Ресивер для кондиционера для чего

Обновлено: 04.05.2024

В некоторых типах холодильных агрегатов в конденсаторе имеется достаточное пространство для всего хладагента, заряженного в систему. Если конденсатор не имеет такую емкость, за ним обычно устанавливают ресивер. Количество хладагента, требуемое для нормальной работы агрегата, определяет необходимость в ресивере. Если жидкостная линия присоединена к верхней части ресивера, в него вводят трубку, которая опускается до дна. Для нормальной работы необходимо, чтобы уровень хладагента никогда не опускался ниже нижнего конца трубки. Когда пространство над поверхностью жидкости, предназначенное для пара, занимает избыточное количество жидкого хладагента, это может повлиять на нормальную работу машины, создавая чрезмерно высокое давление. Емкость жидкостного ресивера зависит от общего количества хладагента, необходимого для нормальной работы системы. Ее определяют при конструировании агрегата.

Бытовые холодильные аппараты заполняют малым количеством хладагента. Поэтому такие аппараты не нуждаются в предохранительных устройствах. Когда эксплуатируются более крупные холодильные агрегаты и установки кондиционирования воздуха, требуется устройство для защиты ресивера в целях предотвращения его разрыва из-за избыточного давления или при пожаре. Предохранительное устройство представляет собой плавкую металлическую вставку, устанавливаемую в верхней части ресивера. Поэтому, если жидкостный ресивер подвергается воздействию высокой температуры, например при пожаре, он не взрывается, так как плавкая вставка расплавляется и хладагент вытекает, не принося какого-либо вреда. К плавкой вставке больших жидкостных ресиверов, содержащих значительное количество хладагента, присоединяют выпускную трубу. В случае расплавления вставки парообразный хладагент будет выпущен через указанную трубу в атмосферу.

Во время обслуживания механику иногда необходимо нагреть жидкостный ресивер. Поэтому он должен принять меры предосторожности, чтобы жидкостный ресивер не нагрелся до температуры плавления вставки. Плавкие вставки обычно рассчитаны на температуры плавления 74 и 100 °С. При случайном нагреве жидкостного ресивера до этой температуры необходимо заменить вставку, а также зарядку хладагента.

Большинство установок обычно заряжают хладагентом до заполнения жидкостного ресивера на одну треть. Если ресивер имеет выпускную трубку, нижний конец которой расположен у дна ресивера, уровень жидкости никогда не должен опускаться ниже трубки. В вертикальных ресиверах уровень хладагента должен быть примерно на 80 мм выше нижнего конца выпускной трубки, а в горизонтальных ресиверах — на 25 мм.

Правила безопасности

Большая часть жидкого хладагента находится в конденсаторе и ресивере холодильной системы. Для повышения интенсивности теплопередачи конденсаторы снабжены алюминиевыми ребрами. Ресиверы имеют предохранительные устройства, при работе с которыми необходимо принимать меры предосторожности.

1. Необходимо быть осторожными при работе с воздушными конденсаторами, так как имеющиеся в нем алюминиевые ребра очень острые и о них можно серьезно порезаться.

2. Запрещается гнуть ребра, так как это препятствует нормальной циркуляции воздуха и теплопередаче от конденсатора.

3. Запрещается нагревать ресивер, содержащий хладагент, гак как повышение давления может привести к взрыву, а следовательно, и к травмам обслуживающего персонала.

4. Запрещается закрывать предохранительное устройство на ресивере.

5. Запрещается заглушать предохранительное устройство ресивера.

6. Запрещается заполнять ресивер или конденсатор более чем на 85 % его номинальной емкости.

Конденсатор — это аппарат для отвода тепла из холодильной системы.

Существуют следующие типы конденсаторов: воздушные, водяные и испарительные. s

Воздушные конденсаторы широко используются в торговом холодильном оборудовании, бытовых аппаратах и агрегатах для кондиционирования воздуха.

Различают следующие виды воздушных конденсаторов: конденсаторы е принудительным движением воздуха и конденсаторы со свободным движением воздуха.

Возможность применения конденсаторов с принудительным движением воздуха определяется их экономичностью и занимаемой площадью.

При низких температурах окружающей среды большинство холодильных систем с конденсатором воздушного охлаждения работает неудовлетворительно из-за чрезмерно низкого давления нагнетания, если нет каких-либо средств поддержания нормального уровня давления.

Регулирование давления нагнетания в воздушных конденсаторах осуществляется вентилятором, заслонкой или затоплением конденсатора хлад- агентвм.

Когда имеется достаточное количество дешевой воды, предпочтительно использовать водяные конденсаторы из-за более низкого давления конденсации и лучшей возможности регулирования давления нагнетания.

Водяные конденсаторы обычно очень компактны вследствие высоких теплотехнических свойств воды.

Кожухотрубный конденсатор совмещает собственно конденсатор и жидкостный ресивер.

Кожухотрубные конденсаторы выпускают горизонтальные и вертикальные.

Двухтрубные конденсаторы конструируют в виде двух медных труб, расположенных одна внутри другой.

Двухтрубные конденсаторы отдают тепло окружающему воздуху и воде.

Испарительные конденсаторы используют в том случае, когда требуется более низкая температура конденсации, чем это обеспечивается воздушными конденсаторами, или недостаточно воды при использовании водяных конденсаторов.

Испарительный конденсатор представляет собой воздушный конденсатор, омываемый потоком воды.

В водяном конденсаторе хладагент охлаждается почти до температуры . охлаждающей воды на входе в конденсатор.

Водяные конденсаторы функционируют по принципу противотока, когда потоки хладагента и воды направлены в противоположные стороны.

Для каждой модели конденсатора физические характеристики являются заданными и основная переменная — это разность температур между парообразным хладагентом и охлаждающей средой.

Температура конденсации — это температура, при которой парообразный хладагент конденсируется в жидкость.

Температура конденсации и, следовательно, давление конденсации определяются производительностью конденсатора, температурой охлаждающей среды и энтальпией парообразного хладагента, нагнетаемого компрессором, которая в свою очередь определяется объемом, плотностью и температурой нагнетаемого пара.

Конденсатор обычно выбирают для системы таким образом, чтобы его производительность соответствовала нагрузке компрессора при требуемой

разности между температурой конденсации и ожидаемой температурой охлаждающей среды.

В связи с тем что воздух является неконденсирующимся газом, он обычно остается в верхней части конденсатора и ресивера.

Для поддержания максимальной эффективности теплообмена механик по обслуживанию должен периодически очищать поверхность конденсатора.

Поток воды через конденсатор регулируется автоматическим водорегулирующим вентилем, который снижает ее расход и поддерживает постоянное давление нагнетания.

Наиболее распространенным типом водорегулирующего вентиля является сильфонный регулятор подачи охлаждающей воды по давлению.

Для поддержания нормальной работы агрегата уровень жидкости в ресивере не должен опускаться ниже конца заборной трубки.

Как работает холодильное оборудование?

Замечали, что, когда вы выходите из душа, вам всегда прохладно? Дело в том, что влага при испарении поглощает тепло. А при конденсации, наоборот, тепло выделяется. На этих явлениях и основан принцип действия паровых компрессорных холодильных машин– в них по замкнутому кругу двигается специальная жидкость (хладагент). Хладагент испаряется в испарителе и конденсируется в конденсаторе. При этом испаритель охлаждается, а конденсатор греется.


Чтобы хладагент испарялся и конденсировался в нужных местах, в холодильном контуре должны присутствовать еще два элемента – компрессор и дросселирующее устройство.

Компрессор сжимает газообразный хладагент в конденсаторе, где он под действием высокого давления переходит в жидкую форму, выделяя тепло. А дросселирующее устройство (капиллярная трубка или терморегулирующий вентиль) затрудняет движение хладагента и поддерживает высокое давление в конденсаторе. После дросселя давление в контуре намного ниже, и попавший туда хладагент начинает испаряться внутри испарителя, поглощая тепло. Далее он, уже в газообразном виде, снова попадает в компрессор, и цикл повторяется.

Многие холодильные установки комплектуются дополнительными элементами.


Фильтр-осушитель устанавливается перед дросселирующим устройством. Его задачей является извлечение из хладагента воды и механических частиц. При его отсутствии капилляр может засориться или замерзнуть.


Терморегулятор (термостат) выключает компрессор при достижении необходимой температуры.


Ресивер повышает эффективность холодильной установки. Без терморегулирущего вентиля (с капиллярной трубкой) скорость выработки холода является постоянной. И, если она будет слишком большой, компрессор будет часто включаться–выключаться, а если слишком маленькой — охлаждение будет идти слишком долго. Использование ТРВ позволяет изменять скорость охлаждения в больших пределах, но требует наличия ресивера для компенсирования колебаний расхода хладагента.


Различные датчики температуры и давления, управляемые электроникой регуляторы давления и клапаны используются для повышения эффективности устройства и поддержания специфических режимов работы.

Из холода в жар


Однако здесь есть некоторые тонкости — эффективность холодильной машины уменьшается при падении температуры на испарителе и ее росте на конденсаторе. Это связано с тем, что теплообмен между двумя веществами происходит тем быстрее, чем больше разница их температур. А поскольку температура кипения хладагента постоянна, то, чем ниже температура в испарителе, тем медленнее идет теплообмен и тем меньше тепла он вырабатывает при той же потребляемой мощности. И при температуре окружающей среды до -5…-10°С эффективность кондиционера как отопительного прибора становится невысока.

Поэтому использовать кондиционер для отопления дома или квартиры можно, только если температура зимой не падает ниже -5°С.


В местах с более холодным климатом в последнее время все большую популярность получают тепловые насосы – паровые компрессорные холодильные машины, у которых испаритель помещен под землю на глубину, большую глубины промерзания. Поскольку там всегда сохраняется положительная температура, эффективность теплового насоса не зависит от времени года. Такие устройства намного экономичнее электрических обогревателей и могут использоваться для отопления жилища круглый год при любой температуре. К сожалению, высокая стоимость тепловых насосов пока препятствует их популярности.


Виды компрессоров

Поршневые компрессоры устанавливаются в основном в холодильниках и морозильниках. В большинстве моделей поршень приводится в движение обычным электродвигателем, двигающим поршень через шатунно-кривошипный, кулачковый или кулисный механизм.


Существуют также электромагнитные (линейные) поршневые компрессоры. В них цилиндр расположен внутри катушки, создающей электромагнитное поле, которое приводит в движение поршень.


Поршневые компрессоры способны создавать высокое давление, обеспечивая большой перепад температур на испарителе и конденсаторе. Кроме того, обычный поршневой компрессор имеет достаточно простую конструкцию, не требующую высокой точности изготовления деталей, соответственно стоят они недорого. Однако недостатков у поршневых компрессоров тоже хватает:

  • Несбалансированность однопоршневого компрессора является причиной высокого уровня шума и вибраций при работе.
  • Большое количество движущихся деталей приводит к ускоренному износу и снижению ресурса.
  • Опасность поломки при быстром повторном пуске. Сразу после остановки в цилиндре компрессора наличествует высокое давление. Если в этот момент включить компрессор, создается критическая нагрузка на двигатель, могущая привести к его повреждению.

Поэтому поршневой компрессор можно повторно запускать только через несколько минут после остановки, когда давление в системе выровняется. Защитой от повторного пуска снабжены далеко не все модели, поэтому холодильное оборудование рекомендуется подключать через реле времени с задержкой включения в 5–10 минут.

Ротационные компрессоры (иногда называемые роторными) создают давление за счет изменяющегося зазора между вращающимся ротором и корпусом компрессора.


Существуют различные модификации этого вида компрессоров — с эксцентричным ротором, с подвижными лепестками, с качающимся ротором, спиральный и т. п.


Все они обладают небольшими габаритами, низким уровнем шума и увеличенным ресурсом за счет снижения количества подвижных деталей. К недостаткам этого вида можно отнести сложность изготовления (ротор и корпус должны быть изготовлены с высокой точностью) и низкое максимальное давление. Такие компрессоры чаще используются в климатической технике, для которой не требуется создавать очень низкую температуру.

Ротационными и поршневыми список компрессоров не исчерпывается — существуют еще центробежные, винтовые, кулачковые и другие. Но в бытовой технике они используются реже.

Вне зависимости от вида компрессор может быть неинверторным (стандартным) или инверторным. У обычных компрессоров скорость вращения двигателя постоянна, для поддержания заданной температуры он периодически включается и выключается. В инверторных компрессорах двигатель подключен через частотный преобразователь (инвертор), с помощью изменения частоты напряжения меняющий скорость вращения электродвигателя. Такой компрессор поддерживает заданную температуру выставлением нужной скорости вращения. Инверторные компрессоры дороже, но экономичнее, эффективнее и имеют больший ресурс.


Типы хладагентов

В качестве хладагента в холодильных машинах используются различные жидкости и газы — аммиак, пропан, фреоны (смеси углеводородов). Используемый в холодильной машине хладагент сильно влияет как на ее характеристики, так и на условия эксплуатации. Например, кондиционер, заправленный фреоном R-134a (температура кипения -26,5 °С) при -30 на улице работать в режиме обогрева не будет вообще — фреон просто не вскипит в наружном блоке. Более того, попытка включения кондиционера в таких условиях с большой вероятностью приведет к его поломке — попадание жидкости (а не газа) в компрессор обычно выводит его из строя.


В бытовых устройствах чаще всего используются следующие хладагенты:

Фреон R22 (хладон 22, хлордифторметан) до недавних пор часто использовался в холодильных и морозильных установках. Обладает достаточно низкой температурой кипения (-40,8°С), при утечке возможна дозаправка системы. Однако из-за вреда, наносимого окружающей среде (разрушение озонового слоя) R22 в последнее время используется редко, а во многих странах вообще запрещен.

R410A и R407С (хлорофторокарбонат, температура кипения -51,4°С) используются взамен R22. Они не вредят экологии, но требуют большего давления для конденсации, поэтому техника, заправляемая R410 или R407, стоит дороже. Кроме того, при возникновении утечек в системе, заполненной этими фреонами, могут возникнуть проблемы. Эти фреоны состоят из нескольких компонентов, которые улетучиваются неравномерно, поэтому при утечке более чем 40 % R410A дозаправка уже невозможна. Еще хуже обстоит дело с R407C – при возникновении утечки систему следует перезаправлять полностью.

R134 (тетрафторэтан) используется в кондиционерах взамен вышедшего из употребления R12. Температура кипения R134 составляет -26,3°С, поэтому в низкотемпературной технике он не используется. Однако, хоть R134 и не вреден для озонового слоя, он относится к газам, усиливающим парниковый эффект, поэтому безвредным его назвать нельзя.

R600a (изобутан) все чаще используется в холодильной технике вместо менее экологичного R134. Его преимуществами являются низкое давление конденсации и высокая удельная теплота парообразования – холодильники, использующие этот фреон, дешевле и экономичнее. Однако из-за высокой температуры кипения (-12°С) заправленную им технику нельзя использовать на улице при отрицательных температурах.


Следует также помнить о том, что каждый тип фреона требует использования определенного вида масла для смазки деталей компрессора. Обычно тип (а иногда и марка масла) приводятся в сопроводительной документации к фреону. Использование других масел может привести к поломке компрессора.

Как видно, ничего сложного в холодильной технике нет, а понимание принципов ее работы может значительно продлить жизнь технике, позволить сэкономить на электроэнергии и уберечь от неправильных действий, могущих привести к поломке прибора.






Качественная и бесперебойная работа холодильного оборудования зависит от того, что именно используется для его комплектации. В промышленных установках немаловажную роль играют жидкостные ресиверы. Ресивер – резервуар, служащий для сбора жидкого хладагента с целью обеспечения его равномерного поступления к терморегулирующему вентилю и в испаритель.

В малых хладоновых машинах ресивер применяется для сбора хладагента во время ремонта машины, а также для охлаждения газа и отделения капель масла и влаги.

Эти установки предназначены для минимизации рисков сбоя работы холодильного комплекса как во время штатной ситуации, так и в случае изменений параметров окружающей среды.

Различают защитные, линейные, дренажные и циркуляционные ресиверы; по конструкции — вертикальные и горизонтальные:

  • Вертикальные ресиверы РДВ (вертикальный дренажный ресивер) используют как защитные и циркуляционные; горизонтальные ресиверы – как защитные, линейные, дренажные и циркуляционные.
  • Защитные ресиверы служат для защиты от гидравлических ударов компрессоров. Применяют ресиверы данного типа в безнасосных системах питания испарителей.
  • Линейные ресиверы предназначены для компенсации различий при изменении тепловых нагрузок в заполнении жидкостью испарительного оборудования. Они освобождают от жидкости конденсатор и обеспечивают равномерный поток к регулирующему вентилю жидкого агента. Устанавливаются линейные ресиверы между регулирующим вентилем и конденсатором. Так называемый гидравлический затвор обеспечивает постоянно поддерживаемый уровень жидкого холодильного агента. Он препятствует перетеканию в испаритель пара высокого давления. Линейные ресиверы являются хорошими сборниками масла и воздуха.
  • При эксплуатации и ремонте для слива из трубопроводов и аппаратов холодильной установки жидкого холодильного агента служат дренажные ресиверы.
  • Циркуляционные ресиверы представляют собой резервуар, который содержит жидкий холодильный агент, обеспечивающий непрерывную работу циркуляционного насоса. Циркуляционные ресиверы устанавливают ниже отметки, на которой размещается все оборудование испарительной системы, на стороне низкого давления. Это позволяет обеспечить свободный слив из испарителей и отделителей жидкости хладагента. Этот вид ресиверов применяется в насосно-циркуляционных схемах питания испарительных систем жидким холодильным агентом.

Данные типы ресиверов используются в основном в аммиачных холодильных установках большой производительности. Во фреоновых холодильных установках используется линейный холодильный ресивер, выполняющий роль дренажного при консервации системы.

Ресиверы должны быть обязательно подстроены под тип используемого в холодильном оборудовании хладагента, расчет необходимого ресивера, а так же расчет оставшегося на момент установки ресивера хладагента, нельзя производить отдельно друг от друга. Удобные и простые крепления, а так же его компактность, позволяют использовать ресиверы в самых различных холодильных системах.

Оптимальный вариант – это ресиверы с полной комплектацией (вентили, предохранительные клапаны, смотровые стекла, а так же с резьбой под аксессуары).

Основные функции ресиверов для холодильных установок

Как показывает практика, подобное оборудование используется для существенного увеличения объема жидкого хладагента в охлаждающей системе.

Ресиверы необходимы для выполнения следующих функций:

  • управления расходом холодильного агента, который происходит из-за определенных эксплуатационных моментов; изменения параметров рабочего режима холодильной установки;
  • в качестве хранилища определенного запаса хладагента, чтобы компенсировать потерянный по причине небольших утечек объем;
  • в качестве емкости, в которую в случае ремонтных работ или иных ситуаций можно поместить весь хладагент.

Чтобы не тратить лишнее количество хладагента для заправки системы холодильной установки, необходимо грамотно подойти к выбору ресивера. Произвести оценку целей приобретения данного оборудования, осуществить определенные расчеты, исходя из особенностей охлаждаемого помещения и предложить наилучший вариант всегда готовы специалисты нашей компании.

Осушитель кондиционера авто

В настоящее время почти все новые автомобили, сходящие с заводского конвейера штатно оснащаются кондиционерами.

Комфортные условия во время поездки особенно в жаркую погоду в городских пробках, когда температура металла на солнце нагревается более пятидесяти градусов, давно оценили владельцы автомобилей с климатическими установками.

Переставший работать кондиционер, особенно летом, многими привыкшими к постоянной температуре в салоне воспринимается достаточно болезненно. Увы, автомобильные кондиционеры требуют постоянного сервисного обслуживания имеют свои конструктивные особенности в отличие от домашних и промышленных установок.

Особенности и неисправности контура автомобильного кондиционера


Основной проблемой любой автомобильной климатической установки является постоянная естественная потеря хладагента. В отличие от стационарных, автомобильные кондиционеры имеют большее количество стыковочных узлов, что обусловлено необходимостью для удобства монтажа и проведения профилактических работ по промывке системы кондиционирования. Отдельные детали системы соединяются при использовании резинотехнических прокладок, которые со временем теряют эластичность и покрываются мелкими трещинами способствующими испарению фреона из-за чего собственно и происходит потеря хладагента с рефрижераторным маслом. Такие негерметичные соединения можно достаточно легко определить визуально по наличию масляных пятен или специального красителя на стыковочных узлах, который заправляется в контур вместе с хладагентом.

Внимание! При обнаружении масляной пленки или красителя на соединительных стыках следует обратиться в автосервис для диагностики и устранения неисправности.

Не лучшим образом, на работу климатической установки, оказывает влияние наличие, даже в небольшом количестве, воды в контуре системы. Влага внутри системы способствует образованию очагов коррозии на металлической поверхности, а также приводит к замерзанию трубок испарителя, что приводит к нарушению циркуляции хладагента.

Устройство и функции ресивера-осушителя


Избавится от образовавшейся влаги, в герметично закрытой системе кондиционирования предназначен ресивер-осушитель автокондиционера, который расположен на участке трубопровода между радиатором конденсатора и испарителя.

Конструкция ресивера-осушителя состоит из:

  • металлического корпуса;
  • осушителя с гранулами абсорбента;
  • фильтрующего элемента;
  • впускного патрубка;
  • выпускного патрубка.

Незатейливая на первый взгляд конструкция выполняет одновременно три функции:

  • обеспечивает плавное движение и выравнивание давление хладагента в контуре;
  • собирает и удерживает влагу, не позволяя, распространятся по системе;
  • фильтрует и задерживает мелкие механические частицы.

Хладагент от компрессора поступает в радиатор конденсатора в подогретом газообразном виде, вентилятор охлаждает фреон, осуществляя преобразование газа в жидкое состояние, в котором он и поступает через впускной патрубок в емкость ресивера. Проходя через осушитель кондиционера авто с гранулами абсорбента, отделяется и задерживается влага. Механический мусор оседает в фильтрующем элементе и очищенный хладагент через выпускной патрубок поступает по трубопроводу в испаритель находящийся в салоне автомобиля.

Предупреждение! Осушитель автокондиционера и фильтрующий элемент не подлежат отдельной замене и являются разовыми деталями, по этой причине ресивер кондиционера не подлежит разборке и замена производится полностью.

Замена ресивера-осушителя

Производить замену ресивера-осушителя следует при каждом вмешательстве в контур, когда происходит удаление хладагента, в основном это связано с:

  • ремонтом кондиционера;
  • устранением неисправностей соединительных узлов;
  • заменой шлангов;
  • заменой радиатора конденсатора;
  • заменой радиатора испарителя;
  • заменой отдельных элементов трубопровода;
  • промывкой системы.


К неисправностям ресивера-осушителя можно отнести:

  • механическое повреждение корпуса;
  • перенасыщение влагой осушителя, с гранулами абсорбента которое может произойти при попадании воздуха в систему, в случае нарушения технологии заправки хладагента;
  • сильное загрязнение механическим мусором фильтрующего элемента из-за несвоевременной замены ресивера-осушителя;
  • разгерметизация узла соединения впускного или выпускного патрубка.

Демонтаж и установку ресивера-осушителя следует производить на автосервисе во время проведения сервисных или ремонтных работ. Использование специального стенда для закачки хладагента, позволит избежать непроизвольного попадания воздуха в систему и нарушения технологического процесса.

Читайте также: