Как из триммера сделать мотобур

Обновлено: 04.05.2024


МТЗ-80 (82) – универсальный трактор, который успешно используется в строительстве, коммунальном хозяйстве, лесных разработках и, конечно, в сельском хозяйстве – как на крупных предприятиях, так и небольших фермах. Ямобур на базе МТЗ нечасто встречается в индивидуальных хозяйствах. Однако там, где идёт стройка, он используется весьма широко. Некоторые модели подходят для любых грунтов, другие имеют ограничения. Можно приобрести новый или подержанный экземпляр, но если объём работ невелик, можно сделать ямобур на МТЗ 82 своими руками.

Назначение ямобура

Оборудование предназначено для бурения отверстий различного диаметра и глубин. Используется при выполнении следующих видов работ:

  • закладка свайных фундаментов;
  • установка столбов (заборных или ЛЭП) и любых вертикальных конструкций;
  • посадка деревьев и кустарников;
  • строительство колодцев;
  • отбор проб грунта;
  • поиск мелкозалегающих водяных пластов.

Дополнительно трактор с ямобуром может оснащаться щетками, отвалами, лебёдками и пр., что позволяет эффективно решать сопутствующие задачи без привлечения дополнительной техники. Например, выполнять погрузочно-разгрузочные работы, транспортировать вынутый грунт или засыпать траншеи.

Ямобур на тракторе


Ямобур применяется в строительной сфере

Принцип работы

В основе любого бура – стальной стержень с заостренным наконечником и винтовой лопастью. Наконечник облегчает углубление в грунт, а винтовая лопасть обеспечивает удаление грунта при поднятии бура. Бур углубляют вращательными движениями, лопасть нарезает землю, после чего бур выдергивают вместе с грунтом. Диаметр отверстия равен диаметру лопасти.

Чем выше винтовая часть, тем реже нужно поднимать бур, однако тем выше его вес и, следовательно, нагрузка на технику. Для МТЗ-82 максимальная длина бура составляет 3 м, диаметр – 80 мм.





Как из триммера сделать ледобур?

Весь процесс изготовления мотобура из бытового триммера состоит из нескольких этапов. От их последовательности зависят шансы собрать качественное и долговечное оборудование, которое будет исправно служить своему владельцу на протяжении многих сезонов.

Правила изготовления шнекового механизма

Чтобы сделать ледобур из триммера своими руками , его устройство нужно оборудовать шнеком. По своей форме этот элемент напоминает винт, необходимый самоделке для нарезания слоя льда или почвы.

Чтобы собрать шнековый механизм для мотобура из триммера, конструктору нужно сердечник, наконечник и предварительно сделанное винтовое лезвие. Сердечник должен быть изготовлен из максимального прочного материала. Чаще всего для создания этого элемента используется металлическая толстостенная труба. Чтобы мотоледобур из триммера выдерживал сверление твердых грунтов, металл для изготовления сердечника потребуется закалить – это предотвратит ее деформацию при скручивании.

Для изготовления сверлящего лезвия конструктору потребуется сталь марки 65Г. Кроме высокой прочности, этот металл легко поддается обработке трубогибом.


Сборка наконечника для мотобура из триммера должна выполняться при помощи твердосплавного металла. На профиль созданной детали оператор должен нанести желобки – такая конструкция позволит мотобура беспрепятственно погружаться в любой грунт или лед, независимо от его толщины. С обратной стороны наконечника потребуется установить хвостовик, который послужит связующим звеном между приводным редуктором и соединительной муфтой.

Особенности выбора редуктора

Чтобы собрать ледобур из бензокосилки , конструктору потребуется редуктор. Он играет одну из самых важных ролей в устройстве приспособления – при помощи редуктора создаваемой ДВС усилие передается с его штатного вала на другой вал, отличающийся пониженной изначальной угловой скоростью и предварительно повышенным моментом вращения.

По направлению непрерывного вращения встроенного заводского рабочего элемента встроенные редукторы для мотобуров делятся на следующие виды:

  • механизмы с валом, вращающимся по ходу стрелки часов;
  • редукторы с заводским валом, вращающимся против хода стрелки;
  • механизмы обратного или реверсивного типа;
  • инверсные литые редукторы – второе их название – планарные.



Мотобур из триммера своими руками лучше всего комплектовать реверсивным заводским редуктором. Этот механизм может вращаться, как по, так и против часовой стрелки. Благодаря этой особенности при заклинивании рабочего бура в почве, оператор сможет без особых проблем извлечь его обратно.

Выбор типа расположения валов и сборка редуктора

На следующем этапе конструктор должен выбрать тип расположения штатного вала двигателя и вала самого бура. Существует 2 варианта:

  • параллельное заводское расположение валов на одной оси;
  • расположение элементов под углом 90 ⁰ по отношению друг к другу.

Самой большой популярностью среди изготовителей пользуется конструкция с параллельным расположением валов. Это решение выделяется простотой в собственноручной установке и легкостью в ремонте.

После подготовки комплектующих нужно изучить чертежи , которые помогут в изготовлении редуктора.


Порядок действий оператора во время сборки механизма должен быть таким:

  1. Сначала потребуется установить жесткую устойчивую муфту. При создании силовым агрегатом повышенных вибраций, конструктор может использовать гибкую муфту. Таким образом, деталь будет смягчать удары бура и гасить колебания ДВС;
  2. Затем необходимо соединить червячный вал и цельнометаллическую шестерню 2-рядного типа;
  3. Во время сборки редуктора изготовитель должен оставить между его деталями небольшое отверстие – оно потребуется для беспрепятственного внесения смазочного материала;

После выполненных действий конструктор получит простой 1-скоростной редуктор, который сможет непрерывно передавать усилие силового агрегата на рабочий орган мотобура из триммера.

Самостоятельная сборка мотобура

Для последовательного изготовления мотобура из имеющихся деталей конструктору потребуется схема , в которой должны быть указаны места установки комплектующих.


Порядок сборки должен быть таким:

  1. Для начала нужно разобрать триммер, сняв с него штангу с установленными на нее режущими органами;
  2. Затем к мотору необходимо подключить редуктор, соединив вал двигателя и вал установленного механизма;
  3. После этого оператор должен установить рабочий орган самодельного мотобура из триммера, прикрепив его к редуктору болтовыми фиксаторами.

Виды ямобуров

Бурильное оборудование для колёсных тракторов делится на две большие группы:

Обязательно почитайте: Насос НШ-32: устройство, схема подключения

По типу рабочего снаряда бурильные механизмы разделаются на:

  1. Ударно-канатные. В основе конструкции – желонка. Изготавливают её из круглой в сечении полой стальной трубы диаметров 80—120 мм и длиной 50—100 см. С одного торца приваривается металлическая ручка, с другого устанавливается металлический или резиновый клапан. Желонка закрепляется на раме с лебедкой и опускается в скважину под действием силы тяжести. При достижении дна язычок клапана открывается, желонка захватывает часть грунта, после чего ее поднимают наверх. Язычок клапана при этом закрывается, удерживая грунт внутри.
  2. Шнековые. К этому типу относится большинство ямобуров. Представляют собой стальные трубы с винтовой лентой диаметром 100—200 мм и длиной от 2 м. При вращении шнека грунт по резьбе поднимается наружу. По мере заглубления бур наращивают, добавляя металлические штанги.
  3. Роторные. Обеспечивают бурение с одновременным вымыванием грунта. Бур оснащается специальными твердосплавными коронками. Для подачи воды используют мотопомпы.
  4. По типу обрабатываемой почвы различают буры для мягкого грунта, твёрдого и скальных пород.

Последние два относятся к профессиональному оборудованию. Однако владельцы личных тракторов чаще имеют дело с мягкими грунтами: черноземами, песочными или глинистыми. В таких условиях можно обойтись самодельным или недорогим готовым буром.

Работа ямобура


Устройства делятся на виды в зависимости от условий работы

Популярные модели

Самой популярной моделью бурильной машины на постсоветском пространстве стала БМ-205Д. Именно её устанавливают на базе тракторов МТЗ-80 (82) в большинстве случаев. Существует три модификации:

  1. БМ-205Д -01 (с загрузочным устройством);
  2. БМ-205Д-01 (с отвалом для уборки снега и грунта);
  3. БМ-205В (с отвал для уборки снега).

Для менее масштабных работ широко используется НБУ-1300. Это компактный бур, подсоединяемый к ВОМ трактора как обычное навесное оборудование. Также хорошо себя зарекомендовали модели таких производителей как МТЗ, AgroMax, Wirax, AgroTehKomplekt.

Обязательно почитайте: Купить трактор в лизинг

Если бюджет ограничен, а у владельца трактора есть богатый опыт работы с металлом и лишний материал, стоит поинтересоваться, как сделать ямобур на трактор своими руками. Очень часто бывает, что в гараже или мастерской лежит ненужный шнековый бур. Если нет, его можно сделать самому из тонкой трубы и лопастей, вырезанных из стального листа.

Самый простой вариант для полуручного бурения – присоединить к шнеку гидромотор, который соединить шлангами с гидравлической системой трактора. Шнек оснащается двумя длинными ручкам, за которые держатся рабочие. Конструкция очень простая, однако работает только при бурении на глубину до 20–30 см и желательно на легких грунтах.

Для более серьезных работ потребуется собрать конструкцию из шнекового бура, труб и автомобильного редуктора от заднего моста (подойдёт от Москвича, УАЗа, Лады). В этом случае бурение осуществляется без помощников, за счёт одной только мощности мотора. Если сделать такой ямобур своими руками на трактор, средняя скорость бурения составит около 2 м за 5-10 минут.

Важно полностью удалять остатки грунта со шнека. Также рекомендуется убрать крестовину между буром и редуктором для более жесткой и надежной фиксации.

Перед началом работ следует внимательно изучить технические характеристики трактора, чтобы не перегрузить его кузов и ходовую часть. Также полезно ознакомиться с видеороликами и примерами чертежей, которые легко найти в сети.

Трактор МТЗ с ямобуром


Ямобур можно купить или изготовить самостоятельно

Электрические модели

При желании создать электробур для проделывания отверстий в земле нужно обладать определенными навыками в области электротехники. В качестве электрического привода может использоваться мотор редуктора, который гарантирует высокую скорость бурения. Кстати, для изготовления высокопродуктивного прибора можно переделать обычный ручной ямобур, созданный по вышеуказанной инструкции.
Это интересно: как сделать садовый бур своими руками.
Также можно попробовать модернизировать перфоратор, оснастив его отрезным диском, к которому приваривается труба круглого сечения. У специалиста в токарном деле заказывается переходник для соединения электроинструмента с механической частью. Обрабатывая грунт таким инструментом, важно избегать корней, иначе они могут повредить его.

Если бур создается для мощного трактора, то лучше использовать прочные диски из закаленной стали или любого другого надежного метала. Их количество определяется числом витков, а размеры должны быть одинаковыми. В центральной части проделываются отверстия для стержня. С одной стороны диски свариваются, а затем немного растягиваются. С другой — они провариваются сварным швом. На крайних дисках нужно провести укрепление колец, а готовую конструкцию насадить на стержень. В конечном итоге нижний край приваривается к остальным деталям.

Такой вариант исполнения характеризуется крупными размерами и внушительным весом, поэтому его не совсем комфортно использовать в одиночку. Для удобной эксплуатации оборудование оснащают электрической лебедкой, а на тиристор монтируют радиатор.

Технические характеристики

Характеристики:

  1. БМ-205Д.
  2. Глубина бурения – до 3 м.
  3. Диаметр скважины – 36, 50, 63, 80 мм.
  4. Рабочий вес – до 1,25 т.
  5. Высота подъема – до 7м.
  6. Угол работы – 60–105 градусов.
  7. Крутящий момент – 4900 Н×м.

Габаритные размеры в сложенном состоянии:

  • длина – 6 800 мм;
  • ширина – 2 500 мм;
  • высота – 3 950 мм.

Обязательно почитайте: Телега для трактора 2ПТС-4

В рабочем состоянии:

  • длина – 6 590 мм;
  • ширина – 2 500 мм;
  • высота – 7 600 мм.

Масса (вместе с трактором) — 6 450 кг.

Стоимость

Купить ямобур на трактор МТЗ можно по цене от 60 до 125 тыс. руб. Стоимость зависит от комплектации и назначения: оборудование для твёрдых грунтов стоит дороже. Подержанное оборудование можно приобрести за 20–25 тыс. руб. Себестоимость самодельного бура будет ещё меньше, особенно при использовании старых материалов, которые нельзя применить в строительстве или других работах.

Цена на бурильные машины на базе МТЗ колеблется от 500 тыс. руб. за подержанные экземпляры до 1 млн руб и выше за новые. Сумма зависит от наличия дополнительного оборудования и характеристик бура.

Читайте также: