Как проверить двигатель электробритвы мультиметром

Обновлено: 12.05.2024

Повседневная жизнь человека неразрывно связана с электродвигателями различной конфигурации, на работе которых основано действие различных приборов и оборудования. Таким оборудованием мы пользуемся постоянно и достаточно часто возникают различные неполадки в их работе, что зачастую связано с неисправностью электродвигателя. Для того, чтобы привести прибор в работоспособное состояние нужно знать, каким образом прозвонить электродвигатель. Об этом будет рассказано в данной статье.

Проверка электродвигателей разного вида с помощью мультиметра

Какие электродвигатели можно проверить мультиметром

Если двигатель не имеет очевидных внешних повреждений, то есть вероятность того, что произошел внутренний обрыв цепи или произошло короткое замыкание. Но не все электродвигатели можно просто проверить на эти дефекты мультиметром.

Например, может возникнуть сложности в диагностике электродвигателей постоянного тока, так как их обмотка имеет практически нулевое сопротивление и его можно проверить только косвенным методом по специальной схеме: одновременно снимают показания с амперметра и вольтметра с вычислением результирующего значения сопротивления по закону Ома.

Таким образом проверяют все сопротивления обмоток якоря и замеряют значения между пластинами коллектора. Если сопротивления обмоток якоря различаются, то имеется неполадки, так как в исправной машине эти значения одинаковые. Разность в значениях сопротивления между соседними пластинами коллектора должна быть не больше 10%, тогда двигатель будет считаться исправным (но если в конструкции предусмотрена уравнительная обмотка, то это значение может достигать до 30%).

Электрические машины переменного тока разделяют на:

  • синхронные: имеющие обмотки статора, расположенные под одинаковым углом смещения между собой, что позволяет двигаться с частотой, синхронной скорости вращения приложенной силы;
  • асинхронные с короткозамкнутым ротором (одно- или трехфазные);
  • асинхронные с фазным ротором, имеющие трехфазную обмотку;
  • коллекторные.

Все эти типы двигателей доступны для диагностики с помощью измерительных приборов, в том числе с помощью мультиметров. В целом, двигатели переменного тока достаточно надежные машины и неисправности в них возникают достаточно редко, но все же такое случается.

Какие неисправности в электродвигателе позволяет выявить мультиметр

Достаточно часто для проверки электродвигателей переменного тока используется мультиметр – многофункциональный электронный измерительный прибор. Он имеется в наличии практически у каждого домашнего мастера и позволяет выявить некоторые виды неисправностей в электрических приборах, в том числе и в электродвигателях.

Проверка электродвигателей разного вида с помощью мультиметра

Самыми распространенными неисправностями, которые возникают в электрических машинах такого типа являются:

  • обрыв обмотки (ротора или статора); ;
  • межвитковое замыкание.

Рассмотрим каждую из этих проблем подробнее и разберем методы выявления таких неисправностей.

Проверка на обрыв или целостность обмотки

Обрыв обмотки достаточно распространенное явление при обнаружении неправильной работы электродвигателя. Обрыв в обмотке может случиться как в статоре, так и в роторе.

Проверка электродвигателей разного вида с помощью мультиметра

Если возник обрыв в обмотке ротора, то будут происходить колебания тока с частотой, равной частоте скольжения и колебания напряжения, при этом проявится гудение и обороты двигателя будут снижены, также возникнет вибрация.

Эти причины указывают на неисправность, но выявить саму неисправность можно при помощи прозвонки и измерения сопротивления каждой обмотки электродвигателя.

В двигателях, рассчитанных на переменное напряжение 220 В, прозваниваются пусковая и рабочая обмотки. Значение сопротивления пусковой обмотки должно быть больше, чем рабочей в 1,5 раза.

Проверка на короткое замыкание

Также распространенной неисправностью в электродвигателях является короткое замыкание на корпус. Для выявления этой неисправности (или её отсутствия) совершают следующие действия:

  • устанавливаются значения измерения сопротивления мультиметром на максимум;
  • щупы соединяют между собой для проверки исправности измерительного прибора;
  • один щуп соединяют с корпусом электродвигателя;
  • второй щуп присоединяют поочередно к выводам каждой фазы;

Проверка электродвигателей разного вида с помощью мультиметра

Проверка на межвитковое замыкание

Ещё одним видов неисправностей является межвитковое замыкание – короткое замыкание между разными витками одной катушки двигателя. При такой неполадке мотор будет гудеть и заметно снизится его мощность.

Выявить такую неисправность можно несколькими способами. Например, можно воспользоваться токовыми клещами или мультиметром.

При диагностике с помощью токовых клещей измеряют значения тока каждой из фаз обмотки статора и если значение тока в одной из них будет завышено, то там и находится замыкание.

Как проверить электродвигатель. Готовим мультиметр

Представьте, что любимый раритетный пылесос перестал работать. Разбираемся, как прозвонить мультиметром электродвигатель. Электромоторы приводят в действие не только пылесосы. Многие полезные приборы — мясорубки, кухонные комбайны, швейные машины — работают с помощью электрического силового агрегата.

Обеспечиваем безопасность

В первую очередь перед любыми электротехническими работами следует обесточить объект. Обязательно вынимаем вилку из розетки, не ограничиваясь выключателем. Выключатель можно включить случайным нажатием, а вилку в розетку вставить, задев локтем, проблематично.

Готовим пациента

Двигатель для проверки, скорее всего, придётся снять. Хотя, асинхронные двигатели можно прозвонить и без демонтажа, если есть доступ к контактам. А вот коллекторный двигатель придётся не просто снять с условного пылесоса, но и разобрать.

Готовим мультиметр

подготовка мультиметра

Во первых, включаем мультиметр и смотрим, есть ли индикация в режиме измерения сопротивления. Мультиметр должен показывать 1 при любом положении селектора в пределах сектора измерения сопротивления. Во-вторых, присоединяем провода для измерения сопротивления. Чёрный провод включаем в гнездо Com, красный — в гнездо с обозначениями амперов, вольтов, омов. Всё делаем в соответствии со статьёй Как правильно подключить провода к мультиметру. Проверяем мультиметр. Ставим селектор на любой предел от 2 до 2000 КОм и замыкаем щупы. На шкале прибора должен появиться ноль, который сменится единицей после размыкания щупов. Если что-то идёт не так, мультиметр нужно привести в чувство. Обычно хватает свежих батареек.

Прозваниваем асинхронный двигатель

Электродвигатель как проверить мультиметром

Переводим селектор тестера в сектор, отвечающий за сопротивление на предел в 100 или 200 Ом. У асинхронного двигателя три вывода. Значение сопротивления между одним из крайних и средним контактом лежит в пределах 30–50 Ом, а между другим крайним и средним — в пределах 15–20 Ом. Если всё так и обстоит — обмотки двигателя исправны. Положение щупов — красный-чёрный — при измерении неважно. Проверяем утечку на массу. Для этого переводим селектор тестера в режим измерения сопротивления на 2000 килоом. Один щуп замыкаем на клемму двигателя, другой — на корпус. Должна быть единица на индикаторе. Последовательно проходим все остальные клеммы. Результаты измерений при этом меняться не должны. Если всё так — утечки на массу нет, двигатель исправен.

Прозваниваем коллекторный двигатель

Электродвигатель как проверить мультиметром

Селектор переводим на сопротивление. На 200 Ом. И прозваниваем ротор и статор отдельно. Номинальное сопротивление каждой обмотки статора — обычно их две — можно узнать из документации к двигателю. Но, если оно неизвестно, любое значение в диапазоне от 5 до 100–150 Ом будет свидетельствовать об исправности обмотки. Ротор или якорь коллекторного двигателя имеет больше обмоток. Прозваниваем каждую. Располагаем щупы в коллекторе так, чтобы они были на максимальном расстоянии друг от друга. Щупы как бы занимают место щёток двигателя. Чуть поворачиваем ротор, пока мультиметр не покажет небольшое сопротивление. Продолжаем вращать вал, пока контакт не потеряется, а потом не восстановится. Так проверяем все обмотки. Затем переводим селектор тестера в сектор сопротивления, устанавливая предел в 2000 КОм и проверяем на утечку. Не касаясь голыми руками ни деталей двигателя, ни оголённых щупов, измеряем сопротивление между обмоткой статора и корпусом. Прибор должен показывать единицу. Аналогично проверяется и ротор. Каждая обмотка и корпус замыкаются. Если прибор покажет значение, отличное от единицы — надо принимать меры. Берегите себя, соблюдайте правила безопасности.

Читайте также: