Может ли загореться кондиционер

Обновлено: 29.04.2024

Любой тип кондиционера, независимо от его производительности, назначения или принципа работы, в составе своего холодильного контура обязательно должен иметь 4 основных элемента: компрессор, конденсатор, дросселирующее устройство, испаритель. Кроме этих элементов могут присутствовать еще и другие, обеспечивающие автоматизацию, эффективность и безопасность процесса работы кондиционера, но они считаются вспомогательными. Любое нарушение в работе одного из элементов основного оборудования приводит к выходу из строя всего кондиционера.

4 основных элемента в кондиционере

Компрессор. Всасывает газообразный холодильный агент низкого давления из испарителя, сжимает его и в таком же газообразном состоянии под высоким давлением подает его в конденсатор.

Конденсатор. Горячий газообразный холодильный агент после компрессора поступает в конденсатор. Проходя по трубкам теплообменника, холодильный агент охлаждается, конденсируется и переохлаждается.

Дросселирующее устройство. После конденсатора жидкий холодильный агент высокого давления поступает в дросселирующее устройство, проходя через которое, резко понижается давление и температура холодильного агента. При этом жидкий холодильный агент с небольшим количеством газообразного поступает в испаритель.

Испаритель. В нем жидкий холодильный агент низкого давления кипит под воздействием теплого воздуха из помещения, превращается в газообразный, немного перегревается и поступает в компрессор.

Основные элементы холодильного контура

На фото: 4 основных элемента холодильного контура: компрессор, конденсатор, дросселирующее устройство, испаритель

Особенности работы компрессора

Компрессор – один из самых сложных механизмов и элементов холодильного контура. Он является практически сердцем кондиционера. При работе компрессора почти в 3-5 раз увеличивается давление холодильного агента, меняется его температура примерно от +15°C до +90°C. Холодильный агент, поступающий в компрессор, обязательно должен быть газообразным, а лучше если на 3-5°C выше нормы. Все эти факторы в сочетании со сложной конструкцией компрессора накладывают отпечаток на надежность его конструкции.

Перегрев компрессора

Компрессор в кондиционере в 95% случаев находится в составе наружного блока, который, как правило, устанавливается на открытом воздухе. При работе компрессора происходит сжатие холодильного агента, в результате чего он нагревается. При этом часть теплоты холодильный агент отдает компрессору, с которым контактирует.

Поэтому нагрев компрессора – процесс закономерный, тогда как его перегрев – следствие неправильной работы одного из основных или вспомогательных элементов холодильного контура. Нормальная температура корпуса компрессора должна находиться в пределах 60-90°C, в зависимости от температуры наружного воздуха (если внешний блок кондиционера находится на улице).

Причины перегрева

1. Недостаточное количество хладагента в холодильном контуре. По какой-либо причине холодильный агент может быть или недозаправлен (если перед этим происходила заправка и его утечка через неплотности). При работе многих элементов внешнего блока происходит вибрация, которая со временем может привести к микротрещинам на медных трубопроводах или ослаблению резьбовых соединений. Через такие неплотности может происходить утечка холодильного агента. Его нехватка, в свою очередь, приводит к тому, что в испарителе холодильного агента становится недостаточно, увеличивается температура пара на входе в компрессор, и на выходе она может достигать значений в 115-120°C, что приведет к перегреву компрессора.

2. Поломка вентилятора конденсатора. Этот вентилятор обдувает теплообменник конденсатора, тем самым помогая быстро и полностью охладиться и сконденсироваться холодильному агенту. Его поломка приводит к снижению производительности теплообменника конденсатора вплоть до полного отсутствия конденсации. Соответственно дальнейшее поступление такого холодильного агента на дросселирование, а потом и в испаритель, не приведет к охлаждению воздуха в помещении до нужной температуры. При этом компрессор будет работать с повышенным давлением конденсации, что также станет причиной перегрева компрессора.

3. Загрязнение теплообменника пухом и другими механическими составляющими. Это приводит к ухудшению конденсации, при этом признаки аналогичны пункту 2.

4. При монтаже внешнего блока последний обычно крепится на стене. Небольшое расстояние задней стенки блока от стены приводит к ограничению расхода воздуха через теплообменник конденсатора, снижению его производительности, и далее как в пункте 2 или 3. Расстояние от стены здания должно быть равно толщине самого блока, но не менее 10 см.

Что ломается в компрессоре при перегреве

Практически всегда в кондиционерах применяются компрессоры в герметичном исполнении корпуса. Это значит, что сам компрессор и электродвигатель, который приводит в движение вал компрессора, находятся в едином, герметично запаянном, корпусе. В этом корпусе находится масло, и внутрь корпуса поступает холодильный агент по всасывающему трубопроводу. Частично входящий холодильный агент охлаждает обмотки компрессора, но при значительном перегреве, свыше +110°C, обмотки электродвигателя начинают постепенно разрушаться. Обмотки состоят из проволоки, покрытой снаружи защитным лаком, который при повышенной температуре разрушается, и в обмотках появляется межвитковое искрение и, в конце концов, электродвигатель сгорает. В компрессорах предусмотрены реле защиты от перегрева, которое отключает компрессор, а при охлаждении опять включает. Но это не значит, что с электродвигателем компрессора все хорошо, и в ближайшее время, если не устранить неисправность, он выйдет из строя.

Вывод. В любом случае, если компрессор перегревается, надо искать причину, и если ее не найти, компрессор сломается в ближайшее время.

Всем доброго дня.
Дорогие форумчане, выручайте, ничего не могу понять, вот уже вторая машина, на которой одна и та же проблема, примерно после -5 -7 градусов начинает не включаться кондиционер, вот и получается, что и стёкла потеют и вообще не приятно.
Кто нить сталкивался с такой проблемой? может кто то её решил? куда смотреть? что делать?

Машинка Mark II, GX115, 2003.

Да у тебя просто воздух по салону заслонка стоит! Сделай чтоб с улицы брало, а кондей вообще нечего зимой включать!

А у меня обратный глюк. Когда машину оставляю колмотить, то перевожу забор воздуха из салона и он автоматом кондей включает, но блин не всегда, приходиться следить за ним.

Зимой кондиционер не включается! Т.е. лампочка загорается и все, а муфта компрессора не срабатывает и правильно, иначе там все трубки поразрывает.
А чеб стекла не потели с похмелья ездить не надо =))))

всё включается, он же воздух сушит когда окна запотевают. по крайней мере лампочка горит, на улице было -10

У меня на 110 при любой температуре работает и слышно как врубается компрессор, но такого эффекта по затянутым стеклам как в теплую погоду нет. Если стекла уже замерзли, то кондер особо и не поможет - температура нужна.

у меня не включается. (есть такая тема что в холод даже домашние кондеи не рекомендуется включать). чето там могет поломаться

Не заморачивался на этом. Холодом зимой точно не дует. Но когда на климате стоит +25 (или около этого) и включаешь кондей с забором с улицы и на лобовое стекло, то стекла сразу отпотевают.

ваще непойму нах его зимой включать. ну запотело стекло. и что ? включил обдув теплого воздуха на него и мигом все отошло..

всё включается, он же воздух сушит когда окна запотевают. по крайней мере лампочка горит, на улице было -10

ваще непойму нах его зимой включать. ну запотело стекло. и что ? включил обдув теплого воздуха на него и мигом все отошло..

Ваще кондей помому рекомендуется зимой включать в профилактических целях. К тому ж не всегда обдув можно подать на то стекло которое запотело. Умну на крауняге даже со внешним забором почему-то запотевает заднее правое (пассажирское) стеклышко, но только при -10 и ниже. А включаю кондей, обороты повышаются по тахометру распотевает. Или включаю второй кондей, задний, и он тож работает.
И вот тада тока точно все отошло.

Современные бытовые сплит-системы – достаточно сложные устройства, функционирование которых зависит от нескольких узлов. Выход из строя любого из них приводит если не к полному отказу климатической техники, то к невозможности исполнения части основных функций.

Некоторые неисправности кондиционеров, способы устранения которых не требуют специальной подготовки, можно ликвидировать самостоятельно, более сложный ремонт проведут в сервисном центре.

Типовые признаки неисправностей кондиционера

Основных признаков отказа какого-либо из узлов кондиционера немного. При появлении любого из них следует немедленно отключить оборудование от питающей сети и попытаться выяснить причину сбоя (или же вызывать специалистов сервисного центра):

Вариантов, которые можно включить в список еще множество, и каждый из них имеет собственные причины такой реакции (точнее, ее отсутствия) со стороны оборудования:

К этому варианту неполадок основная масса пользователей относит отсутствие:

  • реакции на нажатие кнопок дистанционного или проводного пульта;
  • индикации на лицевой панели внутреннего блока;
  • забора воздуха из помещения и его возврата после охлаждения/нагрева;
  • характерного шума вентиляторов и компрессора;
  • перемещения жалюзи;
  • вращения лопастей вентиляторов, которое можно наблюдать через решетку на корпусе наружного и (при желании) на внутреннем блоке.
  • Кондиционер не охлаждает/не нагревает воздух

Такая ситуация, как правило, описывается однозначно. При включении кондиционера работа узлов не отличается от обычной – запускаются вентиляторы и компрессор, устанавливаются в заданное положение или совершают качания жалюзи, нагнетается поток воздуха. Однако температура воздуха на выходе остается такой же, как и в помещении или отличается от нее крайне незначительно. Именно с таким проявлением неисправностей пользователи бытовых сплит-систем сталкиваются наиболее часто.

  • Нарушен временной цикл работы сплит-системы

В этом случае кондиционер либо включается с задержкой от нескольких секунд до минут, либо после перехода в активную фазу охлаждения/обогрева отключает компрессор и вентиляторы через несколько секунд/десятков секунд. При этом времени в этой фазе недостаточно, чтобы набрать нужные параметры температуры в помещении.

  • Течь конденсата из внутреннего блока.
  • Обмерзание элементов конструкций и др.

Без детальной диагностики определить неисправность, которая стала причиной такого поведения оборудования практически невозможно. Частично ее можно провести самостоятельно, но лучше поручить эту задачу специалистам сервисных компаний. В их распоряжении есть соответствующее оборудование и контрольно-измерительная аппаратура, более детальная документация на каждую модель климатической техники.

Разобраться пользователю в проблеме самостоятельно поможет система диагностики кондиционера. Сегодня она работает практически на всех, даже самых бюджетных, моделях. Электронный блок проводит опрос установленных в системе датчиков и по их показателям, в случае возникновения неполадок, выдает коды ошибок на сервисном дисплее или в виде комбинации светодиодных индикаторов.

Как правило, их можно найти в документации на сплит-систему, как и возможные причины их появления, и методы устранения неполадок. Следует отметить, что в большинстве случаев для ремонта потребуется вмешательство квалифицированного специалиста.

Диагностика и устранение неисправностей кондиционеров

Диагностировать сбои в работе кондиционера, если они не выдаются при самодиагностике – задача непростая, требующая представления о деталях и узлах в составе оборудования.

Диагностика и устранение неисправностей кондиционеров

Устройство сплит-системы, при всей его кажущейся сложности, легко понять даже без специальной подготовки. В него входят:

  • Испаритель с теплообменником (радиатором) во внутреннем блоке, предназначенный для отбора тепла из внутреннего воздуха обслуживаемого помещения.
  • Конденсатор с радиатором в наружном блоке, отводящий тепло в окружающее пространство.
  • Вентиляторы, создающие воздушный поток через радиаторы.
  • Компрессор, обеспечивающий необходимое для циркуляции фреона давление.
  • Электронный блок управления, принимающий сигналы задания и датчиков, выдающий команды управления на все узлы сплит-системы.

Конденсатор, испаритель и компрессор объединены трубопроводами в охлаждающий контур, в котором происходит циркуляция хладагента, переносящего тепло. В каждом из этих устройств возможны неисправности, приводящие к остановке работы или неверному функционированию кондиционера.

Охлаждающий контур

Пожалуй, единственной аварийной ситуацией в охлаждающем контуре следует считать разгерметизацию, вызывающую утечку хладагента.

Охлаждающий контур

При некачественном монтаже, разрушении герметизирующих и монтажных деталей (например, при появлении трещины в фиксирующей патрубок гайке), коррозии магистралей появляются дополнительные места утечек. Расход фреона превышает штатные показатели, кондиционер теряет производительность и скорость набора температуры, проявляется обмерзание деталей и т.д.

Однозначно диагностировать течь хладагента конечному пользователю сложно:

  • Он не располагает необходимой аппаратурой для оценки количества оставшегося в системе фреона. Показатели, по которым он может судить о состоянии контура – температура трубопроводов и радиаторов, давление в системе. Однако и эти измерения требуют специальных приборов — как минимум, крепящихся к поверхности термометров и манометрического узла (коллектора) и навыков обращения с ними.
  • В некоторых случаях судить о месте утечки можно по потекам масла и налипанию пыли, однако такой метод нельзя считать достоверным и работающим во всех случаях.
  • Даже если потеря герметичности не вызывает сомнений, возникает проблема с поиском конкретного места утечки.

Для этого применяются различные методы:

  • Погружение в воду;
  • Использование мыльного раствора;
  • Применение ультрафиолетовых красителей и ламп;
  • Работа с течеискателями различных конструкций.

Устраняют протечку хладагента в следующем порядке:

    Отключают сплит систему от сети.
  1. Проводят визуальный осмотр магистралей, уделяя особое внимание местам соединения, качеству завальцовки и целостности арматуры.
  2. При необходимости производят поиск мест разгерметизации (может потребоваться удаление фреона из системы, ее закачка азотом).
  3. Протечки ликвидируют заменой деталей, пайкой проблемных мест, обрезкой патрубков в местах соединений с повторной завальцовкой. Работы ведут на системе без хладагента.
  4. Проводят опрессовку контура.
  5. Выполняют вакуумирование.
  6. Заправляют систему фреоном.

При наличии необходимого оборудования выполнить все работы можно самостоятельно. Однако в сервисном центре ремонт будет выполнен качественнее и быстрее.

Все необходимые материалы можно приобрести в том же сервисном центре. Там также предоставляют оборудование (вакуумные станции, манометрические коллекторы и пр.) напрокат.

Вентиляторы

К основным неисправностям вентиляторов наружных и внутренних блоков сплит-систем относят:

  • Поломку лопастей (чаще встречается на внешних блоках, где наблюдается обмерзание, возможно попадание крупного мусора).
  • Обрыв проводников обмоток двигателей (межвитковое короткое замыкание или на корпус устройства) или их обрыв.
  • Деформация вала и заклинивание.

Поломка лопастей чаще встречается на внешних блоках

Неисправность внутреннего блока

  • В трехфазных системах – неправильное чередование фаз или подключение меньшего их количества.
  • В вентиляторах с двигателями переменного тока – выход из строя конденсатора на обмотках.

Провести качественную диагностику пользователь сможет, пожалуй, только для первого пункта списка – поломки лопастей. Она определяется визуальным осмотром. Что касается замены крыльчатки, провести ее без проблем получится только на осевых вентиляторах наружного блока.

Во внутреннем, как правило, применяются центробежные конструкции, во многих из которых крыльчатка объединена с ротором двигателя. В этом случае единственным вариантом ремонта станет замена.

Для диагностики остальных проблем следует:

  1. Обесточить систему.
  2. Отсоединить проводники, идущие к электронному блоку.
  3. Провести замеры сопротивлений обмоток (рабочие величины производитель указывает в технической документации).
  4. Проверить конденсатор обмоток.
  5. Если проблем не выявлено – подключить проводники, включить систему, провести замеры напряжений и токов (требуется соблюдение правил электробезопасности, необходим соответствующий допуск).

По результатам измерений делают вывод о работоспособности вентилятора и необходимости его замены (восстанавливать оборудование в кустарных условиях не следует).

Заменой всего узла устраняют и другие проблемы – заклинивший вал, износившиеся подшипники и пр.

Компрессор

Компрессор кондиционера

Признаками неисправности компрессора могут служить:

  • задержки включения кондиционера;
  • нарушения цикла работы;
  • наличие характерного гудения (при этом кондиционер не включается).

Причинами могут быть пробой и обрыв проводников, в устройствах переменного тока выход из строя конденсаторов, отказ клапанов (ТРВ или четырехходового), заполнение картера фреоном и пр.

Диагностику проблем и ремонт проводить собственными силами не рекомендуется, даже когда есть полная уверенность в необходимости замены деталей и узлов. После их замены, скорее всего, потребуется регулировка датчиков, которую без полного доступа к возможностям, прежде всего электронного блока, выполнить затруднительно.

Электронный блок управления

В современных системах именно сложная управляющая электроника становится наиболее частой причиной отказов климатической техники. Подобные ситуации возможны вследствие перенапряжений и просадок напряжения в питающей сети, воздействия грозовых разрядов, грубого нарушения требований технической документации (например, подключение электрооборудования без заземляющего провода) и пр.

Схема внутреннего блока кондиционера

Электронный блок управления

Точно установить наличие проблем в работе электронного блока, их характер и провести ремонт могут только специалисты, обладающие соответствующим уровнем подготовки и допусками. Решает проблему обращение в сервисный центр.

Даже простая замена электронного блока должна выполняться специалистами сервисной компании. В противном случае возможны проблемы с настройкой сплит-системы и полный отказ. Кроме того, неквалифицированные действия могут привести к выходу из строя других узлов системы, что существенно усложнит дальнейший ремонт и поднимет его стоимость.

Важнейшее правило, которое нужно знать владельцам сплит-систем – нельзя пренебрегать регулярным обслуживанием и чисткой кондиционера! Большинство проблем в работе системы является не следствием неисправностей, а результатом загрязнений и устраняется простой очисткой. Кроме того, периодическое обслуживание является лучшим средством профилактики аварий.

Вопросы и ответы

Можно ли проверить работоспособность компрессора без доступа к наружному блоку (он установлен достаточно высоко)?

Сделать это проблематично, кроме того, если будет выявлена неисправность, замена все равно потребует доступ к блоку. Лучше сразу обратиться к специалистам, в распоряжении которых есть соответствующее оборудование, в том числе, подъемное.

В инверторных системах такого типа устанавливаются вентиляторы с двигателями постоянного тока, которым для пуска и работы не требуется конденсатор. Соответственно, его не требуется проверять и менять.

Нередко советуют использовать для картера дополнительный нагреватель, если в системе нет такого штатного. Однако это лишь частичное решение проблемы, чаще потребуется проверка герметичности контура и дозаправка хладагентом.

При включении сплит-системы хаотически мигают все индикаторы, блоки не стартуют, перезагрузка не помогает. Говорит ли это о полном выходе из строя блока управления и необходимости его замены?

Опасен ли кондиционер

Кондиционер как и любое сложное техническое изделие, может быть опасен при неправильном использовании. Кондиционер опасен так же, как опасен раскаленный утюг или газовая плита. Существуют несколько реальных и вымышленных рисков, связанных с обычным комнатным кондиционером.

От кондиционера можно простудиться
Действительно, сидя прямо под струей холодного воздуха из кондиционера, также как и возле открытого окна или на сквозняке, можно простудиться. Для того, чтобы этого избежать, следует правильно выбирать место установки кондиционера, либо не садиться в непосредственной близости от него. Еще одна частая причина заболеваний - установка слишком низкой температуры на пульте. Специалисты рекомендуют, чтобы летом разница между температурой на улице и в комнате не превышала 4-5 градусов. То есть при температуре на улице 28oС не следует выставлять на пульте 16oС, а лучше ограничиться 24oС. В случае, когда вы не уверены в том, какая температура является оптимальной, можно воспользоваться режимом I FEEL (не путать с I FEEL в кондиционерах других производителей!). В этом режиме кондиционер автоматически выберет целевую температуру, а впоследствии будет подстраивать ее под индивидуальные предпочтения пользователя. Надо заметить, что и при обогреве в холодное время года не следует устанавливать слишком высокую температуру, чтобы не снижать сопротивляемость организма.

Кондиционеры распространяют болезнь легионеров
Болезнь легионеров вызывается бактериями легионеллами, которые размножаются в емкостях с водой. Такие емкости используются в центральных кондиционерах, которые были установлены много лет назад. В обычных сплит системах легионеллам просто негде выжить. Не случайно все вспышки легионеллеза происходили именно в зданиях с центральным кондиционированием. В-принципе, в старом внутреннем блоке сплит системы скапливается грязь, которая при высокой влажности и температуре может стать средой для бактерий. На практике такие случае не известны, однако теоретически возможны. Чтобы избежать подобных неприятностей, компания Mitsubishi Electric сделала корпус настенных моделей серии YV разборным. Теперь хозяйка (или хозяин) могут самостоятельно снять пластиковые детали, чтобы протереть внутренние поверхности и пропылесосить теплообменник.

Фреон, содержащийся в кондиционере, опасен для здоровья
В большинстве кондиционеров в качестве хладагента используется фреон. С точки зрения потребителя разницы в том, каким фреоном заправлен кондиционер, нет никакой. Но по общепринятой теории (часто оспариваемой специалистами) некоторые фреоны, например R22, разрушают озоновый слой планеты. Поэтому в последние годы большинство производителей кондиционеров начали использовать озонобезопасные фреоны, например R407C или R410A. Приспосабливая кондиционеры к новым фреонам, инженерам приходится решать серьезные технические задачи. Поэтому потребителю надо быть готовым к тому, что техника на новом фреоне стоит несколько дороже, чем на фреоне R22.

Пары любого из фреонов, которыми заправляют кондиционеры, можно вдохнуть без риска для здоровья (но мы не рекомендуем это делать!). Опасным фреон может стать только в двух случаях. Во-первых, при соприкосновении с открытым пламенем фреон R22 превращается в фосген. Это неприятный факт, однако незначительное количество фосгена вряд ли сильно ухудшит ситуацию при пожаре в современной квартире, напичканной пластмассой. Если вас все равно пугает такая перспектива, можно выбрать кондиционер, заправленный фреоном R407C или R410A.

Во-вторых, при утечке большого количества фреона в маленькую комнату он может вытеснить весь воздух. Для этого концентрация фреона должна превысить 0.3 кг/м3. Стандартная заправка наружного блока кондиционера производительностью 3.5 кВт составляет примерно 1 кг фреона. Такое количество фреона будет опасным для помещения объемом менее 3 м 3 .

Критическая концентрация фреона могла бы быть превышена при утечке из очень мощного кондиционера в одну маленькую комнату. Однако даже в этом случае, если между этой комнатой и соседними есть щели суммарной площадью более 0.15% от площади комнаты, весь фреон свободно растечется через щели по близлежащим помещениям, и опасная концентрация не будет превышена.

Таким образом, можно заключить, что при правильном использовании кондиционер не представляет опасности. Более того, вопрос в начале раздела можно было бы сформулировать даже наоборот, полезен ли кондиционер? И на этот вопрос можно с уверенность ответить "да!" Дело в том, что в последних моделях кондиционеров разных производителей предусмотрен антиоксидантный фильтр, который обладает очень полезными особенностями. Во-первых, этот фильтр нейтрализует свободные радикалы - оксиданты, которые находятся в воздухе и разрушают клетки организма. Именно свободные радикалы, по мнению ученых, приводят к старению организма и являются причиной таких заболеваний, как болезнь Альцгеймера, рак и многих других. Новые разновидности фильтров препятствует протеканию свободно-радикальных реакций в организме. Во-вторых, этот фильтр обладает антивирусным и антибактериальным действием. Опыты показали, что при использовании фильтра концентрация вирусов в воздухе снижается в 200 раз, а бактерий в 100 000 раз. Дополнительный электростатический фильтр, устанавливаемый в современных кондиционерах, улавливает частицы пыли размером до 1 микрона, а деодорирующие фильтры очищают воздух от запахов. Если вам не требуется от кондиционера охлаждение или обогрев, можно выбрать режим "вентиляция", и кондиционер будет работать как воздухоочиститель.

Читайте также: