E streamer в телевизоре что это

Обновлено: 18.05.2024

Стримерский слет в Екатеринбурге 15 ноября 2021

Юху! Вконтактик тоже хочет стать ютубом!
Теперь тут не нужна учётная запись чтобы смотреть пиратские фильмы, спортивные трансляции и порно! Доступ к VK Видео открыт для всех юзеров, скриптов и ботов интернета.

Чую скоро допилят нацсервис и серьезно возьмутся за ютубчик.

Сергей Корнеев

Юрий Тычинин


Юрий Тычинин

😂

Не можешь победить - возглавь

AVStream | vMix | Сообщество стримеров

AVStream | vMix | Сообщество стримеров запись закреплена

Не бойтесь рассказывать о своей работе. Даже если кажется, что никому это не нужно и что вас засмеют.
Кто хочет засмеять - всё равно засмеёт, а кому не нужно, тому и не будет нужно.

Генеративная графика в брендинге

AVStream | vMix | Сообщество стримеров

AVStream | vMix | Сообщество стримеров запись закреплена

Опрос провисит месяц, результаты будут опубликованы в сообществе. Всем интересно общее состояние рынка и продакшенов в нём. По итогам сравним полученные результаты с результатами опроса за прошлый год.
Показать полностью.

Заполняйте, отвечайте, внизу формы есть графа с комментариями - если есть желание - можно деанонимизироваться или выразить своё мнение о рынке.

AVStream | vMix | Сообщество стримеров

AVStream | vMix | Сообщество стримеров запись закреплена

Обзор Dodge SRT MiniServer

AVStream | vMix | Сообщество стримеров

AVStream | vMix | Сообщество стримеров запись закреплена

А уже скоро vMix 25 будет.

Live LAN - встроенный сервер в vMix, который будет стримить в браузеры по локалке через HLS с задержкой 6-10 секунд.
Preset Bundles - как в премьере - собирает архив со всеми файлами и можно перенести проект НОРМАЛЬНО на другой компьютер.
NDI5 - будет всунуто в vMix25
Показать полностью.
Станет 16 вкладок для категоризаций с любыми цветами на выбор.
Активаторы, шорткаты, соло шин, и так далее.
Про SRT опять забыли :)

Спасибо @tvoy_sokolov за наводку.

Видимо по традиции скоро к новому году должна будет бета появиться, ждемс!

AVStream | vMix | Сообщество стримеров

AVStream | vMix | Сообщество стримеров запись закреплена

- Нам нужно провести онлайн конференцию на 9000 человек в зуме, но это дорого.
- Зачем зум, во ВКонтакте же нет ограничений на количество абонентов в конференции!
- У Виталия Павловича нет вконтакта, никто не пользуется вконтактом, только вайбер и тук-тук.
Занавес.

AVStream | vMix | Сообщество стримеров

AVStream | vMix | Сообщество стримеров запись закреплена

Александр Матросов

Сергей спасибо за обзор и спасибо вообще за твою работу. Поясни пожалуйста человеку не работавшему с бондингом и виртуальными машинами. 1- ты отдал по срт сигнал на бондинг сервер, а как ты с него его получил назад. 2- в полевых условиях будто бы бондинга не вышло? Пропала вафля и все пропало?
Нет желания-возможности протестировать его на 4 симках или хотя бы на двух? Понять насколько жизнеспособная железка

Сергей Корнеев

Александр, спасибо!
Поясняю: вафля тут действительно не взлетела, и гасила девайс. На симках работает норм, но видос тогда был бы уже к часу, и так огромный. 4 модемов у меня нет.
Сигналы с симок льются на твой бондинг сервак, там аггрегируются накаченной приложухой и потом отдаются на ютуб или куда нужно.

Александр Матросов

Кирилл Феоктистов

подскажите а есть такие энкодеры которые содержат в себе только передачу по вайфаю .к примеру чтобы с камеры по вайфаю передать поток в сеть.без всяких примочек в виде 4g итд?

Сергей Корнеев

AVStream | vMix | Сообщество стримеров

AVStream | vMix | Сообщество стримеров запись закреплена

Большое спасибо всем, кто был и всем, кто ещё будет )) Слёт прошёл отлично, собрал стримеров со всей страны, мы с вами узнали много нового, утвердились в старом, завели кучу новых знакомств, нашли идеи, фишки работы и так далее.
Показать полностью.

Спасибо за ваш интерес к технологиям, к SRT, к железу, к развитию индустрии!

Формат слёта получился очень крутой, будем делать ещё!

Большое спасибо нашим партнёрам:

AVStream | vMix | Сообщество стримеров

AVStream | vMix | Сообщество стримеров запись закреплена

🎦

Видеотехнологии давно стали важной частью жизни и компаний, и людей. Это интересная, но сложная тема с массой открытых вопросов. Поэтому JUG Ru Group организуют новую конференцию — VideoTech
Она пройдет онлайн с 1 по 3 декабря.

Вас ждут доклады о WebRTC, системах доставки контента, качестве видео и многом другом, чем живут инженеры и разработчики, работающие в этой сфере.
Показать полностью.

Среди спикеров — специалисты из:
Netflix: Александр Гутарин, Te-Yuan Huang, Pulkit Tandon;
VK: Иван Григорьев, Вадим Горбачев, Иван Шафран, Никита Разумный, Павел Мацула;
AWS: Александр Патрушев, Михаил Голубев;
Яндекс: Алексей Щуров, Дмитрий Кравцов, Алексей Гусев, Михаил Мазанов.

👋

Кстати, держите промокод, который даст скидку в 2000₽ на билет категории Personal Standard: avstream2021JRGpc
Увидимся в эфире

Разбираемся с сетевым стримингом музыки. Подсказки для начинающих

Разбираемся с сетевым стримингом музыки. Подсказки для начинающих

Сегодня цифровой формат записи музыки наконец обретает гармоничную форму хранения. С развитием сетевых технологий и совершенствованием каналов передачи данных удалось избавиться от последнего атавизма – материального носителя информации. Фонотека перекочевала с полок стеллажей и шкафов в директории на серверах в сети и облачных хранилищ, роскошная полиграфия виниловых изданий прошлого века уступила место фотографии обложки альбома на экране телефона, а многостраничный буклет с подробнейшей информацией по изданию в полном соответствии с духом эпохи “твиттера” съежился до перечня названий композиций. При этом, один положительный момент оспаривать бессмысленно – пользоваться фонотекой стало гораздо удобнее. Часто довольно продолжительный поиск нужной пластинки на полках сегодня заменяется на несколько касаний сенсорного экрана, а о составлении плей-листов с любимыми композициями под разное настроение приверженцы винила даже мечтать не могли.

Это сладкое слово - бонус

По-старчески поворчав по поводу уходящих ценностей, попробуем отметить наиболее очевидные преимущества сетевого хранения музыкальной коллекции. Прежде всего, размер фонотеки теперь никак не регламентируется жилищными условиями коллекционера и определяется лишь выделенным для ее хранения объемом дисковых накопителей. Причем, при грамотной организации домашней компьютерной сети, этот параметр является масштабируемым. То есть, может довольно безболезненно наращиваться. Стоимость терабайта хранения сейчас уже не такая большая, причем, в отличие от видео высокого разрешения, для хранения записей музыки даже в ультимативном качестве требуется сравнительно скромные объемы дисковой памяти. Достаточно сказать, что даже для записей высокого разрешения с параметрами 24 бит / 192 кГц на диск объемом 1 ТБ поместится примерно 6 000 треков или около 600 музыкальных альбомов.

Разбираемся с сетевым стримингом музыки. Подсказки для начинающих

Во-вторых, одним из самых заметных прорывов, который обеспечили сетевые технологии, стало удобство навигации по большим коллекциям записей. Современные программные приложения позволяют навести идеальный порядок в вашей коллекции - каждый альбом займет в виртуальном хранилище свое место и никогда не затеряется в массе других изданий. Кроме того, появляется возможность комбинировать любимые композиции в плей-листы, которые можно составлять и запоминать для различных ситуаций.

Разбираемся с сетевым стримингом музыки. Подсказки для начинающих

В-третьих, появилась возможность выйти за рамки качества звучания, обусловленного требованиями Red book – иначе говоря, слушать записи в высоком разрешении. Конечно, в вашей коллекции оптических дисков вполне вероятно найдутся позиции в формате SACD или даже ушедшего DVD-Audio, которые позволяли познакомиться с высоким разрешением и раньше, но сегодня подобные записи распространяются все чаще именно в виде мультимедийных файлов в форматах высокого разрешения DSD, WAV, FLAC, ALAC и тому подобное. В качестве примера можно привести HDtracks, NAIM Label, HD Classic.

Разбираемся с сетевым стримингом музыки. Подсказки для начинающих

Переходя на высокое разрешение важно учитывать один момент. Сам факт, что аудиозапись представлена в таком формате не гарантирует действительно высокое качество звучания. Многое зависит от этапов, которые прошла композиция в процессе записи и мастеринга, прежде чем была сконвертирована в конкретный формат высокого разрешения. К тому же, сама возможность источника воспроизводить аудио высокого разрешения тоже, строго говоря, не гарантирует высокое качество звучания, которое во многом определяется возможностями всех компонентов вашей музыкальной системы.

В-четвертых, сетевые технологии в аудио открыли дополнительные возможности. К примеру, прослушивание интернет-радиостанций. Трансляции в Интернете стирают любые границы, что физически невозможно при эфирном вещании. Опять же, ничем не ограничено количество доступных станций, поскольку за частотный диапазон вещания теперь конкурировать не нужно.

В-пятых, намного удобнее стало получать в сети информацию по музыкальным изданиям. Вы больше никогда не попадете в ситуацию, когда нравится композиция, а кто ее сочинил и в чьем исполнении она звучит - неизвестно. Сетевые стримеры в процессе воспроизведения способны подкачивать всю необходимую информацию по треку и альбому, вплоть до изображения обложки релиза.

Разбираемся с сетевым стримингом музыки. Подсказки для начинающих

В-шестых, появилась удобная возможность использовать свою коллекцию не только дома, но и в автомобиле и даже на пробежке или в общественном транспорте. Современные портативные гаджеты уже имеют достаточный объем памяти, чтобы вместить если не всю, то львиную часть вашей музыкальной коллекции. То есть, можно либо организовать синхронизацию записей в таком устройстве и сервере в сети, либо вообще использовать проигрыватель в качестве внешнего накопителя для стримера в домашней системе. При этом, такой гаджет позволит пользоваться фонотекой в любом месте, где бы вы не оказались.

Новой эпохе – новые инструменты

Новый способ хранения фонотеки потребовал современных источников для музыкальных систем. Такие устройства получили название аудиостримеры - то есть, проигрыватели, способные получать тем или иным способом музыкальный материал из хранилищ в домашней или глобальной сети. Строго говоря, это лишь один из вариантов организации хранения и использования музыкальной коллекции. Такой источник может объединять в себе проигрыватель и сервер, и в этом случае мы получаем более менее автономное устройство, в котором сконцентрированы как сама фонотека, так и средства для воспроизведения аудиофайлов. Правда, в большинстве реализаций без интеграции компонента в домашнюю компьютерную сеть все равно не обойтись, поскольку управление фонотекой и воспроизведением организуется через приложение для смартфона или планшета, который общается с музыкальным источником по сети. Отличается и функциональное наполнение подобных аудиоисточников – зачастую в одном корпусе объединяют цифровую подсистему и ЦАП, но встречаются реализации чистого цифрового “транспорта”, подразумевающего использование отдельного внешнего блока ЦАП. В последнем случае чаще всего для трансляции музыкального материала выбирают асинхронный интерфейс USB. По сути такой стример является специализированным компьютером, задачей которого является считывание контента с сетевых хранилищ и трансляция его на внешний ЦАП. Компонент оснащен типичными для компьютера функциональными блоками – центральным процессором, оперативной и постоянной памятью, контроллерами для сетевой работы и интерфейса USB. Работает стример под управлением специализированной операционной системы, как правило на базе Unix.

Разбираемся с сетевым стримингом музыки. Подсказки для начинающих

Взаимодействие стримера, сетевого хранилища и средств управления системой может быть организовано множеством способов – от использования доступа на уровне директорий и файлов, до применения нестандартных фирменных решений, опирающихся лишь на транспортные сетевые протоколы. Но наиболее распространенным стандартом взаимодействия является DLNA. Для реализации этой концепции необходимо обеспечить взаимосвязанную работу трех функциональных модулей - DMS (Digital Media Server), задачей которого является хранение и каталогизация мультимедийных файлов, а также трансляция цифрового аудиопотока другим модулям системы, DMR (Digital Media Audio Renderer), принимающий цифровой поток от DMS и преобразующий его в стандартную для передачи на ЦАП форму, и DMC (Digital Media Controller), управляющий работой системы. Собственно стример берет на себя функции DMR. В качестве DMS может использоваться любой программный сервер DLNA, установленный на компьютере или NAS в домашней сети. Для превращения вашего смартфона или планшета в DMC на него нужно установить одно из специальных приложений и интегрировать в домашнюю сеть по Wi-Fi. Для устройств под управлением iOS можем порекомендовать Plug Player, приверженцам ОС Android можно воспользоваться Bubble UPnP, а если вы хотите управлять воспроизведением и осуществлять навигацию по фонотеке с вашего настольного компьютера под управлением Windows, то с этой задачей прекрасно справится популярный пакет Foobar2000. При этом, обращайте внимание на наличие специализированных приложений для управления воспроизведением от производителя стримера – во многих случаях такое приложение может оказаться предпочтительным как по удобству интерфейса, так и по доступу к дополнительному функционалу устройства.

Разбираемся с сетевым стримингом музыки. Подсказки для начинающих

Под присмотром профессионалов

У каждой медали есть обратная сторона. Подробно разобрав все положительные качества сетевого хранения фонотеки и повздыхав относительно уходящего вместе с физическими носителями роскошного и информационно богатого оформления музыкальных изданий, необходимо отметить и существенный момент, осложняющий движение в цифровую нирвану - подбор компонентов такой системы и организация взаимодействия между ними является весьма непростой задачей, требующей не только специального образования, причем в нескольких слабо связанных областях, но и практического опыта. Построить и настроить домашнюю сеть, интегрировать в нее все необходимые элементы, сконфигурировать каждый из них для оптимального выполнения своих функций и даже просто грамотно разместить фонотеку на сервере - все это требует знаний и опыта. И если вы по роду своей деятельности далеки от компьютерной техники и сетевых технологий, то разумнее и эффективнее доверить эту задачу профессионалам. Для московской галереи "Назаров" сетевое аудио является одним из стратегических направлений деятельности, которому уделяется повышенное внимание. Здесь не только представлен широчайший спектр аудиотехники и акустических систем самого высочайшего уровня, но и накоплен ценнейший опыт именно в организации домашних мультимедийных сетей. Для демонстрации и тестирования возможностей новой технологии в галерее создана целая инфраструктура, позволяющая полноценно проверять работу любого элемента системы или их комбинации. Будучи мультибрендовым салоном, галерея "Назаров" не замыкается на продукции нескольких производителей, предлагая своим клиентам богатый выбор сетевых проигрывателей. В бурно развивающейся, но еще достаточно молодой области сетевого стриминга это очень важно, поскольку чаще всего в номенклатуре даже крупных брендов есть только один сетевой плеер, и для полноценного выбора нужно иметь доступ к продукции как можно большего числа производителей. Кстати, справедливости ради, в последнее время стали встречаться продукты, не требующие наличия красного диплома по информационным технологиям, установка и настройка которых по силам многим. К примеру, этим отличаются стримеры от BlueSound, c которыми тоже можно познакомиться в галерее "Назаров".

Разбираемся с сетевым стримингом музыки. Подсказки для начинающих

Галерея "Назаров" регулярно проводит тематические выставки продажи, в рамках которых есть возможность познакомиться что называется "в деле" с работой большого количества самых разнообразных сетевых проигрывателей, когда-либо собиравшихся в одной торговой точке – от бюджетных до самых дорогих. Причем, на подобных мероприятиях у вас появляется уникальная возможность лично сравнить звучание моделей от разных производителей в одной системе, а также оценить их работу в тандеме с самыми различными по идеологии и стоимости компонентами - блоками ЦАП, усилителями, колонками. Здесь не только помогут подобрать оптимальную комплектацию музыкальной системы в рамках определенного вами бюджета, но и при необходимости проведут весь комплекс работ по ее инсталляции и настройке на месте.

Несмотря на вечную актуальность винила и все еще достаточно большой спрос на компакт-диски - будущее очевидно за файлами и потоками, при этом погружение в мир сетевой музыки может быть вполне доступным, в подтверждение этого тезиса мы собрали наиболее интересные образцы сетевых проигрывателей со стоимостью от 50 тысяч рублей.

Audiolab 6000N Play

Audiolab 6000N Play

Модель 6000N от британской компании Audiolab — самая доступная в нынешней подборке, но ее бюджетная стоимость вовсе не означает каких-либо компромиссов по функционалу или качеству. Аппарат работает под управлением DTS Play-Fi и может подключаться к таким потоковым сервисам, как Spotify, Deezer, TIDAL, Qobuz. Цифро-аналоговое преобразование сигнала возложено на конвертер ES9018K2M, помимо аналогового выхода, имеются также оптика и коаксиал. Блок питания проигрывателя построен на базе тороидального трансформатора. Естественно, что имеется и мультирумный функционал.

Bluesound Node N130

Bluesound Node N130

Канадская компания Bluesound — один из лидеров в разработке и производстве сетевых аудиоустройств и модель Node N130 — отличное тому подтверждение. Компактный корпус с управляющими элементами на верхней панели. Проигрыватель оснащен 4-ядерным процессором ARM Cortex A53 с частотой 1,8 ГГц и может подключаться к таким сетевым сервисам, как Spotify и TIDAL, но что гораздо более важно — поддерживает кодек MQA и программный проигрыватель Roon. Имеющиеся беспроводные протоколы — двухдиапазонный Wi-Fi, Bluetooth aptX HD и AirPlay 2. Помимо аналогового аудиовыхода, есть HDMI с возвратным аудиоканалом, а также оптика и коаксиал. Естестественно, что всё это хозяйство работает под управлением проприетарной операционной системы BluOS и фирменного приложения для мобильных устройств. И не будем забывать про актуальный мультирум на базе этой системы.

Denon DNP-800NE

Denon DNP-800NE

Модель DNP-800NE от японской компании Denon поддерживает такие сетевые сервисы как Spotify, Deezer и TIDAL, а благодаря цифро-аналоговому преобразователю PCM1795 может воспроизводить файлы с разрешением вплоть до PCM192 и DSD128. Два генератора синхроимпульсов для основных опорных частот минимизируют джиттер, а из беспроводных протоколов подключения имеются Wi-Fi, AirPlay2 и Bluetooth. Аппарат оснащен трехстрочным OLED-дисплеем и двумя парами аналоговых выходов — фиксированным и регулируемым. Для управления можно использовать как штатный пульт дистанционного управления, так и фирменное приложение HEOS, с помощью которого в частности реализуется и мультирумный потенциал.

Magnat MMS730

Magnat MMS730

Модель MMS730 от немецкой компании Magnat — дебютное устройство подобного рода у этого производителя, тем не менее, первый блин вышел отнюдь не комом. Приятное дополнение к стандартным потоковым возможностям — встроенный DAB/FM-тюнер, но вряд ли он станет основным источником музыки. У аппарата традиционно есть как штатный пульт дистанционного управления, так и проприетарное приложение для мобильных устройств. Любопытно, что с внешних накопителей читаются только сжатые файлы, а вот с сетевых хранилищ — практически любые, в том числе и высокого разрешения, в том числе благодаря и цифро-аналоговому преобразователю WM8740. Из сетевых сервисов стоит отметить Spotify и Tidal, а Bluetooth-приемник тут пятого поколения, с поддержкой aptX HD. Не забудем и про мультирумные возможности аппарата.

Marantz NA6006

Marantz NA6006

Модель NA6006 от компании Marantz разработана на базе модели ND8006 и может похвастаться поддержкой таких сетевых сервисов, как Spotify, Deezer и TIDAL. В ней имеется двухдиапазонный Wi-Fi и Bluetooth, а также AirPlay 2. Благодаря цифро-аналоговому преобразователю ESS9016 поддерживаются форматы высокого разрешения вплоть до PCM192 и DSD128, а раздельные генераторы синхроимпульсов для основных опорных частот позволяют минимизировать джиттер. Имеются целых два линейных выхода — фиксированный и регулируемый, а выходные каскады обслуживаются фирменными усилительными модулями HDAM. Благодаря цифровому входу проигрыватель можно использовать как ЦАП, а управление им возможно как штатным пультом, так и с помощью приложения HEOS, оно же ответственно за голосовое управление и мультирумные возможности устройства.

Onkyo NS-6170

Onkyo NS-6170

Модель NS-6170 от японской компании Onkyo поддерживает такие сетевые сервисы, как Spotify, Deezer и TIDAL, в ней установлена пара цифро-аналоговых преобразователей АК4490, благодаря которым возможно воспроизведение цифрового контента с разрешением вплоть до PCM192 и DSD256. Конструктивно аппарат решен по принципу dual mono, в нем используется традиционный линейный блок питания с массивным Ш-образным трансформатором. Для подключения внешних накопителей имеются два USB-разъема, а беспроводное подключение обеспечивается протоколами Wi-Fi, Chromecast и AirPlay. Приятный бонус — встроенный DAB/FM-тюнер. Управление устройством возможно как посредством штатного пульта ДУ, так и через фирменное приложение.

Pro-Ject Stream Box S2 Ultra

Pro-Ject Stream Box S2 Ultra

Проигрыватель Stream Box S2 Ultra от австрийской компании Pro-Ject — очевидно самый компактный в нашей нынешней подборке, но это вовсе не означает, что он самый тривиальный. Миниатюрные размеры — это в первую очередь результат использования внешнего блока питания и отсутствия цифро-аналогового преобразователя, то есть перед нами по сути сетевой транспорт. В качестве выходного интерфейса используется USB-разъем, а картинку можно вывести через HDMI. Поддерживаются форматы высокого разрешения вплоть до PCM352 и DSD256, также потоковые сервисы Spotify, TIDAL и Qobuz, но что гораздо важнее — имеется совместимость с золотым стандартом аудиофильского сетевого звука, системой Roon. Еще одна любопытная особенность — возможность копирования компакт-дисков в память при использования внешнего CD-привода, подключенного через USB-разъем.

SMSL DP5

SMSL DP5

Модель DP5 от компании SMSL (ShuangMuSanLin) оснащена цифро-аналоговым преобразователем ES9038PRO и единственная в обзоре имеет балансный аналоговый выход. Максимальное разрешение цифровых файлов — PCM384 и DSD256, а что касается внешних накопителей, то их размер может составлять до 4 ТБ в FAT32 или NTFS. У проигрывателя есть штатный пульт дистанционного управления, но можно использовать и приложение Hiby. Нативно поддерживается декодирование файлов MQA, имеется совместимость с AirPlay. Это пожалуй что оптимальное по стоимости и удобству управления решение в случае наличия большой домашней коллекции музыкальных файлов.


Стри́мер [1] (от англ. streamer ), также ле́нточный накопи́тель — запоминающее устройство на принципе магнитной записи на ленточном носителе, с последовательным доступом к данным, по принципу действия аналогичен бытовому магнитофону.

Основное назначение: запись и воспроизведение информации, архивация и резервное копирование данных.

Содержание

Достоинства и недостатки

Технология хранения данных на магнитной ленте в ходе развития вычислительной техники претерпела значительные изменения, и в разные периоды характеризовалась различными потребительскими свойствами. Использование современных стримеров имеет следующие отличительные черты.

  • большая ёмкость;
  • низкая стоимость и широкие условия хранения информационного носителя;
  • стабильность работы;
  • надёжность;
  • низкое энергопотребление у ленточной библиотеки большого объёма.
  • низкая скорость произвольного доступа к данным из-за последовательного доступа (лента должна прокрутиться к нужному месту);
  • сравнительно высокая стоимость накопителя (стримера).

Базовые способы записи

Существует два базовых метода занесения информации на магнитную ленту в стримерах:

  • линейная магнитная запись;
  • наклонно-строчная магнитная запись.

Линейная магнитная запись

При использовании данного метода записи, данные записываются на ленту в виде нескольких параллельных дорожек. Лента имеет возможность двигаться в обоих направлениях. Считывающая магнитная головка во время чтения неподвижна, также как и записывающая во время записи. По достижении конца ленты считывающая/записывающая головка сдвигается на следующую дорожку, а лента начинает двигаться в противоположном направлении. Технология по сути аналогична бытовому аудиомагнитофону. Возможно применение нескольких головок, которые работают с несколькими дорожками одновременно (многодорожечный стример). В современных устройствах этот метод доминирует.

Если используется данный метод, то блок головок записи-воспроизведения (БГЗВ) размещается на вращающемся барабане, мимо которого механизм протягивает ленту, при чтении и записи. Запись при этом ведётся в одном направлении. В зависимости от используемого формата записи лента проходит вокруг БВГ под некоторым углом, причём ось самого цилиндра БГЗВ также наклонена под небольшим углом к ленте. Лента при записи-чтении движется в одном направлении. Данный способ записи предполагает наличие наклонных дорожек на поверхности ленты. Аналогичная технология применяется в видеомагнитофонах. Наклонно-строчный метод был изобретён, чтобы добиться более высокой плотности записи, чем при линейном методе, без необходимости уменьшения зазора в головках и увеличения скорости движения ленты (однако в настоящее время эти технические ограничения преодолены и в рамках линейного метода).

История

Магнитная лента была впервые использована для записи компьютерных данных в 1951 году в компании Eckert-Mauchly Computer Corporation на ЭВМ UNIVAC I. В качестве носителя использовалась тонкая полоска металла шириной 12,65 мм, состоящая из никелированной бронзы (называемая Vicalloy). Плотность записи была 128 символов на дюйм (198 микрометров / символ) на восемь дорожек.

В ЭВМ, выпускавшихся до момента появления и широкого распространения жестких дисков, накопители на магнитной ленте (НМЛ), аналогичные стримерам, использовались как основной долговременный носитель информации. В дальнейшем, в мейнфреймах НМЛ стали использоваться в системах иерархического управления носителями для хранения редко используемых данных. Некоторое время они достаточно широко применялись в качестве съёмного ЗУ при переносе большого количества информации.

9-дорожечная лента



Широкое распространение ленточных накопителей было связано с большими ЭВМ и, в частности, мейнфреймами IBM. Начиная с представленного в 1964 году семейства IBM System/360, в фирме IBM был принят стандарт 9-дорожечной ленты с линейной записью, который впоследствии распространился также в системах других производителей и широко использовался до 1980-х годов. В СССР этот стандарт магнитных лент абсолютно доминировал, благодаря использованию ленточных накопителей семейства ЕС ЭВМ, в том числе и в составе компьютеров других архитектур.

Аудиокассета



В домашних персональных компьютерах 1970-х и начала 1980-х годов (вплоть до середины 1990-х) в качестве основного внешнего запоминающего устройства во многих случаях использовался обычный бытовой магнитофон или, изредка, специальные устройства на его основе с автоматическим управлением. Эта технология была недостаточно приспособлена для компьютерных нужд, зато была весьма дёшева и доступна для домашнего пользователя (так как сам аудиомагнитофон у многих из них уже имелся).

Технология DDS



Формат хранения данных DDS (англ. Digital Data Storage ) был разработан в 1989 году компаниями Hewlett-Packard и Sony на базе формата DAT (Digital Audio Tape) разработанной компаниями Sony и Philips в середине 1980-х. По внешнему виду он напоминает уменьшенную в два раза аудиокассету, поскольку представляет собой четырёхмиллиметровую магнитную ленту, заключённую в защитный пластиковый корпус размера 73 мм × 54 мм × 10,5 мм. Как подсказывает само название, запись на магнитную ленту производится цифровым, а не аналоговым способом, при этом используется 16-битная импульсно-кодовая модуляция (PCM) без сжатия, как у CD, а частота дискретизации может быть как больше, чем у CD (44,1 кГц), так и меньше, а именно: 48, 44,1 или 32 кГц. Это означает, что запись производится без потери качества исходного сигнала, в отличие от более поздних форматов DCC (англ. Digital Compact Cassette ) и MD (англ. MiniDisc ). Накопители DDS используют технику записи, аналогичную применяемой в DAT-аудиомагнитофонах и основанную, как на перемещении носителя в горизонтальном направлении, так и головок чтения-записи — в вертикальном направлении.

Технология QIC



В 1990-е годы для систем резервного копирования персональных компьютеров были популярны стандарты QIC-40 и QIC-80, использовавшие небольшие кассеты физической ёмкостью 40 и 80 Мбайт соответственно. Поддерживалось аппаратное сжатие данных. Накопители этих стандартов устанавливались в стандартный 5-дюймовый отсек и подключались к интерфейсу контроллера флоппи-дисков. В дальнейшем появилось большое количество сходных стандартов под торговыми марками QIC и Travan, определяющих носители ёмкостью до 10 Гбайт.

Технология DLT



Технология DLT была представлена фирмой Quantum (англ.) в начале 1990-х годов на основе более ранней технологии CompacTape для компьютеров VAX фирмы Digital Equipment Corporation, ленточное подразделение которой приобрела Quantum. Дальнейшим развитием DLT явилась технология Super DLT (SDLT).
Линейка стандартов CompacTape/DLT/SDLT определяет носители физической ёмкостью от 100 Мбайт до 800 Гбайт.

С 2007 года развитие стандарта SDLT фирмой Quantum прекращено в пользу LTO, но оборудование и носители записи ещё выпускаются.

Современные стандарты

Современные стримеры, как правило, подключаются через высокопроизводительный интерфейс SAS, обеспечивающий передачу данных со скоростью 3 или 6 Гбит/с. Старшие модели IBM имеют возможность подключения через интерфейс FICON.

Технология LTO



В настоящее время на рынке доминируют стримеры, соответствующие линейке стандартов LTO (Linear Tape-Open).

Представленный фирмой IBM стример LTO-5 TS2350 оснащён, помимо двух интерфейсов SAS, также интерфейсом Ethernet. Однако, в настоящее время (июнь 2010-го) этот интерфейс не может использоваться, он объявлен зарезервированным для будущих версий прошивок [2] .

Технология IBM 3592

Компания IBM поставляет в настоящее время, помимо оборудования LTO, стримеры собственного закрытого стандарта IBM 3592 (Jaguar), представленные современной моделью IBM TS1140 [3] , а также совместимые ленточные библиотеки. Это оборудование используется в серверах и мейнфреймах. К линейке IBM 3592 относятся модели стримеров собственно 3592 (1 поколение), TS1120 (2 поколение), TS1130 (3 поколение) и TS1140, а также ленточные библиотеки на их основе. Картриджи имеют физическую ёмкость до 4 Тбайт.

Будучи, в отличие от стандарта LTO, ориентирован не только на архивацию и резервное копирование, но и на произвольный доступ к данным, стандарт IBM 3592 обеспечивает удовлетворение более жёстких требований по количеству перезаписей носителя. Также в IBM 3592 использован ряд решений для оптимизации производительности в старт-стопном режиме записи, такие как глубокое кеширование данных и многоскоростное движение ленты (6 или 7 скоростей, в зависимости от модели стримера).

IBM 3592 использует линейный метод записи.

Отличительной особенностью стандарта IBM 3592 является заложенная в него возможность переформатирования магнитных носителей старого поколения под формат более новых устройств с соответствующим повышением информационной ёмкости (в отличие от других современных стандартов, обеспечивающих совместимость новых устройств со старыми носителями только в старом формате). В общем случае предусматривается совместимость на 2 поколения вперёд, конкретные допустимые режимы использования конкретного носителя в конкретном устройстве определяются по таблице:

Длина ленты (м) Стример 3592 J1A Стример TS1120 Стример TS1130 Стример TS1140
Картридж 3592 JJ/JR 610 м 60 GB 100 GB 128 GB
Картридж 3592 JA/JW 610 м 300 GB 500 GB 640 GB
Картридж 3592 JB/JX 825 м 700 GB 1 TB 1.6 TB
Картридж 3592 JC/JY 4 TB
Картридж 3592 JK (short JC) 500 GB

Перспективы

В настоящее время компаниями IBM Research и FujiFilm представлена технология, позволяющая записывать до 35 терабайт данных на ленточном картридже, сопоставимом по размерам с LTO. Открытым, однако, пока остаётся вопрос об обеспечении достаточной пропускной способности интерфейса подключения устройства и блоков самого устройства: современным устройствам LTO-5, ориентированным на подключение по интерфейсу 6 Гбит/с SAS с фактической пропускной способностью 140 Мбайт/с, потребовалось бы около 3 суток для записи 35 терабайт данных [4] . Однако позиции ленточных библиотек в настоящее время значительно ослабляются очень быстрым прогрессом в ёмкости и стоимости конкурирующих с ними дисковых накопителей [источник не указан 259 дней] .

Программное обеспечение

В Unix-подобных операционных системах простейшая, но достаточная во многих случаях, работа со стримером поддерживается из командной строки при помощи команд tar и mt (исключением является Mac OS X, в которой mt отсутствует, а tar не поддерживает стримеры). Более развитые средства резервного копирования обеспечиваются специальными программами, доступными для всех распространённых операционных систем.

В 2010 году фирмой IBM представлена свободно распространяемая файловая система LTFS (англ.) для ленточных накопителей, поддерживающих разбиение на разделы (partitioning), к которым относятся стримеры стандарта LTO-5, а также IBM 3592/TS1120/TS1130 [5] . Эта файловая система позволяет обращаться к содержимому ленты, как к обычному дереву каталогов с файлами. В настоящее время LTFS реализована IBM для платформ Linux и Mac OS X, ведутся работы над реализацией для Windows.

Ленточная библиотека



Накопитель на магнитной ленте, поддерживающий работу одновременно с несколькими лентами, называется ленточной библиотекой. Роботизированные ленточные библиотеки могут содержать хранилища с тысячами магнитных лент, из которых робот автоматически достаёт требуемые ленты и устанавливает в одно или несколько устройств чтения-записи. С программной точки зрения такая библиотека выглядит, как один накопитель с огромной ёмкостью и значительным временем произвольного доступа. Кассеты в ленточной библиотеке идентифицируются специальными наклейками со штрихкодом, который считывает робот. В настоящее время (2010 год) коммерчески доступны модели ленточных библиотек с ёмкостью до 70 петабайт при использовании 70 000 кассет [6] .

Ленточная библиотека имеет значительные преимущества перед дисковым массивом по стоимости и энергопотреблению при больших объёмах хранимых данных. Например, согласно расчётам 2008 года издания Clipper Notes [7] , для поддержания в постоянном доступе архива размером 6,6 петабайт в течение 5 лет, стоимость дисковой системы (RAID-массивов, контроллеров, разветвителей, дисков, питания, охлаждения и пр.) составит 14,7 млн долларов (в том числе стоимость электроэнергии — 550 тыс. долларов), в то время как стоимость ленточной библиотеки — менее 700 тыс. долларов (в том числе стоимость электроэнергии — 304 доллара). Недостатком ленточной библиотеки является время произвольного доступа к данным, которое в нормальном режиме функционирования может достигать нескольких минут, а также падение производительности на порядки при увеличении количества различных одновременных запросов более числа наличествующих устройств чтения-записи (когда кассеты оказываются стоящими в очереди к устройству).

Читайте также: