Проверка блока управления вентилятора кондиционера

Обновлено: 10.05.2024

В большинстве блоков управления доступ по заводскому протоколу открывает расширенный набор параметров по сравнению с доступом по стандартному протоколу OBD. С точки зрения диагностики параметры даже более полезны, чем коды ошибок.

Понятно, что в специализированном сервисе, при наличии квалифицированного специалиста, проблему не только найдут, но тут же и устранят – были бы деньги. Однако нередка ситуация, когда для попадания к нужному специалисту надо записываться за пару недель. Кроме того, кому-то интересно самому понимать происходящее в системе хотя бы приблизительно. Это лишним не бывает. Поэтому наш рассказ – о предварительной диагностике, доступной подручными средствами. Диагностике, которая поможет разобраться в проблеме и иметь сложившуюся картину мира перед визитом на сервис. А может, и устранить проблему самостоятельно – если звезды сложатся удачно.

Как этого добиться - продемонстрируем на примере автомобиля Nissan Juke.

Устройство системы

Прежде чем говорить о диагностике системы, надо разобраться в том, как она работает. Принцип работы кондиционера простой

Компрессор работает не постоянно. Он отключается, когда давление фреона достигает некоего максимума, заданного разработчиками системы. После этого он останавливается, и включается после того, как давление опустится ниже минимума, опять же, заданного разработчиками системы.

В современных автомобилях управление кондиционером осуществляет блок управления. Для этого он анализирует данные с датчика давления фреона в системе, состояние кнопки включения кондиционера (или запрос на включение от системы климат-контроля).

Исполнительный механизм для включения компрессора – электромагнитная муфта в шкиве компрессора. Также существуют компрессоры с постоянным приводом без муфты – в этом случае в составе компрессора есть клапан, при подаче сигнала на который компрессор начинает нагнетать давление в конденсер.

При поступлении команды на включение блок управления проверяет значение давления в системе. Если оно ниже определенной нормы – предполагается, что в системе недостаточно фреона, и компрессор не включится. Если оно выше верхней границы – предполагается, что в системе уже создано максимально допустимое давление, и включать компрессор нельзя.

Также блок управления может учитывать еще ряд факторов, начиная от температуры воздуха на улице и заканчивая исправностью сопряженных систем.

От общей проблемы – к возможным причинам

  • система управления потоками воздуха приоткрывает (или полностью открывает) заслонку, направляющую поток воздуха через испаритель кондиционера;
  • система управления понимает, что надо начать цикл охлаждения, анализирует условия и при необходимости включает компрессор кондиционера.

И с первого же пункта мы понимаем, что может пойти не так: заслонки могут просто не переключиться, и воздух пойдет в обход испарителя. Чтобы исключить эту причину, достаточно через некоторое время после включения кондиционера открыть капот, найти две трубки системы кондиционирования (к испарителю и от него), и потрогать их. Та, что идет от испарителя к компрессору, должна быть ощутимо холодной. Если это так – то сам по себе кондиционер работает, а проблему надо искать в заслонках, забитом салонном фильтре, вентиляторе отопителя – но никак не в самом кондиционере.

Другое дело, если трубка холодной не становится. Значит, что-то не так с работой той системы, что описана в предыдущем разделе.

1)Начать можно с вопроса, включается ли компрессор. Если он оснащен электромагнитной муфтой, то ее включение сопровождается громким щелчком. Кроме того, начало вращения компрессора видно невооруженным взглядом. Также, вместе с компрессором, должен включаться вентилятор, обдувающий конденсер и отводящий от него избыточное тепло. Если этого не происходит, то в первую очередь необходимо разбираться с цепью управления вентилятором – без этого говорить о корректной работе кондиционера бессмысленно.

Проблема, если в крупную клетку, связана с одной из следующих ситуаций: либо давление не создается, либо не сбрасывается. Чтобы определиться, нужно вывести на экран давление в системе кондиционера в графическом виде. При включении компрессора давление должно быстро вырасти:

Чтобы определиться, нужно вывести на экран давление в системе кондиционера в графическом виде. При включении компрессора давление должно быстро вырасти.


После выключения – немного упасть:

После выключения – немного упасть.


При штатной работе системы компрессор будет регулярно включаться и выключаться, поддерживая давление приблизительно в этих пределах.

Эту же ситуацию можно проверить и без сканера – потрогав трубку от компрессора к конденсеру. При первом включении кондиционера, если давление растет, трубка должна нагреться. Однако и здесь возможны варианты,

Приведенное выше изложение не учитывает ряд тонкостей, так как преследует своей целью дать общее понимание о принципах работы системы, а также помочь понять происходящее автовладельцу, столкнувшемуся с проблемами данной системы. Как минимум до уровня, на котором объяснения сотрудника сервиса не будут казаться тарабарщиной и рассказом о сверхъестественных явлениях. С той же целью и с теми же ограничениями создан и приведен ниже упрощенный алгоритм предварительной диагностики.

С той же целью и с теми же ограничениями создан и приведен ниже упрощенный алгоритм предварительной диагностики.


Видео к данной статье:

Современные бытовые сплит-системы – достаточно сложные устройства, функционирование которых зависит от нескольких узлов. Выход из строя любого из них приводит если не к полному отказу климатической техники, то к невозможности исполнения части основных функций.

Некоторые неисправности кондиционеров, способы устранения которых не требуют специальной подготовки, можно ликвидировать самостоятельно, более сложный ремонт проведут в сервисном центре.

Типовые признаки неисправностей кондиционера

Основных признаков отказа какого-либо из узлов кондиционера немного. При появлении любого из них следует немедленно отключить оборудование от питающей сети и попытаться выяснить причину сбоя (или же вызывать специалистов сервисного центра):

Вариантов, которые можно включить в список еще множество, и каждый из них имеет собственные причины такой реакции (точнее, ее отсутствия) со стороны оборудования:

К этому варианту неполадок основная масса пользователей относит отсутствие:

  • реакции на нажатие кнопок дистанционного или проводного пульта;
  • индикации на лицевой панели внутреннего блока;
  • забора воздуха из помещения и его возврата после охлаждения/нагрева;
  • характерного шума вентиляторов и компрессора;
  • перемещения жалюзи;
  • вращения лопастей вентиляторов, которое можно наблюдать через решетку на корпусе наружного и (при желании) на внутреннем блоке.
  • Кондиционер не охлаждает/не нагревает воздух

Такая ситуация, как правило, описывается однозначно. При включении кондиционера работа узлов не отличается от обычной – запускаются вентиляторы и компрессор, устанавливаются в заданное положение или совершают качания жалюзи, нагнетается поток воздуха. Однако температура воздуха на выходе остается такой же, как и в помещении или отличается от нее крайне незначительно. Именно с таким проявлением неисправностей пользователи бытовых сплит-систем сталкиваются наиболее часто.

  • Нарушен временной цикл работы сплит-системы

В этом случае кондиционер либо включается с задержкой от нескольких секунд до минут, либо после перехода в активную фазу охлаждения/обогрева отключает компрессор и вентиляторы через несколько секунд/десятков секунд. При этом времени в этой фазе недостаточно, чтобы набрать нужные параметры температуры в помещении.

  • Течь конденсата из внутреннего блока.
  • Обмерзание элементов конструкций и др.

Без детальной диагностики определить неисправность, которая стала причиной такого поведения оборудования практически невозможно. Частично ее можно провести самостоятельно, но лучше поручить эту задачу специалистам сервисных компаний. В их распоряжении есть соответствующее оборудование и контрольно-измерительная аппаратура, более детальная документация на каждую модель климатической техники.

Разобраться пользователю в проблеме самостоятельно поможет система диагностики кондиционера. Сегодня она работает практически на всех, даже самых бюджетных, моделях. Электронный блок проводит опрос установленных в системе датчиков и по их показателям, в случае возникновения неполадок, выдает коды ошибок на сервисном дисплее или в виде комбинации светодиодных индикаторов.

Как правило, их можно найти в документации на сплит-систему, как и возможные причины их появления, и методы устранения неполадок. Следует отметить, что в большинстве случаев для ремонта потребуется вмешательство квалифицированного специалиста.

Диагностика и устранение неисправностей кондиционеров

Диагностировать сбои в работе кондиционера, если они не выдаются при самодиагностике – задача непростая, требующая представления о деталях и узлах в составе оборудования.

Диагностика и устранение неисправностей кондиционеров

Устройство сплит-системы, при всей его кажущейся сложности, легко понять даже без специальной подготовки. В него входят:

  • Испаритель с теплообменником (радиатором) во внутреннем блоке, предназначенный для отбора тепла из внутреннего воздуха обслуживаемого помещения.
  • Конденсатор с радиатором в наружном блоке, отводящий тепло в окружающее пространство.
  • Вентиляторы, создающие воздушный поток через радиаторы.
  • Компрессор, обеспечивающий необходимое для циркуляции фреона давление.
  • Электронный блок управления, принимающий сигналы задания и датчиков, выдающий команды управления на все узлы сплит-системы.

Конденсатор, испаритель и компрессор объединены трубопроводами в охлаждающий контур, в котором происходит циркуляция хладагента, переносящего тепло. В каждом из этих устройств возможны неисправности, приводящие к остановке работы или неверному функционированию кондиционера.

Охлаждающий контур

Пожалуй, единственной аварийной ситуацией в охлаждающем контуре следует считать разгерметизацию, вызывающую утечку хладагента.

Охлаждающий контур

При некачественном монтаже, разрушении герметизирующих и монтажных деталей (например, при появлении трещины в фиксирующей патрубок гайке), коррозии магистралей появляются дополнительные места утечек. Расход фреона превышает штатные показатели, кондиционер теряет производительность и скорость набора температуры, проявляется обмерзание деталей и т.д.

Однозначно диагностировать течь хладагента конечному пользователю сложно:

  • Он не располагает необходимой аппаратурой для оценки количества оставшегося в системе фреона. Показатели, по которым он может судить о состоянии контура – температура трубопроводов и радиаторов, давление в системе. Однако и эти измерения требуют специальных приборов — как минимум, крепящихся к поверхности термометров и манометрического узла (коллектора) и навыков обращения с ними.
  • В некоторых случаях судить о месте утечки можно по потекам масла и налипанию пыли, однако такой метод нельзя считать достоверным и работающим во всех случаях.
  • Даже если потеря герметичности не вызывает сомнений, возникает проблема с поиском конкретного места утечки.

Для этого применяются различные методы:

  • Погружение в воду;
  • Использование мыльного раствора;
  • Применение ультрафиолетовых красителей и ламп;
  • Работа с течеискателями различных конструкций.

Устраняют протечку хладагента в следующем порядке:

    Отключают сплит систему от сети.
  1. Проводят визуальный осмотр магистралей, уделяя особое внимание местам соединения, качеству завальцовки и целостности арматуры.
  2. При необходимости производят поиск мест разгерметизации (может потребоваться удаление фреона из системы, ее закачка азотом).
  3. Протечки ликвидируют заменой деталей, пайкой проблемных мест, обрезкой патрубков в местах соединений с повторной завальцовкой. Работы ведут на системе без хладагента.
  4. Проводят опрессовку контура.
  5. Выполняют вакуумирование.
  6. Заправляют систему фреоном.

При наличии необходимого оборудования выполнить все работы можно самостоятельно. Однако в сервисном центре ремонт будет выполнен качественнее и быстрее.

Все необходимые материалы можно приобрести в том же сервисном центре. Там также предоставляют оборудование (вакуумные станции, манометрические коллекторы и пр.) напрокат.

Вентиляторы

К основным неисправностям вентиляторов наружных и внутренних блоков сплит-систем относят:

  • Поломку лопастей (чаще встречается на внешних блоках, где наблюдается обмерзание, возможно попадание крупного мусора).
  • Обрыв проводников обмоток двигателей (межвитковое короткое замыкание или на корпус устройства) или их обрыв.
  • Деформация вала и заклинивание.

Поломка лопастей чаще встречается на внешних блоках

Неисправность внутреннего блока

  • В трехфазных системах – неправильное чередование фаз или подключение меньшего их количества.
  • В вентиляторах с двигателями переменного тока – выход из строя конденсатора на обмотках.

Провести качественную диагностику пользователь сможет, пожалуй, только для первого пункта списка – поломки лопастей. Она определяется визуальным осмотром. Что касается замены крыльчатки, провести ее без проблем получится только на осевых вентиляторах наружного блока.

Во внутреннем, как правило, применяются центробежные конструкции, во многих из которых крыльчатка объединена с ротором двигателя. В этом случае единственным вариантом ремонта станет замена.

Для диагностики остальных проблем следует:

  1. Обесточить систему.
  2. Отсоединить проводники, идущие к электронному блоку.
  3. Провести замеры сопротивлений обмоток (рабочие величины производитель указывает в технической документации).
  4. Проверить конденсатор обмоток.
  5. Если проблем не выявлено – подключить проводники, включить систему, провести замеры напряжений и токов (требуется соблюдение правил электробезопасности, необходим соответствующий допуск).

По результатам измерений делают вывод о работоспособности вентилятора и необходимости его замены (восстанавливать оборудование в кустарных условиях не следует).

Заменой всего узла устраняют и другие проблемы – заклинивший вал, износившиеся подшипники и пр.

Компрессор

Компрессор кондиционера

Признаками неисправности компрессора могут служить:

  • задержки включения кондиционера;
  • нарушения цикла работы;
  • наличие характерного гудения (при этом кондиционер не включается).

Причинами могут быть пробой и обрыв проводников, в устройствах переменного тока выход из строя конденсаторов, отказ клапанов (ТРВ или четырехходового), заполнение картера фреоном и пр.

Диагностику проблем и ремонт проводить собственными силами не рекомендуется, даже когда есть полная уверенность в необходимости замены деталей и узлов. После их замены, скорее всего, потребуется регулировка датчиков, которую без полного доступа к возможностям, прежде всего электронного блока, выполнить затруднительно.

Электронный блок управления

В современных системах именно сложная управляющая электроника становится наиболее частой причиной отказов климатической техники. Подобные ситуации возможны вследствие перенапряжений и просадок напряжения в питающей сети, воздействия грозовых разрядов, грубого нарушения требований технической документации (например, подключение электрооборудования без заземляющего провода) и пр.

Схема внутреннего блока кондиционера

Электронный блок управления

Точно установить наличие проблем в работе электронного блока, их характер и провести ремонт могут только специалисты, обладающие соответствующим уровнем подготовки и допусками. Решает проблему обращение в сервисный центр.

Даже простая замена электронного блока должна выполняться специалистами сервисной компании. В противном случае возможны проблемы с настройкой сплит-системы и полный отказ. Кроме того, неквалифицированные действия могут привести к выходу из строя других узлов системы, что существенно усложнит дальнейший ремонт и поднимет его стоимость.

Важнейшее правило, которое нужно знать владельцам сплит-систем – нельзя пренебрегать регулярным обслуживанием и чисткой кондиционера! Большинство проблем в работе системы является не следствием неисправностей, а результатом загрязнений и устраняется простой очисткой. Кроме того, периодическое обслуживание является лучшим средством профилактики аварий.

Вопросы и ответы

Можно ли проверить работоспособность компрессора без доступа к наружному блоку (он установлен достаточно высоко)?

Сделать это проблематично, кроме того, если будет выявлена неисправность, замена все равно потребует доступ к блоку. Лучше сразу обратиться к специалистам, в распоряжении которых есть соответствующее оборудование, в том числе, подъемное.

В инверторных системах такого типа устанавливаются вентиляторы с двигателями постоянного тока, которым для пуска и работы не требуется конденсатор. Соответственно, его не требуется проверять и менять.

Нередко советуют использовать для картера дополнительный нагреватель, если в системе нет такого штатного. Однако это лишь частичное решение проблемы, чаще потребуется проверка герметичности контура и дозаправка хладагентом.

При включении сплит-системы хаотически мигают все индикаторы, блоки не стартуют, перезагрузка не помогает. Говорит ли это о полном выходе из строя блока управления и необходимости его замены?

Поиск неисправностей низкоскоростной цепи вентилятора конденсатора кондиционера и вентилятора радиатора

  • Не приступайте к устранению неисправностей, если компрессор кондиционера неисправен. Обратитесь к перечню поиска неисправности по признаку.
  • Перед поиском неисправности по признаку проверьте коды неисправности силового агрегата, кроме двигателя типа L13A7,, R18A2.

Предохранители исправны?

ДА - Перейдите к 2.

НЕТ - Замените предохранители и повторите проверку. Если предохранители снова перегорают, проверьте, нет ли замыкания в цепи предохранителя № 18 (20 А) и № 36 (20 A). n

Включен ли FAN LOW CTRL (режим низких оборотов вентилятора)?

ДА - Перейдите к 6.


Есть ли напряжение на аккумуляторе?

ДА - Перейдите к 11.

НЕТ - Устраните разрыв провода между блоком ECM и блоком предохранителей и реле или предохранителем № 36 и блоком предохранителей и реле. Если провод в порядке, замените блок предохранителей и реле. n


Работают ли вентиляторы конденсатора и радиатора системы кондиционирования воздуха на низких оборотах?

ДА - Проверьте, не ослабли ли соединения проводов на контактах клеммы № 4 в 44Р разъеме А компьютера ЕСМ, замените его на заведомо исправный компьютер ЕСМ и повторите проверку. Если признак/индикация исчезает, замените оригинальный блок ECM двигателя L13A7, R18A2. n

НЕТ - Перейдите к 14.

17.Поверните ключ в замке зажигания в положение ON (II), затем включите систему кондиционирования воздуха и вентилятор.


Есть ли напряжение в аккумуляторной батарее?

ДА - Перейдите к 19.

НЕТ - Устраните разрыв между блоком реле/предохранителей моторного отсека и вентилятором радиатора. Если провод в порядке, замените блок предохранителей и реле. n


Работает ли вентилятор радиатора?

ДА - Перейдите к 23.

НЕТ - Замените электродвигатель вентилятора радиатора. n

Исправно ли реле?

ДА - Перейдите к 26.

НЕТ - Замените реле управления вентилятором. n


Есть ли напряжение на аккумуляторной батарее?

ДА - Перейдите к 28.

НЕТ - Восстановите соединение между вентилятором радиатора и реле вентилятора радиатора. n

28.Отожмите кнопку системы управления вентилятором, затем поверните ключ в замке зажигания в положение OFF,


Непрерывно ли соединение?

ДА - Перейдите к 31.

НЕТ - Восстановите соединение между реле управления вентилятора и иентилятором кондиционера. n


Непрерывно ли соединение?

ДА - Замените привод вентилятора конденсатора системы кондиционирования воздуха. n

НЕТ - Ликвидируйте разрыв проводе между вентилятором конденсатора и "массой". Если провод исправен, проверьте надежность контакта с "массой" в точке G301. n

Внутренний блок кондиционера начинает работать только если рукой раскрутить вентилятор (крыльчатку), без этого мотор, который крутит вентилятор не запускается.

Вчера разобрали внутренний блок и попробовали запустить мотор без нагрузки, то есть без вентилятора. В итоге мотор не запустился, пока не крутанули его руками.

В общем мотор запускается только "толкача"

У меня два вопроса:

Это мотор просто уже при смерти или причина может быть другая где-то в самом внутреннем блоке? Не хотелось бы купить новый, а он потом тоже так будет работать "с толкача".

Вот такой мотор
[


Напряжение в сети не мерили? "Белка" от руки крутится легко?

необходимо проверить пусковой конденсатор
схему подключения отдельно от платы можно увидеть на шилдике самого мотора

Designman написал :
Напряжение в сети не мерили? "Белка" от руки крутится легко?

Напряжение в норме.
От руки крутиться легко, щас лежит на столе отдельно от кондера, только что проверял.
Когда кондер в сборе, то сам мотор с первого раза не запускается, нужно несколько раз крутануть. Без нагрузки (вентилятора) запускается быстрее.

polepole написал :
необходимо проверить пусковой конденсатор
схему подключения отдельно от платы можно увидеть на шилдике самого мотора

Я в схемах не бум-бум
сфоткал схему, может кто подскажет, что делать.
Конденсатор проверить не смогу, так как не знаю чем и как.

Если окажется, что мотор отдельно от кондера тоже не запускается, то это будет указывать на его смерть, а значит просто его нужно заменить. Но если он без проблем запустится, то буду вызывать мастера, пусть разбирается.


Саймон написал :
Я в схемах не бум-бум
сфоткал схему, может кто подскажет, что делать.
Конденсатор проверить не смогу, так как не знаю чем и как.

А зачем лезете внутрь, если ничего не понимаете? Что мешает специалиста вызвать?

tech-nik написал :
А зачем лезете внутрь, если ничего не понимаете? Что мешает специалиста вызвать?

А что там такого особого понимать нужно, если вдруг умирающий мотор? Много ума нужно, чтобы соединить разьемы которые не реально подсоединить "не туда"?

Мне нужно понять мотор в норме или умирает, если в норме, то тогда уже специалиста вызывать буду. А если не в норме, то просто куплю новый и поставлю.

Можно проверить остающуюся емкость конденсатора любым нормальным мультиметром, либо на время подключить другой - с такой-же емкостью и напряжением.

Саймон написал :
Мне нужно понять мотор в норме или умирает, если в норме, то тогда уже специалиста вызывать буду.

Сделайте крупный снимок схемы. Емкость конденсатора указана? Если да - проще не разбираясь заменить конденсатор на новый.

Vladimir_Vas написал :
Сделайте крупный снимок схемы. Емкость конденсатора указана? Если да - проще не разбираясь заменить конденсатор на новый.

Вот фото схемы на моторе:
[


А какой именно (фотки ниже) конденсатор является пусковым? Ато их тут несколько.








П.С. Все фото увеличиваются по клику.

Не особо видно, но в любом случае не электролитический конденсатор .

Если ты понял одно дело, поймешь и восемь .

Большой черный прямоугольник под трансформатором на первой фотке - 450V, 1.2mF

Designman написал :
Большой черный прямоугольник под трансформатором на первой фотке - 450V, 1.2mF

Совершенно верно. Необходимо прозвонить обмотки мотора и провода, соединяющие их с питанием. Такие симптомы, как у Вас, бывают когда та обмотка, что подключается через конденсатор оборвана или отключена. Или оборван (непропай) вывод конденсатора. Проверьте это тестером.
Если у обмотки обрыв - не факт, что его удастся устранить самостоятельно. Вторая обмотка цела - иначе мотор бы не крутился после раскрутки вручную.

Vladimir_Vas написал :
Совершенно верно. Необходимо прозвонить обмотки мотора и провода, соединяющие их с питанием. Такие симптомы, как у Вас, бывают когда та обмотка, что подключается через конденсатор оборвана или отключена. Или оборван (непропай) вывод конденсатора. Проверьте это тестером.
Если у обмотки обрыв - не факт, что его удастся устранить самостоятельно. Вторая обмотка цела - иначе мотор бы не крутился после раскрутки вручную.

А как проверить обмотку мотора, ведь он вроде как не разборной? Корпус похож на спаяный.

Что-то мне кажется, что виноват конденсатор.
Обьяняю почему так думаю: дело в том, что проблема появилась еще в начале прошлого лета.
Поначалу он запускался с 2 легких запусков рукой, потом пестепенно уже нужно было 3, потом 4 и так постепенно количество "пинков" нужно было увеличивать.
Я так понимаю что чем больше раз нужно было крутануть крыльчатку для запуска мотора, тем меньше становилась емкость конденсатора. Такое возможно?

Правильно ли я понимаю, менять нужно одно из двух, либо конденсатор, либо мотор?

Читайте также: