Срок службы фреона в кондиционере

Обновлено: 22.04.2024

Мы привыкли вовремя менять масло в двигателе и у нас больше не возникает вопросов о периодичности замены тормозной жидкости и антифриза.

Сегодня поговорим об обслуживании автомобильных кондиционеров. Что будет если не заправлять, когда заливать фреон, где это делать и какие правила соблюдать. Скоро лето, самое время заняться системой кондиционирования.

Что будет если не заправлять кондиционер

Помимо фреона в системе кондиционирования присутствует масло, необходимое для смазки подвижных деталей компрессора. Как и любое другое, компрессорное масло имеет свой срок службы. Даже если кондиционером почти не пользовались, содержащиеся в нем присадки деградируют и уже не могут обеспечить качественной смазки. При заправке с помощью профессионального оборудования отслужившее свой срок масло удаляется из системы, а вместо него закачивается свежая порция.

Наиболее чувствительны к периодичности обслуживания компрессоры постоянного вращения, устанавливаемые на Mercedes Benz, автомобили производства концерна VAG и некоторые другие марки. Компрессоры этого типа поддерживают давление независимо от того, включен кондиционер или нет.

Как часто заправлять автокондиционер

Кондиционер является замкнутой герметичной системой и не требует дозаправки как таковой. Однако, как и любому другому узлу автомобиля, ему необходима профилактика.

Специалисты рекомендуют проводить диагностику и заправку кондиционера один раз в 1-2 года. Такая периодичность позволит выявить неисправности на ранних стадиях и уберечь от дорогостоящего ремонта.

В случае, если в работе кондиционера проявились дефекты, то простая заправка лишь отсрочит ремонт. Фреон продолжит уходить из системы и дозаправка будет требоваться все чаще и чаще. Перед заправкой необходимо провести диагностику, выявить утечки и иные причины некорректной работы системы кондиционирования и устранить их.

Как происходит заправка автокондиционера

При заправке автомобильного кондиционера фреон меняется полностью. В ArtGalleryAuto используется специальный стенд, который выводит старый хладагент вместе с маслом, очищает, заново заправляет охлаждающий контур. При замене заливают определенное количество масла для стабильной работы компрессора.

Важно: у каждого производителя автомобильных кондиционеров свои требования заправке. Избыток фреона повышает нагрузку на систему — лишнее давление увеличивает риск появления разрывов, трещин и утечек. Масла тоже не должно быть слишком много, иначе жидкая фаза образует пробку в капиллярном трубопроводе.

При заправке обязательно проводится диагностика: мастер проверяет работу кондиционера, герметичность системы.

Дополнительная услуга, которую часто заказывают при заправке — антибактериальная обработка воздуховодов. В системе подачи воздуха образуется конденсат, в котором активно размножаются бактерии. Основной признак — запах сырости.

Рекомендации

● Не ждите, пока хладагент испарится полностью и система перестанет работать.

● Заправляйте автокондиционер в сервисных центрах со специализированным оборудованием. Профессиональный стенд обеспечивает замену с очисткой, диагностикой, точным дозированием хладагента и масла.

● Закажите антибактериальную обработку. Тогда воздух из климатической системы будет не только прохладным, но и свежим.

Автокондиционер является агрегатом, создающим и поддерживающим в салоне автомобиля заданный микроклимат. Кондиционер авто, так же как и любое другое оборудование, требует своевременного обслуживания. Именно поэтому, чтобы поддерживать его в рабочем состоянии, требуется периодическая дозаправка кондиционера автомобиля, чистка системы кондиционирования, и ряд других процедур, предотвращающих выход его из строя. Те автовладельцы, которые часто пользуются кондиционером, скорее всего, уже не раз посещали сервис центры по его обслуживанию, уплачивая энную сумму денег (цена заправки кондиционера авто стартует от 1000 руб.). Однако на этой процедуре можно сэкономить, о том, как производится самостоятельная заправка автокондиционера и расскажем в нашей статье.

Заправка кондиционера автомобиля

Принцип работы автокондиционера


Принцип работы кондиционера в машине

Прежде чем приступать заправке кондиционера в машине своими руками, дабы процедура была успешной, желательно разобраться с устройством и принципом его работы. Система имеет три основные части:

  • компрессор;
  • конденсатор;
  • испаритель.

Процесс кондиционирования происходит приблизительно так:

  • Фреон, циркулирует по замкнутому контуру, проходя все 3 части.
  • Компрессор кондиционера сжимает газ и повышает его температуру.
  • Далее хладагент (уже горячий и под давлением) поступает в конденсатор, где он охлаждается и конденсируется (становится жидким).
  • После чего фреон идет в контур с высоким давлением и подводится к расширительному клапану, где распыляется и попадает в испаритель.
  • Именно в испарителе и происходит процесс охлаждения, поскольку там хладагент подвергается испарению, как следствие из воздуха отводится тепло, а он охлаждается.
  • В замыкание кругооборота фреон снова поступает в компрессор (в виде холодного газа) по стороне низкого давления, а там процесс обратно повторяется.

Как часто заправлять кондиционер в машине?

В процессе работы автокондиционера происходит небольшая утечка фреона. Норма такой потери газа за 1 год может достигать до 15%. Так что, каждые три года, если не происходила разгерметизация контура, в машине требуется заправлять хладагент в кондиционер. А в том случае, когда автомобиль уже довольно старенький, естественная утечка еще больше, поэтому заправка может потребоваться на год чаще, но метод заправки будет аналогичным.

Когда имеется большая утечка фреона, заправлять кондиционер автомобиля не имеет смысла, нужно сначала определить поврежденный участок и устранить (это можно сделать только на специализированном сервисе с применением ультрафиолета). Поэтому прежде всего нужно проверить работоспособность автокондиционера.

Когда утечка фреона больше нормы, то, скорее всего:

  • либо трубки системы кондиционера через механическое/коррозийное повреждение потеряли герметичность;
  • либо внутри конденсатора появились коррозийные процессы.

Какой фреон в автомобильном кондиционере?


Виды хладагента применяемые в автокондиционерах

Ранее для заправки кондиционера использовали фторсодержащий фреон R-12, хоть он и более продуктивный, но из-за того, что очень вредный, в 1992 г. его применение запретили, и заменили на хладагент R-134а. Поэтому владельцам автомобилей с кондиционером выпускавшимся до 1992 года выпуска, приходится либо самостоятельно заправлять, либо переходить тоже на новый вид фреона. Ведь хотя они и работают на R-12, но на сервисных станциях заправка хлорфторосодержащего газа запрещена. Так что все новые модели машин с автомобильным кондиционером заправлены фреоном R-134а. Кстати, какой фреон в автомобильном кондиционере конкретной системы, можно увидеть на табличке, подняв капот. Хотя перепутать сложно, ведь даже заправочные штуцеры разные (в трубке под R-134а он выше и с большим диаметром). На наклейке под капотом также можно увидеть и норму заправки фреона в автокондиционере.

Количество фреона в кондиционере автомобиля

Перед тем как заправлять кондиционер своими руками, желательно точно определится, какое количество фреона в кондиционере автомобиля, чтобы рассчитать с покупкой требуемого количества баллончиков. Посмотреть норму заправки фреона в автокондиционере, как уже выяснили, можно на табличке под капотом, где указан как тип хладагента, так и его количество в системе.

Количество фреона в кондиционере автомобиля

Так как в гаражных условиях нет возможности узнать точное количество хладагента, то гораздо проще определить сколько нужно фреона для заправки машинного кондиционера по показаниям манометра.

Долив масла при заправке кондиционера

В таблице количества фреона в машинном кондиционере всегда есть цифры и заправочных норм масла, но мало кто знает, как его долить, да и зачем. Некоторые водители, при заправке автокондиционера, советуют всегда доливать масло. Но ведь избыток смазки часто приводит к поломке поршневого компрессора, поскольку масло, проходя через агрегат вместе с газообразным хладагентом, нагорает на узлах. Так как же быть в этой ситуации?

Ответ довольно прост — для заправки автомобильного кондиционера лучше использовать фреон с добавлением масла (такая информация указывается на баллончике с хладагентом), поскольку оно там уже дозировано. Но если, все же, предусмотрена отдельная заправка смазки, то следует использовать полиалкиленгликолевое масло – PAG (на фото по средине). Масло заливается в компрессор через картер (указано стрелкой на фото справа).

Масло для заправки автокондиционера

Вакуумирование кондиционера своими руками

Далеко не все это учитывают, но не менее важной процедурой, кроме норм заправки фреона и количества масла в системе, также является и вакуумирование кондиционера!

вакуумирование кондиционера автомобиля

Вакуумирование кондиционера автомобиля

Когда в системе автокондиционера осталось менее чем 50% хладагента, то завоздушивание и попадание внутрь влаги — неизбежно. Естественно, агрегат сможет работать, хотя и не на всю возможность, но, скорее всего, компрессор выйдет из строя, а на трубках системы образуется коррозия, и тогда ремонт обойдется куда дороже, чем вакуумирование. Для удаления из кондиционера атмосферного воздуха и паров влаги потребуется вакуумный насос.

Чтобы вакуумировать автокондиционер самостоятельно вам потребуется:

  1. Включить отопитель и прогреть авто, чтобы влага конденсировалась в испарителе;
  2. Подключить вакуумный насос к штуцеру компрессора, а затем, выкрутив ниппель, повернуть под ним краник (против часовой стрелки);
  3. Включить насос на 15 минут, затем перекрыть вентили и выключить его. Процедуру повторить несколько раз.

После завершения процедуры нужно подождать часа 2-3, и только потом можно производить заправку кондиционера автомобиля.

Оборудование для заправки кондиционера авто

Самостоятельная заправка автокондиционера требует как базовых навыков, так и определенного комплекта оборудования. Поэтому, для проверки давление в системе и последующей заправки автомобильного кондиционера, нужно приобрести:


Набор оборудование для заправки кондиционера автомобиля

  • метрологическую станцию;
  • шланги;
  • переходник с краном, позволяющий подключится к системе;
  • баллон хладагента соответствующего типа (R-12 или R-134а).

Все необходимое оборудование для заправки кондиционера автомобилей своими руками можно приобрести в любом автомагазине.

Стандартный магазинный комплект для заправки подключается следующим образом:

  1. Баллон с фреоном, на нем имеется резьба и плоскость, которая прокалывается иглой во время подсоединении переходника (когда такой переходник с краником отсутствует, то нужно докупить отдельно).
  2. Соединительная муфта дает возможность подключить через тройник, манометр и шланг.
  3. Другой конец шланга подключается к метрологической станции (приобретается отдельно) к которой подсоединяется еще один шланг.


Как отличить где какой штуцер

Каким образом заправляется и как отличить, где какой штуцер?

Системы кондиционирования имеют две стороны: низкого (показана красной стрелкой) и высокого давления (на нее указывает синяя стрелка).

При откручивании краника магистрали низкого давления, тщательно протирайте сам колпачок и участок трубки тряпкой, чтобы внутрь не попала пыль или мусор.

Этапы самостоятельной заправки автокондиционера


Заправка кондиционера авто своими руками — наглядное видео

Независимо от модели авто и внешнего вида узлов, общая инструкция по заправке кондиционера автомобиля будет аналогична.

  1. Очищаем от грязи защитный колпачок и участок магистрали низкого давления, затем открываем его.
  2. На заправочный штуцер надеваем шланг от собранного ранее оборудования.
  3. Инструкцией по заправке автокондиционеров предусмотрен запуск двигателя и поддержка 1500 оборотов. Держать их нужно для того, чтобы компрессор прокачивал фреон по магистралям. Поэтому на данном этапе либо нужна помощь, либо можно поместить что-нибудь под педаль газа.
  4. Включаем рециркуляцию воздуха по салону на максимум.
  5. Открываем краник магистрали низкого давления, перевернув баллон с хладагентом вверх дном, и потихоньку открываем вентиль. Кондиционер начинает заправляться (на работающем двигателе).
  6. Заправка кондиционера автомобиля сопровождается постоянным контролем показаний манометра.

Давление в магистрали низкого давления не должно превышать 285 кПа и в идеале должно составлять на 10 единиц меньше. Превышение максимально допустимого давления может привести к выходу из строя компрессора.

Как продлить срок службы кондиционера на автомобиле?

Для продления работоспособности автокондиционера следует соблюдать простые рекомендации по самостоятельному обслуживанию:

  • периодически мыть радиатор автокондиционера (конденсер);
  • в зимний период заезжать в теплое помещение и давать поработать кондиционеру минут 10-15, хотя бы раз в месяц.

Как видите, самостоятельная заправка автокондиционера не является сложной, и если нет необходимости искать утечку фреона или ремонтировать систему кондиционирования, то можно справится с обслуживанием своими руками. Хотя, естественно, чтобы была выгода от самостоятельных действий, нужно иметь в наличии весь необходимый набор для заправки хладагента, ведь его стоимость обойдется вам в ту же цену, что и заправка кондиционера на СТО. Поэтому данную процедуру выгодно делать при регулярном, раз в 2-3 года, обслуживании автокондиционера.

Автомеханик с 20-летним стажем работы по ремонту и обслуживанию автомобилей разных марок. Основное направление: диагностика и механика.

Сплит-система – вещь достаточно дорогая, поэтому многих интересует срок службы кондиционера.

Каков реальный срок службы сплит-системы

  • производитель и цена оборудования;
  • качество установки;
  • наличие и качество обслуживания;
  • условия эксплуатации.

Обслуживание систем кондиционирования

Получить консультацию:

Нормативный срок службы кондиционера

В сопровождающих документах производитель указывает срок службы прибора. В среднем, это 10 лет. Производитель снимает с себя ответственность за некачественный монтаж (в том числе самостоятельный), отсутствие ухода и нарушения условий использования.

Срок службы кондиционера

Качество сплит-системы влияет на сроки службы:

Опять же, эти сроки условные. Очень многое зависит от условий эксплуатации. Иногда дешевые приборы служат дольше дорогих.

Ремонт кондиционера

Причины, ведущие к поломке кондиционера

Неправильный монтаж

Одна из наиболее частых причин поломок. Например, из-за неправильно соединенных фреоновых трубок происходит утечка газа. Если ее вовремя не устранить - компрессор выйдет из строя за пару месяцев.

Утечка хладагента кондиционера

Отсутствие технического обслуживания

Систему нужно периодически чистить от грязи, проверять на утечку хладагента, заправлять газом, проверять электронику. Эти меры помогают предотвратить поломку, тем самым продлить срок службы бытового кондиционера.

Загрязнения кондиционера

Большая нагрузка

Если мощности кондиционера будет не хватать, он начнет работать с усиленной нагрузкой. Это способствует быстрому износу компрессора.

Неподходящие условия использования

Условия эксплуатации кондиционера

Чтобы кондиционер работал долго, важно соблюдать все рекомендации производителя и не забывать о регулярном ТО. Это позволит избежать дорогостоящего ремонта системы кондиционирования или полной замены системы.

Обслуживание автокондиционера не ограничивается заправкой хладагента. В комплекс работ входит добавление нового масла, замена фильтра-осушителя, чистка конденсатора и дезинфекция испарителя. Давайте рассмотрим, как часто нужно обслуживать кондиционер, чтобы предотвратить его поломку.

автокондиционер

Как часто нужно заправлять кондиционер?

Внутри системы кондиционирования современных автомобилей циркулирует фреон R134a либо R1234yf. На автомобилях до 1992 года выпуска применялся газ марки R132.

Фреон всех этих типов характеризуется высокой летучестью. Это значит, что даже в исправной системе с высокой герметичностью соединений фреон в небольшом количестве улетучивается в атмосферу. Способствуют этому и условия работы автомобильного кондиционера – перепады температур, постоянные вибрации.

При интенсивном использовании кондиционера утечка до 10% от заправочного объема в год считается нормальной. Поэтому уже через 3-5 лет после заправки в системе может быть недостаточно хладагента для эффективной работы всей системы. Кондиционер при этом может включаться, но холодить будет слабо. Если же вам приходится заправлять фреон каждый сезон, в системе есть большая утечка, которую необходимо найти и устранить.

Симптомы недостатка хладагента

    .
  1. При включении кондиционера из-под торпеды слышно характерный шипящий звук. при работающем кондиционере и после его выключения. Причина запаха в неполном охлаждении испарителя. От более прогретых участков, на которых образовались бактерии и грибок, исходит затхлый, неприятный запах.
  2. Кондиционер не включается. Блок управления регистрирует низкое давление фреона, поэтому для сохранения работоспособности системы блокирует запуск компрессора.
  1. Ручная заправка. Баллон с фреоном устанавливают на цифровые весы и с помощью шланга и фитинга подключают к сервисному штуцеру системы кондиционирования авто. Весы необходимы для контроля массы газа, которая была перекачена из баллона в систему автомобиля. Для заправки обязательны манометр, с помощью которого контролируется давление в системе и приспособления для ручного ввода масла, красителя. Вакуумирование производится специальным насосом, а новое масло вводится шприцом.
  2. Заправка при помощи автоматизированной станции. Шланги станции через сервисные штуцеры подключаются к кондиционеру автомобиля. Далее мастер в ручном режиме выбирает программу обслуживания. Стандартный перечень процедур включает в себя откачивание хладагента, проверку высокого давления, вакуумирование, проверку на утечки, введение компрессорного масла, красителя и заполнение системы фреоном.

заправка


При использовании станции минимизирован риск ошибки мастера. Ему необходимо выбрать перечень процессов и откорректировать продолжительность каждого из них, если это необходимо.

Масса фреона может быть определена станцией автоматически из базы при вводе VIN-кода автомобиля либо введена мастером вручную. В последнем случае сервисмен руководствуется предписаниями производителя кондиционера.

Часто при сборке автомобиля в подкапотном пространстве клеится техническая бирка, на которой указан тип фреона и заправочный объем.

Какой из вариантов лучше?

До появления автоматических станций ручной способ заправки был единственно возможным. При должной квалификации мастера результат такой заправки будет аналогичным обслуживанию с использованием автоматической станции. Но для оптимизации производства и исключения риска ошибки мастера СТО выгодней использовать автоматические станции.

Одни плюсы от такого решения и для владельцев авто, так как профессиональные станции не только способны сделать систему чище, но и показать фактическое давление в системе до заправки, количество откачанного фреона. На каждой станции установлены манометры, показывающие фактическое давление в высоком и низком контурах. Это позволяет сразу после заправки оценить чистоту конденсатора, соотнести давление в высоком контуре с момента включения вентиляторов, оценить производительность компрессора. Из-за меньших трудозатрат для владельцев заправка с помощью станции стоит дешевле, а времени занимает меньше.

Когда нужно дезинфицировать автокондиционер?

дезинфекция


Рекомендуем делать бактериальную обработку кондиционера как минимум раз в 1-2 года. Применяют для этого специальные озонаторы и дезинфекторы, которые ультразвуком расщепляют бактерицидную жидкость, распыляя ее в месте забора воздуха. Автомобиль при этом запущен, включен кондиционер и режим рециркуляции воздуха: направление потока воздуха – в ноги и на стекло. Озонирование помогает убить грибок и микробы на обшивке, карпете. Распыляющаяся жидкость призвана убить бактерии на испарителе.

Периодичность чистки конденсатора

Чтобы вымыть всю грязь, конденсатор придется демонтировать, впрочем, как и интеркулер либо дополнительный радиатор АКПП, которые могут быть установлены перед ним. Моются радиаторы водой под высоким давлением (керхером).

После применения агрессивной химии она должна быть вымыта большим количеством проточной воды. Иначе химические вещества могут разъесть поврежденные ранее алюминиевые соты. Струя воды под напором должна быть направлена строго перпендикулярно направлению сот. Иначе вы рискуете погнуть тонкие перестенки между каналами циркуляции охлаждающей жидкости, фреона, масла.

При использовании авто преимущественно в городской черте специалисты рекомендуют мыть радиаторы каждые 2-3 года или 40-60 тыс.км. При эксплуатации авто по пыльным дорогам или пересеченной местности, интервалы рекомендуют сократить вдвое.

Видео:Диагностика и заправка автомобильных кондиционеров

Зачем нужно менять фильтр-осушитель?

Фильтр-осушитель предназначен для задержания продуктов износа компрессора – частиц тефлоновых уплотнителей, металлической стружки. Фильтрация необходима для предотвращения засорения дросселирующего клапана, попадания абразивной пыли внутрь компрессора. Внутри фильтрующий элемент наполнен силикагелем, который впитывает влагу. Вода – один из основных врагов компрессора кондиционера и всех подвижных элементов системы.

Первый раз после покупки нового автомобиля фильтр-осушитель рекомендуют менять через 4-5 лет. Поскольку по мере увеличения наработанных часов, количество продуктов износа увеличивается, дальнейшие интервалы рекомендовано сократить до 3-4 лет.

Существуют 2 варианта установки фильтра-осушителя:

  1. Фильтрующий элемент вмонтирован внутрь конденсатора. Он может быть закрыт сервисной пробкой, которую с трудом, но можно открутить. На многих авто с таким типом конструкции производитель и вовсе не предполагает отдельную замену фильтра-осушителя. Менять в таком случае его нужно вместе с конденсатором, что значительно удорожает обслуживание кондиционера;
  2. Выносной фильтр-осушитель. Фильтрующий элемент установлен в отдельном корпусе, поэтому с его заменой трудностей не возникает.

Профилактические меры всегда дешевле ремонта неисправностей

Чтобы предотвратить образование зловонных бактерий на испарителе, после работы кондиционера переводите регулятор температуры на теплый воздух. 1-2 минуты в таком режиме высушат конденсат из испарителя, убрав благоприятную среду для размножения бактерий.

Терморегулирующий вентиль, сеточку дросселирующего клапана, сальник вала компрессора, подшипник шкива, а также уплотнительные резинки по всей системе меняйте по мере их выхода из строя и появления первых признаков неисправности/утечки хладагента.

Читайте также: