Чем плох телевизор в подростковом возрасте

Обновлено: 28.04.2024

Подростковый, или пубертатный кризис – это этап психического развития, который развивается в период перехода от детства ко взрослой жизни. Выражается в стремлении к самоутверждению, независимости, самостоятельности.

Согласно отечественной психологии, подростковый возраст приходится на 11-17 лет, когда темпы психологического, когнитивного, социального и физиологического развития максимально высоки. При этом выделяют ранний период с 10 до 14 лет и поздний – с 15 до 17 лет. Однако Всемирная организация здравоохранения на подростковый возраст относит более обширный период – с 10 до 20 лет.

В случае удачного преодоления этого этапа у ребенка формируется новый уровень осознанности, самовосприятия, развиваются способности оценивать и развивать свои качества, способности, работать над недостатками. Ребенок сепарируется от родителей, но при этом сохраняет с ними хорошие отношения. Чтобы удачно пройти переходный возраст и избежать осложнений, родителям необходимо проявлять гибкость, работать над доверительными отношениями и вовремя признать право на независимость, самостоятельный выбор и принятие важных решений.

Физиологические причины

Пубертатный период – это возраст, когда рост организма происходят максимально активно. Развитие идет скачками, неравномерно. За год ребенок может вырасти на 7-10 сантиметров и увеличить массу тела на 5-9 килограммов. Скелет становится крепче, совершенствуется мускулатура. Стремительно растет в длину и ширину сердечная мышца, меняются артериальное давление и ритм работы сердца.

Нервной системе очень сложно подстраиваться под изменения, так как она просто не успевает адаптироваться к активному росту. Поэтому часто психика находится в состоянии чрезмерного возбуждения или, наоборот, пытается замедлить процессы и переходит в выраженное торможение.

В связи со всеми физиологическими изменениями, в организме ребенка развиваются временные нарушения:

  • скачки артериального давления – зачастую наблюдается гипертония, однако вариантом нормы является и гипотония;
  • головокружения, головные боли;
  • слабая концентрация, рассеянное внимание;
  • учащенное сердцебиение (тахикардия), ощущение сдавленности в области сердца;
  • одышка;
  • обморочные состояния;
  • быстрая утомляемость;
  • повышенная возбудимость, расстройства сна.

Физиологические процессы напрямую влияют на состояние здоровья и поведение подростка. Чтобы организм полностью сформировался и скачок взросления прошел успешно, необходимо обеспечить качественную поддержку процессов: правильное питание, насыщение рациона витаминами и микроэлементами, адекватную физическую активность.

Важно учитывать, что в физическом развитии и половом созревании есть существенные индивидуальные особенности. Возраст, в котором в организме ребенка начинаются активные перемены, может отклоняться от групповых норм, и это не должно вызывать опасений.

Психология подросткового кризиса

Основная причина развития кризиса в подростковом возрасте – это значительный разрыв между физиологическим и социальным, эмоциональным созреванием личности. Как мы уже сказали, физиологический рост в этот период максимально опережает темпы развития психики.

Физиологически подросток за короткий этап становится взрослым, зрелым человеком. Внешне вчерашний ребенок выглядит по-взрослому, начинает себя таким чувствовать, но еще не готов в полной мере к самостоятельности, ответственности. Социальное созревание требует гораздо большего времени.

Пубертатный период выражается не только на физиологическом, но и на психическом уровне. При чем психические аспекты пубертата могут возникнуть гораздо раньше, чем физическое созревание. Подростки проходят половую идентификацию и ориентацию, начинают воспринимать себя и окружающих согласно гендеру. Ученые сходятся во мнении, что половая идентификация происходит в большей мере под действием социокультурных факторов, чем биологических. Решающую роль играют действующие в обществе образцы, стереотипы.

В этот же период развивается романтизм – стремление к эмоциональной близости. Подростки завязывают отношения, которые предполагают совместное времяпрепровождение, душевные разговоры. Появляется первая влюбленность. Физическая близость при этом является не обязательной, на первый план выходит платонический контекст, и лишь потом – сексуальный.

С учетом всех психологических перемен, происходящих в подростке, кризис необходим для решения ряда задач. В результате успешного преодоления этого скачка развития подросток:

  • проходит половую идентификацию, принимает на себя мужскую или женскую роль;
  • принимает свою внешность со всеми изменениями;
  • меняет форму общения с окружающими: родителями, сверстниками и др.;
  • принимает новый стиль отношений, превращается из ребенка в равноправного ответственного члена общества со зрелым поведением;
  • развивает интересы, находит направления для развития своих способностей, последующего профессионального ориентирования.

Фазы подросткового кризиса

Психолог Лев Семенович Выготский выделил в подростковом кризисе три базовых фазы:

  1. Негативная, или предкризисная. Самый ранний этап, который может проявлять первые признаки уже в 9-10 лет. Характеризуется началом перехода к новому типу взаимодействия с окружающими. Ребенок начинает отказываться от старой системы ценностей, ломает стереотипы, меняет отношение к себе и окружающим. Детские отношения с родителями больше его не устраивают, но ко взрослой системе взаимодействия он еще не готов. У ребенка появляются новые интересы, другие взгляды, начинает меняться окружение.
  2. Непосредственно кризисная стадия. Зачастую этот этап достигает пика в 13-15 лет. Проявляться может по-разному: от максимального протеста, конфликтности и раздражительности во всех жизненных сферах, до поэтапного перехода к новым ролям, отношениям и самовосприятию. Развиваются новые способы мышления, появляются другие возможности, интересы. Подросток отстаивает свое мнение и возможность самостоятельно принимать решения, отделяется от родительского влияния, контроля.
  3. Позитивная, или посткризисная. Считается завершающим этапом пубертатного кризиса. В этом периоде подросток уже формирует ценности и приоритеты, определяет вектор дальнейшего развития, интересов. Половое созревание практически окончено, место в социуме среди сверстников – определено. Подросток укрепляет ядро интересов и в дальнейшем продолжает его развивать.

Точно сказать, сколько длится каждая фаза, нельзя. Во многом продолжительность этапов зависит не только от подростка, но и от правильной реакции родителей на проявления кризиса.

Проявления кризиса в подростковом возрасте

Степень выраженности кризиса может быть разной. На первичном этапе психологи выделяют две главные черты, которые присутствуют практически у каждого ребенка:

  • Снижение успеваемости в школе, работоспособности. Физиологические и психические перемены, смена типа мышления напрямую влияют на обучение ребенка. Он плохо справляется с творческими заданиями, теряет концентрацию, заинтересованность в обучении. Даже незначительная критика может отбить желание углубляться в определенную сферу или тему.
  • Негативные реакции. Даже самые покладистые дети стремятся сепарироваться от родителей, в связи с чем часто проявляют вспыльчивые реакции даже в привычных ситуациях. Естественными проявлениями негативизма являются пессимистичные настроения, повышенная раздражительность, неудовлетворенность собой, капризы, нервозность.

По мере перехода от одной фазы кризиса к другой, нарастает и проявление реакций, которые можно разделить на три крупных группы:

  • Реакции эмансипации. Ребенок хочет самостоятельности, и эта реакция выражается в избегании контроля родителей, отрицании привычных ценностей, уходе к общению с ровесниками. Подросток демонстрирует независимость и самостоятельность, требует признавать его равность и считаться с его мнением.
  • Реакции самоутверждения. Преимущественно выражается в общении со сверстниками и проявлении интереса к противоположному полу. В этот период друзья становятся главным авторитетом, появляется интерес к романтическим отношениям.
  • Реакции поиска новых интересов. В переходном возрасте интересы подростка распыляются на множество направлений: поиск себя, стремление к неизвестному и новизне, погружение в информативно-коммуникативные сферы. Подросток глубоко увлекается каким-либо интеллектуально-эстетическим направлением (музыкой, кино, философией и др.), ищет телесно-мануальные практики (занимается своим телом, повышает выносливость, силу), развивает лидерские качества (пытается занять достойную позицию среди сверстников), погружается в информационное поле (проводит много времени в Интернете, социальных сетях).

Особенности протекания кризиса у девочек и мальчиков

У девочек и у мальчиков пубертатный возраст протекает по-разному. У девочек, как правило, симптомы переходного периода начинают проявляться с 10-11 лет. При этом признаки кризиса выражены у них довольно слабо. Мальчики вступают в переходный возраст позже – примерно с 12-13 лет. Но течение кризисного периода у них гораздо более выраженное. Связано это преимущественно с тем, что к юношам и мужчинам в обществе традиционно более жесткие требования, чем к девушкам и женщинам.

У мальчиков подросткового возраста наиболее выражены такие черты:

  • Агрессия, злость. Манера поведения меняется в отношениях как со сверстниками, так и со взрослыми – родителями, педагогами. Связано это преимущественно с повышением выработки тестостерона в организме.
  • Внезапные всплески эмоций. Перепады настроения, как и беспричинная агрессия, обусловлены гормональными изменениями.
  • Притупленное чувство страха. Подростки часто занимаются экстремальными видами спорта и решаются на необдуманные поступки. Причина – также в смене уровня тестостерона.
  • Стремление к самостоятельности. Мальчики хотят, чтобы их воспринимали как взрослых мужчин. Для этого им нужно своими силами решать проблемы, что далеко не всегда под силу подростку. Неспособность самостоятельно справляться с неурядицами становится причиной нарушения душевного равновесия.
  • Желание вести образ жизни, присущий взрослым мужчинам. Подростки хотят совершать громкие поступки и даже подвиги. Однако не всегда осознают последствия необдуманных действий.
  • Интерес к интимным аспектам жизни. Проявляется в сильном влечении к противоположному полу.
  • Озабоченность внешностью. Неправильно считать, что мальчики меньше переживают за свой внешний вид, чем девочки. Перемены во внешности делают подростков уязвимыми, а неудовлетворенность собственным обликом приводит к замкнутости, неуверенности, низкой самооценке. Они не терпят критики в свой адрес, а любой опрометчивый комментарий воспринимают максимально негативно.

У девочек подростковый возраст сопровождается такими признаками:

  • Обеспокоенность внешностью. Девочки остро воспринимают свое несоответствие общепринятым канонам красоты. Особенно ярко это развивается на фоне популяризации социальных сетей. Они хотят быть похожими на красивых подруг, артистов, инфлюенсеров. Начинают следить за модой, хотят одеваться в трендовые вещи.
  • Желание привлекать внимание. Подростки стремятся показать, насколько интересен их внутренний мир и необычны взгляды на жизнь. Чтобы привлечь внимание, используют провокационное поведение, одеваются в слишком броские наряды, наносят выразительный макияж, красят волосы в яркие цвета.
  • Перепады настроения. У девочек, как и у мальчиков, гормональные скачки вызывают перепады настроения, раздражительность, вспышки гнева и агрессии.
  • Интерес к противоположному полу. В отличие от мальчиков, девочек больше интересует платоническая любовь. Часто в этом возрасте они влюбляются. Если первая любовь оказывается безответной, это может привести к серьезным осложнениям кризиса – замкнутости, депрессии, суицидальным наклонностям.

Различные искажения проявлений зависят от воспитания, окружения, установленных в обществе стандартов.

Рекомендации родителям по преодолению кризиса

Несмотря на сложности в общении с родителями и активным желанием сепарироваться, в кризисный период подросток нуждается в правильной поддержке и защите со стороны взрослых. Родителям при этом необходимо отказаться от прежних форм контроля и дать необходимую ребенку долю свободы.

Каждый ребенок – уникален, и искать подход родителям придется самостоятельно. Но несколько простых рекомендаций помогут понять подростка и помочь ему преодолеть кризис:

  • Ненавязчиво войти в окружение. Доброжелательный, спокойный подход поможет преодолеть непонимание и агрессию. Участие в жизненных ситуациях, общие интересы позволят ненавязчиво помогать ребенку решать проблемы по мере необходимости.
  • Интересоваться увлечениями. Не лишним будет разделять интересы ребенка, обсуждать с ним его хобби, разговаривать о его мыслях и узнавать точку зрения на разные вопросы.
  • Терпеливо относиться к эмоциональным перепадам. Бурная реакция не должна вызывать взрыв эмоций в ответ.
  • Предоставлять свободу. Важно обеспечить ребенку свое пространство, при возможности – личную комнату. Следует сдерживать свое желание контролировать его действия, увлечения, эмоции.

В разговорах с подростком также следует придерживаться ряда правил:

  • Отказаться от нотаций. Даже маленькие дети не любят нравоучения, а у подростка они вызовут только протест и агрессию. Уже через несколько минут его внимание переключится на что-то другое.
  • Не обвинять, не критиковать. Любые замечания нужно выдвигать в экологичной форме, без обвинений, нравоучений и навязывания.
  • Обсуждать между делом. Подростки не всегда готовы к серьезным разговорам с глазу на глаз. Повышенное внимание к проблемам ребенка заставит его думать, что в его самостоятельности сомневаются. Но осторожная беседа во время совместной деятельности принесет результаты.
  • Не повышать тон. Спокойные разговоры более эффективны, чем крики и скандалы.
  • Хвалить. Из-за неуверенности подростки очень нуждаются в похвале, одобрении.
  • Общаться с ребенком в мессенджерах, социальных сетях. Дети много времени проводят в смартфонах, планшетах. Переписки в мессенджерах для них привычны. Общение в такой среде позволит вести разговоры в комфортном для ребенка русле.

Даже правильное поведение со стороны родителей не исключает возможности проявления конфликтности, агрессии и непослушания подростка. Однако уважительное отношение к личности и соответствующая манера общения взрослых позволяет снизить выраженность кризисных признаков и их интенсивность.

Исследование влияния теле продукции на развитие психических функций ребенка

В попытках составить объективное мнение о данном вопросе, я столкнулась с неожиданной проблемой: дискуссии в рунете есть, а исследований - нет. Нет общедоступных публикации российских исследований физиологов, нейропсихологов, психиатров о том, каким образом влияет просмотр масс-медиа-фильмовпередачмультфильмов на детский мозг. Меня как раз интересовал физиологический аспект детского восприятия телевизионной картинки (а именно: конкретные эксперименты). Рунет пестрит в основном морализаторскими постами, причем с обеих сторон баррикад.

Материала нашлось не много. В основном – из зарубежных источников. По структуре статья представляет собой выдержки из источников с конкретными экспериментами или официальными авторитетными заявлениями, разбитыми по категориям.

Категории: Влияние на развитие познавательных функций: восприятие, мышление, речь и память, внимание. Влияние на глаза. А так же возрастные ограничения к показу теле-продукции.

В статье использованы материалы:

О детском восприятии

Только за первые 12 месяцев жизни детский мозг увеличивается в 3 раза по весу. Самый интенсивный период развития мозга происходит с рождения до 3 лет. Стимулы, которые дети испытывают в этот период, оказывают глубокое влияние на развитие мозга (Американская Академия Педиатрии, далее ААП).

Рассматривая настоящее яблоко, глаз младенца совершает множество движений (саккад), которые строят визуальный образ данного предмета. Взгляд на предмет на экране сокращает количество саккад в десятки раз, что компенсируется растущей работой головного мозга, который вынужден синтезировать непрерывное изображение из отрывочных кадров. Однако смотреть на предмет и строить образ предмета это большая разница. Мозг взрослого способен к такой синтезации на основе огромного опыта. Опыт младенца минимален, синтезировать там еще пока что нечего. Т.е. получается, что младенец видит набор непрерывно сменяющихся пятен. Сомнительное развивающее занятие.

Для построения полноценного образа маленькому ребёнку нужна работа самых различных сенсорных систем, что невозможно при телепросмотре. Для ребенка 3-12 месяцев демонстрируемый видеоряд остаётся набором расплывчатых картинок непонятного содержания, что, конечно же, не только не способствует, но и препятствует его развитию восприятия (Смирнова Е.О.)

ААП приводят наглядный пример с искажением процесса восприятия:

Представьте себе мяч в реальной жизни и мяч по телевизору. Младенцы развивают 3-мерное представление. Мир кино существует в 2-х измерениях, так что мяч просто плоский, закрашенный кружок. Если вы бросили мяч, то он, замедляясь, постепенно останавливается. То же действие по телевизору разбивается - вы видите мяч, который кидают, и следующая картинка – мяч уже в состоянии покоя. Если ваш ребенок хочет схватить мяч в реальной жизни, он наклоняется к нему, держит его, или ползает возле. Материал, на экране просто исчезает. Вы никогда не сможете прикоснуться к нему. Младенцы могут смотреть на яркие цвета и движения на экране, но их мозг не в состоянии понимать смысла и значения всех этих странных картин. Потребуется 2 полных года, чтобы детский мозг развился до того момента, когда символы (точки) на экране станут ассоциироваться с реальными предметами в мире.

ААП утверждает, что согласно их исследованиям, дети, которые много смотрят телевизор, в большинстве случаев имеют проблемы с концентрацией внимания к 7 годам, поскольку все то, что показывают по телевизору, всегда интересно и нет необходимости делать что-то утомительное.

Сотрудники Виргинского университета (США) под руководством профессора психологии Анджелины Лиллард разделили 60 детей в возрасте четырех лет на три группы. В первой группе дети смотрели мультфильм с быстро двигающимися картинками, во второй – образовательные мультфильмы для дошкольников, а в третьей рисовали маркерами и мелками.

Сразу после этого они выполняли разнообразные тесты для оценки внимания, способности решения задач, памяти и других навыков. Хуже всего с заданиями справились малыши из первой группы: всего 15% детей выполнили тесты правильно, тогда как в группе рисования – 70%.

Исследование имеет определенные ограничения, в первую очередь – небольшое количество участников. Однако, по словам профессора Лиллард, полученные результаты говорят сами за себя. Быстрая смена событий на экране стимулирует ощущения, в то время как зоны мозга, отвечающие за память и внимание, угнетены. Когда ребенок видит героя, который переключается от одного занятия к другому намного быстрее, чем это происходит в реальной жизни, возникает неврологическое истощение, а способность к концентрации подавляется (там же).

Достаточное количество данных свидетельствует о том, что просмотр телевизора до 2-х лет оказывает негативное воздействие на развитие детской речи, навыки чтения и кратковременную память. В 2005 году ААП сделала предположение о влиянии просмотра телевидения на нерегулярность графиков сна у детей до 3 лет. Связи были обнаружены, однако ААП заявила о необходимости дальнейшего изучения проблемы (ААП).

Влияние на глаза.

Довольно популярная тема в последние года: телевидение, гаджеты отрицательно влияют на глаза ребенка. Мышцы глаза ребенка перенапрягаются, поскольку долгое время сфокусированы в одной плоскости.

Вот что говорит об это Смирнова О.Е.

Если обратиться к официальным источникам, аккуратно спрятавшимися за ширмой бизнес-индустрии детского развития, то окажется, что:

  • ВОЗ ограничила любой просмотр телевидения детям до 3-х лет.
  • ААП более лояльна в этом вопросе, но, все же, констатирует вредность телепросмотра до 2-х летнего возраста. Аргументирует это тем фактом, что к концу второго года жизни у ребенка точки с экрана начинают ассоциироваться с предметами реального мира.
  • Райнер Пацлаф предлагает запретить теле-продукцию до 4-х летнего возраста. Однако его предполжения, основаны на личных выводах в результате анализа большого количества литературы и не подкреплены экспериментальными данными. Посему, остаются частным мнением.

Просмотр мультиков для маленьких детей (после трех лет) должен быть строго дозирован. При этом родители должны помогать малышам осмыслять происходящие на экране события и сопереживать героям фильма.

Предоставлять свободный доступ к информационной технике можно только за пределами дошкольного возраста (после 6-7-лет), когда дети уже готовы к её использованию по назначению, когда экран будет для них именно средством получения нужной информации, а не властным хозяином над их душами(Смирнова О.Е.).

Телевизор дети зрение

Нагрузки на глаза играют едва ли не основную роль в гармоничном развитии зрительной системы детей.

В этой связи все рекомендации врачей сводятся к ограничению доступа малышей до трех лет к этим небезопасным для их здоровья устройствам, а в идеале и полному его исключению. А начиная с трех лет, общение ребенка с подобной техникой должно быть минимальным и строго дозированным.

Почему смотреть телевизор ребенку небезопасно?

Для лучшего понимания сути подобных ограничений, необходимо знать, как устроена система зрения ребенка и, как глаза детей реагируют на телевизионное и компьютерное изображения.

Во время телевизионных передач, зрительные образы воспринимаются глазами ребенка как световой поток, преломляющийся в оптических средах и проецируемый на сетчатку глаза.

Чтобы разглядеть изображение более отчетливо, ребенок неосознанно напрягает определенные структуры органа зрения, ответственные за четкость зрительного восприятия.

Когда зрительная система ребенка подобной нагрузке подвергается регулярно без соблюдения необходимого режима и малыш долгое время проводит у телевизора, происходит сбой его зрительных функций. Следствием этого может стать активное развитие близорукости.

Кроме того, довольно часто при недостаточном освещении в помещении и яркой подсветке компьютерного монитора или телевизора, у ребенка устают глаза - наступает зрительное утомление. Оно сопровождается покраснением глаз, резью в них и головной болью.

Зрение и телевизор

Есть ли выход из ситуации?

Конечно, все вышесказанное способно довольно сильно напугать родителей. Но делать этого не стоит, как не стоит и полностью исключать телевизор из жизни маленького человека. Ведь современный человек должен расти в информационном мире: смотреть познавательные передачи и интересные мультфильмы, читать книги, общаться со сверстниками, играть в компьютерные игры. Но, чтобы обезопасить зрение ребенка, обязательно найти разумный компромисс.

Необходимо запомнить, что детям не достигшим двух лет, смотреть телевизор категорически не рекомендуется, ведь увиденное еще лежит за гранью их понимания, а воспринимаются только яркие красочные картинки на экране.

Именно они и являются причиной переутомления глаз. А кроме того, быстро меняющиеся изображения пагубно влияют на состояние центральной нервной системы ребенка, приводя к его перевозбуждению.

Малышам старше двух лет уже можно разрешать смотреть телевизор, но не более тридцати минут ежедневно. Для детей трех - семи лет, время просмотра телевизионных передач стоит увеличить до одного часа в день. А детям от семи до тринадцати лет, это время нужно увеличить в полтора- два раза (1,5-2 часа в день).

Кроме того, существует несколько общепринятых правил для просмотра ребенком телевизионных программ:

  • Смотреть телевизор обязательно только сидя в удобном положении.
  • Немаловажную роль играет и расположение самого экрана, он должен находиться непосредственно перед ребенком. Нельзя смотреть телевизор сбоку или снизу, поскольку длительное нахождение глаз в подобном состоянии может привести к развитию у ребенка косоглазия.
  • Если время просмотра телевизора ребенком приходится на вечер, в комнате необходимо организовать дополнительное освещение. А днем, желательно прикрывать окна шторами, во избежание появления на экране бликов света, который проникает из не зашторенных окон.
  • Оптимальное расстояние от глаз ребенка до экрана телевизора должно составлять не менее трех метров, если диагональ экрана не превышает двадцати одного дюйма. Если же экран больше, вне зависимости от того плоский он или плазменный, ребенка стоит отсадить от него еще дальше.

В том числе, не стоит забывать и о компьютере. Так детям до семи лет проводить за монитором больше полутора часов в день, не рекомендуется. А более старшим детям, через каждый час работы необходимо давать глазам отдых на 10-15 минут. В это время, оптимально сделать легкую гимнастику для глаз или просто посмотреть в окно вдаль. Кроме того, при покупке монитора родители должны в обязательном порядке удостоверится, что экран имеет определенное покрытие, которое защитит детское зрение от вредного излучения.

Заболевания глаз лечение в Москве

Обратившись в Московскую Глазную Клинику, каждый пациент может быть уверен, что за результаты лечения будут ответственны одни из лучших российских специалистов. Уверенности в правильном выборе, безусловно, прибавит высокая репутация клиники и тысячи благодарных пациентов. Самое современное оборудование для диагностики и лечения заболеваний глаз и индивидуальный подход к проблемам каждого пациента – гарантия высоких результатов лечения в Московской Глазной Клинике. Мы проводим диагностику и лечение у детей старше 4 лет и взрослых.

Наши врачи, которые решат Ваши проблемы со зрением:

Фотография врача Фоменко Наталия Ивановна

Главный врач клиники, офтальмолог высшей категории, офтальмохирург. Хирургическое лечение катаракты, глаукомы и других заболеваний глаз.

Фотография врача Яковлева Юлия Валерьевна

Рефракционный хирург, специалист по лазерной коррекции зрения (ЛАСИК, Фемто-ЛАСИК) при близорукости, дальнозоркости и астигматизме.

Уточнить стоимость той или иной процедуры, записаться на прием в "Московскую Глазную Клинику" Вы можете по телефону в Москве 8 (499) 322-36-36 (ежедневно с 9:00 до 21:00) или воспользовавшись ФОРМОЙ ОНЛАЙН ЗАПИСИ.

Когда ребёнка можно оставлять один на один с экраном (неважно, телевизор это или какой-нибудь гаджет)? Ответа на этот вопрос нет. Зато есть ответ на противоположный вопрос: до какого возраста контакт ребёнка с экраном следует минимизировать?

planshet.jpg

Маленьких детей не следует оставлять один на один с экраном

На этот счёт есть вполне конкретные рекомендации педиатров. В частности, Американская академия педиатрии информирует родителей:

для детей в возрасте младше 18 месяцев контакт с экраном крайне нежелателен. Его следует избегать, за исключением случаев видеообщения ребёнка с близким ему человеком.

Детей в возрасте от 18 до 24 месяцев можно допускать к экрану только в присутствии взрослых, которые должны тщательно отбирать контент. Необходимо, чтобы то, что ребёнок видит на экране, было ему понятным. Родитель должен не просто находиться рядом, а объяснять ребёнку, что тот видит и как это следует понимать. Естественно, что долгим подобное занятие быть не может.

В возрасте от 2-х до 5-ти лет нахождение ребёнка у экрана следует ограничивать одним часом. И опять-таки необходимо, чтобы родители активно участвовали в просмотре, поясняя ребёнку, как он может применить то, что видит, к окружающему его миру.

Если в семье есть дети, стоит предусмотреть создание безэкранных зон. Например, в семье может быть принято, что во время поездок или в течение обеда, никакого контакта со СМИ быть не должно. Также хорошо полностью исключить наличие экранов в спальнях.

Почему так важно защитить ребёнка от переизбытка контакта с экраном?

Слишком раннее погружение в экранную стихию приводит к задержке развития. Этот факт подтверждён уже многими исследованиями. Результаты одного из последних, проведенного специалистами медицинского центра детской больницы Цинциннати (США), опубликованные в журнале JAMA Pediatrics (издаётся Американской медицинской ассоциацией), показывают связь между временем, проведенным ребенком у экрана, и развитием белого мозгового вещества.

В ходе исследования детям сначала были предложены когнитивные тесты; потом было проведено МРТ-сканирование.

Учёные формулируют следующие ключевые выводы из своего исследования:

показатели, отражающие более длительный контакт с экраном, связаны с более низким уровнем выразительности языка, неспособностью быстро называть объекты (меньшей скоростью обработки информации) и более проблемным формированием навыков грамотности.

vred-televideniya.jpg

Необходимо помнить: телевизор способен причинить вред ребенку

те же показатели связаны с более низкой целостностью белого вещества головного мозга, что влияет на его организацию и миелинизацию – процесс формирования миелиновой оболочки вокруг нерва, позволяющей нервным импульсам двигаться быстрее. Подобные изменения обнаруживаются в трактах (проводящих путях) белого вещества, ответственных за развитие языковых навыков, формирование грамотности, исполнительскую функцию (последняя включает в себя, в частности, способность самоконтроля).

То есть результаты тестов были подкреплены соответствующей картиной на органическом уровне.

Обследовались дети в возрасте от 3-х до 5-ти лет. Исследование ничего не может сказать по поводу того, приводит ли чрезмерное общение с экраном в детстве к формированию долгосрочных рисков развития нервной системы, поскольку его результаты привязаны лишь к определённому возрасту. Однако стоит иметь в виду, что именно раннее детство – период наиболее быстрого развития мозга и формирования его функций.

Не занимайтесь самолечением. Обратитесь к нашим специалистам, которые правильно поставят диагноз и назначат лечение.

Читайте также: