Фен нгу где работать

Обновлено: 18.04.2024

В биографический словарь включено около тысячи персоналий профессоров Новосибирского государственного университета (НГУ) – одного из признанных отечественных научно-образовательных комплексов (НОК). Представленные в томе биограммы отражают через судьбы конкретных ученых-педагогов полувековой процесс становления и развития уникального интеллектуального комплекса на востоке страны, сформировавшегося благодаря органичному сочетанию и взаимодействию традиций и инноваций двух систем – академической науки и высшего образования в СССР (России). Издание наряду с персонально ориентированной информацией содержит важнейшие унифицированные сведения о формировании научных школ и направлений в стенах образовательного учреждения (НГУ) и институтов Сибирского отделения АН СССР (РАН). Среди почти тысячи ученых, избранных профессорами НГУ в течение 1959–2009 гг., доля членов Академии (действительных членов и членов-корреспондентов АН СССР (РАН)) составляет около 8 %, что является уникальным показателем для отечественных НОК.

Крупнейшие ученые – организаторы институтов и научных направлений благодаря преподаванию в университете получили возможность создания и развития собственных научных школ. За небольшим исключением члены АН СССР (действительные члены – академики и члены-корреспонденты ) преподавали по совместительству на факультетах университета, создавая кафедры и возглавляя их. Успешное развитие базовых факультетов НГУ естественнонаучного профиля (механико-математический, физический, естественных наук, геолого-геофизический) обеспечивалось в решающей степени участием и научно-педагогическим руководством со стороны ученых мирового уровня – академиками С. Л. Соболевым, В. В. Воеводским, В. С. Соболевым и др. Символично, что открытие учебного процесса в НГУ ведет начало с лекции, прочитанной в конце сентября 1959 г. выдающимся отечественным математиком С. Л. Соболевым. Первыми ректорами НГУ также являлись крупные ученые, обладавшие не только научным потенциалом, но и глубоким и прогрессивным мышлением в образовательной сфере – академики И. Н. Векуа (1959–1964) и С. Т. Беляев (1965–1978).

Биограмма включает в себя выполненные в строго стандартизованной форме сведения о персоне (профессоре университета) и изложенные в следующем виде данные:

  1. персонально ориентированные данные (фамилия, имя, отчество, дата рождения (даты жизни)), а также установочные биографические сведения о месте рождения, родителях, роде деятельности и социальном положении последних;
  2. сведения об образовательной мобильности (время и тип учебного заведения, специальность по диплому, а также поствузовское образование – аспирантура, докторантура);
  3. трудовая мобильность (учреждение, занимаемая должность, время пребывания в должности), излагаемая в хронологическом порядке;
  4. персональный вклад в определенную область науки (основные направления деятельности: что исследовал, создал; принадлежность к научной школе);
  5. ученые звания и степени с перечислением тематики диссертационных исследований, а также членство в государственных академиях;
  6. педагогическая деятельность (с выделением в специальный блок преподавания в НГУ – чтение учебных курсов, спецкурсов, ведение спецсеминаров, подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации (кандидаты, доктора наук));
  7. научно-организационная и общественная деятельность (членство в различных учреждениях и организациях, выборные должности и т.д.);
  8. научные и государственные награды (премии, ордена, медали, знаки отличия);
  9. библиографический перечень наиболее значимых научных (монографий) и учебных изданий.

При создании биосправок использовался принцип историзма, требующий адекватного отражения реалий событий и времени, встречающихся в тексте. Так, датировка рождения производится двойная (по старому и новому стилю), если это произошло до 1(13) февраля 1918 г. Место рождения указывается исходя из административно-территориального. деления страны на тот момент. В частности, для родившихся в дореволюционный период в сельской местности указывается населенный пункт и губерния, где он располагался. При упоминании высшего учебного заведения, которое окончил член Отделения, дается и прежнее и современное его название. При обозначении премий за научную деятельность учитывалось, что премии, имевшие статус государственных, в период с середины 1930-х до середины 1950-х гг. именовались как Сталинские трех степеней. Везде до 1992 г. указывается АН СССР, СО АН СССР. После 1992 – РАН, СО РАН. В случае, когда тот или иной институт носит имя выдающегося ученого, это отражено при упоминании института.

При перечислении государственных наград их перечень начинается с советских, далее приводятся современные российские награды. Из советских наград перечислены ордена и медали, а также ордена и медали зарубежных стран.

Составители стремились следовать единым принципам в установлении датировок. В случае отсутствия вузовского диплома у ряда профессоров (как правило, из-за невозможности сочетать учебу с необходимостью работать) фиксировались годы обучения в конкретном вузе. В случае с присвоением ученых степеней и званий доктора наук и профессора руководствовались не датой защиты или присвоения, а временем утверждения дипломов и аттестатов Всесоюзным Комитетом по делам высшей школы (ВКВШ), далее ВАКом. Следует учитывать и то, что в отличие от современной практики, когда звание профессора обусловлено наличием докторской степени, в 1920-е – первой половине 1930-х гг. существовала другая ситуация, поскольку ученые степени не присуждались. Поэтому звания профессора некоторые ученые удостаивались раньше, чем получили докторскую степень (П. Я. Кочина, Л. В. Канторович, Ф. Н. Шахов и др.).

В силу ограниченности объема биосправок составители вынужденно опускали ряд сведений о научной, организационной, педагогической и общественной деятельности профессоров, в частности, о представительстве в местных выборных органах власти и общественных организациях. В силу тех же причин в биосправках не нашло полное отражение членство в отечественных, международных и зарубежных научных организациях, участие в редакционных коллегиях журналов и т. д.

вторник, 2 февраля 2010 г.

Афонасин Евгений Васильевич



АФОНАСИН Евгений Васильевич
родился 5 марта 1967 года
доктор философских наук, профессор
профессор кафедры правоведения экономического факультета,
профессор кафедры гносеологии и истории философии философского факультета

Аульченко Владимир Михайлович



АУЛЬЧЕНКО Владимир Михайлович
родился 31 июля 1945 года
доктор технических наук, профессор,
профессор кафедры физико-технической информатики физического факультета

Избранные работы
Опубликовал более 90 научных работ. В том числе:
Liquid krypton electromagnetic calorimeter // Nuclear Instruments and Methods. 1993. V. A 327. Р. 193−198. (В соавт.).
Fast parallax-free one coordinate X-ray detector OD-3 // Nuclear Instruments and Methods. 1993. V. A 405. Р. 269−273. (В соавт.).
Study of characteristics of the BELLE CsI calorimeter prototype with BINP tagged photon beam // Nuclear Instruments and Methods. 1998. V A 410. Р. 179−194. (В соавт.).
SND --> SND-2000 electronics upgrade // Nuclear Instruments and Methods. 2002. V. A 494. Р. 555−559. (В соавт.).
Development of fast one-dimensional X-ray detector for imaging of explo-sions // Nuclear Instruments and Methods. 2003. V. A 513. Р. 388−393. (В соавт.).
One-dimensional detector for study of detonation processes with synchrotron radi-ation beam // Nuclear instruments and Methods. 2005. V. A 543. Р. 350−356. (В соавт.).

Анализ сигналов. Элементы аналоговой электроники: Учеб-ник. Новосибирск: НГУ, 2001.

Асташов Вадим Васильевич



АСТАШОВ Вадим Васильевич
родился 3 мая 1965 года
доктор медицинских наук, профессор,
профессор кафедры фундаментальной медицины медицинского факультета

Асеев Владислав Васильевич



АСЕЕВ Владислав Васильевич
родился 11 июня 1947 года
доктор физико-математических наук, профессор,
профессор кафедры теории функций механико-математического факультета

Избранные работы
Более 120 научных публикаций в отечественных и зарубежных математиче-ских журналах, в том числе:
О множествах, устранимых для пространственных квазиконформных отобра-жений // Сиб. матем. журн. 1974. Т. 15. № 6. С. 1213–1227. (В соавт.).
О внутреннем коэффициенте квазиконформности пары двугранных клинов // Сиб. матем. журн. 1988. Т. 29. № 1. С. 12–16.
Квазиконформное продолжение квазимебиусовых вложений на плоскости // Докл. АН СССР. 1988. Т. 302. № 3. С. 524–526.
On the conformal modulus distortion under quasimobius mappings // Ann. acad. sci. fenn. Ser. A1.: Math. 1991. V. 16. № 1. P. 155–168.
Quasiadditive properties and bilipschitz conditions // Aequationes Math. 1998. V. 56. P. 98–130. (В соавт.).
Деформация пластин малых конденсаторов и проблема П. П. Белинского // Сиб. матем. журн. 2001. Т. 42. № 6. С. 1215–1230.
Quasi-symmetric embeddings // Complex analysis and representation theory, 3. J. Math. Sci. (New York). 2002. V. 108. № 3. P. 375–410.
О самоподобных жордановых кривых на плоскости // Сиб. матем. журн. 2003. Т. 44. № 3. С. 481–492. (В соавт.).
Мебиусово-инвариантные метрики и обобщенные углы в птолемеевых про-странствах // Сиб. матем. журн. 2005. Т. 46. № 2. С. 243–263. (В соавт.).
Заполнение конденсаторов и сходимость к ядру // Вестн. НГУ. Сер.: Матема-тика, механика, информатика. 2005. Т. 5. Вып. 3. С. 3–19. (В соавт.).

Архипов Станислав Анатольевич



АРХИПОВ Станислав Анатольевич
(19 сентября 1928 – 5 августа 1998)
доктор геолого-минералогических наук, профессор,
профессор кафедры общей геологии и геологии СССР геолого-геофизического факультета

Избранные работы
Опубликовал более 200 научных работ, в том числе пять монографий. По его инициативе была создана коллективная монография, в которой предложена модель перераспределения речного стока сибирских рек.

Карты четвертичных отложений Западной Сибири. Место, 1961.
Карты новейшей тектоники Западно-Сибирской плиты. Место, 1967.
История развития рельефа Сибири и Дальнего Востока. Место, 1970.
Четвертичный период в Западной Сибири. Место, 1971.
Последнее оледененье в нижнем Приобье. Место, 1977.
Антропоген южной окраины Енисейской депрессии/ Отв. ред. А. П. Пуми¬нов / АН СССР Сиб. отд-ние. Новосибирск, 1964. (Труды Института геологии и геофизики; Вып. 29). (В соавт.).

Проблемы экзогенного рельефообразования: Учеб. пособие. Место, 1976.
Палеогеография Западно-Сибирской равнины (в максимум позднезырянского оледенения): Учеб. пособие. Место, 1980.
Фанерозой Сибири. Мезозой и кайнозой: Учеб. пособие. В 2 т. Место, 1984.

Артемьев Сергей Семенович



АРТЕМЬЕВ Сергей Семенович
родился 12 декабря 1950 года
доктор физико-математических наук, профессор,
профессор кафедры вычислительной математики механико-математического факультета

– Наталья, почему в свое время Вы выбрали именно факультет информационных технологий НГУ?

– К моменту окончания Высшего колледжа информатики у меня уже было твердое желание стать программистом. Хотя, я училась на отделении биоинформатики ВКИ и первое время планировала связать себя с биологией. Учеба в колледже мне понравилась. Мы сдавали выпускные как вступительные, я получила 10 из 10 возможных баллов и выбирала между несколькими факультетами. ФИТ привлек меня тем, что это был молодой факультет, а значит обучение на нем должно было быть интересным и динамичным. Нам доступно рассказали о программе, о кафедрах и о том, что если ты хочешь быть практиком и работать в бизнес-сфере, программировать – то нужно поступать на ФИТ. Я поступила и ни разу об этом не пожалела.

– Вы окончили школу с отличием и успешно сдали вступительные в университет. Тяжело ли давалась дальнейшая учеба?

– В целом – да, сложно. Я подходила к этому ответственно, все сдавал в срок. Больше всего студентов с нашего потока отчислили на первом курсе. Из семидесяти человек факультет закончили только тридцать – был очень маленький выпуск. В магистратуре отучились единицы. Я не считаю, что отсев – это плохо. Напротив, престижные вузы должны отчислять слабых студентов. Зачем тратить на них время преподавателей? Я считаю, что школа и университет способствуют становлению личности. Мы учим физику и математику, чтобы стать более организованными, уметь добиваться своих целей и т. д. Конечно, когда учишься, для тебя очень важными кажутся оценки. Но когда выпускаешься, значение приобретают полученные навыки. Во время студенчества я подрабатывала программистом, но сейчас я управляю, в том числе и программистами. Да, возможно, что-то из изученного мне не пригодилось впоследствии. Важно было то, как нас учили.

– Как Вы оцениваете полученное на ФИТ НГУ образование сейчас, с высоты своего профессионального опыта?

– Мое поступление на ФИТ было очень осознанным. Главное для меня и в учебе, и в работе – чтобы мне было интересно. Факультет дал мне этот драйв, как и понимание того, что я бы хотела для себя выбрать. Наши преподаватели говорили, что невозможно выучить все, но главное знать, как это найти, и уметь учиться. Я работаю в специализированной сфере, руковожу отделом разработки игр: отбираю людей, которые могли бы вырасти в этой области, оцениваю концепты игр и прочее – это такие вещи, которым сложно научиться в университете. Но благодаря фундаментальному образованию мы можем научиться самостоятельно. Многие предметы были очень сложные, и сдать их было невозможно без тщательной работы в течение всего семестра. О требовательности некоторых преподавателей ходили легенды. Я сдавала им на пятерки и четверки. Считаю, что все это была хорошая разминка для мозга.

– Расскажите о том, как Вы начали работать. Какие задачи стали для Вас привлекательными?

– Насколько полученное образование помогает реализоваться в качестве руководителя?

– Что нужно для того, чтобы создаваемая игра стала популярной? Важно ли играть самому в игры?

– Единого рецепта успеха нет. Важно правильно определить аудиторию и выбрать жанр. Тот сегмент, в котором я работаю, не экспериментальный. В топ попадают только популярные игры. Если каких-то тем нет – это не потому, что такого до сих пор никто не придумывал. Бывает, конечно, какая-то новая тема раз в сто лет выстреливает. Остается ограниченный набор тем, на которые ты можешь творить. Когда я стала управленцем, в основном стала заниматься квестами – это истории с какой-то интригой, когда игрок ходит, собирает ценные предметы и разгадывает какую-то историю. Гейм-дизайнеры берут вдохновение из книг и кинематографа. Да, я очень много играю и призываю свою команду играть в разные жанры, даже если какие-то им не нравятся. Очень важно смотреть, что делают конкуренты, анализировать, отмечать то, что окажется интересным. Если человек не играет, для него нужно написать подробное техническое задание, это отнимает время.

– Как часто следует программисту или менеджеру, работающему в этой сфере, менять место работы?

– В тренингах карьерного роста часто можно услышать про то, что нужно менять место работы раз в год или раз в три года. Я считаю, это все ерунда и как работодатель в последнюю очередь буду рассматривать кандидата, который нигде дольше года не работал. Кто навязывает нам такую культуру? Кадровые агентства, которым платят за то, чтобы люди меняли работу. Если человек проработал всю жизнь в одной компании – он обладает бесценным багажом знаний, которым так просто научить нельзя. Нужно найти свою компанию, где тебе была интересна предметная деятельность, ценности компании, коллектив, зарплата и прочее. А не скакать с одного места на другое в поисках большей зарплаты. Первый год ты работаешь на азарте, тебе все ново. Второй год тебя направляет твой руководитель – обучает, подкидывает новые задачи. На третий год появляется опасность впасть в рутину. В этот момент нужно продолжать развиваться, просить сменить функции хотя бы частично, вкладываться в себя во внерабочее время, чтобы сохранять интерес к работе.

– Актуальна ли для вашей компании проблема сманивания сотрудников другими, более крупными компаниями?

– Из моей команды регулярно пытаются сманивать сотрудников все игровые студии, в том числе московские. Раньше я очень болезненно к этому относилась. Но за четыре с половиной года я ни разу не видела сманенного сотрудника, который бы хорошо работал. Бывает, приходит человек на собеседование, и выясняется, что он где-то еще работает, но ищет место, где предложат заплату побольше. Если человеком движет только желание зарабатывать – это не мой человек. Мы ищем людей, которые могут долго удерживать интерес. Возможно, это будет интерес к какому-то конкретному проекту. Одна наша сотрудница не пошла работать в компанию, предлагавшую зарплату на 15 тысяч больше. Это было приятно узнать. Такие вопросы мы обсуждаем между собой свободно.

– Какой должна быть компания, из которой бы не захотелось уходить куда-то еще?

– Нет такой компании, чтобы подходила всем. Каждый человек должен найти свою. Я считаю, работа в компании должна строиться по каким-то общечеловеческим моральным принципам, чтобы людям было комфортно друг с другом. Уважение, честность и т. д. Мне как менеджеру важно, продвигая кого-либо из подчиненных по карьерной лестнице, обращать внимание исключительно на профессиональные качества. Тогда сотрудники, которые приходят в компанию впервые, это чувствуют. Корпоративная культура имеет большое значение. А еще, когда видишь свои игры в топах, – забываются все трудности, которые пришлось преодолеть.

– Какой совет Вы бы дали тем ребятам, которые собираются добиться успеха в области IT-технологий?

– Главное, чтобы работа была им в удовольствие. Пусть она будет сложной, но только не рутинной. Следует не бояться брать на себя ответственность. Иметь точку зрения и высказывать ее, защищать. Эта привычка очень помогает в карьерном росте.

14 октября 2013
В историческом контексте
Ну и, подводя черту под темой исторического наследия и культурного слоя, вот такая "карта пиратов" примерно 40-летней давности, где зона "Лесного Посвящения" окружена "Барсучьими Горками", "Биатлоном", "Слаломной Горой" и "Прожектором" (AKA "Бараньей Ногой"). То есть, на самом деле, места эти были заселены туристами и любителями прогулок по свежему воздуху существенно гуще - в течении круглого года. И только бурное развитие садоводческих хозяйств взяло "зону" в кольцо дачных обществ, а появившийся под боком кирпичный завод "накрыл" ее грязе-пылевым шлейфом, особенно удручающим в зимнее время - в виде "рыжего снега". В итоге, последние обстоятельства сделали "зону" существенно менее посещаемой.


Хотя, в связи c перспективой развития поселка Ложок по соседству, "зоне" можно ждать появления новых гостей в ближайшие годы, и хотелось бы, чтобы прибывающие посетители сразу видели ее в таком виде, в каком ее им нужно будет оставлять на выходе.

13 октября 2013
После "Большой уборки"
Воспользовавшись любезным приглашением Алексея Друзяки, удалось сегодня принять участие в "Большой уборке". Как здорово было увидеть поляну возле "Ведьм" в первозданной чистоте и порядке, в свете осеннего солнца :-)




Дополнительный фото-отчет можно увидеть в группе Лесного Посвящения ВКонтакте. Спасибо Алексею Чернову за оперативную связь!

К сожалению, в "бочке меда" остался небольшой "осадок". Сразу на подходе к "Трону" в 14:00 был обнаружен мусор у дороги, включая канистру с машинным маслом и остатки факела прямо в кострище на дороге, а также консервные банки около самого "Трона":



Возможно, я просто наткнулся на "артефакты" до подхода "авторов", но - хотелось бы задать вопрос ответственным за этап "Трон" - признают ли они эти консервные банки и остатки "пиротехники" за свои или можно считать что это все оставлено туристами, посетившими зону посвящения в течении прошедшей недели? Если признают, то - неужели трудно было найти два полиэтиленовых мешка, чтобы вынести все это в то же утро - всего за 200 метров - до свалки возле автобусной остановки около садовых обществ?

Короче, два мешка были собраны к выносу и тут же на встречу выехал красный джип со стороны "Промзоны" - попросил его остановиться и спросил не ФЕН ли едет, и не смогут ли прихватить с собой пару пакетиков мусора? Ребята отказались, мол "мы свой этап прибрали а про другие этапы ничего не знаем". Вот этот джип - может кто признает - "свои" или "назвавшиеся"?


Пришлось выносить пакетики самому, любуясь живописными видами, по дороге "добрав" мешки доверху по обочинам дороги пластиковыми бутылками, "посеянными" неизвестными посетителями здешних мест за последние несколько лет.


В общем, спасибо ФЕН-овцам от имени леса, его обитателей и посетителей и от имени администрации Барышевского сельсовета (в чьем ведении этот лес находится) - за уборку! И было бы хорошо провести разъяснительную работу с организаторами "Трона" и пожелать экипажу красного джипа быть более отзывчивыми.

1. Выбрасывание бумаг, окурков, использованных упаковок, бутылок и иного бытового мусора в подъездах, во дворах жилых домов, на улицах, площадях, в парках, скверах, в общественном транспорте и других общественных местах вне мест, предназначенных для сбора бытового мусора, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда.

Поскольку юридически за групповую активность студентов ФЕН ответственность несет, по-видимому, деканат - просьба - не "подставлять" свою "alma mater", и постараться найти организационное решение, "подстраховавшись" дополнительным "бортом" для вывоза остатков реквизита сразу после завершения мероприятия, чтобы случайно не получилось так, как в прошлом году (когда "забыли" убрать "Ведьм").

Кстати, место, где проходит Лесное Посвящение, имеет богатую историю. На поле возле "Оракула", до появления там кирпичного завода, десятки лет существовал туристический приют "Баранья нога". Гора, возвышающаяся над "Ведьмами", лет 40 назад была более "культовым" местом, чем сейчас является горнолыжка "Ключи" - назвалась "Слаломной" - на нее ходили на лыжах из Академгородка, топтали трассы "лесенкой", строили трамплины. На месте самих "Ведьм" был известный туристический бивак с названием "Унитаз". Кстати, вещественное олицетворение названия в виде реального железного унитаза присутствовало там еще несколько лет назад и только недавно исчезло (то ли переехало на другой этап "Посвящения", то ли было вывезено в качестве "мусора", то-ли было "определено по назначению" близлежащими садоводами). "За углом" самого ручья Ромка, за склоном "Зимнего", еще 30 с лишним лет назад мы с другом строили свой первый собственный туристический приют. Что примечательно, путешествуя "по родному краю" в те далекие времена, мы даже для костров снимали дерн с будущих кострищ, а после снятия лагеря закладывали кострища обратно дерном. Учат ли теперь этому биологов и туристов - трудно сказать.

Так что, лес, где проходит "Лесное посвящение", могло бы иметь богатый "культурный слой", наряду с "гумусовым", и хорошо, что пока удается вместе сохранить этот "культурный слой" почти невидимым глазу :-)

11 октября 2013
Лесное посвящение ФЕН: уборка - впереди
Как стало понятно из группы Лесного Посвящения ВКонтакте, последовавших комментариев и пояснений Алексея Чернова в разговоре по телефону, полная уборка всего мусора наутро после мероприятия в последние годы вообще не проводится, поскольку к утру организаторы и участники и так измотаны продолжительной подготовкой мероприятия и ночными "бдениями". То есть, существенная часть "уборки" последние годы всегда переносится на следующие выходные. В этот раз, уборка запланирована как раз на воскресенье 13 октября. В данной ситуации, некоторые из организаторов даже оказались задетыми, что публичным "выносом мусора" затронуты их репутация и доброе имя.
Однако, как удалось узнать из разговора с Александром Дубыниным, биологом и ветераном Лесного посвящения, в "добрые старые годы" на следующую неделю никто никогда ничего не оставлял. Всегда все убирали за собой с утра или до обеда, не оставляя мусор в лесу на всю неделю. Хотелось бы порекомендовать организаторам нынешних Лесных Посвящений пообщаться с "ветеранами" и попросить их поделиться организационным опытом. Даже альпинисты и туристы на восхождениях в горах и многодневных походах раньше находили силы уносить с собой в рюкзаках использованные консервные банки, чтобы не засорять природу!
Мы можем оставлять грязную посуду в своей личной раковине на неделю, но давайте попробуем не делать это в лесу, который принадлежит всем нам.
Что касается обид, то - к сожалению, в прошлом году связаться ни с кем из организаторов не удалось, не смотря на запросы в деканат и к знакомым биологам. Только используя социальную сеть и выход через ректора, на этот раз удалось обратить внимание организаторов к данной теме.
Спасибо всем, кто откликнулся, и тем, кто сделает лес чистым в эти выходные, и постарается оставить его таким после следующих замечательных Лесных Посвящений!

1 октября 2013
Лесное посвящение ФЕН - а поутру они ушли
Каждый год осенью, уже в течении многих лет, в долине ручья Ромка, впадающего в реку Шадриха, происходит замечательное мероприятие - так называемое "Лесное посвящение ФЕН".
Биологам-новобранцам приходится преодолевать ряд тяжелых испытаний, попадая в волчьи ямы перед троном, преодолевать "промзону", встречаться с оракулом, ведьмами и наконец - "штурмовать Зимний". Год от года сценарий меняется, сохраняется только добрая старая традиция - когда старшекурсники "посвящают" вливающееся в ряды ФЕН-овцев пополнение.
К сожалению, начиная с прошлого года, наметилась традиция несколько иного рода - развитие которой трудно было бы ожидать у биологов, сама профессия которых должна бы предполагать бережное отношение к окружающей среде. Традиция эта - оставлять после себя в лесу кучи мусора, собою в лес принесенного.
В прошлом году, после "Лесного посвящения" помойка осталась возле "Домика ведьм" - традиционного туристского приюта на берегу р.Ромка с живописным видом на окружающие холмы (вот место на карте). Оставленная организаторами "Лесного посвящения" помойка была замечена уже при наступлении поры снегопадов и, хотя просьба "убрать за собой" была передана и представителям деканата ФЕН, неизвестно - удалось ли ее ликвидировать.
В этом году кучи рваного полиэтилена, банки и бутылки встречали нас уже у самого входа в зону "Посвящения":



А у "домика ведьм" нас ожидала уже форменная помойка, причем отбросами "организационно-культурной деятельности" было завалено как костровище, так и сам туристический шалаш и даже вся окружающая поляна - неиспользованные факела, канистры из под ГСМ для факелов, обрывки реквизита, банки, бутылки.




Можно много говорить о необходимости бережного отношения к природе, организации "экологических патрулей" и "экологических десантов", наносить свалки на карту и просить администрацию и местные власти принимать меры по вывозу мусора, заниматься экологическим образованием темных масс населения. Но когда безответственное отношение к окружающей среде демонстрируют студенты-старшекурсники ФЕН НГУ, демонстрируя такое отношение первокурсникам, тут уже руки опускаются.

23 октября 2015 года Заочная школа СУНЦ НГУ – первая заочная физико-математическая школа в мире – отметила 50-летний юбилей. На праздновании юбилея в Академгородке собралось более сотни человек, среди которых были и создатели школы, и выпускники, и преподаватели, а также все те, кто в разное время участвовал в деятельности заочной школы и способствовал ее развитию.

Заочная школа при физико-математической школе НГУ стала важным дополнением к системе олимпиад и летних школ и дала любознательным и одаренным ребятам из разных, даже самых удаленных, городов и поселков уникальную возможность оценить свои способности и серьезно повысить уровень подготовки по физике и математике, а позже – поступить в престижный вуз.

В качестве отступления скажу, что в некотором смысле мы повторили организационный опыт, поставленный тремя годами раньше отцами-основателями первой Летней школы, в которой я участвовал. После 45 дней тесного общения им, очевидно, стало грустно с нами расставаться, и они решили создать нечто постоянное. После экзаменов некоторые из нас были приняты в круглогодичную физико-математическую школу (ФМШ), хотя в то время сама реализация этой идеи, в том числе финансирование, была под большим вопросом…

Тем не менее ФМШ открылась в январе по адресу: Детский проезд, 3 (это здание было построено для других целей, но несколько месяцев его использовали в качестве нашего общежития-интерната). И первые полгода это было абсолютно незаконное образовательное заведение, содержащееся за счет безусловно нецелевого расходования бюджетных денег М. А. Лаврентьевым, который ничего не боялся, когда действовал во имя идеи. Первоначально в школу были приняты 120 человек, из них 93 ее закончили. И лишь в августе 1963 г. вышло, наконец, постановление Совета министров о школах-интернатах, и подобные школы стали организовываться в Москве, Ленинграде, Киеве и других городах.

Так ФМШ стала еще одним пионерным делом Сибирского отделения Академии наук. В том числе и благодаря ей наш НГУ стал действительно всесоюзным университетом – у нас учились студенты даже из Украины и Молдавии. Было два формата набора в ФМШ, в том числе по результатам заочных олимпиад. Можно было приехать из Москвы, из Ленинграда, откуда угодно. С прибывшими школьниками проводили собеседования, и не всем из них удавалось пройти конкурс, большая часть уезжала назад. Тем же, кого принимали в ФМШ, постфактум оплачивали затраты на дорогу.

В нашу команду входили: математики Сергей Тресков и Юрий Михеев, физики Оксана Буднева, Миша Перельройзен и Сеня Эйдельман (его я имел честь учить в Летней школе, когда сам уже был принят на первый курс университета; сейчас он, помимо прочего, заведует кафедрой физики элементарных частиц НГУ). Эйдельман и Перельройзен были тогда первокурсниками, Оксана – третьекурсницей, а мы с Тресковым и с Михеевым перешли на второй курс. Вот эта компания и создала Заочную школу.

…Нам Нужно Больше Талантливых Людей

Надо заметить, что Заочная школа многие годы держалась исключительно на нашем энтузиазме. Мы сами, без какой-либо поддержки руководителей университета, организовывали печатание заданий и их рассылку. Первый официальный документ, в котором отразилось существование Заочной школы, появился лишь спустя 6–7 лет. По иронии судьбы, это был приказ по университету: “За развал работы ЗФМШ уволить: Г. Ш. Фридмана …”, и далее продолжался список фамилий организаторов.

…Недавно на заседании Международного академического совета НГУ ректор сказал, что у “университета с Академией наук должны быть взаимные интересы”. Но ведь так было всегда! Более того, в наше время даже нам, успешным ученикам ФМШ, оформили пропуска в Институт ядерной физики, где мы могли начать уже реально работать и посещать настоящие научные семинары. Правда я сам потом “перекинулся” на математику, но мои однокашники Саша Рубенчик, Женя Кузнецов и Василий Пархомчук так там и остались. Что касается Пархомчука, то директор ИЯФ Г. И. Будкер взял его на работу еще до окончания физматшколы (!), а на четвертом курсе доверил проводить свой собственный эксперимент с участием коллектива инженеров. То есть у НГУ всегда был свой собственный стиль, и студенты и даже школьники из ФМШ немалое время проводили в научно-исследовательских институтах. И первая моя статья вышла, когда я учился на первом курсе, и опубликована она была не где-нибудь, а в “Докладах Академии наук”!

А. С. Марковичев, к. ф.-м. н., профессор НГУ:

«Академгородок, 1960-е гг. – необыкновенное место, необыкновенное время и замечательные люди!

А. Марковичев (второй слева, в первом ряду) на лекции в ФМШ, 1963/64 учебный год. Фото из личного архива А. С. Марковичева. Марковичев Александр Сергеевич – кандидат физико-математических наук, заместитель директора Института педагогических исследований одаренности детей Российской академии образования (Новосибирск), профессор кафедры математических наук механико-математического факультета и специализированного учебно-научного центра Новосибирского государственного университета. Лауреат Премии Президента Российской Федерации в области образования (2000). Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации. Автор и соавтор более 150 научных работ

В 1963 г. через заочный тур II Всесибирской физико-математической олимпиады школьников я попал во вторую Летнюю школу, и через нее – в ФМШ. Как мы учились в ФМШ – отдельная тема. Скажу только, что несколько “старичков” (учеников первого набора) организовали в школе Математическое общество, в который мог вступить каждый фымышонок, сдав соответствующий экзамен одному из его “отцов-основателей”, среди которых были Гена Фридман, Сережа Тресков и Георгий Карев. Я сдал такой экзамен Гене Фридману и таким образом с ним познакомился.

… Я занимаюсь со Своим Внуком Математикой по Материалам ЗФМШ

В школе царила атмосфера творчества, интеллектуальной свободы, нам, молодым людям в возрасте 14—18 лет, все было интересно. Нам читали лекции такие замечательные ученые, как М. А. Лаврентьев, А. А. Ляпунов, Г. И. Будкер, С. Т. Беляев и др. Конечно, писать про остальных прекрасных ученых “и другие” неприлично, но перечислить их всех здесь просто невозможно. Окончив школу и попав в НГУ, многие из нас просто жаждали делиться своими знаниями со школьниками так же, как с нами делились знаниями эти выдающиеся ученые. Неудивительно, что в 1965 г., сразу после окончания первого курса, я вместе с несколькими своими друзьями-однокурсниками стал работать преподавателем в 4-й Летней школе, обучать математике ребят, которые были всего на два года моложе меня.

Елена Серая (Оксфордский университет), выпускница ЗФМШ, ФЕН НГУ 1986 г.

В том же году начала работу и Заочная физико-математическая школа, к чему приложил руку все тот же Гена Фридман. В то время я уже участвовал в проверке заданий в этой школе, но моя регулярная работа там началась позже, уже в 1970-х гг., когда я был аспирантом и сам преподавал в ФМШ. Меня попросили сделать новое задание на тему “пределы последовательностей”; по-видимому, опыт оказался удачным, так как потом мне доверили подготовить еще три задания по математике. Три из этих четырех заданий использовались в течение несколько десятилетий, пока мы с Ю. В. Михеевым их не переделали. Одно время я даже курировал все преподавание математики в ЗШ, а также почти десяток лет готовил вступительные задания по математике, самая большая ценность которых состояла в подробных решениях, которые получали ученики вместе с рецензией на свою работу.

Александр Бондарь член-корреспондент РАН, заместитель директора ИЯФ СО РАН, декан ФФ НГУ. На фото: Александр Бондарь 1973 г. и 2014 г.

«Мое знакомство с Заочной школой при НГУ началось весной 1979 г. в г. Кургане, когда на станции юных техников, куда мы ходили с друзьями, нам показали брошюру ЗФМШ. Надо сказать, что, хотя кое-какие сведения об этой школе попадались в газетных публикациях того времени, ее полные контактные данные, как правило, отсутствовали. И даже в районном отделе образования рассказать что-то конкретное об этой “секретной” школе не могли.

Методические материалы по теме

Дни, когда я получал рецензию на выполненную работу и очередное задание, были для меня праздниками. Во-первых, мой заочный учитель не скупился писать подробные комментарии в случае, если какая-то задача была решена неправильно или не полностью. Во-вторых, приятно было изучать прекрасно составленные методические материалы, которые предваряли каждый очередной набор задач.

В том же году, успешно выступив на областной олимпиаде школьников, я по результатам собеседования попал в Летнюю физико-математическую школу, а затем был зачислен в ФМШ.

Моя следующая встреча с ЗФМШ состоялась, когда я уже учился на третьем курсе ФЕН НГУ. Оказалось, что школе не выделялось финансирования на проверку работ заочных школьников, поэтому педагогов-профессионалов хронически не хватало и этим видом деятельности озадачивали студентов профильных факультетов университета в рамках так называемых “комсомольских поручений”. В течение года я проверял работы 20 учеников восьмого класса. Задания химического отделения были ясно сформулированы, и хорошему студенту не составляло труда решать их и оценивать, насколько правильными были решения учеников. Вспоминая свою учебу в Заочной школе, я старался относиться так же внимательно и ответственно к переписке со своими подопечными. Эта деятельность, которой я занимался вплоть до окончания университета, стала для меня хорошей педагогической практикой.

Работая после выпуска в Институте катализа, я познакомился с организатором и руководителем Воскресной физико-математической и химико-биологической школы при НГУ Ниной Евгеньевной Богданчиковой. Она сразу предложила мне начать “вживую” общаться с любознательными ребятами, которые приезжали в университет по воскресеньям из разных мест, в том числе таких удаленных, как Черепаново и Мошково. В школе они старались получить знания сверх школьной программы, которые могли бы помочь им подготовиться к поступлению в вуз. В класс набиралось более сорока человек! Вольность была почти неограниченная, а программы лекций мы разрабатывали сами. За основу я взял методички Заочной школы, дополнив их своими задачами по темам, при решении которых многие школьники традиционно испытывают затруднения.

Что касается ЗФМШ, то, меняясь, пережив и хорошие, и плохие времена, она превратилась в одну из лучших отечественных заочных школ. Стабильно работающая, она очень нужна и СУНЦ НГУ, и самому Новосибирскому университету, а главное – талантливым ребятам, которые по-настоящему стремятся к знаниям

Позже я стал участвовать в организации Всесоюзных олимпиад школьников и Воскресную школу пришлось оставить, на смену пришли более молодые – выпускники и студенты НГУ. Однако на олимпиады любого уровня я всегда брал с собой брошюры Заочной школы, чтобы рассказать приехавшим ребятам и учителям об этой замечательной школе – ведь для многих это был единственный шанс получить информацию “из первых рук”.

Особенный университет

В холле первого этажа Новосибирского государственного университета стоит большой глобус, утыканный флажками. Сколько их — не сосчитать. Ими отмечены научные центры в разных точках мира, где работают выпускники НГУ. При этом они не теряют связей с альма-матер: кто-то здесь преподает, кто-то вернулся, кто-то приезжает на публичные лекции. Это и неудивительно: ведь НГУ исторически считается одним из лучших университетов мира. Говорят, НГУ — это навсегда. О том, как в наше непростое время сохранить престиж науки среди молодежи, — наш разговор с его ректором Михаилом Петровичем Федоруком.

— Михаил Петрович, сами вы тоже оканчивали НГУ?

Новый главный корпус НГУ открылся для студентов в сентябре 2015 г.

Новый главный корпус НГУ открылся для студентов в сентябре 2015 г.

— Я выпускник физического факультета 1982 г. По совместительству работаю также в Институте вычислительных технологий СО РАН, заведую там отделом вычислительных технологий. В 1995 г. начал преподавать в университете, сначала в качестве ассистента, а после защиты докторской диссертации стал профессором механико-математического факультета. В 1997 г. занял должность заместителя декана мехмата, а в 2012 г., наверное, из-за того, что мою кандидатуру поддержали два самых крупных на тот момент факультета (физфак и мехмат), стал ректором НГУ.

— Есть ли какие-то черты, которые характеризуют именно Новосибирский университет и отличают его от всех остальных наших университетов?

— Я десятый ректор, и все люди, которые носили это звание, были учеными, зачастую выдающимися. Все оказывались в этом кресле в значительной степени благодаря академической карьере. Не было ни одного ректора, который получил бы эту должность из-за своих управленческих качеств. Все они и до, и после занимались наукой, и это очень важная отличительная черта университета. Я тоже стараюсь заниматься наукой.

— У вас остается на это время?

Ректор университета профессор М.П. Федорук

Ректор университета профессор М.П. Федорук

— По ночам, по выходным. У меня большая группа молодежи, которых я от уровня бакалавров довел до кандидатов наук, а сейчас некоторые начинают писать докторские диссертации. Вторая отличительная черта — тесная интеграция с Сибирским отделением РАН.

Надо сказать, эта задача стояла изначально, еще когда академик М.А. Лаврентьев основал Академгородок. НГУ строился как университет нового типа, где вся учебная и научная деятельность была основана на базе научно-исследовательских институтов и промышленных предприятий. Модель открытого университета представляла собой беспрецедентное явление в образовании, даже через 56 лет мы можем говорить о феномене НГУ, который состоялся, и таких университетов до сих пор нет в России.

— Но ведь НГУ создавался по модели МФТИ, к которому были так или иначе причастны все отцы-основатели Академгородка.

— Да, это так. В частности, академик С.А. Христианович внес решающий вклад и в основание МФТИ, а Б.О. Солоноуц, легендарный физтеховский БОС, стал первым деканом и основателем единственного факультета, который был организован в 1959 г., — факультета естественных наук. Но в отличие от Физтеха НГУ с самого начала был классическим университетом. Уже в 1962 г. появился гуманитарный факультет, в 1967 г. — экономический.

Еще один важный компонент: в отличие от МФТИ здесь с самого начала была создана физико-математическая школа, где до сих пор учатся одаренные ребята со всех просторов Сибири и Дальнего Востока. Раньше через олимпиады она собирала все Урал, Сибирь и Дальний Восток. Эти ребята потом окончили НГУ, стали крупными учеными. До сих пор примерно 60% выпускников физматшколы поступают в университет. Идея себя оправдала. После окончания университета ребята распределяются по институтам Сибирского отделения, высокотехнологичным компаниям, становятся капитанами бизнеса. Эта система сохранилась до сих пор. 80% наших преподавателей — совместители из институтов СО РАН, которые преподают в университете.

— Знаю, что ваши ребята тоже посещают научно-исследовательские институты.

— 85 базовых кафедр из 116 находятся на территории институтов Сибирского отделения. Если вы вспомните про знаменитый треугольник Лаврентьева (наука — кадры — производство), станет понятно, в чем исторически наше конкурентное преимущество. И мы, конечно, не должны потерять в этой модели то, что было заложено отцами-основателями.

— А есть риск потерять?

— Сейчас происходят серьезные преобразования, реформы в Российской академии наук, в системе образования. Но если мы потеряем эту преемственность, нам этого потомки точно не простят. Мы де-факто едины. Например, до сих пор здание нашей физико-математической школы принадлежит СО РАН. Но мы сейчас даже не можем сделать ремонт в своем структурном подразделении (СУНЦ НГУ), потому что это нецелевое использование средств.

Название изображения

— У вас ведь есть план, как всех этих проблем избежать?

— Планов было много, от глобальных, таких как юридическое объединение с академией, до мягкой интеграции. Думаю, что последний путь самый верный, по нему и идем. Это модель открытого университета, когда лучшие ученые Сибирского отделения преподают в университете, воспитывают молодежь для институтов, для технологичного бизнеса, для наукоемких компаний.

Уже 23 директора различных институтов — выпускники университета. Это директора таких крупных и брендовых институтов, как Институт катализа — Валерий Иванович Бухтияров, Институт ядерной физики — Павел Владимирович Логачев, Институт физики полупроводников — Александр Васильевич Латышев… Да и председатель СО РАН академик Александр Леонидович Асеев — выпускник ФФ НГУ.

— Есть ли у вас такие выпускники, о результатах работ которых знает весь мир?

— Нобелевских лауреатов пока нет, потому что университет очень молод, ему всего 56 лет. Думаю, они еще появятся. А из выпускников, которыми можно гордиться, — например, Владимир Евгеньевич Захаров, лауреат медали Дирака. Эта премия дается за достижения в области теоретической физики. Кстати, ученым, которые получили Нобелевскую премию, медаль Дирака не присуждается. Ефим Исаакович Зельманов — лауреат Филдсовской премии, это математический Нобель. Ну, и много лауреатов различных престижных международных премий.

Поэтому, думаю, мы до своей Нобелевки доживем, и кто-то из тех, кого я знаю, ее получит. В МФТИ тоже нобелевские лауреаты появились спустя 70 лет, при этом Андрей Гейм и Константин Новоселов живут в Манчестере — где, кстати, тоже работают наши выпускники.

— Какие факультеты вызывают у вас самую большую гордость?

— Наибольшую гордость, естественно, вызывает мой родной факультет — физический. Мы входим в топ-100 лучших университетов мира именно по физике. На физфак, ФЕН и мехмат у нас традиционно поступают победители олимпиад, очень талантливые ребята. Конечно, у нас и геофизический факультет есть, это один из старейших факультетов университета. Есть два первоклассных института — Институт нефтегазовой геологии и геофизики и Институт геологии и минералогии, где НГУ имеет базовые кафедры и выпускает классных специалистов.

Есть прекрасные гуманитарные факультеты, которые также опираются на научные школы, существующие в Академгородке. Сейчас мы объединяем медицинский факультет с факультетом психологии. Будут Институт философии и права и другие новые институты.

— Не секрет, что сейчас престиж науки падает. И если во времена, когда блистали академики, основавшие СО РАН, стать ученым было мечтой каждого подростка, так же как стать космонавтом, то сейчас приоритеты изменились.

— Да, я последовательно мечтал стать космонавтом, потом ученым.

— Но ведь сейчас мало кто об этом грезит. Скажите, здесь это так же ощутимо?

— Здесь это ощутимо, но в меньшей степени, потому что Сибирское отделение — лучшее отделение Российской академии наук, и это не мои слова, это всеобщее мнение. Благодаря созданной здесь простой и гениальной образовательной системе, интегрированной в академическую науку, престиж профессии ученого удалось сохранить, в том числе среди нашей молодежи. Быть ученым по-прежнему модно, хотя появился явный перевес в сторону экономического и юридического образования. Именно на этих факультетах сейчас большинство платных мест. На те же физфак и мехмат сегодня идти учиться за деньги особо никто не хочет.

— А есть примеры, когда возвращаются из зарубежных стран, чтобы работать здесь?

— Такие примеры есть. Но, что еще важнее, уехавшие выпускники по-прежнему поддерживают связь с альма-матер. Тесных научных связей множество. У нас был конкурс мегагрантов, и мой одногруппник Сергей Константинович Турицын получил грант за работы по нелинейной фотонике. Он то здесь, то там. Я ему даже кабинет выделил, потому что он здесь четыре месяца в году, а в остальное время — в Бирмингеме, в Астонском университете, где он занимает пост директора Института фотонных технологий. Если говорить про США, то там несколько сотен выпускников нашего университета. Почти со всеми так или иначе поддерживается связь.

Некоторые возвращаются. Например, Дмитрий Владимирович Чуркин, выпускник НГУ, проработал три года в Астонском университете, а сейчас вернулся сюда в качестве проректора по научной работе.

— У вас немало иностранных студентов.

На глобусе, который стоит в холле университета, обозначены научные центры в разных точках мира, где работают выпускники НГУ

На глобусе, который стоит в холле университета, обозначены научные центры в разных точках мира, где работают выпускники НГУ

— Да, такие ребята всегда есть. Их немного — 10– 15%.

— Ничего себе немного!

— Сейчас принято говорить, что молодежь пошла не та. А я вижу, что мои ученики пошли дальше меня. Очень способные и талантливые ребята, и они такие работы делают, что диву даешься. В свои годы они могут намного больше, чем я мог когда-то.

— Может быть, просто забыли?

— А может, это я их так хорошо научил… Если же говорить серьезно, эти ребята вселяют уверенность, что наша наука в надежных руках. Они замечательные, я в них верю. Им интересно учиться, они хотят работать, и, глядя на них, мне тоже хочется сделать как можно больше, чтобы наш университет был лучшим.

Михаил Петрович Федорук

Ректор Новосибирского государственного университета, доктор физико-математических наук, профессор.

Родился 18 февраля 1956 г. в Дупленском Коченевского района Новосибирской области.

Окончил физический факультет Новосибирского государственного университета (1982).

Спектр научных интересов: численное моделирование нелинейных задач математической и вычислительной физики, исследование коллективных процессов в бесстолкновительной плазме, исследование динамики нелинейных волн в диспергирующих средах, исследование сверхскоростных волоконно-оптических линий связи с дисперсионным управлением.

Читайте также: