Рдк кондиционера что это

Обновлено: 15.05.2024

Низкотемпературный комплект предназначен для обеспечения работоспособности систем кондиционирования воздуха при температуре окружающей среды до -40°С.

Комплект состоит из Регулятора давления конденсации (регулятора частоты вращения вентилятора) РДК 8.4, РДК 8.8, РДК 9.9 и трех саморегулирующихся электрических нагревателей: для картера компрессора, дренажного шланга, капиллярной трубки.

Регулятор давления конденсации РДК-8

- это микропроцессорная система предназначенная для обеспеченияработоспособности систем кондиционирования, работающих режиме охлаждение либо охлаждение-нагрев номинальной мощностью до 14 кВт посредством изменения скорости вращения вентилятора наружного блока кондиционера в зависимости от температуры теплообменника.

Использование НТК исключает ряд негативных явлений

- обмерзание внутреннего блока кондиционера

- увеличение времени переходного процесса в работе кондиционера

- риск повреждения деталей 4-х ходового клапана

РДК-8 имеет индикацию режимов работы, а также индикацию результата самодиагностики исправности термодатчика.

В результате тестов проведённых с кондиционерами данной серии,
инженеры нашей компании рекомендуют устанавливать в кондиционеры данной серии модели регуляторов, в указанном ниже соответствии;
MS (MU) – GF20VA РДК-8.4
MS (MU) – GF25VA РДК-8.4
MS (MU) – GF35VA РДК-8.4
MS (MU) – GF50VA РДК-8.4

MS (MU) – GF60VA РДК-9.9
MS (MU) – GF80VA РДК-9.9

Нагреватель картера наружного блока кондиционера НК -5.4

Предназначен для решения проблемы пуска холодного компрессора, препятствуя его повреждению. Даже небольшая разница температур между деталями наружного блока и компрессором, создаваемая нагревателем, исключает натекание хладагента в картер. Масло не загустевает и закипание хладагента при пуске компрессора не происходит. При остановке кондиционера давление в холодильном контуре со временем выравнивается и принимает определенное значение, зависящее от температуры наружного воздуха и температуры внутри помещения, в котором установлен внутренний блок.

В качестве нагревательного элемента используется саморегулирующийся греющий кабель с концевой муфтой с одной стороны и "холодным концом" для подключения с другой.

Главным достоинством данного кабеля является его свойство изменять выделяемую мощность в зависимости от окружающей температуры. Тем самым достигается наиболее оптимальный режим работы - кабель греет там сильнее, где это нужно и наоборот.

Установка производится на расстоянии 2-3 см от нижнего края картера с креплением на комплектный хомут с пружиной.

Практически все современные кондиционеры, работающие в режиме включено/выключено, имеют как функцию охлаждения, так и функцию обогрева помещения. Однако возможность их работы ограничивается температурами воздуха на улице. В технической документации, как правило, указаны значения до -7 °C при работе на обогрев, и от + 16 °C до + 43 °C при охлаждении воздуха.

Работа кондиционера зимой

На фото: Работа кондиционера в режиме обогрева и в режиме охлаждения

Что же делать, если есть необходимость охлаждать помещение при более низких температурных значениях воздуха снаружи? В таком случае выручит установка специального зимнего комплекта. Он обеспечит надежную и эффективную работу кондиционера в прохладное время года. В зимний комплект входят: нагреватель картера компрессора, регулятор давления конденсации, нагреватель дренажа (только в том случае, если слив дренажа осуществляется на улицу).

Принцип работы кондиционера

Чтобы понять, зачем устанавливается зимний комплект на кондиционер, рассмотрим основные принципы его работы.

Специальное вещество – холодильный агент – циркулирует по замкнутому контуру. В теплообменник внутреннего блока он поступает достаточно холодным и при соприкосновении с воздухом охлаждает его, а сам нагревается. Именно в теплообменнике происходит процесс кипения холодильного агента. Именно кипение является первым из физических принципов, который используется для получения низких температур при работе кондиционера.

Принцип работы кондиционера в режиме охлаждения

На фото: Принцип работы кондиционера в режиме охлаждения

Далее газообразный (именно газообразный) холодильный агент поступает в компрессор, сжимается до высокого давления, в результате чего нагревается. В таком состоянии он поступает в теплообменник внешнего блока – конденсатор. Теплообменник обдувается наружным воздухом, а для более интенсивного теплообмена обдув осуществляется с помощью осевого вентилятора. Именно в этом теплообменнике происходит конденсация холодильного агента, и он из газообразного превращается в жидкий. Горячий холодильный агент обдувается наружным воздухом, отдает ему свою теплоту и за счет этого превращается в жидкий. Таким образом, второй физический процесс для получения низких температур, заложенный в работу кондиционера, – конденсация.

Процессы на диаграмме

1-2 – сжатие в компрессоре; 2-3 – охлаждение в теплообменнике внешнего блока; 3-4 – конденсация в теплообменнике внешнего блока; 4-5 – переохлаждение в теплообменнике внешнего блока; 5-6 – дросселирование в дросселирующем устройстве; 6-7 – кипение в теплообменнике внутреннего блока; 7-1 – перегрев в теплообменнике внутреннего блока.

Состав зимнего комплекта

Также при низких температурах увеличивается растворимость холодильного агента в масле. Поэтому после запуска компрессора масло с растворенным в нем холодильным агентом начинает перемещаться по масляным каналам компрессора ко всем его поверхностям трения. В процессе работы внутренние части компрессора нагреваются и происходит выкипание холодильного агента из масла. В результате этого в масляном канале может образоваться газовая пробка, и произойти нарушения в системе смазки. Это приведет к заклиниванию компрессора.

Нагреватель

Нагреватель картер – это, если говорить простыми словами, небольшой гибкий ТЭН, которым обматывается нижняя часть компрессора (картер). При запуске компрессора в холодное время года автоматика ненадолго включает этот нагреватель. Происходит подогрев масла, что позволяет устранить вышеперечисленные негативные последствия.

Регулятор давления конденсации (регулятор числа оборотов вентилятора наружного блока). Быстрому охлаждению и конденсации холодильного агента в теплообменнике наружного блока способствуют температура уличного воздуха и интенсивность обдува этого теплообменника вентилятором. При понижении температуры за окном сильный обдув приводит к переохлаждению холодильного агента, по причине чего он далее не сможет вскипеть в теплообменнике внутреннего блока и перейти в газообразное состояние. Это, в свою очередь, приводит к попаданию жидкого холодильного агента в компрессор, и последний может выйти из строя.

Конечно, перед компрессором может стоять отделитель жидкости и в самом компрессоре предусмотрена защита от попадания жидкого холодильного агента. Это может спасти прибор от небольших, временных нарушений, но при постоянной такой работе поломка неизбежна.

давление конденсации

Чтобы предотвратить такие последствия, при работе сплит-системы на охлаждение при отрицательных температурных значениях наружного воздуха устанавливают регулятор давления конденсации, который с понижением температуры начинает уменьшать обороты двигателя осевого вентилятора наружного блока. Этим обеспечиваются постоянное давление и температура конденсации, что не позволяет холодильному агенту сильно переохлаждаться. В конечном итоге при достижении критической температуры наружного воздуха вентилятор перестает вращаться вообще.

Такое изменение обдува теплообменника наружного блока уже предусмотрено в конструкции инверторных сплит-систем. Именно поэтому дополнительная установка регулятора давления конденсации в инверторных системах невозможна. Простыми словами в инверторные кондиционеры зимний комплект НЕЛЬЗЯ установить. А вот в кондиционеры, работающие по схеме включено/выключено, зимние комплекты установить МОЖНО.

Подогрев слива дренажа. При работе сплит-системы на охлаждение на теплообменнике внутреннего блока неизбежно образуется конденсат, который стекает в поддон, откуда он должен удаляться на улицу или в канализацию. В первом случае часть дренажного трубопровода будет находиться снаружи здания, в том числе зимой, при отрицательной температуре. В этом случае стекающая вода будет замерзать, создавая ледяную пробку, и ее удаление из внутреннего блока прекратится. Со временем поддон переполнится, и вся вода будет вытекать внутрь помещения.

Подогрев дренажа

Чтобы этого избежать, внутрь дренажного трубопровода прокладывается нагреватель (условно говоря, кусок теплого пола). Именно нагреватель дренажа не позволит замерзнуть воде и создать в нем ледяную пробку. В случае вывода конденсата в канализацию весь дренажный трубопровод будет находиться постоянно при положительной температуре и дренажный нагреватель не обязателен.

Как установить

У большинства компаний-производителей имеются свои особенности подключения зимних комплектов к кондиционерам, поэтому устанавливать их самостоятельно не рекомендуется. Такая установка чревата некорректной работой, а чаще всего выходом из строя кондиционера. Поэтому покупку и монтаж зимнего комплекта следует делать у компании, которая имеет в штате специалистов с соответствующей высокой квалификацией для осуществления такого типа работ.

Особенности комплектации

Зимний комплект для бытовых и полупромышленных сплит-систем обеспечивает работу оборудования до -25°C (-30°C). Стоит отметить, что для работы оборудования при более низких температурах зимний комплект имеет другую комплектацию.

Выводы:

1. Зимний комплект устанавливается только для обеспечения работы кондиционера на охлаждение при отрицательных температурах наружного воздуха.

2. Зимний комплект можно установить только в кондиционерах, которые работают по принципу включено/выключено.

3. В кондиционерах, работающих по инверторному принципу регулирования, зимний комплект не устанавливается.

4. Если слив дренажа происходит в канализацию, то можно исключить из зимнего комплекта подогрев дренажа.

5. Установку зимнего комплекта рекомендуется доверять только сертифицированным специалистам, и не следует это делать самому.


Евгений А 22 октября 2017

В статье идёт речь о самостоятельной установке зимнего комплекта, если Вы хотите заказать эту услугу, то это можно сделать здесь.

Установку комплекта зимней адаптации рассмотрим на примере китайского кондиционера Galanz и устройства управления двигателем вентилятора РДК 8.4 производства нижегородской компании "Алекс Электроникс", для подогрева компрессора используем саморегулирующийся греющий кабель HC 60.

Подготовка кондиционера к установке

Откручиваем винты на корпусе кондиционера.

Разбираем корпус внешнего блока кондиционера и снимаем с компрессора теплоизоляционный кожух.

Откручиваем винты на корпусе кондиционера.


Быстрее всего это сделать с помощью шуруповёрта.

Снимаем крышку кондиционера

Разбираем кондиционер для доступа к "калачам" теплообменника в правой части кондиционера.

Разборка кондиционера

Для этого нам пришлось разобрать почти весь кондиционер - снять верхнюю крышку, переднюю часть и часть корпуса с правого торца.


Установка обогревателя картера компрессора

Саморегулирующийся кабель для обогрева картера компрессора HC 60 Длина греющего элемента 60 см, что вполне хватает для бытовых и полупромышленных компрессоров мощностью до 20 кВт. Не хватит только для старых кондиционеров с поршневыми компрессорами. Имеется застёжка с защёлкой и винтом для затягивания.

Устанавливаем на компрессор обогреватель

Разместить обогреватель надо в нескольких сантиметрах от нижней точки компрессора.

Защёлкиваем застёжку на обогревателе

Оборачиваем обогреватель вокруг компрессора и застёгиваем защёлку.

Затягиваем обогреватель для плотного прилегания к картеру компрессора

Затягиваем винт обогревателя для плотного прилегания к картеру компрессора. После этого одеваем теплоизоляцию на компрессор.

Монтаж регулятора давления конденсации

Выбираем место для установки самого РДК 8.4

Выбираем место для установки самого РДК 8.4 - это любое свободное место внутри корпуса кондиционера, главное, чтобы провода достали до клеммной колодки, а датчик до конденсора, обычно его длины хватает с запасом.

Закрепляем РДК саморезами

Закрепляем корпус регулятора саморезами к металлической стенке кондиционера.

Установка температурного датчика

Находим место установки датчика (об этом расскажем ниже) и закрепляем его стяжками. Для лучшего теплового контакта с трубкой теплообменника необходимо смазать её термопастой, а уже после этого устанавливать датчик температуры. Термопаста идёт в комплекте с РДК 8.4 Сам датчик нельзя изгибать, чтобы не повредить, поэтому располагать его надо вдоль трубки. а не закручивать вокруг неё. После монтажа датчика его надо теплоизолировать, например полоской "флекса" или сырой резины.

Место установки датчика

У РДК 8.4 нет никаких регулировок - ни минимальной скорости вентилятора, ни температуры конденсации.

У него стоит внутренняя предустановка - температура конденсации +38 гр. Цельсия.

Нам часто задают вопрос: "А для какого фреона этот регулятор,для 22 или 410?"

В том и суть, что регулятор измеряет не давление, а температуру и по ней уже косвенно давление конденсации.

То есть в контуре для разных фреонов будет разное давление, но температура конденсации всегда будет одна и та же +38 гр. Цельсия, соответственно , его можно использовать с любым фреоном.

С одной стороны это хорошо, что нет регулировок - меньше вероятность что установщик что-то сделает не так, но с другой стороны, необходимо очень точно выбирать место установки датчика - ровно посередине конденсатора.

Как найти место установки датчика?

Схема однорядного конденсатора

Для однорядных конденсаторов очень просто - считаем количество калачей, делим на два и на этом калаче устанавливаем датчик.

Многорядный конденсор кондиционера

Но как быть, когда конденсатор двухрядный и к нему подходит и выходит много трубок из коллектора? Очень просто: ищем место входа фреона в теплообменник (более тонкая трубка) и место выхода из него (более толстая). Обычно такой участок состоит из 5-7 витков медной трубки и вход и выход находятся рядом, это легко проверить визуально. Из коллекторов выходит несколько секций (на рисунке указано 2), ищем любую секцию, находим у неё середину и крепим датчик.

Датчик в многорядном конденсаторе

Вот как это выглядит на практике. Справа видно коллектор в который входит несколько трубок из конденсора.

Электрические подключения

Итак, для того чтобы подключить РДК смотрим схему кондиционера и схему подключения самого РДК.

Схема кондиционера находится на внутренней стороне крышки, прикрывающей клеммную колодку, верхней крышки или одной из стенок корпуса.

Схема подключения РДК - в инструкции, которая идёт в комплекте.

Схема кондиционера

Fan Motor - то есть двигатель вентилятора, именно его скорость вращения изменяет РДК Как видим, он питается от нейтрали N и контакта на колодке №3

Схема подключения вариатора зимнего комплекта

На этой схеме двигатель обозначен, как F

Как видно из схемы кондиционера, питание 220 В постоянно не приходит на внешний блок, а только по команде с платы внутреннего блока, отдельно на все элементы: компрессор, вентилятор и четырёхходовой клапан.

Поэтому необходимо подвести с внутреннего блока отдельно линию 220 В.

Подключение РДК:

  • Снимаем клемму идущую от вентилятора с клеммной колодки - контакт №3
  • На этот контакт на колодке подключаем жёлтый провод от РДК
  • Отсоединённый провод от вентилятора соединяем с чёрным проводом от РДК и изолируем
  • Синий провод РДК соединяем с нейтралью N
  • Коричневый провод подключаем к подведённому проводу питания 220 В
  • Серый провод РДК подключаем к выводу от четырёхходового клапана №4
  • В случае, если блок "холодный" или режим "тепло" не нужен, то подключаем его также к нейтрали N
  • Подогрев картера подключаем к нейтрали и линии питания, он должен быть подключён к сети всегда, так как свою температуру он регулирует сам.

В нашем случае кондиционер устанавливался в домашней серверной, поэтому провода от соленоида 4 - ходового клапана мы убрали с нейтрали и контакта №4 - на освободившееся места подключили линию питания и к ней коричневый провод от РДК.

Схема кондиционера, в принципе, не нужна если понять суть подключений - просто надо найти нейтраль (она обычно подписана на колодке) и питающие провода двигателя вентилятора и 4 - ходового клапана.

Устранение неполадок и нестандартные случаи

РДК не включается

  • Первое на что хочу обратить внимание - на колодке внешнего блока часто кроме нейтрали есть обозначение L. Но не всегда это линия питания - очень часто это линия включения компрессора, будьте внимательны!
  • На многих кондиционерах питание на внешний блок подаётся только после включения с пульта внутреннего блока. Так что компрессор не будет подогреваться постоянно, а вариатор после отключения внутреннего блока отключится

Не включается вентилятор

  • После монтажа нашего кондиционера и его включения вентилятор не запустился!

Как некоторые уже заметили - этот блок уже имеет регулировку вращения вентилятора от платы внутреннего блока, для этого на калаче конденсора внешнего блока расположен температурный датчик.

Но его возможностей при температурах ниже -15 гр. Цельсия не хватает, поэтому заказчик устанавливает на них РДК.

Поэтому на вентилятор внешнего блока идёт не напряжение сети 220 В, а искажённое симистором внутреннего блока. Даже если при измерении мультиметр показывает 220 В - РДК всё равно не включит вентилятор.

Поэтому жёлтый провод было решено подключить на клемму включения компрессора №2.

Это несколько хуже, но не критично.

  • Если вентилятор не включился - то необходимо измерить напряжение вольтметром между нейтралью и чёрным проводом РДК, можно при этом погреть датчик, если на улице сильно холодно

Напряжение есть, а вентилятор не крутится - проблема в двигателе вентилятора.

А если индикатор светится, а напряжения нет - неисправен регулятор вращения вентилятора.

Из двигателя выходит много проводов

Есть несколько вариантов:

  • Для пускового конденсатора провода выходят отдельно - обычно они жёлтого и оранжевого цвета, надо их отследить, найти питающий провод и подключить его к РДК.
  • У двигателя несколько скоростей, обычно они при этом подключены через плату внешнего блока. Подключаются к клеммам, на которых есть надписи "Hi", "Low" - максимальная и низкая скорость.

В этом случае снимаем провод с клеммы "Hi" и подключаем к РДК, провод от вентилятора, идущий на низкую скорость снимаем и изолируем.

Как адаптировать кондиционер для работы зимой

Как адаптировать кондиционер для работы зимой?

Большинство сплит-систем рассчитано на работу до температуры воздуха на улице -5º С. И это в лучшем случае, притом в режиме обогрева.

Как показывает опыт, в настоящее время очень часто используют бытовые кондиционеры для охлаждения зимой в серверных, а также технических помещениях где находится работающее оборудование. Как правило, оно должно работать бесперебойно, при любой погоде. Очень часто охлаждаются кондиционером в офисах — после запуска центрального отопления в комнатах становится душно, терморегуляторы на батареях отопления стоят не везде, или их не используют, просто включая кондиционер.

Почему бытовой кондиционер не может работать зимой?

Существует несколько проблем, которые встают на пути использования кондиционера в холода:

Пуск холодного компрессора.

При запуске компрессора температура которого ниже температуры внутреннего блока возможен гидроудар, так как в нём будет находится сжиженный фреон, а компрессор предназначен для сжатия газообразного хладагента.

Также при низкой температуре увеличивается вязкость смазочного масла, что увеличивает пусковой ток компрессора и ухудшает смазочные свойства.

Обмерзание внутреннего блока кондиционера.

Нормальная температура испарителя кондиционера +5..+10º С, а при температуре 0ºС и ниже, конденсат, образующийся на его рёбрах, будет замерзать, превращаясь вначале в иней, а потом и в лёд.

Наледь на кондиционере

Температура теплообменника внутреннего блока зависит от давления хладагента при его испарении внутри. В свою очередь давление зависит от количества самого фреона в системе и от теплосъёма с конденсатора — теплообменника внешнего блока. Теплосъём определяется температурой воздуха и скоростью вентилятора.

Замерзание слива конденсата.

Если конденсат из кондиционера выведен на улицу, то ниже 0º С он замёрзнет и закупорит слив воды.

Адаптация кондиционера к зиме.

Подогрев компрессора

Если компрессор нагреть на несколько градусов выше чем другие части холодильного контура, то фреон переместится из компрессора в них. Для этой цели используют ленточные нагреватели — одной петли вокруг компрессора вполне хватает для его подогрева.

Подключить его можно от терморегулятора, который будет подавать на него напряжение при снижении температуры до, например +50º С.

Подогрев компрессора

Можно использовать любой терморегулятор, выдерживающий нагрузку около 10 Вт и замыкающий контакты при температуре ниже 0ºС.

Недостаток данного способа — необходимость покупки терморегулятора.

Использовать схему подключения нагревателя компрессора через саму обмотку компрессора. При этом нагревательный элемент будет отключён когда компрессор работает и включён, когда компрессор выключен.

Схема подключения

Недостаток этого способа — перерасход электроэнергии, так как нагрев будет осуществляться всегда, когда подано напряжение на сплит-систему. Но с этими потерями иногда можно смириться, так как мощность потребления всего 2-3 Вт.

Третий способ подключения появился относительно недавно — напрямую к сети питания. Использовать при этом необходимо саморегулирующуюся нагревательную ленту. Сопротивление такого нагревателя зависит от температуры. При нормальных значениях температуры сопротивление увеличивается и ток потребления уменьшается практически до нуля, и наоборот - с уменьшением температуры сопротивление увеличивается и мощность обогрева увеличивается.

Для предотвращения закупорки выхода дренажной системы на улицу в канал вставляют нагревательный элемент. Подключают его аналогично подогреву компрессора. А сама лента должна быть герметична, так как контактирует с водой.

И последнее, что надо сделать — стабилизировать давление. Для этого ставят регулятор давления конденсации, а по сути — регулятор оборотов вентилятора.

Представляет он из себя обычный терморегулятор, который измеряет температуру на конденсаторе, а его нагрузкой является вентилятор.

Рассмотрим схему подключения самого популярного регулятора РДК 8.4, который не имеет настроек вообще, и изначально запрограммирован для для поддержания температуры конденсации.

Схема подключения регулятора РДК 8.4

F – двигатель вентилятора

4W – четырёхходовой вентиль

1, 2N, 3, 4 - колодка межблочной связи кондиционера.

Подключаем сам прибор к питанию, так как он должен работать постоянно.

Далее по схеме подключаем все элементы кондиционера.

При работе кондиционера в режиме обогрева надо подключить к блоку управления четырёхходовой клапан, в этом случае вентилятор будет вращаться с максимальной скоростью.

Пунктиром показано подключение в случае, если кондиционер работает только на холод и четырёхходовой клапан отсутствует — то есть надо серый провод подключить к нейтрали. После крепим в среднюю точку конденсатора термодатчик, используя термопасту.

Недостаток данного прибора в том, что значение давления предустановлено и зависит от точки в которую установлен датчик, а его для правильной регулировки необходимо разместить ровно в середине теплообменника, что не всегда получается.

Сам прибор крепим в любом удобном месте корпуса винтами.

Как адаптировать кондиционер для работы зимой

Данные доработки позволяют сдвинуть диапазон работы сплит-системы до - 30º С.

Зимняя адаптация для работы кондиционера на тепло.

В этом случае необходимы:

подогрев поддона внешнего блока

Подогрев дренажа не нужен, так как конденсат будет выделяться не на внутреннем блоке, а на внешнем, именно поэтому устанавливают подогрев поддона. Скапливающаяся жидкость будет намерзать и в конечном итоге повредятся лопасти вентилятора.

Стоит отметить, что эффективность обогрева кондиционером падает с падением температуры на улице.

Читайте также: