Чего не было в старинной русской избе посуда печь кочерга телевизор

Обновлено: 17.05.2024

Педагогический центр организации и проведения Международных
и Всероссийских дистанционных конкурсов и викторин
г. Москва

Для того, чтобы разместить публикацию необходимо:

  • - Зарегистрироваться или авторизоваться на сайте
  • - Перейти на страницу подачи публикации
  • - Оплатите организационный взнос (250р).
  • - Внимательно заполните все поля. Данные из заявки будут использованы для формирования свидетельства.
  • - Прикрепите файл с публикацией к заявке.
  • - После проверки в течении 1 рабочего дня Вы получите уведомление о возможности скачать свидетельство о публикации в личном кабинете.

1. Материал должен соответствовать заявленной тематике для размещения в соответствующие разделы по категориям образования:

  • Дошкольное
  • Начальное общее
  • Основное общее
  • Среднее (полное) общее
  • Среднее профессиональное
  • Высшее
  • Дополнительное

2. К публикации не принимается материал, который был ранее опубликован в Интернете другим автором.

3. Допускается публикация материала, опубликованного Вами ранее на других педагогических сайтах.

Сертификат

Публикация работ производится БЕСПЛАТНО.

Стоимость свидетельства о публикации в электронном виде – 250 р.

Конспект "Загадки русской избы"

Дата публикации: 18.03.18

Автор:
Султанбратова Галя Владимировна Воспитатель, МАДОУ г.Нижневартовска детский сад №83 "Жемчужина", Тюменская г.Нижневартовск

(с детьми старшего дошкольного возраста)

Цель: Познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

Задачи:

1. Расширение кругозора и эрудиции детейзасчет обогащениясловарного запаса и ознакомления с предметами старины.
2.Закрепить знания детей о русской избе, о предметах русского быта, о народномтворчестве.
3. Развитие речи детей, мышления, памяти, творческой активности.
4. Вызвать желание создать оберег своими руками.
5. Воспитывать любовь к народному творчеству, уважение к своей работе, усидчивость, культуру труда.

Предварительная работа:рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта, беседа о значении леса в жизни русского человека, в том числе для постройки жилища, и для изготовления домашней утвари. Разучивание хороводов. Чтение русских народных сказок.

Ход занятия.

Примерные ответы детей

1.Организационный момент

Хозяйка. Я хозяйка этого дома. И встречу я вас, так как в старину встречали гостей. На столе у меня хлеб да соль.

-Милости просим, гости дорогие!

Хозяйка. Правильно, будьте здоровы, здравствуйте.

Будьте здоровы, здравствуйте.

Хозяйка. Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи.
Горница у меня небольшая. Да красивая какая! На убранство поглядите. Да про всё мне расскажите!

Хозяйка. Много лет назад, люди жили в домах, которые назывались (избами).
Раньше не было многоэтажных домов, и у каждого человека была своя изба.Это был дом деревянный, срубленный из бревен.
Кто из вас помнит, из какого дерева строили на Руси избу? (из сосны или ели). В избу вели деревянные ступеньки.

Хозяйка: Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки; ткали, вышивали, плели лапти, ткали кудель с помощью веретена. Хозяйки содержали свои избы в чистоте.
Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали.

Что же значит название Красный угол?
В красном углу находился и стол. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу, вдоль стола стояли лавки и скамьи. Вот так жили люди раньше!

Хозяйка: Скажите,пожалуйста, что вы видите в избе?

Образ русской печки хорошо нам всем знаком. А для чего нужна печка?

Дети: В печи готовится еда, печётся хлеб. На печке сушат грибы, ягоды и разные полезные травы. А ещё печь нужна для обогрева жилища.

Считалка.

Кто его поднимет, тот и выйдет

Игра с ленточкой

Стала друга выбирать

Стала друга выбирать (подружку )

Кому ленточку отдать

Поклонись, поклонись, да за ленточку держись.

Хозяйка А сейчас давайте вспомним о предметах быта русской избы.

Стоит жилище
деревянные бочища,
Внутри печь да дрова
это русская… (изба).

И помогут нам в этом загадки:
Стоит толстячок,
Подбоченившись бочок,
Шипит и кипит –
Всем пить чай велит.
/Самовар/
В избе – изба,
На избе – труба,
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идёт.
/Печь/
Черный конь
Скачет в огонь.
(Кочерга.)
Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людям отдает,
А сам на отдых идет.
(Ухват.)
То назад, то вперед,
Ходит-бродит пароход.
Остановишь – продырявит
(Утюг)
В лесу родился,
В руках крестился,
На ногах умер.
(Лапоть.)
Тело бело,
Душа льняная,
Маковка золотая.
(Свеча.)
Синее море,
Стеклянные берега,
Плавает утка,
Горит голова.
(Керосиновая лампа.)

Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати,
У печи оставят. (лапти).

Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло.
Держит ведра. (коромысло).

Он как круглая кастрюля
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк
Кашу сварит. (чугунок).

Прялка - предмет народного быта, орудие труда на котором пряли нитки.

Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. Прядением, как правило, занимались девушки. Без прялки невозможно представить быт русского человека, Прялка была и орудием и оберегом. При помощи прялки получали нити, которые затем использовали для изготовления одежды. Ручное прядение было медленным, малопроизводительным.

Чтобы приготовить себе приданное, девушка начинала прясть с 6-8 лет. . Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства : чтобы скрасить тяжелый труд, ее украшали резьбой или росписью. Прялка становилась гордостью ее владелицы, передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке. Сейчас многие из этих прялок хранятся в музеях нашей страны.

Хозяйка. Скажите, а такие куклы у вас есть?

- Как вы думаете, из чего они сделаны?

- Посмотрите, на этих кукол, скажите, они отличаются друг от друга? Чем? А чем они похожи? Что у них общего?

- Правильно, эти куклы отличаются друг от друга. У современных кукол есть лицо, а тряпичных и соломенных кукол лица нет. Также они отличаются материалом, из которого изготовлены. Современные куклы изготовлены из пластмассы, а эти куклы из соломы и ткани.

- Сегодня я расскажу вам и покажу, как создавалась первая игрушка-кукла.

- Посмотрите, перед вами куклы – самоделки. Как вы думаете, почему они так называются? (Ответы детей).

- Это значит, что их не покупали, а родители сами мастерили такие игрушки для своих детей. Изготавливали игрушки из подручного материала: соломы, бересты, тряпки, мочалки.

- Подручный, это значит материал, который всегда под рукой.

- Куклы в основном делались из мягких материалов – шерстяных, льняных тканей, ниток, хлопка, мочала.

- Давно–давно были вот именно такие куклы.

Куклы делились на 3 группы: обрядовые, игровые, куклы – обереги.

Ребята, а как вы думаете, почему называют кукла-оберег?

Кукла-оберег, это, кукла, которая оберегала человека от несчастья.

Куклу-оберег наряжали, но никогда ей, ни рисовали лицо. По народным поверьям кукла с лицом как бы приобретала душу и могла навредить.

Как вы думаете, называлась такая кукла без лица? (Ответы детей).

Вот такие были куклы. И это лишь малая часть из всего того многообразия.

Вы хотите иметь куколку – оберег? Тогда делу время, потехе час! Не зря так говорят у нас. Хватит, дети, забавляться, пора делом заниматься.

Словарная работа: ухват, прялка, коромысло, чугун, самовар.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта, беседа о значении леса в жизни русского человека, в том числе для постройки жилища, и для изготовления домашней утвари. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц, хороводов. Чтение русских народных сказок.

Оборудование: уголок русской избы с предметами быта (печь, лавки, стол, старинная посуда, прялка и др.), блюдечко с яблочком, мультимедийная установка, слайды с изображением деревни, записи русских народных песен, атласная ленточка для игры "Вышел Ваня…", русский народный костюм для хозяйки.

(Воспитатель, в русском народном костюме – хозяйки избы, встречает детей).

Воспитатель: Представьте себе, что мы с вами оказались в русской избе. А я хозяйка этого дома. И встречу я вас, так как в старину встречали гостей. В руках у меня хлеб да соль. (Хлеб лежит на полотенце, вышитом по краям).

Воспитатель: Образ русской печки хорошо нам всем знаком. А для чего нужна печка?

Дети: В печи готовится еда, пёчётся хлеб. На печке сушат грибы, ягоды и разные полезные травы. А ещё печь нужна для обогрева жилища.

Воспитатель: А может вы, ребята, какие-нибудь пословицы или поговорки о пряхах знаете?

  • У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.
  • Будешь хорошо прясть – хорошо оденешься.
  • Хорошо прядёшься – весело поёшься.

Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь, послушайте: есть у меня чудесное блюдечко с наливным яблочком, покатим яблочко по блюдечку, всю Россию увидим. Катись, катись яблочко по блюдечку, покажи нам Русь-матушку.

Воспитатель обращает внимание на большой экран, на котором на слайдах показаны различные фрагменты деревенского быта.
Дети садятся на лавки вокруг экрана.

Презентация со слайдами.

По каждому слайду ведётся небольшая беседа: "Что изображено? Для чего вещь служила?" "Используются эти предметы в наше время? (Если нет, то чем они сейчас, в наше время, какими вещами, заменены)

Воспитатель (после просмотра презентации):
– Ребята, побывали мы с вами в старинной деревне. Вы заметили, что не было раньше ни кинотеатров, ни телевизоров, ни музеев. Как же люди свободное время поводили, чем занимались? Много работали наши предки, уставали, а отдохнуть им помогала весёлые.

Частушки в исполнении девочек (наряженных в сарафаны)

Кто сказал – частушки вроде,
В наши дни уже не в моде?
Да и дело разве в моде,
Если любят их в народе?!

Эх, как выйду я плясать,
Ножками задрыгаю –
Печь, кастрюли и ухват
По полу запрыгают.

Эх, раз, полтора,
Бежит печка со двора,
А за нею – чашки
От грязнули Машки.

Как у нашего Егора
Пузо стало, как пригорок –
Целый день он на печи
Уплетает калачи.

Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали!

Воспитатель: Ох, и рассмешили, ох, и развеселили. Какие все молодцы! Посмотрите внимательно и в нашей русской избе есть предметы быта, которые служили русскому народу. Мы сейчас их будем находить с помощью загадок. А кто внимательно слушал тот и сможет их отгадать. Вот послушайте:

Стоит жилище
деревянные бочища,
Внутри печь да дрова
это русская… (изба) .

– Молодцы правильно. А теперь зашли в избу и увидели…

Зимой нет, теплей,
Летом нет, холодней (печь) .

Не бык, а бодает.
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват).

Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло.
Держит ведра. (коромысло).

Он как круглая кастрюля
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк
Кашу сварит. (чугунок) .

Выпускает жаркий пар
Древний чайник. (самовар) .

Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати,
У печи оставят. (лапти) .

Воспитатель: Дорогие гости, любили раньше в старину на Руси обереги, почитали домового. Верили, что они приносят в дом счастье. И мы хотим принести в ваш дом кусочек счастья. Наши ребята сделают для вас счастливые подковы. Ребята, давайте сделаем для наших гостей подарки своими руками. А теперь проходите все ко мне, я расскажу, вам как мы будем лепить подковы!

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какая у меня красивая, необычная подкова. Какого она цвета?

Дети: Желтого
Воспитатель: Правильно! А чем она украшена?
Дети: Яблоками и листиками.
Воспитатель: Какого они цвета?
Дети: Яблоки – красного, листики – зеленого. Воспитатель: Молодцы! Для того чтобы слепить такую подкову нам нужно тесто разного цвета: желтое – для подковы, красное – для яблок и зеленое – для листьев.
Воспитатель: Подковы мы будем выкладывать на основу из картона. Посмотрите, как их у меня много! Какие геометрические формы вы знаете?
Дети: Овал, круг, ромб, квадрат.
Воспитатель: Ой, какие молодцы! Все уже знаете.
Воспитатель: На каждой основе нарисована изогнутая линия, на которую вы будете выкладывать свои подковы (показ линии).
Воспитатель: Ну, а теперь я вам расскажу и покажу, как мы будем лепить: Сначала берем тесто желтого цвета (показ). И раскатываем из него колбаску. (Показ способа раскатывания). Затем выкладываем колбаску на основу, строго по линии. Если колбаска получится очень длинной, то вам нужно будет отрезать лишнюю часть стекой. А если, наоборот, короткой – то раскатать и сделать длиннее.
Воспитатель: После этого прижимаем колбаску пальцами к основе (показ).
Воспитатель: Правильно! Молодцы!
Воспитатель: Как вы думаете, что мы будем лепить дальше?
Дети: Яблоки.
Воспитатель: Какого цвета тесто нам для этого нужно?
Дети: Красное.
Воспитатель: А как мы будем лепить яблочки?
Дети: Скатывать шарики.
Воспитатель: Правильно! Посмотрите и сосчитайте, сколько яблок на моей подкове?
Дети: Три!
Воспитатель: А вы на своей подкове можете сделать больше яблочек.
Воспитатель: Начинаем лепить. Свою подкову вы можете украсить не только яблоками, а придумать свои фрукты или ягоды.
Воспитатель: Готова наша подкова?
Дети: Нет.
Воспитатель: А чего еще не хватает?
Дети: Не хватает листьев.
Воспитатель: Какого цвета тесто нам нужно?
Дети: Зеленое.
Воспитатель: Я беру зеленое тесто и отщипываю от него небольшой кусочек. Затем скатываю из него овал и прищипываю один конец листика большим и указательным пальцами.
Воспитатель: А для того, чтобы наши яблочки и листочки крепко держались на подкове, мы должны приложить их к влажной тряпочке. (Показ педагога)
Воспитатель: Готова наша подкова?
Дети: Да!
Воспитатель: Вы запомнили, последовательность нашей работы?
Дети: Сначала лепим подкову, потом яблоки, затем листики. Правильно. Но я просила вас пофантазировать и придумать свои украшения для подковы.
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Теперь проходите на свои места и начинайте работать (дети рассаживаются за столы, педагог оказывают индивидуальную помощь детям, по ходу лепки педагог обращает внимание детей на последовательность действий).

Воспитатель: Ой, какие красивые подковы у вас получились! Давайте посчитаем, сколько же яблок и ягод получилось на ваших подковах. Педагог задаёт вопросы каждому ребёнку. Сколько яблок или ягод и сколько листочков получилось у каждого. Опрашивает всех детей. Такие подковы обязательно привлекут в дом счастье. Подарите их нашим гостям.

Дети дарят подковы.

Воспитатель: Ну, что, ребятки, понравилось вам у меня в гостях? А что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей)

– Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками. А я для вас баранки испекла на дорожку. Вот в корзиночку сложила. Сами покушаете и друзей угостите.


Дедушка - краеведушка поможет найти нужный материал в книгах и брошюрах, познакомит всех желающих с предметами русского народного быта, их назначением.


С интересом дошкольники и учащиеся школ посёлка знакомятся с выставкой на массовых мероприятиях. Здесь можно узнать много нового. Например, что такое ухват и рубель, как работали за прялкой и для чего нужно веретено, как гладили старыми утюгами раньше и как звучит музыкальный утюг. А разве можно в быту обойтись без самовара! Ведь чай пили с удовольствием, угощали им гостей. Самовар был главным украшением стола.



Давайте вместе узнаем назначение предметов народного быта. Готовьтесь перенестись в прошлое, окунуться в старину, узнать больше о жизни наших предков.

Изба - жилище простого русского крестьянина и его семьи. Здесь, в крестьянском доме каждый предмет домашней утвари есть символ народного быта, то чем жили крестьяне и как работали, занимаясь хозяйской деятельностью по дому. Предметы быта пропитаны русским духом и передают тот образ непростой крестьянской жизни на Руси.

На Руси избы строились на берегах рек или озер, ведь рыболовство с давнейших времен было одним из важных промыслов. Место для постройки выбиралось очень тщательно. Новая изба никогда не строилась на месте старой. Интересен тот факт, что ориентиром для выбора служили домашние животные. Место, которое они выбирали для отдыха, считалось самым благоприятным для строительства дома.

Жилище делали из дерева, чаще всего из лиственницы или березы. Правильнее говорить не "построить избу", а "срубить дом". Делалось это с помощью топора, а позднее и пилы. Избы чаще всего делались квадратными или прямоугольными. Внутри жилища не было ничего лишнего, только самое необходимое для жизни. Стены и потолки в русской избе не красили. У зажиточных крестьян дом состоял из нескольких помещений: основное жилище, сени, веранда, чулан, двор и постройки: стайка или загон для животных, сеновал и другие. В избе находились деревянные предметы народного быта - стол, лавки, колыбелька или люлька для малышей, полки для посуды. На полу могли лежать цветные половики или дорожки.

Автор: Ворфоломеева Анжела Васильевна

Организация: МДОУ Детский сад №31

Населенный пункт: Белгородская область, с. Бессоновка

Автор: Михайлова Ирина Ивановна

Организация: МДОУ Детский сад №31

Населенный пункт: Белгородская область, с. Бессоновка

Цель:

Формировать знания детей о крестьянском быте, жизненном укладе, трудовых навыках, гостеприимстве и радушии русского народа.

Задачи:

  • уточнить знания детей о крестьянском быте, жизненном укладе, трудовых навыках;
  • познакомить с женским народным костюмом и рукоделием;
  • закрепить понятия о видах и жанрах устного народного творчества: потешки, загадки, пословицы, чистоговорки;
  • развивать эмоционально-чувственную сферу детей, образное мышление, творческое воображение, выразительную речь;
  • развивать интерес к русским традициям, умение постигать народную мудрость, спрятанную в слове;
  • воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине, уважение к истории русского народа и его традициям.

Обстановка русской избы: русская печь, деревянные скамейки, деревянные ложки, чугунки, расшитые рушники, ведра, коромысло, самовар, крынка, веник, прялка, топор, дрова и другие предметы крестьянского быта, аудиозаписи русских народных мелодий.

Словарная работа: ухват, крынка, чугунок, лапти, печь, кочерга, прялка, пряжа, горница, рушник, кокошник, картуз, косоворотка, кушак.

ХОД:

Хозяйка:

Здравствуйте гости дорогие!

Дети:

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, в нашей горнице еще есть гости, давайте с ними поздороваемся (дети здороваются с гостями).

Воспитатель:

Ребята, а вы знаете что означает слово здравствуйте.

Хозяйка:

Хозяйка:

Пожалуйте, гости дорогие! Рада вас видеть в моей горнице. Будьте, как дома! У меня для каждого найдется и местечко, и словечко.

Воспитатель:

Гости - люди подневольные, где посадят, там и сядут (садятся на скамейку).

Хозяйка: Гостю - почет, хозяину - честь!

Воспитатель:

Туда голуби летают, где их привечают!

Хозяйка:

Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно? Всем ли места хватило?

Воспитатель:

Гостю - то, известное дело, хватило места, а не тесновато ли хозяевам?

Хозяйка:

В тесноте да не в обиде!

Воспитатель:

Посмотрите, ребята, какая красивая одежда на хозяйке.

Хозяйка:

Это, ребята, - кокошник, а это - сарафан.

Шили и украшали одежду сами, каждая хозяйка, хотела, чтобы одежда была красивой. В каждом селе России были свои традиции в одежде, они отличались расцветкой и узором, по которому можно было узнать, откуда человек родом. Материал для костюма ткали сами и расшивали тоже сами.

Живу я в старинной избе.

Воспитатель:

Ребята, а вы знаете, что такое изба? (Это дом, построенный из дерева, бревен).

Хозяйка:

Сядем рядком – поговорим ладком.

Посмотрите, в моей горнице (так раньше называли комнату), все деревянное: стол, лавки, посуда. Столы в избах были большие, потому что, семьи были большие деток много было, а рядом простые длинные скамейки, т. к. стульев еще не было. Мебель была самодельная и очень простая.

Зимними вечерами или в праздники люди собирались в большой избе, где водили хороводы, рассказывали сказки, рукодельничали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины, пели песни.

Такие вечера назывались посиделками.

Воспитатель:

А наши девочки тоже могут и плясать и петь, ну – ка, в круг вы выходите и себя вы покажите.

Дети поют частушки:

1. Я себе построю дом,
Много места будет в нём!
Будет в доме стол и печка.
Я пущу в свой дом овечку.


2. Петушка пущу в свой дом,
Ну и курочку - при нём.
И корову, и козляток,
И лошадок - поросяток.


3. Пса с котом – само собой,
Веселее им со мной.
Гусь мне нужен для порядка,
Кто шалит – щипнёт за пятку.


4. Будет филин с нами жить –
Ночью домик сторожить.
Но стала что-то сомневаться:
А мама с папой согласятся?
Воспитатель:

Хозяюшка, наши ребята выучили много пословиц о русской избе и семье. Расскажите, ребята.

Дети:

  • Худо жить тому, у кого ничего нет в дому.
  • Изба красна углами, обед — пирогами.
  • Всякая избушка своей крышей крыта.
  • Не для лета изба рубится — для зимы.
  • Всякий дом хозяином держится.

Хозяйка: Ой, молодцы, ребятки, сколько пословиц вы мне рассказали.

Догадайтесь – ка теперь вы, о чем я вам расскажу?

У хозяев гордость – печь!
Поведу о ней я речь!
Все готовится в печи
И хлеба, и калачи,
Каши и картошка
И баранья ножка!

Посреди горницы ставили печь. Печь – это сердце дома.

Печь кормила семью, обогревала дом, на ней сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку, спали младшие детки и старики. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка – деревенская кормилица. Чем же могла печь накормить своих хозяев? В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

Воспитатель:

Ребята, кто знает, что же хозяйка в печку ставила, в чем готовила обед?

Хозяйка:

Правильно – чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжелый, потому что сделан из чугуна, особого металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не разбивался. Как же можно было достать из печи горячий горшок?

Отгадайте, о каком помощнике загадка.

Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает.
Что схватит, отдает,
Сам в угол идет.

Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей из печи.

Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?

(Дети пробуют достать из печи чугунок).

- Что за черная, железная нога
В уголке стоит у печки … (кочерга)

Кочерга была нужна чтобы разгребать жар, угли в печи, доставать перегоревшую золу от дров.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что стоит у хозяйки на столе.

Хозяйка: Это посуда, которой пользовались люди в старину.

  • она из дерева, из глины. Туесок - это небольшая берестяная коробка с крышкой. Делали его, как вы думаете, из какого дерева? (Березы). В них хранили продукты. Бочонок в нем хранили квас. А вот различные чаши: для молока, для меда.

Хозяйка:
Собирайся детвора, будет русская игра.

Выбираем детей, которые будут делать воротца.

Воспитатель: Чем же освещалась изба зимними вечерами?

Хозяйка:

А углей нет. (Свеча - лучина)

Электричества в старину не было. Изба освещалась лучиной. Лучины делали из полена. Острым ножом отрезали от полена тонкие палочки, сушили их на печке. Вечером вставляли лучину в светец, а на пол бадью с песком или водой. И при таком тусклом свете выполняли всю домашнюю работу.

Воспитатель: У тебя, хозяюшка, красивый наряд, где же ты его взяла?

Хозяйка:

Что за барыня такая?

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает? (Прялка)

Зимними долгими вечерами хозяйка, при лучине, на ней пряла нитки – пряжу. А из пряжи затем вязали или ткали полотно и шили одежду.

Воспитатель: А чем же ты гладишь вещи?

Хозяйка:

То взад, то вперед,

А за ним такая гладь —

Ни морщинки не видать. (Утюг)

Так как электричества не было, то и утюг был не простой, в его середину закладывали горящие угли или раскаленные камни, когда он нагревался, им гладили.

Воспитатель: А где же водопровод, где краны с водой? Чем же ты стираешь вещи?

Хозяйка:

  • братца
    Пошли купаться.
    Два купаются,
    Третий на берегу валяется.
    Искупались, вышли,
    На третьем повисли. (Ведра, коромысло)

Стиральных машин тоже не было. Воду брали из колодца, набирали в ведра и приносили в избу. Нагревали воду в печи и стирали.

Воспитатель:

Какие же были в избе полы?
Хозяйка:

У зажиточных – богатых крестьян полы в комнате были деревянные, а у бедных они были земляные.

Воспитатель:

А что же тебе, хозяйка помогает убирать в избе?

Хозяйка:

Он по горнице гуляет, пыль и мусор собирает? (Веник)
Пылесоса для уборки тоже не было, потому что он также работает от электричества, а его в избе не было.
Воспитатель:

Ребята, о доме сложено много стихов, написано много рассказов, а что вы можете рассказать о доме?

Дети:

1. Как хорошо, легко бывает дома,
Где всё уютно, близко и знакомо;
Там от проблем укрыться можно мне всегда,
И не пугают неудачи и беда.

2. Я в трудный час домой спешу скорее -
Родные стены сердце мне согреют;
Родимый дом - надёжный мой причал,
Он для меня - начало всех начал!

3. Мой дом, конечно, не дворец роскошный,
Но в нашей жизни сложной, суматошной
Нет места в мире для меня милей,
Теплей, уютней, ближе и светлей!

4. Изба - колыбель наших предков, отцов,
Обитель добра и тепла,
Без русской печи и её пирогов представить Россию нельзя!
Всегда приютит, успокоит, поймёт
Накормит, согреет теплом,
И где бы мы ни были, стойко нас ждёт
Отеческий преданный дом.
Изба, ты проста, самобытна, щедра,
Загадочна, словно цветок,
И сердцу так люба твоя простота,
Так дорог родной уголок!

Итог:

Хозяйка:

Понравилось вам у меня в гостях?

Воспитатель: Как называется дом, в котором хозяйка живет? (изба)


RSS-лента

YouTube

Одноклассники

Вконтакте

Комната русского быта. Сачковичский ДК.


С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд…

Приглашаем на виртуальную экскурсию в комнату русского быта Сачковичского Дома Культуры

История создания комнаты русского быта

На чердаке заброшенной избушки
Валялась прялка в темноте угла.
На ней когда-то добрая старушка
Из шерсти пряжу у окна пряла.

И колесо крутилось и скрипело,
Плясало под рукой веретено.
Старушка еле слышно что-то пела…
Все было так недавно, так давно…

Прошли года. И нет уж той старушки.
И пряжу больше некому прясти.
И прялку, как какую безделушку
Решили вовсе на чердак снести.

Да, время беспощадно и сурово.
Все помешалось: мода, вкусы, быт.
Нет даже в деревнях следа былого,
И старый стиль заброшен и забыт.

Хотим равняться западному миру,
Но надо сердцем истину понять:
Чтоб уважали наш народ и чтили,
Традиции не нужно забывать.

(Иванова Ольга)

У каждого нового поколения, входящего в мир, есть нравственный долг – беречь красоту, созданную предыдущими поколениями. Память о прошлом – звено между настоящим и будущим. Из этой памяти мы черпаем опыт, который предостерегает нас от ошибок, дает силы и вселяет веру. Тысячи памятников истории и культуры составляет наше наследие.

Для сохранения и возрождения культурного наследия русского народа, села в бывшем Красном уголке здания Сачковичского ДК была создана комната русского быта. Начиналось всё с предметов крестьянского быта. Это образцы домашней утвари, лозоплетения, кружевоплетения, гончарных изделий, ткачества и вышивки. Создание комнаты русского быта вызвало настоящий всплеск энтузиазма у работников ДК и участников художественной самодеятельности. Люди начали приносить предметы труда и быта своих предков. При всем при этом старшее поколение стало востребованным: ведь они живые учителя, наставники, передатчики старинного знания и консультанты. И молодежь, и старшее поколение начали делать одно общее дело – сохранять все то, что нам завещали наши предки, сохранять связь поколений и времен.

Работники культуры и сейчас по крупицам собирают экспонаты. Многие пожилые люди дарят специально вещи из старого жилья, чтобы оставить память о себе.

Сейчас в комнате русского быта собраны не только предметы старинного быта, но и предметы советской эпохи, которые передали бывшие работники колхоза им. Мичурина.

У нас комната интерактивная, все имеют возможность потрогать, погладить руками деревянные, чугунные предметы. Здесь можно соприкоснуться с историей: достать чугунок из печи, зыбку покачать , рассмотреть первый компьютер.…

Предметы, хранящиеся в комнате русского быта, позволяют оформлять разнообразные тематические выставки.

Всего в комнате насчитывается 132 экспоната, все составляют фонд подлинных материалов. Всё, что представлено в комнате русского быта собиралось на территории Климовского района, большая часть принадлежала жителям с. Сачковичи.

Все предметы, собранные в комнате крестьянского быта имеют богатую и долгую историю.

Читайте также: