В каком городе был построен единственный в советском союзе завод кондиционеров

Обновлено: 04.05.2024

Однако начавшаяся в позапрошлом столетии техническая революция очень быстро перевернула представление людей о климате. Интересно, что впервые слово кондиционер было произнесено вслух еще в 1815 году. Именно тогда француз Жанн Шабаннес получил британский патент на метод "кондиционирования воздуха и регулирования температуры в жилищах и других зданиях". Но практического воплощения идеи пришлось ждать достаточно долго. Только в 1902 году американский инженер-изобретатель Уиллис Карриер собрал промышленную холодильную машину для типографии Бруклина в Нью-Йорке. Самое любопытное, что первый кондиционер предназначался не для создания приятной прохлады работникам, а для борьбы с влажностью, здорово ухудшавшей качество печати.

Правда уже через год аристократия Европы, приезжая в Кельн, считала своим долгом посетить местный театр. Причем живой интерес публики вызывала не только (и не столько) игра труппы, а приятный холодок, царивший в зрительном зале даже в самые знойные месяцы. А когда в 1924 году система кондиционирования была установлена в одном из универмагов Детройта, наплыв зевак был просто умопомрачительным. Впору было ввести плату за вход, впрочем, предприимчивый хозяин внакладе не остался. Эти первые аппараты и стали предками современных систем центрального кондиционирования воздуха.

"Ископаемым" предком всех современных сплит-систем и оконников может считаться первый комнатный кондиционер, выпущенный компанией General Electric еще в 1929 году. Поскольку в качестве хладагента в этом устройстве использовался аммиак, пары которого небезопасны для здоровья человека, компрессор и конденсатор кондиционера были вынесены на улицу. То есть по своей сути это устройство было самой настоящей сплит-системой! Однако, начиная с 1931 года, когда был синтезирован безопасный для человеческого организма фреон, конструкторы сочли за благо собрать все узлы и агрегаты кондиционера в одном корпусе. Так появились первые оконные кондиционеры, далекие потомки которых успешно работают и в наши дни. Более того, в США, Латинской Америке, на Ближнем Востоке, а также на Тайване, в Гонконге, в Индии и большинстве Африканских стран оконники до сих пор являются наиболее популярным типом кондиционеров. Причины их успеха очевидны: они примерно вдвое дешевле аналогичных по мощности сплит-систем, а их монтаж не требует наличия специальных навыков и дорогостоящего инструмента. Последнее особенно важно вдали от очагов цивилизации, где легче отловить снежного человека, нежели найти гражданина, знакомого с монтажом холодильной техники.

Долгое время лидерство в области новейших разработок по вентиляции и кондиционированию воздуха принадлежало американским компаниям, однако в конце 50-х, начале 60-х годов инициатива прочно перешла к японцам. В дальнейшем именно они определили лицо современной индустрии климата.

. В СССР КОНДИЦИОНЕР ДОЛГОЕ ВРЕМЯ СЧИТАЛСЯ НЕПОЗВОЛИТЕЛЬНОЙ РОСКОШЬЮ, ОТВЛЕКАЮЩЕЙ ПРОЛЕТАРИАТ ОТ КЛАССОВОЙ БОРЬБЫ.

Так в 1958 году японская компания Daikin предложила первый тепловой насос, тем самым научив кондиционеры работать на тепло.
А еще через три года произошло событие, в значительной мере предопределившее дальнейшее развитие бытовых и полупромышленных систем кондиционирования воздуха. Это начало массового выпуска сплит-систем. Начиная с 1961 года, когда японская компания Toshiba впервые запустила в серийное производство кондиционер, разделенный на два блока, популярность этого типа климатического оборудования постоянно росла. Благодаря тому, что наиболее шумная часть кондиционера - компрессор - теперь вынесена на улицу, в помещениях, оборудованных сплит-системами, намного тише, чем в комнатах, где работают оконники. Интенсивность звука уменьшена на порядок! Второй огромный плюс - это возможность разместить внутренний блок сплит-системы в любом удобном месте.

Сегодня выпускается немало различных типов внутренних устройств: настенные, подпотолочные, напольные и встраиваемые в подвесной потолок - кассетные и канальные. Это важно не только с точки зрения дизайна - различные типы внутренних блоков позволяют создавать наиболее оптимальное распределение охлажденного воздуха в помещениях определенной формы и назначения. А в 1968 году на рынке появился кондиционер, в котором с одним внешним блоком работало сразу несколько внутренних. Так появились мультисплит-системы. Сегодня они могут включать в себя от двух до шести внутренних блоков различных типов.

Существенным нововведением стало появление кондиционера инверторного типа. В 1981 году компания Toshiba предложила первую сплит-систему, способную плавно регулировать свою мощность, а уже в 1998 году инверторы заняли 95% японского рынка. Ну и, наконец, последний из наиболее популярных в мире типов кондиционеров - VRF-системы - были предложены в 1982 году компанией Daikin.

ВЕХИ ИСТОРИИ

1734 год. В здании английского парламента установлен первый из известных истории
осевых вентиляторов. Он приводился в действие при помощи парового двигателя и проработал без ремонта более 80 лет.
1754 год. Леонард Эйлер разработал теорию вентилятора, которая легла в основу расчета современных систем механической вентиляции.
1763 год. Михаил Ломоносов публикует свой труд "О вольном движении воздуха в рудниках примеченном". Идеи, изложенные в этой работе, легли в основу расчета систем естественной вентиляции.
1810 год. В больнице пригорода Лондона - Дерби установлена первая рассчитанная система естественной вентиляции.
1815 год. Француз Жан Шабаннес получил британский патент на "метод кондиционирования воздуха и регулирования температуры в жилищах и других зданиях…"
1852 год. Лорд Кельвин разработал основы использования холодильной машины для обогрева помещений (тепловой насос). Спустя четыре года идея была практически реализована австрийцем Риттенгером.
1902 год. Американским инженером Уиллисом Карриером разработана первая промышленная установка для кондиционирования воздуха.
1929 год. В США компанией General Electric разработан первый комнатный кондиционер.
1931 год. Изобретение безопасного для здоровья человека хладагента - фреона - произвело настоящую революцию в развитии климатической техники.
1958 год. Компания Daikin предложила кондиционер, способный работать не только на холод, но и на тепло по принципу "теплового насоса".
1961 год. Toshiba первой в мире начала промышленный выпуск кондиционеров, разделенных на два блока, получивших название сплит-системы.
1966 год. Компания Hitachi первой в мире предложила оконный кондиционер с функцией осушения. Через четыре года она же первой внедрила эту функцию в сплит-системах.
1968 год. Компания Daikin предложила кондиционер с одним наружным и двумя внутренними блоками. Так появились мультисплит-системы.
1977 год. Toshiba впервые в мире выпускает кондиционер с микропроцессорным управлением.
1981 год. Toshiba разработала компрессор с регулируемой частотой вращения. В том же году на рынке появились оснащенные ими кондиционеры, получившие название инверторных.
1982 год. Компания Daikin разработала и внедрила в производство новый тип центральных систем кондиционирования воздуха VRF, позволяющих в комплексе решить вопросы кондиционирования и вентиляции.
1998 год. Компания Sanyo предложила VRF-систему с безынверторным регулированием мощности.
1995 год. Принято решение об отказе от использования хладагентов, представляющих опасность для озонового слоя. В Европе их производство должно быть полностью остановлено к 2014 году.
2002 год. Компания Haier впервые в мире предложила бытовой кондиционер, способный повышать концентрацию кислорода в помещении.

ИСТОРИЯ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ В СССР

В Советском Союзе кондиционер долгое время считался непозволительной роскошью, отвлекающей пролетариат от классовой борьбы. Так в 1940 году за публикацию ряда материалов о кондиционировании воздуха был разгромлен журнал "Отопление и вентиляция". Эти статьи были восприняты как "пропаганда буржуазных взглядов в технике", и вплоть до 1955 года (когда выяснилось, что советские корабли абсолютно не приспособлены к плаванию в тропиках) эта тема оставалась под негласным запретом.

Несколько позже в 1963-1965 годах в подмосковном городе Домодедово был налажен выпуск кондиционеров для узлов связи и пунктов управления ракетным оружием. Завод "Экватор" в городе Николаеве стал выпускать судовые кондиционеры, и, наконец, несколько предприятий приступило к выпуску климатического оборудования для авиации. Производство кондиционеров для промышленных нужд было освоено в Харькове, а в меньших масштабах и на ряде отраслевых предприятий.

Выпуск бытовых кондиционеров на территории Советского Союза начался только в 70-х годах, после того, как построенный в Баку завод освоил производство продукции по лицензии японской фирмы Hitachi. В свои лучшие годы, которые пришлись на середину 80-х, Бакинский завод выдавал 400-500 тысяч кондиционеров в год. Мало кто знает что в Баку был освоен выпуск первых советских сплит-систем с внутренним блоком напольного типа, но объем выпуска был очень мал.

Интересно, что порядка 120-150 тысяч кондиционеров БК ежегодно шло на экспорт. Больше всего советских оконников было продано на Кубу - порядка 700 тысяч штук. Крупными импортерами были Китай, Иран, Египет и Австралия. Причем в иные годы на зеленый континент отправлялось более 10 тысяч аппаратов.

Сейчас модно ругать БК за большие габариты и высокий уровень шума, но нельзя не признать, что они оказались на редкость неприхотливыми и долговечными. В той же Австралии некоторые аппараты работают до сих пор! К тому же советские цены так приятно радовали местных фермеров, что на родине кенгуру эту продукцию до сих пор вспоминают добрым словом.

Ни один кондиционер японского, американского, израильского или корейского производства не отличался такой долговечностью. Возможно, дело в том, что во всем мире концепция долговечности выпускаемой техники претерпела существенные изменения уже на рубеже 70-80 годов. Если ранее старались сделать на века, то теперь срок службы не превышает времени морального старения. При нынешних темпах развития техники - это не более 10 лет.
Кстати о качестве БК, выпущенных в 70-80 годах, говорит хотя бы такой факт. Завод по производству компрессоров (рассчитанный на миллион штук в год) половину продукции отправлял на экспорт, выполняя заказ компании Toshiba.
После распада СССР и отъезда лучших специалистов производство кондиционеров в Баку пошло на убыль, и к 1997-1998 году окончательно развалилось. Из былых шести тысяч рабочих на предприятии осталось не более 500 человек, занятых ремонтом и обслуживанием техники. Эра БК закончилась.

Еще одним советским проектом, в настоящее время практически забытым, были кондиционеры "Нева", небольшая партия которых была сделана в Ленинграде.
Первыми кондиционерами, сделанными в России, стали оконники Fedders, которые в начале 90-х годов собирали в городе Железногорске (Курская обл.). Однако из-за невысокого качества продукции производство долго не продержалось, и к 1996 году было полностью свернуто. Эстафету подхватили в подмосковной Электростали. В 1997 году на заводе Элемаш был освоен выпуск сплит-систем из сборочных комплектов Samsung, а затем налажено производство продукции под собственной торговой маркой.
И, наконец, в 2000-2002 годах производство сплит-систем начато в подмосковном Фрязино (Rolsen), Хабаровске (ЕВГО), Москве (МВ), Ижевске (Купол), Ростове-на-Дону (Artel).

В свете приближающегося 75-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне предсказуемо будут нарастать спекуляции на совершено чужой для правящего режима Путина победе.

Режима, который уподобляется мелким жуликам, использующих чужие награды и заслуги для получения личной выгоды. Такова неприглядная суть нынешней власти.

При этом Владимир Владимирович частенько снисходительно заявляет мол, не всё так было плохо в СССР, было там и хорошее, например Победа 1945 года.


Остальное же все было ужасно с его точки зрения: GULAG, реп[рес]сии, коллективизация и прочая выжимка из смеси книжек его любимого Солженицына и листовок Геббельса:

При этом Владимир Владимировичу явно не приходит в голову, что Победы в Великой Отечественной войне не могло быть, не будь всего того, что происходило в стране до 1941 года.

Так, если бы не было коллективизации, то не было бы индустриализации.

Не было-бы индустриализации, то не было-бы и Победы -- не чем было бы воевать Красной армии.

И всего этого не было-бы не будь культурной и образовательной революции, проведенной режимом Сталина в 20 и 30-е годы.

Т.е. любой мало-мальский знакомый с историей собственной страны человек понимает, что масштаб довоенных свершений в СССР был просто грандиозным -- не имевший примеров в истории человечества.

Так же как любой разумный и грамотный человек понимает, что такого рода реформы и преобразования не могли пройти гладко и идеально.

А потому в тоже само время в стране было и огромное сопротивление этим свершениям.

Сопротивление политической оппозиции, сопротивление прежних сословий и классов: бывшей аристократии, буржуазии, попов, кулачества и пр.

Была и просто инерция огромных масс неграмотного народа, непонимающего важности происходящего и стоящих перед страной глобальных угроз, вынуждающих действовать в авральном режиме "сделай или умри".

Все это режиму Сталина приходилось преодолевать.

По этой причине у великих свершений и достижения была и другая сторона в виде ГУЛАГа и реп[ре]ссий.

Их просто не могло не быть по логике обстоятельств, которая всегда сильнее логики наших светлых и идеальных намерений.

У самого Путина тоже намерения самые светлые, только вот результаты далеко не такие, какие всем нам хотелось бы получить.

А теперь перейдем к фактуре. Вчера я опубликовал данные роста промышленного производства при Сталине и Путине. Результаты не подаются никакому сравнению.

Понятно, что промышленный рост невозможен без строительства новых крупных промышленных предприятий. Вот его масштабы в годы первых пятилеток:



Всего за 2,5 предвоенной пятилетки было построено 9 тыс. крупных промышленных предприятий: заводов, фабрик, шахт, электростанций и пр.

Для понимания масштабов: в 1-ю пятилетку строилось одно крупное предприятий в день, во вторую по 2,5 в день и третью по 2,7 в день.

Сравним с тем, что происходит при Путине, который неустанно клевещет про СССР, про галоши и пр.

Для сравнения возьмем только промышленные отрасли: добычу полезных ископаемых, обработку, выработку тепла, электроэнергии и строительство:


По данным Росстата видно, что число средних и крупных предприятий при Путине сократилось на 8,5 тыс. за 10 лет.

То есть при Путине каждый день закрывалось по 2,3 предприятия, сотни и тысячи людей теряли постоянную работу.

Страна же теряла свою экономическую самостоятельность и промышленную мощь.

При этом оставшиеся работающие производства переходили под иностранный контроль:


Ну как при таком положении дел не морочить головы людям "ужасами сталинизма", присваивая при этом плоды трудов и победы советского народа?

Комсомольская бригада на востановлении Днепрогэса. 1944 год

В годы Великой Отечественной войны в СССР ни на день не прекращалось гражданское и инфраструктурное строительство. Накануне 75-летия Победы в Минстрое России назвали основные цифры и факты о строительстве в 1941–1945 годах.

Речь идет о тысячах заводов, тысячах километров дорог и миллионах квадратных метров жилья. Подробности — в фотогалерее.

Бригада каменщиков Власова на строительстве жилого дома № 17 на Тверской улице. 15 апреля 1940 года

Бригада каменщиков Власова на строительстве жилого дома № 17 на Тверской улице. 15 апреля 1940 года (Фото: Федор Кислов/ТАСС)

Накануне войны в 1940 году в стройке по всей стране было задействовано около 1,9 млн человек, еще 1,5 млн человек работало в сфере ЖКХ и бытового обслуживания. В 1938–1940 годах в СССР было построено 5,3 тыс. школ, больниц и поликлиник на 28, 7 тыс. коек, детских садов и яслей на 98 тыс. и 138 тыс. мест соответственно. С 1938 года по первое полугодие 1941-го в стране ввели 42 млн кв. м жилья (госпредприятиями и местными властями — 34,4 млн кв. м, городским населением за свой счет — 7,6 млн кв. м).

Строительство Челябинского металлургического завода. 1942 год

В годы войны основной задачей всего строительного комплекса СССР стали сооружение новых и реконструкция существующих производственных зданий на востоке страны. В 1941–1945 годах в СССР возвели 3,5 тыс. заводов. Широко было развернуто строительство металлургических заводов, электростанций, угольных шахт и заводов военной промышленности.

Строительство нового мартеновского цеха на Урале. 1942 год

Керчь. Бригада путевых рабочих восстанавливает железнодорожный путь на станции Керчь-II. 1942 год

Керчь. Бригада путевых рабочих восстанавливает железнодорожный путь на станции Керчь-II. 1942 год (Фото: Марк Редькин/ Фотохроника ТАСС)

Киев. Прибытие первого поезда по восстановленной железной дороге. 1943 год

Киев. Прибытие первого поезда по восстановленной железной дороге. 1943 год (Фото: Репродукция Фотохроники ТАСС)

Война нанесла транспортной инфраструктуре СССР огромный ущерб. Было разрушено 65 тыс. км железнодорожных путей, взорвано 13 тыс. мостов общей протяженностью около 300 км, полностью или частично разрушено 4,1 тыс. железнодорожных станций. В период 1941–1945 годов строители ввели 9 тыс. км новых железнодорожных путей и восстановили около 63 тыс. км железнодорожных линий.

Поезда на станции метро «Партизанская». Точная дата съемки не установлена, ориентировочно 1945 год

​Бригада штукатуров М. Клюйкова во время отделки дома № 27 на Невском проспекте в Ленинграде

​Бригада штукатуров М. Клюйкова во время отделки дома № 27 на Невском проспекте в Ленинграде (Фото: асилий Федосеев/ Фотохроника ТАСС)

В 1941–1945 годах в СССР построили или восстановили 8,4 тыс. школ, больниц и поликлиник на 23,5 тыс. коек, детсадов и яслей на 34,5 тыс. и 22,3 тыс. мест соответственно.

Жители Севастополя во время работ по восстановлению портовых сооружений после освобождения города от немецко-фашистских захватчиков. 1944 год

Жители Севастополя во время работ по восстановлению портовых сооружений после освобождения города от немецко-фашистских захватчиков. 1944 год (Фото: Евгений Халдей/ТАСС)

Со второго полугодия 1941-го и до конца 1945-го в СССР было построено и введено в эксплуатацию 102,5 млн кв. м жилья (60,8 млн кв. м — в РСФСР). Во втором полугодии 1941 года возвели 7,7 млн кв. м жилья, в 1942-м — 5,8 млн кв. м, в 1943-м — 10,5 млн кв. м, в 1944-м — 15,7 млн кв. м, в 1945-м — 15,0 млн кв. м. Работы велись государственными и кооперативными предприятиями и организациями, колхозами, колхозниками и сельской интеллигенцией, рабочими и служащими.

Бригада строителей Дзержинского района Ленинграда ремонтирует дом № 16 в Саперном переулке, пострадавший от артиллерийского обстрела. 1944 год

Бригада строителей Дзержинского района Ленинграда ремонтирует дом № 16 в Саперном переулке, пострадавший от артиллерийского обстрела. 1944 год (Фото: Сигизмунд Кропивницкий/ Фотохроника ТАСС)

В 1945 году в СССР в сфере строительства было занято 1,8 млн человек, в сфере ЖКХ и бытового обслуживания населения — более 1 млн человек.

Два слагаемых успеха

Любая модернизация невозможна без двух вещей. Во-первых, в страну должен прийти капитал. И он не берется из воздуха. Либо мы сами его зарабатываем, либо берем деньги в долг. Во-вторых, кто-то более умный должен поделиться опытом. То есть приехать к нам в страну и построить завод, а также научить наших инженеров. Дешевой рабочей силы в стране хватало. А вот грамотных инженеров было недостаточно. Значит, знание, умение и, самое главное, технологии надо было брать из-за бугра.

Заводы, построенные с помощью иностранцев


Версальский мир нам в помощь

Любой кризис в развитых странах дает уникальную возможность развивающимся. Объясняется это просто: крупный бизнес как огня боится кризиса. В это время предпринимателям лишь бы на ногах устоять. Поэтому единственный выход - искать на планете те места, где их инвестиции смогут дать максимальную отдачу. Вот почему крупные компании так любят развивающиеся страны. Там, где потенциал развития выше (другими словами, где страна беднее), отдача от любого вложенного доллара будет сильнее.

Схема была проста. Немцы строили заводы у нас и размещали на них свои заказы. Часть самолетов и пушек оставляли в России, а часть увозили к себе. Примеров их работы полно (см. графику). После прихода к власти в Германии Гитлера сотрудничество с Россией было ­приостановлено, но заводы остались.

Да здравствует Великая депрессия!

Следующий этап индустриализации можно назвать американским. В 1929 году, когда Великая депрессия в США стала реальностью, без работы остался именитый архитектор Альберт Кан. Он был известен тем, что построил завод Форда в Детройте. А в 1930-х составил план промышленной модернизации в России.

За несколько лет в СССР ударными темпами построили более 500 заводов. По некоторым оценкам, это обошлось Союзу в $2 млрд. (по нынешнему курсу это почти $250 млрд.). Нанятые американские инженеры особенно не заморачивались. Они перенесли готовые проекты заводов из США и привезли свое оборудование. К примеру, московский завод АЗЛК был сделан по образцу сборочных производств Форда.

Американцы и немцы построили бы в СССР еще больше заводов. Но у Союза в 1932 году начала заканчиваться валюта, основным источником которой был экспорт зерна. И Сталин решил: мавр сделал свое дело - мавр может уходить. Советские чиновники под различными (часто надуманными) предлогами разрывали контракты с иностранными фирмами. Русские очень быстро перенимали у американцев и немцев, как нужно строить промышленные объекты. К примеру, первую домну Магнитки выкладывали 2,5 месяца полностью под присмотром американских рабочих, а на четвертую ушло меньше трех недель. И помощь западных ­спецов уже не пригодилась.

Всем - спасибо, все - в концлагерь

Результаты индустриализации впечатляют. Многие предприятия до сих пор составляют основу нашей промышленности. К 1940 году по объему промышленной продукции СССР занял второе место в мире, уступая лишь США. С помощью иностранных инженеров было подготовлено более 2 млн. советских специалистов, которые освоили новые технологии. И стали заниматься их дальнейшим развитием. Другими словами, Сталин поставленную цель выполнил. Но вот какой ценой?

- С политической точки зрения Сталин был очень прагматичным человеком, - говорит Юрий Голанд, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН. - Специально была создана легенда, что мы сами провели индустриализацию. Мол, мы такие умные и великие, но нам пришлось пойти на огромные жертвы. На самом деле все было не совсем так.

7 Мотор М-25 для истребителя И-15

Как Сталин индустриализацию проводил

Возрастная категория сайта 18 +


17 ноября 1933 года США заявили о признании СССР и восстанавливают с ним торговые отношения. Впрочем, на самом деле СССР еще раньше начал сотрудничество с американскими фирмами.

Всего за 10 лет (1930-1940) американцы создали в СССР химическую, авиационную, электротехническую, нефтяную, горнодобывающую, угольную, металлургическую и другую промышленность, крупнейшие в Европе заводы для производства автомобилей, тракторов, авиационных двигателей и другой продукции.
Например, знаменитый Сталинградский тракторный завод был целиком построен в США, размонтирован, на 100 судах перевезён – и собран в СССР. "Днепрогэс" построила американская фирма Cooper Engineering Company (и германская компания Siemens). На этом заводе создали первые танки.
Горьковский автозавод (ГАЗ) был построен американской компанией Austin.
Теперешний АЗЛК построен по проекту Форда. Знаменитая Магнитка – точная копия металлургического комбината в г. Гэри, штат Индиана.

Фирма Albert Kahn Inc спроектировала и построила 500 советских предприятий!
Альберт Кан - индустриальный архитектор Детройта. Причина обращения именно к Кану заключалась в том, что, спроектировав все заводы Форда, он отработал высокопроизводительную технологию проектирования промышленных предприятий. В США его фирма штатом в 400 человек рабочие чертежи готовила за неделю, корпуса промышленных предприятий возводила за пять месяцев. Кан смог практически доказать, что способен сделать то же самое и в СССР: проект СТЗ был выполнен в рекордно короткие сроки; строительные конструкции для него были изготовлены в США, перевезены в СССР и смонтированы в течение шести месяцев.
Именно фирма Albert Kahn Inc создала в СССР школу передового индустриального зодчества.


Альберт Кан (Albert Kahn; 1869, Раунен, Германия — 1942, Детройт, Мичиган, США) — американский индустриальный архитектор. Его часто называют архитектором Детройта. Альберт Кан родился в Германии; еврей. Он был старшим сыном раввина в городе Раунене. Эмигрировал с родителями в США в 1880. Учился архитектуре в фирме Mason and Rice в Детройте. В 1891 году был награждён стипендией для поездки в Европу. Там он встретился с молодым архитектором Хенри Беконом (Henry Bacon), и они вместе посетили Италию, Францию, Германию и Бельгию. В 1896 Кан основал фирму вместе с Джоржем Неттлтоном (George W. Nettleton) и Александром Троубриджем (Alexander B. Trowbridge). С 1902 он руководил фирмой один.
Находясь в Детройте, центре американской автомобильной промышленности, Кан связал с нею свою карьеру. В 10–20-е годы ХХ века в Детройте особенно бурно развивается автомобильный бизнес Генри Форда, который впервые ввёл непрерывный производственный поток и наладил серийное производство дешёвых и массовых автомобилей. Для введения поточной технологии требовались громадные корпуса цехов. И, несмотря на то, что Форд был отъявленным антисемитом, но для создания новой заводской архитектуры он вынужден был пригласить молодого и очень талантливого еврея-архитектора. И Альберт Кан стал разработчиком эпохального проекта автозавода в Хайленд – Парке (штат Мичиган) – просторного четырёхэтажного здания‚ пронизанного светом благодаря широкому использованию стекла. Там впервые был установлен конвейер. Позднее по проекту Альберта Кана открылся самый большой в мире‚ с несколькими поточными линиями и площадью около 500 га‚ завод "Форд Руж" в Дирборне (окрестности Детройта). Этот завод, который стал центром автомобильной промышленности США, – одна из вершин индустриальной архитектуры‚ внесшей в американский пейзаж великолепие‚ сделанное руками человека, а также "поэзию индустриализма". В 1919 г. спроектировал штаб-квартиру корпорации General Motors.


Альберт Кан в 1928 году был приглашён в СССР для участия в индустриализации. В феврале 1930 года в Детройте, тайно от общественности, несмотря на то, что официальных отношений между СССР и США ещё не существовало, был подписан договор о деловом сотрудничестве между Альбертом Каном, и представителем "Амторга". Вслед за этим в Москву прибыла группа американских архитекторов и инженеров во главе с братом Альберта Кана Морицем, которые образовали "самое большое архитектурное бюро мира" под названием "Госпроектстрой". И ВСНХ СССР заключил договор, согласно которому фирма Кана стала главным проектировщиком и консультантом советского правительства по промышленному строительству. Причина обращения советского руководства именно к Кану заключалась в том, что на заводах Форда, он отработал высокопроизводительную технологию проектирования промышленных предприятий.

Кан приехал в Москву с 25 инженерами, и в течение двух лет подготовил более 4000 специалистов, между 1929 и 1932 годами спроектировал и организовал строительство 521 объектов (по другим данным — 571) объект. Это в первую очередь тракторные (то есть танковые) заводы в Сталинграде, Челябинске, Харькове. Автомобильные заводы в Москве и Нижнем Новгороде. Кузнечные цеха в Челябинске, Днепропетровске, Харькове, Коломне, Люберцах, Магнитогорске, Нижнем Тагиле, Сталинграде. Станкостроительные заводы в Калуге, Новосибирске, Верхней Салде. Прокатный стан в Москве; литейные заводы в Челябинске, Днепропетровске, Харькове, Коломне, Люберцах, Магнитогорске, Сормово, Сталинграде; механические цеха в Челябинске, Люберцах, Подольске, Сталинграде, Свердловске; сталелитейные цеха и прокатные станы в Каменском (в 1936—2016 гг. Днепродзержинск), Коломне, Кузнецке, Магнитогорске, Нижнем Тагиле, Верхнем Тагиле, Сормово; подшипниковый завод в Москве, Волховский алюминиевый завод; Уральскую асбестовую фабрику и многие другие.



Вместе с заводами создавались города для рабочих. Эрнст Май - немецкий архитектор участвовал в разработке архитектурных проектов около 20 советских городов.
За 10 лет американцы построили в СССР около 1.500 заводов и фабрик.

В СССР приехало около 200 тысяч американских инженеров и техников, которые руководили почти миллионной армией заключенных ГУЛАГа – плюс немногие оставшиеся в России дореволюционные кадры.
Американские профессора подготовили на рабфаках триста тысяч квалифицированных специалистов – то есть все кадры для Советской промышленности на долгие годы вперед.
Таким образом, материальную базу социализма построили капиталисты США плюс дешёвый труд зеков.

За выполненное задание Альберт Кан с его коллегами получили от советского правительства, гонорар, а все строительство обошлось в два миллиарда (примерно 220 миллиардов нынешних долларов) долларов. Сталин же эту самую валюту получал из США, за счет пшеницы, которую туда отправлял пароходами в самый разгар массового голода советских людей в Поволжье и в Украине… и других сырьевых поставок. В 1932 году "любимый вождь всех народов" решил, что кредит в Америке обходится стране слишком дорого, и приказал разорвать договор с Каном. Попытка Альберта Кана лично добиться продления контракта успеха в Москве не имела и его сотрудники покинули Москву.


22 июня 1941 года Адольф Гитлер вторгся на территорию Советского Союза – как утверждал фюрер, упреждая нападение СССР. Германия начала войну, имея три с половиной тысячи танков. У РККА было около 25 тысяч танков. За три месяца позорного бегства Красная Армия потеряла 18 тысяч танков, 22 тысячи пушек, миллионы пленных (как минимум 2-2,5 миллиона). Для любой другой страны такие потери означали бы полное поражение. Но не для СССР. Размещение промышленных центров, спроектированных фирмой Кана, за Уралом, неоценимая помощь союзников, поставки по ленд-лизу и колоссальное напряжение сил всего народа сделали конечную победу возможной.
Разумеется, все лавры индустриализации, как и победы в войне, коммуняки цинично приписали себе.

Читайте также: