Можно ли нагреть подшипник феном

Обновлено: 18.04.2024

Вопрос в реалиях полного отсутствия технической грамотности не праздный. На этом нелегком поприще много чего было угроблено: отбито пальцев подшипников, гнезд в которые они ставятся, кувалд, а сколько нервов потрачено? Страшно и представить…

Чтобы поставить подшипник и навсегда о нем забыть нужно соблюсти несколько условий:

  • Трезвость
  • Хорошая теоретическая подготовка
  • Наличие оправки
  • Желание учится и постоянно развиваться в своем ремесле

Большинство оправки игнорируют: берут кувалду, наставляют подшипник на гнездо и забивают его словно костыль в шпалу… При таком подходе к ремонту итог спрогнозировать сложно:

Теория

Для того, чтобы по-максимуму облегчить себе работу и свести риски повреждений деталей к минимуму, а заодно обеспечить высокое качество ремонта нужно соблюсти несколько важных правил:

  • Подшипник нужно запрессовывать только оправкой. Прилагать усилие к подшипнику через его рабочие элементы категорически не рекомендуется! Если вам нужно запрессовать подшипник в гнездо, то усилие при запрессовке нужно прилагать строго к той обойме, которой вы его запрессовываете или напрессовываете. И ни в коем случае нельзя делать наоборот: набивать подшипник на вал нанося удары по наружной обойме или забивать в гнездо ударяя по внутренней, то есть прилагать усилие через рабочие элементы
  • Для того, чтобы облегчит работу и минимизировать повреждение подчас очень дорогостоящих деталей — посадочные гнезда нужно нагревать до температуры 100-110 градусов. Греть лучше всего феном или в духовке по принципу: если подшипник прессуем в гнездо, то греем гнездо, если садим подшипник на вал — греем подшипник
  • Для большего эффекта нагрев можно дополнить замораживанием в такой комбинации: если нужно запрессовать подшипник в гнездо — греем гнездо, а подшипник замораживаем. Если подшипник нужно насадить на вал — греем подшипник, а вал замораживаем. К сожалению, заморозка по разным причинам не всегда возможна и приходится ограничиваться только нагревом
    По-возможности подшипник нужно запрессовывать с помощью промышленного пресса. Такой способ дает массу преимуществ: к подшипнику будет прилагаться только линейная нагрузка, а не импульсная, если забивать молотком

Оправка

Оправку покупать совсем необязательно ее можно сделать самому за несколько минут из бездифицитного материала: из такого же подшипника, который нужно запрессовать. Если лень возится — оправку можно купить или даже купить целый набор и пользоваться на здоровье. Что вам больше приемлемо, то и выбирайте.

Берем старый ненужный подшипник, который еще способен вращаться. Подводим подшипник к кругу точильного станка и обтачиваем немного обойму: если подшипник развернуть поперек камня, то работа пойдет намного быстрее


Сильно стачивать обойму не нужно, хватит буквально десятой доли миллиметра


Вырезаем сваркой внутреннею обойму


Для удобства работы — навариваем на обойму шайбу


Запрессовка

Нагреваем гнездо, наставляем подшипник, кладем на подшипник оправку и с помощью молотка забиваем его на нужную глубину. Забивать нужно за несколько несильных ударов постоянно контролируя, чтобы подшипник не пошел на перекос




На вал насадить подшипник еще проще: отрезаем кусок подходящего размера трубы, нагреваем подшипник, одеваем его на вал, наставляем трубу на внутреннею обойму и забиваем

Driver

7 комментариев

Не, ну ведь по идее подшипники не так немного сажают. Сам подшипник лучше заморозить(в морозилке на всю ночь и более), а само посадочное место греют, хорошенько греют. Потом этот холодный подшипник влетает в посадочное место как по маслу.На холодную запрессовывать подшипники не очень айс..

Pocik29: то о чем вы говорите это способ хорош. Но видели ли вы где-нибудь , чтобы таким способом запрессовывали подшипники на заводе?

На заводах жидким азотом замораживают, сам пользуюсь.

Дмитрий, не в каждом гараже есть жидкий азот. Поэтому, исходим из того, что есть в наличии.

Спасибо за инфу.

Да никто с вами и не спорит. Собственно именно для того, чтобы не забивать подшипники кувалдой — я их грею или замораживаю (старый и общепринятый способ. даже рекомендуемый во многих изданиях). И идут они тогда очень легко, практически от руки, а молоток я использую скорее для бутафории. Нужен хороший пресс, и не тот, который наращивает усилие ступенчато: на основе всякого рода домкратов. Нужен именно с равномерной подачей и с манометром — для контроля усилия. У вас наверное дома есть такой пресс? У меня к сожалению нет, поэтому приходится приспосабливаться. Возможно когда-нибудь и куплю и тогда бы мы с вами, уверен, нашли бы общие темы для разговора.

Как обеспечить подшипнику максимальный срок службы? Главных факторов, влияющих на долговечность работы, пять: качество подшипника, качество монтажа и демонтажа, смазывания, выверки, мониторинга состояния подшипника. В этой статье мы поговорим о двух из них — монтаже и демонтаже подшипника.

Стоит сразу указать, что конкретный способ монтажа и демонтажа напрямую зависит от типа и размера подшипника. Чтобы получить точные сведения, следует обратиться к официальной технической документации на изделие. Каждый производитель прилагает подробные инструкции по обслуживанию и эксплуатации. Некоторые предоставляют также обучающие издания, курсы и ознакомительные видео.

В рамках этой статьи мы разберем базовые моменты, одинаковые для всех типов подшипников, и рассмотрим основные способы монтажа и демонтажа.

Монтаж подшипников

Способы проведения монтажа

Монтаж подшипников может проводиться с применением различных инструментов и техник. Их можно разделить на три основные группы:

Механический метод

Механический монтаж используется преимущественно для напрессовки на вал или в корпус подшипников небольших размеров с цилиндрическим или коническим отверстием. Подшипники небольших габаритов c цилиндрическим отверстием монтируют при помощи специальных приспособлений для посадки подшипника, например, ударного монтажного инструмента. Для монтажа большого количества подшипников может использоваться механический или гидравлический пресс.

Подшипники небольших габаритов c коническим отверстием могут устанавливаться на коническое посадочное место и закрепляться с помощью стопорной гайки или устанавливаться на цилиндрическую шейку вала при помощи адаптационной монтажной втулки (adapter sleeve). При использовании закрепительных втулок применяются шлицевые гайки. Для затягивания таких гаек необходимо использовать специальные ключи.

Важно помнить, что нельзя бить по подшипнику любыми твердыми предметами (молоток, зубило) и передавать монтажное усилие через тела качения.

Гидравлический метод

К инструментам для монтажа по гидравлическому методу относятся гидравлические гайки, гидравлические насосы и инжекторы для гидрораспора. Метод может применяться, в том числе, для средне- и крупногабаритных подшипников. Этот метод, при условии использования соответствующих инструментов, может применяться для монтажа подшипников:

На коническую шейку вала;

На закрепительную втулку;

На стяжную втулку.

Метод гидрораспора, при корректном использовании, требует минимум усилий и временных затрат. В рамках этого метода масло под высоким давлением подаётся между внутренним кольцом подшипника и посадочной шейкой вала, образуя на поверхности масляную пленку. Эта масляная пленка разделяет монтажные поверхности и минимизирует трение между ними.

Метод нагревания

Метод, в рамках которого применяется нагревание, работает за счет теплового расширения подшипника: в результате диаметр увеличивается и установка облегчается. Для нагревания подшипников используется специальное оборудование:

Алюминиевые нагревательные кольца;

При нагревании подшипника первостепенное значение имеет контроль температуры. Открытые подшипники нельзя нагревать свыше 120 градусов. Нагрев подшипников со встроенными уплотнениями свыше 80 градусов может привести к повреждению смазки и/или уплотнения.

Порядок проведения монтажа подшипников

Подготовительный этап

Для проведения качественного монтажа очень важно провести предварительную подготовку — внимательно проверить и подготовить оборудование, рабочее место, не забыть о мерах предосторожности. Прежде чем начать монтаж, необходимо внимательно изучить техническую документацию, чертежи и инструкции.

Необходимо убедиться в:

Соответствии типа, размера и исполнения подшипника;

Наличии соответствующего смазочного материала в достаточном количестве;

Использовании подходящего метода монтажа и монтажных инструментов.

Хранить подшипники рекомендуется в сухом месте, на стеллажах, огражденных от вибрации работающего оборудования. Важно также правильно подготовить рабочее место. Идеальное место для монтажа должно быть чистым, сухим, удаленным от оборудования — это необходимо, чтобы предотвратить попадание пыли и металлических опилок.

Монтаж крупногабаритных подшипников может проводиться в незащищенном месте, но требует принятия дополнительных мер по защите оборудования от грязи: подшипники можно обернуть пропитанной маслом пленкой или фольгой.

Защитное покрытие с новых подшипников обычно удалять не требуется — достаточно протереть поверхности колец. Если подшипники ранее были в употреблении или смазка не совместима с защитным покрытием, подшипник необходимо очистить.

Проверка и подготовка компонентов

Перед тем как приступать непосредственно к установке подшипника, необходимо произвести ряд измерений и подготовить все компоненты:

Удалить ржавчину, заусенцы.

Следующий шаг — проверка отклонения от округлости посадочного места на валу и измерение микрометром посадочного места на валу в двух местах.

Далее необходимо проверить конические шейки вала с помощью кольцевых калибров, конусных калибров или синусных линеек.

Полученные значения диаметров вала и отверстия в корпусе необходимо записать в протокол измерения.

Важно чтобы на момент проведения измерений температура вала, корпуса и инструментов для измерения была одинаковой.

Техника безопасности и обращения с подшипниками

При работе с нагретыми подшипниками и смазкой необходимо использовать специальные защитные перчатки. По подшипнику нельзя производить удары твердыми предметами. Если вал или втулка оснащены средствами для гидрораспора, необходимо убедиться в том, что маслопроводящие каналы и канавки чистые.

С нагретыми и крупногабаритными подшипниками небезопасно работать в одиночку. Для подъема используются механизмы, пригодные для захвата подшипников снизу. Нельзя зачаливать подшипник за одну точку (это может привести к деформации колец). Перед подъемом нельзя ставить на подшипник посторонние предметы.

Демонтаж подшипников

Во время демонтажа подшипника существует вероятность повреждения детали. Поэтому исправные подшипники демонтировать не рекомендуется. Но если всё-таки возникла такая необходимость, необходимо соблюдать те же правила, что и при монтаже — меры безопасности, чистоту рабочего места, использовать подходящие методы и инструменты.

Конкретные инструкции к демонтажу напрямую зависят от габаритов и типа подшипника. Для демонтажа подшипников применяются следующие методы:

Демонтаж при помощи гидравлических инструментов;

Демонтаж при помощи гидрораспора;

Демонтаж с использованием нагревания.

Механический демонтаж применяется преимущественно для малогабаритных подшипников. Крупногабаритные подшипники, как правило, демонтируются при помощи гидравлических инструментов или гидрораспора — методы могут применяться вместе. Использование гидрораспора предполагает, что в подшипниковом узле есть канал для подачи масла и распределительная канавка на валу.

Тепловой или нагревательный метод может использоваться для демонтажа внутренних колец игольчатых роликоподшипников или цилиндрических роликоподшипников типа NU, NJ и NUP. В рамках этого способа применяются нагревательные кольца и индукционные нагреватели.

В статье мы разобрали базовые правила монтажа и демонтажа подшипников, а также кратко описали различные методы работы с деталями. Важно помнить, что монтаж и демонтаж подшипников должен проводить квалифицированный и обученный персонал. От внимательности и точности выполнения всех инструкций производителя зависит исправность работы подшипника на всем заявленном сроке эксплуатации.

Понять, что температура подшипника превысила рекомендуемую, возможно по посторонним шумам, которые возникают при его работе. Визуально на это указывает изменение цвета элементов конструкции подшипника, которое может происходить в диапазоне от золотистого (жёлтого) до синего (голубого) в различной тональности.

В экстремальных случаях наблюдается деформация подшипника (разрушаются уплотнения и/или сепаратор, в первую очередь, полимерные).

Смазка может потерять нужные свойства. Высокие температуры приводят к снижению вязкости последней (особенно пластичных марок), и вытеканию из внутренних полостей. Значительное превышение температурного режима может стать причиной синерзиса (расслоения) консистентной смазки.

В этом случае базовое масло (жидкая фракция) вытекает. Во внутренней полости остаётся только загуститель (сухое мыло). В результате подшипник клинит.

Как выполнить диагностику перегрева

С целью оперативного исключения причин, приводящих к перегреву изделия, рекомендуется периодически выполнять диагностику подшипника.

Работы следует начать с ответа на вопрос, подходит ли выбранный тип изделия к тому механизму, в котором он установлен.

Затем проверяется организация охлаждения и теплоотвода, после этого, корректность организации смазывания и качество смазочных материалов.

Попадание абразивных загрязнителей в смазку существенно сокращает сроки эксплуатации, поэтому её требует регулярно менять и очищать поверхности подшипника.

Далее уточняется проблема, приводящая к перегреву, выявляется её источник. Если неисправен весь узел, в котором смонтирован подшипник, температура повысится у всех, составляющих его, деталей.

Последствия перегрева

Превышение допустимых температур может привести к возникновению следующих неисправностей:

  • снижению фактической твёрдости стали, из которой изготовлены обоймы и тела качения;
  • падению величины допустимых внешних нагрузок;
  • деформации элементов конструкции подшипника;
  • снижению качества смазывания либо полному разрушению смазки;
  • возгоранию последней.

В результате, с высокой степенью вероятности, подшипник сломается.

Профилактика возможного перегрева

В перечень операций, и своевременное выполнение, которых, исключает перегрев изделия, можно включить:

  • периодическое промывание системы смазки (в рамках ТО)
  • мониторинг температурного режима;
  • систематический контроль организации смазки;
  • обеспечение бесперебойного функционирования системы теплоотведения (принудительного и естественного охлаждения);
  • проверку корректности выполнения монтажа и положения изделия;
  • монтаж высокотемпературных подшипников.

Отдельно следует отметить причины перегрева при выполнении монтажа подшипника, с использованием нагрева последнего.

Подобные технологии используются в случаях, когда холодная установка изделия технически невозможна, либо требуется поменять метод впрыска масла. В этих случаях разогревают подшипник в сборе, либо его посадочную обойму.

Потребное количество тепла определяется с учётом типа посадки и фактического размера обоймы. Оптимальный диапазон разогрева (90-110) °С.

При выполнении операции запрещено:

  • нагревать подшипник качения стандартного типа до температур, превышающих 120°С.

Это может поменять структуру материала подшипника, привести к геометрическим изменениям его формы и размеров.

  • Экранированные (герметичные) типы подшипников, имеющие в суффиксе маркировки 2RS, RS, 2LS, 2Z и им подобные, нельзя разогревать в масляных ванных и на конфорках;
  • в процессе нагрева изделия необходимо обеспечить действенное регулирование фактической температуры. В противном случае, можно перегреть обоймы;

следует полностью отказаться от разогрева подшипника (его обоймы) открытым огнём, паяльниками, горелками. Это может спровоцировать локальный перегрев.


Во время эксплуатации и обслуживания промышленных машин можно заметить что подшипники изрядно нагреваются. Это может быть следствием дефекта или неполадки, но не всегда. При работе с машинами, имеющими в своем устройстве подшипники, нужно знать, какая температура является рабочей для подшипника, а какая сигнализирует о неисправности.

Для понимания причин и процесса нагревания подшипника необходимо знать следующие факты:

  • Любой подшипник в процессе работы нагревается
  • На количество выделяемого тепла влияют конструкция подшипника, скорость его вращения, нагрузка и вязкость смазки
  • Излишний нагрев происходит при превышении расчетной нагрузки, ухудшении качества или дефиците смазки, большом износе и наличии грязи и посторонних частиц на элементах и поверхностях качения
  • Перегрев подшипника влечет температурные деформации колец и элементов качения, ухудшает прочность материала и ускоряет процесс деградации смазки.

Температурные пределы подшипников



Для точного определения температур подшипника используют встроенные термопары или дистанционный инфракрасный термометр.
При определении предельной температуры эксплуатации промышленных подшипников нужно брать в расчет не только ограничения для материалов компонентов подшипников, но и температурные ограничения смазочного материала, свойства которого сильно зависят от температуры.
Мы рассматриваем стандартные промышленные шариковые и роликовые подшипники, работающие при нормальной температуре, а не в условиях пекарской или плавильной печи. Для высокотемпературных и высокоскоростных подшипников диапазоны температур совсем иные.
Наиболее строгим ограничением рабочей температуры является наличие манжетного уплотнения, которое обычно изготавливается из нитрила и не должно подвергаться нагреву выше 100°С. Манжетные уплотнения, выполненные из витона, ограничены температурой около 200°С.
Следующим фактором, влияющим на предел рабочей температуры является материал сепаратора. Например полиамидный сепаратор имеет предел температуры 120°С.
Наконец, третьим не менее важным фактором, ограничивающим диапазон рабочих температур, являются температурные ограничения смазки:

  • Смазка с противозадирными присадками может начать расслаиваться при температуре выше 80°С
  • Пластичная смазка на основе литиевого мыла обеспечивает надежную работу при температуре не выше 120°С

Абсолютная и относительная температуры

Читайте также: