Как отвлечь родителей от телевизора

Обновлено: 17.05.2024

Когда телевизор очищает сознание

Философ Маршалл Маклюэн знал, что дети иногда не слышат родителей, когда те их воспитывают, но они всегда видят взрослых и берут с них пример.

Если вместо общения в семье каждый занят просмотром своей передачи, сидя в собственной комнате, то воспитателем ребенка становится телевизор со всеми вытекающими последствиями, а родители лишь исполняют волю создателей шоу-программ и рекламных роликов.

Комментарий эксперта

Дуглас Джентиле, профессор психологии Университета штата Айова:

Цель проектов — помочь родителям в получении правдивой информации о влиянии СМИ на развитие детей.

Взрослые, бывает, удивляются тому, что они в состоянии повлиять на мир, перенасыщенный СМИ. Лучшим результатом нашей работы стал тот факт, что родители на самом деле обладают сильным влиянием по поводу решения о том, что и когда должен смотреть ребенок.

Мы доказали, что если родители устанавливают ограничения на количество экранного времени, постоянно разговаривают с ними о том, что они видят и слышат, это — мощный защитный фактор для детей.

Устанавливая телевизор в комнату, где спит ребенок, родители предоставляют им возможность бесконтрольного 24-часового доступа к любым программам и практически утрачивают контроль количества и качества просматриваемых детьми передач.

Исследование также показало, что дети по вечерам смотрели программы и играли в видеоигры, где высок уровень жестокости, что увеличивает уровень физической агрессии ребенка в реальности.

Что касается рисков при бесконтрольном просмотре программ ТВ, то мы опросили 13 500 подростков и вот что выяснили.

Занятие любым делом оставляет в голове ребенка информацию о нем, поэтому вывод однозначен: долгосрочный эффект видеоигры заключается в том, что, сохраняя бдительность на экране и отвечая агрессией в игре, чтобы выиграть, дети обязательно переносят этот опыт в реальную жизнь.

К сожалению, опрашивая родителей, мы убедились, большинству из них неизвестно, что именно смотрят их дети, когда включают телевизор в своей комнате. Мы склонны думать, что дети (подростки особенно!) вряд ли смотрят образовательные шоу или играют в обучающие игры.

Причины веские:

излучение, вредно влияющее на живые организмы вообще; восприимчивость грудничков к ультразвуку низких тонов, который взрослые не слышат; снижение защитных барьеров организма; угнетение иммунной системы растущего организма; излишняя нагрузка на мышцы глаз; снижение двигательной активности малыша; задержка психического развития.

Родители ведь желают добра своим детям, разве не так? В таком случае, стоит изменить некоторые свои привычки хотя бы на время, пока малыш подрастет.

Комментарий экспертаРассел Винер, педиатр, доктор философии, профессор института детского здоровья, директор Исследовательской группы по вопросам ожирения

Выводы ученых, касающиеся изучения рисков, связанных с влиянием телевидения на здоровье детей, следует принимать всерьез. Особенно, это касается результатов о катастрофическом снижении физической активности малышей.

Появление большого количества детей с избыточным весом свидетельствует о том, что необходимы срочные меры по предотвращению ожирения у подростков. Как это связано с телевидением? Зависимость прямая, что подтверждается результатами исследований.

Дети, у которых в спальнях есть телевизоры, уже обладают избыточным весом по сравнению с теми, у кого их в комнатах нет. Чем больше ребенок проводит времени у телевизора, тем больше вероятность, что он наберет лишний вес.

Согласно данным, опубликованным в специализированном журнале по проблемам ожирения, ученые в течение нескольких лет обследовали 12000 малышей в Англии и выяснили, что более чему половины из них в спальнях были установлены телевизоры с 7 лет.

Позже, когда детям исполнилось 11, исследователи вывели свой индекс массы тела (соотношение роста и веса), включая процентное содержание жира в организме.

Как выяснилось, склонность к избыточному весу у девочек и мальчиков различна.

Девочки к 11 годам были на 30% более склонными к избыточному весу.

Для мальчиков этот показатель — 20%.

Фактически исследования доказали, что существует четкая связь между наличием телевизора в комнате маленького ребенка и лишним весом у него же через несколько лет.

Уберите ваших детей от наших телевизоров

Еще в конце 90-х социологический мониторинг программ ведущих российских телеканалов, проведенных учеными РАО, показал неутешительные результаты:

Извечные российские вопросы о том, кто в этом виноват и что теперь делать родителям, к счастью, имеют ответы.

Пример подают знаменитости:

Мадонна запретила вечерний просмотр телепередач всем своим детям, невзирая на возраст; Виктория Бекхэм контролирует просмотр детьми всех телепередач и всегда знает, что именно они смотрят, причем вечерних программ нет в списке; Юлия Высоцкая ограничила айпад в будни 20-ю минутами, а просмотр телевизора и пользование Интернетом разрешено только в течение часа в выходные дни, причем под ее контролем.

Все звездные мамы внимательно наблюдают за состоянием детей после просмотра телепередачи и спрашивают о том, что взволновало или расстроило ребенка.

Актер Эван Макгрегор убежден, что нужно отложить ноутбук, выключить телевизор и убрать газеты, общаясь с детьми, если родители действительно их любят. Эван, без сомнения, знает, о чем говорит — у него четверо детей.

Полностью посвятить себя малышам, даже если эта игра или разговор продлился недолго, по мнению актера, самое главное.

Мозг ребенка постоянно воспринимает и обрабатывает все поступающие извне сигналы, поэтому работающий в фоновом режиме телевизор влияет на работу мозга, даже если внешне это никак не проявляется.

Так или иначе, концентрация внимания ребенка при фоновой работе телевизора неуклонно и очень быстро падает, а качество основной деятельности снижается. Школьнику в такой ситуации труднее усваивать материал учебника, малышу же почти невозможно полностью включиться в игру или творческое занятие.

Избавиться от телевизоров, планшетов и прочих гаджетов невозможно. Они действительно бывают крайне необходимы в нашей жизни. Все так, но не за счет здоровья.

Поверьте специалистам, когда они утверждают, что здоровье и социальные навыки ваших детей находятся в ваших руках.

Дети без телевизора или родители без телевизора для детей

Прежде чем отвечать, я бы хотела заметить, что больше всего этот вопрос беспокоит тех родителей, для которых телевизор или компьютер – одно из основных времяпрепровождений, и родителей, считающих, что дети развиваются только тогда, когда их стимулируют к этому извне.

Если телевизор ваш постоянный спутник…

Если ваш образ жизни построен таким образом, что телевидение стало фоном всех домашних дел, то для того, чтобы изолировать от него детей, – особенно если вы живёте не в самой просторной квартире, – вам придётся довольно существенно изменить свои бытовые привычки.

Это непростой шаг. В этом случае вам необходимо разработать и воплотить план новой организации жизни. Вы не просто выдворяете телевизор из комнаты ребёнка, если он там был. Вы исключаете телевизор из пространства или времени совместного пребывания взрослых с детьми и детей подле занятых другим делом взрослых.

Очень может быть, окажется, что время, отводимое на совместную трапезу и рутинные домашние дела, станет заполнено как бы не полностью. Ощутив эту пустоту, и вы, и дети потянетесь к телефонам и планшетам, как только погаснет экран, – и лучше бы вам в этот момент обнаружить, что вы сложили их заранее в отведённое им место, откуда лишний раз твёрдо решили не доставать.

Образовавшаяся пустота может и должна быть заполнена не другими способами отвлечься, а наполниться общением и взаимной заботой. Для того, чтобы те моменты, которые вы разделяете друг с другом, были благоприятны для развития ваших близких отношений, стόит почитать качественные образцы психологической и педагогической литературы, посвящённые общению вообще и общению детей и родителей в частности. Я бы упомянула книги Ю. Гиппенрейтер, А. Фабер и Э. Мазлиш, А. Ю. Борисова, Н. Латты, В. Сатир, М. Монтессори, Г. Ньюфелда. Информация, которая есть в этих книгах, принесёт вам гораздо больше пользы, чем десятки новых способов завладеть вниманием ребёнка, если, например, вы обнаружите, насколько сильно и вы сами, и ребёнок привыкли к тому, что он соглашается есть только тогда, когда его что-то (и раньше это был мультфильм) развлекает.

Я призываю родителей к развитию коммуникативной и педагогической компетентности (умения эффективно общаться, взаимодействовать и воспитывать) ради ваших детей и вас самих. Вы – образец для подражания: дети учатся взаимодействовать с другими людьми, в первую очередь впитывая ваши модели поведения, общения, поведения в конфликтах, уважительности, вежливости… Используйте опасение повредить детям телевизором и планшетом как стимул стать лучше, чем вы уже есть, чтобы не только стать для них отличным примером, но и самим испытать пользу эффективных стратегий общения.

Как уже было сказано, вопрос о том, чем занять ребёнка, если не планшетом и телевизором, особенно беспокоит также тех родителей, которые вменили себе в обязанность организовывать жизнь своего ребёнка. Уже довольно давно культивируется образ деятельного родителя, который непрестанно совершает какие-то педагогические действия над ребёнком во имя лучшего развития и успешности. Многие хотят быть похожи на этот идеал.

Как ни парадоксально, ноша невмешательства – одна из тяжелейших для родителя. Мы со всей неистовой силой родительской любви хотим причинить нашим детям добро. При этом мы упускаем из виду, что ребёнок – это творец взрослого в самом себе. Что из опыта детства должен вырасти человек, который будет жить своей собственной жизнью, реализовывать собственные интересы, раскрывать собственный потенциал, добиваться всего собственными силами. И всё это не может начаться когда-то потом.

Человек с рождения обладает жизнью, потенциалом, интересами, силами и желанием проявить себя в мире людей. Можно только помочь ему, но не сделать за него. Перетягивая полностью на себя ответственность за развитие ребёнка, родитель утаскивает на себя и всё остальное. Это подавляет в ребёнке волю, веру в себя, инициативность, энергичность, любознательность, креативность, умение прислушаться к себе, понять и реализовать себя.

Нельзя начать взрослую, активную, независимую и самостоятельную жизнь, став взрослым. Можно продолжить делать свою жизнь всё больше похожей на неё саму после того, как ты учился этому в течение всего детства. Это значит, что у детей должно быть достаточно времени на то, чтобы самим занять себя, проявить в действиях потребности развития (которые сможет заметить наблюдательный взрослый и предложить в окружающей ребёнка среде больше возможностей для того, к чему ребёнок проявил конкретно сейчас интерес). Это значит, что у детей должно быть достаточно времени и возможностей, чтобы экспериментировать, совершать и корректировать ошибки, изобретать для себя занятия, прислушиваться к своим ощущениям, чувствам, желаниям. Им нужно время, чтобы повстречаться со скукой, растерянностью, гневом, обидой – и победить.

Сказанное нисколько не значит, что все советы о том, как занять ребёнка лучше, чем телевизором, лишние, – напротив! Но мне думается, что они будут значительно более полезны малышу, если родитель, прежде чем выбирать и применять их, вместе с телевизором избавится и от не очень полезных воспитательных установок, о которых сказано выше и которые использование экрана могло маскировать.

Если телевизор занимал в жизни вашего маленького ребёнка значительное место – значит, он отгораживал не только его от него самого, но и вас от вас самих. Если вы настолько разумный и ответственный родитель, что разобрались в том, что экранные технологии вредны младшим детям, и твёрдо решили оградить их от телевизора и планшета, то не торопитесь, сделайте ещё один шаг.

Образно говоря, в погасшем экране вы увидите собственное лицо, и это прекрасный шанс лучше понять, в чём вы как человек и как родитель можете научиться быть мудрее, чтобы в нужные моменты дарить детям роскошь человеческого общения и посильную свободу действий, тоньше чувствовать, когда вашим детям нужна забота, а когда – независимость. Тогда всё, что вы предложите детям взамен телевизора, станет для них отличной возможностью и самым подходящим именно для них опытом.

Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома

Каждому из нас знакома следующая ситуация: мама с папой пришли уставшие с работы и, мечтая отдохнуть, усадили своего непоседу перед телевизором, ведь только такой вариант гарантирует несколько часов тишины и покоя. Мы, конечно, понимаем, что просмотр телевизора, во-первых, портит зрение, во-вторых, то, что сегодня показывают по детским каналом, не всегда можно назвать мультфильмами, прививающими детям такие черты характера как доброта, сочувствие, любовь к ближним. Так, согласно последним исследованиям, большинство детей двухлетнего возраста проводят у голубых экранов телевизора больше 10 часов за неделю (и это вместо рекомендованного часа в день).

Советуем серьезно заняться этой проблемой, набраться терпения и приступить к отучению малыша от телевизора. И первое, что должны сделать родители, поставить, прежде всего, перед собой простую и реалистичную задачу - ограничить время просмотра тремя мультфильмами в день. Однако учтите, что то время, которое раньше занимал просмотр мультфильмов, вы должны будете заполнить увлекательными играми (тут придут на помощь машинки, детские качели, коляски, куклы и солдатики), прогулками на свежем воздухе, чтением книг, поскольку переход к новому (здоровому) режиму у маленьких детей проходит достаточно болезненно.

Далее следует реалистично оценить время, которое ваше чадо и ваша семья проводит перед телевизором. И здесь надо учитывать не только просмотр телепередач и мультиков, но и семейный просмотр видео. Желательно завести мини-дневник, в который в течение недели записывать точное время начала, а также окончания телевизионного сеанса. Скорее всего, результаты вас неприятно удивят, ведь в большинстве семей телевизор работает практически круглосуточно.

Переходим к составлению списка телепрограмм, которые можно смотреть крохе. Здесь придется дисциплинировать не только малыша, но себя. Так, запрещено включать телевизор тогда, когда вам этого захочется. На семейном совете составьте план семейного просмотра, в котором будут учтены (пусть и минимальные) интересы всех членов семьи. Отступать от этого плана не рекомендуется.

Заинтересуйте кроху его старыми игрушками, которые когда-то за ненадобностью были помещены в кладовку в ожидании лучших времен. Всем известно, что новое – это не что иное, как забытое старое. Практику прятанья старых игрушек можно использовать достаточно долгое время, а, вернее, до потери актуальности той или иной игрушки.

Если кроха собирается в скором времени идти в сад, то вместо просмотра телевизора рекомендуем начинать учить цвета, буквы, цифры и направления движения. Поверьте, при желании можно и без телевизора сделать день карапуза увлекательным и познавательным.

Однако лучшим средством для отучения крохи от телевизора является следующий вариант – вообще не приучать его к нему. Лучше включайте детям диски с детскими песнями или напевайте их сами. К тому же именно пение развивает речевые навыки, а также слух, учит ребенка замечать разницу между всеми звуками речи, что очень пригодится ему во время учебы.

Ваш ребенок слишком сильно поглощён телевизором. Как отвлечь его и переключить на что-то более полезное?

Как телевизор втирается в доверие

Часто родители сами включают телевизор, чтобы развлечь ребёнка просмотром телепрограмм. Пока малыш с увлечением смотрит на экран, можно приготовить обед, прибраться в квартире или, что греха таить, посидеть с чашечкой кофе в укромном уголке квартиры.


Некоторым проблема телевизора может показаться надуманной. Однако у большого количества семей телевизоры есть и играют впечатляющую роль:

  • объединяющего начала, перед которым собирается семья;
  • кухонного атрибута — воспринимается как приправа к пище;
  • средства отвлечься — способ отдохнуть и переключиться после работы;
  • источника новостей.

Смотреть телевизор умеренно — не страшно. Но часто им злоупотребляют, причем происходит это в семьях:

  • где есть серьезные внутрисемейные конфликты;
  • где родители заняты тяжелой, нелюбимой работой, которая требует глубокого отвлечения;
  • где у родителей нет времени и желания заниматься детьми;
  • где у детей появились сложности в развитии, которые родители не знают как решить;
  • где у родственников есть хронические заболевания, которые вынуждают их к сидячему образу жизни (у телевизора).


Доказанный вред

Мерцающий экран с калейдоскопом цветов и быстро сменяющимися картинками — серьёзная нагрузка для детского зрения. Зачастую детей после долговременного просмотра передач приходится вести к офтальмологу, который прописывает им очки.

Если ребенок проводит перед телевизором слишком много времени, у него будет более интенсивно развиваться одно полушарие мозга, а другое, отвечающее за усвоение текста, не получит должной нагрузки. Из-за этого может развиться дислексия — сложности с чтением и письмом.

Просмотр телепередач — пассивное времяпровождение, дети не получают так необходимой им двигательной активности. Кроме того, они недостаточно осваивают и игровые навыки, поэтому у таких детей значительно хуже развивается фантазия и творческая деятельность.


Большое количество времени перед телеэкраном — это, чаще всего, замена необходимой родительской любви и внимания.

В меру — это сколько?

До 1,5 лет просмотр телевизора не рекомендуется даже в фоновом режиме, этот прибор в таком раннем возрасте может негативно влиять на нервную систему малыша, способствовать задержке общего и речевого развития.

От 3 до 7-8 лет время просмотра передач не должно превышать одного часа.

В средней школе — не превышать двух часов в день.


Сколько бы времени вы ни разрешали ребенку проводить перед экраном, следует строго придерживаться правил безопасного просмотра. Расстояние до телеэкрана должно быть не менее 5 его диагоналей. При этом не следует смотреть телевизор в темноте: комната должна быть комфортно освещена.

Что можно смотреть детям?

Содержание телепередач, отобранных для просмотра, должно соответствовать возрасту ребёнка, его опыту и особенностям. Передачи должны иметь художественный, познавательный и морально-нравственный уровень, а также решать задачу развития ребенка в конкретный возрастной период.

Категорически исключены передачи, в которых есть место для насилия или жестокости, встречаются сцены с наркотиками или алкоголем.


Внимательно следует отнестись к рекламным роликам. Яркая и привлекающая внимания реклама особенно нравится детям. Однако психологи отмечают, что примерно до 7-8 лет дети не отличают рекламу от обычной передачи. А ведь рекламируют в роликах на ТВ не всегда полезные и необходимые предметы. Роль рекламы детям обязательно следует объяснять, начиная уже с 5–6 лет.

Опасность может таиться и в юмористических передачах и шоу. Они однозначно рассчитываются на взрослых людей и могут быть неверно поняты детьми.

Да и безобидные на первый взгляд мультики, в мир которых малыш полностью погружен, могут спровоцировать на необдуманные поступки. Как часто персонажи популярных мультфильмов удачно падают с крыш или роняют себе на голову тяжелые предметы, как будто в этом нет ничего плохого и страшного!

Тактика отучения

Если вы поняли, что телевизор мешает семье, можно избавиться от него или попробовать менее радикальные методы.

  • Просмотр телевизора не должен быть удобным. Перед телевизором не должно быть дивана, он не должен просматриваться с кровати. Перед ним должна стоять не очень удобная, твердая мебель.
  • Можно накрывать выключенный телевизор темным покрывалом, чтобы не напоминать о его присутствии. Часто на форумах в родительских обсуждениях встречается совет убрать телевизор из центра комнаты. Якобы тогда ребёнок будет обращать на него меньше внимания, и ему будет легче забыть о нём. Рационального подтверждения таким предложениям не найдено, но и вреда от них нет никакого, так что, почему бы и не попробовать – убрать телевизор с глаз в какое-то менее заметное место.
  • Запрещать есть, пить за телевизором, чтобы не связывать удовольствие от просмотра со вкусной едой.
  • Не покупать новых телевизоров, не интересоваться новинками в этой отрасли. Нельзя ставить телевизоры во всех комнатах, телевизор должен быть не более чем один на одну квартиру, желательно старой модели. Не следует ставить телевизор в детской комнате: так вам будет намного сложнее проконтролировать время, которое тратит на просмотры ребёнок.
  • Можно отучать от ТВ постепенно. Допустим, сократить просмотр передач на один час в неделю. Следующая неделя – ещё час, и так до тех пор, пока время за просмотром телепередач не станет приемлемым для родителей. Ищите в программе мультфильмы покороче!
  • Телевизор не должен работать в фоновом режиме. Ребёнку будет очень сложно отвыкать от телевизора, если тот будет продолжать работать где-то на заднем плане.
  • Необходимо постараться сделать просмотры телепередач осознанными. Сначала всей семьёй из телепрограммы выбираются телепередачи, которые было бы интересно посмотреть. Семейные просмотры должны происходить строго по этому плану. Такой способ отучения более эффективен, чем простое сокращение времени, просиживаемого перед телеэкраном. Ребёнок должен твердо знать, что телевизор — не средство бездумного проведения досуга, а познавательный инструмент.
  • Научить ребёнка заниматься чем-нибудь интересным или полезным в часы, освободившееся от экранного просмотра.
  • Если вы сами любите отдохнуть перед телевизором, то сложно ожидать, что ребенку захочется вместо просмотра пойти в свою комнату и заняться там чем-то другим. Значит, чтобы отвлечь малыша от телевизора, следует увлечь его чем-то другим. Предложите ему заняться чем-нибудь вместе. Здесь каждая семья должна решить задачу по-своему. Кому-то подойдут дополнительные кружки и секции для ребёнка, для кого-то станут выходом ежедневные продолжительные прогулки. Какие-то семьи сумеют развить интерес ребёнка к хобби, ещё лучше будет, если оно станет общим для всей семьи. Но трудностей на этом этапе ожидается немало, и к ним нужно быть готовым. Замена яркому и зрелищному телевизионному контенту, над созданием которого работают профессионалы, дело далеко не простое, но ведь наше решение отучить – твёрдое, значит, отступать мы не намерены.

Как разрешать конфликты из-за телевизора

Не всегда отучение происходит гладко, поэтому родителям следует приготовиться к огорчению и капризам, а иногда даже и истерикам. Однако, если курс на преодоление зависимости от телевизора взят твёрдо, придётся пройти и через конфликты. Развитие психики ребёнка невозможно без умения разрешать конфликтные ситуации. Возмущением ребёнок начинает отстаивать свою самостоятельность. Есть несколько способов значительно сгладить конфликты и предотвратить истерики, связанные с телевизором.


Ребёнок продолжает сам включать телевизор, несмотря на запреты? Или это делают другие родственники и члены семьи, не поддерживающие вашу позицию? Наверное, в этом случае, стоит обсудить на семейном совете, кто же всё-таки является главным в доме и чьё же слово является решающим.

Ваш ребенок тратит все свободное время на просмотр телевизора? Вы не одиноки в своей проблеме. Согласно последним исследованиям, дети проводят у экрана по 7 часов в день, а то и больше. Читайте 10 советов о том, как отучить детей от телевизора.


Автор: Александр Тушкин

Почему это вредно?

  • Американские медики уверены, что проблема детского ожирения напрямую связана с просиживанием у экрана. Мало того, что они почти перестают двигаться, так у них еще начинает формироваться неправильное представление о здоровом рационе из-за рекламы калорийных продуктов. Когда вы последний раз видели, чтобы по телевизору рекламировали свежие фрукты?
  • Экран портит зрение не сам по себе, а из-за неправильных условий просмотра телепрограмм. Всегда помните о трех факторах. Качество изображения на экране должно быть приемлемым, чтобы глаза не напрягались лишний раз. Садиться к телевизору нужно не ближе, чем на расстояние пяти диагоналей экрана. Установите комфортное освещение в комнате – не слишком яркое и не слишком тусклое.
  • У дошкольников просиживание перед телевизором может вызвать дислексию – нарушение способности читать. Из-за обилия зрительной информации правое полушарие мозга развивается сильнее, чем левое, которое отвечает за текст. По статистике каждый пятый ребенок в России страдает от дислексии.
  • Из-за пассивного времяпровождения перед экраном, дети разучиваются играть, а ведь это важный навык, которому следует учиться. Из-за этого страдает фантазия, концентрация внимания, творческая активность, способность образно мыслить.

Сколько дети могут смотреть телевизор?

Американская академия педиатрии рекомендует школьникам проводить у экрана только 2 часа в день, причем половина этого времени должна быть посвящена просмотру образовательных программ. Российские медики еще строже: они считают, что до трех лет лучше вообще не подпускать чадо к ящику. Детям дошкольного возраста разрешается 20 минут просмотра в день, детям до 17 лет – 2 часа у телевизора и час за компьютером (компьютер хуже влияет на организм ребенка). Пользователь компьютера вынужден близко сидеть к монитору, а интернет и видеоигры больше привлекают детей, чем пассивный просмотр телепередач. Поэтому они охотнее сидят за компьютером, чем у телеящика.

Займитесь ребенком. Основная причина отчуждения детей – родители. Если ваш ребенок слишком много проводит у экрана, это значит, что вы используете телевизор в качестве няньки. Вы должны как можно раньше установить доверительный контакт с вашим чадом, в подростковом возрасте это будет сделать намного сложнее. Пересмотрите ваш ежедневный график. Проводите вместе больше времени: пойте, играйте, ходите в магазин, читайте, рисуйте. В конце концов, вы можете смотреть телевизор вместе с ребенком, а потом обсуждать просмотренные телепрограммы.


Не рубите с плеча. Отучайте детей от телевизора постепенно. Сколько времени ваши дети тратят на просиживание у экрана в неделю? Отнимите для начала один час. Через неделю отнимите еще час. Продолжайте в том же духе, пока не достигните желаемого результата. Отучая ребенка от ТВ, отвыкайте от него сами. Если у вас в доме телевизор постоянно включен, служа источником генератора фонового шума, то вряд ли ваш ребенок сможет быстро от него отвыкнуть.

Уберите электронику из детской комнаты. Переставьте телевизор и компьютер из детской комнаты, чтобы можно было контролировать, какое количество времени ребенок смотрит телевизор. Помните, что стойкая привычка к телевизору приводит к нарушениям сна, так как специфическое сияние лучевой трубки или подсветки монитора поздно вечером мешает выработке мелатонина – гормона сна. К тому же долгое просиживание у экрана ведет к перееданию и гиподинамии.

Составьте расписание. После того как вы установили ограничение на экранное время, составьте план на ближайшую неделю: чем вы будете заниматься с ребенком. Просмотр телевизора не должен накладываться на время приема пищи или тихий час. У современных телевизоров есть функция таймера, поставьте его на определенное время вечером.

Спрячьте экран. Попробуйте накрыть экран какой-нибудь красивой тряпкой, как это делали наши бабушки, или поместите телевизор в шкаф с закрывающимися дверцами. Тогда он не будет постоянно маячить перед глазами и напоминать детям о себе.

Расскажите детям о рекламе. Согласно исследованиям, дети до 6 лет не понимают разницу между телепередачей и рекламной паузой. При этом они вынуждены смотреть более 40000 рекламных роликов в год, большая часть которых крутится во время детских программ. Объясните, в чем вред рекламы, и как она заставляет зрителей покупать вредную пищу. Подчеркните пользу натуральных продуктов: фруктов, овощей, орехов и цельнозернового хлеба.

Будьте примером. Не забывайте о том, что родители – лучший пример для своих детей. Контролируйте свое экранное время, даже если ваша работа связана с компьютером. Избегайте бездумного блуждания по интернету или ТВ-каналам, выбирайте информацию, в которой вы действительно нуждаетесь. Включите телевизор, выберите любимую программу, досмотрите до конца, затем выключите ящик.

Занимайтесь уборкой с ребенком. Разделите обязанности по уходу за домом. Научите их планировать свой день, распишите, кто и когда моет посуду или подметает пол. Пусть ребенок сам отмечает, выполняется ли график и следит за взрослыми. Сделайте этот график ярким, красочным. Все это может отвлечь детей от экрана и научить их ответственности.

Будьте последовательны. Ограничение экранного времени может привести к конфликту. Стойте на своем, доказывайте свою правоту. Объясните, почему вы собираетесь выключить телевизор. Если ребенок маленький, попробуйте выдернуть розетку и сказать, что телевизор сломался. Ребенок постарше может раскусить ваш обман. Тогда можно выдернуть телеантенну. В конце концов вы и ваш ребенок будете вознаграждены.

Читайте также: