В каких автобусах есть кондиционер

Обновлено: 18.04.2024

Если рассмотреть проблему достаточно внимательно, то можно увидеть себя как часть этой проблемы

Эпиграф
"Ну, закройте, мИнЕ дуетЬ. "
(не помню где слышал, то ли квн, толи упаси господи Петросян, кто подскажет?)

Я уже давно хотел написать этот пост. Просто ждал гонорар за предыдущие статьи. :) Но тема и правда актуальная сейчас, вот и в свежих комментах спрашивают, так что "усталый, голодный и злой" но. таки сел за комп.

Итак. скажу сразу, для меня, как для пассажира, коим я тоже иногда являюсь, самым неприятным моментом в пользовании ОТ - всегда была духота. Поэтому, как водитель, слежу за этим с особым фанатизмом. Зачастую у коллег смотрю пассажиры уже по 5-7 форточек открыли, а у меня ещё ни одной. Открывают обычно уже после того как я включил вентиляцию, открыл на полную катушку люки. а бывает я открываю эти форточки сам на кольце, потому что люди стесняются, терпят.
Мало того, когда температура становится хорошо за +20, то (если позволяет график, а летом время обычно девать некуда) я, повторюсь, зная, как работают светофоры, стараюсь не на светофорах стоять с закрытыми дверьми, а на остановках (по возможности в теньке и в кармане остановки чтобы не мешать легковушкам и коллегам на автобусах-троллейбусах, маршутчикам подсказываю - включаю аварийки) с открытыми дверьми и подкатывать к светофору так, чтобы проходить на включающийся зелёный без остановки на 30-50 км. А если светофор был например за поворотом, то если позволяет трафик (так чтобы не мешать легковушкам в том числе) я могу встать метров за 20-50 до светофора в тени здания или деревьев и опять таки за известное мне время начать движение чтобы светофор под палящим солнцем пройти на зелёный на скорости. Потому что знаю, у меня открыто окно, дверь напротив (я включаю открытие обеих половинок) и дополнительный обдув кабины, а у людей жесть. некоторые в обморок падают.
Основная проблема почему в автобусах душно (осенью-весной, а порой при полном аншлаге и зимой вытяжку надо включить), потому что люди не сообщают об этом водителю или оттого, что стесняются открыть люки. Не хотите подходить к водителю - откройте форточку, дайте знак водителю. Лично я по ним ориентируюсь. Раз открыли - значит душно.
Но прошу не забывать, что большинство автобусов кондиционером не оборудованы и после +20 в них будет душно, даже при всех открытых окнах. Особенно это тяжело понять делая пересадку из новенького троллейбуса с кондишкой в автобус, который чаще всего этой кондишкой не оборудован.

Ни на одном солярисе (автобусе) кондиционера нет. Точка. Как видно на фото снизу, на крыше пусто.

Кондиционеры есть на жёлтых "мидиках". Вон такой багажничек на вверху. (Сзади кстати мерседес цитаро (16 маршрут) с кондишкой. Тоже видны "багажники")

Но не на всех. А на тех которые начинаются с цифр 70 (на фото ещё старые номера 30601, сейчас это 70601) или 60, например 70802 или 60109. Визуально их можно ещё отличить есть ли в салоне форточки или нет. 31561 теперь 71561

Если форточек нет, то автобус оборудован кондишкой и предпологается, что водитель должен регулировать вентиляцию в салоне.
То есть если в салоне мидика душно и нет форточек, то надо водителя попросить включить вентиляцию. Бывает на мидиках работают новички, сам сталкивался с тем, что когда просил, мне тупо отвечали, что не знают как. Это конечно пипец, но слава богу редкость. Тоже самое с кондишкой.
Но чаще всего повторяю, водители просто не догадываются что людям душно, поэтому надо просить. А если начать со слов "коллега, включи пожалуйста вентиляцию, душно" шанс нарваться на грубость резко падает. Но не до нуля, сам нарывался на таких. что делать, в семье не без урода. Тут уж звонить надо, можно прямо при нём\ней. :)
Ещё кондишки есть на мерседесах цитаро "гармошках"

В третий и последний раз, как итог поста:
"Если вам душно - сообщите водителю или не стесняйтесь и откройте форточки, но помните при температуре больше, чем +20 в автобусе без кондишки всегда будет жесть, по возможности пользуйтесь летом троллейбусами."

Update:
Определить включена ли вентиляция в солярисе вы можете сами (в отличие от цитаро, у которого кнопка вентиляции спрятана от глаз пассажиров)

в данном случае она не нажата (изображение вентилятора в домике), нажата она или нет можно определить при сравнении с другими клавишами, а также полоска должна гореть красным, тускло, но горит.

P.S. Рената, этот пост я посвящаю тебе :) чтоб больше не говорила "пардонче" за комменты. Без них - точно не будет никаких постов. Этот - наглядный пример :)


Случай первый:

Я: Здраствуй, коллега, слушай, я недавно работаю, никак не могу понять, почему водители зачастую открывая люки, вентиляцию всё равно не включают, вот и у тебя вижу выключена.
К: Да, кондуктора, часто жалуются, что шумная, у них прям над головой шумит, хочешь чтобы включил?
Я: Да, глядишь, полегче станет, а то прям сауна.
К: Пожалуйста :)
Я: Спасибо :)

Случай второй:
На улице хорошо за +20.
Я: Коллега, здраствуй, (шёпотом) друг ты в курсе, что у тебя батареи горячие?
К: Да ну (проверяет панель) да, нет - всё выключено.
Я: Тем не менее. твоя машина?
К: Нет, я вообще недавно устроился, да и только смену принял (дело было после обеда уже, вторая смена)
Я: Ясно, во-первых открой люки на вдув (было на выдув), видишь форточки открыты, значит недостаточная вентиляция, вот да, кстати, и вентиляцию тоже включи. И вон на той остановке, она в кармане и только наша, так что никому не помешаем ни из коллег ни из легковушек, постой полминутки, я открой капот и закрою кран - чтобы отключить батареи, смотри без меня не уедь :) следи за третьей дверью. А вечером подашь заявку, что с пульта не выключаются батареи.
К: Спасибо, мне инструктор не рассказывал.
Я: Мне тоже :)

Случай третий:
На улице весна, больше, чем +15, но солнышко хорошо припекает. Жёлтый мидик, БЕЗ ФОРТОЧЕК. Душегубка, если не включать вентиляцию (три положения простой вентиляции и три кондишки, 6 (!) вариантов комфортной вентиляции).
Я: Привет коллега, включи вентиляцию, пожалуйста.
К: А тебе, что душно?
Я: Ну как бы +15, солнышко.
К: Сними куртку.
Я: (снимаю) да куртка не причём. ну включишь?
К: Нет
Я: Ладно, не хочешь, сам открою. (залажу на подставку и открываю первый люк, в мидиках он высоко расположен и пассажиры его почти не открывают)
Пассажирка: (вся укутанная в осенний плащ, в шарф) Закройте! Мне дует! (именно поэтому я сначала прежде чем открыть люк, попросил включить вентиляцию, которая подаётся через десятки ИНДИВИДУАЛЬНЫХ лючиков, которые при желание можно руками либо открыть, либо закрыть, кому как хочется.
Я: (обращаясь к другим пассажирам) Разве не душно? (в ответ молчание, хотя сидел молодой парень со своей девушкой, собственно к нему и обращался) Ну раз 1 голос против одного, а молчание вообще, говорят, знак согласия, то уже этой закутанной даме ответил:
"Вам надо, вы и закрывайте. А мне нормально :) "
Так что и такие случаи бывают (правда только однажды было, на все случаи моих открываний форточек и люков)

Случай четвёртый:
Мидик с кондишкой. +20
Еду на работу. Душно. Но ехать 7 минут, думаю, ай ладно - стерплю. Как чуял, что лучше не подходить. Рядом вижу мужик проверяет рукой персональные лючики. Ну там понятно, глухо как в танке. Тут я не стерпел, ладно для себя :) но тут пассажир страдает :) Можно сказать клиент "моей" компании :) Пошёл к водителю, вернее водительнице.
Я: Привет (уверен в лицо меня знает), не для себя прошу, мне сама знаешь уже на выход, там мужик люк крутит, видно не мне одному душно, включи вентиляцию хотя бы на единичку.
К: Да, а у меня потом пережёг будет по солярке!
Я: Ну во-первых, нам на кондишку добавляют норму по солярке, а во-вторых я попросил простую вентиляцию (хотя по правде нужна была кондишка на единичку)
К: Вот одному включи, другому выключи.
Я: Ну работа у нас такая. (пошёл на выход, уже была моя остановка, напоследок увидел, что включила, но. как в анекдоте, про осадок)

НО! В остальных десятках случаев, вентиляция и люки открывались по первой просьбе.

home

Все

6 месяцев на форуме

Автор 4 уровня

Популярный комментатор x5

Топ тема

Просто невозможно ездить на автобусе в такую жару. Вчера женщина чуть не потеряла сознание. Всё у нас как то не почеловечески. Когда у нас будут думать о людях? Это ведь так просто - выпускать автобусы с кондиционером.

Вчера ездила в город и так намучилась. Автобус был полный, пришлось стоять до города. Жарище и вонище, просто ужас.

Аха щас , может тебе ещё автобус Скания в мах комплектации на маршрут ?
Капитализм ..️Пазик - тазик , модель с 67 года почти без изменений , самый дешёвый , а значит для коммерсов - самый выгодный ..️

БывшСерник, не плохо было бы Сканию. Свой народ надо любить, уважать и относиться соответственно. Нельзя что ли в этих чертовых автобусах как то ставить самый дешёвый кондиционер? Жара то у нас от силу месяц или полторы будет.

Иксора, давно же так,пора привыкнуть ,что в первый раз что ли? Не нравится - ездите на такси.

Цены поднимут, автобусники - до 60 рублей, на "Сканиях" с кондиционером.

Во ВК есть видос где девушка теряет сознание в автобусе , никто не помог.Сам водитель помог ей встать ,у нее перелом носа и ребра .

Пассажиры сами должны спонсировать свои маршрутки раз такое дело.Правильно? Установка ,покупка кондишна это не дешево

КотПризрак, ага, всю трату на ВСЁ скиньте на население. А на что власть?

Вспомнила, 3 или 4 года прошло, на маршрутке чуть не потеряла сознание. Выдержала только потому, что остановка моя была близкая. С тех пор стараюсь меньше ехать на автобусе, благо, что не работаю.

Большие траты на бензин.

есть нормативный акт

Цитата:
3.3.3. Температура в салоне транспортных средств
Рекомендуется оборудовать все транспортные средства, используемые для осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок, системами отопления и кондиционирования воздуха, настроенными на поддержание комфортной температуры в салоне транспортного средства в любое время года. Температурный режим: не менее 12 градусов Цельсия при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже 5 градусов Цельсия, не более 25 градусов Цельсия при среднесуточной температуре наружного воздуха выше 20 градусов Цельсия.

Амыдай, может, кто нибудь скинет в инстаграм этот коммент к Григорьеву. Говорили же, что читают его там.

Автомобильный кондиционер работает по тому же принципу, что и обычный бытовой холодильник, хотя и устроен по-другому. В основу работы этих устройств положен эффект Джоуля-Томсона - понижение температуры рабочего тела при дросселировании.

Дросселирование - понижение давления рабочего вещества при протекании его через сужение в канале или какое-либо местное сопротивление (например: капиллярная трубка, терморегулирующий вентиль и т.п.).

Автомобильный кондиционер представляет собой герметичную систему, заполненную фреоном и специальным холодильным маслом, растворимым в жидком фреоне и не боящимся низких температур. В данном случае, масло необходимо для смазки компрессора и всей системы.

Несмотря на некоторые отличия между автокондиционерами разных производителей, принципиальная их схема одинакова. Мы рассмотрим самый распространенный вариант. Итак, вы нажали на кнопку включения кондиционера. Сработала электромагнитная муфта расположенная на компрессоре, прижимной диск, издав характерный звук (похожий на щелчок), примагничивается к шкиву. Шкив приводится в движение ремнём и, когда кондиционер выключен, крутится вхолостую. Теперь заработал компрессор. Компрессор сжимает газообразный фреон, отчего тот сильно нагревается, и гонит его по трубопроводу в радиатор (или конденсор). В радиаторе сильно нагретый и сжатый фреон охлаждается.

Охладиться ему помогает поток воздуха, гонимый вентилятором, который включился на первую скорость одновременно с компрессором. Если автомобиль движется, то радиатор дополнительно обдувается набегающим потоком воздуха. Охладившись, сжатый фреон начинает конденсироваться, и выходит из радиатора уже жидким.

После этого жидкий фреон проходит через ресивер-осушитель. Здесь от него отфильтровываются (фильтрующим элементом) продукты износа компрессора и прочий мусор.

Как правило, на ресивере-осушителе или где-то рядом, есть смотровой глазок, через который видно жидкий фреон. Через глазок можно визуально оценить, насколько система полна. Если часть фреона по какой-либо причине утекла в атмосферу, то при работе компрессора в глазке будет видна молочно-белая пена.

Очистившись в ресивере-осушителе, фреон течёт в сторону салона автомобиля, чтобы выполнить своё основное предназначение.

Когда жидкий фреон проходит через терморегулирующий вентиль (ТРВ) и затем, попадая в испаритель, переходит в газообразное состояние и сильно охлаждается. Холодный фреон охлаждает испаритель, а вентилятор сдувает с испарителя холод в салон автомобиля. Пройдя через испаритель, всё ещё достаточно холодный фреон попадает снова в компрессор. Круг замыкается.

Общие понятия и обозначения

Терморегулирующий вентиль (ТРВ) - представляет собой специальное устройство (автоматически регулируемый дроссель), регулирующее перегрев пара, выходящего из испарителя. Вентиль (ТРВ) монтируют на трубопроводе, по которому жидкий фреон поступает в испаритель. Если испаритель полностью заполнен жидким фреоном, то из него выходит насыщенный пар, температура которого равна температуре кипения. В этом случае, регулирующий орган ТРВ закрывается. Если же из испарителя выходит пар, перегрев которого превышает установленные значения ТРВ, то регулирующий орган ТРВ открывается настолько, чтобы площадь его проходного сечения соответствовала максимально допустимой величине.

Испаритель - это тот же радиатор, только маленький.

Перегрев пара - разница температур на выходе из испарителя и кипения хладагента.

Часть системы кондиционирования от компрессора до терморегулирующего вентиля называется напорной магистралью. Её всегда можно определить по тонким трубкам, которые на ощупь тёплые.

Часть системы от испарителя до компрессора называется обратной магистралью, или магистралью низкого давления. Она изготовляется из толстых трубок и на ощупь холодная.

Если в напорной магистрали во время работы компрессора давление колеблется от 7 до 15 атмосфер (в аварийных случаях до 30 атмосфер), то в обратной магистрали давление не превышает 2 атмосфер. Когда кондиционер выключен, давление в обеих магистралях уравнивается и составляет около 5 атмосфер.

За правильной работой автомобильного кондиционера следят несколько датчиков. Количество их варьируется: на ресивере-осушителе стоит датчик включения второй скорости вентилятора. Когда охлаждение конденсора недостаточно (например: автомобиль стоит в дорожной пробке), давление в напорной магистрали начинает стремительно расти, а фреон в радиаторе (конденсоре) перестаёт конденсироваться, датчик реагирует на скачок давления и включает вентилятор на повышенную мощность. Если давление в напорной магистрали достигает максимальных величин, то датчик выключает компрессор. Есть ещё датчик в испарителе, который выключает компрессор, если температура испарителя становится слишком низкой.

Это описан принцип работы автомобильного кондиционера с механическим приводом. Аналогичный принцип работы имеет и кондиционер с электрическим приводом, за исключением того, что все узлы и агрегаты данного типа кондиционеров смонтированы в одном корпусе.

Кондиционер для автобуса

Любой владелец автобуса - будь то большие современные междугородние модели или микроавтобусы меньше чем на 15 пассажиров - знает, как важно иметь систему кондиционирования воздуха.

Существует несколько различных вариантов их монтажа в автобусе. Иногда разные части системы кондиционирования расположены в разных частях автобуса - например, компрессор в моторном отсеке и работает вместе с двигателем (как на легковом автомобиле), а радиатор кондиционера (конденсор) и испаритель могут быть установлены на крыше, под днищем или даже на боковой части автобуса. В другом случае все компоненты системы могут находиться в одном месте – как правило, на крыше автобуса.

Кроме того, автобусный кондиционер может быть полностью интегрирован в салон - это наиболее трудоёмкий и дорогостоящий вариант.

На больших междугородних моделях автобусов для повышения эффективности системы кондиционирования часто устанавливают по два испарителя, которые расположены по бокам.

Система кондиционирования воздуха салона автобуса - это не только изменение температуры воздуха, но его циркуляция, снижение влажности, а также устранение неприятных запахов. Иными словами автобусный кондиционер создаёт комфортный микроклимат для удобной поездки. От того как работает система кондиционирования во время езды, во многом зависит настроение пассажиров и водителя. Комфортными условиями приняты температуры от 19 до 23 °С при относительной влажности воздуха от 30 до 80%.

Управление микроклиматом может производиться вручную, либо настраиваться электронной системой - климат-контролем. При ручном управлении водитель, используя переключатели, сам устанавливает необходимую температуру путём регулирования направления и скорости подачи воздуха. При таком варианте кондиционирования многое зависит от температуры окружающей среды, скорости движения автобуса, и от оборотов двигателя.

При установленной электронной системе кондиционирования, водителю требуется задать требуемые характеристики для поездки и наслаждаться вождением. Климат-контроль самостоятельно будет поддерживать изначально заложенные характеристики.

Стали появляться и комбинированные системы кондиционирования, когда водитель сам может переключаться с электронной системы на ручное управление.

Выбор между автобусным кондиционером с механическим или электрическим приводом

Для легкового автомобиля, бесспорно, предпочтительнее кондиционер с механическим приводом, отличающейся малой массой и объёмом, что позволяет установить основные элементы кондиционера - компрессор, радиатор и фильтр осушитель - внутри подкапотного пространства автомобиля. Тогда как внутрь салона, по капиллярной системе выводится алюминиевая трубка, которая и питает испаритель парообразным фреоном. Такая простая схема позволяет охладить салон легкового автомобиля даже на холостых оборотах двигателя.

Недостатком механических кондиционеров является отбор мощности у двигателя, что приводит к дополнительному расходу топлива.

Для автобусов и микроавтобусов предпочтительнее вариант кондиционера, имеющего электрический привод. Данный вид кондиционера объединяет в своём обтекаемом корпусе все основные узлы и элементы: электрический компрессор, радиатор (конденсор) и испаритель.

Для работы компрессора используется стандартное бортовое напряжение – 12 или 24 В (есть модели кондиционеров, которые способны работать и от напряжения 220 В).

Как правило, такие кондиционеры устанавливаются на крыше автобуса (микроавтобуса).

Электрический кондиционер отличается бесшумностью в работе, поскольку все основные узлы находятся вне салона автобуса (на крыше). А внутрь уходят исключительно трубки высокого давления, которые соединяются с испарителем.

Для быстрого охлаждения салона автобуса можно использовать специальный ускоренный режим, который позволяет получить практически мгновенный комфорт.

Автобус, оборудованный системой кондиционирования, способен совершать длительные поездки в любые места с самыми разнообразными климатическими условиями - будь то поездки по городу, в горных районах, в холоде или в жару.

Основные удобства, которые получают пассажиры автобуса, оборудованного системой кондиционирования:

- независимость от температуры воздуха на улице, особенно если погода жаркая и влажная;

- возможность регулировать мощность и направление потока холодного воздуха;

- возможность создания комфортного климата, если автобус забит битком людьми;

- при необходимости, возможность спокойного сна во время длительной поездки.

Диагностика и ремонт автомобильного кондиционера

Каждому водителю автобуса необходимо знать, что точная и своевременная диагностика неисправностей автобусного кондиционера может существенно сэкономить затраченное время и расходы на последующий ремонт кондиционера. Диагностику необходимо проводить только на специальных станциях и техцентрах обслуживания автокондиционеров, чтобы избавить себя от неквалифицированного мнения дилетантов, которые не могут точно определить неисправность.

В технических центрах же проводят диагностику очень просто, происходит это по следующей схеме:

1. Визуальный контроль.

Проводится следующий перечень мероприятий:

- проверяется степень изношенности и натяжение приводного ремня, состояние шкивов и подшипников;

- определяется состояние магистрали, всех шлангов и соединений, наличия на них перегибов, которые могут препятствовать правильной циркуляции хладагента в системе кондиционирования;

- проводится проверка чистоты поверхностей испарителя и радиатора (конденсора);

- анализируется работоспособность вентиляторов конденсора и испарителя системы;

- проверяется целостность всех деталей, корпусов, заслонок и других элементов системы;

- диагностируется электрическая цепь, разъёмы и предохранители;

- оценивается состояние заправки системы охлаждения.

2. Проверка на шумы во время работы кондиционера.

Разнообразные звуки стука могут указывать на неисправность подшипников, износ деталей компрессора или внутренние повреждения.

Повышенные шумы электромагнитной муфты могут указывать на неисправность или пониженное напряжение.

3. Проверка на наличие запахов.

Как известно, тёплый и влажный корпус испарителя является идеальной средой обитания различных микроорганизмов. Не приятный запах может появиться из-за развития на корпусе плесени, грибка и различных вирусов, которые могут являться причиной не только аллергии, но и некоторых острых респираторных заболеваний.

Проблему можно решить достаточно просто, с помощью специального средства, которое наносится на корпус испарителя (после его чистки) и уничтожает микробов. После дезинфекции рекомендуется сменить фильтр салона и проверить правильную функциональность системы слива конденсата.

Согласно распоряжению Министерства транспорта при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже 5º Цельсия в салоне должно быть не менее 12º. Если среднесуточная температура выше 20º, в машине/трамвае допускается максимум 25ºС. То есть пассажир имеет полное право требовать улучшить условия перевозки — не бревна же везут!

Проведение рейдов помогло снизить число нарушений: раньше кондиционеры включали всего 15% водителей, а сейчас этот показатель вырос до 70%, — заявил мэр Новороссийска Игорь Дяченко в своем инстаграм-аккаунте.

Мы позвонили заместителю директора департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации Краснодара Владимиру Анфиногенову.

– Мы тоже проводим рейды по жалобам. На совещаниях с руководителями предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки, на постоянной основе выражаются требования о контроле за водителями и работоспособностью кондиционеров. Мы готовы рассмотреть различные инициативы от общественности в целях создания мобильных групп. Вместе с тем действующим законодательством на сегодняшний момент не предусмотрено наказание за выключенный кондиционер.

Почему в маршрутках порой царит духота, прокомментировал исполнительный директор Союза транспортников Кубани Илья Брижак:

– Требования об установке кондиционеров в салонах выставляет администрация города, когда проводит конкурс на право осуществления деятельности маршрутных такси. На некоторых маршрутах он не предусмотрен. Но в большинстве машин (202 перевозчика) кондиционер установлен.

То есть способ разогнать жару есть, но почему-то не работает. А все дело в человеческом факторе: многие водители-частники из соображений экономии предпочитают хорошенько пропотеть с пассажирами. Не все согласны с таким решением: ежедневно руководителям транспортных компаний поступают жалобы на невыносимую жару в общественном транспорте.

Мы не можем контролировать наличие кондиционеров в маршрутках и тем более — включены они или нет. Максимум мы можем подобрать подрядчиков для установки новых кондиционеров, если будет такой запрос от организаций, занимающихся пассажирскими перевозками. Нет такого закона, который предусматривал бы наказание для водителей маршруток за невключенный кондиционер, — продолжает Брижак.

По новым трамваям и троллейбусам зачастую есть замечания о неработающих кондиционерах. Это недопустимо. Не надо экономить, включайте кондиционеры везде и всегда, пусть все работает. Тем более в условиях такой жары, – Евгений Первышов, мэр Краснодара

В поисках прохлады

В Краснодаре предусмотрено наличие кондиционера у частного перевозчика по следующим маршрутам: 1, 6, 22, 28, 31, 51, 58, 65, 102А, 151А, 187А.

Читайте также: