Как называлась заставка на телевизоре в ссср

Обновлено: 17.05.2024

Что хочет народ? Правильно — хлеба и зрелищ! Эта нехитрая формула, эмпирически выведенная еще в Древнем Риме, актуальна и в наши дни. К началу прошлого века пальму первенства среди зрелищ уверенно перехватил кинематограф. Но после Великой Отечественной войны уже телевидение стало властителем дум и любимым способом проведения досуга по всему миру. Конечно, по части зрелищности огромный киноэкран долгое время с сухим счетом обыгрывал по популярности первые телеящики с их крошечными дисплеями диагональю 15—25 см, которые для повышения эффекта присутствия часто рассматривали через устанавливаемую перед экраном водяную линзу. Тем не менее у домашнего просмотра телепрограмм тоже были неоспоримые достоинства. Во-первых, оперативность подачи информации, особенно новостей. Во-вторых, домашний видеопросмотр был очень удобен большинству зрителей, так как не требовал похода в кинотеатр после насыщенного дня. К тому же даже на заре эры телевидения можно было принимать 2—3 программы, а затем их количество возросло.

Фото: Artem Svetlov/Flickr.com

Поэтому всплеск интереса к телевидению в те годы в большинстве стран мира (в том числе в СССР) вполне объясним. К тому же повсеместное внедрение стандартов электронного телевидения с увеличенным до 525—625 числом строк в кадре привело к очень заметному росту качества телевизионной картинки. При этом размеры телевизоров постоянно увеличивались, поэтому в 1950-е годы за рубежом уже не редкостью были модели с диагональю 30 и даже 40 см.

Однако и киноиндустрия тоже не дремала, и вскоре в ее активе появился такой мощный козырь, как цветное изображение. В результате в цвете в 1950-е годы снималась уже подавляющая часть кинофильмов. Народ по достоинству оценил новшество, и количество зрителей в кинотеатрах стало быстро расти. Теперь в борьбе за симпатии зрителей мяч оказался на стороне телевизионщиков — им срочно требовалось техническое решение, которое смогло бы вернуть значительную часть аудитории к активному просмотру ТВ-программ. И такое решение наряду с ростом размеров экранов телевизоров и повышением удобства пользованиями ими (пульты ДУ) нашлось: телевидение тоже стало цветным.

Как известно, человек воспринимает цветное изображение благодаря наличию в его глазах трех различных типов фоторецепторов, воспринимающих информацию в синем, зеленом и красном участках спектра видимого света. Поэтому все системы цветного телевидения, фотографии, полиграфия, компьютерная графика и видеоинформационные системы основаны на создании изображения в этих первичных цветах.

Первые прототипы систем цветного телевидения были реализованы на основе принципа поочередной передачи и воспроизведения цветовых полей. Идея была до гениального проста: перед передающей трубкой размещался вращающийся диск с тремя светофильтрами основных цветов — красным, зеленым и синим. Когда перед передающей трубкой проходит красный светофильтр, она формирует сигнал, соответствующий красному полю изображения. Аналогично по мере вращения светофильтра получают сигналы зеленого и синего полей. Для получения на приемной стороне цветного изображения требовалось перед монохромным кинескопом установить аналогичный крутящийся диск-светофильтр, вращение которого нужно было синхронизовать с передающей стороной. Так как глаз человека инерционен и не воспринимает дискретно быстро меняющиеся изображения, при достаточно высокой частоте вращения цветовые составляющие изображения сливались в одну цветную картинку. Способ, что и говорить, остроумный. И изображение действительно получалось цветным. Однако имелся и ряд весьма серьезных недостатков.

Во-первых, цветной телевизор получался довольно громоздким, так как в его корпус требовалось встроить вращающийся светофильтр, радиус которого равнялся размеру экрана кинескопа.

Во-вторых, яркость получаемого цветного изображения была гораздо ниже, чем при отображении черно-белого изображения, так как цветные светофильтры во время воспроизведения своего цвета не пропускали световой поток двух других цветов. А яркость кинескопов тех лет и так оставляла желать лучшего.

В-третьих, чтобы цветное изображение не мелькало, скорость вращения светофильтра требовалось выбрать достаточно высокой. Например, при использовании чересстрочной развертки при частоте обновления каждого из цветовых полуполей 50 раз в секунду диск светофильтра должен был вращаться со скоростью 150 оборотов в секунду. Если же использовалась развертка 60 Гц, то диск должен быть вращаться еще быстрее — 180 оборотов в секунду.

Тем не менее в США уже в 1928 году были созданы рабочие прототипы цветных телевизоров с вращающимся светофильтром. При активном участии Владимира Зворыкина в 1940-м компания Columbia Broadcasting System (CBS) разработала промышленный образец системы, а в 1950 году был утвержден стандарт на ее параметры.

В СССР работы в этом направлении велись практически одновременно с американцами. Так, еще в 1925 году инженер-электрик Ованес Адамян предложил аналогичный способ построения цветного телевидения посредством последовательной передачи цветовых полей. Более того, Адамян запатентовал трехцветную технологию в Англии, Германии, СССР и Франции.

В 1955 году в Москве и Ленинграде на основе разработанного ВНИИТ комплекта оборудования началось опытное цветное вещание. В столице оно проводилось на третьем метровом канале с Московской опытной станции цветного телевидения.

Несмотря на успех эксперимента и восторженные отзывы зрителей, в СССР вслед за США вскоре отказались от продолжения работ по системе цветного телевидения с последовательной передачей цветов из-за ее несовместимости с черно-белым телевидением. Однако в иных областях — космическое телевидение, демонстрация процессов, недоступных для непосредственного наблюдения — систему с последовательной передачей цветов продолжали совершенствовать.

Проведенные в США и СССР эксперименты наглядно показали, что цветное телевизионное вещание на основе системы с последовательной передачей цветов принципиально не сложно организовать. Однако отсутствие возможности обеспечить совместимость с получившими широкое распространение системами черно-белого телевидения поставили на перспективе их дальнейшего развития жирный крест. Всем специалистам стало ясно, что будущее цветного ТВ — за совместимыми с черно-белым телевещанием системами.

Не правда ли, просто? Однако чтобы реализовать на практике этот принцип, потребовались долгие годы научных исследований и экспериментов.

К началу 1950-х годов первенство американской школы телевидения в мире никто не ставил под сомнение. Поэтому не удивительно, что американцам удалось первым разработать совместимую систему цветного телевидения NTSC и даже начать регулярное цветное телевещание в этом стандарте в 1953 году. Разработчик стандарта компания RCA в 1930—1960 годы была общепризнанным мировым лидером в области телевидения. Возглавлял разработки наш знаменитый соотечественник Владимир Зворыкин. Именно он создал основы черно-белого (еще в 1930-е годы) и цветного электронного телевидения, сконструировал иконоскоп и кинескоп — передающую и приемную трубки. RCA широко сотрудничала в довоенные годы с Радиопромом СССР (обмен информацией, стажировка специалистов).

NTSC была тщательно отработанной системой: она обеспечивала относительно высокую цветовую четкость, принятый способ кодирования сигнала цветности существенно упрощал разделение сигналов яркости и цветности в телевизоре. Однако NTSC хорошо функционировала только при идеальном канале передачи: зависимость фазы цветовой поднесущей от амплитуды сигнала яркости всегда была бичом этой системы.

Поэтому ожидаемого руководством RCA бума продаж цветных телевизоров не случилось. Причинами этого была не только их высокая цена, а главным образом низкое качество цветного изображения. Цвета на экране искажались, особенно это было заметно на лицах. Чтобы хоть как-то скомпенсировать эти искажения, в междугородных линиях связи были введены регулируемые корректоры фазовых искажений. Утро в телевизионной студии Нью-Йорка начиналось с того, что включали линию связи Нью-Йорк — Лос-Анджелес — Нью-Йорк, наводили камеру на манекенщицу Китти (в задачу которой согласно контракту входило поддержание постоянно одинакового цвета лица), и регулировали корректоры на всем пути сигнала так, чтобы принимаемое изображение было близким к исходному. Предпринятые меры дали результат: с 1963 года объем продаж увеличился.

В западной Европе понимали, что с системой NTSC лучше не связываться. Еще в 1954-м сотрудник французской фирмы CFT Анри де Франс предложил новую систему, которую он назвал SECAM (SEquentiel Couleur A Memoire — поочередные цвета с памятью). Основные ее особенности: передача сигналов цветности способом частотной модуляции, нечувствительной к искажениям в канале связи, и поочередная по строкам передача красного и синего сигналов. Для восстановления недостающей информации в приемнике использовался узел памяти в виде линии задержки на строку. Однако поочередная передача сигналов цветности в системе SECAM вызывает уменьшение цветовой четкости по вертикали в два раза по сравнению с системой NTSC.

В 1963 году сотрудник германской фирмы Telefunken Вальтер Брух объявил о создании системы PAL (Phase Alternation Line — строка с переменной фазой). В ее основу была положена система NTSC. Для устранения искажений в ней цветовая информация двух соседних строк усреднялась, для чего применялась прецизионная линия задержки на время строки, существенно более дорогая и сложная в изготовлении, чем линия задержки для системы SECAM. Для справки: для системы PAL отклонение времени в линии задержки не должно превышать 5 наносекунд, тогда как в системе SECAM допустимо отклонение до 30 наносекунд.

Тем не менее пригодная для PAL линия задержки за рубежом все-таки появилась. Ее разработала американская фирма Corning Glass для системы NTSC, где она обеспечила разделение сигналов яркости и цветности. Линия имела вид бруска размерами 20×20×220 мм. Платой за подавление искажений в системе PAL было сокращение вдвое, по сравнению с NTSC, цветовой четкости по вертикали, как и в системе SECAM.

Таким образом, к началу 1960-х в мире уже существовали три различные системы цветного телевидения: NTSC, PAL и SECAM. При этом все они были далеко не идеальными. Поэтому перед советскими телевизионными специалистами, в том числе из МНИТИ, стояла очень ответственная задача: провести детальный анализ достоинств и недостатков существующих в мире систем цветного телевидения и на основе этого анализа предложить наилучшее для СССР техническое решение. Ответственность была очень велика, так как ошибочный выбор прототипа системы мог полностью дискредитировать саму идею цветного ТВ. При этом советская система должна была быть оптимальной и с экономической точки зрения, ведь будущие цветные телевизоры планировалось выпускать многомиллионными тиражами, и даже незначительное удорожание себестоимости одного телевизора в масштабах страны выливалось в огромные материальные потери. Не говоря уже о лицензионных платежах за использование зарубежных технических решений.

Для оценки достоинств и недостатков существующих систем цветного телевидения в СССР была создана специальная комиссия, состоявшая из ведущих специалистов МНИТИ. В институте был развернут специальный стенд, на котором тестировалась зарубежная телевизионная аппаратура цветного изображения. Вскоре на нем начались масштабные испытания с участием ведущих специалистов отрасли и Министерства связи СССР.

В 1964 году разработчик системы PAL Вальтер Брух привез в Москву свою аппаратуру для проведения ее испытаний в МНИТИ и прочитал серию лекций для специалистов с демонстрацией преимуществ системы PAL по сравнению с NTSC. Для этого в канал связи вводили искажения, и в тот момент, когда система NTSC переставала работать, система PAL воспроизводила вполне удовлетворительное изображение.

Затем в том же 1964-м специалисты фирмы RCA привезли в СССР в специальном фургоне демонстрационную установку системы NTSC. Была развернута маленькая студия и показано, что при хорошем качестве аппаратуры и малом расстоянии между передатчиком и приемником обеспечивается достойное качество изображения. Однако выяснилось, что сигнал NTSC очень плохо записывается на видеомагнитофон, так как крайне чувствителен к фазовым искажениям.

Ситуация осложнялась тем, что к этому времени в СССР сложилось четкое деление специалистов в области цветного ТВ на группы по интересам, каждая из которых старалась лоббировать приглянувшуюся ей систему цветного телевидения. Так, работники телевизионной промышленности были воспитаны на системе NTSC и хранили верность ей. В частности, горячим сторонником NTSC был тогдашний директор МНИТИ Сергей Новаковский.

По результатам эксперимента мнения специалистов драматически различались. Так, работники Министерства связи отдавали предпочтение системе SECAM, поскольку она не требовала коренной переделки линий связи и в значительной степени упрощала видеозапись сигнала.

Учитывая не очень дружественные отношения с ФРГ на тот момент времени, внедряемая там система PAL в качестве прототипа не рассматривалась не столько по техническим, сколько по политическим причинам.

Несмотря на это, после серии испытаний чаша весов стала медленно, но верно склоняться к принятию системы… NTSC. Поэтому в начале 1965 года делегация советских специалистов была направлена в США для ведения переговоров о принятии в СССР системы NTSC. Делегацию встретило руководство фирмы RCA.

Именно в тот момент произошло событие, оказавшее самое непосредственное влияние на судьбу цветного телевидения в нашей стране. Президент Франции Шарль де Голль выступил с резким осуждением блока НАТО и отказался участвовать в этом военном блоке. В качестве поддержки его позиции советское руководство заявило о принятии в СССР системы цветного телевидения SECAM. Переговоры в США были сразу прерваны, при этом наших специалистов на аэродроме даже никто не провожал.

Специалисты французской фирмы предвкушали гигантские доходы от продажи лицензий и телевизоров. Однако у СССР был весомый козырь — наличие собственной разработки системы цветного телевидения SECAM-IV. Поэтому в ходе переговоров было решено, что принимаемая в СССР система цветного телевидения SECAM будет называться советско-французской, технические решения французы передают нам безвозмездно, а телевизоры СССР разрабатывает самостоятельно.

В СССР позиции сторон сразу изменились. Промышленность переориентировалась с NTSC на SECAM. Начался самый трудный этап — разработка цветного кинескопа и телевизора на его основе. И здесь настал звездный час МНИТИ, так как решение задачи создания и организации массового выпуска цветного телевизора было ключевой проблемой внедрения цветного телевидения в стране. От того, насколько быстро и эффективно удастся ее решить, в конечном счете и зависел успех всего проекта.

Создание масочного кинескопа в СССР осложнялось отсутствием ряда отработанных технологий, которые были коммерческой тайной фирмы RCA. Однако, несмотря на все трудности, к 1967 году на МЭЛЗе были созданы пригодные для серийного выпуска масочные кинескопы, а на телевизионных заводах под руководством МНИТИ — цветные телевизоры.

В результате проделанной в рекордные сроки огромной работы все трудности остались позади, а начало цветного телевизионного вещания в СССР было намечено на ноябрь 1967 года — к юбилею Октябрьской революции и в связи с началом вещания с Останкинской телебашни. Поэтому первой официальной цветной передачей советского телевидения стала трансляция парада на Красной Площади 7 ноября.

Одно время среди специалистов широко обсуждалась тема оптимальности выбора системы цветного телевидения. В результате большинство из них пришло к выводу, что принятое решение было единственно правильным. Если бы выбрали американскую систему NTSC, то качество цветного изображения на экранах советских телевизоров оказалось бы очень низким из-за чувствительности системы к искажениям в канале связи. Принятие системы PAL не позволило бы выпускать телевизоры полностью на отечественных компонентах. В частности, ультразвуковую линию задержки под требования PAL у нас так и не удалось освоить в серийном производстве. Да и кварцевые резонаторы 4,43 МГц представляли большой дефицит. Поэтому выбор системы SECAM был все-таки едва ли не единственным в истории волюнтаристским решением, оказавшимся правильным.


Кто помнит,какие каналы показывали по телевизору в 70-80 годах,во сколько они начинали и заканчивали трансляцию и что именно показывали?


пион


ведьмак


мама_не_горюй


Тифани


Тифани


89241834442


sent33


Тифани


193_82


alo1


krown078


Насмешник


wiper1


RVjSTzL


Spoke6


era


Жулан


deLA_Perouse


ведьмак


Иван_Иваныч автор


simple_50


Иван_Иваныч автор


Ezj


Ан_фиса


nebo68


Ан_фиса


Иван_Иваныч автор


Иришка2603


krown078


арамиль


Mackenna


krown078


pfqrf


архитектор


ВадЛен


_cave


Жулан


SuperNature


Жулан


sent33


VariTech


safonov


santila7444


_cave


santila7444


Kukla123


Mayonaka


Dinozavr_Ya


ведьмак


Неприличник


89241834442


Mason_stein


89241834442


_cave


89241834442


Mackenna


Mason_stein


Абшир


Иван_Иваныч автор


Абшир


sent33


Иван_Иваныч автор


sent33


Иван_Иваныч автор



Жулан


_cave


KIRR


Кошкина_пижама


sent33


Иван_Иваныч автор


sent33


sent33


Иван_Иваныч автор


Mayonaka


Иван_Иваныч автор


Mayonaka


Botuvrot

Телепрограмма на 10 марта 1981 на ЦТ СССР


89241834442

До Орбиты сахтв начиналось в 19.00.ппограмма пкпедвч. Потом мультик, их с десяток было, крутили одно и то же. Потом какой нибудь телефильм цнти или ещё какая фигня
Потом была какая либо программа из студии с какими то людьми. Потом х/ф из ассортимента в полтора десятка. Когда включили орбиту стало чуть веселее.


В самом начале было все по честному: телевизоры выпускали одноканальные (не было даже ручки переключения каналов совсем) и в эфире транслировали только одну телевизионную программу.

В 1952 году начали выпускать телевизор "Север", где уже был переключатель на 3 канала. В 1955 году начали выпускать телевизор "Авангард-55", у которого уже был переключатель на 5 каналов. Переключатель на 12 каналов впервые появился на телевизорах "Рубин-101" в 1957 году, хотя в эфире по прежнему транслировалась одна телевизионная программа.



Телевизор Рубин СССР 1960

Вторая телевизионная программа появится только в 1965 году, да и то только в Москве. У нас вторую программу начали показывать только в 77 году. Мы тогда обрадовались и думали, что скоро все 12 каналов будут показывать. Оказалось не все так просто, а 12 каналов на переключателе сделаны совсем для другого.

В начале развития телевидения в крупных городах поставили по одной телебашне. Они охватывали телевизионным сигналом территорию 30-70 км. и никому не мешали.


Для крупного города, да еще и с пригородом, одной телебашни мало. Для охвата территории приходится ставить еще башни. Вот тут и начинаются проблемы: если телевизионную передачу передавать со всех башен на одном канале-они будут мешать друг-другу. Поэтому с соседних телебашен передают на разных каналах.


12 каналов хватило только для организации вещания двух телевизионных программ. Для расширения вещания на большее число программ потребовалось использовать частоты в дециметровом диапазоне (ДМВ). Почему именно выбрано 12 канальная система (а не 10 или 15 каналов) не совсем понятно. Единственное логическое объяснение - люди привыкли к 12 часовой системе. Для барабанного переключателя программ это 12 поворотов по 30 градусов.

Система телевизионных каналов была разработана Международным вещательным союзом IBU, которая в 1950 году трансформировалась в новую организацию EBU. В 1946 году СССР и еще 25 стран вышли из этой организации и создали свой союз OIRT.

Вот так выглядит Переключатель Телевизионных Каналов (ПТК) советских ламповых телевизоров


Пружинящая пластина с колесиком сбоку - причина тугого и шумного переключения каналов. Благодаря этой пластине барабан поворачивается с шагом 30 градусов.


В феврале мы начали публикацию цикла статей об истории развития телевидения в бывшем Советском Союзе, автором которого является Василий Гуляев. Материал представляется интересным для многих читателей, поскольку подается с точки зрения рядового телезрителя.

Учитывая огромные размеры территории Советского Союза, довольно скоро встал вопрос охвата всей страны телевизионным сигналом. На 1 января 1961 года в СССР было запущено 100 мощных и около 170 маломощных передатчиков, что обеспечивало охват телевизионным вещанием примерно 35% населения. Через пять лет число станций возросло до 170 и 480 соответственно, а количество телезрителей увеличилось только на 20%. Стало ясно, что простым увеличением числа передатчиков невозможно охватить вещанием всю оставшуюся территорию, да и строительство и обслуживание радиорелейных линий в некоторые регионы было трудновыполнимой задачей.

Самым оптимальным решением проблемы являлся подъем ретранслятора как можно выше над поверхностью Земли. Предложений и экспериментов было много – даже с использованием воздушных шаров или самолетов, но, конечно, ни один из этих методов ретрансляции не мог сравниться со спутниковой.

Станция космической связи в Кемерово.

Станция космической связи в Кемерово.

Дело в том, что с марта 1963 года передачи цветного изображения уже велись в тестовом режиме, и среди телевизионщиков-технарей и ученых шло активное обсуждение – по какой же из имеющихся в мире систем цветного телевидения будет в итоге вещать советское?

Надо ли говорить, что параметры НИИР-овской системы по сравнению с оригиналом ухудшились. И даже приверженцы всего отечественного вынуждены были признать, что она явно не конкурент всем имеющимся на то время системам телевизионного цветного вещания. Как быть?

Юрий Сенкевич

Юрий Александрович Сенкевич

Стало ясно, что передачу должен вести специалист, имеющий медицинское образование и в то же время не лишенный литературного дара. На должность ведущего была приглашена Юлия Белянчикова, молодой специалист, работавший в то время в Центральном институте переливания крови (теперь Гематологический научный центр РАМН), обладавшая фотогеничной внешностью.

Юлия Белянчикова

Юлия Васильевна Белянчикова

60_12

За 15 лет существования программы в эфир было выпущено 133 выпуска. Съемки были прекращены в ноябре 1980 года после обострения политической обстановки в Польше.

60_18

60_19

60_20

60_21
60_22

Старый телецентр на Шаболовке давно уже стал тесен для выполнения своей роли. И было принято решение строить новый — в подробности вдаваться не станем, просто обратите внимание на знаковые даты.
22 апреля 1964 года (день рождения В. И. Ленина) в торжественной обстановке было заложено здание нового 13-этажного телецентра в Останкино для Центрального телевидения. Ну а к 7 ноября 1967 года (50-летие революции) была сдана в эксплуатацию его первая очередь (15% всего объема). А также начала функционировать уникальная антенна — башня из железобетона высотой 540 метров. Начало строительства этой башни – лето 1960 года. Техника телецентров претерпела радикальные изменения. Операторы получили новое поколение студийных камер, оборудованных трансфокаторами. Большие видеомагнитофоны (в телецентрах и передвижных студиях на базе автобусов) существенно изменили характер программ, вещание стало более упорядоченным, исчезли неожиданности, присущие прямому эфиру.

60_24

60_23

Читайте также: