Гора тип тяв холодильник

Обновлено: 17.05.2024

Если у вас в Самаре несколько дней, то очень рекомендую не увлекаться архитектурными шедеврами (хотя сделать это трудно), а выделить хотя бы полдня на прогулку по горам. Гора Тип-Тяв — самая высокая точка Сокольих гор и Самары. Добраться сюда гораздо проще, чем в Самарскую Луку, а эпичность видов легко даст фору Жигулевским горам. Так что (строго ИМХО), это место из разряда маст си в Самаре.

Провести на горе Тип-Тяв можно и пару часов (увидеть и сфотографировать самое основное), и целый день (погулять по лесу, отравиться кислородом, устроить пикник — мест для пикника здесь несколько). В этой статье разберемся, как добраться до горы Тип-Тяв, что посмотреть и как правильно проложить маршрут.

Гора Тип-Тяв вместе с горой Серной на противоположном берегу Волги — это так называемые Жигулевские ворота, которые еще называют парадным входом Волги. Я живу на Волге, много ездила по Волге и могу сказать с уверенностью, что Жигулевские ворота — одна из самых красивых пейзажных волжских локаций, которая по красоте может поспорить с Плесом и стрелкой в Нижнем Новгороде.

Как добраться до горы Тип-Тяв

Гора Тип-Тяв находится в поселке Красная Глинка. Это район Самары, достаточно удаленный от центра города. Доехать туда можно на автобусах, большая часть которых идет с ж/д вокзала. Это автобусы №1 и 50. Маршрут проходит по всей Самаре, просто смотрите в 2Gis остановки, где можно сесть по ходу движения.

Ехать полтора часа: через весь город, со всеми остановками, долго в общем. Это дачный маршрут, поэтому в выходные и праздничные дни автобус набивается битком, но мы ехали с вокзала, поэтому сидели и несильно страдали от давки, скорее от скуки: за окном смотреть не на что, все новая застройка. Едем до конечной — автостанции Красная Глинка.

Прямо у остановки — церковь Алексия, митрополита Московского.


Ее купола — своеобразный ориентир, их видно и с горы, и с Волги.

Вид на Тип-Тяв с Волги

Оценить масштабы и размеры горы Тип-Тяв можно только с теплохода.

Вид на Тип-Тяв с Волги

Отсюда до обзорной площадки 1,3 километра, при этом перепад высот — 130 метров. Большая часть дороги — по поселку, а вот что касается подъема в гору, то тут порадовать нечем: срывающиеся из-под ног камни делают подъем не очень приятным, а спуск — и вовсе опасным. Особенно некомфортно после дождя: размокшая земля ведет себя как лед, ноги уедут по ней, и оглянуться не успеешь, будьте осторожны и позаботьтесь о трекинговой обуви.

Маршрут прогулки


Уже в начале подъема начинают открываться красивые виды.

Вид на старицу реки Сок

Но они не могут конкурировать с той панорамой, которая откроется с обзорной площадки. Вид на Красную Глинку со смотровой горы Тип-Тяв.

Вид на Красную Глинку с горы Тип-Тяв


Отсюда же прекрасно виден горнолыжный спуск курорта Сок.

горнолыжный спуск курорта Сок

Визуально Волга кажется еще уже из-за старицы реки Сок:

старица реки Сок

старица реки Сок

старица реки Сок

Но самый главный вид — на Жигулевские горы.

Вид на Жигулевские горы

И на зуме — отлично видна гора Попова и Ширяево.

вид на Жигулевские горы

На этом можно остановиться и устроить прямо здесь пикник, а потом с чувством выполненного долга вернуться в Самару. А можно прогуляться по лесу.

Лесные тропинки на горе Тип-Тяв.

Лесные тропинки на горе Тип-Тяв

Вновь и вновь любоваться открывающейся панорамой Жигулевских гор.

вид на Жигулевские горы

От первой обзорной площадки чуть меньше двух километров по такой вот широкой дороге до следующей локации, там тоже есть место для пикника и тоже открываются прекрасные виды, разве что Ширяево становится чуть ближе))).

Слева направо последовательно видно четыре горы: Серная, Верблюд, Монастырская и Попова (далеко в дымке).

Вид на Жигулевские горы

Массив Сокольих гор, самой высокой точкой которого и является гора Тип-Тяв продолжается до устья реки Сок: по мосту можно добраться до его продолжения на противоположном берегу — Царева кургана. Но так далеко мы не планировали забираться

устье реки Сок

На следующий день мы отправились в Ширяево любоваться Жигулевскими горами уже вблизи.


И на правом, и на левом берегу Волги ещё до войны заключённые ГУЛАГа добывали камень для строительства на Бе-зымянке заводов и ТЭЦ. После войны камень понадобился для возведения ГЭС. Позже военные использовали штольни под хранение снарядов.

- Для укрепления сводов штолен мы обстреливали их цементом из специальных пушек, заливая все трещины, щели и пустоты. Потолок крепили металлическими штангами. Полы залили асфальтом, - рассказал один из строителей, начальник компрессорного цеха хладокомбината, а позже руководитель всего хладокомплекса под горой Анатолий СКИВКО. – Долгое время не могли заморозить горную породу. Температура снижалась с плюс 10 до нуля почти три года. Дальше пошло быстрее: и гора превратилась в искусственный ледник, промёрзнув на толщу в 11 метров!

Рыбная гора

Мойва под пиво

Анатолий Скивко вспоминает, что тогда нототения продавалась по цене осетровых – 4,5 руб. А

Постепенно народ рыбу распробовал. И Куйбышевской области понадобились новые хранилища. В конце 70-х годов в связи со сдачей в эксплуатацию новокуйбышевского, тольяттинского и сызранского хранилищ и началом проектирования новой очереди ледника в горе – со стороны Сока - в город из Калининграда прибыл и плавучий холодильник.

Ева была Генриеттой

Океанский рыбовоз простоял в заливе реки Волги, у въезда в областной центр, почти четверть века, рождая многочисленные легенды (одну из которых, о том что корабль носил имя Евы Браун, напрочь отмёл Анатолий Скивко, сопровождавший корабль из калининградского порта до Волги), пока новый директор хладокомбината не приказал разрезать его на металлолом, все механизмы и устройства разобрать, а пробку сжечь.

Сейчас в горе-холодильнике работает не более сорока человек. Огромные территории хранилища не заполнены и на двадцатую часть. И это в то время, как, по прикидкам ООН, общих запасов продовольствия во всём мире хватает всего на 116 дней.

На левом берегу Волги, у подножья Сокольих гор, разместился посёлок Красная Глинка. Именно туда мы и отправились майским днём, ведь из посёлка легче всего подняться на так называемый левобережный створ Жигулёвских ворот - гору Тип-Тяв.

01а..jpg

01. Оставляем машину на улице Батайской, где прямо за девятиэтажками виден заросший лесом склон Тип-Тяв. По крутым лестницам поднимаемся через гаражи к горе. Юго-западный склон срезан карьером, в начале прошлого века здесь велась добыча известняка открытым способом.

02..jpg


02. Хотя мы в самом начале пути, но уже восхищены открывшимся видом на Волгу и Жигулёвские горы. Здесь бывает довольно много отдыхающих, на одной из скал сложен импровизированный каменный очаг.

03..jpg

03. На берегу видны дома посёлка 41-й км.

04..jpg

04.

05. Евгений Евтушенко писал:
Люблю ее всю в пятнах света,

05..jpg

06..jpg

06. Как дома на диване.

07..jpg

07. Вот только диванчик высоковат!

08..jpg

08. От берега поднимаемся на гору по крутой и заросшей дороге, которая идёт к ретранслятору на самой вершине.

10..jpg

10. Проходим мимо дач, расположенных на склоне горы. Середина мая - вокруг всё цветёт.

11..jpg

11.

12..jpg

12.

13..jpg

13. Грунтовая дорога свернула в сторону, а мы решили подняться к вершине по заросшей тропинке под высоковольтной ЛЭП.

14..jpg

14. На тропе на каждом шагу встречаются трамплины и вот такие "землянки в три наката". Первоначально подумали, что это самодельная трасса сноубордистов. Но позже мы узнали - это самодельная велофрирайдная трасса.


14а. Фото с интернета. Принципиальная особенность фрирайда – передвижение по сложным трассам с большим количеством самых разнообразных препятствий. Проехать их на обычном велике просто невозможно, именно поэтому в этой области используются специальные велосипеды для фрирайда. Преимущества катания в таком стиле – это возможность получить незабываемые ощущения и насладиться природными красотами.

15..jpg

15. Наконец мы наверху. Остановились передохнуть на площадке опоры ЛЭП. С вершины Тип-Тяв взгляду открывается огромное пространство.

16..jpg

16. Посёлок Красная Глинка, как на ладони. Трубы градообразующего завода "Электрощит" и рядом обязательный атрибут российской демократии - гигантский строящийся храм Во Имя Святителя Алексия.

17..jpg

17. Где еще, как не в горах, можно увидеть, что небо становится ниже земли?

18..jpg

18.

19..jpg

19. Немного пройдя по вершине, выходим к триангуляционной (геодезической, топосъёмочной) вышке класса А. С помощью триангуляционных вышек можно с огромной точностью смоделировать поверхность ландшафта на какой-то определенной местности.

20..jpg

20. А вот и ретранслятор, увешанный разнообразными антеннами и приборами. Высота его около 40 метров.

21..jpg

21.

22..jpg

22. Старенький УАЗ обслуживающего персонала. Въехать на гору можно только на внедорожнике.

23..jpg

23. Тропа выводит на западный склон горы.

24..jpg

24. Небольшая площадка для пикника у самого обрыва к Волге.

25..jpg

25. Красную Глинку отсюда не видно, зато открывается живописная картина Волги на фоне Жигулёвских гор. На противоположном берегу, между горами Белая и Серная, находится Гаврилова Поляна.

20160806_124805.JPG

26. А это прошлогоднее фото с Гавриловой Поляны. Белым пятном выделяется срезанный карьером западный склон горы Тип-Тяв. Наверху зелёная шапка леса и едва различимый ретранслятор. Недалеко от него мы сейчас и находимся.

26..jpg

28. Гора Серная, образующая правобережную часть Жигулёвских ворот, прекрасно видна каждому волжскому путешественнику. Свое имя она получила в 1720 году, когда на ней были обнаружены крупные запасы кристаллической серы. Тогда по личному указу Петра I сюда из Сергиевска был переведен Сергиевский серный завод.

27..jpg


29. Отсюда сполна можно насладиться величественностью горного массива, окружающего Волгу. А ведь в конце 30-х годов прошлого века именно в этом месте решено было построить Куйбышевскую ГЭС. Но спустя несколько лет план строительства был изменён и гидроузел построили выше по течению, около нынешнего Тольятти и Жигулёвска.

28..jpg

30. Есть легенда о горе Тип-Тяв, о Сокольих и Жигулёвских горах - это легенда о двух братьях Соколе и Жигуле. В ней говорится о том, что Жигуль полюбил красавицу Волгу. Завистливый же Сокол решил воспрепятствовать этой любви и велел своей собаке помешать их встрече. Узнав об этом, красавица Волга оттолкнула обоих братьев и пробежала между ними. Собака Сокола лишь успела тявкнуть им вслед. Так с тех пор и стоят два брата Сокол и Жигуль по разным берегам Волги.

29..jpg

31. Под горой проходит автодорога из Самары в Аэропорт Курумоч,Тольятти и самый короткий путь в посёлок Волжский. Эта дорога была построена в начале 50-х годов прошлого века, во время строительства Куйбышевского гидроузла.

30..jpg

32. По склону горы двигаемся на север, в сторону Сокского карьера. Вершина с ретранслятором остаётся позади.

31..jpg

33.На западном склоне горы находится несколько открытых площадок для обзора прекрасных видов на Волгу и окрестности на многие километры. На одной из них встречаем приятных и интересных в общении молодых людей. Они так же, как и мы, фотографируют восхитительные пейзажи. Именно Евгений и рассказал нам о велофрирайде, про который я писал выше.

32..jpg

34. По крутому отвалу спускаемся ещё ниже. Такие срезы остались от добычи известняка открытым способом. Разработка велась вручную, а из-за крутизны горы была опасным делом, поскольку часто случались обвалы и камнепады.

33..jpg

35.

34..jpg

36. На самом краю обрыва какой-то добрый человек соорудил лавочку для усталых путников.

35..jpg

37.

36..jpg

38. Недалеко от лавочки вот такой обеденный стол, а позади - искусно сооружённая жаровня.

38..jpg

40. Выходим на дорогу, ведущую к карьеру.

39..jpg

41. С западного склона дорога сворачивает в лес, буквально заросший ландышами. Весна в этом году немного задержалась, и сами цветы ещё не распустились, хотя обычно, к моему дню рождения 15 мая, они уже во всю цветут.

40..jpg

42.

41..jpg

43. И вот мы выходим ещё к одной достопримечательности горы Тип-Тяв - Сокскому карьеру. Карьеры в Сокольих горах появились ещё в конце 19 века. После очередного пожара в Самаре в 1869 году губернское начальство издаёт указ о строительстве в старом городе только кирпичных домов. Это и стимулировало добычу камня и известняка в Сокольих горах, а также на другой стороне Волги, в районе Ширяевского оврага.

44. В районе Сокского карьера до середины 50-х годов прошлого века камень добывали в основном буровзрывным способом из штолен. В 1958 году заключённых заменили вольнонаёмные рабочие, а в 1960 штольни были законсервированы, так как Сокское карьероуправление стало вести добычу открытым карьерным способом. К тому времени объем изъятой породы из штолен составлял около 1 млн. кубометров, протяжённость галерей - более 50 километров, а площадь выработки - 50 гектар.

При разработке карьера часть штолен была срыта, а часть оставшихся галерей обрушилась и разделилась на несколько частей.

42..jpg

43..jpg

45. В результате выработки образовался грандиозный карьер с крутыми обрывистыми склонами. Он находится внутри горы и так выкопан, что его практически не видно со стороны реки Сок.

44..jpg

46. Объём работ потрясает. И это только закрытый Западный карьер, а есть ещё два работающих, Центральный и Восточный.

45..jpg

47. В горе напротив находятся штольни Сокские-1, а у нас под ногами входы в Сокские-2. Уже вечерело, спуск к штольням и прогулку по карьеру решили отложить на следующую поездку.

46..jpg

48. В лесу проходит дорога по краю карьера и позволяет осмотреть его весь.

47..jpg

49.

48..jpg

50.

50..jpg

52. Тропинка выводит нас к гаражам на краю посёлка. Прогулка была замечательной. Этот маршрут вряд ли подойдет для семейного отдыха и пикников. А вот если у вас уже есть опыт хождения по пересеченной местности и навыки подъема на горные кручи - этот маршрут для вас. Он очень интересный, много мест для фотосъемки и созерцания природы.

14 мая 2017 года.

Другие фотоочерки о прогулках по Самарской Луке Вы можете посмотреть в моём блоге: Фотоочерки Александра Усталова
или войдя в Тематический каталог моих записей.

В Самаре ученые-спелеологи превратили бывший секретный объект, в котором во времена СССР хранился стратегический запас продовольствия, в популярную туристическую достопримечательность. Это так называемая гора-холодильник Тип-Тяв.

Хладокомбинат №2 внутри горы организовали в 37 году прошлого века. В штольнях, образовавшихся после добычи известняка, хранили продукты для заключенных, которые трудились на горных выработках. А с конца пятидесятых в недра горы стали завозить продовольствие на случай войны – тушенку, рыбу, овощные консервы, сгущенку. Специалисты говорят, законсервированной здесь еды одному городу-миллионнику хватило бы на два года. Кроме того, именно здесь хранилось сливочное масло для всего Советского Союза.

В этой морозильной камере сохранились трубы, по которым подавался реагент, и остатки вентиляционных коммуникаций. Впрочем, за годы работы хладокомбината, каменные стены промерзли на 10 метров в глубину, поэтому сейчас здесь морозно без холодильных установок. В наиболее отдаленных штольнях температура воздуха доходит до минус 10 градусов. Сверху – 80-метровая горная толща.

"Был шокирован и удивлен, какие здесь масштабы всей этой постройки, какие помещения, как они все использовались, какое огромное количество труда здесь вложено, все очень понравилось, ну да, вот единственное, что не учел, что там будет холодно, немножко оделся не по погоде", – рассказывают посетители Алина и Евгений.

Подготовить уникальный туристический маршрут длиной почти в полтора километра, организаторам удалось всего за неделю. Правда, для этого пришлось почти круглосуточно вывозить мусор: площадь гигантского холодильника – 11 квадратных километров. "Там очень много мусора было – доски, бочки, лед. очень много льда. Мы кололи лед, чтобы можно было ходить, не скользить", – отметила организатор туристического маршрута Вероника Панова.

Сейчас организаторы работают над созданием подземного бара: вся мебель и посуда в нем будут ледяными. И рассчитывают, что вскоре самарская гора-холодильник станет всемирно известным туристическим объектом.

Холодильник-гора не единственный секретный объект Советского Союза, который превратился в туристическую достопримечательность. В Самаре и в Москве организованы два музея в бывших бункерах Сталина. Также сейчас проводят экскурсии в Крыму на бывшей базе подводных лодок, которая располагается в Балаклаве.

Недалеко от речной стрелки там, где Сок встречается с Волгой, расположилась одна из вершин Сокольих гор – самая высокая точка Самары – 282 метра над уровнем моря – гора Тип-Тяв.





Сокские каменоломни не совсем простые, они обладают особой энергетикой. Не каждый человек, попавший внутрь земли, чувствует себя комфортно.
Если погрузиться в историю, то открывается, что в первой половине ушедшего века в Самаре было построено большое количество стратегических объектов. Это железнодорожные участки в 42 км от Безымянки до Красной Глинки и 60 км от Переволок до Сызрани. Это Куйбышевская ГЭС, авиационные заводы № 122 (ныне РКЦ "Прогресс") и 295 (ныне "Авиакор").
Был подъём экономики. Город развивался – строились автодороги Красноглинского узла и городские трамвайные пути, Безымянская теплоэлектроцентраль и Жигулевская электроподстанция, городская канализация, водопровод, радиостанция, камнедробильные и нефтеперерабатывающие заводы.
Разрабатывали гравийные карьеры и Сокские штольни.
Надо отметить, что карьеры в Сокольих горах появились ещё в конце 19 века, где добывался камень и известняк для строительства в старой Самаре кирпичных домов, во избежание многочисленных пожаров.
В 30-е годы прошлого века в Сокских штольнях шла добыча доломитового известнякового щебня в горе Тип-Тяф, на нужды химической промышленности и строительства ГЭС. В каменоломнях работало одновременно 500 человек в день, которые вручную грузили и вывозили взорванную ночью породу. В разработках, в основном, были заняты политзаключённые ИТЛ Самаралага и Безымянлага, а после их ликвидации к разработке привлекались вольнонаемники.
В 1960 годах штольни закрыли – порода была выработана.
Почти в самой середине карьера находится захоронение немецких военнопленных, когда-то занятых на работах в штольнях.
Деревянная арматура штолен за долгие годы истлела и сейчас, в том числе, из-за высокой подвижности грунта и скопления газов, существует высокая опасность обвалов и пожаров внутри каменоломен.


Но Сокские штольни – вторые в России по протяжённости подземных лабиринтов. Пещеры с каплепадами, ледяными сталактитами и сталагмитами у спелеологов считаются самыми популярными с конца прошлого века.


Читайте также: