Как проверить двигатель фена мультиметром

Обновлено: 02.05.2024

Ремонтируем бытовой фен: как сделать это без лишних затрат

Конструкция фена для волос

В каждом фене имеется двигатель, оснащённый крыльчаткой и нагревательным элементом. Функциональность крыльчатки заключается в засасывании воздуха с тыльной стороны прибора. Воздух проникает через нагреватель и выпускается горячим из передней стороны. Кроме того, фен оснащён бегунком переключения режимов и элементами, защищающими нагреватель от перегревания.


Основой вентилятора устройства является электрический двигатель постоянного тока коллекторного типа. У различных моделей его напряжение может быть 12, 18, 24 и 36 вольт. Также для некоторых моделей предусмотрен электродвигатель, работающий с переменным напряжением 220 вольт. Питается двигатель посредством работы отдельной спирали. Постоянное напряжение даёт диодный мост, закреплённый на выводы электродвигателя.

Нагреватель фена, а конкретно — его каркас, представляет собой пластины из негорючего материала, которые не проводят ток. На нём расположена нихромовая спираль. Количество её участков зависит от того, на сколько режимов работы рассчитан прибор.


Горячему нагревателю необходимо постоянное охлаждение за счёт воздуха, проходящего потоком сквозь фен. При перегреве спираль может сгореть. Поэтому конструкция фена учитывает самостоятельное отключение при достижении критической температуры, которое обеспечивается термостатом. Это пара замкнутых друг на друга контактов, помещённых на биметаллическую платформу. Термостат расположен на нагревателе рядом с выходным отверстием, поэтому во время работы он постоянно обдувается выходящим горячим воздухом. В случае превышения допустимого нагрева происходит разъединение контактов на биметаллической платформе и нагрев останавливается. Спустя некоторое время термостат охлаждается, а цепь замыкается заново.


Некоторые модели для защиты дополнительно оснащены одноразовым термопредохранителем. Он перегорает в случае превышения оптимальной температуры и нуждается после этого в замене.


Как правило, почти у всех фенов практически одинаковая схема:


Причины неисправности и способы их устранения

Проблема с кабелем: не подаётся питание и фен не запускается

Не происходит подача напряжения. Скорее всего, проблема в кабеле питания.

Перед ремонтом нужно внимательно осмотреть кабель по всей длине, начиная от сетевой вилки и вплоть до корпуса, на предмет видимых повреждений. При их наличии нужно вырезать участок с повреждением и запаять кончики кабеля. Обычно это оказывается единственной неисправностью, и после её устранения фен снова работает.


Вентилятор совсем не крутится или набирает обороты недостаточно быстро

Возможно, неполадки в двигателе. Чаще всего это происходит из-за намотавшихся на вал двигателя волос. Чтобы снять их, нужно провести демонтаж крыльчатки. Это же нужно проделать, если вам нужно поставить новый вал двигателя или смазать его. Ухватите крыльчатку за основание пальцами, потяните от фена и снимите.

От себя хочу добавить, что самый удобный способ проверки электродвигателя для вашей же безопасности — это его демонтаж с последующим подключением к блоку питания, который защищён от возможного короткого замыкания. Если вращение двигателя не происходит, проверьте при помощи мультиметра обмотки и их целостность. При обнаружении проблем с обмоткой лучше просто установить новый двигатель. Конечно, можно попробовать перемотать старый самостоятельно. Но это, скорее, подойдёт для собственного развлечения, для повышения мелкой моторики.


Видео: снимаем вентилятор с мотора фена

Неисправность двигателя: запах горения проводки, проскальзывание искр

Иногда при работе фена из него пахнет гарью. В таких случаях даже выдуваемый воздух может быть слишком горячим. Самая простая причина — вал двигателя намотал на себя волосы. Их нужно срочно и аккуратно извлечь. Они могут оплавиться и повредить спираль, что приведёт к поломке двигателя. Те же волосы при горении могут вызвать появление искр.


Кстати, если фен искрит достаточно сильно, то лучше заменить двигатель на новый. Можно разобрать фен и аккуратно протереть его детали спиртом. После этого обязательно дождитесь, пока прибор полностью высохнет прежде, чем снова включить его. Этот способ мне помогал, но ненадолго. В итоге всё оказалось проще поставить новый двигатель.

Неисправность нагревательного элемента: фен выдувает холодный воздух, а не горячий

В этом случае, скорее всего, имеет место перегорание спирали в фене. Обычно её обрыв можно увидеть невооружённым глазом, не пользуясь для этого мультиметром. Отремонтировать спираль можно несколькими способами.

21.02.2014

Распространенные неисправности фенов.

Обрыв спирали.

Частой неисправностью нагревательного элемента является обрыв нити - нихромовой проволоки. В зависимости от места обрыва, у фена может не работать тот или иной режим нагрева, либо не вращаться двигатель. Для ремонта фена, необходимо вскрыть фен и, найдя точку обрыва нагревательной нити, соединить её на плотную скрутку. Перед скручиванием, концы нити нужно зачистить от окиси. Несмотря на простоту метода, подобные скрутки служат долго.

Оборванная нить спирали нагревательного элемента.


Красная стрелка указывает на место обрыва нити.

Скрутка выполнена, надет термостойкий кембрик (на фото показаны две скрутки рядом). Нагревательный элемент фена отремонтирован.



Соединение нихромовой проволоки скруткой.

Падение оборотов двигателя.

Другой частой неисправностью бытовых фенов является затрудненное вращение или отсутствие вращения вала двигателя по причине намотавшихся на него (под пропеллером) кусочков волос. Для ремонта фена с таким типом неисправности, необходимо снять пропеллер с вала двигателя: открутить винты крепления двигателя, и, посредством металлического прутка (например, сверла), аккуратно выколотить вал из ступицы. После удаления волос, устанавливаем пропеллер обратно на вал двигателя.



Процесс снятие пропеллера с вала двигателя.

Намотанные на вал волосы.


После удаления волос, прикручиваем двигатель, надеваем пропеллер на вал.

Посадку вентилятора желательно выполнять с капелькой клея, во избежание подобных неприятностей в будущем. Повреждение пропеллера, пожалуй, самая неприятная неисправность, так как отыскать подходящую замену очень сложно.

Иногда пропеллер слетает с вала двигателя в процессе работы, при этом может сильно пострадать одна или несколько лопастей. Если число лопастей чётное, то отремонтировать фен несложно, достаточно удалить одну лопасть, диаметрально противоположную повреждённой.

Двухлопастной пропеллер установлен на вал.



Процесс удаления лопасти.

Отсутствие вращения пропеллера.

При подозрении на поломку электродвигателя, его нужно извлечь и проверить. Отпаяв от диодного моста провода и диоды друг от друга (заодно, не лишним будет проверить диоды на целостность), подаем на контакты двигателя постоянное напряжение, указанное на его корпусе. Если двигатель не промаркирован, то для проверки выбираем любое напряжение из диапазона 12-16 вольт. Двигатель должен активно вращаться без посторонних звуков.

Подача питания на двигатель - пропеллер вращается.


Подача питания на электродвигатель .

Проверка диодов моста на двигателе.


Проверка выпрямительных диодов.

Срабатывание тепловой защиты.

В результате любой из трех представленных выше неисправностей, может сработать (сгореть) термопредохранитель (F1 по схеме), установленный внутри нагревательного элемента. Если прозвонка термопредохранителя указывает на отсутствие проводимости (обрыв), то данный элемент защиты необходимо демонтировать и установить на его место такой же новый. Эксплуатация фена без термопредохранителя (закорачивание перемычкой) крайне не рекомендуется и чревата перегоранием нагревателя. Ремонт фена на этом, как правило, не заканчивается, так как ложное срабатывание термопредохранителя встречается крайне редко, и зачастую является следствием неверной работы или эксплуатации устройства.

Проверка термопредохранителя. Сопротивление исправного термопредохранителя должно составлять ноль целых ом.


Проверка термопредохранителя мультиметром (омметром).

Другие неисправности фена.

Проверка диода. На дисплее мультиметра отображено сопротивление данного диода в открытом состоянии.


Проверка высокоамперного диода.

Иногда ремонт фена нецелесообразен по причине больших трудозатрат, например, когда в результате замены двигателя необходимо укладывать новую понижающую спираль на большее сопротивление. В подобных случаях, от ремонта следует воздержаться и приобрести новый фен, так как цены на них невысоки.

При ремонте фенов, как и любых других нагревательных приборов, никогда не следует пренебрегать правилами техники безопасности, нельзя удалять, предусмотренные производителем, элементы теплозащиты и защиты от поражения электрическим током!

Любой электроинструмент рано или поздно выходит из строя. Основная причина ̶̶ неисправность электродвигателя. Отдавать инструмент на диагностику в мастерскую ̶̶ дорого и отнимает много времени. Поэтому найти причину поломки лучше самостоятельно. Тем боле, что, сделать это не сложно.
Электродвигатель состоит из двух частей: статор и ротор. Ротор (его еще называют якорем) самая сложная деталь. Состоит из вала с магнитопроводом, в который уложена обмотка. Концы обмотки подсоединены к пластинам (ламелям) коллектора.
Приступим к диагностике. Основное приспособление, которое нам понадобится – мультиметр.

Полная проверка ротора электродвигателя


Для начала разберем электродвигатель и извлечем якорь. Необходимо его осмотреть. Часто повреждение обмотки видно невооруженным глазом. Если обрыва проводов и места короткого замыкания не видно, проводим три теста.

1. Тест на 180 градусов

    Мультиметр устанавливаем в режим измерения сопротивления, предел измерения 200 Ом.

Полная проверка ротора электродвигателя

Полная проверка ротора электродвигателя

Полная проверка ротора электродвигателя

Полная проверка ротора электродвигателя

Полная проверка ротора электродвигателя

2. Тестирование соседних контактов

  • Прибор остается в том же положении - измерение сопротивления, предел 200 Ом.
  • Щупы мультиметра подключаем к двум соседним пластинам коллектора.

Полная проверка ротора электродвигателя

Полная проверка ротора электродвигателя

Полная проверка ротора электродвигателя

3. Проверка замыкания на корпус

  • Мультиметр установлен в режим измерения сопротивления ̶̶ 200 Ом.
  • Один щуп прибора ставим на пластину коллектора, второй на корпус якоря (вал или магнитопровод).

Полная проверка ротора электродвигателя

Полная проверка ротора электродвигателя

Результаты проверки

Рекомендации

Техника безопасности

  • перед разборкой отключить электродвигатель от сети;
  • в поврежденном якоре могут быть острые кромки, оторванные пластины коллектора или торчать поврежденные провода, поэтому необходимо использовать рабочие перчатки.

Смотрите видео



Электродвигатели сопровождают конструкции разных устройств и оборудования. Если оно дало сбой, возможно, причина именно в поломке мотора, который является сердцем всей системы. Иногда убедиться в этом можно, просто взглянув на движок. Если же явных видимых повреждений нет, скорее всего, внутри оборвана цепь или случилось короткое замыкание. Обнаружить проблему можно с помощью тестера. Мы расскажем вам, как проверить обмотку электродвигателя мультиметром на исправность.

Правила безопасности

Перед проверкой движка убедитесь в исправности вилки и шнура всего прибора. Если в устройство поступает электроток, контрольная лампочка будет светиться. Если с подачей тока все в порядке, приступаем к проверке мотора, который сначала нужно демонтировать из корпуса агрегата. Выполнять эту операцию можно только при его полном обесточивании!

Не лишним будет проверить исправность мультиметра. Чаще всего уменьшается заряд батареек, из-за чего показания могут быть неточными.

Общая инструкция, как проверить двигатель мультиметром


Не все движки можно протестировать мультиметром. К примеру, сложно проверять электродвижки постоянного тока, потому что их обмотка с нулевым сопротивлением. Для исследования применяется такой способ: одновременно проверяются значения с вольтметра, амперметра и вычисляются результаты по закону Ома.

Так нужно протестировать все сопротивления якорных обмоток, измеряя показания между коллекторными пластинами. Различия в значениях указывают на неисправность. Отличия между соседними коллекторными пластинами в исправном механизме составляют максимум 10%. Только если имеется уравнительная обмотка, эта цифра может подняться до 30% в норме.

Электромашины переменного тока делятся на синхронные, асинхронные (например, трехфазные) и коллекторные. Их можно протестировать обычным измерителем. Советуем прочитать статью о правильном использовании мультиметра.

Итак, узнаем, как прозванивать двигатель мультиметром.

Проверяем обрыв

Если произошел обрыв одной фазы в обмотке, которая соединена “звездочкой”, в ней не будет тока, а в иных фазах его значение завышенное. В такой ситуации мотор не функционирует. Ещё может произойти обрыв параллельной фазной ветви, из-за чего перегревается исправная ветвь.

При обрыве одной обмоточной фазы (меж двух проводников), которая соединена “треугольником”, в других проводниках будет намного меньше тока по сравнению с третьим. Обрыв роторной обмотки приводит к снижению оборотов движка, появляется вибрация, гудение.

Мультиметром важно прозвонить каждую обмотку, прозвания её и тестируя сопротивление. Несколько общих моментов, как прозвонить электродвигатель мультиметром:

  1. Если мотор функционирует от 220 В, важно прозвонить рабочую или пусковую обмотки. Показания последней должны быть больше первой в полтора раза.
  2. В движках, которые работают от 380 В, подключаемых “треугольничком” или “звездочкой”, схема разбирается и отдельно проверяются все обмотки. Омы должны быть практически равные (отличия максимум 5%). Если произошел обрыв, тестер покажет слишком большие Омы, то есть бесконечное сопротивление.

Кроме того, можно использовать режим прозвонки на мультиметре, благодаря чему проверка осуществляется быстрее, потому что при обрыве нет звука, а он указывает на исправность обмотки.

Тестируем на замыкание между витками

Такое замыкание вызывает гудение мотора, который становится менее мощным. Для его выявления лучше использовать мультиметр, дающий самую малую погрешность.

Всё, что нужно сделать для измерений, — подключить наконечники щупов тестера к кончикам различных витков и проверить, есть ли контакт при прозвонке или в режиме тестирования сопротивления. Отличие больше 10% говорит о возможности замыкания.

Проверяем на короткое замыкание

Проверка электродвигателя мультиметром осуществляется так:

  1. Выбрать на измерителе максимальный диапазон сопротивления.
  2. Соединить щупы между собой, чтобы убедиться в работоспособности тестера.
  3. Один наконечник соединить с корпусом движка.
  4. Другой наконечник по очереди присоединить к выводам всех фаз.

Работоспособный мотор показывает высокие значения на мультиметре, это могут быть сотни и тысячи МОм (мегаомы).

Ещё удобнее прозванивать корпус. Для этого нужно сделать всё то же самое, но в режиме прозвона. Если слышите звук, значит, обмоточная изоляция нарушена и произошло замыкание.

Теперь немного подробнее поговорим о том, как мультиметром прозвонить моторчики разных видов.


Проверка асинхронных движков

Именно асинхронные движки чаще всего эксплуатируются в бытовых агрегатах, которые функционируют от 220 В. После того, как вынули мотор из оборудования, нужно замерить сопротивление между моторными выводами:

  1. Выбрать функцию измерения сопротивления и диапазон до 100 Ом.
  2. Соединить наконечники с выводами подключаемой обмотки. Между средним и крайним в норме значение 30-50 Ом, между средним и другим крайним 15-20.

Также важно проверить утечку тока:

  1. Выбрать функцию измерения сопротивления с диапазоном 2000 кОм.
  2. По очереди соединять каждую клемму с корпусом движка.
  3. На дисплее не должно быть значений. Если вы используете аналоговый мультиметр, стрелка не отклоняется.

Если выявляются проблемы, придется разбирать устройство, чтобы провести более тщательные исследования. Часто возникает межвитковое замыкание. Для их выявления выбирается диапазон 100 Ом, после чего прозванивается каждый контур статора. Сильное отклонение одного показания от другого говорит о замыкании обмотки.

Видео о том, как прозвонить двигатель мультиметром:

Проверка коллекторных движков

Такие моторы применяют в цепи постоянного тока. Перед тем, как прозванивать электродвигатель мультиметром, лучше всего полностью разобрать мотор.

На мультиметре выбирается функция измерения сопротивления с диапазоном 200 Ом. Обычно статор движка данного типа имеет две независимые обмотки, их и нужно протестировать.

Какой показатель считается нормальным, написано в технической документации к двигателю, но на исправность указывает невысокое сопротивление. Если движок очень мощный, сопротивление статора будет совсем маленьким. В моторах с обычной мощностью сопротивление обмотки может быть в пределах 5-30 Ом. Для прозвонки необходимо наконечниками щупов мультиметра дотронуться до выводов обмоток. Если хотя бы в одном контуре нет сопротивления, использовать устройство не нужно.

У ротора коллекторного движка много обмоток, но тестировать якорь легко. Проверка мультиметром двигателя коллекторного типа:

  1. Выбрать функцию измерения сопротивления и диапазон в 200 Ом.
  2. Поместить наконечники щупов на коллекторе так, чтобы они были как можно дальше друг от друга.
  3. Если на дисплее тестера показываются какие-то цифры, без снятия щупов нужно немного провернуть ротор, чтобы другая обмотка соединилась с щупами.
  4. Если показания почти равные, с якорем всё в порядке.

Также полезно проверить устройство на утечку электротока.

Подробное видео о том, как проверить мультиметром моторчик коллекторный:

Теперь вы знаете, как проверить обмотку электродвигателя мультиметром и сможете тестировать разное оборудование. Даже если вы захотите узнать, как прозвонить мультиметром насос, вам будет полезна эта статья, ведь у бензонасосов тоже есть электромотор. Также вы сможете проверить движок домашней стиральной машины. Словом, умея пользоваться тестером, можно “дружить” с самым разным оборудованием.

Желаем безопасных и точных измерений!

Вопрос — ответ

Вопрос: Как прозвонить электродвигатель цифровым мультиметром?

Имя: Максим

Ответ: Перед проверкой движка убедитесь в исправности вилки и шнура всего прибора. Если с подачей тока все в порядке, мотор нужно демонтировать из корпуса агрегата. Выполнять эту операцию можно только при его полном обесточивании. Затем можно приступать к проверке асинхронного или коллекторного мотора.

Вопрос: Как проверить электродвигатель на обрыв мультиметром?

Имя: Алексей

Ответ: Если мотор функционирует от 220 В, важно прозвонить рабочую или пусковую обмотки. Показания последней должны быть больше первой в полтора раза. В движках 380 В, подключаемых “треугольничком” или “звездочкой”, схема разбирается и отдельно проверяются все обмотки.

Вопрос: Как проверить асинхронный электродвигатель на исправность мультиметром?

Имя: Даниил

Ответ: Чтобы замерить сопротивление между моторными выводами, нужно выбрать функцию измерения сопротивления и диапазон до 100 Ом. Затем соединить наконечники с выводами подключаемой обмотки. Между средним и крайним в норме значение 30-50 Ом, между средним и другим крайним 15-20.

Вопрос: Как проверить моторчик на короткое замыкание мультиметром?

Имя: Тагир

Ответ: Выбрать на измерителе максимальный диапазон сопротивления. Один наконечник от мультиметра соединить с корпусом движка. Другой по очереди присоединить к выводам всех фаз. Ещё можно прозвонить корпус.

Вопрос: Как проверить коллекторный двигатель мультиметром?

Имя: Егор

Ответ: На мультиметре выбирается функция измерения сопротивления с диапазоном 200 Ом. Обычно статор движка данного типа имеет две независимые обмотки, их и нужно протестировать. У ротора коллекторного движка много обмоток, но тестировать якорь не сложно.

Читайте также: