Какие форматы поддерживает блендер

Обновлено: 16.05.2024

Blender — свободный пакет для создания трёхмерной компьютерной графики, включающий в себя средства моделирования, анимации, рендеринга, постобработки видео, а также создания интерактивных игр.

Содержание

Возможности

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 11 ноября 2012.

Характерной особенностью пакета Blender является его небольшой размер. Установленный пакет занимает от 30 до 45 МБ. В базовую поставку не входят развёрнутая документация и большое количество демонстрационных сцен.

  • Поддержка разнообразных геометрических примитивов, включая полигональные модели, систему быстрого моделирования в режиме subdivision surface (SubSurf), кривые Безье, поверхности NURBS, metaballs (метасферы), скульптурное моделирование и векторные шрифты.
  • Универсальные встроенные механизмы рендеринга и интеграция с внешним рендерером YafRay, LuxRender и многими другими.
  • Инструменты анимации, среди которых инверсная кинематика, скелетная анимация и сеточная деформация, анимация по ключевым кадрам, нелинейная анимация, редактирование весовых коэффициентов вершин, ограничители, динамика мягких тел (включая определение коллизий объектов при взаимодействии), динамика твёрдых тел на основе физического движка Bullet, система волос на основе частиц и система частиц с поддержкой коллизий. используется как средство создания инструментов и прототипов, системы логики в играх, как средство импорта/экспорта файлов (например COLLADA), автоматизации задач.
  • Базовые функции нелинейного редактирования и комбинирования видео.
  • Game Blender — подпроект Blender, предоставляющий интерактивные функции, такие как определение коллизий, движок динамики и программируемая логика. Также он позволяет создавать отдельные real-time приложения начиная от архитектурной визуализации до видео игр.

Интерфейс пользователя



Blender имел репутацию программы, сложной для изучения. Практически каждая функция имеет соответствующее ей сочетание клавиш, и учитывая количество возможностей, предоставляемых Blender, каждая клавиша включена в более чем одно сочетание (shortcut). C тех пор как Blender стал проектом с открытым исходным кодом, были добавлены полные контекстные меню ко всем функциям, а использование инструментов сделано более логичным и гибким. Прибавим сюда дальнейшее улучшение пользовательского интерфейса с введением цветовых схем, прозрачных плавающих элементов, новой системой просмотра дерева объектов и разными мелкими изменениями.

Отличительные особенности интерфейса пользователя:

  • Режимы редактирования. Два основных режима Объектный режим (Object mode) и Режим редактирования (Edit mode), которые переключаются клавишей Tab. Объектный режим в основном используется для манипуляций с индивидуальными объектами, в то время как режим редактирования — для манипуляций с фактическими данными объекта. К примеру, для полигональной модели в объектном режиме мы можем перемещать, изменять размер и вращать модель целиком, а режим редактирования используется для манипуляции отдельных вершин конкретной модели. Также имеются несколько других режимов, таких как Vertex Paint и UV Face select.
  • Широкое использование горячих клавиш. Большинство команд выполняется с клавиатуры. До появления 2.x и особенно 2.3x версии, это был единственный путь выполнять команды, и это было самой большой причиной создания репутации Blender’y как сложной для изучения программы. Новая версия имеет более полное графическое меню.
  • Управление рабочим пространством. Графический интерфейс Blender’а состоит из одного или нескольких экранов, каждый из которых может быть разделён на секции и подсекции, которые могут быть любой частью интерфейса Blender’a. Графические элементы каждой секции могут контролироваться теми же инструментами, что и для манипуляции в 3D пространстве, для примера можно уменьшать и увеличивать кнопки инструментов тем же путём, что и в 3D просмотре. Пользователь полностью контролирует расположение и организацию графического интерфейса, это делает возможным настройку интерфейса под конкретные задачи, такие как редактирование видео, UV mapping и текстурирование, и сокрытие элементов интерфейса которые не нужны для данной задачи. Этот стиль графического интерфейса очень похож на стиль, используемый в редакторе UnrealEd карт для игры Unreal Tournament.

Хотя Blender’y (для версии 2.41) ещё недостаёт возможностей патентованного программного обеспечения (таких как N-гон моделирование), рабочее пространство Blender’а считается одним из самых новаторских концепций графического интерфейса для графических инструментов и вдохновлённым дизайном графического интерфейса патентованных программ, таких как Luxology’s Modo.

Дополнительные особенности

Достоинства и недостатки

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 11 ноября 2012.

  • + большие возможности и полностью бесплатно;
  • + широкие возможности импорта/экспорта;
  • + возможность создания игр;
  • + кроссплатформенность;
  • + небольшой размер;
  • − в базовую поставку не входит развёрнутая документация;
  • − нет возможности асинхронной подгрузки уровней.

История

Blender был разработан как рабочий инструмент голландской анимационной студией NeoGeo (не имеет отношения к игровой консоли Neo-Geo). В июне 1998 года автор Blender’а, Тон Розендаль (Ton Roosendaal), основал компанию Not a Number (NaN) с целью дальнейшего развития и сопровождения Blender. Программа распространялась по принципу shareware.

В 2002 году компания NaN обанкротилась. Усилиями Тона Розендаля кредиторы соглашаются на изменение лицензии распространения Blender в пользу GNU GPL с условием единовременной выплаты €100000. 18 июля 2002 года началась программа по сбору спонсорских пожертвований на покрытие необходимой суммы. Уже 7 сентября 2002 года было объявлено о том, что необходимая сумма набрана, и о планах перевести в ближайшее время исходный код и сам Blender под лицензию GPL.

13 октября 2002 года компания Blender Foundation представила лицензированный под GNU GPL продукт.

В настоящее время Blender является проектом с открытым исходным кодом и развивается при активной поддержке Blender Foundation.

История версий и разработка

С момента открытия исходного кода Blender претерпел улучшения и переработку основного кода программы. Это сделало процесс добавления новых возможностей гораздо более лёгким. Хотя Blender полнофункциональная программа, профессиональные пользователи других программ могут найти недостающие возможности, такие как недостаток процесса моделирования на основе N-Gon и несколько незавершённый набор инструментов моделирования, методы численного измерения и манипулирования, ограниченная совместимость с другими 3D форматами файлов.

Blender 2.40

Blender 2.40 вобрал в себя большое количество новых возможностей [3] , таких как:

Также были добавлены:

  • Динамика жидкостей [8]
  • Улучшены инструменты Булевого моделирования (Boolean Modelling) [9] при поддержке Google’s Summer of Code[10] .

Blender 2.41

Blender 2.41 был расширен большим количеством новых возможностей [11] . В особенности в части Игрового Движка (Game Engine):

  • Были добавлены GLSL пиксельные и вершинные шейдеры для Игрового Движка (Game Engine) [12]
  • Subsurf UV Unwrapping [13]
  • и ваяющая утилита (англ.sculpting tool ) . [14]

Blender 2.42

  • Fully recoded Render Pipeline
    • Новый 3D режим предпросмотра рендеринга
    • Improved material shading preview
    • Предпросмотр логотипа
    • Fully threaded tile based rendering
    • Улучшенный панорамный рендеринг
    • Render layers and multipass rendering (рендеринг слоёв и многопроходной рендеринг)
    • Vector Blur
    • Changes to the render output display (изменения в отображении процесса рендеринга)
    • Исправлены утечки памяти
    • New Nodes UI (Новые узлы интерфейса)
    • Material (Shading) Nodes
    • Composite Nodes
    • Curves UI Control
    • Transmissivity(трансмиссивность)
    • Tangent Shading
    • Stress Mapping
    • New blending Modes
    • Улучшенные настройки теней
    • New Mesh tools (новые инструменты для работы с мешем (сеткой))
      • Upgraded Merge
      • Loop and path select
      • Improved extruded region on mirror modifier
      • Angle based flattening
      • Seam cutting tools
      • Minimization of unwrapp stretching
      • Custom Bones
      • Bone Layers (слои костей)
      • Stride mixing in NLA
      • COLLADA 1.4 импорт/экспорт
      • Bullet — Физика твёрдых тел теперь используется по умолчанию
      • Поддержка для перемещающихся препятствий
      • Vector bluring (векторное размытие)
      • Улучшение сглаживания
      • Particles support for fluids
      • Новые скрипты python'a
      • Expressions evaluation in numerical values IPO драйвера

      Blender 2.47

      Новый релиз содержит большое количество устранённых ошибок и исправлений.

      Blender 2.48

      В релиз открытого пакета 3D графики Blender 2.48, были включены новшества, разработанные в рамках подготовки игрового 3D движка Blender Game Engine, на базе которого готовится к выходу релиз игры Yo Frankie (ранее проект назывался Apricot).

      • Возможность прорисовки материалов в реальном режиме времени в окне 3D редактора и игровом движке;
      • Новый инструмент для быстрого наброска эскиза сцены; для просчета игровой логики, описывающей особенности взаимодействия персонажей;
      • Улучшенные средства для управления анимацией;
      • В библиотеке физической симуляции Bullet появилась поддержка податливых объектов, таких как ткани и одежда;
      • Новое средство реалистичного изменения освещенности, в зависимости от параметров облаков, атмосферы и солнца;
      • Новые кисти и фильтры текстур, упрощающие формирования скульптур; для создания цветных теней; для написания Python скриптов, имеет поддержку подсветки синтаксиса и автодополнения кода;
      • Новые модификаторы сморщивания и деформации;
      • Улучшение средств для управления поведением жидкостей;
      • В системе симуляции эффектов вызванных ветром, добавлены дополнительные опции для усиления реалистичности.

      Blender 2.49

      • Улучшена стабильность игрового движка Blender Game Engine, проведено дополнительное тестирование и исправлены выявленные ошибки. Значительно увеличена производительность некоторых подсистем игрового движка, что привело к трехкратному увеличению скорости игр, подобных YoFrankie;
      • В игровом движке появилась возможность одновременного использования нескольких потоков с динамическими видео-текстурами, источником которых могут выступать видеозаписи, набор изображений или результат рендеринга сцены; преобразования результатов рендеринга на лету в куполообразную форму, например, для эффекта линзы, планетария или дверного глазка; редактирования узловых точек стыковки текстур; режима рисования в режиме 3D просмотра (проекции), позволяющего рисовать непосредственно на модели без заботы об UV-маппинге или стыковке швов; - предварительная реализации новой технологии формирования эскизов снаряжения с учетом точек деформации;
      • Поддержка формата JPEG2000 с улучшенным сжатием, поддержкой альфа-каналов и HDR-цветами 16-бит на канал; библиотека для симуляции физических процессов, расширенная средствами для создания более реалистичного поведения различных двигателей, роботов, механических кукол и средств транспорта; средства для формирования игровой логики и возможности встроенного Python API. Добавлены новые Python скрипты, такие как генераторы болтов и ландшафтов.

      Blender 2.57

      После четырёх лет разработки увидел свет стабильный релиз новой ветки системы 3D-моделирования Blender 2.57. В процессе разработки Blender 2.57, в качестве опытной площадки для тестирования, создания и демонстрации новых возможностей использовалось создание мультфильма Sintel.

      • Интерфейс
        • Представлен новый интерфейс пользователя, отличающийся переработанным расположением элементов и оформлением, новым набором пиктограмм, возможностью индивидуальной настройки содержимого панели инструментов, поддержкой разделения и слияния областей внутри редактора, полностью переделанной панелью управления свойствами. Примечательно, что реализация графической оболочки была переписана на языке Python. Отдельно можно отметить поддержку многооконного режима, при котором возможно открытие в разных окнах дополнительных областей и редактора. Расположение и состав открытых окон сохраняется между запусками программы. Большие изменения коснулись диалога для работы с файлами, в котором появилось несколько режимов просмотра, возможность отображения файлов в виде эскизов, поддержка задания фильтров, встроенная система закладок;
        • Поддержка определения пользователем собственных управляющих клавиатурных комбинаций. Все клавиатурные комбинации разбиты в зависимости от контекста на "карты клавиш", которые доступны для полного редактирования пользователем. Кроме использования клавиатуры поддерживается задание управляющих жестов мышью и других специфичных методов ввода.
        • Новая система распространения дополнений. Дополнения теперь распространяются отдельно, через специально созданный репозиторий, в котором можно выбрать, активировать или отключить заданное дополнение.
        • Новый API для разработки дополнений на языке Python. Из Python-дополнений можно получить полный доступ к подсистеме управления анимацией, интерфейсу пользователя, движку рендеринга, системам импорта и экспорта. API для полного доступа ко всем данным в файлах .blend с определением сцен, включая информацию об индивидуальных вершинах и взаимодействии объектов. Все базовые подсистемы Blender, включая интерфейс пользователя, Python Scripting API и систему анимации, теперь используют данный API, вместо непосредственного разбора данных сцены; API для обеспечения работы инструментов, унифицирующий операции с меню, кнопками и горячими клавишами. Через новый API теперь работают разнообразные части интерфейса, от форм чтения/записи файлов, до блоков редактирования объектов и связанных с ними данных;
          реализация режима создания скульптур, проведена оптимизация, уменьшено потребление памяти при работе с моделями высокой детализации; метод доступа к кистям для рисования. Кисти теперь сохраняют все связанные с рисованием настройки, такие как размер, интенсивность, тип, выбранные текстуры. Возможен быстрый выбор кистей через горячие клавиши. Возможно создание и загрузка собственных кистей. Добавлено много новых стандартных кистей;
        • Реализован модификатор твердости, позволяющий быстро увеличить толщину для тонкой модели;
          новая система управления анимацией, которая теперь позволяет сделать анимированным любой реквизит Blender;
        • Spline IK - позволяет выровнять цепочку элементов вдоль кривой, что хорошо подходит для оснащения гибких частей, таких как хвосты, щупальца, шипы и веревки;
        • Переработаны редакторы различных типов анимаций, например, добавлена поддержка работы с множественными объектами в редакторе кривых и переделан редактор нелинейной анимации;
          возможность симулирования дыма; система формирования поведения движущихся частиц;
          поддержка рендеринга как единого целого объемных материалов, таких как газы, облака и огонь; поддержка управления цветностью;
        • Значительно ускорена работа системы трассировки лучей, рендеринг некоторых сцен выполняется до 10 раз быстрее;
        • Улучшено качество генерации и наложения текстур;
        • Представлен интерфейс для подключения внешних модулей рендеринга; выноса операций рендеринга на внешний сервер.

        Blender 2.58

        Устранены ошибки и недоработки, обнаруженные с момента выхода Blender 2.57, а также доработаны некоторые возможности, например, доведена до конца поддержка отображения нескольких сцен в разных окнах. По сравнению с версией 2.57 внесено около 300 исправлений.

        Blender 2.59

        • Поддержка 3D-мыши (устройство 3D Connexion)
        • Улучшенный интерфейс Node UI
        • Возможность отображения нескольких сцен в разных окнах.
        • Исправлено около 140 ошибок
        • Дополнения:
          • Ivy Generator (генератор плетущегося по поверхности плюща)

          IvyGen-Example-marnal blender 2.59.jpg


          Object grease scatter blender 2.59.jpg


          Blender 2.60

          Начиная с этого релиза разработчики перешли к новому методу формирования версий [17] . Также в нем сделан ряд ключевых нововведений, таких как новый встроенный движок рендеринга, полностью переписанная система композитинга, система частиц на нодах и многое другое.



          Не секрет, что пакет Blender 3D набирает всё большую популярность среди 3D дизайнеров и Indie разработчиков игр, т.к. является очень мощным и бесплатным средством разработки. Обладая возможностью не только моделирования, но и скульптинга, рисования текстур по модели, подготовки модели для 3D печати, motion capture и еще многими и многими возможностями. Однако, разработчики Blender`а часто акцентируют внимание на то, что много полезных функций реализованы в виде addon`ов, которые включены в дистрибутив, но не включены для работы по умолчанию. Моделирование, это моё хобби и под катом, моя подборка дополнений, которые на мой взгляд сильно облегчают жизнь и упрощают моделирование. В данной статье, я рассмотрю дополнения, которые работают с актуальным на данный момент Blender 2.74.

          Подключается здесь: Community->Import-Export->Import Images as Planes.
          Активируется через: Shift+A->Mesh->Images as Planes.
          Пример:

          Позволяет гибко работать с узлами в Cycles и ускоряет процесс создания материалов. Например, при стандартном создании материала вам необходимо смешать два шейдера. Для этого, вы ищете и вставляете Mix Shader, далее подключаете его к Material Output и самим шейдерам. С помощью Node Wrangler, достаточно всего лишь одного движения мышки, что бы сделать то-же самое.
          Пример (Нажимаем Alt+ПКМ):

          Скрипт сканирует папки с blend файлами, и отображает в виде списка объекты, текстуры, материалы и т.д. которые могут быть добавлены в вашу сцену.


          Добавляет в Blender панельку для экспорта модели в Unreal Engine 4. Позволяет настроить параметры сцены в UE, переименовывать объекты, настраивать pivot и экспортировать анимацию. Не входит в стандартный набор Blender. Автором является не программист, а 3d artist, который просто хочет облегчить себе работу и, по моему, у него не плохо получается.
          Пример работы:

          Прошу вас в комментариях поделиться дополнениями которыми пользуетесь вы. Буду рад, любым отзывам.


          Еще одно дополнение, которое позволяет организовать библиотеку ваших моделей с приятным предпросмотром. В стандартный комплект не входит.
          Пример работы:

          Update. Описание дополнений из комментариев:


          Позволяет быстро создавать реалистичные деревья.
          Подключается здесь: Community -> Add Curve -> Sapling
          Активируется: Shift+A->Curve->Add Tree
          Обучение по работе с данным дополнением:

          Обновления от 15.03.2016


          Набор инструментов для реализации 2D анимации в Блендере.
          Присутствуют следующие компоненты: Экспортер спрайтов из Photoshop, само дополнение для блендера и импортер для Godot Engine.


          Blender (Блендер) — это простая в освоении, но мощная программа для создания и работы с компьютерной графикой. Возможности Blender включают функционал для 3d моделирования, анимирования моделей и объектов, скульптинга и композитинга, а так же 2d рисования, создания 2d анимаций и даже видеомонтажа. В актуальных версиях Blender представляет из себя настоящий комбайн, который на основе достаточно простого в освоении и дружелюбного интерфейса позволяет решить практически все задачи в компьютерной графике: хочешь работай в 2d, хочешь в 3d, хочешь нужно слепить особую форму — скульптинг под рукой, тут тебе и система узлов, куча материалов, а потом и рендеринг в Blender сделаешь, не отходя от кассы, и если нужно даже на видеокарте с поддержкой всех модных фишек.

          И в добавок ко всему, Blender — это продукт абсолютно бесплатный и с открытым кодом. Именно вдобавок, потому что ранее, возможность бесплатно скачать Блендер и использовать ставили на первое место при сравнении с другими 3D пакетами, но за последние 3-5 лет Blender совершил большой скачок в развитии и обзавелся стабильным движком с отлаженным кодом, что позволяет работать без подвисаний и сбоев, поддерживает все наиболее популярные форматы данных и большинство современных особенностей и технологий в 3d графике.

          История Blender составляет уже более 25 лет, создание графического пакета началось еще в 1994 году, однако, тогда он существовал в виде внутреннего инструмента для анимационной студии NeoGeo в Дании. На стыке веков студия ушла в небытие, а разработчики сделали продукт бесплатным и доступным всем, собрав необходимое количество добровольных пожертвований от энтузиастов 3d графики. С 2002 года Blender существует примерно в привычном сейчас виде и статусе бесплатного ПО и все набирает темпы по развитию и выпуску важных обновлений.

          Сейчас программа дорабатывается на средства от пожертвований в компанию Blender Foundation, часть средств дают гранты от Epic (разработчик Unreal Engine) и других крупных компаний, но основу все-таки составляет энтузиазм разработчиков и фанатов компьютерной графики, которые участвуют в улучшении программы, делают переводы, популяризируют Blender без оплаты, на волонтерской основе.

          Blender или 3Ds Max?

          Этот вопрос возникает регулярно, когда начинающие энтузиасты выбирают какое 3d приложение изучать, чтобы и не сильно сложно было и время не потратить зря, а получить базовый уровень навыков и знаний для работы в индустрии. Обычно сравнивают Blender, 3Ds Max, Maya и Cinema 4D как начальный пакет для изучения и у каждого есть свои сильные и слабые стороны и нужно делать выбор исходя из того, что именно вы хотите создавать из компьютерной графике и как это вас приведет к деньгам.

          Для архитектурной визуализации интерьеров и экстерьеров давно уже стандартом стал 3Ds Max. Несмотря на захламленность интерфейса, медленное внедрение новых функций, частые краши и отсутствие исправлений багов иногда годами, его распространенность, всеядность и большое количество моделей и материалов, особенно благодаря V-Ray и Corona, делают 3Ds Max универсальным солдатом архивиза.

          Cinema 4D обычно используется для моушн графики и на Mac.

          Maya — довольно сбалансированный вариант в плане простоты освоения для начинающего, современности инструментов и возможности двинуться дальше в ту или иную сторону.

          Что я хочу всем этим сказать? Современные версии Blender позволяют решать массу задач как минимум не хуже других именитых коммерческих продуктов, но есть и свои сложности — количество моделей, обучающих уроков для Blender и для 3Ds Max, например, несравнимы и не в пользу первого.

          Кроме того, если вы рассматриваете в дальнейшем трудоустроство в студию анимации или архитектурного дизайна, я бы посоветовал все-таки выбрать Maya или 3Ds Max соответственно, потому что производство там скорее всего будет выстроено на основе этих пакетов, а не Blender, а производственный пайплайн не слишком гибок.

          Где скачать Blender?

          скачать Blender

          Поскольку продукт абсолютно бесплатен, можно просто скачать последнюю версию Blender для Windows, Mac или Linux с официального сайта по ссылке. Не стоит искать непонятные версии Блендер на торрентах или еще каких-либо мусорных сайтах. Еще раз повторяю — Блендер можно скачать бесплатно с официального сайта в самой актуальной версии (на момент написания статьи это Blender 2.81а), а установочный файл Blender для Windows размером всего 133 Мб и торрент для этого не нужен.

          Кроме того, часто в Интернет ищут русификатор для Blender или Блендер на русском языке, что тоже излишне, так как Blender по умолчанию содержит поддержку всех основных языков и русского в том числе, и после того как вы скачали программу с официального сайта, нужно просто переключиться на русский язык. Как это сделать смотрите ниже.

          Системные требования Blender

          Официальные системные требования для Blender 2.8 и выше состоят из 3 уровней: минимальные (на них программа вообще способна запуститься), рекомендуемые (на них можно работать, но без сложных сцен), оптимальные (выбор профессионалов).

          Минимальные системные требования Blender

          • 64 битный процессор с 2 ядрами и частотой от 2Ггц
          • 4 Гб оперативной памяти
          • Дисплей 1280х768
          • Видеокарта с 1+ Гб видеопамяти, с поддежкой OpenGL 3.3

          Рекомендуемые системные требования Blender

          • 64 битный процессор с 4+ ядрами
          • 16 Гб оперативной памяти
          • Дисплей Full HD
          • Видеокарта с 4 Гб видеопамяти

          Оптимальные системные требования Blender

          • 64 битный процессор с 8 ядрами
          • 32 Гб оперативной памяти
          • Дисплей Full HD
          • Видеокарта с 12 Гб видеопамяти

          При выборе компьютера для Blender нужно руководствоваться принципами общими для всех рабочих станций для 3D моделирования и рендеринга, которые детально описываются в статье по ссылке.

          Blender на русском языке

          Итак, вы скачали и установили Blender и не можете понять, как включить русский язык и даже найти меню настроек языка, потому что с английским не дружите. Это просто, давайте покажу как.

          В верхнем меню выбираем вкладку Edit и спускаемся вниз до строчки Preferencies


          В открывшемся меню уже выбраны настройки интерфейса и смотрим вниз на блок настроек Translation (Перевод). Выбираем русский язык и проставляем галочки во всех полях.



          Blender уроки для начинающих

          По Blender достаточно много обучающих материалов и уроков на русском языке, и тем более на английском, хотя и меньше чем для древнего 3Ds Max. Однако, не будет проблемой найти курс по Blender с нуля, если вы начинающий и начать разбираться с программой с основ и интерфейса.

          Вот пример неплохого курса по Blender для начинающих, который стартует именно со знакомства с интерфейсом.

          В отдельной статье я приводил несколько серий уроков по Blender, которые позволят вам разобраться в программе и потом уже углубиться в моделлинг, скульптинг или другие области графики, в зависимости от ваших интересов.

          Blender thumbnail

          Blender - это программа, созданная для проектирования трехмерной графики. Эта программа позволяет создавать анимацию и статические элементы изображения. Он имеет возможность создавать интерактивные презентации и компьютерные игры, которые работают на своем графическом движке. Blender также позволяет писать скрипты, поскольку он поддерживает интерпретатор Python.

          Это программное обеспечение предоставляет доступ к важным инструментам моделирования и проектирования для изменения и визуализации графики. Blender имеет обширную базу текстур и редактор игрового мира.

          Расширения файлов, обслуживаемые программой Blender:

          • Расширение файла .AC
          • Расширение файла .BLEND
          • Расширение файла .BLEND1
          • Расширение файла .BLEND2
          • Расширение файла .BVH
          • Расширение файла .BZW
          • Расширение файла .C3D
          • Расширение файла .DAE
          • Расширение файла .DXF
          • Расширение файла .EXR
          • Расширение файла .FLT
          • Расширение файла .KMZ
          • Расширение файла .LWO
          • Расширение файла .MD2
          • Расширение файла .MD5ANIM
          • Расширение файла .MD5CAMERA
          • Расширение файла .MD5MESH
          • Расширение файла .OBJ
          • Расширение файла .OFF
          • Расширение файла .PLY
          • Расширение файла .RAW
          • Расширение файла .U3D
          • Расширение файла .WRL
          • Расширение файла .X3D
          • Расширение файла .XCF
          • Расширение файла .3DS
          • Расширение файла .BPKEY
          • Расширение файла .TIFW
          • Расширение файла .PGWX
          • Расширение файла .BPHYS
          • Расширение файла .JGWX
          • Расширение файла .OGEX
          • Расширение файла .BMPW
          • Расширение файла .BPWX
          • Расширение файла .PNGW

          Программа Blender используется для конверттрования файлов:

          Учитывая то, что программа Blender выступает в нашей базе данных как программа для обслуживания или конвертирования разных расширений файлов, Вы найдете здесь ссылку, благодаря которой Вы получите установочную версию программы от производителя Blender. Прежде чем скачать программу, убедитесь, не установлено ли приложение Blender на Вашем устройстве - это позволит Вам сэкономить место на диске.

          Мы не ведем на нашем сервере сбора файлов с инсталлятором программы Blender, но помогаем найти самый надежный источник, из которого Вы можете скачать приложение. Нажатие на нижеуказанную ссылку перенаправляет на официальную страницу производителя Blender откуда Вы сможете скачать приложение.

          Blender: экспорт моделей формата .OBJ в 3Ds Max

          В этом уроке будут рассмотрены некоторые очень важные нюансы при экспорте 3D моделей формата .OBJ из Blender в 3Ds Max.

          Следует отметить, что рекомендуемые параметры для экспорта в 3Ds Max, которые будут здесь представлены, также являются рекомендуемыми для экспорта в большинство других программ, работающих с 3D моделями формата .obj. Но, есть программы, у которых при импорте модели при данных параметрах, результат будет совершенно противоположным. О некоторых из них так же будет упомянуто в этой статье.

          1. Экспорт простой модели

          При экспорте простой модели состоящей из одного объекта при стандартных настройках, как правило, никаких проблем не возникает.

          Приведем пример экспорта обычного куба. Развернем его и наложим текстуру.

          Blender: экспорт моделей формата .OBJ в 3Ds Max

          Экспортируем: File – Export – Wavefront(.obj). Очень важно, чтобы название модели и текстуры, было на английском языке, иначе импорт в 3Ds Max произойдет без текстур даже при правильных настройках.

          Blender: экспорт моделей формата .OBJ в 3Ds Max

          Затем открываем нашу модель в 3Ds Max через вкладку Import.

          Blender: экспорт моделей формата .OBJ в 3Ds Max

          Как видим, модель сохранила свою форму. С координатами развертки и текстурой так же нет никаких проблем.

          2. Экспорт сложной модели

          Попробуем теперь экспортировать модель сложнее, состоящую из нескольких объектов, например 3д-модель снеговика. Как и в предыдущем случае, сделаем ей развертку и наложим текстуру.

          Blender: экспорт моделей формата .OBJ в 3Ds Max

          Экспортируем также при стандартных настройках Blender, а затем импортируем в 3Ds max.

          Blender: экспорт моделей формата .OBJ в 3Ds Max

          Как видим, все наши объекты слились, а сама модель потеряла свою первоначальную форму. Но, если снеговика в Blender объединить в один объект, то цельным в 3Ds Max он импортируется нормально. Это бы решило проблему, но, что делать в случае, когда необходимо импортировать модель именно отдельными объектами?

          Чтобы найти решение для данной задачи, рассмотрим настройки экспорта формата .OBJ 3D редактора Blender.

          3. Настройки экспорта формата .OBJ в Blender

          3.1 Оси координат

          В редакторе трёхмерной графики Blender глобальные оси координат расположены следующим образом: Z – вертикальна (высота), Х – горизонтальна (ширина), Y – горизонтальна и перпендикулярна X и Y (длина).

          Blender: экспорт моделей формата .OBJ в 3Ds Max

          Это важно учитывать при экспорте, так как в некоторых 3D программах, у данных осей совсем другие направления. Например, в системе разработки 3D приложений Unity3D, оси расположены следующим образом: Y – вертикальна (высота), Х – горизонтальна (ширина), Z – горизонтальна и перпендикулярна X и Y (длина). Причем, положительные направления горизонтальных осей противоположны положительным направлениям горизонтальных осей в Blender. Следовательно, для корректного экспорта в эту программу необходимо будет менять данные настройки.

          Если активировать данную функцию, то экспортируются только выделенные объекты. Например, при выделенном носе снеговика, только он и экспортируется. Если же, данная функция отключена, то экспортируются все объекты, находящиеся в сцене, даже если они не выделены. Важно отметить, что так же экспортируются и все скрытие объекты, и все объекты, находящиеся в других слоях.

          Казалось бы, причем тут анимация? Ведь формат .obj – это формат файлов описания геометрии и не поддерживает анимацию 3D объектов. Да, действительно, в данном случае об экспорте самой анимации речь и не идет.

          Данная функция предназначена на тот случай, когда, у объекта имеется анимация, например в пять кадров. Тогда, активировав данную функцию, Blender произведет экспорт в формат .obj не одной 3D модели, а пяти с сохранением геометрии в каждом кадре. То есть в папке, в которую был произведён экспорт, появятся пять файлов формата .obj, с моделями соответствующими каждому кадру анимации.

          Если модель строилась при помощи модификаторов, но они не были применены, то, активировав данную функцию, Blender автоматически их применит при экспорте.

          Blender: экспорт моделей формата .OBJ в 3Ds Max

          Данная функция относится к группам сглаживания. При её активации все острые ребра будут записаны в различные группы сглаживания.

          Как пишут сами разработчики, эта функция аналогична предыдущей функции, но сглаживание происходит при помощи битовых флагов. В результате чего получается не более 32-х различных групп сглаживания, что вполне достаточно.

          Данная функция записывает направление нормалей 3D объектов. Нормаль представляет собой вектор, который перпендикулярен поверхности полигона. Если он направлен наружу, то, соответственно, и полигон будет виден снаружи. У некоторых моделей присутствуют нормали, направленные как внутрь модели, так и наружу. При помощи данной функции и записывается информация об этих направлениях.

          Если 3D модели в Blender сделана развертка, и необходимо экспортировать модель вместе с ней, то данная функция должны быть активирована.

          Данная функция позволяет экспортировать 3D модель вместе с данными о применённых к ней материалах и текстурах. После экспорта вместе с файлом модели с расширением .obj, так же появится файл с расширением .mtl.

          Здесь важно напомнить, чтобы модель импортировалась в 3Ds Max вместе с текстурами, необходимо при экспорте модели и текстурам давать имена на английском языке.

          Полигруппы – это группы полигонов, имеющие цвет, характерный только для этой группы. Часто используются в программе скульптинга ZBrush для удобства моделирования.

          Blender: экспорт моделей формата .OBJ в 3Ds Max

          Допустим, что к единому объекту применено несколько материалов, тогда, активировав данную функцию, при экспорте единый объект будет автоматически разделен на несколько по группам материалов.

          Blender: экспорт моделей формата .OBJ в 3Ds Max

          Данным способом можно решить проблему импорта снеговика в 3Ds Max. Модель прекрасно импортируется со всеми объектами отдельно, даже если у них будет один материал.

          У каждой вершины 3D объекта есть свои координаты и порядковый номер. Данная функция предназначена для сохранения нумерации вершин с соответствующими координатами. В противном случае, при импорте может произойти нарушение нумерации, и модель потеряет первоначальную форму.

          4. Рекомендуемые параметры экспорта моделей формата .OBJ из Blender в 3Ds Max

          Таким образом, при экспорте модели из Blender в 3Ds Max в формате .obj, рекомендуется установить следующие параметры:

          Blender: экспорт моделей формата .OBJ в 3Ds Max

          5. Сохранение настроек

          Blender: экспорт моделей формата .OBJ в 3Ds Max

          Заключение

          В заключение следует сказать, что 3D программы регулярно обновляются, порой сами разработчики допускают ошибки, что может отразиться на качестве экспортируемой модели даже при логически правильных параметрах. Поэтому, иногда бывает полезным поэкспериментировать с настройками, как экспорта, так и импорта.

          Напоминаем всем пользователям Blender, что на сайте есть другие уроки по этой замечательной программе, например: точное построение 3d модели по заданным параметрам в Blender.

          В следующем уроке вы узнаете, как моделировать объект покебол в Blender (подробная статья, рассчитанная на новичков).

          Перепечатка и использования данного материала без прямой обратной ссылки категорически запрещена!

          Читайте также: