Как отучить ребенка от телевизора в 2 года комаровский

Обновлено: 18.05.2024

Это новый материал, но когда-то Тигренок уже писал на эту тему - "Аденоиды". (Учитывайте, что информация содержащаяся в более ранней статье может быть не совсем актуальной.)

Сейчас мы предлагаем Вам ознакомиться с современным взглядом на данную проблему.

Статью подготовил врач оториноларинголог детской клиники Тигренок Рамазанова Гюнай Альниязовна

ЛОР-врачи бьют тревогу: у каждого 2-го ребенка есть проблемы с аденоидами. Если присмотреться к детям в старших детсадовских группах и первоклашкам, то страдающих аденоидами можно легко заметить – такие дети дышат ртом. Казалось бы, ничего страшного. Но, если не вмешаться и пустить все на самотёк, то аденоиды могут стать причиной не только постоянных простуд, но и таких серьезных осложнений, как гнойные отиты и потеря слуха. Еще недавно единственным методом решения проблемы была операция. Сегодня врачи нашли способ обойтись без хирургического вмешательства.

Что такое аденоиды и почему они становятся проблемой?

Аденоиды располагаются за носом, в носоглотке. В детском возрасте аденоидная и лимфоидная ткань защищает нас от инфекций. В норме к 14 годам аденоиды, выполнив свою функцию, исчезают сами собой. Это происходит под воздействием половых гормонов. Крайне редко аденоиды сохраняются у взрослых.

Лимфоидная ткань тоже может стать очагом инфекции. Вирусы и бактерии через нос попадают в носоглотку на ткань аденоидов. Аденоиды начинают бороться с инфекцией. Если борьба неравная, то аденоиды воспаляются. И в этом случае уже сами аденоиды становятся источником инфекции. Из-за того, что рядом с аденоидами находятся слуховые трубы, нагноившиеся аденоиды могут спровоцировать средний отит. Этот сценарий – один из наиболее опасных. Гнойные отиты, экссудативные отиты могут привести к снижению слуха на всю жизнь.

Как разорвать этот замкнутый круг?

Носовое дыхание – очень важно для ребенка. Растущий организм нуждается в кислороде больше взрослых. Если научить ребенка заново дышать носом, то всех вышеперечисленных проблем можно избежать. Но как это сделать? Ведь ребенок начинает дышать ртом вынужденно.

Дыхание ртом – вредная привычка! Здоровый человек должен дышать только носом. При дыхании через рот количество поступающего в организм человека кислорода составляет всего 78 % нормального объема, а при хроническом ротовом дыхании развивается гипервентиляция легких. Дышащий ртом ребенок делает вдох каждые 3 секунды. По этой причине в организм через носовые пути попадает в 10 раз больше болезнетворных микроорганизмов.

Если ребенок дышит ртом, необходимо лечение. Но сначала нужно установить причину ротового дыхания.

Когда нужна операция?

Если не проведена эндоскопия носоглотки, тимпанометрия и врач на обычном осмотре говорит: нужна аденотомия – это неверный подход. В 21 веке нужно делать полное обследование. Если ребенок беспокойный и невозможно провести эндоскопию, то необходимо сделать хотя бы КТ или рентгенографию носоглотки. Без эндоскопии или рентгена врач не может адекватно оценить, что именно является причиной проблемы. Мозговая грыжа? Опухоль? Или все-таки это аденоиды? Эндоскопия носоглотки снимает такие вопросы.

✓ Неправильный прикус и скученность зубного ряда.
✓ Проблемы с дикцией.

Если есть хотя бы один из признаков, то следует обратиться к специалисту. А лучше всего – к нескольким. Междисциплинарный подход, когда врачи разных специальностей вместе решают одну проблему, в данном случае оптимален. Ребенка с ротовым дыханием обязательно должен посмотреть не только ЛОР, но и ортодонт. Очень часто требуется помощь логопеда.

Лечение аденоидов без операции: как это работает?

Нужно обратить внимание на форму челюстей. Верхняя челюсть и твердое небо – это и дно носа анатомически. Если челюсти сужаются – уменьшается объем носа и человек не может полноценно дышать.
После обследования врач подбирает для ребенка специальные съемные аппараты из медицинского силикона - миофункциональные ортодонтические трейнеры. На верхнюю и нижнюю челюсть. Весь период лечения (до полугода) ребенок должен спать с трейнерами и носить их днем в течение 1 часа, ежедневно. Кроме того, назначается дыхательная гимнастика, упражнения для околоротовых мышц и языка.
Трейнер постепенно, очень мягко, воздействует на челюсти и заставляет их принимать физиологически верное положение, стимулирует их рост и развитие. Улучшается проходимость воздуха по носовым ходам – воздух свободно циркулирует на вдохе и выдохе. В процессе такого лечения верхние дыхательные пути формируются правильно, увеличивается просвет верхних дыхательных путей в зоне глоточной миндалины. Дети перестают храпеть и начинают нормально дышать носом.

Ношение трейнеров в комплексе с дыхательными и мышечными упражнениями учат ребенка смыкать губы в покое, поскольку стимулируются тонус круговой мышцы лица и рефлекс смыкания губ. Ребенок привыкает к трейнеру в течение 10-14 дней. Упражнения занимают 5-10 минут, их легко запомнить и выполнять. Первые результаты становятся видимыми уже через 3-6 месяцев. Выражается это, прежде всего, в снижении частоты заболеваний ОРЗ, гриппом, отитами.

86% экссудативных отитов вылечиваются только ношением трейнеров и упражнениями. Это доказано. Не требуется никаких лекарств, физиотерапии, процедур и промываний.

Во время сна. Дождитесь, когда ребенок глубоко заснет. И понаблюдайте. Родителей своих маленьких пациентов я прошу делать 30-секундное видео и, затем оцениваю – частоту дыхания во сне, есть ли храп и остановки дыхания? Видеосъемку нужно делать таким образом, чтобы было видно губы – приоткрыты они или сомкнуты? Если рот приоткрыт на 1-2 миллиметра это уже ротовое дыхание. Уже нужно бить тревогу! Без таких наблюдений вы не сможете понять, есть ли апное у ребенка. С такой видеозаписью вашему лечащему врачу будет более понятна клиническая картина. Покажите ему видео.

Во время бодрствования. Обращайте внимание на ребенка, когда он сильно увлечен игрой: собирает конструктор, рисует. Смотрите, как он дышит. Приоткрыты ли у него губы? Когда ребенок глубоко занят, например, просмотром мультиков, и приоткрывает рот – это тоже сигнал о том, что есть слабость околоротовых мышц. И, значит, эти мышцы нужно тренировать. Иначе эта ситуация тоже может привести к увеличению аденоидов, изменению прикуса и другим серьезным проблемам. Рот должен быть прикрыт всегда, если мы не едим, не пьем и не разговариваем!

Как слышит ваш ребенок? До 10 лет ребенок, как правило, не жалуется на слух. Даже если плохо слышит. Обратите внимание, на какой громкости он смотрит мультики? Просит ли он включить погромче? Переспрашивает ли он? Бывает ли, что вы не можете достучаться до ребенка – он как будто вас не слышит? Снижение слуха – серьезный симптом, на который нужно обязательно обратить внимание как можно раньше.


Невооруженный взгляд может не увидеть разницы между детьми с задержкой психического развития и признаками умственной отсталости. На самом деле их отличия принципиальны. И, что главное, это дает возможность первым в дальнейшем наладить психическое развитие и стать полноценной ячейкой общества при соответствующем обучении. Вторые, к сожалению, остаются вне игры, исключая психический прогресс. Однако может быть и третий вариант, когда менее утрированная задержка психического развития (ЗПР) усугубляется, приобретая черты умственной отсталости (УО).

Чтобы понять механизм данной трансформации, следует четко разграничить оба понятия.

Дети с ЗПР

Задержка психического развития – это пограничное состояние между нормой и умственной отсталостью, выражающееся в замедлении темпа нормального психического развития данного возрастного периода. Сопровождается отставанием в развитии функций психики, таких как мышление, память, внимание, эмоции, волевая сфера. Это проявляется в скудной интеллектуальной деятельности, ограниченности знаний и представлений, доминировании игровых интересов, быстрой утомляемости от интеллектуальной работы.

Иными словами, ребенок ведет себя инфантильно. Его поведение не соответствует реальному возрасту. Оно как будто откатывается назад, на несколько ступеней ниже, повторяя поведение детей более младшего возраста.

Однако в условиях корректного обучения такой ребенок способен достаточно хорошо приспосабливаться к жизни в обществе, повышая уровень своего развития.

Среди причин, провоцирующих патологию, можно выделить биологические и социальные факторы. К биологическим относят патологии во время беременности, недоношенность, родовые травмы, генетические заболевания, тяжелые соматические заболевания, травмы, инфекции в раннем возрасте, проблемы слуха и зрения. К социальным факторам относятся:

  • педагогическая запущенность;
  • систематические психотравмы;
  • неприемлемые условия воспитания;
  • ограниченность жизнедеятельности ребенка.

В зависимости от причины, ЗПР может проявляться в нескольких формах.

1-ая форма носит конституциональный характер и встречается у детей с инфантильным типом телосложения. Такие дети проявляют яркие, живые эмоции, превалирующие в поведении. Их развитие отстает от возрастной нормы, соответствуя более ранней стадии развития. Они с головой вовлекаются в игровую деятельность, творчески проявляя себя, очень подвижны.

Это именно те школьники, которым сложно усидеть на уроке и соблюдать дисциплину. Из-за сниженной способности контролировать свое поведение, мышление, эмоционально-волевую сферу вне благоприятных условий такое положение дел может свестись к социальной дезадаптации.

2-ая форма имеет соматогенную природу, то есть возникает в связи с хроническими заболеваниями, вызывающими упадок сил, снижается активность деятельности. Это формирует такие особенности характера, как неуверенность в своих силах, различного рода опасения, сомнения, робость.

3-я форма развивается вследствие педагогической запущенности. Такие дети физически совершенно здоровы и являются обладателями изначально нормальной нервной системы. В условиях дефицита информации, воспитания и эмоциональной близости со значимыми людьми, у них наблюдается недостаточное развитие должных навыков, умений, знаний.


При данной форме ЗПР преобладает мозаичное мышление. Это отрывочное восприятие, знания понемногу обо всем, которые не подкрепляются опытом и переживаниями. Так вот, дети с 3 формой ЗПР очень хорошо ориентированы и сообразительны в знакомых для них ситуациях или в том, что вызывает неподдельный интерес. Если ребенок развивается в условиях дефицита внимания, он приобретает такие черты, как бесконтрольность над собственными эмоциями, импульсивность, безответственность.

Гиперопека приводит к эгоцентризму, безволию, тунеядству. В целом, ребенок имеет хорошо развитые психические функции (память, мышление, внимание), но при этом может не уметь читать, считать, не знает элементарных геометрических, математических понятий. Однако образное мышление высокоразвито.

4-я форма обусловлена органическим поражением ЦНС во время беременности, родов и на протяжении первого года жизни. Незрелость и инфантилизм проявляются во всех сферах. Нарушение моторики выражается в виде повышенной возбудимости, неловкости движений, нарушении сна. Эмоции примитивны, неяркие. Игра – стереотипная и однообразная, но преобладает над учебной деятельностью.

Такие дети условно делятся на две категории: с повышенным настроением (импульсивность, расторможенность) и пониженным (боязливость, страхи, несамостоятельность). 4-я форма ЗПР вызывает парциальное, то есть частичное нарушение познавательной деятельности.

ЗПР не является тотальным недоразвитием, а выражается в замедлении темпа психического развития. Следует понимать, что состояние носит обратимый характер, но при условии должного специфического обучения.

Умственная отсталость

Такое название получило недоразвитие психической деятельности. Как правило, ее провоцируют несколько факторов, среди которых на первом месте генетические заболевания. Другую группу составляют экзогенные факторы: травмы, интоксикации, инфекции, гипоксия плода.

Умственная отсталость имеет необратимый характер и характеризуется следующими особенностями:

  • тотальность поражения – нарушаются все нервно-психические функции. В особенности страдает речь – грамматическая сторона, активный словарный запас очень скудный. Эмоции плоские, однообразные, мало контролируемые;
  • в первую очередь среди психических процессов страдает мышление. Его дефицит приводит к недоразвитию элементарных процессов психики: память, речь, восприятие.

УО, прежде всего, представлена олигофренией. Это недоразвитие мозга, связанное с повреждением коры больших полушарий, необратимого характера. Является врожденным или приобретенным до двухлетнего возраста дефектом.

Различают три степени олигофрении:

  • дебильность;
  • имбецильность;
  • идиотия.


Они различаются степенью выраженности интеллектуального дефекта. Если IQ при дебильности составляет от 50 до 70, то при идиотии этот показатель равен 20.

Дети, страдающие дебильностью, способны к простому труду. Им сложно усваивать новые навыки, а их эмоции весьма примитивны. Сенсомоторные реакции замедлены. Сохраняется фразовая речь, механическая память. Они способны овладевать базовыми навыками чтения, письма, счета. Дебильность – самая легкая степень расстройства.

Имбецильность сохраняет наиболее примитивные навыки самообслуживания, способность запоминать небольшой объем информации, позволяет получить элементарные учебные навыки.

Идиотия – грубое, глубокое нарушение мышления (практически отсутствует) и всех психических процессов в целом. Такие дети не способны к самообслуживанию, плохо ориентируется в пространстве. Практически никого не узнают кроме ухаживающих за ними людей. Поведение чаще диктуется инстинктивными программами. Речь непонятная. Такие выражения эмоций как плач, слезы, не свойственны.

Деменция – это приобретенное слабоумие, развивающееся у ребенка после 2-3 лет, и сопровождающееся распадом уже сформированных психических функций. Спровоцировать деменцию могут инфекции или травмы. Состояние характеризуется неравномерностью поражения, когда одни отделы ГМ страдают больше, чем другие.

Умственная отсталость и ЗПР: в чем разница

Оба состояния очень похожи между собой, поскольку и в том, и другом случае наблюдается искажение, нарушение психических функций и несоответствие уровня развития ребенка его возрасту. То есть поведение, эмоции, интеллект находятся на стадии, характерной для младшего возраста. Однако специалист обязан провести дифференциальную диагностику, чтобы определиться с диагнозом. Это очень важно, поскольку умственная отсталость и ЗПР подвергаются различным методам терапии, преследуемым отдельные цели.

Чтобы быстрее уловить разницу между расстройствами, представим их сравнение в виде таблицы:


Многие родители замечали, насколько быстро дети привыкают к телевизору – он им интересен, и увидев что-то интересное в загадочном ящике лишь однажды, кроха будет требовать включить телевизор достаточно часто. Но, в лучшем случае, ребенок будет смотреть познавательные мультфильмы, с полноценными диалогами и монологами, но в худшем – перед ним будет проноситься сплошной поток самой разнообразной информации в виде фильмов, новостей, аналитический передач, большого количества бессвязных рекламных блоков. Вся эта информация смешивается в кучу для ребенка и перестает быть хоть на толику полезной. Отучить же ребенка от телевизора и просмотра мультиков очень сложно, но, все-таки, возможно. Давайте рассмотрим основные правила взаимоотношений телевизора и ребенка, а также изучим возможный вред телевизора для детей.

Сколько можно смотреть телевизор ребенку?

Согласно мнению специалистов и ученых, наблюдавших долгое время за детками смотрящих телепередачи, и огражденных от телевидения, просмотр телепередач детьми должен строго контролироваться родителями.

К примеру, телевизор и грудной ребенок – понятия несовместимые. Большиснтво ученых сходятся во мнении, что детям до года смотреть телевизор нельзя, а если и смотреть – исключительно спокойные мультфильмы, не более 15 минут в день. В противном случае, частый просмотр телевизора детками, не достигшими года, чреват ухудшением здоровья, нервной системы, а также задержками в развитии речи и внимания.

Кроме того, маленьким детям не стоит смотреть мультфильмы с молчаливыми или вовсе беззвучными персонажами – горячо любимые Том и Джерри, Ну погоди!, Телепузики. Если уж ваш ребенок обожает какой-то подобный мультфильм, родители обязательно должны присутствовать при просмотре и комментировать малышу происходящее на экране, иначе, задержки в развитии речи и походов к логопеду не избежать!


Ученые отмечают, что вред телевизора, наносимый маленьким детям, может иметь как соматический характер, то есть, сказываться, непосредственно, на здоровье ребенка, так и психологический – делать ребенка нервным, легко возбудимым, вспыльчивым, навязывать неверные стереотипы.

Нередко родители подают дурной пример своим детям – принимают пищу перед телевизором. Действительно, так удобно сев в кресло покушать после работы. Но подобное поведение, часто перенимаемое маленькими детьми, по мнению гастроэнтерологов, сильно вредит желудочно-кишечному тракту и может привести к возникновению весьма неприятных заболеваний – гастриту, язве. Все дело в том, что при просмотре телевизора во время еды, желудочная секреция вырабатывается в малом объеме, что и становится причиной многих заболеваний.

Просмотр мультиков для малыша – погружение в целый мир цветных ярких персонажей, увлекательных историй и самых необычных поступков. Если взрослый видит лишь красивую картинку, ребенок может с головой погружаться в мультипликационный мир, со временем начиная подражать своим героям, а они могут часто совершать весьма необдуманные и даже опасные поступки. Во многих популярных мультиках персонажи могут совершенно спокойно падать с крыши дома, ронять на голову кирпичи, проваливаться в люки, при этом улыбаться и чувствовать себя вполне хорошо. Важно объяснить ребенку, что мир мультфильма- это выдумка его создателя, и вещи, демонстрируемые в нем могут быть опасны в реальной жизни.

Ребенок и телевизор не могут существовать в отдельности, наличие родителей строго обязательно – об этом без устали твердят ученые и педиатры всего мира. Современный телеэфир, состоящий из сомнительных телешоу, фильмов, и обилия рекламных родиков самого разного содержания представляет опасность для ребенка. Выделить и фильтровать нужную информацию малышу еще очень и очень сложно, поэтому часто дети запоминают весьма неприятные фразы из рекламы или сериалов.


Если взрослые перед телевизором, лежа на диване или сидя в любимом кресле отдыхают после трудовых будней, то детский организим, напротив, испытывает существенные нагрузки. При просмотре мультиков ребенок быстро переутомляется и становится нервным, часто замедляется реакция и ухудшается самочувствие. По мнению психологов, частый просмотр телевизора в раннем возрасте может стать причиной возникновения неконтролируемых страхов и тревожного поведения у детей.

Многие родители, чьи чада долго и бесконтрольно смотрели мультфильмы по телевизору, уже хорошо знакомы с тем, как влияет телевизор на детей – их дети в 3-4 года очень плохо разговаривают, чаще издают какие-то звуки и нуждаются в помощи логопеда. Происходит это из-за нехватки общения – часто в мультфильмах персонажи очень мало разговаривают, а значит, ребенку не достаточно речевой базы, на основе которой и будет происходить его обучение речи.

Кроме того, может ухудшаться внимательность и устное восприятие, ведь телевизор настраивает малыша на визуальное восприятие информации.

Включайте телевизор лишь с определенной целью – посмотреть любимый фильм, мультик или передачу. Сразу после просмотра выключайте прибор – такое же поведение прививайте малышу, даже если разрешаете ему смотреть мультики – сразу по их окончанию телевизор должен быть выключен.

Чаще гуляйте с ребенком на свежем воздухе, общайтесь с ним и играйте в игры, устраивайте театральные постановки, которые помогут превратить реальную жизнь в мульт-постановку. Это не только полезно, но и приятно самому малышу практически любого возраста.

Когда ребёнка можно оставлять один на один с экраном (неважно, телевизор это или какой-нибудь гаджет)? Ответа на этот вопрос нет. Зато есть ответ на противоположный вопрос: до какого возраста контакт ребёнка с экраном следует минимизировать?

planshet.jpg

Маленьких детей не следует оставлять один на один с экраном

На этот счёт есть вполне конкретные рекомендации педиатров. В частности, Американская академия педиатрии информирует родителей:

для детей в возрасте младше 18 месяцев контакт с экраном крайне нежелателен. Его следует избегать, за исключением случаев видеообщения ребёнка с близким ему человеком.

Детей в возрасте от 18 до 24 месяцев можно допускать к экрану только в присутствии взрослых, которые должны тщательно отбирать контент. Необходимо, чтобы то, что ребёнок видит на экране, было ему понятным. Родитель должен не просто находиться рядом, а объяснять ребёнку, что тот видит и как это следует понимать. Естественно, что долгим подобное занятие быть не может.

В возрасте от 2-х до 5-ти лет нахождение ребёнка у экрана следует ограничивать одним часом. И опять-таки необходимо, чтобы родители активно участвовали в просмотре, поясняя ребёнку, как он может применить то, что видит, к окружающему его миру.

Если в семье есть дети, стоит предусмотреть создание безэкранных зон. Например, в семье может быть принято, что во время поездок или в течение обеда, никакого контакта со СМИ быть не должно. Также хорошо полностью исключить наличие экранов в спальнях.

Почему так важно защитить ребёнка от переизбытка контакта с экраном?

Слишком раннее погружение в экранную стихию приводит к задержке развития. Этот факт подтверждён уже многими исследованиями. Результаты одного из последних, проведенного специалистами медицинского центра детской больницы Цинциннати (США), опубликованные в журнале JAMA Pediatrics (издаётся Американской медицинской ассоциацией), показывают связь между временем, проведенным ребенком у экрана, и развитием белого мозгового вещества.

В ходе исследования детям сначала были предложены когнитивные тесты; потом было проведено МРТ-сканирование.

Учёные формулируют следующие ключевые выводы из своего исследования:

показатели, отражающие более длительный контакт с экраном, связаны с более низким уровнем выразительности языка, неспособностью быстро называть объекты (меньшей скоростью обработки информации) и более проблемным формированием навыков грамотности.

vred-televideniya.jpg

Необходимо помнить: телевизор способен причинить вред ребенку

те же показатели связаны с более низкой целостностью белого вещества головного мозга, что влияет на его организацию и миелинизацию – процесс формирования миелиновой оболочки вокруг нерва, позволяющей нервным импульсам двигаться быстрее. Подобные изменения обнаруживаются в трактах (проводящих путях) белого вещества, ответственных за развитие языковых навыков, формирование грамотности, исполнительскую функцию (последняя включает в себя, в частности, способность самоконтроля).

То есть результаты тестов были подкреплены соответствующей картиной на органическом уровне.

Обследовались дети в возрасте от 3-х до 5-ти лет. Исследование ничего не может сказать по поводу того, приводит ли чрезмерное общение с экраном в детстве к формированию долгосрочных рисков развития нервной системы, поскольку его результаты привязаны лишь к определённому возрасту. Однако стоит иметь в виду, что именно раннее детство – период наиболее быстрого развития мозга и формирования его функций.

Не занимайтесь самолечением. Обратитесь к нашим специалистам, которые правильно поставят диагноз и назначат лечение.

Читайте также: