С какой оперы начать знакомство чайнику

Обновлено: 03.05.2024

Понятно, что спрашиваю не о себе. Но вот задали мне такой вопрос. И, признаюсь, он меня поставил в некоторый тупик (неожиданно для меня).

За многие годы эти оперы стали частью моей жизни, поэтому выделить что-то единичное трудно.

Вот почему хотелось узнать мнения касательно этого вопроса.

Три простых правила: Если тебя не любят – не выпрашивай любовь; Если тебе не верят – не оправдывайся; Если тебя не ценят – не доказывай.

Я вот свою семилетнюю внучку хочу сводить, когда она приедет в Питер (а это будет в июне) на Волшебную флейту.

А если речь идет конкретно о бельканто, то лучший выбор (и почти всегда доступный) - Элизир. Проверено лично мною на многих неофитах.

Борис, спасибо. Вот о взрослых как раз речь и идёт. Элизир - хороший вариант.

Три простых правила: Если тебя не любят – не выпрашивай любовь; Если тебе не верят – не оправдывайся; Если тебя не ценят – не доказывай.

Либо Цирюльник. В принципе любой комический Россини пойдет, но найти что-то в театре вряд ли получится.

Не знал, что это бельканта.

Понятно, что спрашиваю не о себе. Но вот задали мне такой вопрос. И, признаюсь, он меня поставил в некоторый тупик (неожиданно для меня).

За многие годы эти оперы стали частью моей жизни, поэтому выделить что-то единичное трудно.

Вот почему хотелось узнать мнения касательно этого вопроса.

Люди все разные . я бы, наверное, выбирала из тех, что доступны ( из живых, мне кажется, это важно для начала -ощущие живого театра, живого вокала. ), но обязательно - что бы был кто-нибудь хороший , да и сама постановка была " удачная " ( у меня случилось по-настоящему увлечься белькантой, только когда совершенно случайно попала на " Итальянку в Алжире " в Станиславского - с Мироновым , у меня уже был большой слушательский опыт до этого, но не могу сказать, что очень любила бельканту - никак не получалось " отключить " мозги, чтобы суметь получать удовольствие от спектакля, не хватало мысли, смыслов, содержания, интеллектуальное содержание казалось крайне скромным, жаль было терять время. казалось, что бельканта - это очень " неумная " опера))))) - а оказалось, не хватало хотя бы одного очень хорошего исполнителя ( и желательно более-менее добротной постановки) - тогда мозги " отключаются " сами, соглашаются). и удовольствие гарантировано)).

Ps-и само собой, оркестр тоже не забываем , конечно. в общем , получается, что хорошую бельканту надо искать, мб это чуть сложнее , не везде есть эти традиции.

Трезвый подход к личностному росту и популярной психологии


Недавно я опубликовала пост «Как слушать классическую музыку«. Несмотря на свою простоту (я — человек без музыкального образования) статья многих заинтересовала.

Думаю, стоит продолжить тему. Расскажу о своём первом знакомстве с оперой и объясню, почему её не надо бояться.

Голос как музыкальный инструмент

Раньше я считала музыкально-драматические произведения чем-то… противоестественным. Разве нельзя нормально петь, без этих дрожаний в голосе, без накладывающихся друг на друга повторов, без постоянно вклинивающегося хора? Пытаешься разобрать слова, а тебе будто нарочно мешают!

В подобном ключе я рассуждала ровно до того момента, когда впервые послушала оперу по-настоящему.

Сейчас я понимаю, что голос — уникальный инструмент. Использовать его по стандартам попсовой песенки — всё равно что играть на фортепиано учебные упражнения вместо концерта Бетховена (не хочу обидеть любителей поп-музыки — свои достоинства есть и у неё).

Понимать слова на слух, кстати, оказалось возможно — талантливые исполнители всегда следят за чёткостью артикуляции.

Четыре способа прослушивания оперы для новичков

Чтобы получать удовольствие от фрагментов опер, надо или глубоко разбираться в музыкальной науке (быть в состоянии сходу оценить технику исполнения, оригинальные модуляции и т.п.), или уже знать эти фрагменты, понимать, о чём в них речь.

С какого же бока подступиться?

Предлагаю четыре варианта на выбор.

1.Раздобыть фильм-оперу с субтитрами.

2. Найти видеозапись спектакля из театра — опять же по возможности с субтитрами. Если таковых не имеется, придётся предварительно прочитать либретто в оригинале/переводе. Либретто — словесный текст произведения. Обычно он воспринимается очень легко, куда свободнее, чем собственно литературные шедевры.

3.Воспринимать оперу только на слух, предварительно ознакомившись с её содержанием. Увы, некоторые редкие произведения удаётся найти лишь в таком виде — старая аудиозапись плюс короткий пересказ сюжета.

Для первого знакомства с жанром

Театр принято делить на классический и современный, но это довольно спорная классификация. Даже если какую-то пьесу ставят на разных сценах годами или десятилетиями, каждая постановка будет считаться отдельным произведением искусства. При этом сама по себе пьеса или исходный роман может считаться литературной классикой, как, например, произведения Шекспира или Чехова. Но многочисленные постановки остаются лишь вариантами интерпретации.

Поэтому правильнее разделять театр на традиционный и современный. Для первого характерны привычные театральные атрибуты: наличие сюжета, актёров, сцены, декораций и костюмов. На примере московских постановок мы создали универсальную инструкцию для каждого, кто только решился на знакомство с театром. К слову, билеты на спектакли можно приобрести на МТС Live, пройдя по ссылке в названии представления.



Драматический театр

Выбирая постановку для первого похода в драматический театр, стоит для начала определиться, для чего вы туда отправляетесь и что ожидаете получить от похода.


Посмеяться


Вспомнить или переосмыслить классику литературы

Надёжнее выбрать спектакль по книге, которую вы уже читали, и заранее посмотреть отзывы. Для первого знакомства с классикой в театре хорошо подходят Театр имени А. С. Пушкина, МХАТ имени Горького и Малый театр.


Познакомиться с московскими театрами


Увидеть интерпретацию современных книг


Увидеть любимых актёров вживую



Музыкальный театр

Если в драматическом театре основой для постановок обычно служит литературное произведение, то в музыкальном всё строится на музыке в разных её проявлениях. Литературная основа тоже есть почти всегда, но сюжет передается не столько актёрской игрой, сколько хореографией или пением. К традиционному музыкальному театру относятся опера, балет, оперетта и мюзикл.


Опера

Этот жанр больше подойдёт тем, кто может с удовольствием и подолгу слушать классическую музыку. Почти все диалоги персонажей в опере включают в себя вокальные пьесы для одного голоса — арии. Их текст иногда сложно разобрать из-за специфики оперной манеры пения, к тому же часто это происходит на языке оригинала. Благо во всех крупных театрах во время оперы параллельно с арией идут субтитры на русском. Учитывайте это при выборе билета, чтобы видеть не только сцену, но и один из экранов с переводом. Обратите внимание, есть ли в зале колонны или другие детали интерьера, загораживающие обзор.


Балет

Это танцевальный спектакль, построенный на классической хореографии. Чаще всего персонажи в нём вообще не разговаривают — все эмоции и перипетии сюжета выражаются через движение.

Мюзикл и оперетта

Эти два жанра очень похожи между собой — для обоих характерны лёгкий комедийный сюжет и обилие вокальных номеров. Оперетта обычно ближе к академической музыке и классическим сюжетам, но гораздо легче для восприятия, чем опера.



Кукольный театр

Этот вид театра относится к древнейшим в мире и за столетия своей истории оброс множеством вариантов исполнителей: персонажей могут изображать марионетки или куклы-великаны, тростевые или перчаточные куклы. Сейчас активно используются в некоторых спектаклях также механические куклы-автоматы, изображающие людей, животных, птиц.

Обычно кукольные спектакли дают в театрах с многолетней историей, оказаться в них на откровенно плохой постановке практически невозможно. Московский театр кукол, Театр кукол имени Образцова, Московский детский театр марионеток и Сказочный театр предлагают очень обширный репертуар для разных возрастных групп.

Как начать разбираться в классической музыке

До тех пор, пока не появились звукозаписи и классическая музыка не превратилась в индустрию в том виде, в котором мы её знаем сейчас, исполнители играли музыку интересных им авторов, не задумываясь над тем, классическая она или нет. Для понимания классики не нужно каким-то особенным образом менять своё восприятие.

Метод № 1: последовательный

Наиболее традиционный способ познакомиться с академической музыкой — слушать знаковые произведения известных композиторов в хронологическом порядке, переходя от эпохи к эпохе, а затем выбрать оказавшийся наиболее близким по духу период и посмотреть на него более внимательно.


С чего начать слушать Баха

Бранденбургские концерты — одновременно масштабный и компактный цикл из шести глав от 10 до 20 минут длиной. Шесть абсолютно разных концертов, объединённых чисто баховской радостью жизни.

Сонаты и партиты для скрипки соло докажут вам, что слушать одинокую скрипку в течение долгого времени совершенно не скучно. Бах стремится к полному охвату её возможностей. Жемчужина цикла — знаменитая Чакона, пронзительнее которой нет на свете.

По легенде, Вариации Гольдберга должны были служить успокоительным и снотворным средством для российского дипломата, которого мучила бессоница. Пианист Иоганн Гольдберг должен был играть их в его спальне перед сном. Почему бы не попробовать использовать эту музыку по её назначению и сейчас?

С чего начать слушать Моцарта

Начало Симфонии № 40 может вызвать у вас непроизвольное раздражение, настолько оно хорошо известно. Постарайтесь настроить свой слух так, будто слышите его впервые, тогда в качестве вознаграждения вы получите не менее прекрасные, но не столь избитые части произведения.

Соната для скрипки и фортепиано № 21 — самая грустная музыка на свете.


С чего начать слушать Бетховена

Концерт для скрипки с оркестром — один из величайших скрипичных оркестров. Если заскучаете в середине, будете вознаграждены в финале: он подарит вам такую красивую и грустную мелодию, что будет сложно удержаться от слёз.


С чего начать слушать Мендельсона

Чтобы достроить образ, стоит услышать знаменитую Симфонию № 4, созданную им на волне восхищения Италией.


С чего начать слушать Чайковского

Если хотите понять, что такое симфония, послушайте Пятую Чайковского — это один из лучших и цельных образцов жанра. Она не так популярна, как его балеты, хотя её мелодический потенциал ничуть не ниже.


С чего начать слушать Брамса

Камерный ансамбль — один из тончаших видов музицирования: скрипичная соната, фортепианное трио или струнный квартет часто могут выразить больше, чем балет или симфония. Синоним камерной музыки — имя Брамса, у которого каждое камерное сочинение — шедевр. В том числе Соната для скрипки и фортепиано № 3, незабываемое начало которой рождается из фразы, как бы прерванной на полуслове.

Метод № 2: слушать близких по духу

Музыкальный критик Илья Овчинников считает, что традиция начинать знакомство с классикой через музыку Баха и Моцарта не совсем верна. Ведь есть несколько классических композиторов, музыка которых более созвучна внутренней жизни современного человека. Среди них — Малер, Шостакович и Стравинский. Рубеж веков породил гениев, которые разговаривают с нами на одном языке. Если музыка XIX века, которая составляет основной массив репертуара современных исполнителей, могла уже заранее вам надоесть, то эти произведения наверняка покажутся вам свежими, интересными и близкими по духу.


Слушаем Малера

Хотя большая часть жизни Густава Малера пришлась на XIX век, он стал первым композитором, который, разрушив романтические каноны, смело прыгнул в XX век, очень точно предсказав разорванное сознание людей, которые станут свидетелями мировых катастроф. В его жизни был переломный год, когда он написал произведение необыкновенного трагического накала — Симфонию № 6. Несмотря на свою продолжительность (80 минут), она слушается на одном дыхании, напоминая захватывающий роман с постоянными поворотами сюжета. У Малера почти вся музыка берёт за душу. Её можно не любить, но остаться к ней равнодушным невозможно. С 1960-х благодаря усилиям Леонарда Бернстайна начался малеровский бум, так что услышать Малера вживую не представляет большой сложности.


Слушаем Стравинского


Слушаем Шостаковича

Метод № 3: теоретический

Если хочется подойти к изучению классики основательно, начиная с азов, можно сначала прослушать несколько теоретических курсов и прочитать пару специализированных книг. Чаще всего новичкам советуют базовый курс Роберта Гринберга How to Listen to and Understand Great Music и его же курс Great Masters, в котором каждая лекция посвящена одному из известных композиторов. Если не понравится манера изложения Гринберга, можно прослушать вводный курс Listening to Music профессора Крейга Райта, который весело и доходчиво объясняет структуру классических произведений. Замечательную двадцатиминутную лекцию о том, как полюбить классику, прочитал Бенджамин Зандер на TED.

Метод № 4: эмоциональный

Например, для романтичного состояния подойдут волшебные композиции импрессиониста Дебюсси. Для сосредоточенной работы — систематичный и сдержанный Бах и другие барочные композиторы. В моменты душевной смуты — Шопен и Шуберт. Когда переполняет гнев, почему бы не послушать Бетховена или Вагнера? Весело и свежо на душе — Моцарт. Взвинченное, нервное состояние — Лист. Хочется эпики и трагедии — Брамс. Иронии и излома — Прокофьев и Стравинский. Безусловно, это деление грубое и сугубо субъективное. Однако сам принцип — посмотреть на классику через призму эмоций — возможно, поможет вам сделать первый шаг в сторону её понимания.

Метод № 5: уточняющий

Метод № 6: ходить на концерты

Слушать классику в записи — это хорошо, но большего эффекта вы достигнете, если начнёте слушать её вживую. В Рахманиновском зале Московской консерватории чуть ли ни ежедневно проходят недорогие, а порой и бесплатные концерты. Кого из современных исполнителей, часто выступающих в Москве, стоит услышать обязательно? Пианиста Алексея Любимова, Геннадия Рождественского, Михаила Плетнёва, виолончелистку Наталью Гутман, альтиста Максима Рысанова. Среди дирижёров следует обратить внимание на Владимира Юровского, возглавляющего Госоркестр, и Александра Рудина, руководящего одним из лучших камерных оркестров России Musica Viva.

Экспресс-метод

Первый день:

Второй день:

Третий день:

Четвёртый день:

Пятый день:

Все что вы хотели узнать об опере, но боялись спросить



– Раньше опера действительно считалась консервативным искусством, но сегодня это, напротив, самый прогрессивный жанр. Неслучайно лучшие драматические режиссеры стремятся поставить спектакли на оперной сцене. С чем это связано? Во-первых, современная опера – это единственный вид искусства, в котором соединяются все остальные. Симфоническая музыка, вокал, актерское мастерство, режиссура, кинематограф, живопись, цирковое искусство, медиа-арт, современные сценические технологии – опера вобрала в себя, кажется, все. Да, и еще иностранный язык, ведь партии исполняются на языке оригинала. В общем, это то самое синтетическое искусство, которого как раз и ищет современный человек с его ускоренным сознанием. Своей звуковой и визуальной насыщенностью опера как никакое другое искусство отвечает запросу XXI века.

Во-вторых, сегодня полностью поменялись критерий выбора оперного артиста. Грузных оперных Татьян, над которыми мы когда-то смеялись, теперь не встретишь: помимо вокала, артист оперного театра должен обладать и подходящим типажом, и актерским мастерством. Я никогда не возьму в театр певца с плохим голосом, пусть даже он будет прекрасный артист, но не возьму и безупречного вокалиста, если он бездарен в смысле сцены. Артист оперы должен быть талантлив во всех отношениях, и сегодняшние оперные исполнители ничем не уступают своим коллегам из драматических театров. Не последнюю роль в этом преображении сыграли выдающиеся российские оперные певцы: Дмитрий Хворостовский, Анна Нетребко, Мария Гулегина.

В результате опера – на пике популярности. Оперные залы полны, а на трансляции спектаклей в кинотеатрах невозможно достать билет. Москве в этом смысле есть чем гордиться, потому что здесь в оперу ходит огромное количество молодежи. Так что мысль Бориса Александровича Покровского о том, что опера станет самым популярным искусством, казавшаяся когда-то утопической, сегодня стала реальностью.

Миф № 2. Опера – это элитарное искусство для ценителей

Опера – это еще и зрелищное искусство. В драматическом театре спектакль может быть выдающимся, даже если из декораций на сцене только табуретка. В опере такое не пройдет. Поэтому оперные спектакли невероятно дороги. Но зритель может быть уверен, что увидит захватывающее действо, в котором, к тому же, участвует хор. К примеру, солисты геликоновского хора – это настоящая коллекция голосов и образов. Ростропович в шутку называл их хордебалет, и неспроста, ведь от артистов хора требуется отнюдь не только пение. В нашем театре они три раза в неделю занимаются сценическим движением и акробатикой. По сути, это полноценные артисты бродвейского мюзикла.

И наконец, оперный театр невероятно эмоционален. Мне кажется, это самое важное, потому что сегодняшнее искусство развивается преимущественно в концептуальном ключе: режиссеры и художники думают прежде всего о концепции спектакля. Музыка дает возможность добавить к этой концепции эмоцию.

Миф № 3. Оперу невозможно понять без музыкального образования

– Мне кажется, человек, который не слушает классическую музыку, сам себя наказывает. Но все поправимо: видимо, просто еще не пришло время. Симфоническая музыка – это божественный промысел, это общий язык, который принадлежит всей планете. На симфоническом концерте в Японии, Южной Африке и в Европе люди будут плакать в одних и тех же местах. Существуют какие-то колебания звука, которые влияют на людей одинаково. И чтобы это почувствовать, не обязательно заканчивать консерваторию.


Гид новичка: как перестать бояться оперы и начать действовать

– Стоит ли рисковать и идти на экспериментальные постановки?
– Конечно. Если мы будем ориентироваться только на знатоков, то рискуем играть спектакли в пустом зале. Репертуар оперного театра зависит от множества факторов. Как в руководителе во мне сидит несколько человек – директор, продюсер и режиссер – с которыми я каждый раз провожу внутренние совещания. Моя личная режиссерская заинтересованность в том или ином материале, конечно, влияет на исход дела, но зачастую важнее оказывается наличие артиста, для которого имеет смысл делать тот или иной спектакль, или состояние репертуарной карты Москвы. Самое важное – это угадать то, что сегодня было бы интересно и публике, и труппе.

Моя задача как режиссера в том, чтобы любой материал, будь он классический или современный, был привлекателен для публики. В первую очередь он должен быть невероятно театральным и нести в себе эмоциональный заряд. Чтобы, покупая билет, зритель в любом случае не ошибся с выбором.

Читайте также: