Утечка фреона в кондиционере

Обновлено: 17.05.2024

Как узнать, что в кондиционере закончился фреон без специального оборудования? Как сделать это самостоятельно, не вызывая специалиста? Почему в кондиционере может закончиться хладагент? В этой публикации мы опишем 6 способов, с помощью которых вы сможете ответить на вопросы:

  • Есть ли хладагент в кондиционере?
  • Нормальное ли количество фреона?
  • Закончился ли хладагент в кондиционере полностью?

Куда уходит фреон?

В кондиционере фреон находится под высоким давлением. Если где-то возникает протечка или микротрещина, он выходит из системы. Скорость потери зависит от вида фреона и размера утечки. Он может выйти за несколько минут, а может уходить месяцами.

Вы должны понимать, что обнаружить что фреона мало или нет вообще – только часть дела. Чтобы решить проблему нужно вызывать специалиста, который должен:

Фреона нет совсем, или его мало?

Когда в кондиционере нет фреона, он работает не так, как если бы его не было вообще. Если есть недостаток хладагента, это вызвано по одной из двух причин:

  1. Есть небольшая утечка;
  2. При установке или ремонте заправили мало фреона.

При небольшой утечке вы не сразу заметите изменения в работе кондиционера. Он постепенно будет хуже охлаждать или нагревать воздух. Если вы заметили такой спад в работе, скорее всего где-то есть разгерметизация системы.

Снижение эффективности

Это первый признак проблем с кондиционером. Если он начал хуже греть или охлаждать, – не факт, что проблема с хладагентом. Кроме его нехватки может быть несколько причин:

  • Засорился радиатор наружного блока;
  • Загрязнение испарителя внутреннего блока;
  • Забиты воздушные фильтры-сеточки;
  • Выбран неверный температурный режим.

Чтобы точно определить причину, нужно почистить испаритель, конденсатор и фильтры кондиционера. Если это не поможет – загляните в инструкцию. У каждого кондиционера есть предельные режимы работы. От разницы температур в помещении и на улице зависит его эффективность.

Кондиционер не сможет хорошо охладить помещение, когда на улице жарко. Также он будет плохо работать на тепло, когда снаружи холодно. Чем больше разница температур внутри и снаружи помещения, тем ниже COP кондиционера (коэффициент преобразования, аналог КПД).

Если условия работы в пределах, указанных в инструкции, радиаторы и фильтры чистые, скорее всего проблема в нехватке хладагента.

Проверка на снег

Если в кондиционере мало фреона, он начинает работать на пределе возможностей. Происходит следующее:

  1. Хладагента недостаточно, чтобы охладить или обогреть помещение;
  2. Компрессор начинает работать с большей скоростью, чаще включаться;
  3. Фреон быстро циркулирует по системе;
  4. В теплообменнике он слишком сильно охлаждается;
  5. На решетке образуется снег, иней, лед;
  6. Наледь мешает охлаждению воздуха, что дополнительно снижает эффективность.

Для того чтобы на решетке испарителя или конденсатора образовался лед, должно пройти некоторое время. Включите кондиционер на полчаса. После этого проверьте, есть ли иней на решетках испарителя или конденсатора.

Снег во внутреннем блоке кондиционера

При работе на холод, недостаток фреона в кондиционере вызывает обледенение испарителя во внутреннем блоке. Проверить это просто:

  • Откройте переднюю крышку внутреннего блока, потянув за фиксаторы по бокам;
  • Снимите фильтры-сеточки;
  • Осмотрите радиатор испарителя.

Когда кондиционер работает на тепло, лед будет образовываться на конденсаторе. Он находится в задней части внешнего блока. В сплит-системе посмотреть на него можно как с передней стороны блока, так и с задней. В остальных типах кондиционеров он может быть расположен по-разному.

Замерзший конденсатор центрального кондиционера

Компрессор

Есть два типа компрессоров – обычные и инверторные. Обычный работает в режиме On/Off или Старт/Стоп. Он включается на определенное время, доводит хладагент до нужной температуры и отключается. Частота включений и время работы зависит от:

  1. Мощности кондиционера;
  2. Типа фреона;
  3. Разницы температур в помещении и снаружи.

Инверторный компрессор работает постоянно. Но скорость его зависит от температурного режима. Когда вы включаете кондиционер, он начинает работать быстрее, чтобы охладить или обогреть комнату. Как только температура достигнет заданной, компрессор замедляется и работает на ее поддержание.

Если у вас есть доступ к наружному блоку, проверьте, как работает компрессор. Для этого выставьте максимальную скорость обдува. Если дело происходит летом, поставьте минимальную температуру при работе на холод. Если зимой – максимальную температуру при работе на тепло.

Среднее соотношение времени работы и простоя обычного компрессора – 1 к 3. Засеките, как часто он включается. Определить это можно по звуку, вибрации наружного блока. Если он работает большую часть времени – есть нехватка хладагента. Если работает постоянно, фреон, скорее всего вышел из системы полностью.

Инверторный компрессор при недостатке фреона будет работать с большой скоростью. Чем меньше хладагента в системе, тем она выше. Если температура в помещении достигла заданной, а компрессор работает на высоких оборотах – есть недостаток хладагента.

Проверка температуры магистрали

Хладагент постоянно циркулирует между внутренним и наружным блоками кондиционера. Их соединяет фреоновая магистраль из медных трубок. В нормальном режиме температура трубок сильно отличается. Одна будет намного холоднее другой.

Если фреон полностью вышел из кондиционера, температура трубок будет примерно одинаковой. Но это только в том случае, когда компрессор работает. Соответственно, если компрессор не вышел из строя и трубки примерно одинаковой температуры, значит в системе нет хладона.

Поиск протечек

Хладагент в кондиционере смешивается с маслом. Как говорилось выше, он может уйти из системы только из-за утечки. При этом масло на месте разгерметизации образует небольшое пятно. Найти его можно при визуальном осмотре.

Если есть доступ к фреоновому трубопроводу, осмотрите его. Делайте это внимательно на всей протяженности. Компрессорного масла выходит немного, место протечки можно пропустить. Особенно внимательно осмотрите места соединений трубок с компрессором, испарителем и конденсатором.

Если во время проверки вы обнаружили, что в каком-то месте образовался лед или снег – вам повезло! Скорее всего вы нашли место утечки фреона. Но только в том случае, если наледь локальная, не распространяется по длине трубы, площади конденсатора или испарителя.

Проверка вентилей наружного блока

Еще один способ узнать, что в кондиционере нет или мало хладагента – проверить вентили наружного блока. Они расположены внизу, с правой стороны и могут быть закрыты защитным кожухом (см. фото). Такой вариант лучше всего работает в теплое время года.

Сервисные вентили кондиционера

Перед проверкой включите кондиционер на полную мощность и выставьте минимальную температуру. Дайте поработать ему 5-10 минут. После обратите внимание на вентили. Если на них скопился конденсат, они охладились – все в порядке, в системе есть хладагент.

Если на сервисных вентилях нет конденсата и их температура не изменилась – фреон полностью ушел из кондиционера. Если же на поверхности вентилей образовался иней, лед – в системе недостаточно хладагента. Наледь образуется по той же причине, что в наружном блоке.

Этой публикацией мы ответили на вопрос, как узнать, что в кондиционере закончился фреон. Возможно, вы знаете другие способы? Свое мнение и вопросы вы можете оставить в комментариях.

Признаки утечки фреона, как избежать поломки бытового кондиционера

Дозаправка фреоном обойдется дешевле ремонта кондиционера. Мы рекомендуем проведение ежегодной диагностики кондиционера и ежеквартальной чистки воздушных фильтров. При длительной эксплуатации или некачественной установке, количество фреона может опуститься ниже допустимого уровня. К последствиям нехватки фреона в кондиционере можно отнести следующие ситуации:

  1. Понижение КПД работы сплит-системы. Понижение эффективности работы при том же расходовании электроэнергии –кондиционер работает, но не охлаждает;
  2. Образованию наледи на трубках во время работы, после выключения наледь тает, что приводит к сырости на стенах или внутри них;
  3. Опасность перегрева и выхода из строя компрессора – он охлаждается проходящим через него хладагентом. Стоимость компрессора составляет 50% от стоимости всей сплит-системы.

Фреоны очень инертны в химическом отношении, поэтому они не горят на воздухе, невзрывоопасны даже при контакте с открытым пламенем. Однако при нагревании фреонов свыше 250 °C образуются весьма ядовитые продукты, например фосген COCl2, который в годы первой мировой войны использовался как боевое отравляющее вещество

ремонт утечки фреона в алматы

Основные причины утечки

Наиболее редкой причиной утечки фреона из кондиционера является повреждение радиатора или медных труб. Повреждение труб происходит во время монтажа, при небрежном обращении – заломах на изгибах, перекручивании трубы при протягивании в отверстии. Основным местом потерей фреона становятся штуцерные соединения и места сварки. Годовая допустимая норма утечки хладагента допускается в пределах 6-8% в год. Потери фреона свыше этих норм становятся следствием некачественной обработки стыков – места соединения гайки со штуцером. Некачественной сваркой медной трассы, негерметичная запайка или заломы на месте пайки при попытке согнуть трубу в месте шва.

Сколько стоит устранение неисправности кондиционера в Алматы?

Большинство наших клиентов платят от 7 000 до 12 000 тенге за устранение неисправности, связанной c утечкой фреона. Получите бесплатную оценку стоимости ремонта вашего кондиционера

Как самостоятельно определить нехватку фреона

Рациональным подходом к сохранности работоспособности вашей бытовой техники является периодическая самостоятельная диагностика. Следует вызвать мастера в случаях описанных ниже:

  • кондиционер не охлаждает помещение или охлаждает, но слабо;
  • обледенение и появление инея на штуцерных соединениях внешнего блока;
  • на штуцерах внешнего блока масляные подтеки.

Своевременное обнаружение возникшей утечки фреона избавит вас от полной дозаправки или, в худшем случае, от ремонта кондиционера. Цена ремонта компрессора кондиционера несоизмеримо выше цены заправки кондиционера.

признаки утечки фреона из кондиционера

Устранение утечки фреона

Без специального инструмента ремонт соединений и, тем более, переваривание труб будет крайне затруднительным процессом. При исправлении соединений необходимо закачать весь оставшийся фреон в компрессор, что также сложно сделать неспециалисту. Специалист же, устранит все неисправности за короткое время и это не будет стоить дорого. Вы сэкономите свое время и деньги обратившись в нашу компанию.

Поиск утечки фреона с помощью мыльной пены на кондиционере


Для поиска утечки хладагента часто используется мыльный раствор: на фото видно, как под нижней гайкой образовывается небольшой мыльный пузырь - явный признак негерметичности фреономагистрали

Если уровень охлаждающей жидкости в системе снизился, значит, произошла утечка. Многие владельцы игнорируют это проблему и продолжают использовать кондиционер по назначению. Хотя в своем большинстве фреоны считаются не токсичными, при определенных условиях (большая концентрация, высокая температура и т.д.), они могут оказывать влияние на здоровье человека. Таким образом, эксплуатация кондиционера с признаками утечки может быть небезопасна как для жителей обслуживаемого дома или квартиры, так и для окружающей среды.

Одной из причин утечки может быть неисправный клапан Шрадера. Чаще всего дело в повреждении резинового уплотнителя, который защищает холодильный контур. Другой возможной причиной может быть микротрещина в капиллярной трубке и или других трубах радиатора наружного блока, созданная в результате трения этих же трубок друг о друга. Также часто встречается некачественные соединения медных труб при установке кондиционера из-за плохой развальцовки или перетянутых гаек. Просачиваясь сквозь отверстие, хладагент быстро испаряется и может к привести к неисправности сплит-систем и даже к негативному влиянию на здоровье жильцов дома.

Симптомами отравления хлорсодержащими (сейчас используются очень редко) хладагентами может быть тошнота, головная боль, в редких случаях – удушье. Попадая на кожу, хлор вызывает сухость и раздражение. Кратковременное вдыхание вещества вызывает учащенное сердцебиение, потерю координации, головокружение, в то время как длительное воздействие может привести к более серьезным медицинским состояниям, таким как одышка, потеря сознания и сильный кашель.

Конечно, в первую очередь рассматривается влияние хладагента на здоровье, однако сам кондиционер во время утечки подвергается непосредственному и наиболее ощутимому воздействию. Недостаток фреона создает большую нагрузку на компрессор, что может привести к выходу техники из строя. Даже если ее впоследствии можно будет отремонтировать, то это будет стоить больших денег. Да и просто отсутствие в системе 10% жидкости может привести к увеличению потребляемой энергии до 20%.

Как самому определить признаки утечки фреона из кондиционера:

    Кондиционер стал значительно хуже холодить (или греть). При этом следует помнить, что на производительность сплит-системы также влияет исправность компрессора и состояние теплообменников: если они значительно загрязнены, то это ощутимо снижает продуктивность выработки холода, а значит они нуждаются в сервисном облуживании.

Лед на гайках наружного блока кондиционера


Обмерзшая гайка на контуре всасывания из-за низкого давления в системе

Утечка масла на наружном блоке кондиционера


Явные жирные подтеки в месте соединения медных труб с наружным блоком (утечка фреона, а вместе с ним и масла)

Некоторые исследования также показали, что CFC плохо растворяются в почве. Проникая сквозь нее, они могут загрязнять подземные водные источники, что в итоге не только представляет опасность для местной флоры и фауны, но и делает некоторые скважины непригодными для использования.

При обнаружении утечки хладагента необходимо немедленно остановить работу кондиционера и вызвать сертифицированного специалиста для устранения проблемы как можно скорее. Важно помнить, что попытка самостоятельного решения этой задачи может привести к еще более пагубным последствиям, поэтому ремонт рекомендуется доверять профессионалам.

В тоже время, следует помнить, что бытовые сплит-системы редко пропускают такое количество фреона, которое может привести к существенному воздействию на здоровье пользователя, однако потеря даже небольшого количества хладона должна обязательно быть поставлена на контроль.

В представленном ниже видео пользователь рассказывает и показывает, как он самостоятельно нашел утечку во внутреннем блоке после нескольких дозаправок кондиционера недобросовестными ремонтниками:

Наша компания LiveKlimat предоставляет комплекс услуг по устранению утечки фреона в системе кондиционирования, проводим комплексные мероприятия, диагностика утечки, ремонт и заправка фреоном кондиционера.

Причины утечки фреона в системе

Ежегодно кондиционер теряет от 10-15% хладагента, связано это с особенностью соединений труб внешнего и внутреннего блока. Кондиционер теряет намного больше, если при установке некачественно произведена вальцовка труб, монтажник использует дешевое оборудование, также возможна перетяжка соеденений или на оборот. Причиной утечки фреона также может быть механическое повреждение, к примеру во время ремонта помещения, не качественная пайка соеденений.

  1. Некачественный монтаж.
  2. Вальцовка сделана с нарушениями.
  3. Механическое повреждение.
  4. Некачественная пайка соединений.
  5. Произвольное окисление соединений.

Как выглядит утечка хладагента в кондиционере





  • Картинка 1: Неправильно сделана вальцовка труб, монтажник поленился после обрезки трубы, убрать кромку риммером. Происходит наложение кромки и в следствии этого происходит утечка фреона.
  • Картинка 2: Жёлтый порт кондиционера стал чёрным, из за выхода хладагента, обмерзание трубки указывает на недостаток фреона в системе. При обнаружении обязательно отключите кондиционер.
  • Картинка 3: В следствии окисления труб на соединениях так же происходит утечка. В данном случае требуется перепаять трубу и закрыть флексом.
  • Картинка 4: Из за недостаточного количества хладагента в системе, происходит обмерзание, которое в свою очередь выделяет влагу. В данном случае, влага образовала окисление под защитным флексом, которое привело к утечке фреона.

Цены на услуги по устранению утечки хладагента в кондиционере

Заправка кондиционера

Ремонтые работы

Цена заправки бытовых сплит-систем

Дополнительные работы для оконных кондиционеров

Дополнительные работы для сплит-систем кондиционеров

Как победить утечку фреона в сплит-системе

Утечка фреона в сплит-системе не такая уж и редкость. Кто прав кто виноват в том, что работа кондиционера дала сбой выяснять дело не благодарное. Фреон течет и сплит-система не работает или работает очень плохо. Значит профессиональная помощь просто необходима.

Чем опасна утечка фреона в сплит-системе

А может ну их работает кондиционер и ладно, заправим будет время, ну а сейчас нет ни времени ни денег на заправку. Так-то оно так, но если из сплит-системы утекает фреон то:

  1. - греется компрессор у сплит-системы, а перегрев компрессора приводит к его поломке и как следствие дорогостоящему ремонту.
  2. - нарушается смазочная система компрессора, что также приводит к поломке такого дорогостоящего бытового прибора как сплит-система.

Профессиональная заправка фреоном сплит-систем

Чтобы там не говорили и не писали в интернет, самостоятельная заправка фреоном сплит-системы, вряд ли возможна. Только специалистам, обладающим необходимыми знаниями и навыками по силам провести профессиональную диагностику сплит-системы. Выявить утечку фреона и профессионально ее устранить. К тому же любой мастер по обслуживанию сплит-систем предоставит гарантию на все виды работ.

Жаркое лето уже наступило и сплит-система необходима как воздух, но чтобы она безупречно работала нужно провести ей необходимые работы по ее техническому обслуживанию. Звоните прямо сейчас, жаркие денечки не достигли своего пика. В самую жару заправка фреоном сплит-системы будет дороже.

Фреон, использующийся в автокондиционерах в качестве хладагента, характеризируется высокой летучестью. В условиях постоянных вибраций и перепадов температур невозможно достигнуть полной герметичности системы. Поэтому даже на исправном автомобиле кондиционер раз в 3-5 лет нуждается в обслуживании и перезаправке. Если систему приходится заправлять каждый год или чаще, на вашем авто утечка фреона в автокондиционере. Давайте рассмотрим, как самостоятельно найти негерметичность и в каких местах чаще всего выходит охлаждающее вещество.

механик ищет утечку фрелна под капотом авто

Виды фреона для автокондиционеров

На автомобилях до 1992 года выпуска допускалось применение фреона марки R12. Из-за ужесточившихся экологических требований автопроизводителей обязали разработать системы под хладагент R134A. Этот тип фреона сейчас используют на большинстве автомобилей. Данные типы газа не взаимозаменяемы, а переход с R12 на R134A требует серьезной модернизации системы кондиционирования.

В последние годы отдельные американские штаты для сертификации автомобилей обязывают производителей использовать фреон марки R132YF. Поскольку физические характеристики этих типов хладагента отличаются незначительно, переход с R132YF на R134A не грозит снижением эффективности работы системы и уменьшением ресурса кондиционера.

Чтобы узнать, какой тип фреона в автокондиционере на вашем автомобиле, изучите техническую документацию либо найдите соответствующую наклейку под капотом. В большинстве случаев производитель указывает тип хладагента и норму фреона в автомобильном кондиционере.

Самые частые места утечек

кондиционер

  • Конденсатор. Радиатор кондиционера установлен перед радиатором системы охлаждения двигателя, поэтому при движении на скорости принимает на себя основной удар из камней и сора. Немаловажное негативное воздействие на алюминиевый сплав оказывают соли и реагенты, которыми посыпают дороги в зимнее время. Поиск утечки фреона в автомобиле следует начинать с осмотра поврежденных сот конденсатора.
  • Места подключения трубок и шлангов к ТРВ, компрессору и т.п. В местах соединения частей системы установлены О-образные уплотнительные прокладки. Из-за вибраций и перепадов температур со временем колечки ужимаются и не обеспечивают должную герметичность системы.
  • Трубки и шланги системы кондиционирования. Алюминиевые трубки, установленные в местах скопления влаги, нередко попросту сгнивают. Не стоит отметать и заводской брак в местах пайки, который может проявить себя только спустя долгие годы. Для трубок опасны шланги и другие элементы навесного оборудования, которые прикасаются вплотную и вследствие вибраций перетирают их стенки. Слабые места резиновых шлангов – места обжимки стаканами. Хотя чаще всего шланги начинают травить из-за перетирания и естественного старения, из-за чего резина рассыхается и трескается.

На автомобилях с двухконтурной системой кондиционирования трубки проходят по днищу автомобиля. Такая особенность значительно повышает риск их механического повреждения и корродирования.

  • Сальник компрессора кондиционера. Уплотнитель герметизирует место выхода вала компрессора вблизи шкива. Выходят сальники из строя вследствие естественного износа или неправильного монтажа при ремонте. Ресурс может уменьшиться, если вал компрессора имеет дисбаланс.
  • Испаритель, в котором кипит фреон в автомобильном кондиционере. Устанавливается за жабо либо в салоне автомобиля. На авто с двухконтурной системой может быть 2 испарителя. Слабые места: соты и трубки, которые сгнивают из-за особенностей расположения и налипания плотного слоя грязи. фреона. Для проверки герметичности снимите разъем питания датчика. Если внутри вы обнаружите масляное запотевание, корпус негерметичен в местах выхода клемм. Если течь под самим датчиком, начните с замены уплотнительного кольца.
  • Утечка через золотник сервисных штуцеров. Золотники также уплотняется резиновыми колечками. Чаще всего утечка проявляется при поврежденных уплотнителях или незажатых/треснувших пластиковых колпачках.
  • Места стыка корпуса компрессора.
  • Утечка через смотровой глазок (редко, но встречается). Причина утечки в уплотнительных кольцах. Если затягивать глазок слишком большим моментом, стекло может треснуть. Поэтому при сборке будьте аккуратны.

Как распознать место утечки хладагента?

Помимо фреона, в систему при заправке обязательно вводится масло для смазывания компрессора кондиционера. Поэтому найти место утечки можно по обильным масляным запотеваниям.

У вас будет больше шансов на успешную диагностику, если использовать прибор для поиска утечки фреона в автомобиле. С помощью ультрафиолетовой лампы осветите все видимые участки системы кондиционирования. Осмотр следует проводить в очках с желтым светофильтром. Места утечки покажут себя салатовым цветом.

Чтобы найти место утечки таким методом, убедитесь, что в систему вместе с фреоном и маслом была добавлена люминесцентная добавка. Для проверки открутите колпачок сервисного штуцера участка высокого давления. При отключении заправочных шлангов внутри штуцеров всегда остаются следы краски.

Тестирование азотом

проверка давления азотом у автокондиционера

Основной метод поиска больших утечек – закачивание в систему азота под давлением 15-20 Атм. Если негерметичность не проявляет себя характерным шипящим звуком, а стрелка манометра показывает снижение давления, опрыскайте все участки системы водой с жидким мылом (10-20%). В местах утечки вы увидите раздувающиеся мыльные пузыри.

Если негерметичность настолько большая, что вы слышите шипение, воспользуйтесь стетоскопом. Используя только резиновый наконечник фонендоскопа, можно точно локализировать место утечки.

Если самостоятельно утечку так и не удалось найти, обратитесь к кондиционерщикам. В их распоряжении есть течеискатель фреона, который увеличивает шансы на успешный поиск неисправности.

Видео: КАК ОБНАРУЖИТЬ (ПРОВЕРИТЬ) УТЕЧКУ ФРЕОНА ИЗ КОНДИЦИОНЕРА | ПРОСТОЙ СПОСОБ

Устранение утечки фреона в машине

Ремонт утечек системы кондиционирования авто зависит от характера неисправности. Замена сальника и переуплотнение частей корпуса возможны только после снятия компрессора с автомобиля. Сгнившие или перетертые трубки нередко можно запаять или заварить аргоном. В отдельных случаях станции, специализирующиеся на ремонте автокондиционеров, предлагают заново изготовить трубку с заменой дефектного участка на резиновый шланг. В случае повреждения сот радиатора ремонтировать его не рекомендуем, так как велика вероятность рекламации. Уплотнительные кольца для замены всегда можно подобрать из набора универсальных колец или заказать по размерам.

Любые работы с системой кондиционирования, в которой есть давление фреона, следует делать только после откачки хладагента и 2-3 минут вакуумирования. Избегайте попадания фреона в глаза и на кожу. При резкой разгерметизации системы и попадании большого количества хладагента на голые участки тела существует риск обморожения. Поэтому при ремонте соблюдайте все меры предосторожности.

Читайте также: