Чайник кастрюля сковорода кружка что лишнее

Обновлено: 17.05.2024

Обогащаем и активизируем словарный запас по теме. Закрепляем знание существительных: кастрюля, сковорода, тарелка, чайник, блюдце, чашка, стакан, ложка, нож, вилка, кофейник, половник, салатница, конфетчица, сахарница, солонка, дуршлаг, носик, ручка, крышка, стенка, дно; прилагательных: новая, удобная, чистая, высокий, низкий, мелкая, глубокая, деревянная, фарфоровая, керамическая, глиняная, острый, железный, кухонная, столовая; глаголов: варить, жарить, чистить, резать, разбивать, мыть, готовить, мыть, сполоснуть, вытирать, накрывать на стол, перелить, разлить.

Игры и упражнения

Кастрюля, ложка, суп, тарелка.

Нож, вилка, сковорода, мясо.

Кастрюля, стол, сковорода, чайник

Например: сковорода из чугуна — . ,

чашка из фарфора — . , солонка из дерева — . ,

хлебница из железа — . , стакан из стекла —.

ведёрко из серебра —. вилки из металла —.

Один стакан, два …, три …, четыре …, пять …

Одна миска, две …, три …, четыре …, пять …

Одно ведро, два …, три …, четыре …, пять …

сахар живёт в сахарнице соль живёт в (солонке)

сухари живут в … масло живёт в …

перец живёт в … чай живёт в (чайнике)

селёдка живёт в … кофе живёт в …

салат живёт в . конфеты живут в …

мясорубка – рубит мясо самовар - …

Носик есть у … Дырочки есть у …

Крышка есть у … Одна ручка есть у …

Две ручки есть у … Лезвие есть у …

Четыре зуба есть у …

Отгадай загадку, нарисуй отгадку:

Выучите с ребёнком стихотворение о посуде. Выполните с ним пальчиковую гимнастику.

Мы с мамой в магазине посуду покупали,

Тарелки, блюдца, чашки и ложки выбирали.

Красивую кастрюлю, молочник и солонку,

Набор ножей и вилок, шумовку и масленку.

Раз, два, три, четыре, Ритмичные удары кулачками и в ладоши попеременно.

Мы посуду перемыли: Одна ладонь скользит по другой

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку. Загибаем пальчики по одному на каждое название посуды.

Мы посуду перемыли, Одна ладонь скользит по другой.

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился, Снова загибаем пальчики.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Так мы маме помогали. Ритмичные удары кулачками и в ладоши переменно

Полезный материал для детей, родителей, воспитателей и логопедов.

Поиск по этому блогу

вторник, 13 февраля 2018 г.

Развивающие речевые игры по теме: "Посуда"

Картинки по запросу посуда картинки


тарелка – тарелки, кастрюля – кастрюли, ложка – ложки, вилка – вилки, стакан – стаканы, половник - половники и т.д.

сковорода – сковородочка, тарелка – тарелочка, стакан – стаканчик, чашка – чашечка, поднос, сервиз, половник, солонка, маслёнка и т.д.

Посуда из стекла – стеклянная; из металла – металлическая; из фарфора – фарфоровая; из глины – глиняная, из пластмассы – пластмассовая и т.д.

Чашка и кружка – они круглые, гладкие, устойчивые, белого цвета,; из них можно пить, у них есть ручка.

Чашка и кружка – чашка сделана из фарфора, а кружка – из железа; чашка бьётся, а кружка – нет; фарфор плохо проводит тепло – из чашки хорошо пить чай, не обожжёшь губы кипятком; железо быстро нагревается, и горячий чай из кружки сразу пить нельзя, можно обжечься.

7. Есть – нет (родительный падеж): чайник –нет чайника, ложка — … сковорода — … стакан — … блюдце -… сервиз — … донышко -… кухня -… посуда — …

10. Исправь предложения: Суп разлили по стаканам. На чайнике кипит чай. В сахарницу насыпали хлеб.

1). «Назови ласково? (образование существительных в уменьшительно - ласкательной форме)
Тарелка - тарелочка(кофейник, чайник, кружка, чашка, ложка, нож, миска, кастрюля, вилка, сковорода, самовар, блюдце, солонка, маслёнка, стакан, кувшин, бокал, казан, графин).

3)Теперь придумай такую же сказку о каком – либо предмете посуды.
Нарисуй чашку и блюдце из одного чайного сервиза.

6. Назови предмет посуды на звук:
[ч] – чайник, … [б] - … [н] - … [вь] - … [л] - … [к] - … [с] - … [т] - … [мь] - …

Самовар — руки в боки
Кастрюля — руки к плечам
Чайник — одна рука в бок, другая поднята под углом
Ложка — руки соединены вверху, над головой.

Чайник (какой?) — фарфоровый, красивый, пузатый, маленький, новый, чистый.
Кувшин (какой?) — стеклянный, прозрачный, высокий, узкий, голубой, чистый, новый, любимый.
Хлебница (какая?) — металлическая, круглая, чистая, старая, узорчатая, блестящая, ажурная.

Новая кастрюля — старая кастрюля
Полная сахарница — пустая сахарница
Чистая ложка — грязная ложка
Горячая сковорода — холодная сковорода
Прочная салатница — хрупкая салатница
Мелкая тарелка — глубокая тарелка
Высокая ваза — низкая ваза
Светлый чайник — темный чайник
Мокрая чашка — сухая чашка

6. Скороговорки. Развитие общих речевых навыков — правильного звукопроизношения, четкости дикции, речевого дыхания.

Воспитатель помещает на магнитную доску изображения белочки и праздничного стола. Он объясняет, что белочка ждет гостей и накрывает на стол, и просит детей запомнить, что белочка поставила на стол. Затем дети должны закрыть глаза, а воспитатель — поменять местами посуду на столе. Открыв глаза, дети рассказывают, что изменилось. Например:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающее занятие по лексической теме "Посуда" в подготовительной к школе группе. Цель которого уточнение и активизация предметного словаря по даной теме, развитие коммуникативных навыков.

непосредственной образовательной деятельности

в подготовительной к школе группе

по речевому развитию

Задачи:

-закрепить знания о целевом назначении посуды, материале из которого она изготовлена,

-закрепить знания о частях посуды, её сходствах и различиях,

-продолжать развивать умение классифицировать посуду, обосновывая свои утверждения,

-продолжать развивать умение составлять рассказ о видах посуды, их свойствах и качествах,

-активизировать речь, мыслительную деятельность,

-воспитывать бережное отношение к предметам материального мира.

Словарная работ.

Активизация словаря: кухонная, столовая, чайная, фарфоровая, эмалированная, десертная, хлебница, сахарница, масленка, салатник, рукотворная, звучащая.

Оборудование: игровые предметы посуды, предметы посуды металлической, пластмассовой, деревянной, стеклянной, карточки с изображением предметов посуды, таблица с последовательностью составления рассказа, слайды к загадке о теме викторины.

Ход викторины.

Вы любите играть? А соревноваться?

А чему будет посвящена викторина вы сейчас узнаете.

Внимание на экран. На экране представлены картинки разных предметов. Я буду называть один из признаков предмета, а вы попробуйте угадать, о чём идёт речь.

(на экране предметы: чайник, кукла, зонт, клумба, дом)

Воспитатель называет признаки, дети пытаются определить предмет, рассуждая и сравнивая предметы на экране.

- у него есть носик,

-он бывает разных цветов,

И так, тема нашей викторины – посуда. Сейчас мы попробуем выяснить, что вы знаете о посуде.

Но сначала определим состав команд. На столе лежат кружки, обратная сторона которых цветная. Предлагаю вам взять по одному и объединиться в команды по цветам. (дети делятся на команды)

Обговорим правила игры:

1.За правильные ответы команда будет получать фишки.

2.На вопросы отвечает только та команда, которой задан вопрос. Если команда не знает ответ или не справляется с заданием, то соперники могут ответить за них и тогда они зарабатывают фишку.

3.Выкрикивать ответы нельзя, отвечать нужно спокойно, для ответа поднимать руку.

4.Жюри будет выставлять фишки за правильные ответы на доске.

Оценивать ваши ответы будет жюри в составе……….

Задание 1.

Разминка. (Вопросы задаются командам по очереди).

Жюри оценивает полноту и правильность каждого ответа.

1.Для чего нужна посуда? (для еды, приготовления пищи и хранения).

2.Какими бывают чайники? (заварной и для кипячения воды для чая).

3.Почему нельзя пользоваться посудой с трещинами и сколами? (можно пораниться, она может лопнуть и обжечь содержимым, место скола опасно для продуктов).

1.Почему с ножом и вилкой нужно обращаться осторожно? (чтобы не порезаться и не пораниться острыми зубчиками).

2.Назовите виды ложек (столовые, десертные, чайные).

3.Как ухаживают за посудой? (моют, вытирают, сушат и убирают в шкаф).

Задание 2.

Сходства и отличия.

В этом задании жюри даёт очко команде, которая правильно и полно ответит на вопрос.

1.Что общего у кружки и стакана? В чём отличие? (наливают жидкость, имеют стенки, донышко, высокие, у стакана нет ручки)

2.Что общего у кастрюли и сковороды? В чем отличие? (это кухонная посуда, имеют донышко, стенки, ручки у кастрюли 2 ручки, есть крышка, а у сковороды 1 ручка, может быть крышка).

Задание 3.

Посмотри, подумай и назови.

На столе лежат картинки с изображением предметов посуды и продуктов.

Нужно определить, какой предмет посуды нужен для продукта, назвать посуду и продукт. Приглашаются по три игрока от каждой команды. Каждая команда выбирает по три картинки с изображением посуды и затем изображение соответствующего продукта. Например: чайник – чай.

-салатник – овощи в виде салата,

Задание 4.

Послушайте загадку. Я рукотворная, звучащая, воды не боюсь, для пищи гожусь.

А теперь вопрос. Почему рукотворная? Почему воды не боюсь?

А вот почему звучащая, мы сейчас и попробуем разобраться. У меня на столе лежит посуда, сделанная их разных материалов. Назовите из чего сделана и что это? Давайте послушаем, как звучит разная посуда. (воспитатель ударяет по каждому предмету посуды, дети слушают звуки).

А теперь тоже самое, я буду делать за ширмой. По звуку нужно угадать, из чего сделана посуда и правильно назвать её материал. Команды выполняют задание по очереди.

Физ. минутка.

Вот большой пузатый чайник, Дети выпячивают живот, одна рука на поясе, Очень важный, как начальник. другая изогнута, как носик чайника.

Вот фарфоровые чашки, Приседают, одна рука на поясе.

Очень хрупкие бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца, Кружатся, рисуя круги руками.

Только стукни, разобьются.

Вот серебряные ложки, Сомкнуть руки над головой, потянуться.

Вот пластмассовый поднос, Делают большой круг

Он посуду нам принес.

Задание 5.

Каждой команде выдаётся по две карточки с изображением посуды. Вам нужно внимательно посмотреть, назвать лишний предмет и объяснить, почему он лишний. На обсуждение даётся 1 минутка. Капитан команды назначает того, кто будет отвечать.

1 – чашка, блюдце, чайник, кастрюля (классификация)

2 – сковорода, половник, кастрюля, стакан (материал)

3 – хлебница, сахарница, масленка, тарелка (назначение)

4 – ложка, вилка, нож, банка (назначение)

Задание 6.

Представьте, что вы пришли в магазин, хотите купить посуду. Продавец должен рассказать покупателю о достоинствах, свойствах, качествах и недостатках данной посуды, дать советы как с ней обращаться. Вам в этом поможет схема последовательности рассказа о посуде.

1 команда рассказывает о эмалированной кастрюле.

2 команда рассказывает о фарфоровых чашке и блюдце.

(название предмета, материал, вид посуды, части, назначение, как обращаться).

Задание 7.

Назови, что есть у……

1-кастрюли – стенки, дно, ручки, крышка.

2-сковорода – низкие стенки, донышко, ручка, может быть крышка.

1-чайника – носик, стенки, донышко, ручка, крышка.

2-кружки – стенки, донышко, ручка.

Задание 8.

К вам пришли гости. Ваша задача быстро накрыть стол, выбрав нужную посуду, потому что вся посуда перепутана. Какая команда, какое задание будет выполнять, решит жребий. У меня две карточки, на которых написано задание. Сейчас капитаны выберут карточку, прочтут задание, выполнять его будут все игроки.

И так команда …. Будет накрывать стол для чаепития, а команда … - для обеда. Посуда стоит на этом столе. Побеждает команда выполнившая задание быстро и без ошибок.

После выполнения задания команды проводят взаимоконтроль.

Подведение итогов.

Вот и подошла к концу наша викторина. Сегодня мы говорили о посуде. Давайте ещё раз вспомним, какая бывает посуда. Вы молодцы, хорошо поработали.


Формировать знания о видах, о частях, о функциональном назначении, о материале из которого изготовлена посуда; о правилах безопасности обращения с острыми предметами, горячей посудой.

Познакомьте ребят с предметами кухонной утвари. Учите различать и правильно называть предметы чайной, столовой и кухонной посуды, используя в речи соответствующие слова: чайная, столовая, кухонная.

Дети должны знать не только название посуды, но и их части (донышко, носик, ручка, крышка и т.д.), находить сходство и различия предметов посуды по нескольким признакам; называть, из какого материала сделаны предметы посуды.

И, конечно же, учите ребёнка навыкам пользования столовыми приборами, культуры поведения за столом.

Рассматривая посуду, спросите:
Как, одним словом можно назвать все эти предметы?
Какие предметы посуды ты еще знаешь?
В какой посуде готовят пищу?
Какой посудой мы пользуемся, когда пьем чай?
Для чего нам нужна кастрюля, половник? и т. п.

Поговорите о поведении за столом. Предложите послушать стихотворение и ответить на вопросы.

Обедать.

Рая, Машенька и Женька мойте руки хорошенько.

Не жалейте мыла! Я уж стол накрыла.

Всем поставила приборы, Всем салфетки раздала.

Прекращайте разговоры – я вам супу налила.

Ножик, вилку или ложку не держите в кулаке.

Не кормите тут же кошку – плошка кошки в уголке.

Хлеб в солонку не макайте и друг дружку не толкайте.

На второе будет рыба, а на сладкое – компот.

Пообедали? Ну вот!

Что должны сказать? - Спасибо!

  • Без каких принадлежностей невозможно завтракать, обедать, ужинать?
  • Назови, какую посуду ты знаешь?
  • Какие правила поведения за столом ты выполняешь? Почему?

Чистоговорка

Да-да-да грязная посуда

Ду-ду-ду мыть посуду буду

До-до-до вот большое блюдо

Да-да-да вымыта посуда

СТИХОТВОРЕНИЯ О ПОСУДЕ

У мамы на кухне много посуды:
Здесь чайник, половник, кофейник и блюдо,
Кастрюли по росту на полках стоят,
Ковши и лопатки по стенкам висят.

Столовый сервиз приготовлен к обеду,
А чайный красиво на полке стоит.
И в хлебнице хлеб под красивой салфеткой
Душистый и вкусный к обеду лежит.

Насыпана соль в расписную солонку,
Положено масло аккуратно в масленку,
В салатник нарезаны овощи все,
И супница пышет уже на столе.

В посуде еду и хранят и готовят,
Хозяйки посуду и сушат и моют.
И, как от Федоры, она не сбежит,
Если чистой на полке стоит.

Это - ложка,Это - чашка.
В чашке - гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала -
Кашки гречневой не стало!

Читайте также: