Проверка масла на кислотность компрессора кондиционера

Обновлено: 04.05.2024

В чем-же заключается сама процедура кондиционера в мастерской и так ли она необходима

Известно, например, что существуют различные методы очистки
фреонового контура кондиционера, основанные на использовании фильтров,
которые устанавливаются в разрыв фреонового контура и собирают на себя
вредные вещества.

Почему нельзя использовать такие методы? Зачем нужно производить эти работы обязательно в мастерской?

Дело в том, что в описанных выше ситуациях происходит прежде всего
загрязнение масла компрессора или изменение его свойств. Методики,
основанные на использовании фильтров при этом к сожалению неэффективны.

Нет фильтров которые способны восстановить смазочные свойства масла
подвергнутого термическому разложению, удаление влаги, которая
находится в компрессоре под слоем масла с помощью фильтров также крайне
не эффективна. Поэтому единственный способ очистить масло компрессора —
заменить его. Эта процедура может быть выполнена только после демонтажа
компрессора и следовательно возможна только в условиях хорошо
оборудованной мастерской.

При этом выполняются следующие мероприятия:

  1. Эвакуация хладагента, демонтаж компрессора.
  2. Освобождение компрессора от масла, промывка компрессора.
  3. Вакуумирование компрессора.
  4. Заправка компрессора маслом, испытание компрессора.
  5. Промывка входного контура компрессорно-конденсаторного блока.
  6. Демонтаж фильтра осушителя, монтаж технологического фильтра.
  7. Монтаж компрессора в компрессорно-конденсаторный блок.
  8. Установка компрессорно-конденсаторного бока на стенд.
  9. Заправка хладагентом.
  10. Промывка компресорно-конденсаторного болока на стенде.
  11. Эвакуация фреона.
  12. Замена технологического фильтра осушителя на рабочий.
  13. Вакуумирование компрессорно-конденсаторного блока.
  14. Заправка хладагентом, тестовый прогон отремонтированного блока.

Поскольку загрязненное масло распределяется по всем элементам
кондиционера, часть мероприятий по очистке фреонового контура
приходится проводить на месте установки кондиционера. Цель этих
мероприятий не допустить попадания грязного масла в отремонтированный
блок.

К ним относятся:

  1. Продувка фреоновых магистралей и испарителя осушенным азотом.
  2. Установка технологического фильтра в фреоновую магистраль.
  3. Вакуумирование фреоновой магистрали и испарителя.
  4. Пуск кондиционера в работу для сбора грязи на фильтр.
  5. Конденсация хладагента в компрессорно-конденсаторный блок.
  6. Удаление технологического фильтра.
  7. Вакуумирование фреоновой магистрали.
  8. Пуск кондиционера в работу (тестовый прогон).

Чем опасна утечка хладагента

  1. Компрессор кондиционера, охлаждаемый хладагентом в результате уменьшения плотности последнего перегревается.
  2. Температура нагнетания компрессора повышается, горячий газ может повредить четырех ходовой вентиль.
  3. Нарушается система смазки компрессора, масло уносится в конденсатор.
  4. Через образовавшееся отверстие внутрь кондиционера может попасть воздух, содержащий влагу.

Признаки сопутствующие утечке:

  1. Потемнение теплоизоляции компрессора.
  2. Периодическое срабатывание термозащиты компрессора.
  3. Обгорание изоляции на нагнетательном трубопроводе.
  4. Масло темного цвета с запахом гари.
  5. Часто положительный тест масла на кислотность.

Если утечка обнаружена вовремя, хладагент полностью не ушел,
кондиционер работал без хладагента не долго, сопутствующие признаки
отсутствуют — ремонт кондиционера в мастерской не обязателен.

Доля внезапных, катастрофических утечек, вызванных разрушением
трубопроводов очень невелика, утечки чаще происходят через небольшие
неплотности на вальцовочных соединениях и если постоянно следить за
работой кондиционера, утечки могут быть своевременно обнаружены.

На что следует обращать внимание:

  1. Не более чем через 5 минут после включения кондиционер, в
    зависимости от выбранного режима должен давать холодный или теплый
    воздух. Если этого не происходит нужно немедленно выключить кондиционер
    и вызвать ремонтника.
  2. Если при работе кондиционера трубки на наружном блоке покрыты инеем — происходит утечка, нужен мастер.

Выполнение этих простых правил позволит избежать больших затрат на ремонт кондиционера.

Попадание влаги в фреоновый контур чаще всего происходит при
нарушении правил монтажа кондиционера. Один из этапов монтажа —
вакуумирование френовой магистрали преследует цель не только затруднить
жизнь монтажнику, но и удалить из смонтированной магистрали воздух и
водяные пары. Такие суррогаты этой процедуры как продувка
смонтированной магистрали хладагентом вовсе не могут удалить влагу, а
лишь превращает ее в лед на стенках медных трубок, который затем тает,
превращается в воду и делает свое дело.

Кислотный тест масла

без кислоты с кислотой

Опасность попадания влаги внутрь кондиционера заключается в том, что
она часто никак не проявляет себя вплоть до отказа компрессора
кондиционера. Дело в том, что все процессы в кондиционере, работающем в
режиме происходят при плюсовых температурах, а вода
проявляет себя лишь когда замерзает, вызывая нарушение работы
капиллярной трубки или терморегулирующего вентиля. Однако по косвенным
признакам определить наличие влаги в кондиционере можно:

  • Об одном из признаков наличия влаги в фреоновом контуре речь уже
    шла; это зеленоватый оттенок масла и положительный тест на кислотность.
    Следует заметить что это уже прединфарктное состояние кондиционера и
    требуется срочное вмешательство.
  • На более ранних стадиях влага проявляет себя при отрицательных
    температурах испарения, например при работе кондиционера на
    при низких температурах наружного воздуха или при утечке
    хладагента. При этом влага превращается в лед и закупоривает
    капиллярную трубку или дюзу ТРВ. Результат — давление всасывания
    кондиционера падает, растет температура компрессора, срабатывает
    термозащита. Этот цикл повторяется до тех пор, пока не сгорит
    компрессор.

Удаление влаги из фреонового контура также может быть выполнено только в мастерской.

Какие проверки и как часто нужно производить, чтобы вовремя обнаружить болезнь кондиционера

1. Проверка работы кондиционера при каждом включении. О ней
говорилось выше. Примерно через 5 минут после включения проверить дает
ли кондиционер холод или тепло (в зависимости от режима). Если есть
возможность увидеть краны наружного блока посмотреть есть ли на них
иней. Если результаты отрицательные нужно выключить кондиционер и
вызвать мастера.

2. Проба масла нужна в следующих случаях:

  • Для кондиционеров, принимаемых на сервисное обслуживание, при проведении ревизии технического состояния кондиционера.
  • Для оборудования, которое работало зимой но не обслуживалось.
  • При вызове для ремонта кондиционера не находящегося на сервисном обслуживании.
  • При обнаружении утечки хладагента из кондиционера.
  • В любых других подозрительных ситуациях.

Масло — кровь компрессора и для любознательного мастера может много рассказать о кондиционера.

Масло для автокондиционеров правила выбора Видео АвтоНоватор

Многие автолюбители самостоятельно пытаются решить вопрос работоспособности системы кондиционирования. В этом случае непременно нужно определиться, какое масло для автокондиционеров подобрать, чтобы избежать поломки в дальнейшем.

Масло для кондиционера – как не навредить?

В наше время в автомагазинах присутствует широкий ассортимент масел для кондиционеров в автомобилях. К подбору этого компонента нужно отнестись с ответственностью, так как это далеко не мелочь, как кажется на первый взгляд. Стоит заметить, что в автокондиционерах, в отличие от кондиционеров других холодильных систем и установок, используют алюминиевые трубки и резиновые уплотнители для фитингов, которые при неправильном обращении или заливке не того состава могут потерять свои физические свойства и выйти из строя.


Если вы случайно смешали два разных вида масла, это неизбежно приведет к образованию хлопьев в трубопроводах вашего автомобиля. А уже эту проблему способны решить только в автосервисе, причем влетит такая диагностика и чистка водителю в копеечку

Вот почему так важно знать все тонкости в работе автокондиционера

Синтетическое и минеральное – определяемся с основой

Существуют две группы масел для систем кондиционирования – синтетические и минеральные составы. Определить, какое именно залито в ваш автокондиционер не так и сложно, однако это дело требует некоторых тонкостей. Все автомобили, которые были выпущены до 1994 года, работают на фреоне R-12. Данный тип фреона смешивается с минеральным маслом Suniso 5G.

Автомобили, которые выпущены после 1994 года, работают только на фреоне R-134а, который используют в комбинации с синтетическими составами PAG 46, PAG 100, PAG 150. Данные марки называют еще полиалкилгликольными. Масло для фреона марки R-134a не может быть минеральным, только синтетическим. На практике есть редкие случаи, когда в 1994 году автомобили выпускали с компрессорами, для которых можно было использовать как фреон R-12, так и R-134a.


Но нужно помнить, что даже если ваша машина попала в этот переходный период, ни в коем случае нельзя после полиалкилгликольного состава заливать минеральный – так ваш автокондиционер долго не прослужит. Промышленные системы кондиционирования (рефрижераторные установки) работают на фреоне R-404a и используют синтетическое холодильное масло POE, которое по своим физическим свойствам очень похоже на масла группы PAG.


Эти типы масел ни в коем случае нельзя смешивать между собой или заменять одно на другое.

В силу своих конструктивных особенностей промышленный тип компрессора автокондиционера не рассчитан на такое обслуживание и может выйти из строя. У типа PAG есть один недостаток – на открытом воздухе быстро насыщается влагой, поэтому его выпускают в небольших баллончиках, которых не всегда хватает на одну заправку автокондиционера.

Категории автомобилей – подсказка водителю

Определить, какое масло следует заливать в ваш кондиционер, поможет и происхождение автомобиля. Так, для рынка корейских и японских автомобилей используют марки PAG 46, PAG 100, для американского авторынка в основном PAG 150, для европейских автомобилей наиболее распространенной является марка PAG 46.

Если вы решили произвести замену масла, но объем системы вам не известен, в этом случае рекомендуется произвести полную чистку двигателя компрессора автомобильного кондиционера. Данные меры необходимы для того, чтобы удостовериться, что нет механических загрязнений, и ваша система герметична. Только тогда вы сможете долить то количество масла, которое вам необходимо. Перед заправкой рекомендуется залить в систему часть масла от общего количества, чтобы избежать масляного удара в компрессоре.

У всех марок разный коэффициент вязкости, и многие автомеханики рекомендуют повышать этот коэффициент в связи со сменой погоды на протяжении года, так как от этого вязкость снижается. Именно поэтому большинство использует марку масла PAG 100 – для нашего климата у состава оптимальный коэффициент вязкости.


Что бы вам ни говорили в магазинах и сервисах, запомните, универсальных холодильных масел не существует в природе. Для компрессора своего автокондиционера следует применять только рекомендуемый тип масла, который прописан в вашей сервисной книге. А при серьезных неисправностях кондиционера следует обязательно обращаться к специалистам.

12. Масло для смазки компрессора кондиционера

Масло для смазки компрессора кондиционера циркулирует в системе при работе компрессора. При замене любого элемента системы кондиционирования воздуха при значительной утечке хладагента добавьте в систему масло, чтобы его объем сохранился на первоначальном уровне.
Объем масла: 140–160 см3.


  1. Масло не должно содержать влагу, пыль, металлические частицы и т.д.
  2. Не смешивайте масла различных типов.
  3. Содержание влаги в масле увеличивается, если оно остается открытым на воздухе длительное время. После использования масла емкость с маслом необходимо немедленно герметично закрыть.

Возврат масла в компрессор


Проверьте уровень масла и при работе двигателя на холостом ходу в течение 20–30 минут в режиме работы системы кондиционирования с максимальным охлаждением и максимальной частотой вращения вентилятора, масло должно возвратиться в компрессор.

Проверка уровня и доливка масла

Перед добавлением масла в компрессор кондиционера, проверьте компрессорное масло следующим образом.

  1. Выполните операцию возврата масла в компрессор, затем разрядите систему кондиционирования воздуха от хладагента и снимите компрессор с автомобиля.
  1. Слейте масло из выходного патрубка компрессора.

Если компрессор холодный, возможно возникнут трудности со сливом масла. Для слива масла нагрейте компрессор до температуры 40–50°С.

  1. Измерьте количество вытекшего масла. Если вытекло масла менее 70 см3, значит, имеется небольшая утечка масла. Проверьте герметичность соединений системы кондиционирования воздуха и отремонтируйте или замените поврежденные элементы.
  1. Проверьте состояние масла и заполните компрессор маслом в следующем порядке.

a. Если масло чистое.

Объем слитого масла

b. Если масло загрязнено металлическими частицами или другими материалами, перед зарядкой хладагента в систему кондиционирования воздуха очистите сушилку приемник.

Как взять пробу масла на анализ

Известно, что масло циркулирует вместе с хладагентом в фреоновом
контуре кондиционера. При остановке кондиционера, масло, находящееся на
стенках трубопровода стекает по ним вниз. Вот это масло и можно взять
на пробу через сервисный порт кондиционера.

Для этого понадобится:

  1. Шаровый кран с нажимкой на 1/4″.
  2. Короткий шланг со штуцером на 1/4″, (вполне подойдет шланг от манометрического коллектора).
  3. Емкость для сбора масла.
  4. Чистая лабораторная пробирка.

Порядок действий такой:

  1. Остановить кондиционер, в течение 10-15 минут дать маслу стечь по стенкам трубопровода.
  2. Подключить к сервисному порту шаровый кран.
  3. Подключить шланг к шаровому крану. Свободный конец шлага поместить в емкость для сбора масла.
  4. Открыть кран. Выходящий из шланга газ вынесет масло. Остается
    только собрать его в емкость. Немного тренировки, несколько лишних
    масляных пятен на вашей спецодежде и уже взять пробу масла для вас не
    проблема.
  5. Дайте маслу отстояться (поскольку масло содержит в себе растворенный хладагент — оно пенится).
  6. Слейте пробу в пробирку.

Следующий шаг экспресс анализа — сравнение пробы масла с имеющимся
образцом по цвету и запаху. Для этого одинаковое количество масла из
пробы и образцового масла помещают в две одинаковые пробирки и
сравнивают их между собой.

  • Темный цвет масла и запах гари указывает на то, что компрессор
    кондиционера перегревался. Причиной перегрева могла быть утечка
    хладагента из кондиционера или эксплуатация кондиционера в режиме
    при низких отрицательных температурах. Масло при этом
    теряет свои смазочные свойства. В результате разложения масла на
    стенках трубопроводов и внутренних деталях кондиционера могут
    осаждаться смолистые вещества, которые в последующем способны вызвать
    отказ компрессора кондиционера.
  • Зеленоватый оттенок масла указывает на наличие в нем солей меди.
    Первопричина — влага в контуре. Тест на кислотность такого масла, как
    правило, тоже положительный.прозрачное масло с легким запахом не сильно
    отличающееся по цвету от образца указывает на то, что
    кондиционеру не нужна.

И, наконец, кислотный тест либо развеет окончательно наши опасения,
в случае если проба мало отличается от образца, либо подтвердит
необходимость экстренного вмешательства.

Если окажется что масло хорошее и компрессор кондиционера работает нормально нужно вернуть взятое на пробу масло в кондиционер.

Последовательность действий при этом следующая:

  1. Необходимо найти подходящую посуду. Лучше всего подойдет прозрачный высокий стакан диаметром 3-4 см.
  2. К сервисному порту подключить шаровый вентиль со шлангом, так же как при взятии пробы масла.
  3. Опустить свободный конец шланга в стакан.
  4. Налить в стакан такое количество масла, чтобы оно покрыло штуцер шланга.
  5. Отметить на стакане уровень масла.
  6. На короткое время приоткрыть шаровый вентиль, чтобы фреон вытеснил воздух из шланга.
  7. Долить в стакан такое же количество масла, какое было взято на пробу.
  8. Включить кондиционер на .
  9. Закрыть жидкостной порт кондиционера.
  10. Когда давление во всасывающей магистрали станет ниже атмосферного
    открыть вентиль и масло попадет через сервисный порт в кондиционер.
  11. Закройте кран, когда уровень масла достигнет метки.
  12. Выключите кондиционер.
  13. Откройте жидкостной порт кондиционера.

Потеря герметичности фреонового контура может быть вызвана
различными причинами и не всегда приводит к катастрофическим
результатам. Здесь имеет значение место возникновения утечки,
количество хладагента которое успело , промежуток времени
между возникновением и обнаружением утечки, режим работы кондиционера и
другие факторы.

Как проверить компрессор кондиционера и продлить срок его службы?

То, насколько часто будет проводиться своевременное техническое обслуживание, гарантирует продолжительную эксплуатацию климатического оборудования. Компрессор — один из основных элементов кондиционера, который очень часто не подлежит ремонту в случае поломки. Именно поэтому требуется следить за его исправностью. При диагностике можно обнаружить даже незначительные неполадки, которые подлежат ремонту. Сегодня мы расскажем, как проверить компрессор кондиционера и продлить срок его службы.

компрессор кондиционера или как продлить срок его службы

Способы проверки исправности компрессора

  • экспресс-анализ масла компрессора;
  • проверка герметичности фреонового контура;
  • контроль отсутствия влаги во фреоновом контуре.

Расскажем о каждом из них подробнее.

Экспресс-анализ масла компрессора

Для того чтобы провести эту процедуру, необходимо взять пробу масла из фреонового контура, сравнить его цвет и запах с образцом хорошего масла, а также провести тест на кислотность.

Итак, темный цвет масла и запах гари свидетельствуют о том, что компрессор перегревался.

  • утечка хладагента из фреонового контура и эксплуатация оборудования без дозаправки;
  • повышение давления в системе из-за загрязнения радиатора или ухудшения обдува вентилятора (некорректная работа платы);
  • поломка самого вентилятора;
  • отсутствие зимнего комплекта кондиционера для работы при минусовых температурах;
  • эксплуатация оборудования в режиме обогрева при низких отрицательных температурах.

В результате масло теряет свои свойства.

Зеленоватый оттенок масла означает о наличии солей меди, причиной тому может быть лишняя влага во фреоновом контуре, тогда тест на кислотность масла будет положительным.

Если же масло прозрачное, то компрессор работает абсолютно исправно.

С помощью теста компрессорного масла на кислотность как раз можно быстро подтвердить или опровергнуть опасения, определившиеся после анализа цвета масла. Анализ проводится с помощью специального оборудования.

Проверка герметичности фреонового контура

Потеря герметичности фреонового контура, как правило, влечет к плачевным результатам. Она может быть вызвана разными причинами. Опасность заключается в том, что компрессор, охлаждаемый хладагентом, в результате уменьшения количества газа, перегревается. Как следствие, повышение температуры компрессора, нарушение системы смазки, увеличение трения внутренних деталей, возрастание силы тока.

замена компрессора кондиционера

  • обледенение на кранах внешнего блока;
  • потемнение теплоизоляции компрессора;
  • наличие жирных масляных пятен;
  • ложное срабатывание термозащиты;
  • масло темного цвета;
  • положительные результаты теста на кислотность.

Если обнаружить проблему вовремя и не допустить полного ухода хладагента, можно избежать сложного ремонта в сервисном центре. Поэтому, еще раз настаиваем на своевременной диагностике.

Контроль отсутствия влаги во фреоновом контуре

Попадание влаги во фреоновый контур зачастую происходит из-за некорректного монтажа. Опасность заключается в том, что видимых признаков такая поломка не имеет никаких вплоть до того момента, когда компрессор выходит из строя. Удаление влаги возможно только специалистами сервисного центра.

Как продлить эксплуатацию кондиционера: анализ масла в компрессоре

Зачастую причиной обращения большинства пользователей в сервисную службу является полный отказ работы кондиционера, следствием чего становится дорогостоящий ремонт агрегата. Тем не менее, в 80% случаев предотвратить выход климатической техники из строя вполне реально – понадобится лишь соблюдение указанных в техописании требований, наблюдение за работой агрегата и регулярное обслуживание кондиционера.

Необходимость проведения ремонта или обслуживания компрессорно-конденсаторного блока может наступить не только при полном отказе (аварии) оборудования, но и по результатам проведенной диагностики. Например, после проведения экспресс-анализа масла, который проводится в три этапа – взятие пробы, сравнение с контрольным образцом и кислотный тест, восстановление уровня масла.

I этап: взятие пробы. После полного прекращения работы кондиционера получить масло на анализ можно со стенок трубопровода посредством использования сервисного порта. Для проведения забора масла понадобится короткий шланг, имеющий штуцер и кран, емкость, в которую будет собираться масло, и лабораторная пробирка.

Внимание! Проведение любых работ на подключенном к электросети кондиционере запрещено!

  • После окончательной остановки агрегата следует подождать 15-20 минут – за это время масло стечет по стенкам маслопровода.
  • Затем, подключив шланг с краном к сервисному порту, его свободный конец опускается в емкость (тару) для сбора масла.
  • При открытии крана газ, выходящий из шланга, вынесет масло в емкость.
  • Подбирая емкость, следует учесть, что выходящее масло будет пениться из-за растворенного в нем хладагента. Поэтому, дав взятому на пробу маслу некоторое время отстояться, его следует слить в чистую пробирку.

Внимательного изучения потребует и оставшееся масло, точнее говоря, образовавшийся осадок. Обнаружение алюминиевой или стальной стружки говорит о проблемах с шатунно-поршневой системой или клапанов кондиционера. Возможные причины – недостаточная смазка, заводской брак или гидроудар. Медная стружка указывает либо на ошибки монтажников, либо на установку некачественных труб. Хлопья черной сажи свидетельствуют о коротком замыкании обмотки двигателя. В любом из вышеприведенных случаев осмотр кондиционера специалистом лучше не откладывать.

II этап: анализ и сравнение масла. Для сравнения два образца масла – взятый из кондиционера и образец хорошего, неиспользованного масла, наливают в равных количествах в лабораторные пробирки. Сравнение образца масла, полученного из фреонового контура, с образцом неиспользованного масла, проводят по запаху и цвету.

МАСЛО – ТЕМНОЕ, С ХАРАКТЕРНЫМ ЗАПАХОМ ГАРИ

Цвет и запах масла указывают на перегрев кондиционера во время работы. Перегрев может быть вызван несколькими причинами:

Эти причины вызывают потерю маслом своих смазочных свойств и разложение его на составляющие смолистые вещества, что в дальнейшем часто влечет заклинивание кондиционера.

Утечка фреона (низкий уровень хладагента) и потеря герметичности во фреоновом контуре далеко не всегда становится критической поломкой. Сложность ситуации определяется комплексом факторов: местом, где возникла утечка, объемом потерянного хладагента, количеством прошедшего после образования утечки (до момента ее обнаружения) времени, режимом, длительностью и интенсивностью работы кондиционера.

Основная опасность, вызванная утечкой хладагента, заключается в том, что недостаточное его количество приводит к перегреву компрессора кондиционера, охлаждаемого фреоном, из-за уменьшившейся плотности последнего. Повысившаяся температура компрессора нарушает установленную систему смазки. Трение деталей из-за недостаточной смазки, соответственно, увеличивается. Чтобы заставить внутренние детали работать в прежнем режиме, требуется приложить дополнительные усилия, что автоматически приводит к росту на обмотках двигателя силы тока. Процесс принимает замкнутый характер: рост силы тока вызывает еще большее трение, некомпенсированное смазкой, а, следовательно, – провоцирует рост силы тока на обмотках. В результате, перегрев кондиционера возрастает, что со временем приводит к заклиниванию внутренних деталей.

Предупредить перегрев компрессора возможно, своевременно определив признаки, возникающие при утечке (недостаточном уровне) фреона:

  • появление на кране внешнего блока инея
  • потемнение теплоизоляции компрессора
  • возникновение жирных масляных потеков и пятен
  • систематически срабатывающая термозащита компрессора
  • масло приобретает темный оттенок и имеет характерный запах гари
  • тест на кислотность масла имеет положительный результат

При этом внезапные утечки фреона, вызванные саморазрушением трубопроводов, практически не встречаются. Большинство случаев разгерметизации фреонового контура вызвано потерями на вальцовочных соединениях. Регулярный осмотр сплит-системы, контроль эксплуатации кондиционера и систематическое ТО позволят вовремя выявить нарушение герметичности, избежать отказа в его работе и последующего дорогостоящего ремонта. При своевременном обнаружении утечки фреона и незначительных потерях хладагента (до 30-40% от общей заправки), ремонт может ограничиться обычной дозаправкой системы и не потребует демонтажа и доставки кондиционера в сервисный центр.

МАСЛО ИМЕЕТ ЗЕЛЕНОВАТЫЙ ОТТЕНОК

Основной признак того, что в масле появились соли меди, чье образование вызвано попаданием влаги (воды) во фреоновый контур. Можно не сомневаться, что у такого масла тест на кислотность даст положительный результат. Вода, попавшая во внутреннюю систему кондиционера, со временем накапливается во внешнем блоке – у капиллярки, а затем (при определенных условиях) замерзнув, прочно закупоривает ее. В результате компрессор, не в состоянии прокачать систему, начинает перегреваться, сила тока на обмотках постоянно увеличивается, приводя к сгоранию пусковой или рабочей обмотки.

Появление влаги во фреоновом контуре в большинстве случаев вызвано нарушением правил установки или ошибками, допущенными неквалифицированными рабочими при монтаже кондиционера. А именно – некачественным проведением вакуумирования фреоновой магистрали (одного из основных этапов монтажа), при котором из нее должны быть полностью удалены водяные пары и воздух. Продувка установленной магистрали фреоном (хладагентом) неэффективна, ведь она приводит к образованию льда на медных трубках контура, а не к удалению влаги. Со временем таяние льда приводит к появлению в магистрали воды, которая и приводит к отказу компрессора.

Масло прозрачное, с легким запахом – кондиционер работает в штатных нагрузках и не требует ремонта (обслуживания).

III этап – дозаправка масла. Проведенный анализ масла и кислотный тест должны в итоге дать ответ о целесообразности и безопасности дальнейшей эксплуатации кондиционера или же о необходимости оперативного сервисного вмешательства. Взятое на анализ масло в том же объеме следует вернуть в систему.

  • Для этого следует взять подходящую прозрачную емкость, оптимально – стакан с диаметром около 3-4 см.
  • Как и при взятии масла на анализ, тот же шланг с вентилем одним концом подключается к сервисному порту.
  • Второй (свободный) конец опускается в стакан, куда наливается масло до уровня, когда оно покрывает штуцер шланга.
  • Уровень масла в стакане отмечается.
  • Далее следует немного открыть вентиль, чтобы фреон (хладагент) выдавил воздух из шланга, и доливается в стакан тот же объем масла, который был откачан из системы для анализа.
  • Включаем кондиционер и переводим в режим охлаждения, после чего закрываем жидкостный порт (большую трубу) кондиционера.
  • При достижении момента, когда во всасывающей магистрали давление окажется ниже атмосферного, открываем вентиль – масло через сервисный порт начнет поступать в кондиционер.
  • Как только уровень масла опустится до отмеченного уровня (в систему поступил весь объем ранее откачанного масла), немедленно отключаем кондиционер и открываем жидкостный порт.
  • Включаем кондиционер и проверяем его на штатных режимах работы.

Ремонт компрессорно-конденсаторного блока. В сервисном центре при выполнении работ по ремонту компрессорно-конденсаторного блока выполняются операции:

  • Эвакуация (слив) хладагента (фреона)
  • Демонтаж компрессора
  • Откачка масла из компрессора
  • Очистка и промывание компрессора от старого масла
  • Вакуумирование компрессора
  • Заправка нового масла в компрессор
  • Испытание (прогон) компрессора в штатных режимах
  • Промывка и очистка входного контура
  • Демонтаж фильтра осушителя
  • Установка технологического фильтра
  • Установка в компрессорно-конденсаторный блок обслуженного и заправленного маслом компрессора
  • Установка на стенд компрессорно-конденсаторного блока
  • Заправка, в соответствии с техописанием, хладагентом (фреоном)
  • Промывка на стенде компрессорно-конденсаторного блока
  • Слив использованного для промывки хладагента
  • Установка рабочего фильтра-осушителя
  • Проведение вакуумирования компрессорно-конденсаторного блока
  • Прогон (тестирование) отремонтированного и обслуженного блока

Поскольку загрязненное масло циркулировало по всей системе, некоторая его часть обязательно останется. Поэтому часть работ, связанных с очисткой фреонового контура, придется проводить непосредственно на месте, где был установлен кондиционер. Основная задача этих операций – не допустить того, чтобы грязное отработанное масло попало в отремонтированный блок. С этой целью проводится:

  • продувка осушенным азотом испарителя и фреоновых магистралей
  • установка в магистраль хладагента технологического фильтра
  • вакуумирование испарителя и фреоновой магистрали
  • запуск кондиционера для сбора на фильтр оставшегося масла и грязи
  • конденсация в компрессорно-конденсаторном блоке фреона (хладагента)
  • снятие технологического фильтра
  • повторное вакуумирование магистрали хладагента
  • включение кондиционера, проверка его работы в штатных режимах с одновременным контролем характеристик (давление, сила тока)

Избежать ремонта и связанного с ним дискомфорта (особенно в пик летней жары), потери времени и оплаты крупного счета (демонтаж, ремонт и повторная установка) вполне реально, если своевременно обслуживать и контролировать работу кондиционера.

Внимание! Если после включения прошло 10 минут, а кондиционер так и не вышел на требуемый режим, либо резко упала мощность охлаждения (нагревания) – это тревожный знак. Необходимо немедленно отключить и тщательно осмотреть сплит-систему. При обнаружении на внешнем блоке инея не стоит терять время – сразу обращайтесь в сервис, пока утечка фреона не повлекла полной поломки кондиционера. Своевременное реагирование на изменение в работе кондиционера исключит дорогостоящий и совсем необязательный ремонт.

Как проверить компрессор кондиционера и продлить срок службы.

Зачастую сервисная служба при обнаружении потемнений теплоизоляции, масла кондиционера, или утечку хладагента устанавливает фильтр на жидкостную магистраль или устраняет течь и дозаправляет кондиционер, а в реальности необходимы радикальные меры по спасению компрессора, которые невозможно провести на месте установки кондиционера. Результат такого отношения будет один - отказ компрессора. Рассмотрим возможности ремонта кондиционера в тех случаях, когда компрессор кондиционера еще можно спасти.

компрессор кондиционера сплит системы

Необходимость проведения ремонта компрессорно-конденсаторного блока кондиционера в сервисном центре может возникнуть не только в аварийной ситуации, например при отказе компрессора, но и по результатам диагностики кондиционера.

Экспресс анализ масла.
Необходимо взять пробу масла из фреонового контура.
Сравнить его цвет и запах с образцом хорошего масла.
При помощи кислотного теста провести анализ масла на наличие в нем кислоты.

I этап
Пробу масла на анализ можно взять через сервисный порт кондиционера со стенок трубопровода в момент остановки кондиционера.

Для этого понадобится:
- короткий шланг со штуцером и краном;
- емкость для сбора масла;
- чистая лабораторная пробирка.

Порядок действий:
- остановить кондиционер;
- 10-15 минут дать маслу стечь по стенкам трубопровода;
- подключить к сервисному порту шланг с краном;
- свободный конец шлага поместить в емкость для сбора масла;
- открыть кран; выходящий из шланга газ, вынесет масло;
- собрать масло в емкость;
- дать маслу отстояться (масло содержит в себе растворенный хладагент - оно пенится);
- слейте пробу в пробирку.

II этап
Cравнение пробы масла из фреонового контура кондиционера с образцом хорошего масла по цвету и запаху. Одинаковое количество масла из пробы и образцового масла помещают в две одинаковые пробирки и сравнивают их между собой.

Зеленоватый оттенок масла - наличие в масле солей меди. Причиной является влага во фреоновом контуре кондиционера. Тест на кислотность такого масла будет положительный.
Вода во внутренней системе кондиционера со временем скапливается у каппилярки во внешнем блоке, замерзает и закупоривает её. В результате компрессор не может прокачать систему, перегревается и сгорает рабочая или пусковая обмотка.

Прозрачное масло с легким запахом - реанимация кондиционеру не требуется.

III этап
Кислотный тест должен либо подтвердить опасения и тогда кондиционеру необходимо срочное сервисное вмешательство либо опровергнуть, и эксплуатировать кондиционер в штатном режиме. Взятое масло необходимо в том же количестве вернуть в систему

Потеря герметичности фреонового контура кондиционера - может быть вызвана различными причинами, но это не обязательно приводит к плачевным результатам.
Факторы, имеющие значение:
- место возникновения утечки;
- количество потерянного хладагента;
- промежуток времени между возникновением и обнаружением утечки;
- режим и длительность работы кондиционера.

Опасность утечки хладагента заключается в том, что компрессор кондиционера, охлаждаемый хладагентом, в результате уменьшения плотности последнего перегревается. Температура компрессора повышается. Нарушается система смазки, увеличивается трение внутренних деталей компрессора, возрастает сила тока на обмотках. Вследствие чего, компрессор нагревается все сильнее и сильнее и заклинивает.

Признаки при утечке фреона:
- иней на кранах внешнего блока;
- потемнение теплоизоляции компрессора;
- жирные масленые пятна;
- срабатывание термозащиты компрессора;
- масло темного цвета с запахом гари;
- положительный тест масла на кислотность.


В случае, если утечка фреона обнаружена своевременно, хладагент ушел не полностью, кондиционер работал без хладагента короткий промежуток времени, сопутствующие признаки отсутствуют - ремонт кондиционера в стенах сервисного центра не обязателен.

Доля внезапных утечек, вызванных разрушением трубопроводов очень невелика. Утечки фреона чаще происходят через вальцовочные соединения и если тщательно осматривать и следить за работой кондиционера, утечки могут быть своевременно обнаружены.

Следует обращать внимание:
Не более 10-ти минут после включения нужно кондиционеру, чтобы начать давать холодный или теплый воздух, в зависимости от выбранного режима. Если этого не происходит нужно немедленно выключить кондиционер и вызвать сотрудника сервисной службы. Если при работе кондиционера трубки на внешнем блоке покрыты инеем - происходит утечка, нужен сотрудник сервисной службы. Выполнение этих простых правил позволит избежать больших затрат на ремонт кондиционера.

Попадание влаги в фреоновый контур - зачастую происходит при нарушении правил монтажа кондиционера. Один из этапов монтажа - вакуумирование френовой магистрали. Это процесс удаления из смонтированной магистрали воздуха и водяных паров. Продувка смонтированной магистрали хладагентом не может удалить влагу, а лишь превращает ее в лед на стенках медных трубок, который затем тает, превращается в воду и делает свое черное дело.
Опасность попадания влаги внутрь кондиционера заключается в том, что она часто никак не проявляет себя вплоть до отказа компрессора кондиционера. Все процессы в кондиционере, работающем в режиме холод, происходят при плюсовых температурах, а вода проявляет себя лишь, когда замерзает, вызывая нарушение работы капиллярной трубки или терморегулирующего вентиля. Со временем давление всасывания кондиционера падает, растет температура компрессора, срабатывает термозащита (таблетка). Этот цикл повторяется до тех пор, пока не сгорит компрессор. Удаление влаги из фреонового контура также может быть выполнено только в сервисном центре.

Проведение ремонта компрессорно-конденсаторного блока кондиционера в сервисном центре:
- эвакуация хладагента;
- демонтаж компрессора;
- освобождение компрессора от масла;
- промывка компрессора;
- вакуумирование компрессора;
- заправка компрессора маслом;
- испытание компрессора;
- промывка входного контура компрессорно-конденсаторного блока;
- демонтаж фильтра осушителя;
- монтаж технологического фильтра;
- монтаж компрессора в компрессорно-конденсаторный блок;
- установка компрессорно-конденсаторного блока на стенд;
- заправка хладагентом;
- промывка компресорно-конденсаторного блока на стенде;
- эвакуация фреона;
- замена технологического фильтра осушителя на рабочий фильтр;
- вакуумирование компрессорно-конденсаторного блока;
- заправка хладагентом;
- тестовый прогон отремонтированного блока.
В связи с тем, что загрязненное масло циркулирует по всей внутренней системе кондиционера, часть работ по очистке фреонового контура необходимо проводить на месте установки кондиционера. Цель этих мероприятий - не допустить попадания грязного масла в отремонтированный блок.

Работы по очистке включают в себя:
- продувка фреоновых магистралей и испарителя осушенным азотом;
- установка технологического фильтра в фреоновую магистраль;
- вакуумирование фреоновой магистрали и испарителя;
- запуск кондиционера в работу для сбора грязи на фильтр;
- конденсация хладагента в компрессорно-конденсаторный блок;
- удаление технологического фильтра;
- вакуумирование фреоновой магистрали;
- запуск кондиционера и отслеживание характеристик давления, силы тока компрессора.

Читайте также: