Запуск кондиционера без вакуумирования

Обновлено: 04.05.2024

Системы кондиционирования сложны не только в применении, но и в установке. Ежегодно производители стараются сделать все, чтобы упростить процесс монтажа и эксплуатации сплит систем, но на данный момент неопытный мастер с высокой долей вероятности не сможет установить кондиционер, не совершив при этом ошибок.

Именно по этой причине мы не рекомендуем домашним умельцам заниматься монтажом кондиционера. Но если вы все же уверены в своих силах и хотите попробовать поставить сплит-систему самостоятельно, изучите один из важнейших вопросов: как вакуумировать кондиционер.

В этой статье мы подробно расскажем, как правильно выполняется вакуумация кондиционера, какие нюансы нужно учитывать, и можно ли выполнить подобные работы самостоятельно, без привлечения специалистов со стороны.

Вакуумирование: что нужно знать

Инструменты

Перед вакуумизацией необходимо подготовить набор инструментов. Вам понадобится вакуумный насос для кондиционеров, манометрическая станция, баллон с фреоном, шестигранная отвертка (а лучше комплект), разводной и газовый ключ.

Процесс вакуумирования

Здесь мы вкратце расскажем, как вакуумировать кондиционер. Если вас интересует более подробная инструкция, прочтите статью далее.

Вакуумирование состоит из двух этапов. Давайте рассмотрим их подробнее.

Первый этап. Вакуумный насос для откачки воздуха из кондиционера присоединяется к манометру, а затем к наружному блоку, и включается. Насос должен проработать не менее 10-15 минут. Длительность работы насоса зависит от его мощности. В среднем 15 минут достаточно, чтобы выкачать лишний воздух из наружного блока, но в некоторых случаях ожидают 20 минут.

Во время откачки воздуха ведется наблюдение за показателями манометра. Наблюдение продолжается еще 20-30 минут после отключения насоса. В течение этого времени показатель давления не должен меняться. Это будет означать, что фреоновая трасса абсолютно герметична.

заправка оконного кондиционера

Если после откачки воздуха стрелка манометра начала подниматься, значить в трассе произошла утечка. В этом случае мастер пытается найти место утечки и загерметизировать систему. В большинстве случаев утечка возникает из-за слабо затянутых гаек, неправильного вальцевания или повреждения медных трубок в процессе монтажа.

После система проверяется еще раз с помощью манометра. Если стрелка остается неподвижной и трасса полностью загерметизирована, мастер приступает ко второму этапу.

Второй этап . Холодильный агент запускается в систему. Вакуумный насос для кондиционера отключается от наружного блока, баллон подключается. Шестигранным ключом открываются краны для подачи фреона. Контур медленно наполняется хладагентом. После заполнения трассы фреоном проводится тестирование. Мастер проверяется работоспособность всех режимов работы. Если они работают исправно, значит мастеру удалось правильно вакуумировать кондиционер.

Пошаговая инструкция

Можно ли произвести вакуумирование кондиционера своими руками? Вполне. Но важно понимать, что эта процедура не так легка, как кажется на первый взгляд. Особенно это касается сложной климатической техники, вроде прецизионного кондиционера. Но вы можете попробовать выполнить эти работы самостоятельно, если уверены в своих силах.

Выше мы уже описывали краткую схему установки насоса и вакуумирования трассы. Давайте подробнее остановимся на каждом этапе.

Первый этап

вакуумирование кондиционера

Подключите вакуумный насос для откачки воздуха к кондиционеру. Для этого один конец желтого заправочного шланга присоедините к насосу, а другой — к среднему штуцеру манометрической станции. Далее к левому штуцеру манометра присоедините один конец синего шланга, а второй конец — к заправочному штуцеру газового вентиля на наружном блоке кондиционера.

Включите насос вакууматор. Откройте левый кран на манометре и вентили сервисных портов. Следите за показаниями: необходимо, чтобы стрелка остановилась на значении -1 Бар. Проводите вакуумирование в течение 10-20 минут. Затем выключите насос, но не отключайте манометр еще около получаса. Обратите внимание на показатели: если стрелка вернулась к показанию 0 Бар, значит возникла утечка.

Чтобы обнаружить место утечки, смажьте все соединения мыльным раствором. Это старый и эффективный метод. Как только будет обнаружено место утечки, хорошенько затяните крепления и попробуйте провести вакуумирование еще раз.

Второй этап

закачка кондиционера фреоном

На проверку каждого режима работы понадобится в среднем 10-20 минут. Кондиционеры, несмотря на свою технологичность, не сразу переключаются с одного режима на другой. Поэтому не стоит спешить во время тестирования, запаситесь терпением.

Если во время проверки выяснилось, что какие-то режимы работают некорректно или вовсе не включаются, вызовите мастера. Без должного опыта и знаний вы не сможете определить точную причину. Скорее всего, были допущены ошибки при заправке холодильным агентом. Возможно, фреона недостаточно или он заправлен в избытке.

Мы убеждены, что процесс вакуумирования должен выполнять специалист. Он сможет точно рассчитать количество необходимого хладагента и грамотно протестирует систему после заправки. Теоретически, эта работу можно выполнить своими руками, но на деле новички сталкиваются со множеством проблем при самостоятельном вакуумировании.

Да, эта услуга стоит недешево с сервисном центре. Но стоит один раз заплатить профессионалу и не беспокоиться о проделанной работе, чем сделать работу некачественно в силу своей неопытности и затем все равно платить мастеру за поиск и устранением неполадок.

Обратите внимание

течет вода из внешнего блока кондиционера

В интернете вы можете наткнуться на противоречивые советы от, казалось бы, опытных мастеров. Например, некоторые мастера вместо вакуумирования используют т.н. продувку трассы фреоном, чтобы вытеснить бОльшую часть лишнего воздуха из системы. Это экономичный и быстрый способ, но мы категорически не рекомендуем его использовать.

Почему? Во-первых, эту процедуру запрещает большинство производителей кондиционеров. Во-вторых, такой способ не добавит вашему кондиционеру долгих лет службы. Если проигнорировать вакуумирование системы и вместо этого использовать продувку хладагентом, некоторое количество воздуха все равно останется в контуре. Со временем внутренности аппарата покроются иссиня-черным налётом из-за процесса окисления.

Словом, не стоит экономить на подобных работах. Если у вас нет возможности приобрести вакуумный насос, возьмите его в аренду. Либо доверьте эту работу профессионалу, у которого есть полный набор необходимых инструментов, а также бесценный опыт.

Итоги

Возможно ли вакуумирование кондиционера своими руками? Да, но с оговорками. На словах этот процесс кажется довольно простым, но на деле новички и домашние мастера частенько сталкиваются с проблемами, которые появляются на этапе тестирования системы. Особенно это заметно при вакуумировании сложной климатической техники, вроде прецизионного кондиционера.

Мы не рекомендуем экономить на такой важной работе. Воспользуйтесь помощью мастера из сервисного центра. У профессионала в арсенале есть и двухступенчатый вакуумный насос, и современная манометрическая станция, и набор необходимых ключей/отверток, и, что самое главное, бесценный опыт. Этим не может похвастаться обычный домашний мастер, даже если он возьмет в аренду оборудование.

А вы когда-нибудь производили вакуумирование самостоятельно? С какими трудностями вы столкнулись в процессе? Поделитесь своим опытом в комментариях ниже. Дайте несколько советов. Они будут полезны для начинающих и домашних мастеров. Желаем удачи!

Эффективную, бесперебойную работу любой бытовой техники гарантирует правильная ее эксплуатация, однако есть довольно сложные приборы, которые требуют серьезной подготовки перед пуском в эксплуатацию. К ним относятся и сплит-системы. Кондиционеры важно не только правильно установить, но и полностью подготовить к дальнейшей работе. Долговечность климатического оборудования будет зависеть от того, насколько качественно были выполнены все этапы. Самый важный из них — вакуумирование системы перед запуском. Нередко владельцы новой техники мало осведомлены о том, что эта операция — насущная необходимость. Однако понимание того, зачем вакуумировать кондиционер, даст им возможность предотвратить ранний выход оборудования из строя, вовремя указав монтажникам на их упущение.

Зачем вакуумировать кондиционер?

Несмотря на сложность конструкции, большинство сплит-систем надежны и работают безотказно довольно длительное время, однако такую долговечность способны обеспечить только два условия — отсутствие заводского брака и корректный монтаж кондиционера на месте установки.

Зачем вакуумировать кондиционер: оборудование, задача и корректное решение

Внешний и внутренний блок соединяют при помощи медных труб в единый контур системы, он становится трассой (или магистралью) для циркуляции фреона. Последним этапом подготовки перед запуском хладагента должно быть вакуумирование кондиционера. Цель операции — удаление воздуха, влаги и пыли из магистрали. Если не обеспечить оборудованию герметичность и отсутствие в контуре посторонних субстанций, то через некоторое время произойдет его поломка:

Зачем вакуумировать кондиционер: оборудование, задача и корректное решение

По этим причинам охлаждающий контур должен быть абсолютно герметичным, присутствие в нем любых веществ не допускается. Для их удаления используют вакуумный насос. Нередко ответить на вопрос о том, зачем вакуумировать кондиционер, можно так: чтобы иметь возможность гарантийного обслуживания. Производители сплит-систем вакуумирование включают не в рекомендуемые, а обязательные этапы монтажа, поэтому для гарантии качественной подготовки нового кондиционера лучше обращаться к профессионалам.

Поскольку вопрос о том, зачем вакуумировать кондиционер, уже рассмотрен, можно перейти к другому — не зачем, а чем это делать. Для герметизации компрессорно-конденсаторного блока используют вакуумные насосы, которые называют вакууматорами. Чтобы откачивать воздух из трассы, подойдет оборудование двух основных видов: как низковакуумное (0,1 мбар), так и высоковакуумное (0,02 мбар).

Принцип работы

Вакууматор связывает или отводит газообразные вещества из контуров климатического оборудования. Достигается это благодаря пониженному (отрицательному) давлению, разреженной атмосфере. В результате таких действий температура закипания жидкости снижается. Если устройство выводит воздух, он захватывает его, затем перемещает его к выходу. Когда прибор связывает молекулы газа, они выпадают на поверхность, откуда выводятся вместе с паром либо с жидкостью.

Зачем вакуумировать кондиционер: оборудование, задача и корректное решение

Низковакуумные приборы

Существует три типа этих насосов:

  1. Водокольцевые (жидкостно-кольцевые). Это оборудование одинаково хорошо справляется с отводом жидкости и воздуха. Недостатки — необходимость воды для работы, большое потребление электроэнергии.
  2. Двухроторные — двухступенчатые. Оба ротора в этом оборудовании работают синхронно. Они повышают давление, выталкивая воздух по направлению к сливному патрубку. Двухроторные насосы довольно эффективны и экономичны.
  3. Роторно-пластинчатые — одноступенчатые, простые модели. В таких насосах предусмотрена регулировка остаточного давления. Их преимущества — низкий уровень шума, удобное обслуживание. Минус — необходимость периодической замены масла, других расходников.

Зачем вакуумировать кондиционер: оборудование, задача и корректное решение

Если говорить о приборах, работающих только в низковакуумном диапазоне (от 10 5 до 10 2 Па), то к ним относится один вид — водокольцевой. Роторно-пластинчатое и двухроторное оборудование способно достигать 10 -3 Па, поэтому их можно назвать более универсальными насосами.

Высоковакуумные насосы

Этих приборов также есть три вида:

  1. Диффузионные. Эти агрегаты для холодильного оборудования не используют, так как их рабочая жидкость — синтетические масла.
  2. Гетерионные (ионно-геттерные). Эффективность (97%, выше 10 -5 Па) насосов обеспечивает титановая пленка, которая улавливает молекулы жидкостей и газов.
  3. Криогенные (криосорбционные). В этом случае задание выполняется с помощью закачки азота, который замораживает, а затем отводит воздух и воду из контура.

Зачем вакуумировать кондиционер: оборудование, задача и корректное решение

Самые эффективные — ионно-геттерные — приборы при подготовке сплит-систем к пуску используются крайне редко. Причина банальна: это их высокая цена.

Какой вакуумный насос выбрать?

Чтобы купить оптимальный прибор, нужно обратить внимание на несколько критериев. Первый из них — мощность кондиционера и протяженность трассы, второй габариты вакууматора, так как оборудование должно работать рядом с внешним блоком сплит-системы, а он иногда находится не в самых удобных местах. Другие поводы для размышлений:

  1. Остаточное давление вакуумного насоса при работе без нагрузки, с закрытым входным вентилем. Меньшее значение, указываемое производителями в мбар, Па либо микронах, по сравнению с другими моделями, говорит о максимальной эффективности прибора.
  2. Производительность оборудования. Это объем газа, который способен прокачать вакууматор за час работы при определенном выпускном давлении. Этот параметр указывают в л/ч.
  3. Мощность электродвигателя (Вт). Она наиболее важна при длинной фреоновой магистрали сплит-системы. В этом случае нужен максимально мощный двигатель вакууматора.

Зачем вакуумировать кондиционер: оборудование, задача и корректное решение

Чаще всего при монтаже кондиционеров используются вакуумные роторно-пластинчатые и двухроторные модели насосов. Первые выбирают из-за приемлемой цены, однако они достаточно эффективны только при магистрали, протяженность которой составляет 3,5 метров, не более. Двухроторные вакууматоры для бытовых приборов уже считаются полупрофессиональным оборудованием.

Если говорить об удобстве работы с вакууматорами, то помимо размеров и веса необходимо учитывать минимальный уровень (или возможность гашения) вибрации, индикатор уровня масла, наличие клапана для стравливания воздуха, набора штуцеров и т. д. Климатические условия конкретного региона также учитывать необходимо.

Как выполняется вакуумация?

Зачем вакуумировать кондиционер: оборудование, задача и корректное решение

  • вакууматор (насос);
  • манометрическая (коллекторная) станция;
  • гаечные ключи, отвертки;
  • ключи-шестигранники (4 мм).

Еще потребуется баллон с хладагентом для последующей заправки кондиционера. Вакуумирование проводят в такой последовательности:

  1. К сервисным портам внешнего блока шлангом подключают манометрическую станцию. Третьим шлангом подключают насос.
  2. Запускают вакууматор, открывают вентиль на манометрической станции, затем следят за стрелкой манометра, которая обязана опуститься (за 20-30 минут) до отрицательных значений.
  3. Насос отключают, затем ожидают окончательной очистки контура. На этот этап обычно требуется более получаса.
  4. Когда значение давления перестает меняться, сначала перекрывают вентиль на коллекторе, затем вакууматор отсоединяют.
  5. На внешнем блоке открывают вентили, потом запускают в контур фреон. Завершив операцию, отсоединяют коллекторные шланги.

Зачем вакуумировать кондиционер: оборудование, задача и корректное решение

Заправленную сплит-систему проверяют во всех режимах. Если система работает безукоризненно, то работа была проведена корректно. Когда стрелка манометра постепенно выходит из области отрицательного значения, это означает, что корпус не герметичен. Чтобы найти место утечки хладагента, используют опрессовку высоким давлением (40 Бар). Некоторые рекомендуют сначала попробовать провести проверку мыльным раствором.

Длительность операции зависит от мощности вакууматора. Простые приборы справляются с работой за 20-30 минут, такое же количество уходит на последующую проверку. Наиболее производительные модели способны справится за несколько минут, однако последующее тестирование после герметизации требует практически такого же времени (15-20 или 30 минут).

Как заправляют кондиционер?

Зачем вакуумировать кондиционер: оборудование, задача и корректное решение

После вакуумации необходима заправка сплит-системы, а для этого требуется сначала рассчитать необходимый объем фреона, а затем успешно его запустить в магистраль. Это можно сделать несколькими способами.

Самый элементарный вариант — заправка по массе. В этом случае используют специальные весы. Баллон взвешивают, определяют количество хладагента, затем заправляют фреоном трассу. Чтобы избежать ошибок, рекомендуют использовать заправочный цилиндр. Это устройство гарантирует скорость и точность заправки. Сначала с его помощью заправляют баллон, затем — контур. Единственный минус этого способа — небольшой размер емкости: она способна вместить только 4 кг вещества.

Заправка по давлению — второй возможный вариант, но в этом случае надо ориентироваться на информацию производителя оборудования. Заполнение контура состоит из нескольких этапов. Обязателен контроль заправки, поэтому используют монометрический коллектор. После того как закачивают первую порцию, показатели сверяют со специальной таблицей. После этого добавляют новую дозу. Продолжают операцию до тех пор, пока показатели манометра не сравняются с табличными данными.

Зачем вакуумировать кондиционер: оборудование, задача и корректное решение

Смотровое стекло — еще одна возможность контролировать объем фреона в системе. Если видны пузырьки, то они явное доказательство того, что хладагента еще недостаточно. Их исчезновение свидетельствует о заполнении контура. В этом случае заправку также делают небольшими порциями.

Если говорить о заправке на производстве, то здесь количество хладагента рассчитано на 5 м трассы кондиционера. Если магистраль имеет большую длину, то дозаправка обязательна. Например, для сплит-систем мощностью до 3 кВт на каждый дополнительный метр необходимо добавлять лишние 20 грамм.

Возможные ошибки при вакуумации

Нередко мастера, ориентирующиеся на показатели давления на манометре, действуют не совсем корректно. Дождавшись падения значения ниже нулевой отметки, они сразу завершают вакуумацию. Это неверно. Надо выключить нанос, но поддерживать разреженность в контуре полчаса, не менее. Данный этап даст возможность испарить, удалить всю влагу из прибора. Операция называется опрессовкой.

Зачем вакуумировать кондиционер: оборудование, задача и корректное решение

Если во время опрессовки стрелка начнет самопроизвольное движение от ноля к единице, то вывод неутешителен — налицо разгерметизация сплит-системы. В этом случае обязательно проверяют все крепления шлангов на манометрической станции, внешнем блоке, вакуумном насосе. Если источника проблем найти не удалось, переходят к проверке участков магистрали, крепежных элементов (недостаточно затянутых либо перетянутых гаек на трассе), к поиску некачественной вальцовки концов медных трубок.

Другая ошибка — проведение операции не в лучших условиях. Вакуумация кондиционера будет успешной, максимально эффективной, когда температура в той зоне, где установлен внешний блок, выше +15°. При крайне низких значениях жидкость испаряться не будет, она попросту замерзнет, поэтому вывести ее не получится.

Например, 40 мбар будет достаточно, чтобы избавиться от жидкости при температуре +30°. Для нулевой температуры потребуется глубокий вакуум — менее 6 мбар. В противном случае отвода влаги, ее испарения достичь не удастся. По этой причине вакуумирование делают в теплое время года, или используют тепловые пушки для подогрева внешнего модуля, пока происходит вакуумация.

Зачем вакуумировать кондиционер: оборудование, задача и корректное решение

Многие монтажные организации игнорируют вакуумирование по вполне понятным причинам. Первая — экономия времени, вторая — отсутствие вакуумного насоса. Необходимую операцию заменяют продувкой магистрали фреоном. Однако это даже не полумера, так как эффективность такого способа очень сомнительна. Кроме того, это неоправданный расход недешевого хладагента.

Как сделать простейший вакуумный насос?

Не всегда и не у всех есть возможность взять в аренду насос-вакууматор, а его покупка, если подобные операции не планируют проводить регулярно, оправдана мало. В этом случае можно попытаться сделать оборудование самостоятельно. Способов есть несколько, два из самых простых вариантов лучше привести для примера.

Вакуумный насос из манжетного насоса

Зачем вакуумировать кондиционер: оборудование, задача и корректное решение

Можно взять автомобильный либо велосипедный вариант. Еще потребуется аквариумный компрессор. В этом случае порядок действий такой:

Потом осторожно вскрывают аквакомпрессор, достают из него обратный клапан, который размещают между насосом и шлангом. Новое устройство помещают в какой-либо корпус: например, в короб, изготовленный из дерева.

Превращение компрессора для аквариума

Зачем вакуумировать кондиционер: оборудование, задача и корректное решение

Для этой операции необходимо поменять местами два элемента — пластиковые клапаны. Работу делают так:

  1. Сначала разбирают прибор, достают клапаны, которые просто меняют местами.
  2. Пилкой удаляют угловую часть, затем снова собирают устройство.
  3. В корпусе делают небольшое отверстие для отвода конденсата.
  4. В него вставляют трубку подходящего диаметра.

Говорят, что нельзя рассчитывать на суперэффективность такого относительно простого оборудования. Производительность самодельных вакууматоров никак не может конкурировать с работой мощных приборов-профессионалов, однако те, кто уже испытал такие устройства, отзываются о них положительно, а это значит, что с задачей они все-таки справляются.

Если попытаться ответить на вопрос, зачем вакуумировать кондиционер, несколькими словами, то получится следующее: для долгой и счастливой жизни сплит-системы. Другой способ решения проблемы влаги и воздуха в трассе (продувание магистрали фреоном) не только не гарантирует результата, но и обещает неоправданные траты хладагента.

Следующее видео, которое лучше назвать настоящим уроком или лекцией, тоже ответит на вопрос, зачем вакуумировать кондиционер, а заодно и расскажет, как проходит эта операция:

Вакуумирование — еще один важный процесс, который выполняется на этапе ввода в эксплуатацию системы кондиционирования. Как и опрессовка, он прямо влияет на надежность и срок службы оборудования. И точно так же имеет коварную особенность — отложенность последствий.

Сегодня разбираемся в том, как нужно (и как не нужно) выполнять вакуумирование холодильной техники.

Зачем нужно вакуумирование

Перед тем как заправлять систему хладагентом, из холодильного контура нужно удалить воздух, который содержит влагу. Если этого не сделать, влага из воздуха, конденсируясь, попадет в масло, которое участвует в работе компрессора. Масло начнет терять свои свойства, в нем образуется кислота. Это скажется на компрессоре, и в конце концов его заклинит, что может привести к остановке всего ЦОДа.

Для владельца это означает не только дорогостоящий простой, но и необходимость менять компрессор, перемонтировать систему и промывать ее от кислоты.

Такие последствия могут проявиться в разное время. Если влаги осталось много, проблемы возникнут уже через месяц-два. Но иногда оборудование может проработать довольно долго, от 1 до 3 лет: если объем влаги небольшой, то кислота будет накапливаться постепенно. Или при высоком качестве самого компрессора, обмотки которого обработаны плотным слоем лака, сдерживающим кислотное воздействие.

Как ни странно, но второй вариант может оказаться более неприятным. Если проблема откроется сразу — заказчик может потребовать гарантийную замену с монтажной организации. А вот через пару лет решать проблему почти наверняка придется за свой счет.

Таким образом, основная цель вакуумирования — удалить из системы воздух и избавиться от влаги.

Процесс вакуумирования прецизионного кондиционера

Процесс вакуумирования прецизионного кондиционера

Как выполняется вакуумирование

После того как была выполнена и принята опрессовка, избыточное давление из системы стравливают в атмосферу (азот особой чистоты, которым производят опрессовку, безвреден). Далее подключают вакуумный насос и приступают к вакуумированию.

Вакуумный насос

Вакуумный насос

Сколько времени оно займет, зависит от объема системы и качества монтажа: чем больше система и “грязнее” монтаж, тем более длительным будет вакуумирование. Стоит отметить, что его проводят не только для новых систем, но и для уже эксплуатировавшихся — после ремонта.

Единых стандартов по вакуумированию нет. Нужно ориентироваться на рекомендации производителя, которые обычно прописаны в инструкции. Если параметров вакуумирования (а также опрессовки) в инструкции нет, можно обратиться в службу поддержки производителя. Это может быть важно, чтобы из-за неправильной процедуры не потерять гарантию.

Существуют общие правила вакуумирования для разных видов фреонов — их должны знать специалисты, которые будут его выполнять.

Есть особенности процесса, связанные с сезоном проведения работ. Зимой, если монтаж велся на улице, в систему может попасть снег. В этом случае требуется более долгое и качественное вакуумирование.

Множество таких особенностей приводит к большому разбросу требований: в разных случаях вакуумирование может занять от 2 часов до 2-2,5 суток. Поэтому особенно важен контроль качества и процесса, и результатов.

Как проконтролировать качество

Большинство монтажных организаций не представляет, что такое правильное вакуумирование. На любой системе они включают вакуумный насос на полчаса-час, выключают и передают систему к запуску. При этом даже плохо вакуумированная система обычно какое-то время работает, но затем начинаются поломки.

Вот несколько важных моментов, на которые необходимо обратить внимание владельцу ЦОД (или его представителю), чтобы убедиться в качестве вакуумирования.

  1. В документации к оборудованию производитель указывает, до какого давления должна быть смонтирована система. Необходимо максимально приблизиться к этим показателям. Однако здесь есть нюанс.

В инструкциях часто указан уровень вакуума 20-50 Па. Практика показывает, что достичь такого показателя в большинстве случаев невозможно. Исходя из опыта, хороший и достаточный показатель качества вакуума — 80-100 Па: он означает, что влаги в контуре нет (для сравнения, обычное давление воздуха составляет 100 кПа). Иногда нам удается добраться до 60 Па — но довольно редко. Что касается цифр в 20-50 Па, то их может добиться мощное стационарное оборудование, которое используется на производственных участках заводов, но не в монтажной практике.

  1. Ошибка, которую допускают чаще всего, — использование насосов, которые в состоянии достичь давления в сотни, а иногда и тысячи паскалей. Другой вариант — когда проблема не в недостаточной мощности насоса, а в спешке монтажников.

В нашей практике были контрольные выезды, когда в системе, которую “сдали” монтажники после часового вакуумирования, вакуумметр показывал 2000 Па. После этого требовалось еще больше суток работы насоса, чтобы прийти к требуемым показателям.

Важно! Экономить время на вакуумировании нельзя. Если ситуация критическая и нет другого выхода, лучше сократить время опрессовки. Мы не рекомендуем так делать, но в сложных случаях это может быть крайним вариантом. Тогда как снижать время вакуумирования недопустимо ни при каких условиях.

  1. Качество вакуума необходимо измерять специальным прибором — вакуумметром. Специалисты, выполняющие работы, не должны использовать манометрические станции общего назначения: они не дают результата нужной точности.
  2. По окончании процесса обязательно нужно составить акт вакуумирования, где должно быть прописано остаточное давление в контуре. При этом заказчику стоит лично увидеть эти цифры на вакуумметре, проверить их правильность в документе и поставить подпись.

вакуумирование прецизионного кондиционера

Вакуумметр, вакуумный насос, процесс вакуумирования

Как избежать проблем при опрессовке и вакуумировании?

У вас есть несколько вариантов.

Для этого владельцу ЦОДа стоит предварительно изучить технические стандарты, инструкции производителей, рекомендации специалистов. И, имея понимание основных требований, лично присутствовать при проведении работ, контролировать измерения и принимать каждый этап, фиксируя все показатели в актах под подпись.

В ситуации, когда монтажная организация уже выбрана и процесс идет, но вы хотите убедиться в его качестве, — можно воспользоваться помощью сторонних экспертов. Опытные специалисты возьмут на себя функцию вашего представителя: будут присутствовать при работах, проконтролируют ключевые процессы, замерят показатели специализированными приборами и будут отстаивать ваши интересы.

Самый надежный способ — изначально внимательно подойти к выбору подрядчика. Такие процессы не стоит доверять частникам “по объявлению”. Приглашайте компанию с опытом на рынке, с хорошей репутацией и рекомендациями. Убедитесь в профессионализме приехавших мастеров — проверьте оборудование (механическая или электронная манометрическая станция? есть ли специализированный вакуумметр?), задайте вопросы (до каких показателей будут вакуумировать? сколько времени это займет?).

Мы хотим быть вам полезны при любом из этих вариантов. Если для вас оптимален первый, самостоятельный — наши материалы помогут разобраться в ключевых моментах. И, конечно, наши специалисты всегда готовы выехать на ваш объект и помочь в любом объеме: взять на себя полный комплекс монтажных работ, провести только вакуумирование и/или опрессовку, выполнить приемочный контроль.


Затеяв ремонт, я, в числе прочего, решил перекрасить стены. Внутренний блок кондиционера мешал это сделать, и тогда я провел демонтаж кондиционера с сохранением фреона. При известной сноровке и обладая нужной информацией, это можно сделать без привлечения квалифицированных специалистов; ниже я расскажу, в каком порядке проходит демонтаж, и как избежать ошибок.

О фреоне и плюсах демонтажа своими руками

У современных устройств кондиционирования воздуха имеется интересная особенность: изготовитель рассчитывает максимально допустимую длину трассы между блоками. Значение прописывается в технических характеристиках, поскольку от него зависит, сколько фреона будет изначально закачено в систему. В работающем агрегате фреон распределяется по всей системе: по обоим блокам и трассе между ними.

Поэтому, если просто отсоединить медные трубопроводы, весь хладагент (очень текучее вещество) с легкостью вытечет наружу. А это плохо с точки зрения здоровья (можно получить ожог) и экологии (как известно, фреон разрушает озоновый слой атмосферы). В случае утечки при повторной установке придется заново рассчитывать нужное количество фреона и заправлять агрегат.

Существует определенный набор действий, придерживаясь которых, можно правильно демонтировать сплит-систему самому. Более того, существует несколько способов демонтажа, и не для каждого нужно заранее приобретать специализированный инструмент. Тем не менее, для всех необходим аккуратный и неторопливый подход, а также знание технических тонкостей.

Демонтаж имеет смысл проводить своими силами по двум причинам:

Готовим инструмент: от чего можно отказаться

Смысл самостоятельного демонтажа состоит в экономии средств и времени. Но демонтировать сплит систему следует с точным соблюдением правил. В противном случае дорогостоящий фреон вытечет, а вам придется приглашать мастера для закачки новой порции.

Для работы потребуется инструмент; некоторые его разновидности можно заменить более дешевыми аналогами, а от некоторых позиций можно (с некоторыми оговорками) отказаться. В идеале необходимо подготовить следующие инструменты:

  • Манометр низкого давления (манометрический коллектор). С его помощью определяют давление после перекачки хладагента в наружный блок. Стоимость прибора колеблется от 1,5 до 3,5 тыс. рублей, поэтому покупать его для разовой операции нет смысла. Если провести перекачку без погрешностей, можно обойтись без манометра.
  • Набор шестигранных ключей. Они нужны обязательно, так как с их помощью откручивают штуцеры на блоке. Для большинства бытовых кондиционеров используются шестигранники на 4 и на 5 мм. Краны большего размера стоят, как правило, на полупромышленных моделях.
  • Отвертки: плоская и фигурная (крестообразная), разводной ключ.
  • Труборез и заглушки. Если трубореза нет, подойдет обычная ножовка по металлу (правда, будет не так удобно).

Демонтаж рабочего кондиционера (с фреоном)

Ниже рассматриваются варианты частичного или полного демонтажа рабочего оборудования. Такая процедура необходима при переезде или, как в моем случае, при ремонте. Смысл всей процедуры состоит в том, чтобы перекачать весь фреон в наружный блок и сохранить его там с минимальными (некритичными для функционирования) потерями. Сделать это можно тремя способами.

Способ без манометра

Необходимо собрать хладагент в теплообменнике внешнего блока. Для этого выполняют следующие операции:

  • Переводят кондиционер в режим охлаждения: включают на пульте режим холода и устанавливают минимально возможную температуру.
  • После запуска кондиционера (в помещении) перемещаются к наружному блоку и снимают защитный кожух в месте входа трубок.
  • Откручивают заглушки (колпачки) сервисных кранов, которые в рабочем состоянии открыты. Становятся доступными краны под шестигранник.
  • Перед следующими действиями необходимо убедиться, что компрессор кондиционера работает (что определяется по характерному шуму наружного блока или по холодным кранам).

Если вы занимаетесь демонтажом зимой, а температура ниже, чем можно установить на пульте, компрессор может не включиться, так как посчитает, что в помещении достаточно прохладно. В этом случае придется пойти на хитрость: открыть крышку внутреннего блока, снять сетки и найти температурный датчик. Помощник будет держать датчик в руке, согревать его и искусственно завышать показатели температуры.

Сервисные краны имеют разные размеры, соответствующие размерам всасывающей (толстой) и нагнетательной (более тонкой) трубки. Для того чтобы перекачать фреон в наружный блок кондиционера, выполняют следующие операции:

  • Закрывают кран с тонкой трубкой. Фреон продолжает поступать во внешний блок, но выхода из него уже не имеет.
  • Выждав несколько секунд (пока весь хладагент не окажется в наружном блоке), перекрывают второй кран.
  • С помощью шестигранника закручивают кран с тонкой трубкой (по часовой стрелке, до упора). В старых агрегатах с износившимися уплотнителями в этот момент может начать выходить фреон. Постарайтесь завинтить кран как можно быстрее, чтобы минимизировать потери.
  • После блокировки тонкой трубки вы услышите, что компрессор стал работать с нагрузкой. Так происходит потому, что подача фреона к внутреннему блоку прекратилась, но второй кран открыт, и компрессор продолжает откачивать остатки хладагента из испарителя внутреннего блока.
  • Теперь нужно подождать 20-30 секунд, а затем закрутить второй кран (на толстой трубке). Время ожидания зависит от длины магистрали: чем она длиннее, тем дольше нужно ждать. При длине 3-5 м хватит 20-30 секунд, для длины 7-10 м достаточно 40-50 секунд.
  • После этого, как весь фреон оказался в наружном блоке, желательно как можно скорее выключить кондиционер, чтобы не перегружать компрессор (это удобно поручить помощнику).
  • Медные магистрали снимаются, после чего их в обязательном порядке закупоривают, чтобы в испарительную камеру не попала пыль.

Способ с манометром

Отличие заключается в том, что после откручивания заглушек к кранам подсоединяют манометры. Подключение необходимо проводить крайне аккуратно (в перчатках), так как будет выходить хладагент под давлением. После подключения на манометре будет фиксироваться рабочее давление системы.

В процессе блокировки крана тонкой трубки вы будете наблюдать снижение давления на шкале манометра. С помощью прибора вы сможете отследить падение давления до нуля (а не ориентироваться по времени), а затем заблокировать кран толстой линии и сразу же выключить кондиционер.

Способ с потерями фреона

Существует еще один способ, как собрать фреон в наружный блок, но он связан с потерями хладагента. Если нет возможности запустить агрегат (например, при морозе за окном), тогда просто закрывают оба крана (без запуска прибора). Часть газа останется в трубках и во внутреннем блоке, и его придется стравить во время откручивания гаек.

Большая часть газа останется запертой во внешнем блоке, но, возможно, понадобится заправка (или дозаправка) хладагентом. Если устройство рассчитано на работу с фреоном 22, то можно ограничиться дозаправкой.

О тонкостях сохранения фреона перед демонтажом в следующем видео:

Коротко о главном

Если вы собираетесь изменить местоположение кондиционера, главное, о чем нужно позаботиться – это о сохранении фреона. Необходимо собрать хладагент в теплообменнике внешнего блока, и самостоятельно это можно сделать двумя способами, как с манометром, так и без него.

Использование манометра позволяет точно отслеживать давление в системе, что уменьшает риск поломки компрессора. Второй способ экономнее (так как не нужно приобретать оборудование), но время определяется на глаз, и, если у вас маловато опыта, велика вероятность убить компрессор. Третий способ применим в крайних случаях, и он связан с потерями фреона.

Напишите в комментариях, как думаете – как правильно провести демонтаж, если в кондиционере имеется защита от низкого давления, и он может автоматически выключиться после закрытия подающего крана (с тонкой трубкой)?


Затеяв ремонт, я, в числе прочего, решил перекрасить стены. Внутренний блок кондиционера мешал это сделать, и тогда я провел демонтаж кондиционера с сохранением фреона. При известной сноровке и обладая нужной информацией, это можно сделать без привлечения квалифицированных специалистов; ниже я расскажу, в каком порядке проходит демонтаж, и как избежать ошибок.

О фреоне и плюсах демонтажа своими руками

У современных устройств кондиционирования воздуха имеется интересная особенность: изготовитель рассчитывает максимально допустимую длину трассы между блоками. Значение прописывается в технических характеристиках, поскольку от него зависит, сколько фреона будет изначально закачено в систему. В работающем агрегате фреон распределяется по всей системе: по обоим блокам и трассе между ними.

Поэтому, если просто отсоединить медные трубопроводы, весь хладагент (очень текучее вещество) с легкостью вытечет наружу. А это плохо с точки зрения здоровья (можно получить ожог) и экологии (как известно, фреон разрушает озоновый слой атмосферы). В случае утечки при повторной установке придется заново рассчитывать нужное количество фреона и заправлять агрегат.

Существует определенный набор действий, придерживаясь которых, можно правильно демонтировать сплит-систему самому. Более того, существует несколько способов демонтажа, и не для каждого нужно заранее приобретать специализированный инструмент. Тем не менее, для всех необходим аккуратный и неторопливый подход, а также знание технических тонкостей.

Демонтаж имеет смысл проводить своими силами по двум причинам:

Готовим инструмент: от чего можно отказаться

Смысл самостоятельного демонтажа состоит в экономии средств и времени. Но демонтировать сплит систему следует с точным соблюдением правил. В противном случае дорогостоящий фреон вытечет, а вам придется приглашать мастера для закачки новой порции.

Для работы потребуется инструмент; некоторые его разновидности можно заменить более дешевыми аналогами, а от некоторых позиций можно (с некоторыми оговорками) отказаться. В идеале необходимо подготовить следующие инструменты:

  • Манометр низкого давления (манометрический коллектор). С его помощью определяют давление после перекачки хладагента в наружный блок. Стоимость прибора колеблется от 1,5 до 3,5 тыс. рублей, поэтому покупать его для разовой операции нет смысла. Если провести перекачку без погрешностей, можно обойтись без манометра.
  • Набор шестигранных ключей. Они нужны обязательно, так как с их помощью откручивают штуцеры на блоке. Для большинства бытовых кондиционеров используются шестигранники на 4 и на 5 мм. Краны большего размера стоят, как правило, на полупромышленных моделях.
  • Отвертки: плоская и фигурная (крестообразная), разводной ключ.
  • Труборез и заглушки. Если трубореза нет, подойдет обычная ножовка по металлу (правда, будет не так удобно).

Демонтаж рабочего кондиционера (с фреоном)

Ниже рассматриваются варианты частичного или полного демонтажа рабочего оборудования. Такая процедура необходима при переезде или, как в моем случае, при ремонте. Смысл всей процедуры состоит в том, чтобы перекачать весь фреон в наружный блок и сохранить его там с минимальными (некритичными для функционирования) потерями. Сделать это можно тремя способами.

Способ без манометра

Необходимо собрать хладагент в теплообменнике внешнего блока. Для этого выполняют следующие операции:

  • Переводят кондиционер в режим охлаждения: включают на пульте режим холода и устанавливают минимально возможную температуру.
  • После запуска кондиционера (в помещении) перемещаются к наружному блоку и снимают защитный кожух в месте входа трубок.
  • Откручивают заглушки (колпачки) сервисных кранов, которые в рабочем состоянии открыты. Становятся доступными краны под шестигранник.
  • Перед следующими действиями необходимо убедиться, что компрессор кондиционера работает (что определяется по характерному шуму наружного блока или по холодным кранам).

Если вы занимаетесь демонтажом зимой, а температура ниже, чем можно установить на пульте, компрессор может не включиться, так как посчитает, что в помещении достаточно прохладно. В этом случае придется пойти на хитрость: открыть крышку внутреннего блока, снять сетки и найти температурный датчик. Помощник будет держать датчик в руке, согревать его и искусственно завышать показатели температуры.

Сервисные краны имеют разные размеры, соответствующие размерам всасывающей (толстой) и нагнетательной (более тонкой) трубки. Для того чтобы перекачать фреон в наружный блок кондиционера, выполняют следующие операции:

  • Закрывают кран с тонкой трубкой. Фреон продолжает поступать во внешний блок, но выхода из него уже не имеет.
  • Выждав несколько секунд (пока весь хладагент не окажется в наружном блоке), перекрывают второй кран.
  • С помощью шестигранника закручивают кран с тонкой трубкой (по часовой стрелке, до упора). В старых агрегатах с износившимися уплотнителями в этот момент может начать выходить фреон. Постарайтесь завинтить кран как можно быстрее, чтобы минимизировать потери.
  • После блокировки тонкой трубки вы услышите, что компрессор стал работать с нагрузкой. Так происходит потому, что подача фреона к внутреннему блоку прекратилась, но второй кран открыт, и компрессор продолжает откачивать остатки хладагента из испарителя внутреннего блока.
  • Теперь нужно подождать 20-30 секунд, а затем закрутить второй кран (на толстой трубке). Время ожидания зависит от длины магистрали: чем она длиннее, тем дольше нужно ждать. При длине 3-5 м хватит 20-30 секунд, для длины 7-10 м достаточно 40-50 секунд.
  • После этого, как весь фреон оказался в наружном блоке, желательно как можно скорее выключить кондиционер, чтобы не перегружать компрессор (это удобно поручить помощнику).
  • Медные магистрали снимаются, после чего их в обязательном порядке закупоривают, чтобы в испарительную камеру не попала пыль.

Способ с манометром

Отличие заключается в том, что после откручивания заглушек к кранам подсоединяют манометры. Подключение необходимо проводить крайне аккуратно (в перчатках), так как будет выходить хладагент под давлением. После подключения на манометре будет фиксироваться рабочее давление системы.

В процессе блокировки крана тонкой трубки вы будете наблюдать снижение давления на шкале манометра. С помощью прибора вы сможете отследить падение давления до нуля (а не ориентироваться по времени), а затем заблокировать кран толстой линии и сразу же выключить кондиционер.

Способ с потерями фреона

Существует еще один способ, как собрать фреон в наружный блок, но он связан с потерями хладагента. Если нет возможности запустить агрегат (например, при морозе за окном), тогда просто закрывают оба крана (без запуска прибора). Часть газа останется в трубках и во внутреннем блоке, и его придется стравить во время откручивания гаек.

Большая часть газа останется запертой во внешнем блоке, но, возможно, понадобится заправка (или дозаправка) хладагентом. Если устройство рассчитано на работу с фреоном 22, то можно ограничиться дозаправкой.

О тонкостях сохранения фреона перед демонтажом в следующем видео:

Коротко о главном

Если вы собираетесь изменить местоположение кондиционера, главное, о чем нужно позаботиться – это о сохранении фреона. Необходимо собрать хладагент в теплообменнике внешнего блока, и самостоятельно это можно сделать двумя способами, как с манометром, так и без него.

Использование манометра позволяет точно отслеживать давление в системе, что уменьшает риск поломки компрессора. Второй способ экономнее (так как не нужно приобретать оборудование), но время определяется на глаз, и, если у вас маловато опыта, велика вероятность убить компрессор. Третий способ применим в крайних случаях, и он связан с потерями фреона.

Напишите в комментариях, как думаете – как правильно провести демонтаж, если в кондиционере имеется защита от низкого давления, и он может автоматически выключиться после закрытия подающего крана (с тонкой трубкой)?

Читайте также: