Как проверить позистор холодильника

Обновлено: 06.05.2024

Как проверить реле и мотор на холодильнике Indesit и Атлант

Как проверить реле пуска двигателя на холодильнике Индезит и Атлант

Для начала вы должны понимать что на холодильниках Атлант и Индезит стоят практически одинаковые моторы — это либо двигатель от бренда Danfoss (на данный момент фирма Secop), либо сделанный по его лицензии на заводе Атлант. Есть ещё один компрессор, который отличается от Дэнфосса, речь идёт о моторе, который выпускается именно концерном Атлант, какой из них надёжнее я сказать не решаюсь, но что касается атлантовского движка, то на данный момент на одноимённых холодильниках, я его уже практически не встречаю, в основном ставятся двигателя от Danfoss. Различить оригинальный Атлант от лицензии, можно элементарно, достаточно посмотреть на реле пуска двигателя (ниже вы можете увидеть фото). Вот с этого момента уже можно говорить о том, как проверить мотор на холодильнике Атлант и Индезит. В первую очередь, надо перечислить признаки неисправности реле и двигателя

  • Двигатель не запускается
  • Двигатель запускается на несколько секунд и глохнет
  • После включения в розетку, мотор работает очень тихо и через несколько секунд отключается
  • Компрессор не запускается после 1 отключения, то есть холодильник набирает холод, отключается, а потом запуститься не может

Дальше по порядку мы будем разбираться со всеми этими пунктами, но для начала обратите внимание на картинки, которые расположены ниже

Почему не включается холодильник Атлант

Фото пускового реле мотора Атлант

Почему не запускается холодильник Indesit

Фото пускового реле мотора Danfoss

Как проверить пусковое реле мотора

Начнём с первого пускового реле, то есть именно для атлантовского двигателя. Это реле горит довольно редко, но действительно такое случается. В первую очередь надо до него добраться и в данном случае, самый верный способ его проверить, это поставить на заведомо рабочий двигатель, если компрессор будет работать в нормальном режиме, то скорее всего релюшка целая и проблему надо искать в моторе. Я всегда советую, своим клиентам сделать следующие, просто снять данную деталь с двигателя и принести ко мне в мастерскую. За проверку, я денег никогда не беру, как закон другие мастера поступают также, тут главное не стесняться. Поймите во-первых вы облегчите работу мастера, тем что ему не придётся просто так выезжать на дом, а во-вторых вы уже будете знать к чему готовиться. Продолжим тему и посмотрим, что в этом реле может выйти из строя и вообще как оно работает

  1. Позистор → Некоторые называют эту деталь таблеткой или терморезистором. Выполнена она действительно в форме таблетки и выполняет следующую функцию — после запуска двигателя этот термоэлемент нагревается, при этом возрастает его сопротивление, в результате пусковая обмотка отключается. Тут важно знать, что в холодном состоянии сопротивление позистора около 30 Ом, в нагретом состоянии оно уходит в килоомы. В общем иногда этот терморезистор рассыпается и в результате двигатель не может запуститься, так как на пусковую обмотку не поступает электричество
  2. Защитная спираль → Сделана она из вольфрамовой проволоки и в случае если она нагревается, биметаллическая пластина, которая находится обычно сверху или сбоку, размыкает контакт — таким образом двигатель отключается, проще говоря, эта спираль выполняет роль предохранителя. Отключение от электричества происходит вследствие того, что мотор начал потреблять ток выше нормы, обычно так происходит когда на обмотках возникает короткое замыкание. Сопротивление спирали, находится в районе 1,5 Ом. Если вы проверили её сопротивление и оказалось, что спираль в обрыве, то на 99% вам придётся менять двигатель

Из практики могу сказать так, если ваш холодильник включается всего на несколько секунд, то в большинстве случаев виновато в этом не реле а двигатель. Теперь можно приступить ко второму типу реле, которое ставят на компрессоры Danfoss или Атлант сделанного по лицензии. Особенностью этой релюшки, является то, что в ней нет защитной спирали, которая в случае неисправности двигателя должна его отключать. Дело в том, что в этих моторах, предохранитель стоит внутри самого двигателя, и добраться до него практически невозможно. Весь остальной функционал такой же и с таким же принципом действия, я имею в виду позистор (терморезистор). Для того чтобы вы лучше понимали, как устроено реле пуска двигателя, я снял видео, в которым довольно доходчиво рассказываю как проверить не только реле но и сам мотор

Смотреть видео, про проверку мотора на холодильнике Индезит и Атлант

Хотя в этом ролике я довольно подробно рассказал про проверку, всё-таки некоторые нюансы остались за кадром, это касается самой системы охлаждения и компрессора. Бывает так, что мотор запустился на несколько секунд и тут же отключился, очень редко, но это происходит вследствие забитой капилярки или осушительного фильтра. Получается так, что в конденсаторе собирается высокое давление и мотор начинает потреблять излишнюю электроэнергию, то есть ампераж возрастает и как следствие реле это видит и отключает двигатель. Мастера прекрасно знают этот нюанс и к сожалению некоторые недобросовестные ребята этим пользуются, я вас не призываю к тому, чтобы вы своими руками попробовали проверить данную гипотезу, так как для этого придётся вскрывать систему. В общем суть в следующем, надо спустить газ и отпаять осушительный фильтр, потом включить холодильник и посмотреть на работу мотора, если он опять отключится через несколько секунд, то тут уже деваться некуда и надо его менять. Делать самому, это категорически запрещено, так как мастер должен видеть количество хладагента в системе и кроме того, система может набрать влаги

Как проверить компрессор на холодильнике Индезит и Атлант

Как я писал выше, в первую очередь надо проверить реле и только потом уже браться за мотор. Но что делать если рядом с вами нет мастерской и вам просто негде найти похожего рабочего двигателя. В таком случае нам поможет мультиметр и таблица сопротивлений обмоток, которая расположена на моем сайте по этой ссылке . Зная сопротивление пусковой обмотки и рабочей обмотки, вы без труда определите всё ли в порядке с вашим мотором. Конечно бывают случаи, когда сопротивление обмоток соответствует заводским, но двигатель упорно не запускается или запускается всего на несколько секунд. Что касается нескольких секунд, то об этом я написал выше, а вот о том что касается, когда движок вообще не запускается, мы сейчас поговорим. Дело в том, что в двигателе для холодильника, стоит компрессор при помощи которого создается давление газа в конденсаторе. Так вот, поршень в этом компрессоре иногда приклеивает, в итоге пусковой обмотке не хватает мощности его сдвинуть с места. Ниже вы можете посмотреть видео о том, как устроен мотор для холодильника

Смотреть видео, как работает двигатель холодильника

У меня холодильник Атлант, проблема в том, что после разморозки мы его включили в розетку, он проработал как и положено около 2 часов, потом отключился, но так и не включился. Через некоторое время мы услышали щелчки сзади холодильника, как я понял это щёлкало реле с периодичностью приблизительно около 5 минут. Двигатель немножко гудел, но включаться не хотел. Я выключил холодильник из розетки и через минут 20-30 его включил, холодильник заработал нормально, но опять до отключения. Через час после отключения, как только я услышал щелчки реле, я проделал туже процедуру, то есть выключил его из розетки на 20 минут и обратно включил. Теперь он работает нормально, то есть отключается и включается. Объясните в чём может быть причина — холодильник стоит на кухне, а один из мастеров мне сказал, что такое поведение мотора связано с жарой. У нас двухкомнатная квартира, перенести его в другое место просто нереально. Посоветуйте как быть

Вам правильно посоветовали, его надо перенести в более прохладное место, дело в том что из-за нагрева двигателя, скорее всего приклеивает поршень компрессора. Если вы будете продолжать пользоваться техникой в подобном русле, то она у вас не долго проходит. Но я всегда вхожу в положение потребителей и такой случай не единичный, поэтому лучше всего поставить вентилятор в цепь мотора, так что бы он обдувал двигатель. То есть чтобы при запуске двигателя, запускался и вентилятор, для его охлождения. Подойдёт обыкновенный вентилятор с вытяжки, поверьте я проделываю такую процедуру, с каждым третьим агрегатом и надо сказать очень хорошо помогает, особенно тем кто проживает на последнем этаже и у кого окна выходят на южную сторону

Дайте совет, холодильник Индезит не включается. Я снял реле пуска двигателя, как в вашем видео, разобрал его, оказалось что позистор или таблетка, я не знаю как эту фигню назвать, полностью рассыпалась. Такого у меня не было, но валялось реле со старого Норда. В общем я из него вынул этот позистор и всунул в реле Дэнфосса. Включил холодильник и он у меня заработал. У меня вопрос, надо ли мне покупать новое реле или и так сойдет

Пять с плюсом за находчивость, я не один раз экспериментировал с этими терморезисторами. Если по диаметру, толщине и ширине он подходит, то можно оставить и так. Сопротивление у позистора, на всех моделях реле практически одинаковое и функции он выполняет такие же, так что думаю разницы нет

На холодильнике Indesit релюшка постоянно отщёлкивает двигатель от электричества. Поставил другое реле, происходит тоже самое, в общем он даже не запускается, а просто как-то гудит неправильно, то есть как-то тихо и потом через секунд десять вообще не гудит. Мастер сказал, надо менять двигатель. Может всё-таки не в моторе дело, что-то мастер какой-то стрёмный

Мастер не стрёмный, по всей видимости мастер сказал то, что есть на самом деле, а не то что вам хотелось бы услышать. В таких случаях, на 99% виновником является двигатель, а вернее его компрессор, также может быть перегоревшая пусковая обмотка

Комментарии

Холодильник Атлант выключался и писал ошибку F5 - высокое напряжение сети. Подключили стабилизатор. Морозильная камера заработала, а холодильная камера нет (Показывает высокую температуру). Замерил градусником 20' всего. Как запустить?

В первую очередь надо проверить датчик холодильной камеры, обязательно надо посмотреть как работает заслонка (если Ноу Фрост). Если холодильник с плачущей системой, то вполне возможно проблема в клапане или модуля управления, кстати модуль управления в холодильнике Атлант — это слабое звено, также может выйти из строя сам клапан

Добавить комментарий

Задавать вопросы в комментариях можно только по теме. Например, если спрашиваете про термостат то пишите свой вопрос только на странице связанной с подобным ремонтом, а не под амортизатором для стиральной машины. Комментарии не в тему — будут удаляться

Реле, доступные для современных холодильников, часто используют позистор, тип терморезистора. Для этого устройства существует температурный диапазон, ниже которого оно пропускает ток с незначительным сопротивлением, а выше – его сопротивление быстро увеличивается и размыкает цепь. В пусковом реле позистор встроен в цепь, ведущую к пусковой обмотке. При комнатной температуре сопротивление этого элемента ничтожно мало, поэтому при запуске компрессора ток течет без помех. Сопротивление заставляет позитрон постепенно нагреваться и размыкает цепь при достижении определенной температуры. Он охлаждает только тогда, когда на компрессор больше не подается напряжение, и снова включается при повторном запуске двигателя. Позистор имеет форму низкого цилиндра, поэтому электрики часто называют его “таблеткой”.

Проверка включенного, выключенного позистора

Деталь следует проверять как в горячем, так и в холодном состоянии. 2-3 минут достаточно для полного охлаждения позитрона. В таком состоянии необходимо прощупать его миллиметром. Отсутствие индикации или высокое значение указывает на неисправность элемента. Когда устройство нагрето, оно может отображать определенные показания, которые зависят от типа компонента.

Позистор работает некорректно

Чтобы проверить, правильно ли работает позиционер, необходимо протестировать его в холодном и горячем состоянии. Сначала подождите, пока устройство остынет (достаточно 2-3 минут при выключенном состоянии), и проверьте его мультиметром. Если ток отсутствует или высокое сопротивление регистрации, позистор неисправен и подлежит замене. Чтобы проверить способность изоляции, подключите к позистору электрический потребитель, например, 100-ваттную лампочку. Для этого вам понадобится электрическая вилка с двумя клеммами, которая подключается к входу устройства. Провода от лампы подключаются к разъемам, ведущим к нейтрали и пусковой обмотке. Когда вилка вставлена в розетку, лампочка загорается. Поскольку номинальный ток, протекающий в ходе эксперимента, гораздо ниже, чем при запуске компрессора, позистору потребуется много времени для нагрева – для 100-ваттной лампочки время срабатывания составит 20-40 секунд. Если через некоторое время лампочка погаснет, это означает, что прибор пригоден к эксплуатации. Если приемник не отключается от напряжения, значит, неисправен позистор. Его нельзя отремонтировать в домашних условиях, стоит он не дорого, поэтому необходимо приобрести аналогичный по параметрам элемент.

Как проверить компрессор на холодильнике Индезит и Атлант

Как я уже писал выше, сначала нужно проверить реле, и только потом приступать к двигателю. Но что делать, если поблизости нет мастерской, и вы просто не можете найти аналогичный рабочий двигатель. В этом случае нам поможет мультиметр и таблица сопротивления обмоток, которую можно найти на моей странице по этой ссылке. Зная сопротивление пусковой и рабочей обмоток, можно легко определить, все ли в порядке с двигателем. Конечно, бывают случаи, когда сопротивление обмоток соответствует заводскому, но двигатель упорно не запускается или запускается только на несколько секунд. Что касается нескольких секунд, то об этом я писал выше, а вот что касается ситуации, когда двигатель вообще не заводится, об этом мы поговорим сейчас. Дело в том, что в двигателе холодильника есть компрессор, с помощью которого в конденсаторе создается давление газа. В результате поршень в этом компрессоре иногда заклинивает, что приводит к тому, что обмотке стартера не хватает мощности, чтобы завести его. Ниже вы можете посмотреть видео о том, как устроен мотор холодильника Смотреть видео как работает мотор холодильника Для того чтобы лучше понять суть проблемы, и я смог более подробно объяснить в каких случаях лучше обратиться к техническому специалисту, а в каких можно сделать ремонт своими руками, я поднял несколько вопросов и ответы на них, которые, как мне кажется, очень хорошо раскрывают эту тему. Все комментарии взяты с моего канала YouTube

У меня холодильник Атлант, проблема в том, что после разморозки мы включили его в розетку, он работал около 2 часов, потом выключился, но не включился. Через некоторое время мы услышали щелчки из задней части холодильника, как я понимаю, это было реле, щелкающее с интервалом примерно в 5 минут. Двигатель немного гудел, но не включался. Я отключил холодильник от сети и включил его снова примерно через 20-30 минут, холодильник работал нормально, но снова до тех пор, пока его не выключили. Примерно через час после выключения, как только я услышал щелчок реле, я сделал то же самое, т.е. отключил его от сети на 20 минут и снова включил. Теперь он работает нормально, т.е. его можно выключить и включить. Объясните, что может быть причиной – холодильник находится на кухне, и один из помощников сказал мне, что такое поведение мотора связано с нагревом. У нас двухкомнатная квартира, перевезти ее в другое место нереально. Что мне делать?

Вам правильно посоветовали, нужно переставить его в более прохладное место, дело в том, что из-за нагрева двигателя, скорее всего, склеивается поршень компрессора. Если вы продолжите использовать эту технику подобным образом, она не продержится долго. Но я всегда иду на поводу у потребителей, а этот случай не единичный, поэтому лучше всего поставить вентилятор в цепь двигателя, чтобы он обдувал двигатель. Это означает, что когда вы запустите двигатель, вентилятор начнет его охлаждать. Подойдет обычный вентилятор с вытяжкой, поверьте мне проделывают такую процедуру, с каждым третьим агрегатом и надо сказать очень хорошо помогает, особенно тем, кто живет на последнем этаже и на чьи окна выходит южная сторона

Дайте совет, холодильник Indesit не включается. Я снял реле стартера, как в вашем видео, разобрал его, обнаружил, что позистор или табулятор, не знаю, как его назвать, полностью разрушился. У меня его не было, но у меня было реле от старого Норда. Поэтому я вытащил позистор и вставил его в реле Danfoss. Я включил холодильник, и все работает. Мой вопрос в том, нужно ли мне покупать новое реле или оно в порядке?

Пять с плюсом за изобретательность, я не раз экспериментировал с этими термисторами. Если он подходит по диаметру, толщине и ширине, можно оставить все как есть. Сопротивление позистора во всех моделях практически одинаковое и выполняет одну и ту же функцию, поэтому я думаю, что разницы нет.

В моем холодильнике Indesit реле постоянно отключает мотор от питания. Поставил другое реле, тоже встречается, в целом даже не запускается, а просто как-то ненормально гудит, как-то тихо, а потом в течение десяти секунд вообще не гудит. Мастер сказал, что двигатель необходимо заменить. Может быть, дело не в двигателе, но мастерская странная.

Мастер не странный, судя по всему, мастер сказал то, что есть на самом деле, а не то, что вы хотите услышать. В таких случаях в 99% случаев виновником является двигатель, а точнее его компрессор, также может быть сгоревшая обмотка стартера.

Реализация защиты токового типа

Асинхронный двигатель – это сложное электрическое устройство, подверженное сбоям. При возникновении короткого замыкания срабатывает автоматический выключатель, установленный в распределительном устройстве. В случае отказа вентилятора, который охлаждает обмотку и механические движущиеся части, срабатывает внутренняя тепловая защита компрессора. Внутренняя тепловая защита двигателя основана на позисторах. Он реагирует на общее изменение температуры внутри устройства, которое может иметь как внутренние, так и внешние причины. Однако может возникнуть ситуация, когда двигатель начинает потреблять ток, в 2-5 раз превышающий номинальный, в течение длительного времени (более 1 секунды). Обычно это происходит при незапланированной нагрузке на вал, в результате заклинивания двигателя. Ток увеличивается, но не достигает значения короткого замыкания, поэтому автоматический выключатель, согласованный с нагрузкой, не срабатывает. Тепловая защита также не имеет причин для срабатывания, поскольку температура не изменится за такое короткое время. Единственным способом оперативно отреагировать на ситуацию и избежать расплавления рабочей обмотки является срабатывание устройства токовой защиты, которое может быть установлено в разных местах: Устройство, сочетающее в себе функции защиты пусковой обмотки и токовой защиты двигателя, называется реле пусковой защиты. Большинство компрессоров холодильников оснащены таким механизмом. Работа реле токовой защиты основана на трех принципах:

  • Сопротивление уменьшается при увеличении тока, нагрев проводящего материала увеличивается;
  • Коэффициент теплового расширения различен для разных металлов.
  • Под воздействием температуры металл расширяется;

Поэтому используется биметаллическая пластина, которая сваривается из пластин с разными коэффициентами расширения. Такая пластина изгибается под воздействием тепла. Один его конец неподвижен, а другой, отклоняясь, размыкает контакт. Чтобы нагреть биметаллический открыватель, рядом обычно размещают катушку, через которую пропускают электрический ток. “Прямой” вариант иногда реализуется в виде проводящей пластины. Пластина сконструирована таким образом, чтобы реагировать на температуру при пропускании через нее определенного количества тока. Поэтому при замене пускового реле проверьте его совместимость с установленной моделью компрессора.

Похожие статьи:

Что нужно знать для ремонта холодильника? Холодильник для современных хозяек является одним из основных кухонных…

Реле напряжения с термозащитой В широком смысле реле напряжения – это группа устройств, использующихся в…

Холодильники столь плотно вошли в жизнь современного человека, что наш повседневный быт очень сложно представить…

Холодильник – образец бытовой техники, без которой сегодня не обходится ни одна семья. Подобно большинству сложных электромеханический устройств холодильники в определенный момент могут выйти из строя, после чего приходится приглашать мастера. Однако возможны ситуации, когда сравнительно простую неисправность удается диагностировать и устранить собственными силами.

Современные холодильные агрегаты оснащаются компрессорами с однофазным мотором, для запуска которого предусмотрено специальное пусковое реле (ПР).

Когда этот узел по какой-то причине отказывает в работе – компрессор агрегата перестает запускаться. В предлагаемом обзоре можно ознакомиться с тем, как работает ПР и каковы признаки его отказа.

Пользователи, хорошо разобравшиеся с работой схемы запуска, смогут самостоятельно устранить возникшую неисправность.

Устройство и как работает

Каждому, кто пользуется холодильником, будет интересно узнать механизмы его действия и принцип работы.

Рассмотрим, как работает ротор, запитанный от сети 220 В. Это невозможно без пускового момента. Начальный импульс возникает как следствие старта работы устройства, выполняющего поочередно такие функции:




Запуск мотора

Пусковое реле для холодильника: частые поломки и способы ремонта пускозащитного реле

По своей сути используемые в компрессорах приводные моторы – это однофазные асинхронные двигатели (АД), оснащенные пусковой обмоткой. Основу их конструкции составляют неподвижный статор с комплектом катушек и вращающийся ротор. Подвижная часть двигателя или ротор – это полый цилиндр из алюминия (его называют еще “беличьей клеткой”).

Пусковое реле для холодильника: частые поломки и способы ремонта пускозащитного реле

Статор двигательного агрегата содержит пару рабочих обмоток, одна из которых является основной, а вторая выполняет функцию пусковой. Они расположены по отношению одна к другой под прямым углом, либо наматываются в противоположных направлениях, образуя своеобразный “бифиляр”.

Протекающий по основной обмотке ток создает э/м поле с изменяющимся направлением вектора. При вращающемся роторе по закону э/м индукции в двигателе создается равнодействующая магнитных потоков (ЭДС).

Как правило, ее достаточно для того, чтобы поддержать его вращение за счет протекающего по основной катушке тока.

Если ротор в начальном положении неподвижен (что считается нормой), то результирующая ЭДС приближается к нулевому значению. В этом случае для запуска двигателя потребуется дополнительное усилие, обеспечивающее требуемую величину пускового момента. Для этих целей и нужна стартовая катушка.

Для запуска и нормальной работы мотора токи в катушках должны быть смещены по фазе один относительно другого. По этой причине в его конструкции предусмотрен дополнительный, смещающий фазу элемент (дроссельный или конденсаторный). Как только двигатель развивает нужные обороты – необходимость в стартовой катушке отпадает.

Вывод: Для нормального запуска АД нужно задействовать сразу обе катушки (основную и пусковую). С другой стороны для режимного вращения ротора достаточно только одной – основной. Для своевременной коммутации этих цепей и используется пусковое реле, включаемое непосредственно перед компрессором.

Принцип действия ПР

Пусковое реле для холодильника: частые поломки и способы ремонта пускозащитного реле

Несмотря на разнообразие моделей и электрических схем современных холодильников, принцип действия ПР у всех у них одинаков. После знакомства с особенностями работы этого элемента в одной из моделей можно будет самостоятельно заняться диагностированием и ремонтом.

Схема устройства и подключение к компрессору

Пусковое реле для холодильника: частые поломки и способы ремонта пускозащитного реле

На электрической схеме релейного устройства в первую очередь выделяют входную и выходную цепи. На ней четко видны два провода по питанию и три жилы, идущие на компрессор.

Одна из них (нулевая шина питания) является общей для входа и выхода. Вторая (фазная) жила внутри реле расщепляется на две цепочки, по одной из которых фаза поступает на рабочую катушку.

Другой отвод предназначен для подачи сетевого питания на коммутирующий контакт цепи запуска.

Если на самом реле отсутствуют обозначения контактов – легко ошибиться при его подключении к компрессору. Предлагаемый некоторыми специалистами метод идентификации обмоток путем измерения их сопротивления очень часто неприменим. Объясняется этот тем, что у некоторых моделей компрессоров их сопротивления практически одинаковы.

Вот почему для уточнения назначения контактных площадок потребуется найти паспорт со схемой, на которой они обозначаются соответствующими значками (с указанием назначения). При наличии маркировки следует учитывать, что для некоторых моделей агрегатов символы расшифровываются следующим образом:

  • “S”– контакт провода, идущего к пусковой обмотке.
  • “R”– то же, но для подсоединения к рабочей катушке.
  • “C”– это общая (или нулевая шина).

Кроме того, различные модели реле отличаются методом крепления на элементах каркаса холодильника (компрессора). Каждая из них имеет особые токовые характеристики, что вынуждает при замене выбирать схожие по параметрам образцы.

Переключение цепей э/м способом

Реле э/м типа срабатывают за счет протекания тока через последовательно включенную стартовую обмотку, что приводит к замыканию его рабочих контактов. Т. к. при запуске компрессора по ней протекает значительный ток, то формируется магнитное поле, достаточное для замыкания контакта стартовой катушки. Сразу вслед за этим ротор начинает разгоняться.

При достижении определенной скорости этот ток уменьшается, а напряженность магнитного поля снижается. За счет упругости возвратной пружины сердечник реле отходит обратно, размыкая цепь питания пусковой катушки.

После этого двигатель компрессора переходит в режим обеспечения постоянства вращения ротора. При этом ток протекает только через основную обмотку.

В последующем ПР переключается лишь после того, как ротор перестанет вращаться.

Регулирование тока позистором

В некоторых холодильниках в качестве коммутирующего элемента используется электронный прибор – позистор, представляющий собой тепловую модификацию резистора. При низких температурах его сопротивление мало, а с ее повышением оно резко увеличивается (что равносильно размыканию цепи). Этот элемент устанавливается в цепочку, через которую ток поступает на стартовую катушку.

Пусковое реле для холодильника: частые поломки и способы ремонта пускозащитного реле

Принцип его действия можно описать так:

  1. При нормальной температуре (на начальном этапе роботы холодильника) ток через позистор имеет величину, достаточную для запуска мотора компрессора.
  2. По мере работы схемы за счет протекающего тока этот элемент нагревается, а после достижения фиксированной температуры его высокое сопротивление размыкает цепь (обесточивает стартовую катушку).
  3. Двигатель компрессора работает после этого только на одной рабочей обмотке.

Остывает позистор лишь после снятия напряжения с компрессора, а срабатывает вновь при последующем включении двигателя.

Прибор токовой защиты

Пусковое реле для холодильника: частые поломки и способы ремонта пускозащитного реле

В двигателях асинхронного типа предусмотрены несколько видов защиты от превышения потребляемым током заданной величины. Это происходит при КЗ в рабочих цепях или при перегреве узлов из-за отказа вентилятора (срабатывает тепловая защита).

Вместе с тем не исключены ситуация, когда двигатель в течение некоторого времени (порядка нескольких секунд) работает в режиме предельных токов, превышающих норму в 2-5 раз.

Как правило, это случается при резком увеличении нагрузки на валу из-за явления заклинивания.

При этом потребляемый от сети ток также возрастает, но его величина не достигает значений КЗ. Вследствие этого защитный автомат не успевает отключить цепь питания.

Тепловое реле также не срабатывает, поскольку за такое короткое время температура его контакта измениться не успевает.

Самый верный способ защитить двигатель от перегрузки в этом случае – использовать прибор токовой защиты, устанавливаемый в следующих местах:

  • Во внутренней полости компрессора.
  • В отдельном корпусе.
  • Внутри самого ПР.

В последнем случае получается устройство, сочетающее в себе функции подключения пусковой цепи и защиты по току. Специалисты называют его пускозащитным реле (ПЗР).

Действие этого устройства основано на 3-х принципах:

  • с увеличением тока проводящие материалы нагреваются;
  • вследствие этого наблюдается расширение металла;
  • для разных типов металлических материалов коэффициент расширения различен.

Всем этим принципам удовлетворяют конструкции, изготовленные в виде сваренных между собой биметаллических пластин с отличным КТР (коэффициентом теплового расширения).

Из-за различия этих показателей при разогреве от протекающего по ней тока такая пластина начинает изгибаться; причем один из ее концов остается в фиксированном положении.

Одновременно второй слегка отклоняется и размыкает рабочий контакт.

Каждый тип биметаллических пластин рассчитывается на определенный ток, так что при замене ПЗР потребуется убедиться в его совместимости с неработающим прибором.

Поиск и устранение неполадок

Пусковое реле для холодильника: частые поломки и способы ремонта пускозащитного реле

С учетом того, что количество элементов в реле незначительно – проверить их исправность удается методом последовательного исключения. Для этого достаточно запастись плоской отверткой и мультиметром. Во время ремонта важно обратить внимание на следующие моменты.

Как проверить пусковое реле холодильника

Нередки ситуации, когда рефрижератор вдруг выходит из строя. Причиной поломки может послужить множество факторов. Это и скачок напряжения в сети, и физическое повреждение, и производственный брак. Нужно знать, как можно диагностировать реле холодильника на стабильность. Провести небольшой тест можно самостоятельно в домашних условиях. В наличии необходимо иметь электрические измерительные приборы.

Для начала следует выяснить, правильно ли запчасть располагается. Норма — строго вертикально. Затем нужно снять деталь, проверить ее целостность и контакты. Они могут закислиться либо загрязниться, тогда их стоит аккуратно обработать мелкой наждачкой. Контакт между клеммами можно проверить с помощью тестера. Замеченную ржавчину лучше удалить специальным раствором. Наличие следов горения означает только один вариант — деталь неисправна и подлежит обязательной замене.

Полученные в результате замера параметры сверяют с заявленными для данной модели рефрижератора. Если действия не привели к положительному результату, можно вызвать мастера на дом. На месте специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, сможет определить, сколько стоит ремонт, как проверить пусковое реле холодильника на работоспособность наиболее эффективно и где еще может находиться поломка.

Где находится реле

Место изначального монтажа определяется производителем исходя их размера, типа и модели. Увидеть, где находится, и проверить реле, можно, сняв заднюю панель холодильника. При этом обязательно следует соблюдать технику электробезопасности.

Проверка термореле

Если ваш холодильник долго не отключается, постоянно работает или вовсе не включается, то в этом может быть виноват терморегулятор. Виновника необходимо демонтировать, а на оставшиеся контакты посадить перемычку. Если холодильник включился, то проверить сам термостат. Его помещают в емкость с холодной водой, а выходы прозванивают тестером или меряют сопротивление на выходе.

как проверить пусковое реле на холодильнике

Прозвон контактов тестером

При отсутствии звукового сигнала либо при наличии сопротивления, термореле неисправно, его необходимо заменить.

В современных моделях холодильников Атлант и Индезит присутствует электронная система управления, предусматривающая наличие нескольких оптимальных температурных режимов. Определившись с выбором один раз, пользователю больше не приходится беспокоиться о регулировке температуры внутри холодильной установки. Дополнительные функции (отпуск, быстрая заморозка) существенно облегчают эксплуатацию данного бытового прибора.

как проверить пусковое реле на холодильнике

К сожалению, холодильник, оснащенный подобной технологией, становится более чувствительным к перепадам электричества, что приводит к его преждевременной поломки. Единственным выходом из ситуации является проведение ремонтных работ, многие из которых можно осуществить самостоятельно.

Причин может быть много, поэтому прежде чем приступать к ремонту, необходимо определить место, где локализовалась внезапно возникшая проблема. Для этого необходима диагностика. Если необходимых навыков нет, нужно вызвать профессионального мастера.

как проверить пусковое реле на холодильнике

Неисправности и их устранение

О появлении той или иной поломки сигнализирует возникновение нехарактерного шума в момент пуска (включения), потрескивание при работе. Если двигатель холодильника не приходит в действие или включается, но замолкает уже через несколько секунд, стоит исследовать пусковой механизм. Неисправность может быть устранена сразу же, но существует также и ряд необратимых поломок (например, выгорание реле или неисправность сердечника), требующих однозначной замены.

Когда компрессор работает корректно, а холодильник — нет, не исключены:

  • неисправность контактной планки, ее механическое повреждение;
  • ошибка работы позистора, его перегрев;
  • включение защитной функции и невозможность возврата в первоначальный вид.

Визуальный осмотр, диагностику с помощью прибора и несложный ремонт реле компрессора холодильника можно осуществить в тот же день, буквально за один час.

Почему не стоит медлить с заменой неисправного реле

Поэтому не откладывайте замену. При выборе ориентируйтесь на марку и характеристики запчасти, снятой с вашего холодильника. В идеале следует приобрести точно такую же модификацию детали и точно так же подключить ее к холодильному агрегату.

Надеемся, Вам пригодилась наша инструкция по диагностике и поиску поломки.



В современных холодильниках ставят позисторное реле. Основной рабочий элемент которого — позистор (полупроводниковый резистор, сопротивление которого зависит от температуры). При подаче напряжения позисторное реле обеспечивает подключение пусковой обмотки, ток через него возрастает, температура увеличивается и его сопротивление резко возрастает. Благодаря чему пусковая отключается, а мотор компрессора уже вышел на рабочий режим. И подключена только рабочая обмотка.

Проверить позитронное пусковое реле холодильника своими руками очень просто. Щупы мультиметра (омметра) подводим к клеммам рабочей и пусковой обмотки соответственно. Именно между ними и стоит позистор. Если он исправен значение сопротивления будет около 30 Ом.

Ещё один способ проверки, совмещающий в себя и визуальный осмотр. Вскрываем корпус релюшки и видим диск позистора, называемый в просторечье "таблетка". Подводим щупы тестера непосредственно к его сторонам и замеряем омическое сопротивление. А также проверяем на отсутствие сколов и трещин. Ну уж если он в раскрошенном состоянии — тем более будет видно.

Реле на старых холодильниках


В старых холодильниках ставят пусковое реле с катушкой электромагнита. При включении холодильника по катушке протекает повышенный ток, сердечник подтягивает контактную планку с двумя парами контактов, происходит их замыкание. Пусковая обмотка включается — двигатель компрессора запускается. И в момент, когда начинает протекать уже номинальный ток (он меньше пускового) — магнитное поле катушки ослабевает и контакты пусковой обмотки размыкаются.

Что здесь обычно выходит из строя? Прежде всего, конечно, подвижные детали:

  • Ослабевает пружинка,
  • Изнашивается и ломается крепление контактной планки к сердечнику соленоида.

А также, что случается реже — нарушается пайка или крепление клемм, из-за перегрева или дефектов производства.

Теплозащита

Что касается теплозащиты, общая беда для электромагнитных и позитронных реле — перегорание нихромовой спиральки. Хотя конструктивно они выполнены немного по-разному, но принцип действия и основные детали аналогичны.

В компрессорах фирмы Danfos теплозащита встроена в корпус моторкомпрессора. Поэтому в реле теплозащитная часть отсутствует.

Что даёт проверка

Такие неисправности, как замена пружинки или восстановления крепления контактной планки на сердечнике соленоида, в принципе, можно устранить своими руками. Но пришедший в негодность позистор или раскрошившийся в процессе службы корпус, особенно в месте крепления клемм — уже не отремонтировать. Поэтому: предлагаем

купить реле для холодильника в Магазине Запчастей бытовой техники.

У нас работают опытные специалисты — они подберут реле по обозначению или по марке холодильника.


Принцип работы этого реле следующий. При падении температуры ниже требуемой контакты терморегулятора замыкаются, а реле получает команду запустить мотор-компрессор. На всё про всё обычно уходит две секунды. Если за две секунды мотор не запустился, срабатывает защита и ротор остается неподвижным.

Для начала посмотрите, не нарушено ли крепление. Реле должно быть зафиксировано строго вертикально — так, как указано на метке. Иначе сердечник не может втянуться быстро за те самые пару секунд и замкнуть контакт. Все в порядке? Значит, нужна диагностика пускового реле.

Алгоритм проверки пускового реле холодильника

При неисправности контакта не будет. Где нет контакта, там и находится причина неисправности. Однако у пусковых реле РТК-Х и LS-08B есть особенность: две пары кантактов. При нарушении одного цепь при нерабочем положении может замкнуться через планку контактодержателя, которая проводит ток. Поэтому нужен еще и визуальный осмотр.

В первую очередь следует зачистить нерабочие контакты самой мелкой шкуркой и промыть спиртом. В реле РТП-1, возможно, придется подогнуть планку с неподвижным контактом, чтобы обеспечить плотное соприкосновение. Теперь всё должно работать.

Всё равно холодильник не запускается? Возможно, нужно таки покупать новое реле. А быть может, дело не в реле, а в самом компрессоре. Чтобы исключить лишние траты, нужно проверить и сам компрессор.

Алгоритм проверки мотора-компрессора

Если холодильник запустился без проблем, значит неисправность кроется таки в пусковом реле. Если нет – проблема в компрессоре, а реле может работать дальше. Независимо от того, будете ли вы чинить холодильник сами или же вызовите мастера, нужные запчасти для холодильника вы всегда сможете заказать в ALM-zapchasti. Деталь обойдется дешевле, а вы получите гарантию на изделие. Но самое главное – после успешного ремонта ваш холодильник будет запускаться с первой попытки и тогда, когда нужно!

Любое современное электромеханическое оборудование оснащено специальными устройствами, регулирующими его работу и защищающими от перегрузок. В холодильниках любых производителей таким приспособлением служит пускозащитное реле. Немаловажную роль в холодильных установках играет термореле. Его неисправность может привести к неправильному режиму охлаждения и утрате работоспособности оборудования.


Пускозащитное реле – вид сверху

Схема подключения пускового реле

Данное устройство необходимо для запуска однофазного асинхронного электродвигателя компрессора. В статор двигателя входит две обмотки – пусковая и рабочая. Первая служит только для создания пускового момента и запуска компрессора. Вторая обмотка нужна для поддержания ротора в рабочем состоянии путем непрерывной подачи на нее переменного тока.

Важно! Для регулировки процесса подачи и отключения питания на пусковую, рабочую обмотку электродвигателя, а также для функции защиты от перегрузок, предусмотрено пускозащитное реле.

Механизм индукционного замыкания

В реле старых и современных холодильников ток на рабочую обмотку подается через пружину с высоким сопротивлением, а далее через соединение с биметаллической перемычкой. При сильном увеличении тока в цепи (заклинивании двигателя, замыкании между витками и др. поломках) нагревается пружина, соприкасающаяся с перемычкой, которая под воздействием температуры меняет свою форму, тем самым размыкая контакт и отключая компрессор.


Схема индукционного замыкания

В этой схеме для запуска электродвигателя применяется катушка (К1), которая последовательно подключена в цепь с рабочей обмоткой. Подача напряжения при неподвижном роторе двигателя провоцирует увеличение тока на катушке с образованием магнитного поля, притягивающего подвижный сердечник, замыкающий пусковой контакт. После набирания оборотов ротором, ток в цепи понижается, магнитное поле в соленоиде уменьшается, пусковой контакт размыкается силой тяжести либо компенсирующей пружинкой.

Позисторный механизм включения

В современных бытовых холодильниках применяется пускозащитное реле с встроенным позистором (резистор, увеличивающий сопротивление при повышении температуры). Схема этого устройства (рис.2) аналогична индукционному реле, только вместо катушки для замыкания и размыкания пускового контакта используется позистор, подключенный в стартовую цепь.

При подаче питания на компрессор, температура резистора небольшая и он пропускает ток на пусковую обмотку. Так как у резистора изначально существует сопротивление, то он нагревается и размыкает цепь стартовой обмотки двигателя. Цикл повторяется после срабатывания термореле и последующего повторного включения холодильника.


Позисторный механизм включения

Схема термореле

Терморегулятор в холодильной установке играет роль устройства, поддерживающего работу в заданном температурном режиме путем периодического включения и отключения компрессора. На современном этапе применяется 2 вида термореле:

  • Механические устройства используются в старых холодильниках, а также у таких современных производителей, как Indesit, Stinol, Atlant.


Схема механического терморегулятора

Данное устройство манометрического вида. Сильфон и его трубка (запаянная гофрированная металлическая емкость) заполнены фреоном либо хлорметилом, находящимся в виде пара. Давление рабочей среды прямо пропорционально изменяется при изменении температуры. В конце трубки фреон находится в жидком состоянии и прижимается к испарителю.

При увеличении температурного показателя, возрастает давление сильфона на пружину, срабатывает рычаг, контакт замыкается. При уменьшении температуры все происходит наоборот. Режим размыкания контакта зависит от усилия пружины, которое регулируется ручкой управления.

  • Электронные термостаты используются в холодильниках таких производителей, как Samsung, Beko, LG.

Механические термореле в своей работе опираются на температуру в испарителе, а электронные собратья – на температуру воздуха в камере. Положительным моментом электронных моделей является возможность индикации температуры (то есть человек может визуально оценить работу термостата) и меньшая погрешность.


Схема электронного термостата

Регулятором температуры в данной схеме служит термодатчик LM335. Устройство является стабилитроном, чувствительным к изменениям температуры. Климат в камере холодильника регулируется переменным сопротивлением R4. При повышении температуры воздуха на выходе компаратора TLC271 появляется сигнал, открывающий транзистор KT3102, который запускает холодильник. Соответственно при понижении температуры, на выходе компаратора появляется ноль, компрессор выключается.

Проверка реле холодильника на работоспособность

Если холодильная установка не включается либо ее включение происходит нерегулярно, то скорее всего дело в пусковом реле. Причиной его неисправности могут быть:

  • Окисление или обгорание контактов.
  • Механические повреждения.
  • Перегрев позисторного элемента.
  • Нарушение крепления реле, приводящее к его неправильному расположению.
  • Перегорание спирали.
  • Заклинивание сердечника.

Не нужно спешить покупать новое реле холодильника, лучше узнать, как его проверить, и попробовать сделать это.

В индукционном механизме вытаскивается соленоид, проверяются контакты, при окислении, зачищаются наждачной бумагой. Может быть сломан сердечник, тогда его нужно заменить. Протереть спиртом соприкасающиеся поверхности. Проверить целостность всех элементов. Необходимо помнить, что реле данного типа устанавливаются строго в определенном направлении, указываемом стрелкой. После вышеперечисленных действий присоединяем реле к компрессору и включаем холодильник. Если двигатель не заработал, то вероятнее всего поломка компрессора.

Проверка устройств РТП-1 и РТК-Х

Для проверки поставить реле в правильное положение (стрелкой вверх) и прозвонить мультиметром 1 и3 контакты.


Схема устройства РТК-Х

Если контакты прозваниваются, то реле исправно. В данных моделях желателен визуальный осмотр, так как замыкание может произойти через пластину держателя контактов.

Проверка устройств ДХР и LS-08B

ДХР нужно положить планкой с клеммами вверх и проверить мультиметром целостность между 1 и 3 либо 1 и 4.

LS-08B расположить внутренней стороной вверх, прозвонить между 2 и всеми клеммами или между 3 и всеми клеммами. Где контакты не прозваниваются, там ищите неисправность.

Проверка термореле

Если ваш холодильник долго не отключается, постоянно работает или вовсе не включается, то в этом может быть виноват терморегулятор. Виновника необходимо демонтировать, а на оставшиеся контакты посадить перемычку. Если холодильник включился, то проверить сам термостат. Его помещают в емкость с холодной водой, а выходы прозванивают тестером или меряют сопротивление на выходе.


Прозвон контактов тестером

При отсутствии звукового сигнала либо при наличии сопротивления, термореле неисправно, его необходимо заменить.

Читайте также: