Нужно ли включать кондиционер для профилактики

Обновлено: 01.05.2024

Так можно ли включать кондиционер в машине зимой, когда на улице морозы? Этим вопросом задаются водители которые слышали совет о том, что для продления его срока службы необходимо периодически запускать данную систему. Правильный ответ — не только можно, но и нужно. Но есть нюансы.


Например, кондиционер в мороз может просто не включиться. И тогда возникает у автовладельца еще ряд других вопросов, связанных с работой системы кондиционера в зимнее время года. Все детали — в нашей статье.

Зачем зимой включают в машине кондиционер?

Любой эксперт по автокондиционерам вам скажет — включать кондиционер зимой в машине нужно. И руководства пользователей разных моделей автомобилей это подтвердят. Но зачем это делать?


Схема работы системы кондиционирования воздуха в салоне автомобиля

Дело в том, что в системе кондиционирования используется специальное компрессорное масло. Оно необходимо для смазывания деталей компрессора и всех резиновых уплотнений системы. Если бы его не было, трущиеся детали в компрессоре попросту тогда заклинили. Однако само масло не циркулирует внутри системы самостоятельно, оно растворено во фреоне, который является его переносчиком.

В результате если вы не включаете кондиционер длительное время (например, несколько месяцев подряд, с осени и до самого лета), первое время при запуске после простоя компрессор будет работать “на сухую”. Такой режим может привести к выходу из строя или просто существенно сократить его ресурс. И чем дольше система простаивала — тем дольше нужно маслу, чтобы снова смазать все элементы системы. Тем больше “убивается” компрессор.

Работая без смазки, детали компрессора стираются и металлическая пыль оседает в системе. Промыть и вычистить ее практически невозможно — она навсегда остается внутри и будет медленно убивать даже новый компрессор.

А посмотрев на его стоимость, менять эту деталь не захочется никому (для Приоры — 9000 рублей, для Lacetti — 11 000 рублей, Ford Focus 3 — 12 000 рублей). Поэтому смазывание системы является основной причиной зачем нужно включать кондиционер зимой в машине. Вот только использование автокондиционера в зимнее время должно быть правильным иначе вы не сможете его включить летом.

Но кроме износа самого компрессора, без смазки страдают и резиновые уплотнения. А если рассохнутся они — начнет вытекать и испаряться фреон. Залить новый не так дорого, как заменить компрессор, но это тоже несколько тысяч рублей. Причем затраты еще и не окупятся, потому что если не найти и не устранить причину протечки, фреон снова выйдет из системы и деньги будут в прямом смысле выброшены на ветер.

В некоторых статьях можно найти информацию, что не нужно включать кондиционер на современных автомобилях, потому что у них компрессор не имеет электромагнитной муфты, которая закисает, и которой собственно и нужно смазка. Но это не связанные между собой факты — отсутствие муфты, которая находится снаружи компрессора, не отменяет необходимости смазывания трущихся деталей внутри компрессора.

Путаницу в вопросе “можно ли включать кондиционер в машине зимой” вносят несколько факторов.

  1. В мануалах ничего не пишут про то что запускать кондиционер нужно при положительной температуре окружающего воздуха — никто так и не нашел ответа почему это не указывают.
  2. Компрессоры большинства автомобилей, произведенных после 2000 года, вращаются круглый год и называются всепогодными. Работа компрессора на повышение давления и смыкание муфты и шкива происходит внутри конструкции — поэтому определить, что он действительно “заработал” сложно и это усложняет понимание “включается ли кондиционер зимой”.
  3. Даже при выключенном компрессоре, в салоне загорается лампа АС — с этим попробуем разобраться отдельно.

Как часто нужно включать кондиционер зимой?


Единой рекомендации нет. Среднее значение — один раз в 7-10 дней на 10-15 минут. Лучше всего поискать эту информацию в руководстве по эксплуатации конкретного автомобиля. И вообще это единственный надежный источник информации, за который автопроизводитель отвечает головой и рискует возможными судебными исками. Даже если вы сомневаетесь можно ли включать кондиционер в машине зимой, посмотрите что написал производитель. Когда в нем сказано “включать”, то включайте и не бойтесь о том что будет если включить кондиционер в машине зимой. Если такой информации нет — окончательный выбор за вами. Однако помните о всех тех аргументах, что были приведены выше.

Почему вообще могут возникнуть сомнения, ведь смазка системе нужна? На самом деле в мороз кондиционер не запускается! Да, даже если на панели горит лампочка А/С. Чтобы его включить, нужны определенные условия.

Почему кондиционер зимой не включается

Система кондиционирования всех автомобилей, независимо от возраста и конструкции, не включаются при низких температурах. У каждого автопроизводителя свои настройки при какой температуре не работает кондиционер в машине, но большинство укладывается в общий диапазон от -5°С до +5°С. Вот данные, собранные журналистами издания “За Рулем” у автопроизводителей в России в 2019 году.

Марка автоМинимальная температура функционирования компрессора
BMW+1 °C
Haval-5 °C
Kia+2 °C
MPSA (Mitsubishi-Peugeot-Citroen)+5 °C
Nissan-5. -2 °C
Porsche+2. +3 °C
Renault+4. +5 °C
Skoda+2 °C
Subaru0 °C
Volkswagen+2. +5 °C

Что это означает? В конструкции системы есть датчик давления фреона, который в первую очередь предотвращает аварийную ситуацию с высоким уровнем давления. Грубо говоря, он следит, чтобы компрессор не “перекачал”. Но у него есть и уровень минимального давления, ниже которого он считает, что фреона в системе нет вообще и тоже не дает включить компрессор.

В этот момент работает элементарная физика — чем ниже температура за бортом, тем ниже давление в системе. В какой-то момент (индивидуальный для каждого автопроизводителя) датчик отключает возможность включения кондиционера. Это защитный механизм, который бережет компрессор от работы в условиях низкого давления.

Почему же кондиционер все же может включиться через какое-то время после запуска двигателя и выхода на рабочую температуру. Ни один автопроизводитель не сообщает о настройках работы своих систем кондиционирования и климат-контроля. Но логично предположить, что компрессор нагревается в подкапотном пространстве автомобиля до минимально необходимого уровня и датчик давления позволяет запуск.

Но даже в такой ситуации кондиционер может быстро выключиться, буквально через 10 секунд после включения. Здесь в дело вступает датчик температуры испарителя — если он фиксирует риск обледенения детали из-за низкой температуры вокруг, система снова выключится.

Как включать кондиционер зимой в машине

Так включать ли зимой кондиционер в машине, если он все равно не запускается? Да, включать, чтобы прогнать масло, и чтобы это сделать, есть следующие варианты:

  • в хорошо прогреть автомобиль, включится когда торпедо в салоне уже теплая;
  • включать в любом теплом помещении: отапливаемый гараж, теплый бокс, закрытый паркинг, автомойка (кстати, многие автовладельцы рекомендуют именно мойку).

В таком случае вы точно сможете включать автомобильный кондиционер зимой и даже проконтролировать его работу. На старых компрессорах с электромагнитной муфтой это просто понять, потому что при включении происходит щелчок — это муфта зацепляется со шкивом. В современных системах климат-контроля понять, что кондиционер работает можно только в теплом боксе, через время проверив какой воздух идет из воздуховодов либо наблюдая за оборотами по тахометру — они должны увеличится.

Как кондиционер помогает при запотевании


Борьба с запотеванием

Еще одна причина зачем зимой включать кондиционер в машине — это борьба с запотеванием стекла. Любой водитель знает — если в холодное время года начинают потеть стекла, нужно включать кондиционер и печку одновременно, направлять потоки воздуха на лобовое стекло и проблема будет быстро устранена. Более того, в современных автомобилях с системами климат-контроля, если вы вручную переключите потоки воздуха на лобовое стекло, кондиционер включится принудительно. Точнее загорится кнопка АС. Воздух осушается, запотевание убирается.

Весной и осенью, а точнее при температурах от 0 до +5°C, когда вы включаете кондиционер, он запускается и подает охлажденный влажный воздух на испаритель. Там влага конденсируется, воздух осушается и подается на радиатор печки. В результате теплый сухой воздух подается в салон и помогает нагреть стекло, вбирает в себя влагу и устраняет запотевание.

А вот зимой не все так однозначно. Проблема в том, что если копнуть в физику процесса, то осушение воздуха на испарителе кондиционера возможно только при плюсовой температуре.


Схема работы системы при удалении запотевания стекла используя кондиционер зимой


В мороз влага на испарителе не может конденсироваться, потому что на него попадает забортный воздух и она просто-напросто будет превращаться в лед. В этом моменте многие водители возразят “а вот я в мороз включаю обдув на лобовое стекло, включаю печку и А/С (или оно включается само) и запотевание как рукой снимает”. Еще одна распространенная ситуация — зимой в пробке включается рециркуляция салонного воздуха, чтобы не дышать выхлопными газами в забортном воздухе, и окна сразу же запотевают. Включение кондиционера помогает устранить этот неприятный эффект.


Как работает кондиционер летом и зимой.

Это правда и это можно объяснить следующим образом. В режиме рециркуляции при выключенном кондиционере влажный забортный воздух не осушается на испарителе, а подогретым попадает в салон, где снова конденсируется. Когда в салоне радиатор печки нагреет воздух до плюсовых температур, в испарителе кондиционера начинается обычный процесс кипения. При этом нагретый салонный воздух активно вбирает в себя влагу, которую оставляет на испарителе кондиционера.
Более детально эти процессы описаны в видео.

Так что зимой не стоит бояться включать кондиционер. Нанести вред системе не даст электроника — кондиционер просто не включится. А когда возникнут условия для его работы — он заработает самостоятельно. И работающий кондиционер действительно поможет устранить запотевание окон.

Сегодня речь пойдет
о таком полезном агрегате, как кондиционер. Ведь и о нем существует немало легенд. Например, что зимой кондиционер включать нельзя. Попробуем разобраться где правда, а где вымысел.

МИФ: "Зимой кондиционер включать нельзя"

ПРАВДА:

Это не так. Зимой включать кондиционер необходимо! Конечно, не для охлаждения салона, а для увеличения срока службы и профилактики системы кондиционера. Включать кондиционер желательно хотя бы раз в месяц на несколько минут. Этого времени хватит, чтобы масло, застоявшееся в нижних точках системы, разошлось по ней, не пересохли сальники и исправно функционировала (не ржавела) прижимная пластина муфты компрессора.

На некоторых продвинутых автомобилях в холодную погоду (ниже -5 0С) кондиционер просто не включается. Кроме того, в мороз давление фреона в системе может уменьшаться настолько, что его не хватает для срабатывания датчика низкого давления. В этом случае компрессор тоже не включится. Поэтому профилактические включения кондиционера зимой можно делать в теплом помещении.

МИФ: "С кондиционером машина расходует топлива в 2 раза больше, чем без него"

ПРАВДА:

Это не совсем так. Компрессор кондиционера – это действительно дополнительная нагрузка на двигатель, отнимающая у него до 4-5 л.с. Также использование кондиционера повышает расход топлива в среднем на 10-15%. Но в некоторых случаях использование кондиционера даже позволяет экономить топливо. Например, езда на автомобиле (по трассе с высокой скоростью) с полностью открытыми окнами (в жаркую погоду) может увеличить расход топлива до 20%. При закрытых же окнах, но при включенном кондиционере расход топлива возрастет процентов на 10. Другими словами, с кондиционером расход топлива будет меньше.

МИФ: "Заправлять кондиционер нужно только при ремонте"

ПРАВДА:


Это не совсем так. Утечка хладагента происходит почти постоянно из-за его способности диффузировать через материал трубопроводов и уплотнений. В результате кондиционер теряет в год около 200 г хладагента, что составляет 15-20% от всего заправленного количества. Иногда этого оказывается достаточно для срабатывания датчика защиты от включения, так как ухудшаются условия смазки компрессора. Более интенсивные утечки появляются из-за разгерметизации резьбовых соединений трубопроводов, износа уплотнения вала компрессора, сквозной коррозии конденсатора и испарителя, механических повреждений других деталей кондиционера.

Необходимость дозаправки можно определить по характеру перетекания жидкого хладагента в смотровом окне. Обычно для нового автомобиля заправку хладогена проводят раз в 2-3 года. Через 4-6 лет эксплуатации кондиционер следует заправлять раз в 1-2 года. Это целесообразно делать только после выявления и устранения всех неисправностей. Заправку желательно осуществлять в специализированном автосервисе, где есть квалифицированные специалисты и необходимое оборудование.

МИФ: "Салонный фильтр снижает эффективность кондиционера"

ПРАВДА:

Это не так. Ограничивать воздушный поток и снижать эффективность работы кондиционера может только засоренный фильтр очистки салонного воздуха. Фильтр желательно менять перед началом летнего сезона. Рекомендуемый интервал – 15 тысяч км пробега или раз в год. При годовом пробеге автомобиля свыше 15 тысяч км рекомендуется сделать замену еще и перед наступлением зимы. Эксплуатация кондиционера без салонного фильтра (где он предусмотрен) нежелательна, т.к. это может привести к засорению испарителя. Тополиный пух, пыль и другой мусор, засасываемый вентилятором, забивает соты испарителя, уменьшая эффективность охлаждения. Для восстановления нормальной работы кондиционера в этом случае требуется снятие приборной панели, демонтаж и очистка испарителя.

МИФ: "Зимой кондиционер не нужен"

ПРАВДА:

Это не так. Как известно, кондиционер очень быстро и эффективно осушает воздух (удаляет влагу). Запотевание стекол в автомобиле – довольно частое явление зимой. Включение кондиционера одновременно с отопителем (печкой) в режиме рециркуляции поможет быстро очистить внутреннюю поверхность стекол от конденсата в любую погоду.

МИФ: "Кондиционер придумали японцы"

ПРАВДА:


Это не так. Его придумали американцы. В 1936 году на пассажирские автопоезда, курсировавшие между Багдадом и Дамаском, устанавливались аппараты для охлаждения воздуха, разработанные американской фирмой Carrier Transicold. Серийно оснащать автомобили кондиционерами в США начали с 1941 года.
В Советском Союзе кондиционеры ставили в основном только на правительственные автомобили. В конце 50-х годов первый отечественный кондиционер был установлен на семиместный правительственный лимузин "ЗИЛ-111-Г".

МИФ: "Кондиционер не требует обслуживания"

ПРАВДА:

Это не так. В автомобильном кондиционере механическому износу больше всего подвержен компрессор. Остальные элементы (кроме вентиляторов) неподвижны. Но чаще всего первым выходит из строя не он, а конденсор – теплообменник, установленный перед радиатором двигателя. Коррозия, вибрация, воздействие летящей с дороги соли, грязи и т.п. приводят к образованию в нем микротрещин и к утечке хладагента.

Продлить срок его службы, как впрочем, и остальных деталей кондиционера, поможет поддержание подкапотного пространства в чистоте. Особенно тщательно нужно промывать конденсор от накопившихся соляных отложений. Кроме того, загрязнение конденсора вообще часто является единственной причиной плохой работы кондиционера.

Также при эксплуатации автомобиля с кондиционером полезно периодически проверять уровень масла в двигателе, охлаждающей жидкости в радиаторе, натяжение ремня привода агрегатов. Это связано с повышенной нагрузкой на двигатель, которую создает работающий кондиционер.

Что такое автомобильный кондиционер и как он работает?


Автомобильные кондиционеры регулируют температуру, чистоту и циркуляцию воздуха в салоне автомобиля. Принцип работы автомобильного кондиционера такой же, как и у обычного кондиционера.

Компрессор, который приводится в движение за счет ремня, заставляет хладагент циркулировать по системе. Газ низкого давления при сжатии превращается в газ высокого давления. В конденсаторе (он расположен рядом с радиатором автомобиля) хладагент конденсируется, и при этом выделяется тепло. Для лучшей отдачи тепла конденсатор дополнительно обдувается вентилятором. Проходя через капиллярную трубку, хладагент переходит в состояние низкого давления. В испарителе, который у кондиционера расположен недалеко от печки, происходит испарение хладагента (поглощается тепло из воздуха, то есть воздух охлаждается). Фреон для автомобильных кондиционеров используется в основном R12 или R134a (с 1993 года используется только R134a).

Как самостоятельно проверить кондиционер

Если продавец говорит, что кондиционер работает, необходимо в этом лично убедиться. При нажатии кнопки кондиционера (при установке минимальной температуры в салоне, если в машине климат-контроль) и включении салонного вентилятора, под капотом должен слышаться щелчок включившегося компрессора, одновременно с ним в большинстве случаев включаются дополнительные вентиляторы радиатора кондиционера.


Внимательно осмотрите все доступные взгляду узлы системы: трубки, особенно в районе хомутов, которыми они крепятся, ресивер-осушитель, радиатор кондиционера, компрессор. Масляные подтеки или запотевания, промасленная грязь – верный признак утечек.

Самый верный признак рабочего кондиционера, конечно же, холод в салоне. Возьмите градусник, удобнее всего электронный, вставьте его щуп поглубже в дефлектор, направьте туда поток воздуха, включите кондиционер на самый холод, салонный вентилятор включите на полную мощность. Можно включить еще и рециркуляцию. Если температура опустится ниже +10 0С – поводов для беспокойства нет. Если опустится до + 6 0С – ваш кондиционер просто зверь.

Профилактика кондиционеров для увеличения сроков их службы

Профилактика кондиционеров для увеличения их жизни, выполняется профессионалами из специализированных компаний. Но и вы тоже можете внести свою лепту. Если ваш загородный дом оборудован сплит — системой, то эта статья для вас. Тем более, если вы пошли дальше в деле обустройство собственного комфортного жилья и не поскупились на приобретение фанкойла.

Дело в том, что б ольшинство с плит — систем имеют достаточно длительный срок службы, однако з амена может быть дорогостоящей и поэтому желательно сделать все возможное, чтобы продлить бесперебойную работу вашего климатического прибора . Вот несколько достаточно простых советов , которы ми вы можете воспользоваться на практике :

П рофилактика кондиционеров д ержать внешний блок в чистоте

Профилактика кондиционеров не должна касаться только внутреннего его блока. Внешний блок сплит-системы, обрудованный к онденсатор ом является той самой частью сплит-системы , котор ая находится снаружи дома и фактически выполняет охлаждение. Этот блок всегда оборудован решетками или перфорированными листами для прохождения воздушного потока. Если только они забиваются различным мусором или пылью, качество работы всей системы заметно снижается. Периодически очищайте их от мусора, а также постарайтесь сделать несколько менее заметных мероприятий.

Профилактика кондиционеров для увеличения сроков их службы

Например, п роводите периодическую обрезку декоративного кустарника. Таким образом вы уменьшаете попадани е листьев на решетку внешнего блока и помо гаете агрегату работать более эффективно.

Помочь кондиционеру не перегреваться.

Если внешний блок сплит-системы расположен на солнечной стороне, примите меры для уменьшения воздействия солнечных лучей в ясную погоду. Высадите кустарники или небольшие деревья между точкой наиболее долгого нахождения солнц а и внешним блоком . Сохраняя прямое попадание солнечных лучей на кондиционер, вы заметно сокра щаете его срок работы. В то же время, н е сажайте слишком близко к технике растения, листья которых смогут создавать проблемы для работы оборудования.

Выполняйте ч ист ку кондиционер а регулярно

Как правило, профилактика кондиционеров выполняется два раза в год. Ей занимаются специализированные компании, однако если у вас нет возможности воспользоваться их услугами, то вы можете и сами выполнить некоторые профилактические действия. Обратитесь к руководству пользователя вашей модели оборудования для получения инструкций по очистке кондиционера. В большинстве случаев вы можете использовать щетки и садовый шланг, чтобы промыть от листьев и грязи внешний блок кондиционера , но также нужно производить очистку и вокруг вентилятора , котор ый легко повредить при неудачных действиях . Кстати, о бязательно выключите питание устройства от электр осети перед очисткой, чтобы не испортить агрегат в случае неудачных действий.

Профилактика кондиционеров для увеличения сроков их службы

Р егулярно мыть, прочищать и вовремя менять фильтры

Частота замены сменных фильтр ов будет зависеть от того, как интенсивно вы используете кондиционер, но в среднем она должна быть каждые 30-60 дней. С такой же частотой необходимо споласкивать моющиеся решетки и фильтры. Это крайне важная составная часть профилактики кондиционеров.

Профилактика кондиционеров для увеличения сроков их службы

Сделать перестановку мебели

По возможности старайтесь у бр а т ь мебель и другие препятствия подальше от внутреннего блока кондиционера . Тем самым вы не будете затруднять путь для поступления холодного воздуха в комнату и создадите лучшую циркуляцию для правильной работы сплит — системы .

Установите программируемый терморегулятор

Если ваша сплит-система не оборудована термостатом, то обязательно добавьте в систему программируемый терморегулятор. Это как минимум сэкономит определенные денежные затраты на оплате электроэнергии в течение сезона эксплуатации прибора и создаст меньш ую нагрузку на агрегат . Такой регулятор необходим и для того, чтобы во время вашего отсутствия поддерживалась заданная комфортная температура. В свою очередь в ночное время, его можно установить на несколько градусов выше т. к. на улице воздух становится прохладнее и значит дневной, интенсивный режим лучше не использовать .

Профилактика кондиционеров для увеличения сроков их службы

Проверить воздуховоды на герметичность шв ов и зазор ов

Проверьте все воздуховоды на герметичность. При необходимости, с помощ ью клейкой ленты оберните все швы на воздуховод ах . Это позволит предотвратить потери холодного воздуха прежде, чем он достигнет помещения.

П рофилактика кондиционеров и спользовать дополнительные методы

В качестве дополнения к сплит-системе можно у становит ь потолочный вентилятор, чтобы улучшить циркуляцию воздуха. Желательно п овес и т ь светонепроницаемые жалюзи и ли тяжелые шторы для сокращения солнечного излучения . Старайтесь и збегат ь лишнего использования теплогенерирующих приборов, таких как духовка или посудомоечная машина.

Обязательно в ключ ай те кухонную вытяжную вентиляцию для удаления горячего воздуха во время приготовления пищи.

Профилактика кондиционеров для увеличения сроков их службы

Проводите регулярное обслуживание вашего кондиционера

Как уже говорилось, лучше, если п рофилактика кондиционер ов будет выполняться сотрудниками специализированной компании. Дело в том, что кроме стандартных профилактических мероприятий, опытный специалист за част ую может выявить потенциальные проблемы прежде, чем они станут фатальными . Таким образом е жегодная настройка и мелкий ремонт может добавить несколько лет к сроку службы вашей сплит-системы.

С каждым годом кондиционеры становятся все популярнее, ведь эта разновидность климатической техники позволяет не только поддерживать комфортную температуру и уровень влажности в помещении, но и тщательно очищать воздух, убирая из него пыль, аллергены и бактерии. Действительно незаменимая вещь в доме.

Только вот для того, чтобы кондиционер действительно эффективно справлялся со своими обязанностями, за ним необходимо правильно ухаживать, то есть производить регулярную чистку и профессиональное техническое обслуживание. И об этом, к сожалению, многие пользователи благополучно забывают. А это опасно не только для работоспособности техники, но и для здоровья людей, которые ею пользуются.

Чистка грязного кондиционера

Так что сегодня Блог Comfy подготовил для вас небольшую шпаргалку-напоминалку по уходу за кондеями. В ней мы расскажем, почему так важно регулярно чистить климатические устройства самостоятельно и зачем нужна ежегодная профессиональная чистка кондиционера, которая выполняется мастерами из сервисных центров, что именно они делают и почему это так важно.

Почему кондиционер нужно чистить регулярно

Пыль, которую кондиционер отфильтровывает во время работы, аллергены, грибки, болезнетворные бактерии и микроорганизмы — все это оседает на его фильтрующих системах. И если фильтры не чистятся регулярно, то весь этот адский коктейль со временем начинает выдуваться обратно в помещение каждый раз, когда устройство используется.

Даже больше. Если грибки, которые устройство убирает из воздуха, долго скапливаются на грязных фильтрах, то со временем они могут развиться в целые плесневелые колонии, и с выдуваемым воздухом споры этой плесени будут постоянно разноситься по всему дому. А это очень опасно для здоровья, особенно если в доме живут маленькие дети и люди, страдающие аллергией или астмой.

Проверка кондиционера

Простую чистку кондиционера пользователь может выполнять своими силами, но время от времени таким климатическим устройствам необходима профессиональная чистка и профилактика. С какой периодичностью нужно чистить кондиционер самостоятельно, а когда нужно обязательно обращаться к мастеру и почему? Рассказываем подробнее!

Как часто нужно чистить кондиционер самому

Разные модели кондиционеров предусматривают разную периодичность чистки. К примеру, портативные напольные кондиционеры рекомендуется очищать самостоятельно раз в 1-2 недели, а сплит-системы — раз в 2-3 недели. Эти сроки зависят от разновидности фильтрующих систем, установленных в устройстве.

Важно! Чем выше степень очистки, тем больше загрязнений кондиционер удаляет из воздуха и скапливает на своих фильтрах, и тем чаще им, соответственно, нужна чистка. Продвинутые модели, которые улавливают даже самые мельчайшие частички пыли и аллергенов, очень эффективно очищают воздух. Но и загрязняются они быстрее, чем простенькие модели кондеев, которые могут захватывать только крупные частицы витающей в воздухе пыли и шерсти животных. Поэтому кондиционеры с высокой степенью очистки воздуха очень важно чистить регулярно, чтобы эффективность их работы не снижалась.

Самостоятельная чистка

Вы не знаете, как часто нужно чистить ваш кондиционер? Загляните в инструкцию к нему — там подробно расписано, с какой периодичностью нужно прочищать фильтры кондиционера. И даже пошагово описан порядок действий для такой самостоятельной обработки.

Как часто чистить кондиционер должен мастер

Что же касается профессиональной чистки климатической техники, то к сервисным мастерам рекомендуется обращаться не реже одного раза в год, если устройство используется только для охлаждения воздуха. В таком случае полную чистку и профилактику кондиционера нужно делать весной — после зимнего простоя техники. А вот если кондиционер работает не только для охлаждения, но и для обогрева, то тут выполнять профилактику и профессиональную чистку следует уже два раза в год — весной и осенью.

Пыль на решетке

Мастер прочистит воздуховоды, фильтрующие и дренажные системы вашего кондея от скопившейся грязи и пыли, промоет все специальными дезинфицирующими средствами, проверит работоспособность всех компонентов внутреннего и наружного блоков. Если это требуется, также будет произведена замена неисправных деталей и дозаправка фреоном охлаждающей системы. Такая профилактика необходима для безопасности пользователей, обеспечения эффективной работы и продления срока службы устройства.

Важно! Профессиональная чистка кондиционера обязательно должна выполняться минимум раз в год. Это особенно важно для устройств, которые еще находятся на гарантийном обслуживании. Если пользователь не обращается к лицензированным специалистам из сервисного центра для проведения плановых профилактических работ, он может потерять действующую гарантию на технику.

Дозаправка фреоном

Какие работы выполняет мастер во время чистки и профилактики кондиционеров?

  • Очистка всех фильтров и внутреннего блока климатической техники со специальными профессиональными средствами, обладающими противогрибковым и антибактериальным эффектами.
  • Очистка, промывка и дезинфекция дренажной системы кондиционера.
  • Очистка внешнего блока кондиционера.
  • Полная проверка работоспособности устройства, состояния всех расходников и подвижных элементов.
  • Проверка и корректировка системы креплений внешнего и внутреннего блоков.
  • Проверка уровня фреона в системе. При необходимости выполняется дозаправка охлаждающей системы кондиционера фреоном.

Как видите, выполнить эти работы на профессиональном уровне пользователь самостоятельно не сможет, а они просто жизненно необходимы для поддержания кондиционеров в полностью рабочем и, главное, безопасном для пользователей состоянии. Именно поэтому так важно своевременно проводить плановую профилактику кондиционера.

Неприятный запах из кондиционера

Вы сталкивались с тем, что при включении кондиционера в помещениях появляется неприятный запах? Выдуваемый нечищеным после долгого простоя кондиционером воздух может пахнуть пылью или плесенью, а иногда в нем присутствует даже характерный запах застоявшейся воды.

И это очень нехорошие звоночки — появление таких запашков означает, что фильтры и трубки внутри устройства загрязнены и забиты. Использовать такой кондиционер попросту опасно для здоровья, ведь он не просто не чистит воздух, но даже его дополнительно загрязняет, выдувая в помещение огромное количество пыли, аллергенов, болезнетворных бактерий, микроорганизмов и спор грибков.

Что делать, если кондиционер плохо пахнет? Немедленно выключите устройство и тщательно проветрите помещение. Самостоятельная очистка кондиционера в таком случае уже не поможет — без профессиональной подготовки, оборудования и специальных дезинфицирующих средств рядовой пользователь не сможет привести устройство в порядок.

Чистый кондиционер

В лучшем случае техника будет просто неполностью очищена, и устройство продолжит незаметно засевать воздух в вашем доме частичками всей той гадости, что осталась внутри его фильтрующих систем. Ну а в худшем девайс попросту сломается из-за неправильной очистки и сборки-разборки, что приведет или к дорогостоящему ремонту, или вообще к покупке нового кондиционера.

Поэтому для таких задач обязательно нужно вызывать мастера, а не устраивать самостоятельные эксперименты. Увы, они обычно обходятся слишком дорого — как для здоровья, так и для техники. Так что чистить кондиционеры нужно не только регулярно, но еще и правильно! 😉

Как почистить кондиционер самостоятельно

Ну а если говорить об обычной очистке, которую пользователь должен производить самостоятельно пару раз в месяц, то первое, с чего нужно начинать самостоятельную чистку кондиционера — это отключение его от сети. Мы же помним, что нельзя лезть в подключенное к розетке устройство, правда? 😅

Далее нужно вооружиться несколькими текстильными салфетками, мягким моющим средством и пылесосом. Фильтры некоторых моделей бытовых кондиционеров можно промывать проточной водой, а некоторые чистятся всухую — только при помощи пылесоса. Так что, прежде чем заглядывать внутрь кондиционера, сначала обязательно внимательно изучите инструкцию к своей технике — там все это подробно описано. В инструкции же, кстати, вы найдете и подсказки о том, как правильно открыть корпус кондиционера, снять решетки и фильтры, чтобы ничего не сломать.

Слой пыли

  1. Следуя рекомендациям, указанным в инструкции к вашему кондиционеру, откройте корпус устройства, снимите переднюю решетку и промойте ее теплой проточной водой. Если решетка сильно грязная, то ее можно аккуратно вымыть с мягким моющим средством.
  2. Воздушные фильтры в кондиционерах могут быть разного типа. Если одни из них можно мыть, то другие — только чистить сухим способом (пылесосом). Кроме того, в некоторых моделях кондиционеров предусмотрены одноразовые фильтры предварительной очистки воздуха — их просто меняют на новые.
  3. Мягкой тканью нужно протереть подвижные жалюзи кондиционера — те самые пластинки, которыми регулируется направление выдува воздуха. Если они сильно загрязнены, и просто стереть пыль сухой салфеткой с них недостаточно, вы можете протереть эти жалюзи чуть влажной тканью с добавлением мягких моющих средств.
  4. Также следует регулярно самостоятельно проверять визуально состояние внешнего блока климатической системы — не попали ли в него посторонние предметы, листья или побеги растений, нет ли там насекомых. Это особенно актуально для частных домов и квартир, расположенных на нижних этажах.

Обычно таких манипуляций достаточно для простой поверхностной очистки кондиционера своими руками. Это совсем несложно и занимает немного времени. Ну а для более серьезных работ по очистке и дезинфекции систем кондиционирования, как мы уже говорили, надо обращаться к мастерам из сервисных центров.

Сервисные мастера Comfy по обслуживанию кондиционеров приедут к вам в назначенное время, проведут полную профилактику и чистку климатической техники. Если потребуется дозаправка системы фреоном, мастер дозаправит ваш кондиционер, чтобы устройство работало эффективно и безопасно.

В раскаленный летний день никакое другое достижение цивилизации не радует так, как кондиционер. И в офисе, и дома мы стараемся создать комфортный климат. А чтобы техника прослужила долго и не причиняла вред здоровью, нужно соблюдать простые правила эксплуатации и правильно производить ее обслуживание.

Как продлить срок службы кондиционера

В первую очередь, речь пойдет о популярных сплит-системах, которые состоят из внутреннего и внешнего блоков. О более простых мобильных кондиционерах поговорим отдельно, но большинство советов, не связанных с конструкционными особенностями сплит-систем, применимы и к ним.

На что стоит обратить внимание с самого начала

1. Грамотный выбор места монтажа кондиционера и отсутствие препятствий на пути воздуха

Это не относится напрямую к эксплуатации кондиционера, но влияет на нее. Желательно располагать внутренний блок так, чтобы поток воздуха не шел напрямую на людей, следовательно, не стоит обращать кондиционер в сторону кроватей, диванов, рабочих столов, и так далее.

Это важно, так как под постоянным прямым потоком воздуха очень легко простудиться, особенно в жару, когда перепады температур вне помещения и внутри него очень велики.

Что касается уже установленного кондиционера, не нужно ставить на пути воздуха мебель, перегородки, закрывать кондиционер шторами — это нарушает его работу, часто не дает возможности равномерно охлаждать комнату, а значит, вентилятор будет вращаться в усиленном режиме, что увеличит риск поломки.

2. Закрытые двери и окна при работающем кондиционере

Хотя свежий воздух очень важен, в данном случае он будет только впустую повышать температуру в квартире или офисе, заставляя кондиционер работать на пределе. Холодный воздух при этом будет уходить, то есть, по сути, будет охлаждаться улица, а не помещение. Тем не менее, проветривать помещение все же нужно, хотя бы 2-3 раза в сутки, поскольку за ложной прохладой легко пропустить снижение уровня кислорода в воздухе, что чревато — в лучшем случае — сонливостью и быстрой утомляемостью.

Как продлить срок службы кондиционера рис-2

3. Уход за фильтрами кондиционера

Пыль, частицы грязи, а в начале лета тополиный пух сильно забивают фильтры. Это ослабляет работу кондиционера и в конечном итоге может привести к поломке. Рекомендуется чистить фильтры комнатного блока раз в две недели. Для этого их необходимо извлечь, пропылесосить, затем аккуратно промыть раствором любого моющего средства для посуды под теплой водой, просушить и установить на место. Если сушка выполняется с помощью фена, установите невысокую температуру сушки, иначе пластиковые сеточки могут оплавиться.

Стоит ли бояться болезни легионеров?

Как продлить срок службы кондиционера рис-3

Сделать это можно самостоятельно: с помощью медленного и аккуратного пролива нескольких литров очень слабого раствора антибактериального (100-200 мл на 5 литров теплой воды) или хлорсодержащего (1 колпачок на 5 литров теплой воды) средства через ребра испарителя — алюминиевого радиатора позади пылевых фильтров. Спустя 15-минут пролейте испаритель простой водой, удалите явные следы воды и включите кондиционер в режим работы вентилятора для сушки. Вся процедура займет 30-40 минут. И хотя в процессе пролива основная масса воды выльется через дренаж на улицу, часть все равно попадет на пол, как бы вы ни старались: готовьте полотенца и салфетки!

Если исходящий воздух пахнет гнилью или имеет кислый аромат, то это явный сигнал о необходимости чистить испаритель

И в финансовом плане самостоятельный пролив выгоднее: нужно потратить всего 150-200 рублей на бутылку средства, ее хватит на несколько лет. Тогда как баллончик спрея (которого хватает лишь на 2 применения, то есть, полгода-год, в зависимости от ситуации) обойдется около 1000 рублей.

Альтернативный вариант — вызвать специалиста. Он, вооружившись мини-мойкой высокого давления, все сделает лучше неопытного обывателя, но заплатить придется свыше 2500 рублей за процедуру. Впрочем, к помощи специалиста имеет смысл прибегать только в том случае, если обслуживанием кондиционера никто не занимался долгие годы. Так или иначе, противогрибковую чистку испарителя комнатного блока необходимо проводить минимум дважды в год: в начале жаркого сезона и осенью, перед консервацией кондиционера на зиму.

Как продлить срок службы кондиционера рис-4

4. Щадящий режим работы в сильную жару.

Не нужно сразу включать кондиционер на минимальную температуру, особенно если в помещении жарко, и там уже находятся люди. Рекомендованная температура кондиционированного воздуха — 21-23º С. В массе своей кондиционеры охлаждают и гораздо сильнее: до 16-17º С.

5. Соответствие мощности кондиционера реальным условиям эксплуатации.

Определиться с мощностью кондиционера, по идее, не сложно, но учитывайте такой нюанс: если в комнате много аппаратуры (телевизор, компьютер, холодильник, и так далее), то следует выбирать более производительную модель кондиционера или выставлять термостат на 1-2 градуса ниже. И помните: инверторные модели сплит-систем, как правило, заметно тише обычных (но и дороже). А шумнее всего – мобильные кондиционеры. Их рекомендуется выбирать только в том случае, если установить стационарную сплит-систему нет никакой возможности.

6. Соблюдение правил использования, сервисное обслуживание.

Медосмотр для кондиционера

Рекомендованная периодичность проведения сервисного обслуживания — раз в год. Но в некоторых случаях это нужно делать чаще. Например, если внешний блок выходит на оживленную пыльную улицу. Или в кондиционер задувает слишком много тополиного пуха.

Есть определенные признаки, по которым определяют, что кондиционеру уже пора уделить внимание:

  • охлаждение стало происходить медленнее, температура не соответствует той, которая выставляется на пульте управления;
  • из внутреннего блока капает вода; на нижней части корпуса образуется маслянистый налет или конденсат;
  • повышение вибрации и шума при работе;
  • внезапные выключения;
  • иней на трубах, решетке радиатора, соединительных элементах фреонопровода;
  • отсутствие реакции на переключение с пульта, хотя батарейки в пульте свежие.

Причины неисправностей (или возможных неисправностей, которые случатся, если вовремя не заказать обслуживание) разнообразны.

Для справки:

Фреон — смесь этана и метана в жидком или газообразном состоянии. Его состав разработал в 1928 году Томас Мидглей, химик из Америки. С 1931 года применяется как хладоноситель в холодильном оборудовании и кондиционерах. Раньше использовался аммиак, который вредил здоровью, фреон же при правильно эксплуатации техники считается безопасным.

Одна из самых частых — засорение пылью и грязью, плесень внутри компатного блока. Как с этим бороться, описано выше. Если же засорился внешний блок, а вы живете в многоэтажке, то без помощи специалиста не обойтись. Также возможна утечка хладагента (фреона) — как из-за неплотного подключения труб на стадии монтажа, так и из-за возраста машины. На эту тему правило простое: если же кондиционер перестал охлаждать (температура воздуха не опускается ниже определенной отметки), нужно вызвать мастера для дозаправки хладагента — фреона. В профилактических целях дозаправку требуется выполнять примерно раз в 3 -4 года.

Как продлить срок службы кондиционера рис-5

По простому сценарию: напольные мобильные кондиционеры

В целом к их эксплуатации применимы те же правила: не стоит перегружать кондиционер, ставить так, чтобы что-то мешало потоку воздуха, нельзя сидеть прямо под струей. Помимо этого важно учитывать, что компрессор у мобильного кондиционера находится на во внешнем блоке, а в помещении, он всегда сильно шумит и требует постоянного отвода горячего воздуха от двигателя компрессора. Поэтому приходится открывать окно и выводить туда гибкий шланг диаметром около 12 см. Это нужно делать обязательно, в противном случае эффект от охлаждения вы не ощутите!

Читайте также: