Сгорела пусковая обмотка компрессора холодильника

Обновлено: 05.07.2024

Обслуживаемые устройства работают безупречно, не издают странных звуков — ни дребезжания двигателя, ни звука слива конденсата, ни вибрации корпуса. Неисправности проявляются в нарушении цикла охлаждения, появлении луж снаружи и внутри камеры, отсутствии освещения и других признаках. Чтобы вовремя решить проблему, необходимо знать принцип работы холодильника и понимать причинно-следственные связи той или иной поломки. Некоторые неисправности можно устранить самостоятельно.

Реализация защиты токового типа

Частые причины неполадок

Проблемы с холодильниками Atlant возникают по следующим причинам:

  • длительного простоя;
  • заклинивание сердечника катушки и контактов;
  • расхождение коэффициентов расширения металлических частиц внутри змеевика (это характерно для моделей всех марок холодильного оборудования);
  • Повреждения механического характера;
  • Обгорание самих контактов и гнезд, из которых они выходят;
  • Процесс окисления;
  • Перегорание катушки, через которую проходит электрический ток;
  • Несоблюдение правил эксплуатации;
  • Неисправность в пружинной пластине.

Причины выхода из строя реле холодильника

Такие узлы, как мотор-компрессор и испаритель, лучше не пытаться ремонтировать самостоятельно. Если вы разбираетесь в электротехнике, вы можете попытаться сэкономить деньги и время на поездке в сервисный центр и заменить реле защиты запуска холодильника самостоятельно. Реле — довольно простое устройство, и причин его выхода из строя немного:

  • Повреждение (перегорание) нагревательной обмотки
  • Подвижная группа контактов заклинило. В этом случае контакты не замыкают цепь. Или, наоборот, не открывайте его.
  • Потеря гибкости биметаллического листа.

Внешне неисправность устройства проявляется следующим образом:

  • Двигатель работает некоторое время, обычно не более 10 минут, а затем останавливается.
  • Двигатель компрессора не запускается.
  • Двигатель запускается, но не выключается, даже если заданная температура в морозильной и холодильной камерах уже достигнута.

Чтобы определить, что неисправно именно реле, рекомендуется отсоединить клеммы от реле и подключить их непосредственно к двигателю. Если оно сработало — проблема была в реле. Другой способ диагностики заключается в подключении известного неисправного устройства. Если двигатель работал нормально, с периодическим отключением через 10-20 минут, можно просто оставить неисправное устройство на его месте. Стоимость деталей для самых популярных марок находится в пределах 500-1000 рублей. Подобные симптомы наблюдаются и в случае утечки хладагента, что затрудняет диагностику. Прежде чем приступить к извлечению устройства из холодильника, стоит проверить еще несколько моментов.

  • Крепление устройства ослаблено. В этом случае подвижные контактные группы могут заклинить. В этом случае двигатель начинает вибрировать. Необходимо подтянуть или заменить крепежные элементы.
  • Видны следы сгоревших или оплавленных проводов и разъемов. Это устройство подлежит безусловной замене.
  • Разъемы ослаблены. Штифты должны быть очищены и затянуты.

Если в ходе самодиагностики и ремонта не удалось устранить неисправность, не пытайтесь разбирать узлы холодильника, особенно мотор-компрессор. Лучше обратиться в сервисный центр.

Проблемы с контактами

Известны две причины рассматриваемой неисправности. Это — отсутствие тока в цепи на видимо замкнутых контактах, и их слипание из-за потери гибкости пластин. Первый случай характерен для ситуации, когда контактные пятки сильно окислены. Эту проблему можно решить, отшлифовав их наждачной бумагой. Другой причиной является деформация самой нажимной пластины. В этом случае необходимо будет восстановить его форму, чтобы обеспечить нормальный зажим и контакт. Более сложной неисправностью является заклинивание штыревой шины, которое происходит, когда ток проходит через катушку и не выходит из нее при выключении. Для устранения этой неисправности необходимо очистить элементы управления блока коммутации.

Вибрация во время работы

  • работа агрегата на максимальной мощности — если термостат установлен на максимальное значение, нагрузка на мотор-компрессор увеличивается;
  • резкие колебания напряжения.
  • Запуск — в течение первой недели работы устройство шумит сильнее, чем обычно;
  • Шкаф холодильника расположен очень близко к стенам и мебели — из-за вибрации мотора соседние элементы грохочут;

Более серьезной причиной гула является повреждение электродвигателя. Возможный износ колец и поршня. Дребезжание и вибрация. Дребезжание и легкая тряска могут быть вызваны неровным полом, неправильным размещением посуды внутри холодильника. Мотор-компрессор также может дребезжать, если крепления амортизатора ослаблены. Чтобы восстановить бесшумную работу, просто затяните винты. Иногда шум издают лампочки на задней панели устройства. Их нельзя перемещать, но под них можно подложить прокладку, чтобы уменьшить дребезжание. Возможная причина дребезжащего шума в новом холодильнике — не снятые транспортировочные скобы электромотора. Если принятые меры не помогают устранить проблему, лучше пригласить для диагностики мастера из ближайшего сервисного центра. Металлический стук при включении/выключении компрессора холодильника может указывать на то, что он поврежден и требует замены. Скрип и треск. Эти звуки могут указывать на то, что: При изменении температуры на кухне пластиковые стенки отсека могут слегка поскрипывать — это не критично и не требует устранения. Характерный скрип может наблюдаться при неправильной установке холодильника. Холодильник шипит и свистит. Эти звуки обычно вызваны засорением капиллярных трубок или попаданием мусора на лопасти вентилятора. Неисправный компрессор также издает похожие звуки. Любая проблема требует помощи технического специалиста. Кратковременное бульканье и нытье иногда вызывается сильным движением хладагента.

Когда в холодильнике клинит компрессор, многие грешат либо на реле, либо на сам двигатель. Заклинивание возможно по множеству причин: долгий простой без работы – самая частая из них. Однако, не смотря на то, что симптомы сгоревшей обмотки мотора и заклинившего компрессора практически одинаковые, в случае клина, процедура расклинивания достаточно проста.

Компрессор в холодильнике: особенности устройства

Начать следует с проверки, правильный алгоритм проверки мотора – важная часть работы с моторами холодильников. Самым верным способом является проверить мотор при помощи исправного реле. Если такового нету, то можно проверить при помощи измерения сопротивления обмоток.

Для того чтобы это сделать необходимо поставить мультиметр в положение 2 кОм и проверить.

На примере данного мотора, который мы использовали, получается 42 Ом одно сопротивление; 11,7 – второе сопротивление. Таким образом, мы можем сделать вывод, что двигатель должен функционировать нормально. После это следует найти таблицу сопротивлений и по ней окончательно выяснить является ли главный компонент исправным.

Следует не забывать, что обязательно нужно найти общую точку (у нас она соответствовала 53,3 Ом).

Как запустить заклинивший компрессор холодильника без реле - особенности устройства реле и компрессора

Проверка двигателя мультиметром. Результат: 53 Ом

Реле холодильника: особенности устройства

Реле пуска мотора так и называется – пускозащитное реле компрессора, холодильника.

Как запустить заклинивший компрессор холодильника без реле - особенности устройства реле и компрессора

В таких случаях, главная задача этого узла – отщелкнуть двигатель от сети. Подключение этой компоненты делается для того, чтобы не произошла перегрузка (перегорание): чтобы не загорелась обмотка холодильника, чтобы не сгорела розетка. Напряжение идет достаточно большое. Если оставить надолго подключение напрямую, в рабочем состоянии, то с большой вероятностью может загореться обмотка. Именно поэтому лучше использовать реле с холодильника именно с таким двигателем, ведь оно, как правило, рассчитано на потребляемую мотором мощность.

В современных компонентах не предусматривается отсечение, т.е. защита сети от перегоревшей обмотки.

Как запустить заклинивший компрессор холодильника без реле - особенности устройства реле и компрессора

Реле с отсутствующим отсекателем

Здесь имеется термоэлемент (позистор), этот элемент при увеличении сопротивления отрубает пусковую обмотку. Однако большинство устройств не содержит специальной вольфрамовой пружинки.

Как запустить заклинивший компрессор холодильника без реле - особенности устройства реле и компрессора

Реле: взгляд изнутри

Когда обмотка мотора замкнута, эта вольфрамовая пружинка должна нагреваться и отсекать систему от электросети. Именно поэтому желательно отсекатели, которые не содержат пружинки, вообще не ставить. Однако, использовать их на тех моторах, внутри которых установлены отсекатели, можно.

Как можно запустить без реле и для чего это нужно. Инструкция

Для того чтобы запускать заклиненные двигатели, нам понадобится обыкновенный двухжильный провод, способный проводить 220 Вольт, с вилкой для бытовой розетки на одном конце и двумя контактами на другой.

Один контакт следует вставить на общую точку, второй – на точку рабочей обмотки. Нам понадобится устройство способное замыкать контакты, чаще всего применяют обыкновенную отвертку (отвертка будет работать вместо пускового реле). Отверткой соединяем контакты рабочей и пусковой обмотки, после этого конструкцию следует включить в розетку. После этого устройство начинает работать. Если в таких случаях он не запускается, значит либо неисправен мотор, либо кабель 220 В.

Бывает так, что обмотки обгоревшие, либо компрессор попросту оказывается заклинившим. И тогда ситуация несколько иная.

Очень часто, к мастерам и в сервисы привозят такие холодильники, которые включаются всего на 5-10 секунд (изредка работает до 30 секунд — минуты). В таких случаях процедура диагностики следующая: двигатель подключается напрямую. Следует обязательно смотреть за состоянием проводки, проверять нет ли нагревов. В случае чрезмерных нагревов, цепь следует сразу же разомкнуть.

Если холодильник наморозил хорошо, то просто следует заменить двигатель; если в течение часа холода нигде не появилось (или морозилка, например, наморожена, а в холодильной камере холод не наблюдается), то вопрос либо в утечке, либо в забитой капиллярной системе. Также моторы могут гореть от неисправного термостата (термостат не выключает во время холодильник и устройство очень долго работает). Это бывает довольно часто. Однако, как бы там ни было, для полноценной диагностики, мотор желательно подключать напрямую согласно инструкции, которую мы разместили выше.

Холодильник задолбал (самостоятельный ремонт)

я ему реле заменил, а он.
короче так. отказалась работать морозилка. он двухкамерный двухкомпрессорный. залез ему за спину, включил, релюха искрит и пахнет. снял, она у мня в руках рассыпалась от старости - холоду больше 10 лет. воткнул то, что было. было не то, но некоторое время поработало. потом работать перестало. купил то (ркт-1) поставил. компрессор запускается, греется, в морозилке температура не меняется, компрессор продолжает грецо прям неимоверно - рука не терпит. вырубаю. между первой и второй заменой релюх этот шкап пережил эпичное падение с подиума на стол. поэтому есть подозрение на наличие микротрещин, через которые мог сбежать фреон.
собственно на этом этапе мои небольшие познания в ремонте холодильников подошли к концу и появились вопросы.
1. мог я реле воткнуть кагто не так?
2. что еще может быть причиной саботажа работы морозилки?

шкап атлант мхм 1705-01 приобретен в 2004 годе. вернее это был подарок на свадьбу)))

ты лучше скажи - мог я реле не так подключить? чтобы компрессор работал.

нууу.
если учесть нещадную эксплуатацию и штук 10 переездов которые он пережил, то нормально отпахал, щетаю.

Так его, вроде, только в одном положении можно воткнуть. Или оно отдельно стоит? Может, пусковая обмотка не отключается?

Так его, вроде, только в одном положении можно воткнуть. Или оно отдельно стоит? Может, пусковая обмотка не отключается?

два компрессора.
один на морозилку, второй на сам холодильник.
если морозилка не работает - значит или регулятор сломался. или компрессор сломался. или вытек фреон.
если сломан регулятор, (реле или что там еще - провод отломился) который можно заменить быстро и дешево - значит компрессор выключен и не знает что нужно работать. т.е. компрессор холодный.
если компрессор греется - значит он работает )). значит или разгерметизация. замена фреона. и сделать это на месте не получится. т.е. полюбас везти в сервис.
или сдох сам компрессор, опять же на месте не сделать. везти в сервис.

такая же была картина у меня полгода назад.
двухкомпрессорный.
морозилка не морозит.
звоню, мастер спрашивает - компрессор греется? греется, ну тогда и нех платить бабки за диагностику. везите целиком.
итого - замена компрессора. заправка фреоном или что там сейчас.
6500руб + 400руб за доставку холодильника до места.

я ему реле заменил, а он.
короче так. отказалась работать морозилка. он двухкамерный двухкомпрессорный. залез ему за спину, включил, релюха искрит и пахнет. снял, она у мня в руках рассыпалась от старости - холоду больше 10 лет. воткнул то, что было. было не то, но некоторое время поработало. потом работать перестало. купил то (ркт-1) поставил. компрессор запускается, греется, в морозилке температура не меняется, компрессор продолжает грецо прям неимоверно - рука не терпит. вырубаю. между первой и второй заменой релюх этот шкап пережил эпичное падение с подиума на стол. поэтому есть подозрение на наличие микротрещин, через которые мог сбежать фреон.
собственно на этом этапе мои небольшие познания в ремонте холодильников подошли к концу и появились вопросы.
1. мог я реле воткнуть кагто не так?
2. что еще может быть причиной саботажа работы морозилки?

шкап атлант мхм 1705-01 приобретен в 2004 годе. вернее это был подарок на свадьбу)))

У Атланта пускач транзисторный, ничем другим не меняется. Кроме пускача в работе участвует пусковой конденсатор на 4 мкф. Желательно поменять сам пускач и конденсатор. К фреону данный дефект отношения не имеет.


Компрессор – сердце любого холодильного агрегата. От его работы зависит главное – поддерживает ли холодильник заданную температуру в холодильном и морозильном отделениях.

Неисправности компрессора могут быть связаны с неполадками в циркуляционном контуре, в работе механических узлов, в электрической цепи.

В статье мы рассмотрим неисправности именно электрической части компрессора, для исправления которых нужно измерять сопротивление обмоток компрессора холодильника.

Сопротивление обмоток компрессора холодильника

Устройство компрессора

Совершенно не важно, какой у вас холодильник – Индезит, Бирюса, Атлант, LG или какой-то другой. Конструктивно компрессоры на них устроены одинаково. Если коротко, компрессор – это механизм для сжатия какого-либо продукта и дальнейшего его передвижения по контуру охлаждения. В холодильнике в качестве сжимаемого и передвигаемого продукта выступает фреон. Благодаря циркуляционной системе компрессора в камерах происходит охлаждение и замораживание.

В бытовых холодильниках применяется один из трех типов компрессоров:

  • классический;
  • линейный;
  • инверторный.

обмотка в компрессоре

В большинстве имеющихся у населения холодильников установлен классический тип компрессора. Такие компрессоры бывают поршневыми, ротационными, центробежными, винтовыми, кулачковыми и прочими. Самый распространенный из них вид – поршневой.

Важная информация: наиболее надежными и экономичными считаются инверторные компрессоры. В отличие от остальных они работают в непрерывном режиме, но на пониженных оборотах. Установка инверторных компрессоров снижает энергопотребление холодильников, но значительно повышает их цену.

Принцип работы поршневого компрессора

Поршневой компрессор состоит из электродвигателя с коленчатым валом и поршня. Такой механизм позволяет вращательное движение мотора переводить в возвратно-поступательное движение поршня. Алгоритм работы поршневого компрессора – следующий:

  1. Поршень всасывает в камеру пары фреона и затем нагнетает их в радиатор конденсатора под давлением. В радиаторе пары фреона переходят из газообразного состояния в жидкое. Выделяемое при этом тепло рассеивается решеткой радиатора в атмосферу.
  2. Из конденсатора жидкий фреон подается в капиллярную трубку (препятствие), после которой его давление резко снижается.
  3. Фреон после капиллярной трубки поступает в испаритель, где он из жидкого состояния опять переходит в газообразное. Этот переход происходит при значительном поглощении тепла в камерах холодильника.
  4. Цикл повторяется несколько раз до установления в холодильнике заданной температуры, после чего происходит отключение компрессора.

Электрическая схема компрессора

Электрическая схема компрессора довольно проста. В последние годы в ее работе появились дополнительные опции, связанные с использованием электронных плат управления, но принцип работы остался неизменным.

  • терморегулятор – скрытая под круглой пластиковой ручкой пружина сильфона. При низкой температуре пружина сжимается и размыкает электрическую цепь компрессора, при повышении температуры она разжимается и цепь замыкает;
  • тепловое реле – элемент защиты двигателя. Биметаллическая пластина реле при нагревании двигателя до установленной температуры изгибается и размыкает электрическую цепь;
  • электродвигатель компрессора – устройство из двух обмоток, рабочей и пусковой. При включении двигателя напряжение подается на рабочую обмотку. После его повышения срабатывает пусковое реле и включается пусковая обмотка – ротор приходит во вращательное движение.

схема-обмотка в компрессоре

Неисправности компрессора

Мы рассмотрим неисправности только электрической части узла:

  • обрыв обмоток компрессора – может быть сразу на двух обмотках или на одной из двух. Признаки – двигатель холодный, но не пускается, при включении может происходить короткое замыкание;
  • межвитковое замыкание рабочей обмотки – из-за замыкания пусковое реле периодически пытается включить компрессор, компрессор сильно нагревается;
  • межвитковое замыкание пусковой обмотки – признаки такие же, как и во втором пункте;
  • неисправность терморегулятора;
  • неисправность пускового реле.

Проверка сопротивления обмоток

Для определения неисправностей в электрической схеме нужно провести замеры напряжения в цепи и сопротивления обмоток мотора-компрессора. Ниже мы опишем последовательность проводимых операций:

  1. Откройте клеммную коробку на моторе.
  2. Открутите болты, зажимающие кабели.
  3. Определите назначение проводов. Обычно коричневый провод – фазовый (подключен к фазе терморегулятора), синий провод – нейтральный (подключен к нейтральному проводу терморегулятора), черный провод подает напряжение на электродвигатель.
  4. Проверьте мультиметром исправность терморегулятора:
  • включите холодильник в сеть;
  • температуру в холодильнике установите на максимальное значение;
  • замерьте напряжение между коричневым и синим проводами;
  • замерьте напряжение между синим и черным проводами.

Наличие напряжения говорит об исправности терморегулятора.

Если компрессор включится в работу, замерьте амперметром рабочий ток на всех обмотках – так вы определите, какая обмотка не работает.

Важная информация: межвитковое замыкание или обрыв обмоток лучше сравнивать с табличными значениями для каждой марки мотора-компрессора.

Читайте также: