Император белых чашек чайников архимандрит так писал о

Обновлено: 17.05.2024

   Побит камнями и закидан грязью,
   Будь терпелив.

  . помни каждый миг:
   Коль музыки коснешься чутким ухом,
   Разрушится твой дом,
   и, ревностный к наукам,
   Над нами посмеется ученик.

   Чем больше я гнал вас, коварные страсти,
   Тем меньше я мог насмехаться над вами.
   В твоей ли, пичужка ничтожная, власти
   Безмолвствовать в этом сияющем храме?

   Косые лучи, ударяясь в поверхность
   Прохладных листов, улетали в пространство.
   Чем больше тебя я испытывал, верность,
   Тем меньше я верил в твое постоянство.

   А ты, соловей, пригвожденный к искусству,
   В свою Клеопатру влюбленный Антоний,
   Как мог ты довериться, бешеный, чувству,
   Как мог ты увлечься любовной погоней?

   Зачем, покидая вечерние рощи,
   Ты сердце мое разрываешь на части?
   Я болен тобою, а было бы проще
   Расстаться с тобою, уйти от напасти.

   А вокруг старика
   Молодые шумят поколенья.
   Расцветая в садах,
   Сумасшедшая стонет сирень.

   Что ж ты плачешь, слепец?
   Что томишься напрасно весною?
   От надежды былой
   Уж давно не осталось следа.
   Черной бездны твоей
   Не укроешь весенней листвою,
   Полумертвых очей
   Не откроешь, увы, никогда.

   Разговор поэта с нищим слепцом продолжается, и становится еще более ясно, что это — разговор с самим собой:

   Да и вся твоя жизнь —
   Как большая привычная рана.
   Не любимец ты солнцу,
   И природе не родственник ты.
   Научился ты жить
   В глубине векового тумана.
   Научился смотреть
   В вековое лицо темноты.

   Вертя винтом, бежал моторчик
   С музыкой томной по бортам.
   К нему навстречу, рожи скорчив,
   Несутся лодки тут и там.

   И всюду сумасшедший бред,
   и белый воздух липнет к крышам,
   а ночь уже на ладан дышит,
   качается, как на весах.
   Так недоносок или ангел,
   открыв молочные глаза,
   качается в спиртовой банке
   и просится на небеса.

  . людские тела наливались, как груши,
   и зрели головки, качаясь, на них.
   Обмякли деревья. Они ожирели,
   как сальные свечи. Казалося нам —
   под ними не пыльный ручей пробегает,
   а тянется толстый обрывок слюны.

   Вертятся двери на цепочках,
   спадает с лестницы народ,
   трещит картонною сорочкой,
   с бутылкой водит хоровод.

  . простерли к небесам
   эмалированные руки
   и ели бутерброд от скуки.

   Мясистых баб большая стая.
   ……………………………………

  . курятник радости,
   амбар волшебного житья,
   корыто праздничное страсти,
   густое пекло бытия.

   А в описании его аттракционов фигурируют либо народ, либо метонимические образы типа колпаки красноармейские, либо иронически обобщающие слова: дамочки, девочки — богини красоты, красотки нежные, кавалеры, девки, девочка-душа.
   Мир, лишенный индивидуальности, мир массовой обеэличенности; даже Я повествователя, наблюдателя или поэта — отсутствует.
   Куда же подевались личности людей? Какая сила уничтожила их? Таких античеловеческих сил — несколько. Из них первая, наиболее ярко изображенная, — материально-потребительская: мясо, рыба, тесто, одежда, вино. Другая нивелирующая сила — массовые городские развлечения. Третья — устойчиво-традиционная рутина, укрепляемая современным государством.

   сирены дрогли на краю
   кривой эстрады.

   спадает с лестницы народ.

   и праздничный фейерверк над Невой, привлекающий бессмысленно-жадную до нехитрых радостей толпу; обезличенность достигла такого уровня, что об этом мире можно говорить, пользуясь отвлеченными существительными, почти что классическими аллегориями:

   С Народным домом успешно соперничает цирк, который

  . сияет, словно щит,
   Цирк на пальцах верещит,
   Цирк на дудке завывает.

   и в котором

   Толпа встает. Все дышат как сапожники,
   Во рту навар слюны кудрявой.

   III. Традиционная рутина. К таковой относится весь ритуал жизни — от рождения и крестин до бракосочетания и похорон, причем совершенно безразлично, к какой эпохе он, этот ритуал, относится, какое мировоззрение его определило:

  . и, принимая красный спич,
vсидит на столике кулич.

   Уж новый быт стучится в дверь.
   …………………………………….
  . новый быт несется вскачь —
   младенец лезет окарачь.
   …………………………
   А время сохнет и желтеет,
   стареет папенька-отец.
   ………………………….
   Но вот знакомые скатились,
   завод пропел: ура! ура!
   и новый быт, даруя милость,
   в тарелке держит осетра.
   …………………………
  . сидит на столике кулич.

   Увы! — сказал ему младенец, —
   уйди, уйди, кудрявый поп,
я — новой жизни ополченец,
тебе ж — один достался гроб.

   Ушли гости, ушел отвергнутый поп, настала ночь —

   Ура! ура! — заводы воют,
   картошкой дым под небеса,
   и вот супруги на покое
   сидят и чешут волоса.

   Грандиозному Гусю у Золя комически соответствует у Заболоцкого крохотный Цыпленок, рассказ о котором начинается с описания всемогущей    Сковороды:

   Как солнце черное амбаров,
   как королева грузных шахт,
   она спластала двух омаров,
   на постном масле просияв!
   Она яичницы кокетство
   признала сердцем бытия,
   над нею проклинает детство
   цыпленок, синий от мытья.
   Он глазки детские закрыл,
   наморщил разноцветный лобик
   и тельце сонное сложил
   в фаянсовый столовый гробик.

   К самовару:

   К сепаратору:

   Ода у зрелого Заболоцкого сохранится, но отчасти потеряет ироничность. Когда Заболоцкий скажет, обращаясь к деревьям:

   или — к человеку:

   или даже патетически:

   или, в другой функции:

   — то будет серьезен. Ранние же стихи неизменно содержат иронию.

u_samovara10

И.И.Машков. Натюрморт с самоваром. 1919

В словаре под редакцией Д.Ушакова у самовара есть два значения: первое - поразительно обыденное, второе (чаепитие) – больше соответствует тому, с чем ассоциируется самовар у русского человека. О первом значении словарь отстраненно сообщает:

Если отбросить последние слова, то остается прозаическое: приспособление для кипячения воды. Но кто за самовар примет титан, стоящий в каждом вагоне поезда и тоже нагревающийся с помощью угля!? Или кто назовет самоваром электрический чайник, тоже прибор, в котором кипятится вода!?

Нет, самовар несет в себе гораздо больше смыслов, среди которых словарный – до ужаса скучный, потому что лишен самого главного – души и поэтического аромата особо устроенной русской жизни, немыслимой без русской печки и чаепития у самовара, без которого стол - как вертеп без Богомладенца.

u_samovara9

В.И.Курдов. Медный самовар. 1926-1927 гг.

Жизнь - полузабытая, традиционная, без спешки и суеты, хлебосольная, с блинами и пирогами, где знали, кто в доме хозяин. Самовар, или самокип, как его называли в старину, превратился в символ России и в каждом доме, начиная с XIX века, стал самой большой драгоценностью.

И не только потому что стоил очень дорого, а потому, что без него дом переставал быть домом, стол – хлебосольным, а разговоры - приятными. Самовар - это целая поэма, разворачивающаяся в миф о русском человеке, русской жизни и русском быте.

Смеркалось; на столе блистая
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая;
Под ним клубился легкий пар.
Разлитый Ольгиной рукою,
По чашкам темною струею
Уже душистый чай бежал,
И сливки мальчик подавал;
(А.Пушкин. Евгений Онегин)

russkij_samovar

В.Кирдий. Б.Кустодиев в Мытищах

Самовар – символ традиционного русского уюта, такой же, как камин – символ традиционного европейского. Самовар - это русская идея, отлитая в форму пузатого самокипа, очень похожего на душу русского человека: несуетного, медлительного, большого, могучего и сильного, который делится жаром и духом с преизбытком.

Не случайно в старину самокип ласково называли Самоваром Ивановичем, о нем писали стихи и песни, слагались поговорки и пословицы, а при разорении самовар первым уходил с молотка, как самая ценная вещь, потому что был душой дома: разорялся не дом, а его душа.

Вчера, из любопытства, зашла в свой антикварный магазин, посмотреть, есть ли самовары и сколько они стоят. Есть, самые настоящие - с топкой для угля и с трубой. Хотела купить, но цены… Как в те, столетней давности, времена: самый дешевый - пятнадцать тысяч, самый дорогой - пятьдесят.

Возвращение к традициям русской жизни стоит нынче дорого. Но все-таки, хочется почувствовать, что это такое – русское чаепитие, о котором любимый Даниил Хармс писал:

u_samovara7

И Николай Заболоцкий - вторит ему:

Самовар, владыка брюха,
Драгоценный комнат поп!
В твоей грудке вижу ухо,
В твоей ножке вижу лоб.
Император белых чашек,
Чайников архимандрит,
Твой глубокий ропот тяжек
Тем, кто миру зло дарит.
Я же — дева неповинна,
Как нетронутый цветок.
Льется в чашку длинный-длинный,
Тонкий, стройный кипяток.
И вся комнатка-малютка
Расцветает вдалеке,
Словно цветик-незабудка
На высоком стебельке.

u_samovara5

Кипятиться может не только вода, но и металл, и речной поток, и водопад, и море, и стекло, и человек, и работа. В Евангелии живая вода, о которой говорит Иисус с самарянкой, кипит (скачет) в живот вечный, а теплохладным называется человек мертвый, не способный к горячей и страстной вере.

u_samovara6

Е.Шестаков. У самовара

Кипеть – значит избыточествовать, изобильно что-нибудь источать: добро и любовь или злобу и месть. О земле Обетованной читаем: она кипит молоком и медом, а о горделивом фарисее - что он пыжится и надмевается, кипя самим собой и своей праведностью.

Раньше монахи называли кипяток укропом, т.к. он при кипении разбрасывал много мелких брызг, как при кроплении в церкви. Позднее это слово перешло на ароматический цветок, ныне известный как укроп потому что очень схож с брызгами.

Как поднимается в самоваре температура, определяли на слух: сначала он только шумит, все сильнее и сильнее, а когда закипит, начинает петь протяжным гудком. Эти самоварные звуки входили в русского человека и стоило только их услышать, в памяти вставали картинки из русской жизни.

Б.Кустодиев. За самоваром

u_samovara10

И.И.Машков. Натюрморт с самоваром. 1919

В словаре под редакцией Д.Ушакова у самовара есть два значения: первое - поразительно обыденное, второе (чаепитие) – больше соответствует тому, с чем ассоциируется самовар у русского человека. О первом значении словарь отстраненно сообщает:

Если отбросить последние слова, то остается прозаическое: приспособление для кипячения воды. Но кто за самовар примет титан, стоящий в каждом вагоне поезда и тоже нагревающийся с помощью угля!? Или кто назовет самоваром электрический чайник, тоже прибор, в котором кипятится вода!?

Нет, самовар несет в себе гораздо больше смыслов, среди которых словарный – до ужаса скучный, потому что лишен самого главного – души и поэтического аромата особо устроенной русской жизни, немыслимой без русской печки и чаепития у самовара, без которого стол - как вертеп без Богомладенца.

u_samovara9

В.И.Курдов. Медный самовар. 1926-1927 гг.

Жизнь - полузабытая, традиционная, без спешки и суеты, хлебосольная, с блинами и пирогами, где знали, кто в доме хозяин. Самовар, или самокип, как его называли в старину, превратился в символ России и в каждом доме, начиная с XIX века, стал самой большой драгоценностью.

И не только потому что стоил очень дорого, а потому, что без него дом переставал быть домом, стол – хлебосольным, а разговоры - приятными. Самовар - это целая поэма, разворачивающаяся в миф о русском человеке, русской жизни и русском быте.

Смеркалось; на столе блистая
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая;
Под ним клубился легкий пар.
Разлитый Ольгиной рукою,
По чашкам темною струею
Уже душистый чай бежал,
И сливки мальчик подавал;
(А.Пушкин. Евгений Онегин)

russkij_samovar

В.Кирдий. Б.Кустодиев в Мытищах

Самовар – символ традиционного русского уюта, такой же, как камин – символ традиционного европейского. Самовар - это русская идея, отлитая в форму пузатого самокипа, очень похожего на душу русского человека: несуетного, медлительного, большого, могучего и сильного, который делится жаром и духом с преизбытком.

Не случайно в старину самокип ласково называли Самоваром Ивановичем, о нем писали стихи и песни, слагались поговорки и пословицы, а при разорении самовар первым уходил с молотка, как самая ценная вещь, потому что был душой дома: разорялся не дом, а его душа.

Вчера, из любопытства, зашла в свой антикварный магазин, посмотреть, есть ли самовары и сколько они стоят. Есть, самые настоящие - с топкой для угля и с трубой. Хотела купить, но цены… Как в те, столетней давности, времена: самый дешевый - пятнадцать тысяч, самый дорогой - пятьдесят.

Возвращение к традициям русской жизни стоит нынче дорого. Но все-таки, хочется почувствовать, что это такое – русское чаепитие, о котором любимый Даниил Хармс писал:

u_samovara7

И Николай Заболоцкий - вторит ему:

Самовар, владыка брюха,
Драгоценный комнат поп!
В твоей грудке вижу ухо,
В твоей ножке вижу лоб.
Император белых чашек,
Чайников архимандрит,
Твой глубокий ропот тяжек
Тем, кто миру зло дарит.
Я же — дева неповинна,
Как нетронутый цветок.
Льется в чашку длинный-длинный,
Тонкий, стройный кипяток.
И вся комнатка-малютка
Расцветает вдалеке,
Словно цветик-незабудка
На высоком стебельке.

u_samovara5

Кипятиться может не только вода, но и металл, и речной поток, и водопад, и море, и стекло, и человек, и работа. В Евангелии живая вода, о которой говорит Иисус с самарянкой, кипит (скачет) в живот вечный, а теплохладным называется человек мертвый, не способный к горячей и страстной вере.

u_samovara6

Е.Шестаков. У самовара

Кипеть – значит избыточествовать, изобильно что-нибудь источать: добро и любовь или злобу и месть. О земле Обетованной читаем: она кипит молоком и медом, а о горделивом фарисее - что он пыжится и надмевается, кипя самим собой и своей праведностью.

Раньше монахи называли кипяток укропом, т.к. он при кипении разбрасывал много мелких брызг, как при кроплении в церкви. Позднее это слово перешло на ароматический цветок, ныне известный как укроп потому что очень схож с брызгами.

Как поднимается в самоваре температура, определяли на слух: сначала он только шумит, все сильнее и сильнее, а когда закипит, начинает петь протяжным гудком. Эти самоварные звуки входили в русского человека и стоило только их услышать, в памяти вставали картинки из русской жизни.

Б.Кустодиев. За самоваром

Календарь Страны Мастеров (июль – сентябрь)

Самовар, владыка брюха,
Драгоценный комнат поп!
В твоей грудке вижу ухо,
В твоей ножке вижу лоб!

Император белых чашек,
Чайников архимандрит,
Твой глубокий ропот тяжек
Тем, кто миру зло дарит.

Я же — дева неповинна,
Как нетронутый цветок.
Льется в чашку длинный-длинный,
Тонкий, стройный кипяток.

И вся комнатка-малютка
Расцветает вдалеке,
Словно цветик-незабудка
На высоком стебельке.
Николай Заболоцкий.

САМОВАР Самовар, владыка брюха, Драгоценный комнат поп! В твоей грудке вижу ухо, В твоей ножке вижу лоб! Император белых чашек, Чайников архимандрит, Твой глубокий ропот тяжек Тем, кто миру зло дарит. Я же — дева неповинна, Как нетронутый цветок. Льется в чашку длинный-длинный, Тонкий, стройный кипяток. И вся комнатка-малютка Расцветает вдалеке, Словно цветик-незабудка На высоком стебельке. Николай Заболоцкий. фото 1

Самовары: история появления

Самовар издавна считался символом русского гостеприимства, он был неотделимой частью жизни нашего народа. Не смотря на то, что в Китае существует прибор со сходным устройством, настоящий самовар можно увидеть только в России.

Что же стало причиной появления самовара? Конечно же, чай, который впервые из Азии завезли в Россию в 17 веке. Интересно, что вначале этот напиток использовался знатью только как лекарство, но постепенно чай стал достойным конкурентом русского сбитня, для приготовления которого использовали сбитенник. Этот прибор внешне был очень похож на чайник, но внутри него находилась труба, предназначенная для закладки угля. Именно сбитенник стал прародителем самовара.

САМОВАР Самовар, владыка брюха, Драгоценный комнат поп! В твоей грудке вижу ухо, В твоей ножке вижу лоб! Император белых чашек, Чайников архимандрит, Твой глубокий ропот тяжек Тем, кто миру зло дарит. Я же — дева неповинна, Как нетронутый цветок. Льется в чашку длинный-длинный, Тонкий, стройный кипяток. И вся комнатка-малютка Расцветает вдалеке, Словно цветик-незабудка На высоком стебельке. Николай Заболоцкий. фото 2

До сих пор неизвестно, кто и когда сделал первый самовар. Первое документальное упоминание о тульских самоварах связано с 1778 годом. Тогда братья Иван и Назар Лисицыны изготовили самовар в небольшой мастерской, которую соорудил еще их отец.

Всего лишь 25 лет понадобилось братьям, чтобы превратить мастерскую в небольшую фабрику с капиталом в 3000 руб. и доходом 1500 руб. ( потеем временам, деньги – ого-го какие!) Уже тогда на ней трудились 26 человек. Дело братьев продолжил сын Назара, Никита. Однако уже спустя столетие не осталось никого из рода Лисицыных. Но до сих пор их самовары славятся своей формой и разнообразной отделкой. Музей самоваров Тулы может похвастаться огромной коллекцией творений этих великих мастеров.

Однако Лисицыны были все же не единственными, кто понял, что производство самоваров – дело достаточно прибыльное. К 1808 году уже восемь тульских фабрик выпускали самовары, в 1812 году Василий Ломов открыл свою фабрику, на которой изготавливали около 1000 самоваров ежегодно. За высокое качество изделий в 1940 году их самовары получили право носить государственный герб.

Сколько же стоил самовар? В те времена его стоимость зависела от веса. Латунный самовар можно было купить за 64 руб/пуд, а медный стоил 90 руб/пуд.

Тем временем производство самоваров все расширялось. Уже к 1850 году существовало 28 фабрик, которые ежегодно производили 120 тысяч самоваров и другие изделия из меди. А в 1890 году количество фабрик возросло до 77, на которых работало более 1300 человек.

САМОВАР Самовар, владыка брюха, Драгоценный комнат поп! В твоей грудке вижу ухо, В твоей ножке вижу лоб! Император белых чашек, Чайников архимандрит, Твой глубокий ропот тяжек Тем, кто миру зло дарит. Я же — дева неповинна, Как нетронутый цветок. Льется в чашку длинный-длинный, Тонкий, стройный кипяток. И вся комнатка-малютка Расцветает вдалеке, Словно цветик-незабудка На высоком стебельке. Николай Заболоцкий. фото 3

Тульские самовары покоряют Россию !
Что повлияло на столь быстрое развитие самоварного промысла в Туле? Во-первых, близость Москвы и выгодное географическое положение. Во-вторых, наличие железорудных месторождений. И, в-третьих, только в Туле было такое количество отличных мастеров, умеющих работать с металлом.

Как же смогли тульские самовары покорить всю территорию России? Каждый год на Нижегородскую ярмарку по реке Оке переправляли сотни тысяч самоваров. Такой вид транспортировки был самым дешевым и одновременно самым безопасным для самоваров. Их упаковывали по дюжине в специальные ящики. Наполненный ящик весил около 4 пудов. К этому времени стоимость самоваров снизилась, поэтому за 90 рублей можно было приобрести дюжину самоваров.

У самых известных и успешных фабрикантов, например, Сомова и Ломова, были магазины не только в Туле, но и в Москве, и Петербурге.

Часто профессия самоварщика переходила от отца к сыну. Однако обучиться ей было очень непростым делом. Более трех лет будущим мастерам приходилось обучаться этому ремеслу. Весь процесс производства самовара проходил в домашних условиях, на фабрике лишь собирали самовар из уже готовых элементов и отделывали его. Иногда целая деревня занималась изготовлением только одной из 14 деталей. Сдавали изготовленные детали раз или два в неделю. Работы в домашних условиях могли прерываться лишь летом, чтобы была возможность проводить полевые работы. Практически не было случаев, когда мастер полностью создавал сам весь самовар, существовало всегда четкое разделение рабочих по семи направлениям.

Такая известность породила множество фабрик-однофамильцев. Например, фабрик Баташевых к концу 19 века было более 10. Однако реальные наследники В.С.Баташева тоже имели свою фабрику, которая к началу 19 века выпускала самовары 54 разных фасонов. Они были лидерами благодаря их качеству и оригинальности отделки, изделия принимали участие во множестве выставок. Сейчас многие самовары Баташевых находятся в Тульском музее, среди которых есть набор самоваров, выполненный специально для царской семьи.

САМОВАР Самовар, владыка брюха, Драгоценный комнат поп! В твоей грудке вижу ухо, В твоей ножке вижу лоб! Император белых чашек, Чайников архимандрит, Твой глубокий ропот тяжек Тем, кто миру зло дарит. Я же — дева неповинна, Как нетронутый цветок. Льется в чашку длинный-длинный, Тонкий, стройный кипяток. И вся комнатка-малютка Расцветает вдалеке, Словно цветик-незабудка На высоком стебельке. Николай Заболоцкий. фото 4

Самовар и традиции чаепития !

Несмотря на то, что с момента создания первых самоваров технологии производства изменились, традиции чаепития сохранились и до сегодняшнего дня.

Традиционно кругленький самовар в каждой семье стоял в центре стола, как бы объединяя людей, сидящих за ним, он был символом добра и уюта в доме. Если на Востоке во время церемонии чаепития человек углублялся в себя, то в России, напротив, чаепитие духовно связывало людей.

Самовар стал символом покоя, не давал за столом разгораться ссорам, сдерживал людей.

Отличался и чай, который заваривали в России. Он не содержал цветков растений, как в Китае, не был зеленым, как в Америке, или черным, как в Англии. Русский чай всегда готовился из верхушечной почки растения и заваривался обязательно с сахаром. Кроме того, так сложилось, что мужчины пили чай из стеклянных стаканов, а женщины использовали чашки из китайского фарфора.

Каждая семья, у которой сохранился тульский самовар до сегодняшних дней, должна беречь его. Ведь самовар – часть русской культуры, русских традиций и русской души.

Читайте также: