Замена щеток на электродвигателе фена

Обновлено: 04.05.2024

Сложно найти девушку или женщину, которая для сушки волос не использовала бы фен, особенно в холодное время года. И это понятно, так как, чтобы длинные волосы хорошо высохли при комнатной температуре, необходимо несколько часов, а с нынешним темпом жизни – это роскошь.

Поэтому, эти приборы были, есть и будут востребованы всегда. И это доказывает статистика по продажам фенов в качестве подарка женщинам по разным случаям. Именно эти приборы занимают одно из лидирующих мест, так как вещь нужная и недорогая.
Но каким бы качественным не было изделие – повышенная температура, большой ток потребления, и, как правило, неправильная эксплуатация, часто приводят к поломкам бытовых фенов.

Из инструментов понадобятся только те, которые есть практически в каждом доме. Единственное, чего может не быть – это мультиметра или какого-нибудь другого прибора, показывающего цепь. Но наверняка, он есть у знакомого, или соседа, и его можно попросить на время ремонта. Если все-таки рядом не окажется доброго соседа или друга-электрика, можно купить самый дешевый мультиметр, тем более, их сейчас на рынке хватает. В будущем он обязательно пригодится, например, для проверки лампочки, батарейки или напряжения в сети.

На фото (рисунок 1) фен, имеющий проблему в работе.

Она заключается в том, что при включении на максимальную мощность, он никак не реагирует.

Заглянули во внутрь фена

Рис .2. Заглянули во внутрь

Сам фен имеет три положения переключателя:

Чаще всего в верхнем положении и используется фен, так как дает максимально быструю сушку. Поэтому игнорировать такую поломку недопустимо.

Итак, чтобы найти причину неисправности, необходимо разобрать прибор. Начать следует с ручки.

Откручиваете ручку фена

Рис. 4. Откручиваете ручку фена

На ней расположен переключатель положений и два крепежных винта под крестовую отвертку.

Кладем фен на бок, и откручиваем эти два винта.

Далее, с некоторым усилием, снимаем одну из боковых частей ручки.

Снимаем боковую часть ручки

Рис. 5. Снимаем боковую часть ручки

После снятия крышки можно увидеть ее начинку.

Электроника фена

Рис. 6. Электроника фена

Здесь располагаются: переключатель, диод, конденсатор, нулевой (общий) зажим и хомут для фиксации шнура.

Общий зажим

Рис. 7. Общий зажим

Нулевой зажим располагается внутри диэлектрического колпака (рисунок 7).

В нем соединяются: провод со шнура питания – синего цвета, черный провод, который уходит дальше на нагреватель, и один вывод конденсатора.

Переключатель положений имеет три вывода. Один общий, на который приходит фазный коричневый провод со шнура питания.
С другой стороны, на выводы припаян диод.

Если посмотреть на принципиальную схему (рисунок 8), то можно увидеть, что в одном из положений переключателя, ток поступает на нагреватель через диод. Это уменьшает мощность нагрева и соответствует среднему положению переключателя.

Рис. 8. Принципиальная электрическая схема

Рис. 8. Принципиальная электрическая схема

Когда замкнут второй, или оба контакта, ток проходит на спираль нагревателя, минуя диод, что соответствует максимальной мощности – третье положение.

Конденсатор служит для гашения помех выдаваемых двигателем в сеть. Этот конденсатор можно вообще демонтировать. Тогда появится больше места в ручке, и он не взорвется при повышении напряжения в сети.

При осмотре этих компонентов, следует обратить внимание на их внешнее состояние. Не должно быть повреждений, нагара, обрыва проводников и деформации корпуса от температурного режима.

Если все провода на своих местах, нужно обратить внимание на переключатель. Это слабое звено в цепи, так как в нем происходит механическое движение контактов и при их размыкании электродуга, образующая нагар на их поверхности.

Можно проверить целостность диода, но в этом случае нет необходимости это делать, так как в половину мощности, фен работает, а значит диод цел.

Проверяем внешнее состояние компонентов

Рис. 9. Проверяем внешнее состояние компонентов

Проверить нужно прохождение тока через переключатель.

Для этого соединяем один конец прибора для проверки цепи к общему выводу, а другой, к выводам на противоположной стороне.
Но делать это нужно при определенном положении переключателя.

Вначале, соединяем прибор там, где припаян только диод, и ставим рычаг переключателя в среднее положение.

Рис. 10. Переключатель в крайнем нижнем положении Рис. 11. Проверка тока через переключатель

Индикатор показывает цепь. Значит, контакты внутри корпуса замыкаются и это хорошо.

Далее, переставляем этот щуп на второй вывод, где кроме диода припаян еще провод.

Переключатель необходимо поставить в крайнее верхнее положение (рисунок 12).

Рис. 12. Переключатель в крайнем верхнем положении Рис. 13. Проверка второго вывода

Прибор не показывает цепь, значит, что-то произошло с контактами. Благо дело переключатель оказался разборной. Верхнюю и нижнюю его части, скрепляют два винта.

Их необходимо осторожно выкрутить. Тут поможет отвертка, и необязательно крестовая. Подойдет обычная прямая, с мелким наконечником, например, часовая.

Винты закручены довольно сильно, поэтому придется приложить некоторые усилия. Нужно быть предельно осторожным, отвертка тонкая и может нанести глубокую травму при соскальзывании. Поэтому пальцы под переключатель лучше не подкладывать.
Для удобства можно вынуть всю начинку, открутив хомут крепления кабеля.

Теперь можно упереть нижнюю часть корпуса о стол и надавить отверткой на винт (рисунок 14).

Разбираем переключатель

Рис. 14. Разбираем переключатель

Таким способом довольно легко выкручиваются небольшие винтики. Когда оба винта будут выкручены, осторожно двумя пальцами снимаем верхнюю крышку переключателя.

Снимаем крышку переключателя

Рис. 15. Снимаем крышку переключателя

Под ней располагается ручка переключателя, с обратной стороны которого вырезан специальный рельеф, благодаря ему, происходит нажим или поднятие контактов при определенном положении рычага переключателя.

Внутреннее устройство переключателя фена

Рис. 16. Внутреннее устройство переключателя фена

В центре ручки сделано отверстие под пружину, которая вместе с металлическим шариком (рисунок 16), обеспечивает ступенчатое переключение режимов. При разборке необходимо следить за тем, чтобы пружинка и шарик не потерялись. Их сразу лучше положить, например, в спичечный коробок.

Далее, переходим к осмотру контактов (рисунок 17).

Контакты переключателя фена

Рис. 17. Контакты переключателя фена

Если посмотреть сбоку на контакты (рисунок 18), то можно увидеть, что ближний, не возвратился в исходное положение для замыкания цепи.

Смотрим на контакты сбоку

Рис. 18. Смотрим на контакты сбоку

Как раз этот контакт, отвечает за включение максимальной мощности нагрева, который не работал.

Ниже на фото, можно увидеть, как работают контакты. При нажатии на дальний контакт, он прогибается.

Так работают контакты

Рис. 19. Так работают контакты

Если его отпустить, то он возвращается обратно и замыкает цепь.

Контакт возвратился обратно

Рис. 20. Контакт возвратился обратно

То же самое проделываем с другим контактом.

Нажимаем на другой контакт

Рис. 21. Нажимаем на другой контакт

Вниз, он нажимается, а обратно уже не возвращается (рисунок 22).

Скорее всего, гибкий проводник с контактом, трется о боковую внутреннюю стенку корпуса переключателя и блокируется в нижнем положении. Это и есть причина некорректной работы прибора в одном из режимов.

Чтобы вернуть нормальную работу переключателя, необходимо выполнить следующую последовательность действий:

Теперь можно проверить, как улучшился ход контакта. Нажимаем пальцем на контакт, и отпускаем его.

Проверка контактов

Рис. 29. Проверка контактов

Видно, что контакт теперь работает нормально, и ничего не мешает его ходу.

Далее, необходимо вставить пружину (рис. 30) в отверстие ручки переключателя.

Пружина

Рис. 30. Пружина

Металлический шарик, лучше вставить в одну из канавок на корпусе (рисунок 31). Так он не соскочит с пружины при установке ручки переключателя.

Важно то, какой стороной поставить ручку переключателя, так как от этого зависит корректность его работы.

Собираем переключатель

Рис. 31. Собираем переключатель

Когда правильная сторона определена, переворачиваем рычаг так, чтобы центр пружины попал именно на шар, а не в сторону.

Попадаем пружиной на шарик

Рис. 32. Попадаем пружиной на шарик

Придерживая ручку, надеваем на нее верхнюю часть корпуса переключателя.

Не отпуская крышку, закручиваем два винта крепления (рис. 33). Теперь переключатель готов, и не собирая фен, можно проверить его работу в разных режимах.

Закручиваем 2 винта обратно

Рис. 33. Закручиваем 2 винта обратно

Так, как токоведущие части открыты, переключение режимов необходимо делать при отключенной от сети вилке питания. И только сделав переключение, подавать питание.

Если все работает, можно собирать прибор. Но если есть желание, можно сделать ревизию рабочей части фена и контактов термодатчика.

Для этого нужно открутить еще один винт, и снять заднюю решетку.

Откручиваем винт

Рис. 34. Откручиваем винт

Далее, с помощью ножа разделить две части корпуса.

Рис. 35. Снимаем заднюю решетку Рис. 36. Разделяем 2 части корпуса фена резцом или ножом

Раздвигая пальцами две половины, вытягиваем двигатель с нагревателем. На них могут быть мусор и волосы, которые необходимо удалить.

Двигитель фена с нагревателем

Рис. 37. Двигитель фена с нагревателем

Находим контакты термодатчика и зачищаем их надфилем.

Очищаем контакты термодатчика

Рис. 38. Очищаем контакты термодатчика

После, вставляем нагреватель обратно, следя, чтобы прокладка из термостойкого материала осталась на своем месте.

Вставляем нагреватель обратно

Рис. 39. Вставляем нагреватель обратно

Защелкиваем заднюю решетку и закручиваем винт.

Закручиваем крышку обратно

Рис. 40. Закручиваем крышку фена обратно

Рис. 41. Вставляем переключатель обратно в пазы Рис. 42. Одеваем 2 часть ручки

Зажимаем винты и проверяем работу прибора.

Собранный фен

Рис. 43. Собранный фен

На этом ремонт фена можно считать оконченным.

Часто задаваемые вопросы от читателей

Как запустить фен 120 В с американской вилкой вместе с HYTED 2000 W travel adapter combo?

Никаких хитростей в совместной работе адаптера и фена нет. Для этого вам достаточно подключить имеющийся адаптер HYTED 2000 W travel adapted combo в отечественную штепсельную розетку номиналом 230 В типа C. В американскую штепсельную розетку типа A на адаптере HYTED 2000 W travel adapted combo подключите фен на напряжение 120 В и можете использовать его по прямому назначению.

Хотя и здесь могут быть некоторые камни преткновения:

1) На некоторых адаптерах устанавливается дополнительный переключатель или кнопка. Если такая кнопка будет находиться в отключенном состоянии, устройство работать не будет.
2) Возможно, сам фен имеет какую-то блокировку, которую нужно отключить перед началом работы или выбрать определенный режим.
3) Реальная мощность фена превышает допустимую мощность преобразователя.
4) Неисправен адаптер или сам фен, к примеру, если кто-то по ошибке включал фен напрямую на напряжение 230 В, он запросто мог выйти со строя.
5) Чтобы проверить исправность адаптера, подключите его в отечественную штепсельную розетку и поставьте мультиметр в режим вольтметра. Проверьте величину напряжения на выходе устройства, если мультиметр покажет результат около 120 В, значит адаптер исправен, в противном случае причина неработоспособности такого подключения может быть именно в HYTED 2000 W travel adapted combo.

Чтобы проверить исправность адаптера, подключите его в отечественную штепсельную розетку и поставьте мультиметр в режим вольтметра. Проверьте величину напряжения на выходе устройства, если мультиметр покажет результат около 120 В, значит адаптер исправен, в противном случае причина неработоспособности такого подключения может быть именно в HYTED 2000 W travel adapted combo.

Для проверки фена установите мультиметр в режим прозвонки электрической цепи и подключите его к контактам вилки. Включите прибор, если мультиметр покажет цепь между фазным и нейтральным выводом, фен исправен. При отключении фена индикация цепи на мультиметре должна пропасть. Также измерьте величину сопротивления цепи фена, если она приближается к нулю, возможен пробой изоляции.

Какие ещё неисправности можно устранить самостоятельно


Подключение проводов

Проверить целостность сетевого провода, вилки, качество соединений, пайки

Саму кнопку также при необходимости можно разобрать для чистки, но делать это нужно осторожно, что бы не по выскакивали контакты и пружинка (применяется в некоторых кнопках) При серьёзной неисправности кнопки её уже придётся менять, это может оказаться не по силам по причине того что её просто не найти

Так же мало подлежат ремонту двигатель вентилятора и сама спираль — при их неисправности требуется либо профессиональное вмешательство, либо …… Да здравствует, магазин!

Ещё одна возможная неисправность поддающаяся ремонту- термопредохранитель.


Термопредохранитель

Это самовосстанавливающийся предохранитель который отключает спираль нагревателя при перегреве, а после остывания возвращающийся в исходное, замкнутое положение. Но случается, что контакты его со временем подгорают и он перестаёт нормально работать. Нужно восстановить хороший контакт, аккуратно чем то тонким (отлично подходит пилка для ногтей, пока жена не видит) пошоркать между контактами, но не разжимать их более чем толщина пилки. Иначе потом придётся подгибать пластины контактов для их хорошего сжимания.

Иногда подгибание просто необходимо. Но будьте аккуратны, это не так просто, помните, что всё крепится на хрупкой слюдяной основе и прикладывая усилия можно только всё ухудшить.

Помните, что при любом ремонте важны внимательность и аккуратность! Это один из залогов успеха!

В чём была причина неисправности

В моём случае была сломана кнопка отключения нагревателя. Знаете для чего нужна эта кнопка? Многие, как выяснилось не в курсе. Дело в том, что если фен выключить сразу, без применения этой кнопки, то есть риск испортить устройство. Это может произойти потому что вентилятор после выключения сразу останавливается, а спираль ещё не остыла, теплу некуда деваться фен перегревается, так можно даже расплавить корпус. А эта кнопка позволяет отключить и продуть спираль при работающем вентиляторе, дав ей возможность несколько остыть.

Так вот эта самая кнопка и вышла из строя, сломалось крепление одного из контактов, соответственно фен дул только холодным воздухом. Для ремонта пришлось немного расширить отверстие оторванного контакта и поставив на место заплавить пластиком для фиксации. Конечно перед этим будет правильным зачистить пригоревшие контакты.


Зачищаем и закрепляем контакт кнопки

В общем после этих несложных действий (описывать гораздо дольше чем делать) фен исправно заработал.

Не работает стартер на скутере — причины и методы устранения — Скутер-Эксперт — онлайн журнал о скутерах и технике

Электростартер нельзя назвать обязательным элементом для скутера, но его наличие значительно увеличивает комфорт при работе. Известно, что стартер питается от аккумулятора и проходит через специальное реле. Рассмотрим основные поломки, при которых стартер скутера не работает.

Для начала нужно исключить разрядку аккумуляторной батареи. Явным признаком того, что аккумулятор сел, это наличие звонкого крутящего звука после нажатия на кнопку пуска. Это говорит о том, что стартер не вступил в связь с бендиксом, соскочил и крутит в холостую. Если такие явления имеют место быть, нужно убедиться в наличии нормального контакта на клеммах и проверить напряжение аккумулятора. В случае необходимости — заменить его. Часто на этом этапе проблема может быть решена.

Однако можно слышать еще один симптом — это щелканье реле стартера. Эта поломка уже куда более серьезная и требует проведения определенных операций для выявления точной причины неисправности.

Чтобы найти поломку, в данном случае удобно воспользоваться схемой, приведенной ниже:

Кликните на схему для увеличения:

Устройство прибора


Фены бывают разные: профессиональные и бытовые, большие и компактные, с насадками и без, с дополнительными функциями, комбинированные варианты (фен-плойка и др.) – перечислять их можно до бесконечности. Но принцип работы и общее устройство всех приборов этого типа одинаковое. Соответственно, поломки у них случаются однотипные.

В самом простом, не напичканном электроникой приборе, присутствует всего несколько конструктивных элементов:

  • труба из термостойкого пластика, через которую прогоняется воздух;
  • электровентилятор, посредством которого движение воздуха осуществляется;
  • нагревательный элемент (спираль или пластины), разогревающие воздух;
  • выключатель и/или переключатель режимов работы (механический или сенсорный);
  • шнур электропитания и штепсельная вилка для включения фена в розетку.

Но во многих современных фенах присутствуют и дополнительные детали: различные виды индикаторов, терморегулятор, термостат, ионизатор и т.д. Вероятность поломки таких приборов выше, чем более простых конструкций.

Безопасная эксплуатация

Чтобы не посещать часто центр сервиса и экономить время и семейный бюджет, необходимо четко выполнять все требования по эксплуатации:

  1. Используйте только стандартные, заводского изготовления удлинители.
  2. Осматривайте шнур перед каждым использованием изделия и не наматывайте его на рукоять при хранении.
  3. Можно пользоваться только прилагаемыми насадками, которые идут в комплекте.
  4. Не пользуйтесь изделием в помещении с повышенной влажностью и не допускайте попадания на него воды.
  5. Установите в воздухозаборник специальный мелкоячеистый фильтр, исключающий засасывание волос внутрь устройства.
  6. В случае проявления любой неисправности — немедленно отключайте изделие от электрической сети.
  7. Не дергайте провод из розетки и не носите прибор за шнур. Помните, что внутри его провода не стальные, а медные, которые от механического воздействия могут повредиться.
  8. Не перегревайте фен, если вам нужен прибор для длительного использования — приобретите профессиональное устройство, рассчитанное на долгую работу.
  9. Перед укладкой прибора на хранение надо дать ему время на остывание не менее получаса.
  10. Хранить изделие нужно в сухом месте, ящик должен запираться.

При точном исполнении всем рекомендаций ваш фен будет работать без ремонта, а ваша прическа будет выглядеть безупречно и стильно.

Как разобрать фен

Как правило все современные фены, впрочем как и другие бытовые устройства подобного рода, не всегда имеют болты крепления доступные и на виду, они часто скрыты за различными заглушками или пластиковыми панелями которые нужно отстегнуть. Пациент для данной статьи, старенький фен Rowenta, в этом смысле не отличается.


На ручке фена отщёлкиваем и снимаем пластиковую панель

Тонкой плоской отвёрткой или лучше коротким монтажным ножом, отжимаем защёлки и снимем крышку. Далее нужно разобрать механизм переключения режима скоростей. Для этого вынимаем ось колеса переключателя и снимаем планку.


Разбираем механизм переключения

Затем снимаем ещё одну накладку и вот только теперь можно выкрутить болты крепления.


Добираемся до болтиков

Кстати для этого часто нужна хитрая отвёртка например формы треугольник, звёздочка или плоская с прорезью, в моём случае это давно сделанная самоделка из старой плоской отвёртки, но сейчас такие можно и приобрести.


Хитрый винт с самодельной отвёрткой

Теперь когда два винта выкручены, для полной разборки необходимо снять ещё одну пластиковую часть корпуса.


Ну вот, добрались до внутренностей.

Теперь, можно и провод заменить и любой другой ремонт выполнить.


Фен разобран

Реверс в механической мясорубке

Казалось бы, измельчение мяса – очень простая задача. Но иногда эта процедура приносит некоторые неприятности. Плохо выбранный продукт, неправильно порезанный перед измельчением, может забиваться в пространстве между решеткой и ножом, наматываться на шнек. Это значительно усложняет процесс переработки, а иногда вовсе его останавливает.

Функция реверса позволяет, не разбирая мясорубку, извлечь мясо, которое не прокручивалось. Это возможно благодаря обратному ходу. Достаточно несколько раз прокрутить ручку против часовой стрелки и извлечь застрявший продукт. После работу можно продолжить.

Как правильно заточить ножи

Правила эксплуатации

Фен считается настолько привычным и обыденным прибором, что вряд ли кто-то утруждает себя изучением инструкции к его эксплуатации. Ну что может быть проще – включил в розетку, установил нужный режим и суши себе голову.

Но мало кто знает, иногда фен сгорает даже потому, что в ванной комнате слишком влажный воздух. Чтобы поломки случались реже, надо четко знать важные правила:

  • Перед включением прибора в сеть проверяйте состояние шнура и вилки – на них не должно быть заломов и видимых повреждений.
  • Обязательно устанавливайте на фен насадку-концентратор или любую другую из тех, что находятся в комплекте.
  • Никогда не используйте фен сразу же после распыления лака или других аэрозолей.
  • Регулярно осматривайте и очищайте от загрязнений заднюю сетку-фильтр.
  • Никогда не отключайте фен от сети, просто потянув его за шнур.
  • Не пользуйтесь феном в закрытом помещении, в котором много пара.
  • Держите этот электрический прибор подальше от воды. А если он намок – отключите от сети и дайте время полностью высохнуть.
  • Не кладите включенный прибор на мягкие поверхности (диван кресла, подушки).
  • Следите за тем, чтобы во время его работы не перекрывался свободный доступ воздуха.

Главное – не пользуйтесь неисправным феном. Если вы замечаете, что он работает с перебоями, начал постоянно греться, поток воздуха стал меньше, или появился неприятный запах – отнесите его в сервис и не пытайтесь ремонтировать самостоятельно!

Стартер крутит в обратную сторону: как сделать обратное вращение

Бывает такое, когда автомобильный или скутерный стартер крутит в обратную сторону? Да, бывает. Это связано с тем, что неправильно поставлены полярности магнитов. Стоит тщательно запоминать их положение, чтобы не попадать в подобные ситуации.

Неправильная замена щеток

Для определения полярности щеток, их достаточно приложить друг к другу. Соответственно, притягивание или отталкивание поможет определить правильность полярности.

Неправильно установленные щетки, как правило, связаны с крышкой стартера. Она неправильно ставится, что и приводит к переполюсовке (подробнее об этом ниже).

Почему устройство крутит в обратную сторону

Однако в некоторых случаях владельцы транспортных средств недоумевают – как может стартер крутить в обратную сторону без всяких на то причин. Другими словами, новый стартер до этого не разбирался, и провода идут нормально. В чем же тогда дело?

Понятно, что ни один автовладелец не захочет разбирать новый стартер, а тем более, распаивать ротор и менять проводку, как это советуют сделать некоторые специалисты при очень серьезных случаях.

Чтобы определить полярность магнитов, достаточно приложить их друг к другу. Если магниты притягиваются, значит, они одинаковой полярности. Если не притягиваются, значит перед вами разные полярности.

Современный пускатель, по сути, не что иное, как электродвигатель, вращение которого зависит непосредственно от магнитного поля. Ему все равно, в какую сторону вращать. Направление вращения задается остаточным магнетизмом. Таким образом, если полюса неправильные, то произошла, как любят называть этот процесс эксперты, переполюсовка.

Переполюсовка – как несложно догадаться, это смена полюсов.

Разборка стартера всегда должна проводиться по заранее намеченному плану. Обязательно нужно маркировать крышку пускового устройства, начертив фломастером вдоль стартера сверху вниз. Таким образом, при обратной сборке будет видно, как нужно ставить крышку.

Примечательно, что стартера от скутеров легко поставить в нужную полярность, даже не снимая крышки. Для этого будет достаточно расслабить два направляющих болта пускового устройства, а затем, держась за якорь одной рукой, другой провернуть крышку на 180 градусов. Это позволит изменить на стартере вращение магнитного поля.

  • Абсолютно легально (статья 12.2.4).
  • Скрывает от фото-видеофиксации.
  • Устанавливается самостоятельно за 2 минуты.
  • Не видна человеческому глазу, не портится из-за погоды.
  • Гарантия 2 года,

Почему он не работает

Определить точную причину, по которой ваш фен перестал работать, может только специалист. Но вполне реально сделать первые предположения по характерным косвенным признакам. Основных поломок всего несколько, а вот причин, по которым они происходят, намного больше. Давайте попробуем в них разобраться.

Фен не включается

Если прибор только что нормально работал, но вдруг отключился, и включить его вновь не получается, а корпус фена горячий – скорее всего, сработал термопредохранитель. Это своего рода сторож, не позволяющий прибору сильно перегреться. Подождите некоторое время и, когда корпус полностью остынет, попытайтесь снова включить прибор. Если он заработал – все в порядке.


Когда такие отключения происходят слишком часто или через 3-5 минут после начала работы с феном – прибор лучше отнести в сервис, чтобы там проверили исправность терморегулятора. Возможно, он поврежден или закончился срок его службы, и элемент требует замены. Стоит это недорого и делается прямо при вас. Но если ее не выполнить – терморегулятор может отказать, и фен просто сгорит.

Вторая распространенная причина – проблемы со шнуром или вилкой. Особенно часто они встречаются в моделях, в которых не предусмотрен элемент для свободного вращения шнура вокруг своей оси.

От постоянного перекручивания провод повреждается: сначала создаются заломы, не заметные под изолирующей виниловой оболочкой, а затем и вовсе разламывается, и ток не поступает в прибор. Заменить шнур тоже можно быстро и относительно недорого.

Воздух холодный

Но есть и еще одна распространенная причина – если забивается расположенная в задней части прибора фильтровочная сетка и воздух нормально не циркулирует, разогревая фен изнутри.

Не вращается вентилятор

Очень распространенная проблема. Прибор включается, нагрев происходит, а движения воздуха нет. В этом случае его сразу его надо выключить, пока не произошел перегрев и расплавление внутренних элементов. Осмотреть вентилятор легко и дома самостоятельно. Возможно, он даже не нуждается в ремонте, а просто загрязнен.

Схема осмотра такая:

осторожно снять заднюю крышку фена (иногда она закреплена одним или двумя шурупами);
снять сетку-фильтр, очистить ее от пыли и грязи (а лучше хорошо промыть в мыльном растворе);
внимательно осмотреть крыльчатку вентилятора – возможно на нее намотались волосы, которые не дают ей вращаться;
при необходимости осторожно и тщательно очистить лопасти вентилятора;
установить на место просушенную сетку и закрепить заднюю крышку.

Теперь можно снова попытаться включить прибор. Если все сделано правильно и причина была в загрязнении – он будет нормально работать. В противном случае его придется нести к мастеру.

Сломан двигатель


Если после всех домашних реанимационных мер фен не заработал – скорее всего, проблема в электродвигателе. Это самый дорогостоящий и сложный вариант поломки. Косвенно на него часто указывает то, что фен перестал работать внезапно в процессе сушки и при этом начал неприятно пахнуть. Еще хуже, когда из него вдруг пошел дымок или посыпались искры.

Все, что остается делать в этом случае – немедленно отключить его от сети, дать полностью остыть, упаковать и отнести в сервисный центр. Причем попросите сначала сделать диагностику и оценить приблизительно стоимость ремонта.

Конструкция и принцип работы фена


Внешне и функционально все приспособления идентичны. В основе работы техники лежат вентилятор и нагреватель. Первый засасывает воздух из помещения, проводит его через нагревательный элемент и выводит наружу уже нагретый поток. Помимо этих двух главных составляющих, в конструкцию аппарата входят и другие необходимые элементы:

  • двигатель;
  • кабель питания;
  • термозащита;
  • регуляторы оборотов скорости, температуры и так далее.

Особенности работы устройства заключаются в следующем:

Термостат — полезная деталь, отвечающая за защиту прибора от перегрева, есть она далеко не на всех моделях. В момент максимального нагрева спирали термостат отключает питание и включает только после того, как ТЭН остынет.

Электрическая схема фена


Электрическая схема фена

Электросхема предназначена для преобразования тока и регулирования рабочих режимов аппарата. Разобраться в ней несложно, поскольку она содержит немного элементов, а подробное описание всегда можно найти в прилагаемой к технике инструкции.


4100110679633536

Мы успешно продвигаем

Почти в каждом доме есть маленький прибор под названием фен. Фен можно применять при смолении деревянных лыж, снятии старой краски, сдувании опилок с верстака, разгоне комаров и муж, сушке вещей, охлаждении сковородки с пельменями и как опахало в жаркие дни. Фен также применим при сушке волос.

Большинство фенов китайского происхождения имеют примитивную электрическую схема. В таких фенах только один переключатель, которым включается вентилятор и теплоэлектронагреватель (ТЭН). ТЭНы могут выполняться в различных модификациях, но во всех фенах они выполнены из нихрома, свитого в пружину. Более продвинутые фены имеют два регулятора: одним регулируется скорость обдува, а вторым – температура обдуваемого воздуха. При этом схема умнее не становится.

Итак, под руку попался некий фен китайского производства. Неисправность заключалась в неспособности фена изменять скорость обдува. Не было верхней границы обдува.

Фен. Внешний вид

Как это часто бывает в китайской мануфактуре саморезы имеют весьма странную головку. Под такую головку нужна и специальная отвертка. Такие отвертки можно купить, но вот незадача открутить китайскими отвертками китайские саморезы не получилось. Поэтому при помощи обычной болгарки из отвертки можно сделать хитрую отвертку под головку с нужным саморезом.

Самодельная рожковая отвертка

Саморезы могут быть под плюсовую отвертку, плоскую отвертку, звездочку, шестигранник, треугольник, квадратик и вилку. В моем случае это была вилка.

На ручке располагаются переключатели управления для регулированием функциями фена.

Фен. Переключатели режимов

Фен работает от сети 220 В, 50 Гц. По входу стоит бумажный конденсатор для ликвидации помех от двигателя. Фен обладает двумя регуляторами. Один регулятор включает двигатель и мощный ТЭН-4, а второй – вспомогательные ТЭН-1, ТЭН-2. Без включения обдува ни один из ТЭНов работать не начнет. При включении обдува на первую скорость напряжение поступает изначально на диод VD1, рассчитанный на ток не менее 1 А. После диода провода разветвляются на ТЭН-3, ограничивающий напряжение на двигатель постоянного тока, включенный через диодный мост VD2-VD5 и на второй регулятор температуры обдува, включенный через размыкающий температурный контакт, расположенный внутри контура с ТЭНами.

Напряжение после диода VD1 из 220 В становится примерно 155 В, а ТЭН-3 ограничивает напряжение на диодный мост до примерно 16 В. Конденсатор С1 выравнивает пульсирующее напряжение после диодного моста VD2-VD5. На второй скорости обдува диод VD1 исключается из схемы и напряжение 220 В падает на ТЭН-3, ограничиваясь до примерно 27 В.

На первой скорости обдува при включенный ТЭНах потребление составляет 0,9 А, но уже на второй скорости ток значительно увеличивается до 6,8 А. Ток соответствует нагрузке около 1,5 кВт.Принципиальная электрическая схема фена представлена ниже.

Электрическая схема фена

После откручивания двух винтов можно снять верхнюю часть корпуса фена. Если снять не получается – держат пластмассовые детали. Иногда дополнительные саморезы скрываются наклейками.

В корпусе кроются переключатели, набор ТЭНов, намотанных на один каркас и прикрытый чехлом. Чехол нужен чтобы создать воздушный канал в котором будет циркулировать воздух. Если чехол убрать, то ТЭН кроме воздуха нагреют и расплавят корпус фена, поэтому при ремонте не стоит сильно нагружать фен без чехла. Чехол сделан из бумаги, пропитанной негорючей основой и покрашенный отражающей тепло краской.

Переключатель нагрева ТЭНов

Переключатель скорости обдува

В данном фене существует примочка – кнопка ионизации, но как и все в дешевой технике эта кнопка только отключает блок парных ТЭНов.

ТЭНы фена

Диодный мост с конденсатором собран напрямую на самом двигателе. Это позволило сэкономить место.

Диодный мост вентилятора фена

Помимо китайских дешевых фенов для быта, существуют фены профессионального уровня. Обычно такие фены производятся в Европе, но с учетом того, что дешевая рабочая сила сконцентрирована в Азии, то встречаются профессиональные фена и китайского производства.

Основная особенность профессиональных фенов – наличие двигателя не на 16 В с понижением напряжения посредством ТЭНа и питанием постоянным током, а на полные 220 В переменного тока. Такой двигатель по конструкции относится к однофазным коллекторным двигателям переменного тока и снабжается щетками. Применение такого двигателя позволяет в полной мере использовать функцию ионизации, которая позволяет полностью отключить ТЭНы двигателя.

двигатель профессионального фена

Красивым элементом является рамка с намотанными спиралями. Обычно спирали мотаются из нихрома (сплав никеля и хрома) Нихром имеет темно-серый цвет. Удельное сопротивление нихрома в среднем 1,1 ом*мм 2 /м. Длина проволоки из нихрома L, м рассчитывается по формуле

Где U – напряжение питания, В;

П – число пи, П=3,14;

d – диаметр проволоки, мм;

P – отдаваемая спиралью мощность, Вт;

p – удельное сопротивление проволоки, ом*мм 2 /м, p=1,1.

Если необходимо намотать спираль для фена мощностью 1200 Вт, рассчитанную на напряжение 220 В, имеющаяся проволока нихрома имеет диаметр 0,3 мм, то подставляя в формулу значения имеем

L=220 2 *3,14*0,3 2 /4*1200*1,1=2,6 м

Для уменьшения занимаемой длины проволоку свивают в спираль, наматывая ее на стержень.

Современные ТЭНы имеют серебристый металлический цвет и наматываются не из нихрома. Нихром мягкий материал, а металл в ТЭНах твердый и прекрасно держит форму. Какой точно металл применяется в современных ТЭНах я не знаю.

Неисправность

Причина

Устранение

Нет повышенной скорости обдува

Неисправен диодный мост VD2-VD5

Заменить диодный мост

Неисправен конденсатор С1

Заменить (отключить) конденсатор

Нет пониженной скорости обдува

Неисправен диод VD1

Нет нагрева одного из ТЭНов

Порвалась нифромовая нить

Найти место обрыва и скрутить два конца проволоки

Не включается фен

Нет контакта на переключателях

Разобрать переключатели, подчистить спиртом контакты и растянуть прижимающие пружины

Всем нам знаком такой вспомогательный инструмент в строительстве как строительный электрический фен, которым мы привыкли пользоваться для снятия лакокрасочных покрытий.

i (2)

Основополагающий принцип работы строительного фена мало чем отличим от обыкновенного фена, которым мы пользуемся для сушки волос.

Соответственно и электрическая схема строительного фена имеет сходство с электрической схемой обыкновенного фена.

В изложенной теме будет дано пояснение:

  • электрической схеме строительного фена;
  • принципу работы строительного фена;
  • возможным причинам неисправности;
  • устранению данных неисправностей.

Электрическая схема строительного фена

Рассмотрим электрическую схему \рис.1\ строительного фена:

i (1)

Одна диагональ диодного моста — подключается к внешнему источнику переменного напряжения 220В.

Другая диагональ диодного моста соединена с электродвигателем.

Электрическая схема состоит из следующих элементов:

  • тумблера, осуществляющим режим температуры управления — К1;
  • тумблера, осуществляющим скорость вращения ротора электродвигателя \управление скоростью обдува\ — К2;
  • тумблера отключения ТЭНов — К3;
  • электродвигателя \вентилятора\ — М;
  • конденсатора — С;
  • ТЭНов — R\ТЭН\;
  • диодов — VD1, VD2.

Через диодную мостовую схему \одной диагонали моста\ выпрямленный ток двух потенциалов \+,-\ поступает на электродвигатель. При переходе от анода к катоду — ток протекает при положительном полупериоде синусоидального напряжения.

Два конденсатора соединенных в электрической схеме параллельно, — служат дополнительными сглаживающими фильтрами.

Скорость обдува происходит за счет изменчивости сопротивления в электрической цепи, то есть, при переключении тумблера скорости на наибольшее значение сопротивления, — скорость вращения ротора электродвигателя уменьшается \в связи с падением напряжения\.

Количество ТЭНов \нагревателей\ в данной схеме — четыре. Температурный режим строительного фена осуществляется тумблером температурного управления.

ТЕНы в электрической цепи имеют разное сопротивление, — соответственно, температура нагрева при переключении из одного участка электрической цепи на другой — нагрев ТЭНов будет соответствовать своему значению сопротивления.

Общий внешний вид строительного фена с его названиями отдельных деталей, — показан на рис.2


Следующая электрическая схема строительного фена \рис.3\, — сопоставима с электрической схемой рис.1

В данной электрической схеме отсутствует диодный мост. Управление скоростью обдува и управление температурным режимом, — происходит при переключении из одного участка электрической цепи на другой, а именно:

  • при переключении на участок электрической цепи — состоящей из диода;
  • при переключении на участок электрической цепи — не имеющей диод.

При протекании тока в переходе анод — катод диода VD1, имеющим свое сопротивление, — ТЭН2 будет нагреваться соответственно двум значениям сопротивлений:

  • сопротивления при переходе анод — катод диода VD1;
  • сопротивлении ТЭНа \ТЭН2\.

При протекании тока в переходе анод — катод диода VD2, напряжение подаваемое на электродвигатель и ТЭН1, — будет принимать наименьшее значение.

Соответственно, скорость вращения ротора электродвигателя и температура нагрева ТЭНа для данного участка электрической цепи, — будет соответствовать прямому переходу тока диода VD2. Нагрев ТЭНа \ТЭН1\ для данного участка, так же зависит от своего внутреннего сопротивления, то есть учитывается сопротивление ТЭНа.

Неисправности строительного фена

Основными причинами неисправности строительного фена здесь можно назвать неисправность элементов электроники:

Чаще всего такая неисправность происходит при резком скачке внешнего источника переменного напряжения. Так например, причина неисправности конденсатора вызвана тем, что обкладки конденсатора замыкаются при скачке напряжения между собой — накоротко.

Конечно же не исключается такая возможность неисправности как разрыв в обмотке статора электродвигателя \перегорание обмотки\.

К незначительным неисправностям можно отнести такие причины как:

  • окисление контактов тумблера температурного управления;
  • окисление контактов тумблера управления скоростью обдува;
  • окисление контактов тумблера отключения ТЭНов;
  • разрыв провода в сетевом кабеле;
  • неисправность штепсельной вилки \отсутствие контакта\.

При замене конденсатора — учитывается его емкость и номинальное значение напряжения.

При замене диода — учитывается сопротивление двух значений, в направлениях:

  • от анода к катоду;
  • от катода к аноду.

Как нам известно, значение сопротивления от анода к катоду будет значительно меньше чем от катода к аноду.

С электродвигателем, при его неисправности, дела обстоят по-сложнее. При подобной неисправности, проще заменить электродвигатель чем допустим выполнить перемотку обмоток статора. Но и такая работа выполнима, — кто непосредственно занимается подобным ремонтом. В этом случае учитывается:

  1. количество витков в обмотке статора;
  2. сечение медного провода.

Не исключается и такая неисправность как перегорание ТЭНа. Замена ТЭНа проводится с учетом своего значения сопротивления.

Диагностика и ремонт-строительного фена

Рассмотрим устройство электродвигателей и как именно нужно проводить диагностику электрических машин, как их принято считать в разделе по электротехнике.

Для наглядного примера, представлены фотоснимки нескольких типов таких электрических машин, — относящихся к коллекторным электродвигателям. Устройство и принцип работы допустим двух коллекторных электродвигателей:

— ничем не отличается. Различие в электродвигателях состоит лишь в скорости вращения ротора и в мощности электродвигателя. Поэтому, мы как бы не будем заострять свое внимание в том плане, что приведены разъяснения, не относящиеся к электродвигателю строительного фена.

Электродвигатель строительного фена

Электродвигатель строительного фена — асинхронный, коллекторный, однофазного переменного тока.

i (2)

Устройство ротора не требует каких либо разъяснений, так как все представлено на фотоснимке \рис.4\ и схематическом изображении ротора электродвигателя.

асинхронный коллекторный электродвигатель однофазного переменного тока

Электрическая схема коллекторного электродвигателя \рис.5\ выглядит следующим образом:

i (4)

В схеме мы можем заметить, что коллекторный электродвигатель может работать как от переменного так и от постоянного тока, — таковы законы физики.

Две обмотки статора электродвигателя соединены последовательно. Две графитовые щетки в контакте — в электрическом соединении с коллектором ротора электродвигателя.

Электрическая цепь замыкается на обмотках ротора, — соответственно, обмотки ротора в электрической схеме соединены параллельно через скользящий контакт щетка — коллектор.

i (7)

диагностика обмоток статора электродвигателя

На фотоснимке показан один из способов диагностирования обмоток статора электродвигателя. Таким способом проверяется целостность либо пробой изоляции обмоток статора. То есть один щуп прибора соединяется с любым из выведенных концов обмоток статора, другой щуп прибора соединяется с сердечником статора.

В том случае, если будет нарушена изоляция обмотки статора и проводка обмотки будет замыкать на сердечник, — прибор укажет на режим короткого замыкания \нулевое значение сопротивления\. Из этого следует, что обмотка статора неисправна.

Прибор на фотоснимке указывает на единичку при диагностировании, — это еще не будет означать, что данная обмотка статора является пригодной к эксплуатации.

Как проверить прибором обмотки ротора на сопротивление? — Для этого нужно два щупа прибора соединить с двумя противоположными сторонами коллектора, то есть нужно выполнить такое же соединение, которые имеют графитовые щетки в электрическом соединении с коллектором. Результаты диагностики сводятся к таким же показаниям, что и при диагностировании обмоток статора.

i (3)

износ пластин коллектора

Что из себя вообще представляет коллектор? — Коллектор, это полый цилиндр состоящий из мелких медных пластин специального сплава, изолированных как друг от друга так и от вала ротора.

В том случае, если повреждение пластин коллектора незначительное, — пластины коллектора зачищаются мелкозернистой наждачной бумагой. Опять же, данный объем работы выполним непосредственно только специалистами, занимающими ремонтом электродвигателей.

i (5)

При наличии пробоя изоляции, когда обмотка статора замкнута с сердечником, — лампочка в данной электрической схеме будет гореть. Соответственно, если лампочка гореть не будет — значит обмотка статора не замкнута с сердечником статора.

Такой способ диагностирования \рис.7\ — не полный. Точная диагностика проводится только прибором Омметр либо прибором Мультиметр с установленным диапазоном измерения сопротивления, для последующего замера сопротивления обмоток статора.

Читайте также: