Как отключить спираль в фене

Обновлено: 25.04.2024

Конструкция и принцип работы фена

Внешне и функционально все приспособления идентичны. В основе работы техники лежат вентилятор и нагреватель. Первый засасывает воздух из помещения, проводит его через нагревательный элемент и выводит наружу уже нагретый поток. Помимо этих двух главных составляющих, в конструкцию аппарата входят и другие необходимые элементы:

  • двигатель;
  • кабель питания;
  • термозащита;
  • регуляторы оборотов скорости, температуры и так далее.

Особенности работы устройства заключаются в следующем:

Термостат — полезная деталь, отвечающая за защиту прибора от перегрева, есть она далеко не на всех моделях. В момент максимального нагрева спирали термостат отключает питание и включает только после того, как ТЭН остынет.

Электрическая схема фена


Электрическая схема фена

Электросхема предназначена для преобразования тока и регулирования рабочих режимов аппарата. Разобраться в ней несложно, поскольку она содержит немного элементов, а подробное описание всегда можно найти в прилагаемой к технике инструкции.

Типичные неисправности

Пахнет чем-то горелым

Проблема обычно связана с тем, что на спираль попали волосы, пыль или пух. В случае загрязнения элемента скорость вращения крыльчатки падает, срабатывает система защиты от перегрева, от чего и происходит неприятный запах. Чтобы разрешить ситуацию, достаточно очистить нагреватель, после чего проверить работоспособность прибора. Если же паленый аромат не исчезнет, стоит обратиться в сервисный центр.


Фильтр расположен в задней части фена, со стороны воздухозаборника

Отсутствие питания


В первую очередь нужно убедиться, что в розетке есть электричество и сетевой шнур не поврежден. Даже если не замечено внешних повреждений, нужно убедиться, что протекает ток по проводу. Для этого:

  1. Необходимо разобрать корпус и проверить контакты питания, используя специальный тестер;
  2. Следующим шагом требуется проверить кнопку включения, убедиться, что ее нажатию не мешает попавший внутрь мусор или слипшаяся пыль. Об исправной работе контактов скажет равномерный цвет без обугленных следов;
  3. Если выявлены поврежденные соединения, их нужно зачистить ножом или наждачкой;
  4. Подключить устройство к сети, но не включать кнопку запуска на нем. Необходимо поднести тестер к клеммам кнопки, чтобы узнать, проходит ли напряжение.

Если выявлена неисправность кабеля, его стоит заменить на новый. При отсутствии такой возможности, допустимо воспользоваться изолентой, чтобы изолировать зачищенные и скрученные контакты. При обнаружении неполадок в работе кнопки можно попробовать почистить контакты или вообще отсоединить деталь, тогда агрегат будет запускаться сразу после подключения вилки в розетку.

Не включается фен

Так же, как и в предыдущем случае, проблема может быть связана с отсутствием электричества или поломкой кабеля. Тогда порядок действий аналогичен описанному выше. Другая возможная причина — сломался электродвигатель. Предшественниками такой неприятности служат симптомы:

  • во время запуска слышен небольшой треск;
  • мотор работает с перебоями;
  • слышен запах горелой проводки;
  • при отсутствии вращения вентилятора слышен гул.

В случае подозрения или обнаружения подобной неисправности разрешить ее самостоятельно практически невозможно, поскольку очень сложно выявить конкретную причину. К тому же, стоимость ремонта обойдется недешево, во многих ситуациях проще купить новый прибор.

Снизилась работоспособность

При такой проблеме стоит проверять состояние вентилятора. Чаще всего он начинает медленней крутиться из-за того, что на нем скопились волосы, пыль или другие загрязнения. Тогда достаточно очистить деталь от мусора. Если выполнять манипуляцию периодически, поможет легкая очистка при помощи зубочистки, старой зубной щетки или пинцета. В случае если прибор не очищался никогда или это бывает редко, потребуется разбирать корпус, чтобы произвести качественную уборку.


Двигатель постоянного тока

Вентилятор довольно медленно вращается

Как и в предыдущем варианте, вероятнее всего это связано с наматыванием волос на деталь или чрезмерное засорение корпуса. Также следует произвести чистку аппарата.

Гонит холодный воздух


За нагревание потока отвечает нагревательный элемент — спираль. Эта деталь является одной из самых уязвимых в устройстве, особенно при отсутствии защиты от перегрева в технике. Если автоматического отключения по достижении максимальной температуры не предусмотрено, необходимо знать, какие признаки говорят о том, что приспособлению пора отдохнуть:

  • возникновение запаха гари при эксплуатации, который может сохраняться и после отключения;
  • слишком горячий корпус при работе, исправный агрегат не должен перегреваться.

Чтобы разобраться в неполадке, потребуется разобрать фен. Если произошел разрыв нагревателя, это заметно невооруженным глазом. При небольшом повреждении можно легко устранить неприятность, соединив концы спирали и спаяв их. Если разрыв в нескольких местах, лучше купить новый ТЭН, главное — той же фирмы, что и сама техника.

Необходимо установить, почему повредилась деталь. Если не разобраться в причине и не устранить ее, проблема повторится в скором времени.

Как разобрать фен: порядок осмотра, разборки и ремонт

Разборка прибора не вызывает трудностей, если действовать в соответствии с инструкцией, иметь под рукой нужные инструменты и обладать хоть какими-то знаниями в области электроники.

Шнур

В первую очередь необходимо осмотреть провод. Начинать стоит с розетки, чтобы убедиться в наличии электроэнергии. Если свет есть, тогда переходят к проверке шнура — от корпуса к вилке. Осматривают целостность провода, ищут изломы, разрывы, оплавления. Внутри корпуса, после его разборки, наблюдают за состоянием электросопротивления — парой разъемных контактов, пайкой или проводкой с пластиковыми колпачками.

Неразъемное соединение


Если проводка заделана в пластиковые колпачки, значит речь идет о неразъемном соединении. Такой вариант довольно сложен для тестирования и требует наличия материалов:

  • обычная игла;
  • тестер;
  • лампа;
  • индикатор.

Проверка выполняется следующим образом:

  • К одной клемме присоединяют иголку — ее следует вставить в жилу питания возле колпачка до самой меди;
  • Вторая клемма охватывает усики вилки;
  • Прозванивают сразу обе жилы.

Не стоит делать больше одного прокола на жилу, поскольку эксплуатация устройства не исключает попадания влаги внутрь корпуса.

Контактная площадка

Гораздо легче прозвонить провод, когда места стыков видны невооруженным глазом. Если обнаружены повреждения, лучше заменить шнур на новый, у которого неразборная вилка. Второй вариант предпочтительней, поскольку в первом случае накладываются ограничения на выбор изоляционных материалов, предотвращающих попадание влаги на жилы.

Самое уязвимое место — на контакте провода с корпусом. Постоянные перегибы, скручивания шнура приводят к перетиранию, образованию трещин. Поврежденные медные жилы начинают искрить, сжигать изоленту и плавиться.

Выключатель и переключатель


Проверить работоспособность выключателя можно, выполнив короткое замыкание детали. Если используется трехпозиционный переключатель, соответствующую проверку потребуется произвести три раза — для каждого режима отдельно. Лучше зарисовать схему расположения проводов, чтобы не допустить ошибок при сборке.

После выявления дефекта его следует внимательно осмотреть и обработать. Следы гари нужно счистить надфилем, ластиком или шкуркой, контакты — обработать спиртом. Если какой-то элемент не подлежит восстановлению, его стоит заменить на новый аналогичный.

Вентилятор


Забитый воздуховод — распространенная проблема при эксплуатации техники. Если есть фильтр, его нужно снять и тщательно прочистить, забившуюся пыль получится убрать с помощью мягкой щетки. При обнаружении намотанных волос на ось мотора лучше снять вентилятор с вала, после чего удалять загрязнения.

Спирали

Чаще всего приспособления оснащены сразу несколькими нагревателями, которые внешне ничем не отличаются друг от друга. После разборки агрегата следует убедиться в идентичности нагревательных элементов, при наличии разрывов их нужно спаять или закрутить концы. Помимо этого, концы спирали можно соединить с помощью тонких медных трубочек.

Двигатель


На поломку мотора указывают возникновение сильного треска и наличие искр при включении. При обнаружении неисправности следует выпаять обмотку двигателя из электросхемы и проверить все соединения. Замена обмотки требует определенных навыков и знаний в области электрики, поэтому при отсутствии таковых лучше сразу обратиться к профессионалам.

Если обмотка исправна, достаточно очистить поверхность и оценить плотность прилегания щеток к медной поверхности. При этом вал должен свободно крутиться, а все трущиеся элементы лучше смазать.

Микросхема:


  1. Гетинаксовая подложка периодически трескается, что приводит к разрыву дорожки. Если обнаружен поврежденный фрагмент, его следует заглубить, немного покрыв припоем;
  2. О неисправности конденсатора говорит раздутие изделия, при поломке оно выгибается наружу. Если поломка выявлена, единственным выходом станет замена детали на новую;
  3. Резистор при выгорании темнеет. Даже если он не вышел из строя, его стоит заменить.

Термостат

Отдельные модели оснащены функцией саморегуляции. Функционирование осуществляется путем использования резистивного делителя, у которого одно плечо отвечает за реагирование на температуру. В дальнейшем можно действовать следующим образом:

  1. Ликвидировать датчик, разорвав цепь, после чего проверить работоспособность.
  2. Замкнуть провода, понаблюдав за реакцией прибора.

Большая вероятность, что попытка не увенчается успехом, если устройство реагирует только на определенные значения сопротивления.

Заключение


Следование основным требованиям по безопасной эксплуатации поможет продлить срок службы фена и реже обращаться к специалистам:

  1. Не следует наматывать шнур на рукоятку для хранения, а перед использованием стоит проверять целостность провода.
  2. Можно применять только те насадки, которые идут в комплекте с устройством.
  3. Необходимо избегать попадания воды на корпус и не пользоваться агрегатом в помещении с высокой влажностью.
  4. Допустимо применять лишь стандартные удлинители заводского изготовления.
  5. Установив мелкоячеистый фильтр, получится предотвратить попадание пыли, волосков и других засорений внутрь аппарата.
  6. Провод требует бережного обращения — его нельзя выдергивать из розетки и переносить прибор за него.
  7. Если выявлена даже малейшая неисправность, нужно незамедлительно отключить питание.
  8. Необходимо избегать перегрева изделия, если требуется техника с длительным периодом непрерывной работы, лучше обращать внимание на профессиональные модели.
  9. После эксплуатации надо дать приспособлению остыть, прежде чем укладывать его на хранение.
  10. Сберегать девайс следует в сухом месте.

11 ноября 2018, 20:12 Ноя 9, 2018 18:14 О правонарушениях Ссылка на текущую статью

21.02.2014

Распространенные неисправности фенов.

Обрыв спирали.

Частой неисправностью нагревательного элемента является обрыв нити - нихромовой проволоки. В зависимости от места обрыва, у фена может не работать тот или иной режим нагрева, либо не вращаться двигатель. Для ремонта фена, необходимо вскрыть фен и, найдя точку обрыва нагревательной нити, соединить её на плотную скрутку. Перед скручиванием, концы нити нужно зачистить от окиси. Несмотря на простоту метода, подобные скрутки служат долго.

Оборванная нить спирали нагревательного элемента.


Красная стрелка указывает на место обрыва нити.

Скрутка выполнена, надет термостойкий кембрик (на фото показаны две скрутки рядом). Нагревательный элемент фена отремонтирован.



Соединение нихромовой проволоки скруткой.

Падение оборотов двигателя.

Другой частой неисправностью бытовых фенов является затрудненное вращение или отсутствие вращения вала двигателя по причине намотавшихся на него (под пропеллером) кусочков волос. Для ремонта фена с таким типом неисправности, необходимо снять пропеллер с вала двигателя: открутить винты крепления двигателя, и, посредством металлического прутка (например, сверла), аккуратно выколотить вал из ступицы. После удаления волос, устанавливаем пропеллер обратно на вал двигателя.



Процесс снятие пропеллера с вала двигателя.

Намотанные на вал волосы.


После удаления волос, прикручиваем двигатель, надеваем пропеллер на вал.

Посадку вентилятора желательно выполнять с капелькой клея, во избежание подобных неприятностей в будущем. Повреждение пропеллера, пожалуй, самая неприятная неисправность, так как отыскать подходящую замену очень сложно.

Иногда пропеллер слетает с вала двигателя в процессе работы, при этом может сильно пострадать одна или несколько лопастей. Если число лопастей чётное, то отремонтировать фен несложно, достаточно удалить одну лопасть, диаметрально противоположную повреждённой.

Двухлопастной пропеллер установлен на вал.



Процесс удаления лопасти.

Отсутствие вращения пропеллера.

При подозрении на поломку электродвигателя, его нужно извлечь и проверить. Отпаяв от диодного моста провода и диоды друг от друга (заодно, не лишним будет проверить диоды на целостность), подаем на контакты двигателя постоянное напряжение, указанное на его корпусе. Если двигатель не промаркирован, то для проверки выбираем любое напряжение из диапазона 12-16 вольт. Двигатель должен активно вращаться без посторонних звуков.

Подача питания на двигатель - пропеллер вращается.


Подача питания на электродвигатель .

Проверка диодов моста на двигателе.


Проверка выпрямительных диодов.

Срабатывание тепловой защиты.

В результате любой из трех представленных выше неисправностей, может сработать (сгореть) термопредохранитель (F1 по схеме), установленный внутри нагревательного элемента. Если прозвонка термопредохранителя указывает на отсутствие проводимости (обрыв), то данный элемент защиты необходимо демонтировать и установить на его место такой же новый. Эксплуатация фена без термопредохранителя (закорачивание перемычкой) крайне не рекомендуется и чревата перегоранием нагревателя. Ремонт фена на этом, как правило, не заканчивается, так как ложное срабатывание термопредохранителя встречается крайне редко, и зачастую является следствием неверной работы или эксплуатации устройства.

Проверка термопредохранителя. Сопротивление исправного термопредохранителя должно составлять ноль целых ом.


Проверка термопредохранителя мультиметром (омметром).

Другие неисправности фена.

Проверка диода. На дисплее мультиметра отображено сопротивление данного диода в открытом состоянии.


Проверка высокоамперного диода.

Иногда ремонт фена нецелесообразен по причине больших трудозатрат, например, когда в результате замены двигателя необходимо укладывать новую понижающую спираль на большее сопротивление. В подобных случаях, от ремонта следует воздержаться и приобрести новый фен, так как цены на них невысоки.

При ремонте фенов, как и любых других нагревательных приборов, никогда не следует пренебрегать правилами техники безопасности, нельзя удалять, предусмотренные производителем, элементы теплозащиты и защиты от поражения электрическим током!

Читайте также: