Домашний кинотеатр формат звука

Обновлено: 15.05.2024

Ниже мы опубликовали некоторые из наиболее распространенных вопросов, которые мы слышали от клиентов, и ответили на них прямо здесь для вас. Не нашли, что искали? Дайте нам знать.

Как подключить систему домашнего кинотеатра и сколько времени это занимает?

Вам понадобится один день для подключения всех проводов и второй день, чтобы перейти к руководству пользователя, листая страницу за страницей, чтобы настроить систему ваших конкретных компонентов. Ресиверы домашнего кинотеатра, в отличие от стерео ресиверов, имеют экранное меню настройки, которое поможет вам разобраться во всех функциях устройства. Хорошая новость: современные ресиверы для домашнего кинотеатра автоматически калибруются. (Автокалибровка - это процесс, в котором ресивер использует входящий в комплект микрофон для а) измерения акустики вашей комнаты и б) автоматической установки уровней мощности и расстояния от каждого динамика до вашего места прослушивания).

Вот что важно: все в нашей вселенной вибрирует, в том числе место, где вы собираетесь поставить свой домашний кинотеатр. Прежде чем вы начнете, подумайте, насколько звонкая или насколько глухая ваша комната. Попробуйте хлопнуть в ладоши. Если вы слышите намек на эхо, комната, вероятно, слишком звонкая из-за жестких стен, деревянных или кафельных полов, большого количества оконного стекла и т. д. И наоборот, если вы едва слышите хлопок, ваша комната может быть слишком глухая (много мягкой мебели, толстые ковры, наклонные стены, гобелены и все, что может гасить звук). В идеале ваша комната должна быть максимально акустически нейтральной. Чтобы это сделать, мы рекомендуем несколько аккуратно расположенных акустических панелей и / или добавление звукопоглощающих материалов в правильные места.

Сильно облегчают работу по установке домашнего кинотеатра подготовленные акустические кабели с разъемами на них. Попросите вашего продавца изготовить кабели после того, как вы определили их длину и количество. Не экономьте на качестве кабелей HDMI. От этого зависит качество видео.

Как сделать тыловые динамики беспроводными?

Вы можете использовать беспроводной адаптер с усилителем для подключения к нему обычных проводных динамиков, но это половинчатое решение. Если вы ищете беспроводные громкоговорители объемного звучания, некоторые производители делают системы с дополнительными возможностями беспроводной связи для громкоговорителей объемного звучания. на случай когда и если проложить кабели в заднюю часть комнаты домашнего кинотеатра сложно и / или невозможно.

Какие бренды создают лучшие домашние кинотеатры?

Ни один бренд не является лучшим. Если вы строите домашний кинотеатр на отдельных компонентах, вы можете смешивать и соединять разные бренды, хотя мы рекомендуем придерживаться одного бренда при выборе акустики. (Чаще всего премиальные бренды специализируются либо на ресиверах, либо на колонках, но не на обоих сразу, так что, скорее всего ваш ресивер и акустические системы будут разных брендов.) Если вы покупаете систему домашнего кинотеатра в коробке, очевидно, что все будет от одного бренда. В качестве примера мы рекомендуем Denon, Jamo и Klipsch. А если вас интересует система премиум класса, обратите внимание на JBL Synthesis.

Какой мощности должна быть система домашнего кинотеатра?

Точно так же, как с автомобилями, производительность скрывается в лошадиных силах - и чем больше у вас под капотом, тем лучше (и больше) будет звучать ваш театр. Особенно, когда вы его включаете. И, что странно, но действительно так, кинотеатр высокой мощности всегда кажется громче (читай: больше мурашек) при одних и тех же малых уровнях громкости по сравнению с маломощным кинотеатром.

Убедитесь, что у ваш ресивер способен выдать хотя бы минимальную мощность, рекомендованную для ваших конкретных громкоговорителей. Мы люди, можем четко слышать изменения громкости на три децибела, а это требует удвоения мощности. То есть: скажем, у вас в настоящее время есть 70 Вт на канал, но вы хотите значительно увеличить уровень звука. Для этого вам понадобится мощность 140 Вт на канал.

Хорошее эмпирическое правило: 125 Вт на канал - идеальное количество мощности, чтобы не бояться, что она когда-либо закончиться.

Как насчет гарантии?

Когда вы покупаете у официального дилера, ваш новый домашний кинотеатр будет поставляться с полной гарантией производителя. Более того, с официальным дилером вы также получаете поддержку по телефону и электронной почте от дилера в дополнение к поддержке от производителя.

Если процесс покупки или подбора домашнего кинотеатра кажется немного сложным, позвольте нам помочь. Если вы по-прежнему не уверены в том, какие компоненты подходят вам или если у вас есть вопрос на который мы не ответили, не стесняйтесь поднять телефон и поговорить с нами. Серьезно, мы существуем, чтобы помочь клиентам сделать правильный выбор, независимо от бюджета или ситуации.

Поскольку большинство людей не являются экспертами в области аудио/видео технологий, то выбор форматов объемного звучания для них может оказаться очень сложной задачей. Поэтому мы решили дать характеристику всем универсальным аудио форматам.

Для начала необходимо рассмотреть нескольким общих терминов и понятий.

5.1 канальный звук - наиболее распространенный аудио формат. Он включает в себя шесть каналов звука - пять полной пропускной способности (фронтальный, тыловой, левый, правый и центральный) с частотным диапазоном 3-20 000 Гц, и один ограниченный низкочастотный (LFE) 2-120 Гц. Также существуют 6.1 и 7.1 системы объемного звучания, которые отличаются от 5.1 наличием дополнительных каналов полной пропускной способности.

Раздельный звук (Discrete) - также имеет несколько каналов воспроизведения сигнала, все они независимы друг от друга и сигнал не смешивается при воспроизведении.

Матричный формат (Matrixed) - звуковая информация записывается на небольшое количество каналов, а при воспроизведении декодируется (преобразовывается) и воспроизводится через большее количество аудиоканалов. Раздельные каналы более точно воссоздают объемную акустическую среду, но и матричное кодирование может вас порадовать качеством звука.

Сжатие без потерь (Lossless) - большинство форматов объемного звука сжимаются так, чтобы они имели небольшой размер и могли быть записаны на DVD диски или могли бы транслироваться спутниковым телевидением. Но сейчас многие Blu-ray вмещают гораздо больше информации, поэтому аудио воспроизводятся без потерь, а его качество соответствует оригинальной студийной записи.

Чем выше качество этих форматов, чем детальнее получается исходящий звук.

5.1-канальный звук

Как мы уже сказали выше, 5.1-канальный звук является наиболее распространенным в современных домашних кинотеатрах. Существует два основных формата, которые основаны на системах 5.1.

Dolby Digital

Формат Dolby Digital быстро заслужил популярность благодаря DVD фильмам. В настоящее время он также используется в HDTV и видеоиграх. Хотя Dolby Digital, грубо говоря, является только методом кодирования информации в цифровой формат, сам термин часто используется для обозначения аудио 5.1. Поэтому при рассмотрении Dolby Digital мы будем ориентироваться на 5.1.

В отличие от более ранних форматов объемного звука, аудио Dolby Digital с 5.1 каналами является раздельной многоканальной системой. Благодаря шести независимым каналам, аудио сигнал воспроизводится очень точно. Также вы получаете выделенный канал низких частот (сабвуфер) для качественного воспроизведения басов.

Форматы звука для 5.1 канальных систем

DTS

Как и Dolby Digital, DTS обеспечивает 5.1-канальный цифровой сигнал. Однако формат DTS при записи сжимается меньше, чем Dolby Digital. В результате звук получается немного более точным. Но, в то время как большинство аудио/видео ресиверов одинаково хорошо поддерживают и Dolby Digital и DTS, все же большинство DVD и видеоигр закодированы в Dolby Digital.

6.1-канальный звук

Не смотря на то, что 5.1 является наиболее популярным форматом и большинство домашних кинотеатров, продаваемых сегодня, являются системами с 5.1, но 6.1-канальный вариант тоже распространен. 6.1 система обеспечивает еще больший эффект присутствия, чем 5.1. Давайте рассмотрим основные варианты кодирования в 6.1.

DTS-ES

DTS-ES использует существующие цифровые многоканальные технологии, чтобы воспроизводить 5.1- каналбный DTS, но при этом он добавляет раздельный, центральный тыловой канал с полной пропускной способностью. Хотя большинство фильмов кодируется на EX Dolby Digital, но ES DTS все еще используется, поэтому современные ресиверы 6.1 будут поддерживать оба формата.

Dolby Digital EX и THX Surround EX

Компания Dolby Labs в сотрудничестве с THX придумали собственное решение вопроса кодирования объемного звука с каналами 6.1. По существу они сделали тоже самое, что и DTS-ES - добавили матричный центральный тыловой канал, чтобы обеспечить полное звуковое пространство в 360 градусов. В случае если у вас 7.1-канальная система, аудио сигнал пойдет в оба тыловых динамика.

Многие DVD диски кодируются в EX Dolby Digital и имеют дополнительный канал аудио информации. Кроме того, если вы будете воспроизводить Dolby Digital 5.1 DVD диск, то Dolby Digital EX или THX Surround EX декодер все равно будет имитировать 6.1-канальный объемный звук путем обработки информации в раздельных тыловых каналах и отправлять матричную аудио дорожку на тыловые динамики.

Форматы звука для 6.1 канальных систем

7.1-канальный звук

В дополнение к HD форматам, современные Blu-ray форматы поддерживают более детальное аудио. Большинство проигрывателей Blu-ray могут воспроизводить 7.1, и некоторые из них даже гарантируют отсутствие потерь звука при декодировании. Не смотря на то, что ваш проигрыватель и ресивер в состоянии расшифровать эти новые виды объемного звука, важно отметить, что не все диски записываются в подобных форматах. Поэтому при покупке Blu-Ray фильмов или видеоигр, проверяйте информацию о том, какие аудио кодеки использовались при записи информации, чтобы потом не разочаровываться в качестве звука. Подключить свой проигрыватель к ресиверу вы сможете, используя аналоговые или совместимые с HDMI 1.3 аудио выходы.

Сжатие без потерь

Новейшие форматы объемного звучания с высоким разрешением, Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio предлагают воспроизведение до 7.1 каналов аудио сигнала без потерь качества. Наряду с добавлением двух дополнительных тыловых каналов для стандартных форматов Dolby Digital и DTS, системы Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio закодированы с большим количеством информации в каналах. Фактически, качество этих форматов идентично исходным студийным записям. Улучшенная направленность звука и четкость эффектов, делают звук еще более реалистичным.

Дополнительные форматы с 7.1 раздельными каналами

Можно заметить, что некоторые Blu-ray диски кодируются с другими раздельными 7.1 объемными форматами. Например, Dolby Digital Plus от DTS и Dolby Laboratories, и DTS-HD (высокого разрешения). Эти форматы поставляют звук через 7.1 независимые каналы. Они обеспечивают более полный эффект присутствия, чем 5.1 Dolby Digital и DTS, но не без потерь, как, например, Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio. Ресиверы, которые поддерживают 7.1- канальные форматы без потерь звука, также могут воспроизводить Dolby Digital Plus и DTS-HD с высокой разрешающей способностью.

Матричное декодирование объемного звука для более старых источников

При использовании стерео аналогового подключения к ресиверу или подключении старого оборудования, такого как видеомагнитофон, преобразователь может использовать один из ниже перечисленных типов обработки для декодирования сигнала.

Dolby Pro Logic II включает в себя два независимых с полной пропускной способностью канала объемного звучания, три матричных тыловых канала и выделенный канал низких частот для сабвуфера. Многие домашние кинотеатры последних моделей также поддерживают Pro Logic IIx обработку, которая может преобразовать аудио сигнал в 7.1.

Ресиверы с Dolby Pro Logic II и IIx могут дать дополнительную интенсивность тысячам фильмов на видеокассетах VHS и теле трансляциям, записанным в стерео формате или в 4-канальном Dolby Surround. Многие преобразователи также имеют специальные режимы, декодирующие стерео музыку в объемный звук.

DTS Neo: 6 в основном идентичен Pro Logic II - это просто способ обработки, разработанный компанией DTS для декодирования стерео аудио с двумя каналами в 5.1 или 6.1. И точно также, как Pro Logic II он обеспечивает эффект пространственного звучания.

Каналы "Height" для звуковой сцены

Цифровая обработка сигнала DSP

Иногда производители ставят свои специализированные системы обработки, часто называемые цифровой обработкой сигнала DSP, в дополнение к поддержке остальных форматов. Многие домашние кинотеатры используют цифровую обработку сигнала для создания звуковой сцены (которая моделирует акустическую среду, например, концертный зал или стадион), и для точного управления многоканальной информацией саундтреков. Эта функция может называться по-разному, в зависимости от компании производителя. Называние этой функции можно найти в инструкции к применению вашего ресивера или домашнего кинотеатра.

Домашний кинотеатр состоит из таких устройств:

  • проигрыватель (плеер) – воспроизводит видео и звук с дисков и других носителей;
  • AV-ресивер – преобразует цифровой сигнал в аналоговый для передачи его на акустику, а также его усиливает;
  • многоканальная акустическая система с сабвуфером – воспроизводит аудиосигнал;
  • жидкокристаллический телевизор (иногда плазменный) – отображает картинку.

Комплект акустических систем

Для обозначения состава акустической системы используют две цифры. Первая означает количество колонок, а вторая – число сабвуферов (акустическая система, воспроизводящая звуки очень низких частот).

2.0 – комплект из двух фронтальных колонок. Используется для построения стереосистемы.

2.1 – комплект из двух фронтальных колонок и одного сабвуфера. Применяется для построения стереосистемы, а сабвуфер позволяет воспроизводить низкие басы.

3.1 – комплект из двух фронтальных колонок, одной центральной и сабвуфера.

5.1 – комплект из двух фронтальных, двух тыловых колонок, колонки центрального канала и сабвуфера. Позволяет создать эффект окружающего звучания.

6.1 – комплект из шести колонок и сабвуфера. К тем же колонкам, что в предыдущем варианте, добавлен один центральный тыловой канал. За счет этого звук становится более детальным.

7.1 – комплект из семи колонок и сабвуфера. К комплекту 5.1 добавлено два центральных тыловых канала. Это делает звук еще более детальным по сравнению с предыдущими двумя вариантами. Такой состав менее требователен к расположению колонок в комнате.

Возможны и другие варианты схем с увеличением числа колонок, например, комплект 9.1 и 9.2. Сегодня такие кинотеатры встречаются довольно редко, и их стоимость обычно велика.

Саундбар – звуковая панель компактного размера. По качеству звучания занимает промежуточную позицию между полноформатной акустикой 5.1 или 7.1 и динамиками телевизора. Оптимальное решение для малогабаритных помещений, где невозможно установить мощную акустическую систему. Саундбары монтируются на стену или устанавливаются над / под телевизор.

Некоторые саундбары поддерживают беспроводное соединение, оснащаются картридером, FM-тюнером, USB-портом, караоке и другими полезными устройствами.

Мощность

Чем выше мощность акустической системы кинотеатра, тем лучше качество звука. Но следует отметить, что она влияет на стоимость. Поэтому выбирая кинотеатр по мощности, лучше всего ориентироваться на площадь комнаты, где он будет стоять. Так, для комнаты площадью около 20 кв. м следует остановиться на мощности акустической системы в пределах 60-80 Вт, 30 кв. м – 100 Вт, а больше 30 кв. м – 150 Вт.

Важно помнить о том, что существует несколько значений мощности: CPO (номинальная мощность) и РМРО (пиковая максимальная мощность). Лучше всего ориентироваться на номинальную мощность. Если же указана только РМРО, то из этого значения довольно просто вычислить CPO. Для этого необходимо пиковую максимальную мощность поделить на 12.

Тип проигрывателя

DVD плеер – устаревший вариант, не обеспечивающий высокое качество видео из-за невысокой емкости DVD-дисков (1.4-9.4 ГБ). Разрешение видео – 720х576 пикселей.

Blu-Ray плеер – дает возможность просматривать фильмы в высоком качестве. На оптический диск высокой емкости (Blu-Ray) помещается 25-50 ГБ и более. Правда, и стоит такой диск дороже DVD диска. Разрешение видео – до 4К (3840х2160 пикселей).

Поддерживаемые форматы

В зависимости от модели домашние кинотеатры могу поддерживать такие форматы:

AVCHD – это цифровой формат записи многоканального звука и видеоданных с высоким разрешением. Считается более эффективным по сравнению с форматом MPEG2.

BD (Blu-ray Disc) – данный формат дисков позволяет хранить большие объемы информации, в частности фильмы высокого разрешения HDTV.

DLNA – благодаря этому формату все устройства, которые его поддерживают, можно объединить в домашнюю сеть для обмена музыкой, видео, изображениями.

MKV – открытый стандарт, который, в отличие от DVD, позволяет хранить фильм в одном файле. Сегодня этот формат становится все более востребованным, так как все чаще фильмы с высоким разрешением имеют расширение mkv.

MPEG4 – этот формат обеспечивает более детальный разбор видеопотока при сжатии. При этом компрессия данных увеличивается: если для записи фильма в формате VideoCD требуются два компакт-диска, то для MPEG4 – всего один.

iPod – наличие этого интерфейса позволяет слушать музыкальные композиции с портативного MP3-плеера семейства iPod через домашний кинотеатр, а также управлять работой плеера с помощью пульта ДУ.

Это далеко не весь список возможных поддерживаемых форматов. Можно еще отметить: CD, DVD, DivX, JPEG, MMC, MP3, Memory Stick, Picture CD, SACD, SD, SDHC, SVCD, VideoCD, WMA, WMV и другие.

Импеданс

Под импедансом понимается сопротивление акустики переменному току. Этот параметр учитывается при подключении колонок к внешнему усилителю. Акустическая система и усилитель должны работать с одинаковым сопротивлением: если импеданс колонок меньше, чем у усилителя, то звучание искажается, если этот параметр больше – звук будет довольно тихим.

Чувствительность

От чувствительности акустики зависит ее громкость при подведении к ней аудиосигнала некоторой мощности. Если у двух систем одно и то же значение сопротивления (импеданс), то большую громкость выдаст более чувствительная из них (при условии одинаковой мощности сигнала).

Частота

Чем шире этот диапазон, тем насыщеннее звук и тем меньше риск потерь части высоких или низких частот. Чтобы оценить данный параметр, стоит знать, что человек воспринимает диапазон 16 Гц-20 кГц.

Соединение с проигрывателем

Проводное – надежное и сравнительно дешевое, но неудобное, поскольку кабели зачастую путаются.

Беспроводное – выгодно отличается от предыдущего варианта отсутствием проводов, но проигрывает в качестве звучания и обойдется дороже.

AV-ресивер

Частота дискретизации – чем больше этот параметр, тем выше качество звука. Единица измерения – герцы (Гц). Хорошим вариантом будет AV-ресивер, у которого данный параметр составляет 256 кГц.

Каналы усиления – обычно этот показатель равен 5. Выбирая AV-ресивер, исходите из такого правила: 100 Вт мощности на 1 канал, при площади помещения 15-25 м 2 .

Интерфейсы

HDMI – цифровое соединение, которое используется для передачи высококачественного аудио- и видеосигнала. С помощью такого интерфейса кинотеатр подключается к проектору, монитору или телевизору. Встречается чаще всего. Минус – с увеличением длины кабеля сигнал затухает.

S-Video – аналоговый разъем, предназначенный для передачи видеосигнала. Применяется при подключении видеокамеры и компьютера к домашнему кинотеатру. Обеспечивает более высокое качество изображения, чем композитный интерфейс.

Коаксиальный (разъем RCA) – цифровой аудиоинтерфейс. Коаксиальный кабель устойчив к сгибам и нажимам. Недостаток – подверженность помехам.

Оптический – цифровой интерфейс, который служит для передачи высококачественного аудиосигнала. В отличие от коаксиального соединения, такой вариант устойчив к помехам. Минус – оптический провод плохо переносит сильные нажимы и другие механические воздействия.

Компонентный (разъем RCA) – аналоговый разъем, передающий только видеосигнал. Самый лучший среди аналоговых видеоинтерфейсов. Обеспечивает высокое качество сигнала при прокладке провода на большие дистанции.

Композитный (разъем RCA) – аналоговое соединение, которое служит для передачи аудио- и видеосигнала. Встречается в старой технике, выдает среднее качество изображения.

Линейный (AUX) – аналоговое соединение, предназначенное для передачи аудиосигнала. Линейный вход пригодится, если нужно подключить к кинотеатру плеер или другой источник звука. Линейный выход используется для вывода звука на музыкальное оборудование.

Другие входы

RCA – такое соединение характеризуется низкой устойчивостью к помехам, передает одноканальный звук.

IEEE 1394 – служит для подключения внешних жестких дисков и видеокамер к домашнему кинотеатру.

Микрофонный – в основном используется для караоке.

VGA (D-Sub) – аналоговый разъем, который используется для передачи видео. Используется при подключении кинотеатра к компьютеру. Устаревший интерфейс.

Другие выходы

DVI –цифровой интерфейс, предназначен для передачи видеосигнала. Чаще всего применяется при подключении оборудования к проекторам и мониторам. В телевизорах такой разъем встречается нечасто.

SCART – передает аналоговый аудио- и видеосигнал. Используется обычно в телевизорах. Устаревший интерфейс.

Декодеры

DTS HD – рассчитан на звук в формате 7.1.

Dolby Digital – дает звук в формате 5.1. Такой вариант встречается чаще всего.

Dolby Digital Plus – усовершенствованный вариант предыдущего декодера, рассчитанный на работу с высококачественным видео (Blu-Ray).

Dolby Pro Logic II – преобразует звук 2.0 в 5.1.

Dolby True HD – дает звук в формате 7.1, но поддерживает 14-канальный звук. Применяется для работы с видео высокого качества и телевидением высокой четкости (HDTV).

Материал корпуса колонок

Пластик – дешевый материал, позволяющий выполнять корпуса сложной формы. Имеет хорошие акустические свойства. Используется в чаще всего. Минус – возможно искажение звука (дребезжание) из-за резонанса.

МДФ – оптимальный баланс цены и акустических характеристик. При изготовлении корпуса колонок обычно применяется в тандеме с пластиком.

Дерево – характеризуется самыми высокими звуковыми параметрами, но обойдется значительно дороже пластика и МДФ. В целом дерево распространено мало и применяется лишь в элитной акустике.

Оснащенность

WiFi – наличие встроенного модуля WiFi, что дает возможность подключить домашний кинотеатр к сети и смотреть видео с компьютера или Интернета.

Bluetooth – беспроводной модуль, позволяющий подключать кинотеатр к любому Bluetooth-устройству, например, плееру, телефону, и смотреть видео или слушать музыку прямо с них.

Ethernet-интерфейс – с его помощью можно подключить устройство к сети для просмотра видео с любого сетевого компьютера или Интернета.

Эквалайзер – возможность ручной настройки звука различных частот. Например, регулировка басов или верхних частот.

Магнитная защита – наличие магнитного экрана у колонок. Желательно экранирование фронтальных и центральных колонок. Чаще всего они располагаются вблизи телевизора или монитора, из-за магнитного поля, излучаемого этими колонками, изображение может исказиться.

Поддержка 3D – воспроизводит трехмерное фото и видео. Такая опция должна поддерживаться телевизором. Для просмотра 3D изображения нужны специальные очки.

Поддержка AirPlay – дает возможность соединить беспроводным способом мобильные устройства компании Apple с домашним кинотеатром. Таким образом, можно слушать музыку, хранящуюся на iPhone, не подключая гаджет к оборудованию с помощью проводов.

FM-тюнер – служит для приема радиопередач.

ТВ-тюнер – предназначен для приема телепередач. Эта опция полезна, если в телевизоре нет своего тюнера.

NFC-чип – обеспечивает беспроводную связь на расстоянии до 10 см. Облегчает подключение устройств по Bluetooth или Wi-Fi. Для этого нужно лишь поднести чип гаджета к чипу домашнего кинотеатра, который зачастую находится в пульте ДУ, а затем подтвердить подключение.

Подключение iPod – док-разъем, позволяющий подключить к акустической системе кинотеатра плееры iPod (за исключением shuffle). Помимо вывода звука такое решение дает возможность переключать звуковые дорожки с пульта ДУ.

Поддержка DNLA – связывает различные устройства в одну сеть. Это дает возможность смотреть видео по телевизору с компьютера, который находится в другой комнате. Подобное подключение бывает проводным или беспроводным.

Рекордер – записывает входящий сигнал на диск. Пригодится, если нужно записать видео с экрана телевизора.

Кардридер – служит для чтения карт памяти и позволяет воспроизводить на кинотеатре файлы с этих носителей (видео, фото).

VHS (Combo) – позволяет проигрывать старые видеокассеты (VHS), что оценят пользователи с большим количеством таких носителей. Зачастую предусматривается возможность записи содержимого кассет на цифровые диски.

DivX Ultra – служит для просмотра файлов со встроенными субтитрами, несколькими звуковыми дорожками.

BD-Live – дает возможность работать с дополнительными функциями Blu-Ray дисков. В частности, BD-Live позволяет скачать файлы, не записанные на диск.

24p True Sinema – позволяет просматривать фильмы, предназначенные для кинотеатра. Такое видео записывается с частотой 24 к/с, в отличие от телевизионного формата, имеющего частоту 25 к/с. Это ускорение воспроизведения несколько искажает запись (более быстрые движения и более высокий голос актеров). Подобная функция обеспечивает просмотр кино на его изначальной скорости.

Родительский контроль – блокирует просмотр фильмов с нежелательными для детей сценами (насилие, эротика). Такая опция предполагает установку пароля, без которого воспроизведение диска невозможно (актуально для лицензионной продукции).

Защита от детей – не позволяет ребенку управлять домашним кинотеатром, например, менять его настройки.

Конвертация 2D в 3D – превращает любое изображение в трехмерное, приближенное к кинотеатральному (3D). Это дает возможность просматривать в 3D формате передачи эфирного телевидения, старые фильмы, видео, снятое камерой.

Фазоинвертор – улучшает звучание низких частот. Колонку с фазоинвертором не следует устанавливать вплотную к стене.

Прогрессивная развертка – способ построения картинки на экране, при котором четные и нечетные строки выводятся поочередно. Обеспечивает более высокое качество изображения, чем чересстрочная развертка. Эта опция должна поддерживаться не только домашним кинотеатром, но и телевизором.

Кардридер – считывает данные (фото, видео) с карт памяти.

Встроенный накопитель – используется для записи информации в память домашнего кинотеатра для дальнейшего воспроизведения.

USB-порт – применяется для подключения жестких дисков, флешек и других накопителей с целью воспроизведения информации с них.

Видеоскейлер – повышает качество видеосигнала путем увеличения его разрешения. Такое устройство делает комфортным просмотр видеофайлов невысокого качества (например, разрешением 640х480 пикселей) на телевизоре с разрешением Full HD (1920х1080 пикселей).

Пульт ДУ – позволяет управлять домашним кинотеатром на дистанции.

Размещение колонок

Для получения хорошего звука очень важно, чтобы колонки были правильно размещены. Вот некоторые советы:

Центральная колонка – важно, чтобы эта колонка находилась поближе к телевизору, над или под ним. Акустика центрального канала должна быть магнитоэкранирована, в противном случае она будет влиять на качество изображения на плазменной панели.

Фронтальные колонки – устанавливаются слева и справа от телевизора, желательно не ближе полуметра от него. Поскольку эти колонки передают основные музыкальные и звуковые эффекты, то они должны иметь самые лучшие технические характеристики.

Тыловые колонки – могут находиться по бокам от зрителя или сзади. Их можно развернуть динамиком к стене. В данном случае звук будет отражаться от поверхности стены.

Сабвуфер – так как он передает звуки низких частот, то не играет особой роли место его расположения. Важно только, чтобы это был не угол комнаты.

Все колонки желательно располагать на уровне головы зрителя или чуть выше. Важно также помнить, что на качество звука могут влиять предметы, находящиеся в комнате, или же сама комната. Поэтому прежде чем установить домашний кинотеатр окончательно, может быть, придется поэкспериментировать с его местоположением.

Производит­ель

Среди самых бюджетных домашних кинотеатро­в можно выделить продукцию компаний Sven, Supra, Logitech и другие. Из-за слабых характерис­тик акустическ­их компоненто­в невозможно­ получить высококаче­ственное звучание. К тому же такие колонки делаются из дешевых материалов­, что также отражается­ на звуке. Скорость работы устройств зачастую оставляет желать лучшего.

Отличным соотношени­ем цена-качество являются домашние кинотеатры­ марок Samsung, LG, Panasonic, Philips, Pioneer, Sony, Yamaha. Продукция этих фирм качественная, хорошо собрана, а потребители могут получить отличную сервисную поддержку. Все эти бренды хорошо известны и популярны, имеют широкий модельный ряд устройств, большой диапазон цен. Однако следует помнить, что домашние кинотеатры такого уровня все же больше подходят для просмотра фильмов, а аудиолюбителям следует обратить внимание на других производителей.

Наиболее качественным звучанием, стабильностью работы и надежностью обладают устройства Bose, JBL, Nakamichi, Canton, Tannoy, Harman/Kardon. Эти кинотеатры состоят из Hi-Fi и Hi-End компонентов высочайшего качества материалов и сборки, обеспечивают звучание для настоящих аудиофилов. Продукция этих брендов стоит дорого, порой очень дорого, однако оправдывает свою стоимость. За спиной таких компаний стоят годы разработок качественного звукового оборудования.

Существуют определенные модели домашних кинотеатров, ориентированные на любителей уникального и необычного дизайна или популярного бренда. Например, Loewe: небольшой модельный ряд, привлекательный дизайн, высокая цена. Однако возможна переплата за внешний вид кинотеатров и популярный немецкий бренд.

Что такое Dolby Atmos

В начале было моно. Затем появилось стерео, и до сих пор чаще всего музыка звучит через две колонки. Потом начались эксперименты: квадро — с двумя колонками сзади, несколько форматов с шестью спикерами, и, наконец, 5.1 с фронтальным каналом для диалогов и боковыми для эффектов. Но тут появляется Dolby Atmos — новый формат объемного звука, превосходящий все предыдущие. В чем его отличие, какие новые впечатления он может подарить, где он используется и что для него нужно?

Краткая история многоканального звука

С пятидесятых годов, до появления технологий Dolby, в кинематографе 20 лет правил стандарт многоканального звука Todd-AO. Пять колонок ставили за экраном, и дополнительный канал с эффектами шел в колонки по бокам. Компания Dolby Laboratories была основана в 1965 году, она усовершенствовала систему Todd-AO — вместо двух из пяти фронтальных каналов поставили два сабвуфера, а затем оставили лишь один, освободившийся канал использовали для звукового окружения.


Первым хитом, который позволил Dolby доминировать на рынке технологий объемного звука для кино, стали Звездные Войны. На старом постере в правом нижнем углу виден логотип Dolby System.

В чем отличие Dolby Atmos

К девяностым годам в кинозалах и домашних кинотеатрах закрепились системы многоканального звука 5.1 и выше. Они актуальны и сегодня, хотя имеют ограничения.


Дело в том, что раскидывать звук по каналам должен звукорежиссер в студии. Это строго регламентирует схему позиционирования акустики в помещении. Не проблема для 5.1, но при 11 и больше каналах требования к размещению акустики уже настолько сложные, что не каждый кинозал может соответствовать стандартам, не говоря уже о домашних кинотеатрах. Именно эту проблему решает появившийся всего несколько лет назад формат Dolby Atmos.

Главное отличие Atmos от 5.1 и иже с ним — в новом формате звук по каналам раскидывает аудиопроцессор.

А звукорежиссер в специальной программе лишь рисует, откуда звуковой объект должен исходить и куда двигаться. Таким образом, технология сама подстраивается под количество каналов, не важно, 5 их или 25, и сводит звук в реальном времени. Это позволяет легко масштабировать систему — от домашних кинотеатров до гигантских кинозалов.

Второй важный момент — это объем. Dolby Atmos нужны колонки сверху, благодаря им звук получается по-настоящему 3D и звучит не только в горизонтальной плоскости, но и в вертикальной. Технология позволяет создать объемную бесшовную звуковую картину, когда гром гремит прямо над головой, а космические корабли проносятся сверху вниз и по диагонали. Словом, новый формат позволяет погрузиться в происходящее на экране и действительно открывает новое измерение.

Где применяется Dolby Atmos

В кинозалах

Новым стандартом сразу заинтересовались кинотеатры, ведь он позволяет привлечь больше зрителей. Atmos в кинозалах раскрывается на полную, позволяя задействовать до 64 каналов и пустить по ним до 128 звуковых объектов, и все они автоматически распределяются по аудиосистеме. Иными словами, по залу одновременно может летать до 128 разных звуков, и всех их будет одинаково хорошо слышно.


Большой плюс кинозалов с Dolby Atmos в том, что все они построены по лицензии. После установки оборудования в зал приезжает специалист компании Dolby и настраивает оборудование самостоятельно. Поэтому все залы с Atmos звучат одинаково хорошо, в них приятно смотреть современные блокбастеры.

В телевизорах

Стоит сразу отметить, что Atmos в бытовой технике отличается от стандарта в кинозалах — до 32 каналов (против 64 в залах), до 11 звуковых объектов (против 128). Но это не значит, что в домашних кинотеатрах Atmos какой-то ущербный и урезанный — объекты просто группируются в кластеры, поскольку пропускная способность аудиотракта в домашних кинотеатрах ограничена, да и все 128 объектов на блю-рэй диск не влезут.


Многие современные топовые ТВ поддерживают Dolby Atmos. Понятное дело, что крохотные динамики в ультратонком телевизоре не способны сотрясать стены так же, как киловатт звука в настоящем домашнем кинотеатре. Поэтому в телевизорах Atmos — это, скорее, демо-версия, которая позволяет подарить впечатления, схожие с настоящим форматом. Зато такая функция поможет понять, нужен ли он зрителю, или ему роднее старый добрый 5.1.

В саундбарах

Куда более яркие впечатления могут подарить саундбары, некоторые из которых поддерживают Atmos и буквально напичканы технологиями на грани магии. В них встроены узконаправленные динамики, которые стреляют в потолок — звук отражается от него и попадает прямо в слушателя, как будто это колонки сверху.


Благодаря играм с фазой и эффектам психоакустики саундбары создают впечатление объемного звука со всех сторон, при этом избавляют от необходимости расставлять колонки по комнате и тянуть к ним провода, не заставляют глушить помещение акустическими панелями и вообще представляют собой компактное и элегантное решение.

Однако минусы все же есть — качество звучания зависит от материалов стен и потолка, ведь звуку нужно отражаться от них, и лучше всего он отражается от голых бетонных стен. Если же в комнате стоит много мебели, то звук будет рассеиваться и попадет куда угодно, только не в зрителя.

В домашних кинотеатрах

Dolby Enabled Speakers — штука, позволяющая превратить старую добрую систему 5.1 в Dolby Atmos покупкой всего нескольких дополнительных колонок. Как минимум, нужны два сателлита, стреляющие в потолок, подобно саундбарам, они ставятся на фронтальные колонки.


Для полного эффекта еще пару сателлитов можно расположить по бокам. Эта штука была придумана компанией Dolby чтобы максимально быстро вывести на рынок новый формат. Как и в случае с саундбаром, система чувствительна к отделке помещения.

Но все же лучшие впечатления от Dolby Atmos дарит система с настоящими потолочными сателлитами. Чаще всего это формат 7.1.4 — три фронтальные колонки, две сзади, две по бокам (итого 7 в горизонтальной плоскости), на потолке — по паре сзади и спереди, плюс сабвуфер.


Естественно, колонкам нужен подходящий источник, поэтому для работы Atmos понадобится AV-ресивер, поддерживающий этот формат. Про выбор ресивера можно почитать тут, но главное, о чем нужно помнить — это о мощности. Не у каждого ресивера ее достаточно, чтобы питать разросшееся поголовье колонок, а потому многие используют связку ресивера или звукового процессора с мощным многоканальным усилителем.

В видеоиграх

Что особенно подкупает — Dolby Atmos поддерживают консоли последнего поколения Xbox One и PS5 (хотя в последней гейминг с Atmos доступен только в наушниках, но фильмы смотреть можно и через колонки).

Видеоигры — штука сама по себе интерактивная и подкупает особенным погружением в экшн, а объемный звук усиливает многократно впечатление, особенно в батальных сценах, когда все вокруг горит, стреляет и взрывается. К тому же, технология дает возможность точно определить, откуда стреляет враг. Как включить Dolby Atmos в играх, и какие из них поддерживают технологию, рассказано в этой статье.

В музыке

Да, в формате Atmos даже выпускается музыка — многие артисты взяли новую технологию на вооружение, тем более что на рынке уже полно наушников, ее поддерживающих.

Пока сложно сказать насколько такой формат станет популярным — эксперименты с объемной музыкой были еще в шестидесятых годах прошлого века, и мало к чему привели. Правда, в отличие от шестидесятых, сегодня в продаже есть и наушники с Atmos.

В наушниках

Как можно догадаться, оборудовать домашний кинозал с настоящим Dolby Atmos — задача не из легких. Поэтому многие идут по иному пути — наушники. Таких с каждым днем все больше, и они имеют весомые плюсы: не нужно тратить деньги на колонки, усилитель и ресивер, вешать акустические панели и басовые ловушки, тянуть провода и т.п.


Сертифицированные наушники позволяют передать всю суть новой технологии без головной боли. А на ПК достаточно скачать официальную программу Dolby Atmos for Headphones, чтобы получить объемный звук в любых наушниках.

В мобильных устройствах


Даже мобильные устройства поддерживают Dolby Atmos. Конечно, это все не настоящий Atmos, а скорее демо-версия, чтобы передать впечатления от реальной технологии. Тем не менее, технологию стараются пихать во все топовые новинки, так что найти смартфон с ее поддержкой не проблема — например, он присутствует в любом последнем Айфоне.

Другие форматы объемного звука

DTS:X — главный конкурент Atmos, который также основан на звуковых объектах. В максимальной версии DTS:X Pro позволяет сделать до 30 каналов с двумя сабами, имеет аж целых 5 слоев в высоту: первый возле пола, второй — на уровне ушей, третий — чуть выше, четвертый — еще выше, и последний — в самом верху по центру. Из минусов — мало ресиверов и процессоров, которые поддерживают именно Pro версию, а стандартная инкарнация ограничена 11 каналами. Из плюсов — есть апмикшер Neural:X, превращающий 5.1 в настоящий объемный звук. Есть и DTS Headphone:X для наушников.


Auro 3D — стандарт, который, в отличие от Atmos, основан на поканальном микшинге. То есть вместо звуковых объектов — старые добрые каналы звука (хотя есть Aura MAX для кинотеатров, где объекты таки есть). Максимальное количество каналов — 13.1, из них: до 7 горизонтальных, до 5 — сверху, один — сверху по центру, именуемый не иначе как Voice of God. Главный минус стандарта — он очень узконаправленный, лучший звук получается в одной конкретной точке, где сидит зритель, если же походить по залу, то звук сильно меняется, обычно не в лучшую сторону. Второй минус — очень мало контента в этом формате, однако есть апмикшер Auro Matic, который конвертирует 5.1 в Auro 3D.

Заключение

Миллион колонок в помещении с голыми стенами могут создать такую какофонию, что ни о каких впечатлениях от Dolby Atmos говорить не придется. Поэтому, даже если в комнате уже стоит система 5.1, рекомендуется сначала добиться идеального звучания всех колонок в горизонтальной плоскости, и лишь затем наращивать сателлиты на потолке.

Об акустической обработке и звукоизоляции помещений можно почитать тут. В дополнение к этому, система Atmos предъявляет требования к покрытию пола, ведь колонки на потолке стреляют вниз, и отражения от пола затуманят звуковую картину. Поэтому лучше всего положить на пол толстый ковер или ковролин.

Читайте также: