит по комнате с рулеткой (если у него с собой ещё и лазерная рулетка- дополнительный плюс) и замеряет объём помещения, площадь остекления, справляется об ориентации окон по сторонам света (это важно для расчёта мощности кондиционера), предполагаемом количестве людей в помещении, количестве греющейся техники и.т.п., после чего уезжает готовить вам коммерческое предложение.


Здесь стоит отметить, что кондиционеры не подбираются по площади помещения - это распространённое заблуждение! Как правильно рассчитать необходимую мощность кондиционера можно прочитать здесь.

Вы выбрали исполнителей, что дальше?

Внутренний блок размечен над дверью и подготовлены штробы.
В толстую вертикальную штробу будут уложены фреоновые трассы, которые далее пройдут по потолку и будут зашиты гипсокартоном.
В тонкую наклонную штробу будет уложен дренажный шланг. В данном случае дренаж отводится в канализацию
г. Бронницы

Приезжает специалист и рисует штробы. На стене рисуется контур внутреннего блока. Вне зависимости от опыта некоторые климатехники рисуют контур, а некоторые нет. Если штроба нарисована а контур внутреннего блока нет - это не повод для беспокойства и не показатель квалификации специалиста. Если на объект наведывается дизайнер контур лучше нарисовать.

Важные моменты на данном этапе:

1. При прорисовке штроб надо знать предполагаемые в дальнейшем опуски потолка, хотя бы примерно. После закладки трасс потолок оштукатурят, зашьют гипсокартоном или будет натяжной потолок? Эти потолочные нюансы важны, так как от верха внутреннего блока сплит системы до получившегося потолка должно быть не менее 7 см! А в идеале 10-15см.

2. Также нужно знать примерный размер потолочного плинтуса (он же галтель), если таковой будет. Несмотря на кажущуюся простоту этот вопрос часто ставит заказчика в тупик.

3. Если внутренний блок будет устанавливаться симметрично над дверным проёмом необходимо учитывать что наличники дверей бывают широкими. Вот так, даже размер дверных наличников желательно знать заранее.

5. Межблочная трасса должна подходить к нижнему левому краю внутреннего блока. В редких случаях бывает и наоборот - зеркально относительно вертикали. Квалифицированный специалист - климатехник об этом знает.

Подобных "разорванных" участков на межблочной трассе быть не должно! Медную трубу необходимо полностью закрывать теплоизоляцией

При закладке межблочных трасс важно соблюдать следующие правила:

- Внутри стены медные трубки обязательно должны быть в теплоизоляции. Если у монтажников вдруг случайно не окажется с собой бура диаметром 45мм и более (такие буры достаточно дорогие) медные трубки засовываются ими в стену без термоизоляции (т. к. медная труба в термоизоляции просто не влезет в отверстие с диаметром меньше необходимого), а куски термоизоляции надеваются потом на трубы с двух сторон стены, но в отверстие не просовываются по причине нехватки места, то есть в стене - голая медная труба. На ваше замечание почему так как правило следуют ответы что "мы так уже 5 лет делаем и ни у кого ничего не ломается" или "мы там потом всё в стене заполним монтажной пеной" (всё пропенить точно не удастся, особенно в толстой стене). Действительно, на срок службы кондиционера такое нарушение технологии влияет не критично (но всё же влияет), основная суть здесь в другом. Имеем закрытую полость (это наше отверстие) где уложены голые медные трубы. При работе кондиционера на охлаждение эти трубы также становятся холодными и на них образуется конденсат. Количества конденсата, разумеется, будет недостаточно для того, чтобы затопить соседей снизу, но вполне достаточно для образования плесени и грибка внутри стены. Закрытая, и не вентилируемая влажная полость - любимое место размножения этих микроорганизмов. Что такое плесень и грибок внутри стены здесь расписывать не будем, но, поверьте, что опыта борьбы с ними лучше избегать.
- Стыки теплоизоляции также должны быть плотно прижаты друг к другу и зафиксированы гидроскотчем или изолентой. Это касается как закрытых, так и открытых участков трасс.
- Дренажный шланг в месте ввода во внутренний блок должен быть уложен ниже проводов и медных трубок.

Трассы заложены, монтажники уехали. Но оказывается, что между первым и вторым этапом монтажа важно соблюдать следующие правила, касающиеся сохранения трасс в надлежащем состоянии:

Вот он - залом трубы! Но в данном случае всё можно отремонтировать. Фото из интернета, мы лишь дорисовали стрелку для наглядности.
Кстати, если вы внимательно читали данную статью, то попробуйте ответить на вопрос: почему дренажный шланг (он сверху, белого цвета) при закладке трассы был уложен неправильно?

1. После закладки трасс ремонтники заштукатуривают штробы (прогрунтовать штробу внутри перед заштукатуриванием будет не лишним), выравнивают и шпаклюют стены, клеят обои или красят стены. Так вот: пучок труб и проводов, торчащий из стены, отделочникам мешает. Чтобы упростить себе работу маляры загибают трубки, потом отгибают, потом опять загибают. Бывали случаи, когда рабочие устраивали себе из пучка медных труб вешалку для одежды и т. п. Так вот - гнуть медную трубу КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО, это может привести к залому (см. фото) и дальнейшей переделке коммуникаций! Как климатехники сделали - в таком положении пучок труб и должен остаться до второго этапа. Опытные отделочники об этом знают.

2. Заложенные трассы лучше зарисовать или сфотографировать чтобы не повредить их при дальнейшей навеске полок и т. п., то есть в ходе дальнейших работ, связанных со сверлением стен.

ВТОРОЙ ЭТАП МОНТАЖА - НАВЕСКА БЛОКОВ И ЗАПУСК ОБОРУДОВАНИЯ

На втором этапе навешиваются блоки кондиционера, присоединяются трубы и подключаются провода. Обязательно вакуумируется трасса.

Необходимо обратить внимание на следующие важные моменты:

1. Если трасса уже заложена и есть готовность для второго этапа монтажа, присоединение фреоновых трасс к блокам сплит системы необходимо выполнять только при стабильной плюсовой температуре на улице! Внутри медных трубок, в точке их выхода на улицу при околонулевой уличной температуре присутствует конденсат в виде мелких капелек воды. Перед первым запуском сплит системы воды во фреоновом контуре быть не должно, вне зависимости от того в каком агрегатном состоянии она находится! Вспомните точку росы из школьного курса физики - здесь без неё не обошлось. Мелкие водяные капельки невозможно испарить с внутренней стенки медной трубки вакуумным насосом, даже мощным, и даже если вакуумировать трассу несколько часов. Почему, спросите вы, ведь в вакууме вода испарится? Да потому, что на улице холодно, в помещении тепло, а газовых законов ещё никто не отменял.

О таком обязательном для климатехников приборе как вышеупомянутый вакуумный насос расскажем подробнее.

2. Обязательно уточняйте у климатехников используют ли они вакуумный насос! Если вам ответят "Он для бытовых сплит систем не нужен, мы и так всё отлично сделаем" - сразу ищите других исполнителей. Это не климатехники, а шабашники!

Вакуумный насос - недешёвый прибор, а зачем халтурщикам дополнительные затраты? Заказчик скорее всего не знает как должно быть правильно, а значит ничего страшного - ведь и так всё заработает.. Заработать то - заработает, но вот проработает недолго..

Вакуумный насос с присоединённым манометрическим коллектором. Время вакуумации зависит от длины трассы и производительности насоса

Вакуумация сплит систем важна потому, что:

А. Кондиционер - достаточно сложная техника внутри которой циркулирует фреон, смешанный с компрессорным маслом. Масло очень гигроскопично и боится попадания в него влаги (из воздуха). Вакуумный насос откачивает из фреонового контура атмосферный воздух, так как содержащаяся в нём влага впитывается компрессорным маслом (а не фреоном, как ошибочно считается) при работе сплит системы, что приводит к скорой поломке компрессора. Горе-"специалисты" скажут: "Зачем вакуумировать? Я сейчас вам и так систему фреоном продую, нас так учили ещё 20 лет назад." И сделают "пшик" из медной трубки. "Вот видите, никакой бяки там внутри уже нет, беспокоиться не нужно." "Специалисты" схитрили, грубо нарушив технологию! Продувка трассы действительно практиковалась в стародавние времена, этому действительно учили, а производители тогдашних кондиционеров описывали процедуру продувки в своих инструкциях. Да и компактный вакуумный насос был редкостью. Но время не стоит на месте, и если климатической технике со старыми фреонами (R12, R22) и минеральным компрессорным маслом процедура продувки не вредила, то с современными фреонами (R32, R410a, R407c) используется синтетическое компрессорное масло, интенсивно впитывающее влагу. Здесь продувка исключается - только вакуумация!
Б. При работе вакуумного насоса во фреоновом контуре сплит системы создается отрицательное давление, ну почти вакуум. По манометрическому коллектору, присоединённому к вакуумному насосу, мастером контролируется герметичность всех вальцовочных соединений контура. Если утечка обнаруживается, то она скорее всего - именно на вальцовочном соединении. Негерметичную вальцовку (а их может быть и несколько) необходимо отыскать и переделать, после чего повторить процедуру вакуумации. Если оставить контур негерметичным, сплит система через достаточно короткое время утратит работоспособность и дозаправлять её фреоном будет бесполезно до тех пор, пока утечка не будет обнаружена и устранена.

При монтаже сплит системы вакуумация уже учтена и включена в стоимость (так как эта процедура обязательна). Отдельно за вакуумацию платить не надо!

Вакуумация оплачивается только при проведении ремонтных работ, и лишь при необходимости таковой.

Незащищённый участок межблочной трассы, расклёванный птицами. А ведь на птиц то сразу и не подумаешь, правда?

Все открытые уличные участки термоизоляции внутри которой находятся медные трубки необходимо обматывать гидроскочтем (он же TPL; используется как правило TPL серого цвета, хотя бывает белый или чёрный) или тефлоновой лентой (бывает белая или чёрная). Для чего это нужно:

А. Незащищённая термоизоляция под воздействием внешних факторов (солнечный свет, осадки и т. п.) постепенно рассыхается, превращаясь в подобие трухи.

Б. Термоизоляцию межблочных трасс сплит системы на незащищённых участках любят расклёвывать птицы. Причём хулиганят вовсе не вороны или коршуны, а всякая мелюзга из семейства воробьиных. Клюют достаточно интенсивно, иногда оголяя медные трубы на достаточно длинных участках. Для чего птицам понадобилась термоизоляция - для нас загадка.. Может гнёзда утепляют, к зимним холодам готовятся?

Ну а птичьей загадкой №2 стало то, что даже в Раменском и ближайших окрестностях происходит следующее: где то теплоизоляция на старых незащищённых трассах не поклёвана вовсе, а где то - как саранча налетела. Теплоизоляция вроде одинаковая, расстояние до лесов/полей примерно одинаковое..

Медные трубы являются одним из наиболее подходящих решений для систем кондиционирования. Изделия долговечны, устойчивы к коррозии, стойки к различным внешним воздействиям и отличаются высокой прочностью. Труба медная имеет небольшой вес, а также хорошо выдерживает высокое давление и разные температурные режимы. Широта ассортимента элементов для кондиционера позволяет выбрать их наиболее подходящий диаметр.

Медная труба для кондиционеров

Безопасность и экологичность медных труб обуславливают их применение в системах кондиционирования воздуха

Основные разновидности медных труб

Сфера использования изделий из меди довольно обширная. Они применяются как трубопровод для подачи и транспортировки едких жидкостей и газообразных веществ. Поскольку иные виды материалов не способны в этом конкурировать с подобным металлом, то именно кондиционерная медная труба является связующим звеном между внешним блоком и внутренней установкой при переносе хладагента. Вещество поочередно проходит стадии испарения/конденсации, при которых происходит поглощение/выделение энергии.

Различают отожженные и неотожженные элементы. Первый вариант трубы для кондиционера отличают более высокие технические характеристики. Отожженные изделия способны выдерживать значительное давление без деформирования и имеют повышенную гибкость.

Обратите внимание! Медная труба отожженного типа, которая может использоваться для кондиционеров, выпускается метражом 15-50 метров, имеет прочность 210-220 тыс. кПа и разрывное удлинение от 50 до 60 процентов.

Неотожженные медные трубы для кондиционеров поставляются прутками и имеют прочность 280-300 тыс. кПа, разрывное удлинение от 10 до 15 процентов. Необходимый диаметр выбирается исходя из мощности устройства – чем она больше, тем выше уровень хладагента. Приобретая медные трубки для кондиционирующих систем, важно обращать внимание на наличие пластиковых заглушек на их концах. Они предотвращают возникновение повышенной влажности, сора, пыли и загрязнений.

Медная труба для кондиционеров

Трубы в бухтах — это отожженные изделия, они более гибкие, чем неотожженные

Диаметр и размеры медных трубок для кондиционера

Основными показателями для подбора требуемых изделий являются диаметры медных труб для кондиционеров. От их величины зависит скорость циркуляции хладагента по системе. Кроме того, грамотно определенное сечение позволит значительно снизить потери давления в агрегатах, которые охлаждают воздух.

Медные конструкции имеют диаметр от 0,6 до 26,7 сантиметров. Стандартом приводится 26 типоразмеров труб. В климатической технике обычно применяются элементы 19,05; 6,35; 12,7; 9,52 и 15,88 миллиметров, что соответствует 3/4, ¼, ½, 3/8 и 5/8 дюйма. Стандартное минимальное значение толщины стенки изделия для климатической техники – 0,7 мм, однако в общем случае параметр может колебаться от полмиллиметра до 0,3 см. Реализация медной продукции может выполняться в отрезках по 2 метра либо в бухтах по 25, 15 либо 50 метров.

Размеры и диаметр подходящей трубки определяется конструктивными особенностями климатического устройства, патрубки и штуцеры которого нуждаются в изделиях только определенных габаритов и толщин стенок. Зачастую кондиционерные элементы рассчитаны на сечение 6-16 миллиметров.

Особенности элементов в изоляции

Медные трубки в некоторых случаях помещают в дополнительный изолирующий канал. Подобное решение применяется при необходимости полного исключения вероятности замерзания или перегрева жидкости либо газа, перемещающихся по магистралям.

Медная труба для кондиционеров

Чтобы предотвратить образование конденсата в больших объемах, следует применять трубы с изоляционным материалом

Обратите внимание! Во время работы климатического оборудования происходит обильное образование конденсата. Использование медной трубы в изоляции для кондиционеров позволяет исключить риск его скопления в критически больших объемах.

Защитный калан представляет собой черное трубчатое изделие длиной примерно 2 метра, выполненное из вспененного каучука (непористого) или специального полиэтилена. Он хорошо предохраняет сеть при разбросе температур от -150 ºС до +150 ºС. Для сравнения: теплопроводность меди – 0,394 кВт/(м*К), а изоляции – 36 мВт/(м*К).

Изолированный трубопровод позволяет снизить расход хладагента и, как следствие, электрической энергии, поскольку незащищенная тонкостенная медь способна очень сильно терять температуру.

Преимущества и установка изделий

Медные элементы, используемые в системах кондиционирования, характеризуются такими преимуществами:

  • повышенные прочностные свойства;
  • устойчивость к появлению коррозии;
  • небольшой вес, который облегчает прокладку, транспортировку и монтаж изделий;
  • высокая гибкость и пластичность отожженных трубок;
  • очень гладкая внутренняя поверхность;
  • антибактериальные свойства;
  • способность выдерживать значительное внутреннее давление, вибрационные нагрузки и температурные колебания;
  • устойчивость к ультрафиолету;
  • эксплуатационный срок – несколько десятков лет;
  • простой монтажный процесс.

Кроме того, такие конструкции легко обрабатываются без возможных деформаций с сохранностью изначальных показателей сечений. При установке обычно не применяются инструменты для резки металлических элементов, поскольку стружка, которая образуется при распиле, может попасть в систему охлаждения и вывести оборудование из строя. По этой причине для крепления деталей применимы 2 основных метода:

Медная труба для кондиционеров

Соединять трубы можно методом пайки или при помощи пресс-фитингов и специальных клещей

Поскольку припой имеет низкую температуру плавления, то при стыковке медных элементов можно обходиться простой газовой горелкой. Однако, с целью исключения риска утечки хладагента в климатическом оборудовании, лучше применять капиллярную высокотемпературную методику. Такая пайка более надежна.

Некоторые мировые производители кондиционерных трубок

Среди наиболее распространенных производителей медных элементов для климатических систем можно выделить Majdanpek, Halcor, Wieland, Sevojno, FOMA (Италия), Frigotek (Австрия), Hetcu и КМЕ (Германия), CYPORI OY (Финляндия) и другие.

Majdanpek специализируется на выпуске промышленных и инсталляционных изделий, выполненных из дезоксидированной высокофосфористой меди марки С12200 либо Cu-DHP. Гарантированное содержание Cu > 99,9%; фосфора – от 0,015 до 0,040 процентов. Выпускаемые каналы имеют внешний диаметр от 5 до 75 мм с толщиной стенок от 0,35 до 2,5 миллиметров в твердом, мягком и полутвердом состояниях.

Halcor – один из крупнейших производителей рассматриваемой продукции, включающий 8 заводов и 18 компаний. Качество изделий сертифицировано организациями NSF, AFNOR, ГОСТ, BSI, ZIK, NSAI, AENOR.

Обратите внимание! Выпускаемая медная продукция характеризуется улучшенной стабильностью формы, низким тепловым расширением и химической инертностью против хладагентов R407C, R134A, R410A, R404A.

Группа Wieland – один из ведущих изготовителей специальных элементов. Для кондиционерных трубок существует серия cuprofrio. Изделия производятся по стандарту EN 12735 и имеют диаметр от 6 до 104 мм. Такие трубы оснащены заглушками на концах, легко подготавливаются к монтажу на месте и имеют очень чистую и сухую внутреннюю поверхность.

Sevojno выпускает медные каналы для газа и воды по нормам EN 1057, для кондиционеров и систем охлаждения – по EN 12735. Содержание меди более 99,9 процентов, фосфора – 0,015-0,04%.

Медная труба для кондиционеров

Ведущие производители медных труб гарантируют качество и соответствие своих изделий принятым стандартам

Нюансы прокладки и сварки элементов

Технология прокладки труб из меди в системах кондиционирования воздуха может быть условно разделена на такие этапы:

  • разметка трассы с указанием местоположения наружного и внутреннего блоков;
  • дополнительные работы (например, штробление стен, при необходимости);
  • прокладка трассы.

Как правило, медный трубопровод помещается в специальный короб. Дренажный канал для отведения конденсата должен располагаться под уклоном. Если исходные изделия предварительно не изолированы, то выполняется их утепление. Различают газовую и жидкостную магистраль. Первая подает газообразное вещество от компрессора к конденсатору и от испарителя к компрессору, вторая – подает жидкое вещество от конденсатора к испарителю. Обе эти магистрали стягиваются хомутами из пластика.

Внешний и внутренний блок устанавливаются после прокладки и надежной фиксации трассы. На следующем этапе трубы и блоки соединяются в единую систему с проверкой герметичности стыков.

Фитинговые соединения рекомендуется выполнять в местах с легким доступом для возможности проведения проверки силы обхвата элементов при эксплуатации. Стыковка пайкой предполагает предварительную очистку и обезжиривание труб, нанесение жидко- либо пастообразного флюса, равномерный нагрев места соединения при помощи горелки, нанесение припоя, охлаждение стыка в естественных условиях и уборка излишков флюса.

Медные трубки для кондиционеров удобны и просты не только в монтаже, но и в эксплуатации. При необходимости отожженные изделия можно сгибать под всевозможными углами без опасений образования разрывов и деформаций.

Как выбрать диаметр трубок для кондиционера

Кондиционирование

Наверное, нет на свете такого человека, который, так или иначе, сталкиваясь с установкой кондиционера, не задавался вопросом, почему для создания фреонового контура используются исключительно медные, и далеко не самые дешевые трубы. Почему бы не использовать, к примеру, стальные или металлопластиковые, которые могут выдерживать приличное давление, не подвержены коррозии и к тому же на порядок дешевле?

Причины использования медного трубопровода в климатической техники

На самом деле, причина, по которой в бытовых системах кондиционирования используется медный трубопровод, довольно проста: медь обладает целым рядом физических свойств, совокупности которых нет ни у стали, алюминия, ни у большинства полимеров.

  1. Медь не вступает во взаимодействие с фреоном, хладоном и другими распространенными хладагентами.
  2. Этот материал имеет минимальную шероховатость внутренней поверхности. Благодаря этому свойству обеспечивается высокая проходимость хладагента.
  3. Она устойчива к колебаниям температур.
  4. Медные изделия известны своей пластичностью, газонепроницаемостью, сопротивлению к коррозии и имеет малый вес

Основные размеры трубопровода в бытовых сплит-системах

Разнообразие размеров трубопровода

Для объединения внутреннего и внешнего блока бытового кондиционера используется трубы, причем с разными диаметрами: по одной фреон подается в виде жидкости, а по другой проходит в газообразном состоянии. Обычно, трубопровод, по которому хладагент подается от испарителя к конденсатору всегда имеет больший диаметр.

В климатической технике чаще всего применяются фреоновые магистрали с размером внутреннего сечения 1/4” (6,35 мм) и 3/8” (9,52 мм). Кроме этих распространенных размеров, в некоторых сплит-системах для создания холодильного контура используется трубопровод с диаметром:

  • 1/2” (12,7 мм);
  • 3/4” (19,05 мм);
  • 5/8” (15,88 мм).

Основным критерием при выборе этих изделий является производительность кондиционера: чем она выше – тем диаметр трубопровода больше. От правильно подобранного диаметра трубок для кондиционера зависит скорость циркуляции фреона в замкнутом контуре.

Стандартная толщина стенок медного трубопровода для кондиционеров обычно не превышает 0,7 мм. Это связано с тем, что в дальнейшем мастеру придется гнуть и вальцевать трубки, а при большей толщине стенок эти работы выполнять качественно будет достаточно проблематично.

Как правило, большинство производителей выпускают медные трубы для климатической техники уже отожженными, сформированными в бухты по 15, 25 или 50 м. Отожженная медь более эластична и позволяет гнуться практически без изменения сечения.

Отожженная медная труба

На концах трубы должны находиться специальные заглушки, предотвращающие попадание влаги и мусора внутрь изделия. Медь, для трубопровода климатической техники может использоваться разных марок. Наиболее популярной является CU-DPH. Изделия из этой марки меди будут иметь наиболее высокую антикоррозийную устойчивость.

Несмотря на высокую стойкость меди к коррозии, бывают случаи разгерметизации фреонового контура, которые происходят из-за окисления магистрального трубопровода кондиционера. Причины окисления медных трубок кондиционера имеют место по нескольким причинам, среди которых основными являются:

Метод продувки системы фреоном

Так как с завода кондиционеры поставляются частично заправленными хладагентом, то метод продувки выглядит так:

  1. Отпускается одна из гаек крепления трубопровода и открывается вентиль на кондиционере.
  2. Фреон должен замещать собой воздух, который будет выходить из системы из под отпущенной гайки.

После такой, с позволения сказать, процедуры удаления воздуха, как правило, влага на стенках медной трубы остается, вступает в реакцию с фреоном, что приводит к окислению участков медного трубопровода и повреждению компрессора.

Гальваническая пара и питтинговая коррозия

Представьте ситуацию, когда на медную трубу фреоновой магистрали надета обжимная гайка (фитинг) из нелегированной стали. Со временем место соединения окисляется, что приводит к постепенному разрушению стали и к нарушению целостности оксидной пленки, защищающей медь от атмосферных воздействий. В результате: окисление, коррозия и разгерметизация контура.

Ситуация вторая: использование для пайки холодильного контура климатической техники неправильного припоя и флюса. На самом деле, доля таких ошибок составляет 15-20% от общего количества причин коррозии. Неправильный припой может создать гальваническую пару, о которой говорилось выше, а остатки флюса в трубах после их пайки неизбежно приводят к появлению питтинговой коррозии, которая характеризуется быстрым течением и приводит к перфорации участка трубопровода.

Установка фреоновой трассы

Сам процесс установки объединения внешнего и внутреннего блока сплит-системы уже описан много раз. Хотелось бы остановиться только на некоторых, заслуживающих особого внимания моментах. Процесс создания фреоновой магистрали включает в себя правильную порезку развальцовку и пайку медных трубок.

Порезка трубки на отрезки определенной длины производится инструментом, под названием труборез. Использование ножовки и других режущих инструментов – недопустимо. Применение ножовки и ей подобным инструментам приводит к образованию большого количества стружки, которую трудно извлечь из трубопровода. Кроме того, использование таких инструментов не гарантирует ровный срез без зазубрин и заусениц, которые будут мешать вальцовке. Порезку труб производят с запасом в 5-10 см, для обрезки, в случае неудачной вальцовки.

Станок для вальцовки труб

Вальцовка является второй по важности операцией после порезки. От правильной вальцовки зависит герметичность холодильного контура и долговечность работы кондиционера. Сам инструмент выглядит в виде струбцины, в нижней части которой находятся отверстия для труб разного диаметра.

Алгоритм действий при развальцовке медных трубок для кондиционера:

  • надеть на отрезок трубы обжимную гайку;
  • вставить конец трубки в необходимое отверстие в нижней части самозажимной планки или тисков так, чтобы она выступала из-за края на 3-4 мм;
  • вращая поворотный механизм в верхней части струбцины, ввести в конец трубки вальцовочную насадку необходимого размера или конус эксцентрика (в зависимость от модели вальцовки);
  • постепенно проворачивая механизм произвести разбортовку трубки;
  • после окончания процесса вальцовки освободить конец трубки от механизма.

Развальцованный конец медной трубки должен иметь идеальную геометрию.

Результат вальцовки

Как правило, стандартный набор для развальцовки трубок кондиционера состоит из трубореза и вальцовки. В зависимости от модели, в наборе с вальцовкой могут идти вальцовочные насадки под диаметр трубки 3/16″; 1/4″; 5/16″; 3/8″; 7/16″; 1/2″; 5/8″.

После того, как отрезки труб развальцованы (аккуратно и правильно) следует соединить их с трубками, выходящими из внутреннего блока. Для этого необходимо как можно ровнее совместить выходной фланец с раструбной гайкой и от руки затянуть соединение.

Гайка изначально затягивается только от руки. Закручиваться она должна свободно по всей длине резьбы.

Таблица усилия затяжки

После чего гайка обжимается при помощи ключа. В идеале – динамометрического ключа, для контроля момента затяжки соединения. Если затянуть гайку сильно, развальцованную часть медной трубки попросту срежет. Если гайку недотянуть, то может произойти вытекание хладагента. Таблица момента затяжки соединений медных трубок кондиционера находится в документах к конкретной марке климатической техники. Например: к кондиционеру Polaris таблица выглядит так:

Ремонт холодильного контура

Чаще всего, трубки кондиционера требуют ремонта из-за утечек хладагента в системе. Ремонт трубопровода заключается в выявлении места утечки, вырезании протекающего участка трубы с последующим наращиванием трубопровода и его пайки.

  • После разрезания трубопровода концы его необходимо подготовить: один конец развальцевать при помощи вальцовочной насадки так, чтобы концы трубопровода можно было вставить друг в друга.
  • После чего поверхность внутренней трубки следует зачистить от патины при помощи мелкой наждачной бумаги или абразивной пасты и вставить друг в друга.
  • Следующим этапом идет разогрев участка трубопровода на расстоянии 6-10 см от места соединения. Прогрев производится до такого состояния, пока припой не будет расплавляться при соприкосновении с местом стыка.

Использовать для пайки можно исключительно медно-фосфорный или медно-серебряный припой

Монтаж и подключение фреоновой трассы кондиционера, в принципе можно сделать самостоятельно. От правильности монтажа и качества выполнения работ зависит долговечность вашей сплит-системы. Доверьте эту работу профессионалам.

Медная труба для кондиционеров является важным элементом при монтаже системы кондиционирования любого уровня сложности. Как правило, используется две медных трубы, имеющих различный диаметр: одна из них применяется для транспортировки фреона в жидком состоянии, а другая – в газообразном.

Медные трубы для кондиционеров

Медные трубы для кондиционеров

Медь – это пластичный материал, что устойчив к коррозии и отлично подходит для транспортировки фреона. Пайка и развальцовка меди производится достаточно легко, что еще более упрощает монтаж и соединение различных элементов в системе кондиционирования.

Преимущества монтажа кондиционеров с медными трубами

Медные трубы идеально подходят для систем кондиционирования воздуха и холодильных установок. К их главным достоинствам относятся:

  • Хорошая теплопроводность;
  • Гладкость поверхности внутри и снаружи;
  • Стойкость к коррозии;
  • Устойчивость к истиранию осадком;
  • Стойкость к изменению температур;
  • Герметичность;
  • Доступная стоимость.

Во время монтажа кондиционеров используются бесшовные медные трубы, что соединяются между собой с помощью специальных фитингов. Как правило, при продаже кондиционер поставляется в комплекте, состоящем из внутреннего и внешних блоков, а все остальное докупается отдельно в процессе монтажа. Именно между двумя блоками и размещаются медные трубки, транспортирующие хладагент по системе. Размеры медных труб имеют прямую зависимость от производительности устройства.

Медные трубы для систем кондиционирования

Медные трубы для систем кондиционирования

Чем больше диаметр трубок, тем больше производительность кондиционера.

Монтаж кондиционера с использованием медных комплектующих

Установка кондиционера в современных домах происходит следующим образом:

  1. Выбор места расположения внешнего и внутреннего боков.
  2. Бурение в стене отверстия, имеющее диаметр 40 мм, для прокладки трубок и кабелей.
  3. Монтаж крепления внутреннего и внешнего блоков.
  4. Прокладка медных труб, а также их изоляция.

Изоляция повышает эффективность работы кондиционера, предотвращает скапливание влаги внутри трубок.

Развальцовка концов медных труб

Развальцовка концов медных труб

Развальцовка играет важную роль в надежности работы кондиционера. Правильно выполненная развальцовка защищает систему от протечек фреона.

Изоляция труб в системах кондиционирования

Изоляция трубным изолятором предотвращает потери тепла при работе кондиционера. Наилучшей эффективностью обладает изоляция из каучука, что благодаря высокой теплопроводности способствует надежной эксплуатации прибора. Также изоляция помогает снизить нагрузку на компрессор.

Изоляция медных труб

Изоляция медных труб

Изоляция каучуком требует дополнительной обмотки нейлоновой лентой, что защищает провод от воздействия солнца, а также от механических ударов. Эта лента играет важную роль и в случае ее отсутствия возможны неприятные последствия: изоляция может разрушиться, а компрессор выйти из строя.

Пайка элементов для соединения

Для того чтобы соединить между собой два трубных элемента используется пайка медно-фосфорным припоем. Очень важно, чтобы поверхность была абсолютно чистой, отсутствовали грязь, масло, краска и прочие загрязнения.

Главное требование к паяному соединению для хладагентов – герметичность.

Процесс пайки происходит поэтапно:

  1. Одну трубу вставляют в другую, углубляясь не мене чем на половину диаметра меньшей.
  2. Соединение равномерно нагревают горелкой. Очень важно правильно рассчитать температуру обогрева, чтобы металл не начал плавиться и вступать в химические реакции с припоем.
  3. Температура разогрева считается достаточной, если пруток твердого припоя плавится при контакте с трубками.

Читайте также: