Чем заменить 12 фреон в холодильнике

Обновлено: 05.05.2024

Приближается сезон и каждый холодильщик или человек связанный с холодильным оборудованием озадачивается вопросом - а что делать с хладоном 12 Высокая цена, которая по мере источения запасов хладона 12, продолжает расти, заставляет обратить внимание на его заменители. Выбор заменителей хладона 12 очень велик. Давайте попробуем разобраться чем они отличаются, и, вообще, если заменять, то какой заменитель лучше?

Во первых, хладон 12 или дифтордихлорметан - это газ, все молекулы которого состоят ТОЛЬКО из молекул этого самого хладона 12 или CF2Cl2. Это значит, что при утечках выходит только хладон 12 и ничего более - т.е. состав того, что осталось внутри системы не меняется (в отличие от количества). Такие газы называются азеотропными. Следовательно и дозаправку можно производить по мере необходимости, не заботясь о процентном соотношении, входящих в него веществ. Да и совсем не важно, сколько в системе этого хладона 12 осталось много или мало. Ведь мы дозаправляем именно то, что улетучилось.

Теперь давайте обратимся к заменителям хладона 12. Только ленивый не решил чего-нибудь изобрести, чтобы влить вместо хладона 12, да ещё так, чтобы это работало. На сегодняшний день количество заменителей перевалило уже за сотню. И, судя по всему, это не предел. Так можно заменять или нет и, если можно, то чем.

Вот тут и наступил черед узнать тот минимум, который надо для принятия решения. Хладон 12 - газ, который очень хорошо растворяется в минеральном масле. Растворяется он потому, что в молекулу его входит хлор. Собственно из-за этого самого хлора его и запретили производить. Растворяться в "минералке" может также так называемая "водородная цепочка" т.е. те газы, которые горят.

Тут мы и подошли к самому главному: В заменитель хладона 12 или входит газ, в который входит хлор, хотя бы в небольших количествах, или горючий газ.

Значит надо что-то смешать с хлором. Из того, что пока еще разрешено производить хлор входит только в хладон 22. Но из-за высокого давления он не слишком подходит, да и в нашем любимом минеральном масле растворяется не очень то хорошо. Значит надо что-то добавить, что снизит давление да и поможет раствориться в "минералке".

Вот здесь можно обратиться ко второму типу заменителей хладона 12 - СМЕСЬ на основе хладона 22 и чего-то еще. Вот тут и наступил момент истины. Все наперебой бросились добавлять чего-то, что поможет снизить давление. Собственно этим все заменители и отличаются.

Выбор не большой: это R21- только у нас в стране, R152a, R142B, R124 и т.д. Здесь очень важно, чтобы то, что добавляется было газом, а не жидкостью. Совершенно ясно, что хладон, как впрочем и смесь, рано или поздно из системы выйдет. Это вопрос времени. А вот что останется внутри? Смесь, которая "выкипает" по разному называют не азеотропной. Тут возникаем прямая аналогия с пепси-колой - пока есть "пузырьки" и жидкость - это пепси-кола. А вот если ее хорошенько потрясти, а затем открыть пробку, то газы выйдут и останется одна "водичка". Точно также происходит и в компрессоре - пока там есть "пузырьки" - смесь будет работать, а вот если они выйдут - останется одна жидкость и что-то ещё, в зависимости от того какая смесь использовалась при заправке системы. Если это хладон 21, с температурой кипения +8,9 C°, который и при температуре + 10 -+15 является легко кипящей жидкостью, то результат легко предугадать - заклиненный компрессор или загнутые клапана - вопрос времени. Кроме того, по словам иностранцев, вместе, с хладоном 21 нужно выдавать список болезней, которые возникнут при работе системы с ним. Т.е. более чем сомнительное удовольствие Советовать не хочется, но выводы напрашиваются сами собой - это нам не подходит. Кстати, для справки с добавлением хладона 21 - это C10( R21-50%/R22 -50%), M1ЛЕ (R22/R142b/R21), Астрон (R22/R142b/R21) Справедливости ради у иностранцев, которые озаботились заменой хладона 12 значительно раньше нас, вопрос с тем чего добавлять уже не стоит. Это видно из таблицы.

ASHRAE классификация HCFCs HFCs HCs
22 124 142b 134a 152a 227ea Бутан
(-600)
Изобутан
(R-600)
401A 53% 34% 13%
401B 61% 28% 11%
401C 33% 52% 15%
406A 55% 41% 4%
409A 60% 25% 15%
414B 50% 39% 9.5% 1.5
414A 51% 28.5% 16.5% 4%
20% 80%
41% 15% 40% 4%

Неплохим представляется нам в качестве добавки - R142B. И не дорогой, и в масле помогает растворяться. По этому пути пошли и в Кирово-Чепецке. Только к чему столько разных марок - КЖ, ПЖР , и т.д. А ответ очень прост - они отличаются соотношением хладона 22 и 142В. В большом оборудовании дырок больше, а значит и хладон 22 будет испаряться быстрее. Соответственно хладона 22 требуется побольше. Правда при заправке надо использовать от 60% до 80% от заправки R12, что определяется опытным путем. Вот здесь все эти КЖ и ПЖР собственно говоря и сходят на нет. Да и обращаясь к мировому опыту - ну нет там никаких ни КЖР и ПЖов.

Так что же брать? Нам представляется R406a самым компромиссным решением - и опыт по нему большой и стоит не дорого. Либо, в крайнем случае, смесь R22 /R142b (55%/45%). Что же касается R401 и R409 - конечно они хорошие заменители, но вот их цена сопоставима с самим хладоном 12, а переплачивать, за заведомо менее качественный продукт, т.к. любой заменитель, взять хотя бы сливочное масло и маргарин все равно хуже оригинала, могут только иностранцы, озабоченные экологией. Мы попытались разобраться в том море заменителей хладона 12, а уж выбор, в конечном итоге, будет за Вами.

Приветсвую мастера. В чем суть в подменки компрессоров этих газов, либо какие изменения могут бы в холодильнике?

Решение

Комментарии (5)

Разные масла(R12 минералка, R134 синтетика) приведут к выпадению сгустков и либо выходу компрессора либо засору капилярки, плюс разные пропускные способности капиллярных трубок не позволят выловить хороший цикл

Зачем тебе такие заморочки! R12 работает на минеральном масле. R134 на синтетике .При смешивании образуется эмульсия ,которая в последствии приведёт к засору капилярки и выходу из строя компрессора. Если хочешь заменить,то надо промыть всю систему холодильника.

Я спросил не к своим заморочкам. В принципе ранее слышал об этом, сейчас убедился в этом. Поступил второй за месяц холдос с одинаковыми диагнозами, стинол, с меняным компресом,( вместо 12 го, стоит 134). Обнаружил засраную капиллярку и кондесатор + рабочий но дохлый компрес ( вроде работает но не качает. и шум лиший издает)

Если компрессор дохлый, мой ситему и ставь новый компрессор на R600 и все будет ОК. Нельзя заправлять R600 там где испаритель не запененый(имеется ввиду ХК) и терморегулятор в холодильной камере стоит. Можешь догадаться почему. Мне приходиться гарантийные холодильники с компрессорами R134 ставить на них R600 и заправка соответсттвенно R600. ну конечно мою обязательно. sergeijanferg8 мы с тобой про мойку уже говорили.

Ваш комментарий +5

3 года назад купил стиралку. Работала не так тихо как хотелось, на отжиме вижжала. Думал со временем притрется, но звук не менялся. По машинку заглядывал - искр.

прошивка к холодильнику Bosch KGN49AI22-02 к силовой части . Хозяйка выключила решила разморозить и помыть и больше не смогли запустить . номер силового блока.

Парогенератор браун. CareStyle 7 Pro. Пришел с проблемой- не нагревается подошва. Вскрыв плату обнаружил сгоревший резистор R25. Он стоит на выход термодатчи.

залили водой модуль сгорел симистор блокировки. симистор выпаял замкнул контакты убл машинка не стартует размыкаю убл на пуск реагирует что может быть

Пришёл залитый модуль на ремонт. Сгнил и отпал один резистор возле npn BC817-25, так-же есть вопрос по номиналу резистора ниже

Здравствуйте! Подскажите кто знает. Холодильник LG GA-B499ZMCZ после скачков напряжения перестал работать. при включении компрессор вроде пытается работать секу.

Один раз когда то давно попробовал, через несколько дней полетел компрессор.Больше ерундой не занимался.

У того мастера наверное на баллоне маркировка от R-134а, а что там за смесь внутри он и не догадывается.
У нас тоже один умелец 406ой в шестисотые компрессора заливает)

У того мастера наверное на баллоне маркировка от R-134а, а что там за смесь внутри он и не догадывается.
У нас тоже один умелец 406ой в шестисотые компрессора заливает)

я бы не сказал что он перепутает маркировкой.Но и у меня большое сомнение..нет желание рисковать:D

Да не он перепутает, а не чистые на руку барыги продают сейчас такую бодягу: написано 134ый, а внутри бог знает что.

Да не он перепутает, а не чистые на руку барыги продают сейчас такую бодягу: написано 134ый, а внутри бог знает что.

да это в полне возможно.

У того мастера наверное на баллоне маркировка от R-134а, а что там за смесь внутри он и не догадывается.
У нас тоже один умелец 406ой в шестисотые компрессора заливает)

ну и какой у него результат в место 600 го после 406 ой?)

Говорит клиенты не беспокоят. Я конечно не знаю на сколько он даёт гарантию и дает ли её вообще, так как расценки у него весьма низкие. Но лично я после него встречал два мертвых шестисотых компрессора: его работу по забивке видно.

Если он масла не мешает, то будут работать. И даже гарантию многие отработают. Но компрессор ведь не на год работы расчитан. А потерянную репутацию потом ох как трудно вернуть. Лучше уж 406а заливать.

Балованные Вы . R406. Прочие смеси на замену R12.
За R134 вместо R12 - руки бы оторвал по самые колени.
В ЗИЛ -63 54 грамма R600а, и через час-полтора выходит на режим.:)
Но заправлять с весов и не забывать на стеночке, рядом с шильдиком, начертать R600a.

Первый Зил так заправил лет 5-6 назад.

Балованные Вы . R406. Прочие смеси на замену R12.
За R134 вместо R12 - руки бы оторвал по самые колени.
В ЗИЛ -63 54 грамма R600а, и через час-полтора выходит на режим.:)
Но заправлять с весов и не забывать на стеночке, рядом с шильдиком, начертать R600a.

Первый Зил так заправил лет 5-6 назад.

в те года еше в 90 х бывало некотрые не серьезные мастера запрявляли вместо R-12 обычный пропан.И работал нормально ..А вот час уже R -600 пошел..практическии он тоже самый пропан же.Такой же взрыопасный. Интересно чем он отличается с обычным пропаном?конечено состав не тот и формула..а по пажароопасности тоже самое .

в те года еше в 90 х бывало некотрые не серьезные мастера запрявляли вместо R-12 обычный пропан.И работал нормально ..А вот час уже R -600 пошел..практическии он тоже самый пропан же.Такой же взрыопасный. Интересно чем он отличается с обычным пропаном?конечено состав не тот и формула..а по пажароопасности тоже самое .
Эти вопросы уже обсуждены на форуме, ищите, Стрелец, это не лично к вам, а ко всем кого интересует тема. А по сути вопроса, в лихие 90-тые вместо 134 лил 12 и не отслеживал статистику, но претензий не было, а сейчас, есть заменители 12-того, которые успешно работают, не вижу смысла для экспериментов.


Небольшие аспекты связанные с заменой (ретрофитом) фреона, для информации.

Что бы вам не говорили в кондиционерных фирмах. Послушайте практика.

Если кому-то очень надо, для снижения уровня дремучести, предлагаю прочитать книжечку Бабакин Б.С. “Альтернативные хладагенты и сервис холодильных систем на их основе”. В простой и доступной форме описан процесс ретрофита R12 на R134а, что для этого необходимо и с чем придется столкнуться.

  1. Так как: 134-й более текуч, потому что у него молекула значительно меньше, вспомним о наших “новых” прокладках в разъемах шлангов. Обычные течеискатели не катят, нужны с реакцией на фтор и чувствительность должна быть намного выше обычных.
  2. Давление в системе на нагнетании будет больше. см п.1
  3. R134a надо меньше от объема R12 , если фукнуть столько же, можно отгрести гидроудар компрессора. Заправка должна осуществляться поэтапно.
  4. Холодопроизводительность системы будет меньше, т.е. кондей хуже холодит, потому что R134а менее калорийный. Для устранения проблемы необходимо подбирать расширительную трубку от Э2 как минимум, если подойдет и использовать испаритель от Э2.
  5. Проблема текучести 134-го через любые шланги так и не решена до конца, по этому в Э2 используют спец.шланги, а на 92-94 годах этого не было в помине, просто не было необходимо­сти.
  6. Необходима обязательная замена масла в компрессоре, т.к. для R12 оно минеральное или алкилбензольное, а для R134а обязательно полиэфирное. Полиэфирное масло очень любит растворять медь, это в качестве страшилки, если в системе есть медные прокладки или детали, попрощаемся, медь будет плавно растворена и перемещена на другие детали. Остаток масла для R12 должен быть не быть не более 5%, значит промывка, многоступенчатая.
  7. Менять фильтр осушитель от Э2, с адсорбентом-молекулярным ситом, расчитаный на структуру молекул 134-го фреона, т.к гигроскопичность 134-го в 3 раза выше 12-го.
  8. Обезвоженный R12 нейтрален к любым металлам, невзрывоопасен, R134а тоже нейтрален, но его масло любит медь, к тому же при попадании в систему с R134а воздуха и сжатии, образуется горючая смесь, но у нас система маленькая, по емкости, так что это не сильно страшно
    и т.д.

В общем, чтоб сделать правильную замену фреона нужно сильно потратиться. Чтоб потом не говорить, блин, куда девается фреон, почему клинит компрессор, почему не холодит кондей, да и вообще кондей это плохо, т.к. задолбался ремонтировать.

Не вздумайте 134-й в 12-й добавлять, будет нехорошо.

Не слушайте разводилово, по секрету, от спеца, что недавно от бороны отлучился. “Спецам” пофиг ресурс вашего кондея. Чем чаще проблемы, тем больше рубица бабла.

Есть рекомендации производителей кондиционеров. Там не совсем дураки работали. Без обид, просто кондициони­рование это сложно, местами совсем сложно.

Фреоны этих двух типов несовместимы, заправка автомобильных кондиционеров фреоном R134 вместо фреона R12 (и наоборот) почти неминуемо выводит кондиционер из строя из-за образования твердых продуктов реакции разных фреонов (и разных масел)

Как аргумент полной смены 12-го на 134-й:

R12 хлоросодержащий фреон. Сие особенно актуально для курящих, ибо при утечке R12 он будет разлагаться от сигареты прямо под вашим носом, образуя в т.ч. фосген. определенная доза которого приводит к параличу сердечной мышцы и остановке сердца.

134-й в этом плане менее опасен. он просто взрывается если что но чтобы получить такую концентрацию его в воздухе — надо опорожнить целый баллон в салоне.

Дополнение 2, медицинское:

12-й начинает разлагаться при t>330гр, с образованием хлорида водорода, фтористого водорода и следов фосгена.

134-й, разлагаясь, выделяет фтороводород, синоним — плавиковая кислота. В общем тоже весело… При высоких концентрациях — раздражение глаз и слизистой носа, слезотечение, блефароспазм, слюнотечение; могут развиться медленно заживающие изъязвления конъюнктивы глаз, слизистых носа, полости рта, гортани и бронхов, гнойный бронхит, носовые кровотечения. Иногда рвота, колики, симптомы действия на центральную нервную систему, ощущение удушья, приступы тетании. Сердечно-сосудистые повреждения: изменение проводимости, острая дилатация сердца, нарушение коронарного кровообращения, падение кровяного давления, выраженная недостаточность кровообращения. Функциональные заболевания печени; возможно развитие токсического гепатита. Нефропатия. Увеличение содержания гемоглобина и эритроцитов в крови, замедленная РОЭ, лейкопения, нейтропения, относительный лимфоцитоз. Исходом отравлений могут быть бронхиты, пиевмосклероз, броихоэктазы, дистрофические изменения миокарда, поражения печеии. При очень высоких концентрациях — спазм гортани и бронхов. Смерть в результате поражения легких (кровоизлияния и отек). Хроническое отравление может вызываться даже небольшими концентрациями за счет фторид-иона, обладающего высокой токсичностью.

Читайте также: