Гамма в телевизоре что это

Обновлено: 17.05.2024

Мы на пороге цветовой революции. Стандарты Rec.2020 и DCI P3 изменят наше представление о реалистичности изображения на экране. Больше оттенков, шире динамический диапазон, точнее каждый цвет. Ведь самая слабая сторона всех телевизоров — цветопередача. И это плохо. Чем точнее и реалистичнее цвета, тем картинка на экране живее и натуральнее. Несмотря на то, что высокое разрешение пришло в индустрию уже давно, работа с цветом ведется практически на том же уровне, что и в ЭЛТ-телевизорах. Современные модели способны выдать гораздо больше цветов, но все упирается в контент и спецификации, разрабатываемые под устаревшие форматы.

Скоро все изменится. На подходе новые стандарты цветопередачи, которые изменят наше представление о возможностях телевизоров. Наконец-то мы увидим телевидение 21 века.

Если вы еще не прочитали первую часть статьи, настоятельно советую это сделать — там я рассказывал, как получаются цвета и оттенки на экране телевизора. А в этой я расскажу, как изменится цветопередача в скором будущем.


Самый маленький треугольник (с черными кругами в углах) — цветовое пространство обычного HD-телевизора. Тот, что побольше (с квадратами) — цветовое пространство DCI P3, а самый большой (с треугольниками) — это стандарт Rec.2020

Итак, чтобы цвета стали реалистичней, необходимо улучшить две вещи: цветовую гамму и глубину цвета (битность изображения). Начнем с гаммы, тут все проще.

Цветовая гамма

Цветовая гамма телевизора — это все цвета и оттенки, которые он может передать. Цветовые пространства бывают разными, посмотрите на картинку цветового локуса выше, она достаточно наглядна.


Расширенная цветовая гамма позволяет нашим телевизорам передавать больше цветов. Если сказать коротко, то у красного, например, будет больше оттенков. На картинке в начале статьи есть еще два треугольника (те, что побольше) — P3 и Rec.2020, это цветовые пространства, которые скоро придут на смену Rec.709. Как сами видите, там цветовые гаммы гораздо более широкие.

Глубина цвета

Уже сегодня делают телевизоры и 4K-Blu-ray-проигрыватели с 10-битной системой. Это означает, что у каждого цвета получается 1024 оттенка. Гораздо интереснее! Картинка получается натуральней.

Многое зависит от ваших глаз


Однако есть и обратный эффект. Чем чище цвет, тем больше вероятность, что люди увидят его по-разному. От этого никуда не денешься, у каждого из нас есть свои особенности устройства глаза, значительных отличий нет, но некоторая разница присутствует. Другими словами, я могу видеть абсолютно реалистичный красный (как в жизни), а вам тот же цвет будет казаться не таким реалистичным. И мы оба правы.

Помните историю с платьем? Кто-то видел его бело-золотым, а другие сине-черным. В этом и скрыта проблема. Никто из нас не может точно знать, как другой видит какой-либо цвет, все субъективно.

О Blu-ray-дисках формата 4K


Прототип 4К Blu-Ray-проигрывателя от Panasonic

Короче говоря, специальные 4K-Blu-ray-диски для расширенной цветопередачи не понадобятся. Это плюс.

Rec. 2020 или DCI P3

Сейчас ведется много споров и дискуссий касательно новых стандартов. С одной стороны, у Rec.2020 намного больше цветов, чем у Rec.709, но с другой — индустрия еще не готова к переходу на Rec.2020. Плохо это или хорошо? Мне кажется, что есть куда стремиться, а значит — хорошо. Вероятней всего, с Rec.709 телевидение перейдет на стандарт DCI P3. Именно это цветовое пространство используется в современных кинотеатрах. Стандарт уже хорошо знаком студиям, есть большая вероятность, что скоро появятся ремастированные версии старых фильмов, подогнанные под новый стандарт.
Несмотря на то, что вероятность перехода на P3 более высока, это не значит, что Rec.2020 забудут — сейчас DCI P3, а потом Rec.2020. Думаю, переход от формата к формату не станет слишком сложной задачей, это как добавить новый саундтрек к уже отснятому материалу.

Почему именно сейчас?

Все эти разговоры о расширенной цветовой гамме идут уже не первый год. Некоторое время назад появился стандарт цветового пространства xvYCC (он же x.v.Color) — способ объединить расширенную гамму цветов и обычный HD-сигнал. Однако его так и не задействовали. Почему же сейчас все изменится?

Потому что сейчас все стало цифровым, а потоковый контент легче улучшать. Появился HDMI 2.0, и он тоже играет свою роль — большая пропускная способность дает возможность передать больше информации, что упрощает задачу. Конечно, я не могу сказать, что процесс прост, как прогулка летним днем по парку, но то, что сейчас все проще, чем раньше, это точно.

Подведем итог

Вообще уже в этом году стоит ожидать довольно серьезных улучшений в области реализма цветов. Контент скоро появится, и повезет тем, у кого будут подходящие телевизоры и 4K-Blu-ray-проигрыватели.

Настройка изображения телевизоров Samsung

Условно настройки изображения можно разделить на 4 типа:

1. Калиброванные. Получены с помощью специального оборудования.Далеко не всегда являются идеальными, т.к. подходят для конкретного экземпляра.

2. Настройки для просмотра в яркой комнате.

3. Настройки для просмотра в темной комнате.

4. Свои настройки (для повседневного просмотра)

48H6400, 55H6400(Robert Wiley):

40H6203/46H6203/50H6203/55H6203 (Robert Wiley):

Jeff Tankersley:
Picture Mode: Movie
Backlight: 16
Contrast:95
Brightness: 48
Sharpness: 73
Color: 60
Tint: G40/R60

Advanced Settings
Dynamic Contrast: Medium.
Black Tone: Off
Flesh Tone: 0
RGB Only Mode: Off
Color Space: Auto.
White Balance (2 Point):
R-Offset: +22
G-Offset: +24
B-Offset: +42
R-Gain: +17
G-Gain: +27
B-Gain: +30
Gamma: -1

Picture Options.
Color Tone: Warm 2
Digital Clean View: Auto.
MPEG Noise Filter: Auto.
HDMI Black Level: Low.
Film Mode: Auto 2
Auto Motion Plus: Standard

46H7000/55H7000 (Robert Wiley):

Последний раз редактировалось Игорь 04 апр 2014, 11:33, всего редактировалось 4 раза.
Причина: обновлено

Настройка изображения Samsung UE32H6200, UE32H6230
Режим Кино
Подсветка - в идеале 6, однако для большинства условий просмотра он покажется темным, так что можно самостоятельно поднять вплоть до 19.
Контраст - для фильмов 86, для передач плохого качества - уменьшить до 73, т.к. иначе лица крупным планом будут неестественными.
Яркость 45, дальнейшее увеличение снизит глубину черного.
Четкость 11. Можно выше, но на плохом материале будут более явно выпячиватся артфакты сжатия, гребенка и т.п.
Цвет 55
Тон без изменений
Доп параметры:
Автоконтраст Низкий
Баланс белого по 2 точкам: С смещ -18, С усил -19. Не могу сказать, что это идеальный баланс белого, но он позволяет сделать картинку приятнее для просмотра, на мой взгляд.
Остальное без изменений
Параметры изображения:
Оттенок стандартный
MotionPlus пользовательский 10/7.

Калибровка изображения, настройки изображения для Blu-Ray на 65HU8500 (перевод с французского)

Режим изображения: Стандартный
Подсветка: +6
Контрастность: 95
Яркость: 44
Резкость: 20 (или в зависимости от модели блу-рэй)
Соотношение сторон: по размеру экрана, исходный
Цвет: 50
Тон по умолчанию
Цветовая температура: Стандартный

Динамическая контрастность: выкл
Уровень черного: выкл
Цветовое пространство: исходный или авто
Красный:
R: 48
V: 3
B: 7
Зеленый:
R: 11
V: 49
B: 8
Синий:
R: 0
V: 4
В: 47
Желтый:
R: 50
V: 48
В: 11
Голубой:
R: 10
V: 50
В: 50
Magenta:
R: 46
V: 0
В: 48
След пункт: -1.
Гамма: -1 для ночи и 0 для дня
Баланс белого:
AJ. Красный: -7
AJ. Зеленый: 0
AJ. Синий: -12
Рег. Красный: 20
Рег. Зеленый: 0
Рег. Синий: -29

Шумоподавление выкл
Motion Plus: Каждому свое для этого параметра, 5/4 выбрано настройщиком
Smart LED: Стандартный

Для просмотра материала стандартной четкости:

Режим изображения: Стандартный
Подсветка: 10
Контрастность: 95
Яркость: 45
Резкость: 35
Цвет: 50
Оттенок: без изменений
Nuance Цвета: теплый 1

Динамическая контрастность: Низкий
Уровень Черного: Низкий
Цветовое пространство: Авто
Гвоздика: -2
Гамма: 0
Баланс белого: По умолчанию

Шумоподавление выкл
Motion Plus: Стандартный
Smart LED: высокая

Каким бывает цветовое пространство мониторов и телевизоров и что это такое

Изображение, выдаваемое мониторами стандартизировано в наиболее существенных его составляющих: разрешение, частота смены кадров, глубина цвета, гамма, цветовое пространство.

Для построения математической модели восприятия цвета человеком двое ученых — Джон Гилд и Дэвид Райт, независимо друг от друга, провели эксперименты на людях с нормальным зрением.


По результатам этих экспериментов в 1931 году был принят стандарт CIE XYZ, легший в основу почти всех прочих стандартов, в которых так или иначе упоминается цвет. Конечно же эта модель неидеальна.

Например, большую часть цветов этого пространства невозможно увидеть в реальности. Области, увеличенные в 10 раз для наглядности, внутри которых цвета для большинства людей неотличимы друг от друга — весьма неравномерны.


Зато эта диаграмма очень удобна для описания цветовых охватов реальных устройств. Прямая линия между двумя цветами на диаграмме показывает те цвета, которые можно получить при их смешении в разной пропорции. Достаточно знать длину волны и ширину пиков основных цветов чтобы без сложных расчетов найти координаты точки прямо на диаграмме.


Существуют альтернативные пространства, отображающие полный цветовой охват, со своими особенностями. Например, CIE Lab в котором из-за нелинейных преобразований сравнивать мониторы неудобно. Но удобно сравнивать печатающие устройства, из-за того, что цвета рассматривается относительно точки белого, которая для напечатанного изображения меняется в зависимости от освещения.

О наиболее распространенных цветовых пространствах и будет рассказано в данном материале.

Стандарты аналогового телевидения. NTSC, SAMPT-C, PAL/SECAM, REC.601

NTSC стандартом на цвет обзавелся в 1953 году. В те далекие времена телевизоры обеспечивали очень широкий цветовой охват, но используемый люминофор оставлял длинные шлейфы и не давал достаточно яркой картинки, что привело к постепенному отказу производителей от этого стандарта.

В итоге появился стандарт SAMPT-C, учитывающий реальный цвет в телевизорах, который продолжили использовать в вещании NTSC.


Чуть позже разработали другие стандарты телевиденья PAL/SECAM, которые описываются единым стандартом REC.601. В современном цифровом мире единственное подходящее его применение — оцифровка кассет, с последующей конвертацией в другое, более подходящее, пространство.

Но есть еще кое-что. Декодеры h.264 в зависимости от размера изображения по-разному преобразуют закодированную информацию о цвете в итоговые значения RGB. В зависимости от размеров изображения иногда неверно используется стандарт REC.601 вместо REC.709. Это проводит к искажению цветов либо в красноватую, либо в желтоватую область.

sRGB, REC.709


sRGB и REC.709 появились примерно так же, как SAMPT-C — чтобы навести порядок в том хаосе, который устроили производители мониторов. И то, что он так свободно перешел на ЖК-панели, можно считать чудом — принцип получения итоговой картинки разный (разные люминофоры, фильтры и так далее). Интересная особенность стандарта — он не имеет постоянной оптоэлектронной световой характеристики(гаммы).

Изначально обратную гамму использовали для компенсации неравномерности светимости люминофора от уровня сигнала управляющего током луча кинескопа, (производителям так было проще) чтобы итоговое изображение выглядело максимально близко к оригиналу. Но современным мониторам это не так уж и необходимо — они могут работать с любой гамма-функцией.

Сейчас гамма нужна для оптимального распределения информации о цвете на числовой последовательности бит. К примеру, в стандарте вещания HDTV (REC.709) числа 0-15,236-255 нужны для синхронизации кадров хотя реально для этой цели используются только 0 и 255. Чтобы учесть потерю этой части диапазона была подобрана соответствующая гамма функция. А что будет с изображением при подаче REC.709 сигнала на sRGB-монитор видно при неправильной настройке HDMI в драйвере видеокарты.

Так вот, несмотря на то, что везде для sRGB указывается гамма 2,2, на самом деле гамма меняется от 1 до 2,4.


Синий — локальное значение гаммы sRGB, пунктир — гамма 2,2, красный — гамма sRGB.

Сделано это как раз для оптимального распределения цвета по битам с учетом отражения освещения в комнате на экране монитора.

Пока что sRGB — это стандарт цвета для интернета. Именно в этом пространстве стоит работать создателям изображений, дизайнерам, фотографам, ориентирующимся на цифровые публикации. А вот создателям видеоконтента стоит использовать другой стандарт — REC.709, у которого, несмотря на тот же самый цветовой охват, есть отличия в уровне точек черного и белого.

Еще одна особенность sRGB — отношение производителей мониторов к этому стандарту. Даже заявляя заводскую калибровку в sRGB, по факту от стандарта может отличаться все, кроме основных цветов, что осложняет работу. Обращайте внимание на обзоры.

AdobeRGB

Adobe RGB считается стандартом в печати, из-за того, что координаты основных цветов для подобраны таким образом, чтобы точно перекрывать swopCMYK — стандарт цветового охвата для печати 4 красками. В области голубого цвета у sRGB очень большие проблемы. Даже дешевенький домашний струйный принтер дает более насыщенный голубой цвет, чем дорогущий дизайнерский монитор, поддерживающий только sRGB.


Точка белого в Adobe RGB не D65, а D50 как соответствующая белому цвету на высококачественной бумаге. Который может доставить кучу неприятностей даже в любительской печати из-за принципа своей работы. Это вещество, преобразующее ультрафиолетовую часть спектра в синий цвет, что делает желтоватую низкосортную бумагу на вид яркой и белой, а отпечатки на такой бумаге сильно меняют цвета в зависимости от источника света.

Такое пространство не подходит для потребления контента, цвета получаются нетолько более насыщенными, но и меняют оттенки, что больше всего заметно на лицах, к цвету которых глаз более чувствителен. По той же причине создателям контента, не занимающимся печатью, такое пространство доставит больше проблем чем пользы — практически никто не увидит изображение в изначальном виде.

Чтобы использовать такой монитор как следует, к нему потребуется колориметр-спектрофотометр для точной калибровки как самого монитора, так и принтера, источники света D50 и D65 для контроля отпечатков, помещение без окон, окрашенное серой краской. И всё это для того, чтобы исключить влияние внешнего освещения на восприятие цвета. В противном случае это будет просто монитор с насыщенными зелеными и голубыми цветами.


Но все эти ухищрения недостаточны, когда дело доходит до многоцветных принтеров. Даже обычный потребительский 6-цветный принтер может выйти за пределы возможностей начальных профессиональных мониторов, поэтому превышение охвата монитора над стандартным очень даже желательно.


DCI-P3, Display-P3, P3-D65

Изначально DCI-P3 был стандартом для кинотеатров.

У оригинального стандарта яркость точки белого всего 45 нит (кд/м²) и заметен зеленоватый оттенок, а используемая гамма 2,6. Большинство мониторов даже если выкрутить яркость на минимум, всё равно будут заметно ярче чем полагается экрану в кинотеатре.

Поэтому у стандарта появились адаптации для потребительской техники — Display-P3, P3-D65, отличающиеся точкой белого, и гаммой, которую приняли за 2,2. Общего у них с изначальным стандартом — только основные цвета.


Этот стандарт планируется в качестве замены sRGB. Своим приходом в массы в скором будущем он будет обязан квантовым точкам — дешёвому люминофору позволяющим получить практически любой цвет без применения редкоземельных металлов.

Мониторов, обеспечивающих достаточный уровень покрытия будущего стандарта, становится все больше, но сейчас это вызывает некоторые сложности. Хотя браузеры и научились преобразованию цвета, для этого им требуется знать охват монитора. А Windows 10 знать не знает об этом стандарте. И если вы стали счастливым обладателем монитора с цветовым охватом отличным от sRGB, то при отсутствии настроек это может привести к искажению цветов.


К сожалению, производители и обзорщики не часто балуют профилями мониторов, а калибровка стоит денег, которые не хочется тратить. В таком случае поможет стандартный профиль, делающий просмотр интернета более приятным.

REC.2020 REC.2100


Новейший формат для цифрового телевидения — REC.2020 REC.2100. Из-за того, что используются монохромные цвета, даже квантовые точки не смогут обеспечить такого охвата, а значит бюджетных устройств с 100% покрытием в обозримом будущем не предвидится. Скорее всего это цветовое пространство ожидает судьба контейнера —цветового пространства, не соответствующего ни одному реальному устройству, но используемое для хранения информации о цвете, чтобы уже само устройство выполнило преобразования цвета в соответствии со своим возможностями. Это уже происходит на YouTube. Где для правильного отображения цвета видео в формате HDR, перед загрузкой рекомендуется конвертация именно в пространство REC.2020.

Заключение

Заводская калибровка вовсе не гарантирует, что монитор будет пригоден для работы.

Но это все настолько заморочено, что даже разработчики ПО и оборудования допускают ошибки.


Мало правильно выбрать телевизор — нужно его ещё и настроить. Рассказываем, как за 5 минут получить максимально качественную картинку и наслаждаться любимыми фильмами и играми.

Содержание

Режимы изображения

Режим Ambient

Настройка тёмных цветов

Резкость и масштабирование

Уровень контрастности

Настройка яркости, подсветки, цветопередачи

Оптимальный уровень чёткости

Режимы обработки

Технологии шумоподавления и обработки движения

Где разместить ТВ, чтобы картинка была лучше

Режимы изображения

Режим Ambient

Функция Ambient включается кнопкой на пульте или в настройках телевизора.



Настройка тёмных цветов

Погоня за идеальным чёрным цветом стала двигателем процесса. Так появились новые методы обработки изображений. Но большинство из них неожиданно снижают качество картинки, а не улучшают его. Поэтому к настройке чёрного цвета подходим осторожно.

Динамическая контрастность регулирует свет, направленный на изображение. Поэтому в тёмных сценках заметно выше уровень чёрного. Но это в теории. На практике слишком яркая подсветка увеличивает яркость светлых цветов и снижает насыщенность чёрного.

Поэтому для контрастного чёрного выбираем минимальный уровень подсветки. Но не забудьте, что светлые цвета станут бледными.

Есть ещё технология локального затемнения для качественных картинок в телевизорах с LCD, OLED и LED 4K экранами. Модели с боковой и, реже, с задней подсветкой используют эту функцию и регулируют яркость различных участков дисплея, в зависимости от изображения.

Однако эта технология может разочаровать из-за бликов за счёт яркой подсветки. Но если установите локальное затемнение на минимум, тогда этого не случится.

Резкость и масштабирование

В базовых настройках резкость всегда слишком высокая. И если вы её ещё увеличите, тогда картинка станет хуже. Настройка резкости вручную сделает формат изображения ярче, но картинка станет темнее и потеряет в детализации. Это заметят обладатели больших Full HD-экранов. При настройке резкости выбирайте до 10 пунктов из 15 возможных на шкале регулировки.

Уровень контрастности

Контрастность дисплея влияет на уровень белого. При правильной настройке она даёт картинке более чёткую детализацию. Рекомендуем отрегулировать контрастность на изображении облаков. Установите максимальный параметр и снижайте шкалу, пока не увидите детали вместо сплошного белого пятна.

У ЖК и OLED телевизоров высокий уровень контрастности — 85–90%. В плазменных панелях этот показатель не должен превышать 65%, иначе произойдёт выгорание.

Настройка яркости, подсветки, цветопередачи

Для максимально качественной картинки, установите оптимальные значения в дополнительных настройках.

Яркость

Регулировка яркости происходит за счёт баланса чёрного. Поставьте ползунок на максимальную шкалу яркости и спускайте его, пока цвета за кадрами не превратятся из серых в чёрные. Тогда картинка будет максимально красивой. Обычно уровень яркости — 50%, но точный показатель зависит от модели ТВ. Например, в LG OLED48C1RLA с диагональю 48 дюймов, самоподсвечивающиеся пиксели даже при заводских настройках дарят максимальную яркость и реалистичность изображения, точную цветопередачу и глубокий чёрный.



Подсветка

Данный параметр определяет яркость картинки и настраивается, в зависимости от внешних условий — увеличивается в ночное и уменьшается в дневное время.

Регулируйте подсветку на свой вкус — поставьте ползунок на середину шкалы и двигайте его вверх или вниз, пока не получите идеальное изображение.

Настроить цветность легко и быстро — в большинстве телевизоров этот параметр установлен на среднем уровне. Например, в Sony KD-65XH9505 с диагональю экрана 65 дюймов, великолепная передача тончайших оттенков и цветовых переливов и плавное воспроизведение динамичных сцен уже на базовых настройках.

Чтобы установить оптимальную цветопередачу, включите цветную картинку и проверьте, достаточно ли для вас яркости. Если нет, сдвигайте регулятор вверх, чтобы добавить сочность, или вниз, если оттенки перенасыщены.



Далее проверьте реалистичность оттенков на изображении с людьми. У многих ТВ можно выбрать цветовую температуру — от прохладной (голубоватых оттенков) до теплой (тона уходят в красный). Оптимально ставить ползунок примерно на середину шкалы, чтобы выбирать нейтральную температуру. Если сложно найти баланс между яркостью и естественностью, экспериментируйте с цветопередачей и насыщенностью оттенков. Однако золотая середина — 50%.

Оптимальный уровень чёткости

Не нужно устанавливать его на максимальные значения. Иначе высокая чёткость сделает картинку менее естественной и детализированной. Поэтому идеальный параметр — 30%.

Настраивайте четкость в режиме HD или 4K. Начинайте с минимума и постепенно увеличивайте показатель. Если заметите, что вокруг контуров появился ореол, снижайте уровень до его исчезновения.

Режимы обработки

Теперь приступим к дополнительной обработке. Но здесь нужно проявлять осторожность — производители предлагают множество функций: дорисовку несуществующих пикселей, автоматическое изменение частоты кадров в зависимости от воспроизводимого контента и т.д. Если одни из них улучшают качество картинки, то другие, наоборот, ухудшают.

Рекомендуем отключить все активные режимы обработки в начале и сосредоточиться на базовых параметрах. Потом можно пробовать каждую функцию обработки по отдельности и смотреть, как изменится картинка.

Технологии шумоподавления и обработки движения

Функция шумоподавления часто ухудшает качество хорошего изображения — снижается детализация для уменьшения шума. Поэтому её лучше отключить и не жертвовать яркостью и контрастностью.

А вот у функции обработки движения разные названия. Например, у LG — это Trumotion, у Sony — Motionflow, у Samsung — Motion Plus. Такая обработка устраняет рывки движущихся объектов. Процессор анализирует изображение и в него по мере необходимости вставляются повторы или пустые кадры. Это мешает при просмотре кино, где смазанность фона, движущихся объектов и фокус на главном герое — часть художественного замысла. А данная функция, которая есть в большинстве современных LCD телевизоров, повышает резкость фоновых объектов и уменьшает смазанность. В результате картинка становится неестественно резкой, что ухудшает эффект динамических сцен.



Оптимально, когда разделяется обработка движения и контроль размытия и дрожания (подобная функция есть в OLED-моделях LG и QLED-телевизорах Samsung). Так фон и движущиеся объекты обрабатываются отдельно, в результате получается качественная картинка. Если ваша модель не поддерживает подобную опцию, отключите подавление дрожания и устанавливайте показатель размытия по своему вкусу.

Где разместить ТВ, чтобы картинка была лучше

И ещё один параметр, влияющий на качественный просмотр — правильное расположение ТВ. Если устанавливаете ТВ на стену, тогда не делайте это слишком высоко. Экран должен быть не выше глаз, когда вы сидите перед ним.

Также на качество просмотра влияет угол обзора. Многие телевизоры теряют в контрастности и цветопередаче при просмотре под углом, как вертикальном, так и горизонтальном.

Модель с изогнутым экраном увеличивает масштаб любого отражения, которое на него падает. Поэтому при установке нужно, чтобы телевизор не стоял под прямыми солнечными лучами или напротив зеркала.

Читайте также: