Можно ли заразиться коронавирусом в автобусе дальнего следования через кондиционер

Обновлено: 17.05.2024

Эпидемия, охватившая мир и превратившаяся в пандемию, всерьез заставила задуматься многих граждан о более частом использовании каршеринга и услуг такси. Но гарантирует ли уединение защиту от инфекции?

С одной стороны, в автомобиле вы не рискуете столь же сильно, как в местах большого скопления народа — вы банально не контактируете с десятками людей в течение непродолжительного количества времени. С другой, коронавирусом можно заразиться не только воздушно-капельным способом. Он передается, оставаясь на поверхностях.

Специалисты Центров по контролю и профилактике заболеваний США (CDC) отмечают, что на меди и стали коронавирус может выживать около двух часов, а на других поверхностях, например, картоне и пластике еще дольше. Таким образом, садясь в такси и каршеринг, вас может поджидать невидимый враг, способный поджидать свою жертву в течение двух-трех суток.

Перефразируя американского профессора микробиологии университета Аризоны Келли А. Рейнольдс, который говорил о самолетах, автомобиль так или иначе представляет собой замкнутое пространство, где могут быть условия для распространения вируса. Впрочем, паниковать не нужно. Главное проявлять осторожность и внимательность.

Самые грязные места в салоне машины безотносительно коронавирусной инфекции — это те, с которыми непосредственно контактирует водитель и пассажиры. К ним относится руль, сиденья, селектор коробки передач, кнопка отщелкивания ремня безопасности, ручка настройки радио или сенсорный монитор мультимедийной системы, кнопки электростеклоподъемников, подлокотники. Таким образом, если вы собираетесь воспользоваться каршерингом, потратье некоторое количество времени и протрите вышеупомянутые поверхности тем, что сможете приобрести в аптеке — ассортимент варьируется от спиртосодержащих гелей и растворов до специальных салфеток бактерицидного действия.

Американское издание Autoblog опросило экспертов на тему дезинфекции салона и выяснило следующие интересные моменты. Наибольшую опасность для коронавируса представляет старое доброе мыло. Другое дело, что использовать его при чистке салона каршеринга затруднительно — это, скорее, удастся со своим автомобилем. Использовать растворители (ацетон, керосин и другие) использовать не рекомендуется — как минимум рискуете испортить обивку.

Понимаем, что обычно все торопятся, но желательно также проветрить салон. В такси мы бы рекомендовали не стесняться и хотя бы протереть подлокотники. Или собственные руки, если водитель будет против. Не забудьте про маску.

Денежные купюры являются серьезным переносчиком инфекции, поэтому обязательно учитывайте это обстоятельство и не забывайте дезинфицировать руки после расчета с таксистом или переходите на безналичный расчет.

В завершение дадим общую рекомендацию — не трогать руками лицо и глаза. Помните о первом правиле Роспотребнадзора о мытье рук с мылом: «Чистите и дезинфицируйте поверхности, используя бытовые моющие средства. Гигиена рук — это важная мера профилактики распространения гриппа и коронавирусной инфекции.

Мотокаталог на Quto


Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов Сайта в коммерческих целях разрешено только с письменного разрешения владельца Сайта. В случае обнаружения нарушений, виновные лица могут быть привлечены к ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Безопасно ли путешествовать поездом во время пандемии COVID-19? Могут ли заразиться попутчики, если один из пассажиров окажется зараженным коронавирусом? Исследование китайских экспертов, проанализировавших данные о пассажирах, сидевших в поезде рядом с подтвержденным пациентом, может дать представление о потенциальных рисках, связанных с путешествием по железной дороге.

Риск подхватить ковид в железнодорожном путешествии до сих пор велик

Согласно исследованию, опубликованному онлайн-журналом Clinical Infectious Diseases, находящиеся на местах, непосредственно прилегающих к инфицированному человеку, пассажиры подвержены наивысшему риску передачи инфекции, причем в среднем 3,5 процента из них заражаются коронавирусной болезнью.

Исследование было проведено совместно Китайской академией наук, Китайской академией электроники и информационных технологий, Китайским центром по контролю и профилактике заболеваний и Университетом Саутгемптона с использованием анонимных данных эпидемиологических исследований, собранных Китайским центром по контролю и профилактике заболеваний.

Исследователи определили 2334 пассажира в качестве нулевых пациентов в разных вагонах, которые сообщили о поездке на скоростных поездах Китая за 14 дней с 19 декабря по 25 февраля до появления симптомов. Эти данные, однако, не учитывали, носили ли пассажиры маски во время поездки.

Эти пациенты привели к 72 093 близким контактам, чьи места находились в трех рядах от нулевого пациента, а у 234 пассажиров были впоследствии подтверждены вторичные случаи COVID-19.

Как рассказывает гонконгское издание South China Morning Post, пассажиры, сидящие в одном ряду с зараженным человеком, имели в среднем 1,5% шансов заразиться вирусом, что примерно в 10 раз выше, чем на местах, расположенных в соседней паре рядов.

Удивительно, но исследователи обнаружили, что только 0,075% людей, которые использовали место, ранее занимаввееся зараженным пассажиром, пострадали от COVID-19.

Исследователи полагают, что пассажиры в одном ряду могут быть легко заражены друг другом из-за более высокого риска контакта лицом к лицу, а также потому, что вирусы, прикрепленные к аэрозольным микрочастицам и каплям, с большей вероятностью распространяются на близком расстоянии.

Передача в ряды кресел впереди и сзади менее значительна, возможно, потому что спинки, разделяющие ряды, служат хорошим барьером для замедления распространения вирусных аэрозольных микрочастиц, предполагают ученые.

Исследователи пришли к выводу, что один метр социальной дистанции будет безопасен для времени в пути в течение часа. Но при большей продолжительности поездки этого уже недостаточно.

Исследователи также разделили близкие контакты, которые использовали одни и те же станции отправления и назначения, что и нулевые пациенты, и те, кто этого не делал; они обнаружили, что риск атаки был гораздо выше для первой группы.

С другой стороны, данные не идентифицируют социальный статус, поэтому существует вероятность того, что более высокий риск для первой группы отражает угрозу передачи среди членов семьи, путешествующих вместе.

Хотя данные были собраны только о путешествиях на поездах, доктор Лай считает, что они могут быть использованы в качестве справочных данных для других ситуаций, таких как школы, кинотеатры и рестораны.

Во время пандемии COVID-19 вентиляции уделялось мало внимания, хотя она может стать источником проблем. Открывая окно, мы запускаем в комнату свежий воздух. При использовании кондиционера в помещении циркулирует один и тот же воздух. Пока неизвестно, насколько велик риск, но потенциально это может создать в офисе или отеле смесь из вирусов. Ранее в этом месяце два исследователя из Гарвардской Медицинской школы опубликовали статью, в которой отметили, что стратегии по борьбе с коронавирусом, которые предусматривают мытье рук и ношение масок, не учитывают дезинфекцию воздуха. Это особенно важно сейчас, так как из-за летней жары мы много времени проводим в помещениях. Многие заведения возобновили работу, и люди возвращаются к привычной жизни.

Распространение коронавируса по воздуху хорошо изучено. Как известно, вспышки возникали после репетиций хора и других закрытых собраний, причем процент зараженных был настолько высок, что вряд ли причиной стали прикосновения к одной и той же поверхности. Во время пения в замкнутом помещении частицы вируса могут распространяться в воздухе и попадать в организмы людей, которых от уже заболевшего человека отделяют более чем два метра.

Как только вирус оказывается в воздухе — известно, что COVID-19 может задерживаться в нем на несколько часов, — воздушные потоки начинают его разносить. Во время исследования в ресторане в Гуанчжоу (Китай) было зафиксировано, как кондиционер распространял вирус между столиками в противоположных концах зала. Проблема не в том, что вирус переносился через кондиционер, а в том, что поток воздуха перемещал его по комнате. Таким образом, в духоту лучше открыть окна — кондиционер может ухудшить ситуацию.

Нет доказательств, что COVID-19 способен распространяться по помещениям через вентиляцию. Но такой риск существует, и нужно постараться его предотвратить.

Автомобиль по подписке уже сегодня. Подробнее по ссылке

После вспышки COVID-19 различные профессиональные организации выпустили новые рекомендации по вентиляции зданий, но неясно, как широко они будут применяться. Кардинально они не изменились: эти требования существовали и раньше, например, наличие в туалетах вытяжных вентиляторов, регулярная смена воздушных фильтров, применение фильтров высокого качества. Это могут быть высокоэффективные фильтры очистки воздуха (HEPA) или фильтры с рейтингом 13 или 14 по шкале MERV, как у масок N-95.

Системы кондиционирования в гостиницах, офисах, ресторанах и коммерческих зданиях всех типов также можно усовершенствовать с помощью очистителей воздуха. Они невероятно эффективны для удаления вирусов и полезны, когда людям приходится находиться в одном помещении. Очистители размещают между столами в офисе или в ресторане.

Без надзора со стороны государства лучшее, что можно сделать во время путешествия, — обращать внимание на такие сторонние сертификаты, как LEED или WELL. Если здание было сертифицировано, в нем гарантированно есть вентиляционные системы, превосходящие типовые стандарты.

Эту проблему не решить без инвестиций бизнеса и правительств. В условиях пандемии хватает тревог и без того, чтобы беспокоиться еще и о воздушных фильтрах в гостиничном номере или на рабочем месте. При надлежащем регулировании мы могли бы просто предположить, что системы правильно функционируют везде, куда бы мы ни пошли. Но это не так, и проблема выходит далеко за рамки пандемии: ежегодно более миллиона человек во всем мире умирают из-за загрязнения воздуха в помещениях. Модернизация оборудования поможет сдержать распространение коронавируса и сделает нас здоровее. Сейчас самое время внедрить новый стандарт чистоты воздуха.

МОСКВА. 6 МАРТА. ИНТЕРФАКС-ТУРИЗМ – Общественный транспорт, самолеты и круизные лайнеры – идеальная среда для распространения инфекций, в том числе коронавируса, но риск заражения можно снизить, если соблюдать меры предосторожности, пишет газета The Telegraph со ссылкой на исследования университетов Европы и США.

"У тех, кто пользуется общественным транспортом, риск заразиться коронавирусом в шесть раз выше, чем у тех, кто ходит пешком или ездит на велосипеде. Вероятность заражения особенно высока в густонаселенных городах", — пишет издание.

Как отмечает газета, вирусы распространяются в основном через микрокапли, которые выдыхают люди. Они оседают на различных поверхностях, другой человек к ним прикасается и заражается.

Метро

"В различных видах транспорта есть свои "горячие точки", в которых подхватить вирус наиболее вероятно. В метро это поручни и эскалаторы. Риск возрастает у тех пассажиров, которые пользуются загруженными станциями, например, у вокзалов и крупными пересадочными узлами", — сообщает издание.

Фото: Интерфакс / Андрей Щетинин

Во избежание заражения врачи советуют протирать руки спиртовым средством после посещения метро, стараться не прикасаться к лицу и не кусать ногти.

Аэропорты

"В аэропортах самое опасное место – контроль безопасности. При досмотре пассажиры помещают свои вещи в пластиковые контейнеры, микробов на которых больше, чем в туалетах. Другая "горячая точка" – паспортный контроль, где у вас проверяют отпечатки пальцев и берут в руки документы", — пишет The Telegraph.

Как отмечает издание, сегодня именно через аэропорты эпидемии из локализованных превращаются в общемировые – в то время как сто лет назад "рассадниками" были корабельные порты. Таким образом, например, в 1918 году по всему миру распространилась "испанка".

"При этом врачи заметили, что если пользователи десяти наиболее загруженных мировых аэропортов будут чаще мыть руки, распространение инфекции можно сократить на 37%", — отмечает газета.

Самолеты

В основном, пассажиры в самолетах опасаются передачи инфекций через воздух, проходящий через системы кондиционирования. "Но эти опасения беспочвенны, потому что воздух на воздушном судне проходит через множество сложных фильтров. А вот вероятность заразиться от носителя вируса, который проходит мимо и кашляет рядом с вами, очень велика. Поэтому лучше остерегаться мест у туалетов и в проходах, самые безопасные места – в середине салона у иллюминаторов. В то же время, если рядом с вами сидит зараженный человек, шансы подхватить вирус вырастают до 80%", — сообщает издание.

Автобусы

В автобусе пассажирам советуют выбирать более спокойные удаленные места и не трогать поручни. "Риск повышается у тех, кто ездит на маршрутах, проходящих через городские больницы. В США было проведено исследование, согласно которому такие пассажиры в восемь раз чаще заболевали туберкулезом", — пишет The Telegraph.

Такси

Что касается такси, то самое безопасное место там – за водителем, в том числе потому, что его кашель не попадет на пассажира.

Фото: Интерфакс / Андрей Щетинин

"Таким образом, уберечься от коронавируса проще, если ходить пешком или пользоваться велосипедом. Кроме того, регулярные упражнения продолжительностью не менее 150 минут в неделю защитят вас от сердечных и других сосудистых заболеваний, которые в долгосрочной перспективе несут гораздо больший риск для здоровья, чем коронавирус", — заключает газета.

Читайте также: