Из чего состоит кинескоп телевизора

Обновлено: 13.05.2024

Телевизионные приемники уверенно занимают одно из лидирующих мест в использовании среди другой бытовой техники. Они используются всеми членами семьи, как в познавательных целях, так и для развлечения.
В одной семье телевизоров может быть несколько. В гостиной, на кухне, в спальне и так далее.

Такая популярность этих приборов объясняется наличием в у них большого экрана, что по сравнению с мониторами, обеспечивает более комфортный просмотр видеоконтента.

Помимо этого не все любят и умеют пользоваться компьютером, особенно пожилые. Поэтому с появлением интернета, телевизоры все также остаются популярными среди разных возрастов и слоев населения.

Как и любая бытовая техника, телевизоры рано или поздно ломаются. Поэтому, было бы полезно знать причины поломок этих приборов, чтобы предотвратить их, и если это все таки случилось, попытаться отремонтировать устройство самостоятельно.

Сразу хочется отметить, что телевизор – это очень сложная и хрупкая бытовая техника. Обращаться с ним следует очень аккуратно. Связано это с тем, что в нем установлен кинескоп или жидкокристаллическая панель, которые при неаккуратном обращении могут повредится и тогда их замена может обойтись в 70% стоимости самого телевизора. Поэтому с ними нужно быть предельно внимательными.

Как уже говорилось выше, существует два основных вида экранов в телевизорах. Это электронная лучевая трубка (ЭЛТ или он же кинескоп) и жидкокристаллическая панель.

ЭЛТ телевизор, который я буду ремонтировать

Рис. 1. ЭЛТ телевизор, который я буду ремонтировать

Лучевая трубка, по своей сути – большая электронная лампа, внутри которой находится вакуум и в которой луч рисует изображение с помощью отклоняющих строчных и кадровых катушек. Ввиду того, что она имеет удлиненную форму, толщина телевизора довольно значительная.

Жидкокристаллические панели лишены всего этого. Сама панель представляет собой набор светодиодов трех основных цветов и расположенных рядом друг к другу.

Изображение получается при подаче на каждый светодиод напряжения от видеопроцессора и в зависимости от его величины на экране формируются разные цвета и оттенки. Применение жидкокристаллических панелей значительно уменьшило толщину, вес, и потребление электроэнергии таких телевизоров.

Можно сказать, что это совсем разные по конструкции устройства. Единственное, что у них может быть общего – это приемная часть, схема, отвечающая за звук и элементы управления.

В этой статье речь пойдет о ремонте телевизора с электронно-лучевой трубкой или кинескопе, так как ими еще активно пользуются, и отремонтировать такой аппарат больше шансов, чем жидкокристаллический.

Но при ремонтах таких устройств нужно быть очень осторожным, так как в них предусмотрено высокое напряжение до 25 тысяч вольт, необходимых для работы кинескопа. О чем указывают предостерегающие знаки, наклеенные на внутреннюю часть кинескопа. Это напряжение может оставаться на трубке, даже после отключения телевизора от сети.

Поэтому стоит быть аккуратными и внимательными, чтобы не получить разряд тока опасный для жизни. Но об этом немного позже.

Стоит отметить, что данный приемник собран из компонентов компании Samsung и Philips, что указывает на аналогичное схеморешение и других телевизоров такого типа. А это значит, что и причины, и ремонт аппаратов других фирм, будет производится по такой же методике, как и здесь.

И так, перейдем к самой поломке, а именно, как она себя проявляет (см. рисунок 2). Сначала телевизор работал нормально, но периодически изображение пропадало, экран становился черный, а посередине была белая горизонтальна полоса. При этом звук, дистанционное управление и другие функции работали нормально.

Белая горизонтальна полоса на экране ЭЛТ телевизора

Рис. 2. Белая горизонтальна полоса на экране ЭЛТ телевизора

Также, никаких посторонних звуков в виде потрескиваний и запахов горелого не наблюдалось.

Со временем изображение вовсе пропало, а вместо него, постоянно присутствовала светлая полоса посередине экрана.
Примечательно то, что если постукивать по корпусу телевизора, полоса скачкообразно расширялась, синхронно с ударами.

Все указывало на то, что где-то нет хорошего контакта. Теперь нужно было найти где.

Поэтому, очень важно по возможности провести предварительную диагностику.

Как бы там не было, телевизор все равно придется разбирать. Поэтому переходим к демонтажу задней защитной крышки.

Чтобы определить, где находятся винты крепления, нужно внимательно осмотреть крышку со всех сторон.
Винты могут быть так скрыты, что сразу можно их не заметить. А один не открученный винт, не даст крышке снятся, да еще при этом можно поломать место крепления.

Откручиваем винты крепления

Рис. 3. Откручиваем винты крепления

Передвигая и поворачивая телевизор, нельзя его сильно трясти и ударять. Это может привести к обрыву накальной нити в колбе кинескопа, что приведет к выходу его из строя и отсутствии смысла ремонтировать прибор дальше. Конечно, при холодной спирали такое происходит крайне редко, но иногда случается.

Итак, винты найдены, осталось их открутить. Как видно, шурупы могут быть в потаенных местах.

Откручиваем винт в скрытом месте

Рис. 4. Откручиваем винт в скрытом месте

Один из самых неудобных, оказался в нижней части, под телевизором. Чтобы до него добраться, нужно приподнять заднюю часть корпуса и открутить винт. Лучше это делать вдвоем, чтобы один держал телевизор, а другой человек откручивал винт.

Дело в том, что передняя часть, где кинескоп, весит больше раза в три, чем задняя. Поэтому при попытке одному наклонить телевизор сзади, он может кувыркнуться вперед так, что вы не успеете ничего сделать.

Если все таки вы не нашли напарника, то можно положить впереди несколько увесистых книг. Это даст телевизору упор при попытке наклона.

Винт в нижней части телевизора

Рис. 5. Винт в нижней части телевизора

Когда все винты по периметру крышки будут откручены, пытаемся стянуть ее назад. Чтобы она лучше выходила из пазов, телевизор необходимо наклонить немного вперед.

Стягиваем крышку телевизора

Рис. 6. Стягиваем крышку телевизора

Снимая крышку, следим за тем, чтобы она не меняла своего направления движения. Если ее резко отвести в сторону, она может сломать колбу кинескопа, на которой установлена плата с элементами.

Рис. 7. Рис. 8. Получаем доступ к кинескопу

Колба в этом месте очень хрупкая и имеет значительное сужение. Также, когда крышка уже будет снята, нужно следить, чтобы не ударить или зацепить эту колбу.

Колба кинескопного телевизора

Рис. 9. Колба кинескопного телевизора

Не нужно трогать и смещать рычаги настройки отклонения луча, иначе изображение в последствии может быть не четким, а вернуть их в исходное положение без специальных приборов не получится.

Снимаем крышку и кладем ее в сторону. При осмотре не вооруженным глазом видно, сколько внутри пыли, как на корпусе, так и на платах. По возможности ее нужно вытереть. Такая пыль становится токопроводящей и может стать причиной замыканий и даже возгорания.

Вытираем пыль

Рис. 10. Вытираем пыль

Из-за высокого напряжения внутри, притягивается вся пыль с комнаты и оседает вблизи элементов преобразователя высокого напряжения.

Пыль внутри телевизора

Рис. 11. Пыль внутри телевизора

Со временем через нее могут быть прострелы тока на шасси телевизора. Поэтому пыль нужно удалить.
Даже сами производители рекомендуют это делать, хотя бы раз в году.

Берем тряпку и вытираем корпус как снаружи, так и изнутри.

Видно, сколько пыли скопилось на поверхности за пару лет работы.

Пыль на поверхности платы

Рис. 12. Пыль на поверхности платы

Плату также желательно почистить (см. рисунок 13). Но не влажной тканью, а ватой, смоченной в спирте.

По мере загрязнения вату нужно менять. Еще это можно сделать пылесосом со специальной насадкой в виде щетки. В любом случае чистить платы нужно аккуратно и не спеша, чтобы ничего не сломать.

Без пыли плата будет лучше охлаждаться, что продлит работу ее компонентов.

Чищу плату от пыли

Рис. 13. Чищу плату от пыли

Телевизоры с кинескопом последних моделей построены на основе однокристального процессора. В основном это микросхемы фирмы Philips. Сигнал с антенного входа попадает на селектор каналов, где он преобразуется.

днокристальный процессор TDA9351PS/N3/1/1758

Рис. 14. Однокристальный процессор TDA9351PS/N3/1/1758

Телевизионный селектор

Рис. 15. Телевизионный селектор KS-H-148

Он обрабатывается и разбивается на звуковой, видеосигнал и импульсы, необходимые для работы развертки кинескопа.
Каждый из сигналов выходит с определенного вывода процессора.

Далее, он или усиливается с помощью специальных микросхем, или поступает непосредственно на исполнительное устройство.

Усиливаться могут сигналы: низкой частоты (звук), видеосигнал, импульсы кадровой и строчной развертки. Для каждых сигналов есть свой усилитель, построенный чаще всего на микросхеме. Поэтому неплохо иметь принципиальную схему телевизора, которую можно найти на просторах интернета.

Электронная начинка платы телевизора

Рис. 16. Электронная начинка платы телевизора

Воспользовавшись поиском Яндекса, можно определить какая микросхема за что отвечает.

Так будет проще найти причину поломки, обратив особое внимание на компоненты соответствующего блока.

Вернемся к нашему телевизору. Сделаем анализ неисправности. Звук есть, каналы переключаются, значит: блок питания, тюнер, процессор и усилитель звука в порядке.

Обратим внимание на то, что на экране горизонтальная полоса по центру. Это указывает на неправильную работу кадровой развертки.

Если бы полоса была вертикальной, внимание нужно было бы обратить на элементы строчной развертки и высоковольтный трансформатор.

А так, проблема в маленькой амплитуде сигнала кадровой развертки. Этот сигнал слишком мал, чтобы достаточно отклонить электронный луч кадровыми катушками.

Значит, проблема, скорее всего в усилителе этого сигнала. Используя найденную в интернете схему к этому телевизору, было определено, что это микросхема TDA8359J. У нее девять выводов и расположена она на общем радиаторе – теплоотводе.

На плате она обозначается как D600.

Рис. 17. Рис. 18. Рис. 19. Микросхема TDA8359J (D600 на плате)

Возможно, вышла из строя она, или ее обвязка – резисторы и конденсаторы. Внимательно осматриваем саму микросхему и рядом расположенные элементы на изменение цвета или вздутие. Ничего подобного не видно.

Далее, вытягивает плату поближе, и переворачиваем ее. Здесь видны дорожки и места пайки. Для хорошего результата желательно использовать настольную лампу и лупу.

Плата с обратной стороны

Рис. 20. Плата с обратной стороны

Также, следует быть внимательным и не касаться мест паек высоковольтного электролитического конденсатора, чтобы не получить разряд.

Можно отверткой закоротить выводы конденсатора, чтобы снять заряд и спокойно работать.

При внимательном осмотре, через лупу, мест пайки ножек микросхемы D600, был найден дефект в виде трещины олова, вокруг вывода микросхемы (см. рисунок 21). Заметить его очень сложно, особенно невооруженным глазом.

Место пайки ножек микросхемы D600

Рис. 21. Место пайки ножек микросхемы D600

Такой дефект очень часто встречается в разной технике. Причиной являются: низкое качество олова, утолщенные ножки детали и значительный нагрев при работе. Не зря эта микросхема имеет теплоотвод.

Еще причиной могут быть колебания, и тонкий стеклотекстолит, из которого изготовлена плата. Производитель сэкономил на толщине материала, в итоге имеем такую проблему. Плата действительно легко гнется, что и приводит к трещинам паек, отслоениям дорожек и другим дефектам.

Выходом с такой ситуации становится тщательная пропайка всех ножек микросхемы. Обязательно при пайке использовать флюс. Ни в коем случае не применять кислоту, а только канифоль.

Пропаять можно ножки и других силовых микросхем и массивных компонентов.

Паять выводы процессора без надобности не рекомендуется. Так как они находятся слишком близко, их легко можно перегреть, или закоротить ножки между собой. Потом вернуть все обратно будет очень трудно.

После пайки, ножом или чем-то острым, убираем возможные микросоединения между дорожками платы, особенно там, где производилась работа.

Устанавливаем плату обратно и пробуем включить телевизор. Крышку желательно одеть, следя за тем, чтобы не повредить кинескоп, при этом нужно придерживать сзади разъем Scart, чтобы плата вошла в посадочные места.

Устанавливаем плату обратно

Рис. 22. Устанавливаем плату обратно

Как видно на фото, картинка развернулась на всю высоту экрана и это значит, что проблема была, как раз в трещинах на пайке ножек микросхемы кадровой развертки.

Картинка хорошо отображается, телевизор работает

Рис. 23. Картинка хорошо отображается, телевизор работает!

Теперь можно прикрутить крышку винтами и пользоваться телевизором дальше.

Телевизор — это устройство для приёма и преобразования радиосигналов в звуковые и зрительные. По сути – передатчик. Многофункциональный и куда более совершенный, чем обычное радио или рация.

Основными частями телевизора являются кинескоп, телетюнер, декодер, динамик и корпус. Современные телевизоры трудно представить без дистанционного пульта управления.

Кинескопный телевизор

Кинескоп – деталь, которую покупатели видят всегда первой, ведь это именно она показывает изображение, передавая преобразованную из радиосигналов информацию.
Телетюнер – усиливает принимаемый сигнал, а также позволяет улавливать сигналы более слабые по своему территориальному распространению, что увеличивает выбор каналов передач для зрителя.


Расшифровывает радиосигналы, отправляя их в декодер. Декодер – не менее важная деталь. Именно она занимается распределением цветности изображения.
Динамики – нужны для воспроизведения звуков, преобразованных тюнером из радиосигналов. Корпус скрепляет все эти детали.

Типы кинескопов телевизора

Кинескоп — главная деталь телевизора. Все остальные детали хоть и сложны, но именно с изобретения кинескопа началась революция передачи информации на большие расстояния.

Чёрно-белый кинескоп

Кинескопы бывают чёрно-белыми или же цветными. Специальный материал – люминоморф покрывает всю внутреннюю поверхность чёрно-белого экрана кинескопа.

Это необходимо, потому что люминоморф обладает свойством светиться при воздействии потока электронов на него, белым светом. Таким образом, изображение чёрно-белого телевизора это просто постоянно меняющиеся области воздействия электронов на люминоморф.

Цветной кинескоп

Цветной кинескоп устроен немного по-другому. Как известно, человеческий глаз воспринимает лишь три или четыре, так называемых, основных цвета. Остальное – это лишь смешивание цветов.

В аддитивной модели восприятия смешивают синий, зелёный и красный цвета, а в субтрактивной – красный, синий и жёлтый. Так вот, цветной кинескоп также покрыт люминоморфом изнутри, но не сплошным слоем, как в предыдущем случае, а дискретным, то есть в форме очень маленьких чёрточек и кружочков.

Это образует маску, сквозь которую, смешиваясь, светят три прожектора субтрактивной модели восприятия. Прожектора, разумеется, тоже непростые.


Чтобы передать сложную многоцветную картинку, каждый из них на определённой области излучающей поверхности, может менять интенсивность, что обеспечивает плавное и правильное смешивание цветов.
Но цветные и чёрно-белые кинескопы, по сравнению с современными технологиями LCD – вчерашний день, так как из-за гораздо более интеллектуального способа воспроизведения цветов – изображение получается лучше, реалистичнее, без геометрических искажений.

Да и сам телевизор LCD гораздо меньше весит, а его форма позволяет устанавливать прибор даже на стене.
LCD–кинескоп — это совокупность регулируемых жидких кристаллов (их называют пикселями), освещаемых равномерным белым светом через поляризационные фильтры, которые представляют собой уже готовые цвета без смешивания.

Через матрицу электродов поступает сигнал на пиксели, совокупность которых можно считать матрицей цветовых фильтров. Эти матрицы разворачиваются, взаимодействуя друг с другом, образуя тем самым нужный цвет, который зависит от силы подаваемого заряда.
Ещё одним несомненным достоинством жидкокристаллических телевизоров является то, что они не излучают вредного электромагнитного излучения, из-за которого не одно поколение, близко сидящих от экрана детей испортило зрение.

Кроме того, в отличие от просто цветных или чёрно-белых телевизоров, LCD не влияет на кардиостимуляторы и прочую точную и чувствительную электронику, предназначенную для сохранения человеческой жизни.

Тем не менее, вещи, которые я буду рассказывать в этом цикле статей, могут вполне пригодиться в нашей с вами практической деятельности.

Итак, сейчас мы разберемся, как же происходит передача видеосигнала. Рассматривать мы будем родную до боли систему SECAM, потому что в нашей стране ( а именно - Российской Федерации) официально принята именно эта система телевидения. Впрочем - обо всем по порядку.

Как работает телевизор?

Телевизор работает по 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Это понятно.
У него есть экран - 1шт и динамик - от 1 до бесконечности, в зависимости от "навороченности" агрегата. Еще у него есть антенна и пульт управления. Но нас сейчас интересует только экран. А переводя с языка домохозяек на язык мудрых котов - кинескоп (электронно-лучевая трубка - ЭЛТ).

Я прекрасно понимаю, что в наш век плазмы и жидкого кристалла, электронно-лучевой кинескоп кажется кому-то пережитком старины. Однако, понять принцип работы телевизора, проще всего именно разбираясь с ЭЛТ.

Электронно-лучевая трубка

Шо це таке. Причем здесь электроны? Причем здесь лучи?

Дело в том, что картинка на экране рисуется при помощи электронного луча. Электронный луч очень похож на световой. Но световой луч состоит из фотонов, а электронный - из электронов, и мы его увидеть не можем. Куча электронов несется с бешеной скоростью по прямой от пункта А - к пункту Б. Так образуется "луч".

Пункт Б - это анод. Он находится прямо на обратной стороне экрана. Также, экран (с обратной стороны) вымазан специальным веществом - люминофором. При столкновении электрона на бешеной скорости с люминофором, последний испускает видимый свет. Чем быстрее летел электрон до столкновения - тем свет будет ярче. То есть, люминофор - это преобразователь "света" электронного луча в свет, видимый для человеческого глаза.

С пунктом Б разобрались. А что же такое пункт "А"? А - это "электронная пушка". Название страшное. Но страшного в ней ничего нет. Она не предназначена для того, чтобы жестоко расстреливать пришельцев с Марса. Но "стрелять" она все же умеет - электронным лучем в экран.

Как это все устроено?

Вообще, ЭЛТ - это такая большая электронная лампа. Как? Вы не знаете что такое лампа? Ну ладно…

Электронные лампы - это такие же усилительные элементы как и любимые всеми нами транзисторы. Но лампы появились намного раньше их кремниевых "коллег", еще в первой половине прошлого века.

Электронная лампа

Лампа - это такой стеклянный баллон, из которого откачан воздух.
В самой простой лампе - 4 вывода: катод, анод и два вывода нити накала. Нить накала нужна для того, чтобы разогреть катод. А разогреть катод нужно для того, чтобы с него полетели электроны. А электроны должны полететь затем, чтоб возник электрический ток через лампу. Для этого обычно на нить накала подается напряжение - 6,3 или 12,6 В (в зависимости от типа лампы)

Кроме того, чтобы полетели электроны - нужно высокое напряжение между катодом и анодом. Оно зависит от расстояния между электродами и от мощности лампы. В обычных радиолампах это напряжение составляет несколько сотен вольт, расстояния от катода до анода в таких лампах не превышают нескольких миллиметров.
В кинескопе расстояние от катода, находящегося в электронной пушке до экрана может превышать несколько десятков сантиметров. Соответственно, и напряжение там нужно намного большее - 15…30 кВ.

Такие зверские напряжения создает специальный повышающий трансформатор. Его еще называют строчный трансформатор, поскольку он работает на строчной частоте. Но, об этом - чуть позже.

При ударении электрона об экран, кроме видимого света, "вышибаются" также и другие излучения. В частности - радиоактивное. Вот почему не рекомендуется смотреть телек ближе 1…2 метров от экрана.

ЭЛТ в разрезе. Вид сбоку

Итак, луч получили. И он так красивенько светит аккурат в центр экрана. Но нам-то надо, чтоб он "чертил" по экрану линии. То есть, нужно заставить его отклоняться от центра. И в этом вам помогут… электромагниты. Дело в том, что электронный луч, в отличие от светового, очень чувствителен к магнитному полю. Поэтому то он и используется в ЭЛТ.

Отклоняющие катушки

Нужно поставить две пары отклоняющих катушек. Одна пара будет отклонять по горизонтали, другая - по вертикали. Умело управляя ими, можно гонять луч по экрану куда угодно.

Вот отсюда мы и начинаем нашу повесть о строчках точках и крючочках…

Повесть о Строчках, Точках и Крючочках

Картинка на экране телевизора образуется в результате того, что луч с бешенной скоростью чертит слева-направо сверху-вниз по экрану. Такой метод последовательной прорисовки изображения называется "развертка".

развертка изображения

Поскольку развертка происходит очень быстро - для глаза все точки сливаются в строчки а строчки - в единый кадр.

В системах PAL и SECAM за одну секунду луч успевает пробежать весь экран 50 раз.
В американской системе NTSC - еще больше - аж 60 раз! Вообще говоря, системы PAL и SECAM отличаются лишь в передаче цвета. Все остальное у них - одинаково.

Картинка образуется за счет того, что во время "бега", луч изменяет свою яркость в соответствии с принимаемым видеосигналом. Как происходит управление яркостью?

А очень просто! Дело в том, что кроме рассмотренных электродов - анода и катода, в лампах бывает еще третий электрод - сетка. Сетка - это управляющий электрод. подавая на сетку сравнительно низкое напряжение, можно управлять током, протекающим через лампу. Иными словами, можно управлять интенсивностью потока электронов, "летящих" от катода к аноду.

В ЭЛТ сетка используется для изменения яркости луча.

ЭЛТ с сеткой

Подавая на сетку отрицательное напряжение (относительно катода), можно ослабить интенсивность потока электронов в луче, или вообще закрыть "дорогу" для электронов. Это бывает нужно, например, при перемещении луча от конца одной строки к началу другой.

Теперь поговорим поподробнее именно про принципы развертки.
Для начала, стоит запомнить несколько несложных чисел и терминов:

Растр - это одна "строчка", которую рисует луч на экране.
Поле - это все строчки, которые нарисовал луч за один вертикальный проход.
Кадр - это элементарная единица видеоряда. Каждый кадр состоит из двух полей - четного и нечетного.

Это стоит пояснить: изображение на экране телевизора разворачивается с частотой 50 полей в секунду. Однако, телевизионный стандарт равен 25 кадрам в секунду. Поэтому один кадр при передаче разбивается на два поля - четное и нечетное. В четном поле содержатся только четные строчки кадра (2,4,6,8…), в нечетном - только нечетные. Изображение на экране также "рисуется" через строку. Такая развертка называется " чересстрочная развертка ".

Чересстрочная развертка

Бывает еще "прогрессивная развертка" - когда весь кадр развертывается за один вертикальный ход луча. Она используется в компьютерных мониторах.

Итак, теперь сухие числа. Все приведенные числа справедливы для систем PAL и SECAM.

Кол-во полей в секунде - 50
Кол-во строк в кадре - 625
Количество эффективных строк в кадре - 576
Количество эффективных точек в строке - 720

А эти числа выводятся из вышеприведенных:

Кол-во строк в поле - 312,5
Строчная частота - 15625 Гц
Длительность одной строки - 64 мкС (вместе с обратным ходом луча)

Размеры изображения

Далее мы поговорим о параметрах видеосигнала и составим схему, синтезирующую импульсы синхронизации.

none Опубликована: 2006 г. 0 1


Вознаградить Я собрал 0 1

Телевизор, который использует для вывода изображения на экран электронно-лучевую трубку (ЭЛТ) она же CRT (Cathode Ray Tube), и называется кинескопным или элт телевизором. В кинескопе расположены три катодные пушки (красная, зелёная, синяя), которые обстреливают (аналогия с пушками) экран, покрытый люминофором, вызывая при этом свечение. Работа элт телевизора и направлена на управление этими пушками. И от качества кинескопа и качества схемы управления и зависит совершенство той картинки, что мы видим. Поэтому при выборе ЭЛТ телевизора надо смотреть на класс кинескопа и наличие схемных решений по улучшению качества (фильтры, усилители и др.).

Традиционные элт телевизоры находятся на рынке дольше других, поэтому производители уже успели отработать технологии почти до совершенства и благодаря этому можно выбрать надёжный, хорошо показывающий, долговечный телевизор. Если Вы будете использовать его для просмотра в основном телепередач и хотите немного сэкономить денег, то нужно выбрать именно ЭЛТ телевизор. Прослужит он Вам больше десяти лет и такие телевизоры в ремонте проще других.

Как выбрать элт телевизор по характеристикам

Основными недостатками ЭЛТ телевизоров являются:

* геометрические искажения (для современных телевизоров в высоком ценовом диапазоне почти не заметны, особенно с плоскими кинескопами);

* проблема сведения лучей (для телевизоров с высокой ценой практически незаметны);

* большие размеры (в глубину, по другому толщина) чем жк и плазма (если есть место для установки, то можно не обращать внимания);

* подверженность воздействию магнитных полей (просто не ставьте ближе, чем на 1 метр акустические колонки и другие источники магнитных полей);

* ограничение на размер экрана (до 38 дюймов), для небольшой комнаты диагонали в 90 сантиметров вполне достаточно;

* вредное воздействие на человека из-за излучения (благодаря современным технологиям удалось уменьшить настолько в элт, что можно не обращать на это внимание);

Развёртка 100 Гц в кинескопных телевизорах

Ещё один недостаток кинескопного телевизора это мерцание экрана.

За счёт введения технологии 100 Гц это мерцание почти убирается. Тогда картинка будет стабильной, что особенно будет заметно при чтении небольших букв, и соответственно меньше устают глаза. При этом методе сигнал принимается с эфира с частотой 50 Гц, но в элт телевизоре 100 Гц кадры запоминаются, и воспроизводятся два раза за время, которое в обычном телевизоре идёт на воспроизведение одного кадра. Но есть и недостатки такого метода. На быстрых сценах будут заметны шлейфы, на границах переходов будут видны ступеньки, по краям экрана будет заметно дрожание. Для устранения этих недостатков в элт телевизорах применяют различные схемные решения. Применение чередования кадров 1-2-1-2 устраняет дрожание картинки. Цифровые фильтры, подавляя шумы, уменьшают шлейф. Создание промежуточных кадров, вставляемых между рабочими кадрами, ещё улучшает картинку, делая переходы естественней. Поэтому, выбрать телевизор ЭЛТ с развёрткой 100 Гц, не спешите. Посмотрите на картинку при быстрой смене сюжета (спорт, гонки) и тогда принимайте решение.

Звук ЭЛТ телевизоров

Если Вы не собираетесь покупать дополнительную аудио систему, но хотите слушать качественное звуковое сопровождение, то обратите внимание на наличие встроенных процессоров декодирования звука Dolby в элт телевизоре.

Покупая дорогую модель crt, обратите внимание на наличие функции "картинка в картинке" и "картинка и картинка", позволяющие смотреть сразу два канала на одном экране. Есть ещё функция просмотра стоп-кадров с разных каналов.

При выборе диагонали для ЭЛТ телевизора нужно замерить расстояние, с которого Вы будете смотреть телевизор, и разделить на 5. Вот это значение и будет диагональ в сантиметрах (расстояние тоже в сантиметрах). При таком размере будет комфортным просмотр телевизора, Вы не увидите зернистость картинки и не надо напрягать зрение, что бы рассмотреть мелкие объекты.

При выборе формата 3х4 или 16х9 нужно знать, что Вы собираетесь смотреть. Если будете много смотреть DVD, где фильмы широкоформатные, то нужно обратить внимание на формат 16х9. Если же Вы собираетесь смотреть только эфирное телевидение, то выбирайте 3х4 формат.

Лучше выбирать плоский кинескоп, чем выпуклый. У плоского кинескопа меньше искажений и лучше картинка, меньше бликов от других источников света. Но если Вы будете мало смотреть телевизор (дача, кухня), то это не так важно. И ещё телевизоры с плоскими кинескопами дороже.

Кинескопные телевизоры имеют хорошие показатели по яркости, контрастности и цветопередаче. По этим показателям они опережают многие жк и плазменные телевизоры и элт телевизоры уступают им только в наборе функций и внешнем виде. А дорогие модели с плоскими кинескопами имеют ещё и много дополнительных функций, что улучшает картинку и делает удобным управление. А по цене элт телевизоры получаются дешевле, чем LCD телевизоры и плазменные панели. Так что выбор за Вами.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Старику было далеко за семьдесят, а он продолжал работать. Но только первые полдня. Затем приезжал домой, садился обедать с женой Катериной и частенько в разговорах с супругой, как и многие люди его поколения, ругал телевизор. Который, впрочем, почти не смотрел. С этим аппаратом, давно превратившимся из чуда техники в источник назойливой рекламы и непритязательных развлечений, у Владимира Зворыкина были свои, личные счеты. Ведь это он – русский гений с американской судьбой – подарил человечеству телевидение.

Человек и лампа: кинескоп

Жизнь Владимира Зворыкина, со дня рождения которого 30 июля этого года исполняется 120 лет, можно по праву назвать одной из самых ярких историй успеха ХХ столетия. Зворыкин родился в уважаемой семье, давшей ему все условия для хорошего старта, сумел не сгинуть в пучине войн и революций. Оказавшись на чужбине, он стал настоящей суперзвездой научно-технической мысли, но в отличие от большинства эмигрантов первой волны не раз посещал изгнавшую его Родину. Зворыкин собрал немыслимую коллекцию почетных званий и наград, на старости лет наслаждался покоем и ласковым солнцем Флориды и мирно окончил свои дни, прожив не по-русски долгую жизнь.

Когда читаешь биографию Владимира Зворыкина, не оставляет ощущение, что этого человека по жизни сопровождал добрый ангел. Вероятно, благодаря каким-то удивительным особенностям собственной личности это выходец из богатейшей купеческой семьи города Мурома всегда находил правильный путь, искусно лавируя между сциллами и харибдами своей бурной эпохи, умел оказываться в нужное время в нужном месте и, что немаловажно, встречать людей, которые меняли его судьбу к лучшему.


Путь к появлению электронного телевидения был долгим. В 1843 году американец Александр Бен получил патент на копирующий телеграф, в котором сканирование металлических клише с изображениями и надписями и воспроизведение картинки на бумаге производились с помощью особых контактных матриц из кусочков проволоки.В 1856 году немец Гейслер изобрел газоразрядную лампу. Эксперименты с этой лампой привели к открытию катодного излучения. В 1879-м англичанин Уильям Крукс пришел к выводу, что с поверхности катода при нагревании испускается поток каких-то частиц, а при бомбардировке катодным лучом некоторые вещества начинают светиться. В 1885 году немецкий профессор Карл Браун научился отклонять катодный луч с помощью магнитного поля. На стеклянной пластинке, покрытой люминофором, луч рисовал прямую линию. В 1873 году англичанин Смит обнаружил, что селен под действием света способен менять сопротивление. Это явление, названное “внутренним фотоэффектом”, открыло дорогу к модулированию электрического сигнала колебаниями яркости светового луча. Эффект испускания электронов веществом под действием электромагнитных излучений открыт в 1887 году Генрихом Герцем, затем изучен русским физиком А.А. Столетовым. Его первое теоретическое объяснение дал в 1905 году Альберт Эйнштейн, за что в 1921 году получил Нобелевскую премию. Благодаря этому открытию десятилетия спустя была создана электронная приемная трубка.

На острие прогресса


Установка Розинга состояла из передающей части, представлявшей собой устройство механической развертки изображения с применением двух зеркальных барабанов (для горизонтальной и вертикальной разверток), и фотоэлемента. А вот принимающее устройство было полностью электронным и не имело движущихся частей. Электронный луч, идущий от катода, под воз действием электромагнитов отклонялся, рисуя строку за строкой светящийся прямоугольник на флюоресцирующем экране. Чтобы получить растр, то есть совокупность формирующих изображение точек, которые светятся с разной интенсивностью, требовалось модулировать интенсивность выходящего из катода и “пишущего по люминофору” луча. Для этого на пути луча Розинг поставил диафрагму с небольшим отверстием. Перед входом в диафрагму луч попадал под действие электрического поля – он проходил между двумя электрическими пластинками, на которые подавалось напряжение. Напряжение модулировалось сигналом, подаваемым с фотоэлемента принимающего устройства. Луч отклонялся, и количество электронов, проходивших к экрану, постоянно менялось. Соответственно менялась и яркость свечения отдельных точек прямоугольника на экране. Мерцание точек переменной яркости создавало изображение.

Красное и белое


Спор отцов

В 1922 году в школе городка Ригби, штат Айдахо, 16-летний ученик Фило Фарнсворт нарисовал мелом на доске схему передачи изображения на расстоянии. В качестве приемного и передающего устройств в ней фигурировали аппараты на основе катодных трубок. Таким образом, речь шла о полностью электронном телевидении. Фило, выходец из семьи фермеров-мормонов, задумал построить телевизор еще в 14-летнем возрасте, а два года спустя познакомил со своими изысканиями учителя химии Джастина Толмана, который через несколько лет отправится вместе с Фило в суд.


На фото – элемент системы механического телевидения, созданного известным советским изобретателем Львом Терменом. Зеркала закреплялись на барабане под разными углами, так чтобы каждое последующее зеркало отправляло в фотоэлемент новую строчку изображения.

Полработы не показывают

Тем временем Фило Фарнсворт закончил школу и был полон решимости довести мечту своего детства до практического воплощения. В Университете штата Юта он познакомился с местными меценатами Лесли Гореллом и Джорджем Эверсоном, которые согласились дать Фило денег на реализацию его идей. Фарнсворт переезжает в Сан-Франциско и основывает там лабораторию. В 1927 году он, наконец, строит задуманное. В качестве приемного устройства Фарнсворт применяет разработанный им прибор под названием Image Dissector — катодную лампу электронной развертки изображения. Характерной особенностью этого устройства было отсутствие дискретных элементов в покрытии светочувствительной пластины, на которую фокусировалось изображение. Она представляла собой сплошной фотокатод с нанесенным на него слоем оксида цезия. За счет внешнего фотоэффекта падающий на пластинку свет вызывал эмиссию облака электронов, характеристики которого варьировались в зависимости от степени освещенности каждого отдельного участка фотокатода. С помощью магнитного поля и диафрагмы с маленьким отверстием электронный рельеф катода последовательно переносился на анод, на котором появлялся видеосигнал. Первым изображением, переданным этой системой, была прямая линия, но некоторое время спустя Фарнсворту уже удалось показывать на экране движущиеся человеческие фигуры. В 1928 году первая в истории работоспособная система электронного телевидения была предъявлена публике.


Вклад Фарнсворта в создание электронного ТВ весом и неоспорим. Некоторые решения, использованные в конструкции лампы развертки, оказались весьма практичными и применялись впоследствии в телевизионных системах. Вот только Image Dissector образца 1928 года был малопригоден для создания телевещательной аппаратуры. Виной тому крайне низкая светочувствительность приемного устройства. Чтобы изображение имело достаточную яркость и контрастность, съемки приходилось вести при свете мощных дуговых ламп, излучавших огромное количество тепла. Пришлось бы превращать телестудии в настоящее адское пекло, но. без этого удалось обойтись. А все потому, что Зворыкину вновь улыбнулась судьба.

Серебряная мозаика

В конце 1928 или в начале 1929 года Зворыкин знакомится с Давидом Сарновым — президентом Radio Corporation of America (RCA). Талантливый радиоинженер и могущественный магнат был также выходцем из Российской империи. Сарнов родился в бедной еврейской семье в местечке Узляны (современная Белоруссия), а в девятилетнем возрасте родители привезли его в Америку. Давид Абрамович прекрасно говорил и по-русски, и по-английски, и был вполне ассимилировавшимся американцем, в отличие от Зворыкина, которому в зрелом возрасте язык новой родины давался с большим трудом. Сарнов прошел путь от рядового сотрудника компании Marconi до главы огромной корпорации, ведомый жгучим интересом к новейшим технологиям связи и передачи информации. Побеседовав со Зворыкиным, он, в отличие от боссов Westinghouse, поверил в его идеи и на долгие годы стал начальником, покровителем и защитником своего нового сотрудника. Расставание с Westinghouse было делом непродолжительного времени, и вскоре Зворыкин влился в ряды RCA.


widget-interest

В приемной трубке – иконоскопе – роль светочувствительной мишени играла слюдяная пластинка с двусторонним покрытием. С одной стороны на поверхность слюды наносился тонкий слой серебра, который затем подвергался действию высокой температуры, в результате чего покрытие распадалось на множество изолированных капелек-глобул. Затем каждая глобула покрывалась слоем цезия для приобретения светочувствительности. Так возникала мозаика фотоэлементов.
С противоположной стороны пластинка была покрыта сплошным слоем алюминия. Таким образом, светочувствительная мишень превращалась в массив мини-конденсаторов. Во время экспонирования изображения, поступающего из объектива, каждая глобула постепенно накапливала заряд. Затем луч из электронной пушки под отклоняющим воздействием электромагнитов пробегал построчно по мишени, последовательно разряжая мини-конденсаторы, в роли второй обкладки которых выступало алюминиевое покрытие. Снимаемый с него ток и становился видеосигналом.
Описанная технология накопления электрического заряда дала возможность значительно увеличить светочувствительность трубки, что позволило сделать наконец шаг к практическому телевещанию.

Всем спасибо!

Вот только с получением патента на иконоскоп у Зворыкина и RCA возникли определенные проблемы. В 1930 году Фило Фарнсворт получил патент на свой Image Dissector (заявка 1927 года), что фактически являлось признанием приоритета в деле создания полностью электронного принимающего устройства. Кроме того, в 1928 году в американское патентное ведомство подал заявку венгр Кальман Тиханьи. В спроектированной им системе электронного телевидения, так же как и у Зворыкина, применялась технология накопления заряда. Получалось, что RCA не имела возможности запатентовать иконоскоп, так как использованные в нем решения защищались выданными ранее патентами.


Спор о приоритетах дошел до судебного разбирательства. Давид Сарнов считал, что возглавляемая им компания создана не для того, чтобы платить кому-то за патенты, его цель — получать деньги за собственные разработки. Ссылаясь на поданную Зворыкиным патентную заявку 1923 года, RCA настаивала на том, что приоритет в изобретении принимающей электронно-лучевой трубки принадлежит Зворыкину. Адвокаты Фарнсворта отвечали на это, что между системой, описанной в заявке, и действующей моделью иконоскопа слишком большая разница — в иконоскопе применялась односторонняя мишень, то есть изображение проецировалось на ту же сторону светочувствительной пластинки, которая сканировалась электронным лучом. Первоначально же Зворыкин работал над камерой с двусторонней мишенью, где луч обегал пластинку с тыльной стороны. Другой довод Фарнсворта состоял в том, что патентная заявка Зворыкина была лишь бумажным проектом, рабочей установки тогда создано не было, а если говорить лишь о схеме электронного телевидения, то Фарнсворт обнародовал ее на год раньше, что и было подтверждено учителем Джастином Толманом.

В 1935 году суд постановил признать приоритет в создании электронного телевидения за Фило Фарнсвортом, а в 1939 году — в год начала коммерческого электронного телевещания — RCA выкупила у Фарнсворта его патенты за $1 млн. Также был приобретен патент Кальмана Тиханьи.


Зворыкин, Россия и Америка

Большевики простили ему все — и офицерские погоны, и сотрудничество с Колчаком, и бегство в США. Сталинский СССР приступил к индустриализации: здесь интересовались приобретением новейших технологий, в том числе закупкой телевизионного оборудования, и представителя RCA Владимира Зворыкина ожидал в нашей стране радушный прием. С интересом он замечал, что советские конструкторы практически не отстали на тот момент от Запада в конструировании техники электронного телевидения. В частности, С.И. Китаев еще в 1931 году подал заявку на схему приемной трубки, практически идентичной иконоскопу, и получил авторское свидетельство СССР в 1933-м. Зворыкин же из-за судебных разбирательств смог оформить свой американский патент только в 1938 году.

Биограф Зворыкина В.П. Борисов пишет, что в 1934 году изобретатель всерьез обдумывал возвращение на родину, но многочисленные родственники в Москве собрали семейный совет, на котором всячески уговаривали его не делать этот шаг, приводя в пример судьбу репрессированных родных и близких.


Читайте также: